Школа для дураков кто написал

Обновлено: 03.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Очень атмосферная, трансперсональная вещь, вне времени, точнее даже сказать - о времени, но, конечно же, не только о нем. Читать стоит, даже обязательно.

Нечитаемая чушь. Прочитал, к сожалению, до конца, т.к. не умею "закрывать плохую книгу".

Несколько страниц из книги.

я ещё не дочитала до конца, а захотелось узнать об авторе: кто он,что он? и найти, и читать другие его вещи!

Эпохальный роман русского модернизма, великое произведение русской литературы 20 века. Поток сознания главного героя позволяет плыть в нем читателю, особенно не задумываясь над сюжетом, а получать удовольствие от формы, стиля и прекрасного русского языка. Сюжет такого романа пересказать невозможно, повествование нелинейно, время-пространство-память-действие искривляются и перемежаются. Вместе с тем, это очень трогательный и пронзительный роман о влюбленности ученика спецшколы в свою учительницу и связанными с этим внутренними переживаниями, о раздвоении главного героя после того, как он сорвал речную лилию, и об учителе Норвегове, который сам рассказывает ученикам, пришедшим его навестить, о своей смерти. Да и сами сюжетные аспекты отходят на второй план по сравнению со всем остальным в романе, пронизывающим его вдоль и поперек - безумной любовью автора к русскому языку.
"Опиши челюсть крокодила, язык колибри, колокольню Новодевичьего монастыря, опиши стебель черемухи, излучину Леты, хвост любой поселковой собаки, ночь любви, миражи над горячим асфальтом, преврати дождь в град, день - в ночь, хлеб наш насущный дай нам днесь, гласный звук сделай шипящим. "
"Наконец поезд выходит из тупика и движется по перегонам России. Он составлен из проверенных комиссиями вагонов, из чистых и бранных слов, кусочков чьих-то сердечных болей, памятных замет, деловых записок, бездельных графических упражнений, из смеха и клятв, из воплей и слез, из крови и мела, из добрых побуждений и розовых мечтаний, из хамства, нежности, тупости и холуйства. Поезд идет, и вся Россия, выходя на проветренные перроны, смотрит ему в глаза и читает начертанное - мимолетную книгу собственной жизни, книгу бестолковую, бездарную, скучную, созданную руками некомпетентных комиссий и жалких оглупленных людей".

Первый роман Саши Соколова, созданный им еще в России.
Книга написана в модернистской манере "потока сознания", это внутренний монолог героя к самому себе. Главный герой учится в школе для дураков, но дурак - это не диагноз с медицинской точки зрения, это особое раздвоенное мироощущение героя, его восприятие действительности и прошлого (то, что есть сейчас, и то, что было, сливаются). Поэтому и пространство, и время в тексте романа размыты.
Но это не книга сюжета, это книга языка. Роман понравится только тем, кто любит наслаждаться стилем повествования, тем, КАК написано. А запутаться в происходящем достаточно легко.
Книга заслуженно считается одним из лучших романов русской литературы ХХ века.

книга написана так,что засасывается прямо в сознание и пробирает просто мгновенно.сама книга была написана сравнительно давно но это не мешает ей читаться легко 1976 году.
каких либо движений, а точнее самого сюета нет, но это не портит. Главным героем является мальчик с раздвоением личности. и каждая личность описывается отдельно, получается 2 героя. Много в книги так же моментов когда прошлое, настоящее и будущее перемешаны вместе и отделить их очень трудно.
В книги очень много описания, точнее вся книга один сплошной абзац описания, но пробегать их не хочется так уж увлекательно написанно.

Роман, открывший для русской прозы новые пути. Лишённый сюжета и внятной структуры, написанный от лица мальчика с раздвоением личности — и полный удивления перед многообразием мира и возможностями русского языка.

комментарии: Юрий Сапрыкин

О чём эта книга?

Из архива Татьяны Ретивовой

Когда она написана?

Человек не может исчезнуть моментально и полностью, прежде он превращается в нечто отличное от себя по форме и по сути, — например, в вальс, в отдалённый, звучащий чуть слышно вечерний вальс, то есть исчезает частично, а уж потом исчезает полностью

Как она написана?

Из архива Татьяны Ретивовой

Что на неё повлияло?

Как она была опубликована?


Ещё 10 текстов, с которых начинается русский постмодернизм

Что было дальше?

Никто не в состоянии выучить: шум дождя, аромат маттиолы, предчувствие небытия, полёт шмеля, броуновское движение и многое прочее. Всё это можно изучить, но в ы у ч и т ь — никогда

Как особенности личности рассказчика влияют на язык романа?

Блог Евгения Соколова

Как движется время в романе?

Живите по ветру, молодёжь, побольше комплиментов дамам, больше музыки, улыбок, лодочных прогулок, домов отдыха, рыцарских турниров, дуэлей, шахматных матчей, дыхательных упражнений и прочей чепухи

В России Соколова вновь открыли в 90-х, но к концу 2000-х опять стали забывать, ведь он не столь продуктивен и скандален как другие писатели его поколения – Виктор Ерофеев, Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. Однако это несправедливо, учитывая таланты Соколова: он показал, что огромные возможности русского языка либо забыты, либо до сих пор слабо исследованы (возможно, этот косвенный упрек отечественным литераторам многие до сих пор ему не простили). Есть также мнение, что новое поколение российских прозаиков, в большинстве своем, в той или иной мере испытали влияние Соколова.

1. Вас привлекают формальные эксперименты с текстом, которые призваны отразить не просто поток сознания, но сознание редуцированное, своеобразно искаженное (сознание ребенка-шизофреника).

Именно в связи со сложным текстом, полным скрытых аллюзий и одновременно психотических эффектов (например, буквализация метафоры) Соколова считают ярким примером литературы постмодерна с ее интересом к мозаичному, расколотому сознанию.

3. Вы верите, что любви все возрасты покорны. И тут нечего добавить.

Впрочем, Набоков всегда был очень предвзятым (а порой и весьма странноватым в своих вкусах) литературным критиком – например, он яростно доказывал, что Достоевский – это убогая криминальная литературка, не достойная стоять в одном ряду с великими русскими писателями.

1. Вас раздражают тексты, в которых ничего сразу не понятно, а реалистическая канва событий отсутствует как класс. Линейное повествование, однозначные оценки со стороны автора, единство места, времени и действия – всё это отброшено автором, т.к. противоречит его замыслу (исследовать детское, расколотое сознание).

2. Вас не интересуют любовные страдания героя с отклонениями или попросту своих хватает. Ну что тут скажешь: бывает и такое.

3. Вы любите в сюжете мощную интригу с яркой развязкой и катарсисом. Их не будет, впрочем, даже само отсутствие развязки порой способно вызвать катарсис.

5. У вас достаточно личных поводов не обращаться к теме детства, не вспоминать свои юношеские перипетии и несчастные влюбленности. Детство – очень часто пора травм, а не радужных воспоминаний. Каждый имеет полное право не читать не только о том, что неинтересно, но и о том, что слишком болезненно.


Текст: Дмитрий Данилов

Обложка предоставлена издательством ОГИ

Если про русских писателей XIX века говорят, что они вышли из гоголевской "Шинели", то про современных русских писателей можно сказать, что они во многом вышли из "Школы для дураков" Саши Соколова. Узнав, что в московском интеллектуальном издательстве ОГИ, уже "отметившемся" выпуском полных собраний сочинений Введенского, Заболоцкого и изрядно подзабытых поэтов XVIII - начала XIX века, выходит новое издание легендарного романа, мы попросили Дмитрия Данилова - одного из самых успешных выпускников этой "школы", поделиться: что значит сейчас для него этот постмодернистский шедевр 40-летней давности? И что значит он для нас для всех?

Sokolov_School_2016_Cover

1. Удивление перед миром

2. Тотальная неопределенность

Дальше речь пойдет о более частных, даже, можно сказать, технических вещах, но не менее важных (лично для меня).

3. Перечисления

4. Превращение обыденной прямой речи в неостановимый, неразделимый поток, без четкого разграничения с речью косвенной

Должен признаться, что вещи, описанные в пунктах 3 и 4, обильно присутствуют в моих прозаических текстах, и сейчас я должен сам себе признаться, что это, несомненно, влияние Саши Соколова. Просто раньше я почему-то об этом не задумывался.

5. Ненарративность

Пятый пункт - наверное, самый для меня главный (извините за невольный смысловой каламбур).

Читайте также: