Школа безопасности рабочая программа по внеурочной деятельности

Обновлено: 17.05.2024

Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.

Программа составлена в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами федерального уровня:

При составлении программы учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Программа рассчитана для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет.

1 класс- 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.

Программа включает три раздела:

1. Дорожная азбука.

3. Опасные и чрезвычайные ситуации.

II . Содержание

1. Дорожная азбука

Введение. Дорога в школу и домой. Опасности на дороге. Сигналы светофора. Пешеходный переход. Дорожные знаки.

Огонь – друг и враг человека. Причины возникновения пожара. Действия в случае пожара. Противопожарный режим в школе.

3. Опасные и чрезвычайные ситуации

Опасность у тебя дома. Опасные ситуации в школе. Опасные растения и грибы. Правила поведения с домашними питомцами. Безопасный отдых. С кем дружат болезни. Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях.

1. Дорожная азбука

Введение. Сигналы светофора. Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. Правила перехода улиц и дорог. Обязанности пассажиров.

Причины возникновения пожара. Действия в случае пожара дома. Противопожарный режим в школе. Первая помощь при ожогах.

3. Опасные и чрезвычайные ситуации

Школьный травматизм. Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях. Инфекционные и неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. Безопасность на воде.

1. Дорожная азбука

Введение. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. На загородной дороге. Безопасность пассажиров. Правила езды на велосипеде.

Причины возникновения пожара. Действия в случае пожара. Противопожарный режим в школе. Лесные пожары.

3. Опасные и чрезвычайные ситуации

Опасные ситуации в школе. Безопасное поведение дома. Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током, отравлении газом. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Правила безопасного поведения в лесу. Первая медицинская помощь при вывихах и переломах.

1. Дорожная азбука

Введение. Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам. ГИБДД. Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании ж/д транспортом.

Причины возникновения пожара. Противопожарный режим в школе. Противопожарное оборудование. Действия в случае пожара. Первая помощь пострадавшим.

3. Опасные и чрезвычайные ситуации

Вредные привычки, их влияние на здоровье. ЧС. Наводнения. Землетрясения. Ураганы. Оказание первой медицинской помощи при ударе молнией, при укусах насекомых и змей, солнечных и тепловых ударах. Правила ТБ для туриста.

III . Планируемые результаты

Личностные УУД

выраженная устойчивая познавательная мотивация;

положительная, адекватная, дифференцированная самооценка;

компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

моральное сознания на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам;

установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;

эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь.

Регулятивные УУД

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять инициативу в сотрудничестве;

самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

- безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

- принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

- отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

- готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- формировать у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

- выработать у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Программа предназначена для:

- формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

- приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;

- формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Планируемые результаты обучения

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- умение анализировать события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия;

- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера похарактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- знание основных мероприятий по инженерной защите населения, проводимых государственной системой предупреждения и ликвидации ситуаций;

- умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- умение самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

- умение пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты населения;

- умение правильно оценить ситуацию при пожаре;

- обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре;

- вырабатывание алгоритма безопасного поведения при пожаре;

- владение правилами дорожного движения, обязанностями и правами пешеходов,водителя велосипеда;

- владение правилами безопасного поведения на водоемах в различное время года;

- понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды.

1. Основы безопасности личности, общества и государства, 24ч.

а). Безопасность дорожного движения, 8ч.

б). Правила пожарной безопасности,8ч.

в). Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, 6ч.

г). Экологическая безопасность, 2ч.

2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни.10ч.

а). Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. 3ч.

б). Основы здорового образа жизни. 7ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отравлениях опасными химическими веществами и бытовой химией, отморожениях, ушибах, кровотечениях, закрытых травмах;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

- пользования бытовыми приборами и инструментами;

- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Надеждино муниципального района Кошкинский Самарской области

446802, Самарская область, муниципальный район Кошкинский, село Надеждино, ул.Центральная, 61,

Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю

Протокол № от ___ Зам. директора по УВР Директор ГБОУ СОШ с. Надеждино

Руководитель МО ____/ _________/ _______/ Романова Т.А./ ________/ Романов А.И./

внеурочной деятельности

ГБОУ СОШ с. Надеждино

Направление развития личности школьника: социальное

Составитель : Гайфулин Р.Р – учитель информатики, математики и ОБЖ первой категории.

Учебный год:

Пояснительная записка

разработана на основании нормативно-правовых документов:

Методические рекомендации МОиН РФ по вопросам введения ФГОС основного общего образования от 07.08.2015

Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ с. Надеждино

Программа составлена для учащихся 8 класса в возрасте 13-15 лет.

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства

Программа направлена на развитие индивидуальных способностей и познавательных интересов детей, обеспечивает физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения ребят в разнообразную игровую деятельность, наряду с этим развиваются организаторские способности и задатки, психические свойства личности.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время в современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В условиях современной жизни подросткам и молодежи необходимо привитие умений и навыков, позволяющих в условиях экстремальных ситуаций не только осуществлять грамотные действия по спасению, но и уметь оказывать помощь попавшим в беду людям, а случае необходимости – руководить проведением поисково-спасательными работами.

Благодаря полученным знаниям, обучающиеся будут учиться: самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать пути и возможности своего организма и природной среде, в которой они живут.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Цели и задачи:

Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья

Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.

Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности

Формы и методы занятий:

групповая работа, экскурсии, походы, беседы, викторины, коллективные творческие дела, трудовые дела, соревнования, конкурсы, практические занятия.

Формы контроля:

Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами являются:

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

развитие личностных, в том числе духовных и физичес­ких, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важ­ных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять -правила безопасности жизнедеятельности;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному здоровью как к инди­видуальной и общественной ценности.

развитие способности обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, умению ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е. активному присвоению нового социального опыта.

Метапредметными результатами являются:

овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опас­ных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять при­чинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в по­вседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных це­лей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуаль­ные подходы к обеспечению личной безопасности в повсе­дневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельнос­ти с использованием различных источников и новых инфор­мационных технологий;

развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природногоо и социального характера;

формирование умений взаимодействовать с окружаю­щими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебной программы

улучшение собственного физического и психического здоровья;

отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

организацию активного и здорового отдых

нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта.

Наименование

разделов и тем

Содержание занятий со школьниками

Всего часов

Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Безопасность на дорогах . Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Безопасность на водоемах. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Экология и безопасность. Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

Теория: Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека.

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при ссадинах, ушибах, переломах, кровотечениях, при отравлениях угарным газом, обморожениях и ожогах. Представление о травмах, значении принципов оказании первой медицинской помощи, постепенности и систематичности в закаливающих процедурах, познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на организм и здоровья человека. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

Медицинская (домашняя) аптечка

Практика: оказания первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах, переломах, кровотечениях, при отравлениях угарным газом, обморожениях и ожогах, укусах насекомых. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

Раздел 3. Азбука туризма. Безопасный туризм.

Практика: Определение расстояния до недосягаемых предметов. Упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при помощи карты. Участие в соревнованиях по ориентированию. Ориентирование по местным признакам. Движение по азимуту. Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков на карте и на местности. Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета, определению ширины реки, оврага. Составление топокарт. Создания укрытия летом и зимой. Постановка палатки. Умение изготавливать временную одежду обувь, укрытие. Разработка вариантов и способов преодоления препятствий, выбор пути. Освоение приёмов преодоления препятствий. Соревнования по ориентированию

Уход за одеждой и обувью: сушка, ремонт, изготовление. Добыча воды. Сбор съедобных растений Изготовление необходимого туристского снаряжения Приготовление пищи на примусах.

Кратковременные походы, соревнования, конкурсы, викторины.

Раздел 4. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Теория: Понятие “здорового образа жизни”, его составляющих, значение культуры здорового образа жизни для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для своего организма и организма близких людей. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни.

Характеристика основных результатов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Ученик должен знать :

правила пожарной безопасности, правила безопасного поведения пассажиров, пешеходов, велосипедистов; потенциальные опасности природного, техногенного и социалного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; общие правила оказания первой медицинской помощи, о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание,

Ученик должен уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; соблюдать правила личной безопасности; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях, ориентироваться по компасу и природным ориентирам, вязать туристские узлы, вычерчивать маршрутную ленту; ставить палатку, укладывать рюкзак, разжигать костер в различных походных ситуациях (при отсутствии запрета на разжигание костров), готовить пищу в походных условиях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

Достижение социального эффекта.

Ожидаемые результаты.

Укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни;

Овладение навыками безопасного существования человека в природных условиях;

Психологическая адаптация детей и подростков к групповой деятельности;

Овладение навыками организации и проведения спортивных туристских соревнований, походов.

Гармонизация отношений детей и подростков с природной средой;

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; вести здоровый образ жизни.

Форма проведения

Дата проведения

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности.

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.

Водитель. Формирование качеств безопасности водителя.

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

Безопасный отдых у воды.

Оказание помощи, терпящим бедствие на воде.

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки.

Классификация чрезвычайных ситуации техногенного характера.

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

Виды травм. Кровотечения.

Общие правила оказания первой медицинской помощи. Экскурсия в Офис ВОП

Экскурсия в Офис ВОП

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Правила транспортировки пострадавшего

Туризм – активный отдых. Техника пешеходного туризма

Туристская группа в походе. Индивидуальные, групповые, командные действия

Создание временного укрытия зимой.

Прохождение технических этапов короткой полосы препятствий

Туристическое снаряжение. Его хранение и уход

Ориентирование в лесу с использованием ручных часов и солнца. Соревнования по ориентированию

Ориентирование на местности, способы ориентирования. Ориентирование при условии отсутствия видимости.

Компас, правила пользования им. Движение по азимуту.

Движение по азимуту. Способы измерения расстояний на карте и на местности

Топографическая и спортивная карта

Питание в туристском походе. Приготовление пищи в походе. Как добыть воду?

Приготовление пищи в походе. Как просушить одежду в дождливую погоду.?

Игра: Изготовление временной обуви из подручных средств

Изготовление одежды и снаряжения из подручных средств.

Учимся ставить туристическую палатку.

Изготовление временных укрытий в летний (весенний) период

Формирование походной аптечки. Транспортировка пострадавшего туриста

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества Мои любимые виды спорта

Выход за пределы из аудитории

Экскурсия в Пожарно-спасательную часть № 88 с. Орловка.

Экскурсия в Офис врача обще практики,

Игры и соревнования в сельском Парке отдыха, на спортивной площадке,

кратковременные походы в лес, к реке Кондурча.

Список литературы:

Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 1990.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

В.И.Громсов.,Г.А.Васильев."Энциклопедия безопасности - 3" (С изменениями и дополнениями) М., 2000 год.

Баленко С.В. Школа выживания. – М., 1992 (1 и 2 ч).

Вейялайлен Л. Зелеными маршрутами. – М.: Физкультура и спорт, 1985.- с.9

Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование. – М: ACADEMA, 2001.

Иванов Е.И. С компасом и картой. – М: ДОСААФ, 1971. – с.15-17.

Куликов В.М. Походная туристская игротека. Сборники № 1,2. М., ЦДЮТур МО РФ, 1994.

Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.

Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. М. ЦДЮТур МО РФ, 1996.

Кодыш Э. Н. Пешеходный туризм. Техника преодоления пре­пятствий: Методические рекомендации. — М.: МосгорСЮТур, 1995

Читайте также: