Что такое гомруль в истории 8 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Программа была выдвинута ирландским либералом Айзеком Баттом в 1869 году. В 1870 году им же была основана Ассоциация самоуправления Ирландии, преобразованная в 1873 году в Лигу гомруля. В 1874 году 60 гомрулеров стали членами британского парламента. Лидером гомрулеров был Чарльз Стюарт Парнелл. Лидер Либеральной партии Уильям Юарт Гладстон вступил в союз с гомрулерами и дважды (1886 и 1893) выдвигал в парламенте билль о гомруле, однако оба раза билль проваливался под давлением консерваторов и части либералов (расколовшихся в 1890 году именно на почве вопроса о гомруле).

В 1912 году либеральное правительство вновь внесло билль о гомруле, в течение двух лет трижды отклонявшийся палатой лордов. Движение за гомруль вызвало ожесточённое сопротивление среди протестантов Ольстера, создавших вооружённые отряды юнионистов (сторонников сохранения унии).

В 1914 году дошло до серьёзных беспорядков, в ходе которых войска отказались стрелять в юнионистов. После начала Первой мировой войны биллю королевской санкцией была придана сила закона (17 сентября 1914), однако с оговоркой, что его введение откладывается до окончания войны и будет сопровождаться дополнительным актом, изымающим из действия закона Северную Ирландию.

Связанные понятия

Ирландский национализм (ирл. Náisiúnachas Éireannach) — совокупность политических и общественных движений, которые проповедуют любовь к ирландской культуре, языку и истории, чувство гордости за Ирландию и ирландцев. Ирландские националисты борются за независимость Северной Ирландии от Великобритании. Среди националистов есть и католики, и протестанты.

Британский юнионизм (англ. British unionism), также известный как Юнионизм в Великобритании (англ. Unionism in the United Kingdom) — британская политическая идеология и форма гражданского национализма, выступающая за сохранение в действующих границах Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (в некоторых случаях со включением в состав Великобритании и Республики Ирландия). Исторически юнионизм имел много противников в Ирландии, а после образования независимой Ирландии и вовсе остался.

Акт о правительстве Ирландии (англ. Government of Ireland Act 1914), также известный как Акт о гомруле (англ. Home Rule Act) и Третий билль об ирландском гомруле (англ. Irish Third Home Rule Bill) — законопроект, обсуждавшийся в парламенте Соединённого Королевства в 1914 году, согласно которому Ирландия получила собственный парламент.

Акт об Унии 1800 года (вступил в силу в 1801 году) — документ, который закрепил союз Королевства Великобритании и Королевства Ирландии; в результате чего было образовано Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. Для этого 100 ирландских депутатов получили места в Палате общин Парламента Великобритании.

Торизм (англ. Toryism) — политическая философия, представляющая собой британскую версию классического консерватизма. В политической области торизм берет своё начало в движении кавалеров времен Войн трёх королевств. Данная политическая философия занимает заметное место в политической жизни Соединенного королевства, а также в некоторых частях Содружества, особенно в Канаде. Исторически представителями этой философии в рамках бывшей Британской империи также были лоялисты Британской Америки, которые.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Пала́та о́бщин (англ. House of Commons) — наименование одной из палат парламента Соединённого королевства и одной из палат парламента Канады.

Первый законопроект о гомруле (Government of Ireland Bill 1886) — первый законопроект о самоуправлении Ирландии, обсуждавшийся в парламенте Соединённого Королевства в 1886 году.

Валлийский национализм проповедует идею своеобразия валлийского языка, культуры и истории. Сторонники валлийского национализма борются за расширение автономии Уэльса, включая независимость от Соединенного Королевства.

Парламентская реформа 1867 г. (или вторая парламентская реформа) в Великобритании предоставляла право голоса владельцам или съёмщикам отдельных домов либо квартир, либо комнат, если арендная плата составляла не меньше 10 ф.ст. в год. Примерно в таких условиях и жила в то время высокооплачиваемая категория рабочих. Об остальных реформистские вожди не желали думать.

Чарти́зм (англ. Chartism) — социальное и политическое движение в Англии в 1836—1848 годах, получившее имя от поданной в 1839 году парламенту петиции, называвшейся хартией или Народной хартией. Чартизм можно считать предтечей социал-демократии, хотя собственно социалистические идеи в нём были весьма слабы.

Билль об эмансипации католиков — законодательный акт, принятый британским парламентом 24 марта 1829 года. Билль существенно расширил политические права католиков Соединённого королевства.

Британский конгресс тред-юнионов (БКТ; The Trades Union Congress, TUC) — профсоюзный центр в Великобритании. Объединяет 65 профсоюзов с 5,6 млн членов. Текущий генеральный секретарь — Френсис О’Грейди.Был организован в 1860-х годах как координационный центр британских профсоюзов. Первый съезд состоялся в 1868 году в Манчестере. Исторически связан с Лейбористской партией, основанной как партия тред-юнионов, но является независимым от политических партий. Конгресс может высказывать свое мнение по тем.

Индепенденты (от англ. independent, независимый) — приверженцы одного из течений протестантизма в Англии и ряде других стран. Отделились от пуритан в конце XVI века. Основателем индепендентства считается Роберт Броун.

Канцлер казначейства Великобритании (англ. The Chancellor of the Exchequer) — официальное наименование министерской должности в Кабинете Великобритании, ответственной за экономические и финансовые вопросы, а также контроль за Казначейством Её Величества (Her Majesty's Treasury). Эта должность примерно соответствует должностям Министр финансов или Секретарь казначейства в других странах. В самой Великобритании, члена Кабинета Правительства, занимающего эту должность, зачастую называют просто «Канцлер.

Министр внутренних дел (англ. Secretary of State for the Home Department, точный перевод Государственный секретарь департамента внутренних дел), обычно упоминается как министр внутренних дел, является членом Правительства Её Величества, возглавляя министерство внутренних дел, является ответственным за внутренние дела Англии и Уэльса, а также за вопросы иммиграции и гражданства для всей Великобритании.

Во время дебатов в Патни члены Армии Нового Образца, ряд участников которой относился к левеллерам, дискутировали об основных принципах будущей конституции Великобритании, которая должна была быть принята по итогам Английской революции.

Пала́та ло́рдов (англ. The House of Lords of the United Kingdom; House of Peers; полное наименование — Почте́нные ло́рды, духо́вные и све́тские, Соединённого короле́вства Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии, собра́вшиеся в Парла́менте, англ. The Right Honourable the Lords Spiritual and Temporal of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland in Parliament assembled) — верхняя палата парламента Великобритании.

Долгий парламент — название Парламента Англии в 1640—1653 и 1659—1660 годах. Собрался в Вестминстере. Разогнан Оливером Кромвелем. Из 511 членов палаты общин 91 депутат был послан графствами, 4 — университетами, остальные депутаты представляли города. Среди его членов были Люшиус Кэри и Джон Пим.

Правительство Её Величества (англ. Her Majesty's Government, HMG), или Правительство Великобритании (англ. British Government) — центральное правительство Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Кра́сный то́ри (англ. Red Tory) — последователь направления в политической философии и традиции, известных как сострадательный консерватизм. Распространенное в Канаде, это направление сходно с традицией высокого торизма в Великобритании. Красные тори находятся в оппозиции идеологии Blue Tories (синих тори). В Канаде красный торизм находит своё воплощение в провинциальных и федеральных консервативных партиях. История красных тори во многом определяет разницу в развитии политической культуры в Канаде.

Резолюционисты (англ. Resolutionists) — центристское течение в ковенантском движении Шотландии, представители которого, с одной стороны, выступали за насильственное распространение пресвитерианской религии на соседние государства, а с другой стороны, были готовы к сотрудничеству ради тактических целей с более умеренными политическими силами, вплоть до роялистов.

Первый кабинет Дэвида Кэмерона (англ. First Cameron ministry) — 94-е (с момента образования в 1707 году Королевства Великобритания) правительство Великобритании, действовало с 11 мая 2010 года по 11 мая 2015 года под председательством Дэвида Кэмерона.

Ле́веллеры (англ. Levellers — уравнители) — радикальное политическое течение (традиционно называемое партией) в Английской революции, обособившееся от индепендентов в 1647 году. Левеллеры были решительными противниками монархии и аристократии (в лице палаты лордов). Они выступали за создание республики, отстаивали идею народного суверенитета, ратовали за предоставление населению широких политических прав и свобод, в том числе проведение ежегодных выборов в палату общин и предоставление избирательных.

Диссе́нтеры (англ. dissenters — от лат. dissentio — не соглашаюсь) — в Англии одно из наименований протестантов, отклонявшихся от официально принятого вероисповедания. Термин появился в связи с распространением Реформации и применялся с XVI века для обозначения тех, кто подвергался преследованиям со стороны государственной церкви. В зависимости от характера последней, диссентерами в разное время назывались представители различных вероисповеданий. Чаще всего диссентерами назывались пуритане. При королеве.

Вестминстерский статут 1931 — акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931 года, установивший правовое положение доминионов (государств в составе Британской империи) и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время — Содружество наций).

Торжественная лига и Ковенант (англ. Solemn League and Covenant) — религиозно-политический договор, заключенный между Шотландией и английским парламентом в период Английской революции XVII века, оформивший союз двух британских государств и заложивший основу для объединения церквей Англии и Шотландии на базе пресвитерианства.

Короткий парламент — название, данное парламенту Англии, существовавшему в период с 13 апреля по 5 мая 1640 года во время правления короля Карла I; парламент был назван так потому, что он существовал всего три недели.

Канцлер Герцогства Ланкастерского — должность в правительстве Великобритании. Фактически круг вопросов, решаемых лицом, занимающим эту должность не очерчен. Можно сказать, что эта должность является синекурой для политиков, чей политический вес уже не оказывает влияния на государственные дела, но которые сохраняют почёт и уважение. Единственной чётко установленной обязанностью их является назначение мировых судей королевства.

Доминио́н (англ. dominion, от лат. dominium — владение) — фактически независимое государство в составе Британской империи (ныне — в составе Содружества), признающее главой государства британского монарха, представленного в доминионе генерал-губернатором.

Кавале́ры (англ. Cavalier) — английские роялисты, сторонники англиканской церкви и Карла I в ходе английской Гражданской войны. Представители английской аристократии. Непримиримые соперники круглоголовых. Предводителем кавалеров был принц Руперт, которого часто считают примером этого движения. Они носили длинные волосы и белые кафтаны.

Министерство КАБАЛЬ (англ. CABAL Ministry) — группа высокопоставленных чиновников, сконцентрировавших в своих руках власть в Англии (включая Уэльс), Шотландии и Ирландии после реставрации Стюартов, в 1668—1674 годах.

Войны трёх королевств — серия взаимосвязанных конфликтов в Англии, Шотландии и Ирландии в период с 1639 по 1651 год, когда эти страны считались отдельными королевствами под личной унией Карла I. Часто в это понятие включают восстания и конфликты 1650-х годов вплоть до Реставрации 1660 г. Конфликты были вызваны как религиозными (может ли монарх устанавливать религию или это личное дело каждого), так и гражданскими (соотношение прав Парламента и короля в части установления налогов и набора войск) разногласиями.

Высокий торизм (англ. High Toryism) — термин, используемый в Великобритании, Канаде, Австралии и ещё ряде стран для обозначения старого традиционалистского консерватизма. В Великобритании последний принял форму торизма, который начал своё формирование в XVII веке. Высокий торизм часто находился в противоречии с прогрессивными элементами в консервативных партиях в указанных странах. Исторически, консерватизм конца XVIII века берет своё начало в идеях вигов Эдмунда Бёрка и Уильяма Питта Младшего, а.

Второй кабинет Дэвида Кэмерона (англ. Second Cameron ministry) — 95-е (с момента образования в 1707 году Королевства Великобритания) правительство Великобритании, действовало с 11 мая 2015 года по 13 июля 2016 года под председательством Дэвида Кэмерона.

Епископские войны — серия вооруженных конфликтов в 1639—1640 годов между Шотландией, восставшей против короля Карла I, и Англией. Обращение Карла I к английскому парламенту с требованием оказания материальной поддержки для ведения войны послужило толчком к Английской революции XVII века.

Ба́рристер (англ. barrister) — категория адвокатов в Великобритании и странах Содружества, которые ведут дела. Барристеры — адвокаты более высокого ранга, чем солиситоры.

Правительство меньшинства — термин, обозначающий при многопартийной парламентской системе управления правительство, составляющие которое партии не располагают абсолютным большинством мест в парламенте. Недостатком данной системы является возможность частого вынесения вотума недоверия правительству. Данная ситуация преодолевается образованием коалиционного правительства.

Волонтёр ирландских республиканцев (англ. Irish republicans volunteer), также известный как просто волонтёр или доброволец (англ. Volunteer, сокращённо Vol.; ирл. Óglach) — термин, используемый для наименования любого члена военизированных организаций ирландских республиканцев, среди которых преимущественно выделяются Ирландская республиканская армия (ИРА) и Ирландская национальная освободительная армия (ИНОА). В гэльском языке такого человека называют Óglach.

Высокая церковь (англ. High church) — направление в протестантизме, стремящееся к сохранению дореформационного традиционного богослужения.

Охвостье (англ. Rump Parliament) — принятое в исторической литературе название английского парламента в период с 1648 по 1652 год.

Нонконформи́зм — течение в английском протестантизме, направленное на усиление ряда оппозиционных к господствующей церкви тенденций, возникших в ходе западноевропейской Реформации.


Что такое гомруль в истории 8 класса? Борьба за независимость Ирландии от Британской империи является одним из хрестоматийных примеров национально-освободительного и религиозного движения. Одним из его эпизодов является гомруль. Что же это? Объяснить термин "гомруль" можно как борьбу за самоуправление. Она была длительной и трудной для ирландцев. Подробнее о ней будет рассказано ниже.

Что такое гомруль?

Гомруль – это движение за автономное существование Ирландии, которое началось в конце XIX века в Дублине. Его сторонники требовали создания собственного парламента, а также своих органов самоуправления. Термин "гомруль" как раз и переводится с английского как самоуправление. При этом над Ирландией сохранялся британский суверенитет, то есть ее статус фактически был идентичен доминиону.

Движения подобного рода появлялись в Ирландии и ранее, например, одно из главных – Агитация отмены, которое требовало отмены монархической унии со стороны Англии. Среди основателей движения гомрулей был профессор экономики, успешный адвокат Исаак Батт.

В 1870 году он произнес на Большом совещании Дублина ставшую знаменитой речь о создании парламента в Ирландии. В этом же году была создана Ассоциация самоуправления Ирландии, которую в 1873 году преобразовали в Лигу гомруля. Таким образом, гомруль – это то движение, которое, по сути, требовало свободы от диктатуры Англии.

Развитие движения

С 1873 года Лигу гомрулей возглавлял ее основатель Исаак Батт, управляя ею вплоть до своей смерти в 1879 году. После этого гомрулей возглавил его друг и соратник Уильям Шоу, бывший член ирландской Либеральной партии. Изначально к движению примкнуло только 10 из 103 депутатов Ирландии. Однако после того, как прошли общие выборы 1874 года, количество гомрулеров увеличилось до 60 человек. В оппозиции к ним оставалось лишь 12 либералов и 31 консервативный депутат.

Исаак Батт основатель движения Гомруля

Несмотря на свое большинство, партия гомрулей не имела большого влияния. Каждую сессию от ее лица озвучивалось предложение о создании в Ирландии отдельного, независимого парламента. Такой призыв чаще всего вызывал оживленные прения, но особого впечатления и эффекта не производил ни на парламент, ни на большинство представителей ирландской общественности.

Политические реформы гомрулей

Подавляющее число жителей Ирландии считало, что конституционными методами борьбы в парламенте не получится добиться осуществления требуемых реформ. Гомрули это понимали и поэтому начали попытки увеличения своего авторитета и влияния. После того как в 1880 году гомрулей возглавил Чарльз Стюарт Парнелл, доверие к ним среди ирландцев заметно увеличилось.

Чарльз Парнелл возглавлял движение Гомруля

Теперь население Ирландии видело в этой партии настоящих носителей и хранителей национальных интересов, и в 1885 году на выборах в парламент побеждает уже 85 гомрулеров из 103. Широкую поддержку и сочувствие обеспечивало еще и то, что Ч. С. Парнелл со своими соратниками связал политическую реформу с земельным вопросом. Парнелл требовал снижения арендной платы для ирландских фермеров, что прибавило большое количество сторонников партии гомрулей.

Первые результаты

Наконец после длительной борьбы за интересы ирландского народа партии гомрулей в Англии удалось добиться первых успехов. Резкие подвижки по ирландской проблеме проявились в изменении отношения к ней со стороны премьер-министра Великобритании Уильяма Гладстона, а также многих английских либералов.

Премьер-министр Англии Уильям Гладстон

В 1886 году У. Гладстон вносит билль о гомруле в английский парламент, однако он не нашел поддержки среди британских парламентариев. Камнем преткновения ирландских гомрулей и английских консерваторов и либералов стала земельная реформа Ирландии, которую предложил Ч. С. Парнелл.

Англичане никак не хотели снижения арендной платы на землю фермерами, так как это напрямую влияло на бюджет Великобритании. Хотя они и соглашались по незначительным вопросам, которые в корне не меняли ситуации в Ирландии. По факту же консерваторы не хотели никаких значительных изменений, мечтая оставить все как есть.

Закон о гомруле 1893 года

При очередном открытии сессии парламента в тронной речи билль о гомруле был назван Законом об улучшении системы управления Ирландией. Считалось, что он был составлен для оптимизации работы парламента и облегчения жизни ирландцев, а также для обеспечения единства и могущества Британской империи.

Выступление У. Гладстона в парламенте с биллем о гомруле

Одним из главных аспектов билля, который внесли в палату общин в феврале 1893 года, было учреждение законодательного собрания для ведения дел Ирландии без нарушений, однако под контролем и верховенством парламента Англии.

Новому парламенту в Дублине давалось право на создание законов для порядка, спокойствия и надлежащего управления Ирландией по отношению к делам в любой из ее частей. Этим гомрули способствовали улучшению жизни ирландцев и обретению ими новых свобод. Предполагалось, что новый парламент будет состоять из двух палат – Законодательного собрания и Законодательного совета.

Палаты парламента Ирландии

Обе палаты ирландского парламента представляли собой выборные учреждения. В Законодательный совет входило 48 человек, которые избирались на восьмилетний срок. Для участия в выборах в него необходимо было иметь годовой доход более 20 фунтов стерлингов, получаемый от собственного или арендуемого имущества. При данном цензе количество избирателей составляло около 170 тыс. человек.

Высшая власть в Ирландии

Парламент Англии

При Тайном совете Ирландии планировалось учреждение Исполнительного комитета, который, по сути, являлся кабинетом министров вице-короля. С ним последнему необходимо было сообразоваться, используя свое право вето. Билль 1893 года отличался от билля 1886 года тем, что Ирландия при всех изменениях сохраняла свое представительство в общеимперском парламенте. Противники билля утверждали, что гомруль – это угроза целостности империи, поэтому принятие этого закона закончится катастрофой для Великобритании.

Споры о билле

При этом заявлялось, что принятие билля может быть истолковано Ирландией как слабость Англии и станет первым шагом на пути развала государства. Билль о гомрулях может стать средством для осуществления попытки полного отделения от Англии. Вместе с этим, Великобритания никогда не допустит этого отделения, и любые действия по его осуществлению приведут к кровопролитному противостоянию.

Король Великобритании Георг V

Еще одним доводом было то, что принятие билля может создать опасный прецедент, за которым могут последовать аналогичные действия со стороны Шотландии и Уэльса. Некоторые противники закона и вовсе утверждали, что ирландцы, в принципе, не способны самостоятельно управлять страной из-за своей впечатлительности и непредусмотрительности.

Итоги движения гомрулей

Несмотря на все споры, второй билль о гомруле от 1883 года одобрила Палата общин, однако отвергла Палата лордов. Спустя годы премьер-министр Герберт Генри Асквитт со своими сторонниками выпустил третий билль, который приняли в 1914 году.

Этот закон предполагал создание парламента в Дублине, состоящего из двух палат и имеющего полномочия рассматривать лишь вопросы внутреннего характера. Главную роль по-прежнему играл общебританский парламент, причем количество ирландских представителей в нем сильно сократилось. Король Британии Георг V одобрил билль, но вступление его в законную силу отложили до окончания Первой мировой войны.

Современное движение Гомрулей

Борьба за гомруль в парламенте Британии повлияла на эволюцию в самой партии гомрулей, большинство членов которой начали склоняться к компромиссному решению с правительством. После восстания 1916 года в Ирландии требования гомрулей изменились, теперь они требовали независимости от Англии и установления республиканского строя. В 1920 году власти Англии приняли закон, гарантирующий ирландское самоуправление. Но по факту Ирландия была разделена надвое, а ее северная часть получила статус доминиона.

Таким образом, ответ на вопрос, что такое гомруль в истории, звучит следующим образом. По сути, это движение ирландцев, которые боролись за свою независимость от Англии, принесшей в Ирландию кровопролитие, разграбление и геноцид. В наше время там продолжается борьба за отделение от Британии, ведущаяся рядом различных групп и движений, в том числе и радикальных.

ГО́МРУЛЬ (Home Rule - самоуправление). Дви­же­ние за пре­дос­тав­ле­ние Ир­лан­дии ав­то­но­мии в со­ста­ве Со­еди­нён­но­го Ко­ро­лев­ст­ва Ве­ли­ко­бри­та­нии и Ир­лан­дии в конце XIX - начале XX веков.

Ро­до­на­чаль­ник дви­же­ния - И. Батт, ос­но­ва­тель ирландской Ас­со­циа­ции са­мо­управ­ле­ния (1870 год), пре­об­ра­зо­ван­ной в Ли­гу гомруль (1873 год). Её про­грам­ма пре­ду­смат­ри­ва­ла соз­да­ние ирландского национального пар­ла­мен­та для ре­ше­ния внутренних во­про­сов Ир­лан­дии при со­хра­не­нии вер­хов­ной вла­сти официального Лон­до­на. 60 сто­рон­ни­ков гомруль в 1874 году бы­ли избра­ны в британский пар­ла­мент, где они со­ста­ви­ли оп­по­зиционную фрак­цию, ши­ро­ко при­ме­няв­шую так­ти­ку пар­ла­мент­ской об­струк­ции. По­сле при­сое­ди­не­ния к ним ирландских пар­ла­мен­та­ри­ев, со­сто­яв­ших в других пар­ти­ях, бы­ла об­ра­зо­ва­на но­вая Ирландская пар­ла­мент­ская пар­тия, ко­то­рую воз­гла­вил Ч. С. Пар­нелл. Вне стен пар­ла­мен­та сто­рон­ни­ки гомруль по­лу­чи­ли под­держ­ку На­цио­наль­ной зе­мель­ной ли­ги 1879-1882 годы, воз­гла­вив­шей ши­ро­кое кре­сть­ян­ское дви­же­ние про­тив английского ленд­лор­диз­ма. В ре­зуль­та­те пар­ла­мент­ских вы­бо­ров 1885 года чис­ло де­пу­та­тов - сто­рон­ни­ков гомруль уве­ли­чи­лось до 86, они ста­ли ока­зы­вать бо­лее за­мет­ное влия­ние на по­ли­тическую жизнь Ве­ли­ко­бри­та­нии. Не­ко­то­рое вре­мя сто­рон­ни­ки гомруль об­ра­зо­вы­ва­ли блок с кон­сер­ва­то­ра­ми, а за­тем всту­пи­ли в со­юз с ли­бе­ра­ла­ми. В 1886 году воз­гла­вив­ший ли­бе­раль­ный ка­би­нет У. Ю. Глад­стон внёс в пар­ла­мент билль о гомруль для Ир­лан­дии. За­ко­но­про­ект пре­ду­смат­ри­вал соз­да­ние в Ир­лан­дии двух­па­лат­но­го пар­ла­мен­та, но со­хра­нял за британским пра­ви­тель­ст­вом кон­троль не толь­ко над внеш­ней по­ли­ти­кой, обо­ро­ной и по­ли­ци­ей, но и над эко­но­ми­кой, вклю­чая пра­во ус­та­нав­ли­вать на­ло­ги и та­мо­жен­ные по­шли­ны. За­ко­но­про­ект был от­кло­нён Па­ла­той об­щин, про­тив не­го го­ло­со­ва­ли кон­сер­ва­то­ры и от­ко­лов­шие­ся от ли­бе­раль­ной пар­тии так называемые ли­бе­рал-юнио­ни­сты - сто­рон­ни­ки со­хра­не­ния анг­ло-ир­ланд­ской унии 1801 года. В 1893 году Глад­стон внёс в пар­ла­мент 2-й билль о гомруль, ко­то­рый был одоб­рен Па­ла­той об­щин, но от­верг­нут Па­ла­той лор­дов. 3-й билль о гомруль, пред­став­лен­ный ли­бе­раль­ным пра­ви­тель­ст­вом Г. Г. Ас­к­ви­та, был при­нят в 1914 году. За­кон пре­ду­смат­ри­вал соз­да­ние в Дуб­ли­не двух­па­лат­но­го пар­ла­мен­та, пра­во­моч­но­го рас­смат­ри­вать толь­ко внутренние во­про­сы. Со­хра­ня­лась гла­вен­ст­вую­щая роль об­ще­бри­тан­ско­го пар­ла­мен­та при рез­ком со­кра­ще­нии пред­ста­ви­тель­ст­ва в нём ир­ланд­цев. Не­смот­ря на одоб­ре­ние ко­ро­лём (сентябрь 1914 года), всту­п­ле­ние за­ко­на в си­лу бы­ло от­ло­же­но до окон­ча­ния 1-й ми­ро­вой вой­ны. Борь­ба за гомруль в британском пар­ла­мен­те спо­соб­ст­во­ва­ла эво­лю­ции пар­тии гом­ру­лё­ров, в ко­то­рой с конца XIX века тон ста­ли за­да­вать сто­рон­ни­ки комп­ро­мис­са с пра­ви­тель­ст­вом. По­сле Ир­ланд­ско­го вос­ста­ния 1916 года тре­бо­ва­ние гомруль за­ме­ни­ли ло­зун­ги о пре­дос­тав­ле­нии не­за­ви­си­мо­сти Ир­лан­дии и ус­та­нов­ле­нии в ней рес­пуб­ли­кан­ско­го строя. При­ня­тый британскими вла­стя­ми в 1920 году За­кон об управ­ле­нии Ир­лан­ди­ей, пред­став­лен­ный как га­ран­ти­рую­щий ей са­мо­управ­ле­ние, фак­ти­чески оз­на­чал раз­дел Ир­лан­дии. За­кон пре­ду­смат­ри­вал соз­да­ние двух пар­ла­мен­тов: в Дуб­ли­не - для 26 ирландских графств и в Бел­фа­сте - для 6 северо-ирландских графств, а так­же об­ще­ир­ланд­ско­го Со­ве­та. За­кон был реа­ли­зо­ван толь­ко в Северной Ир­лан­дии. Со­глас­но анг­ло-ир­ланд­ско­му до­го­во­ру 1921 года, на тер­ри­то­рии ирландских графств бы­ло об­ра­зо­ва­но Ирландское Сво­бод­ное государство, по­лу­чив­шее ста­тус до­ми­нио­на, за­ви­си­мо­го в во­про­сах обо­ро­ны и внеш­ней по­ли­ти­ки от официального Лон­до­на. Северо-ирландские граф­ст­ва ос­та­лись под вла­стью Ве­ли­ко­бри­та­нии (см. Се­вер­ная Ир­лан­дия).

Гомруль Гомруль (англ. Home Rule) - термин, служащий для обозначения реформы,к которой стремятся сторонники политической самостоятельности Ирландии,и движения, которое связано с историей борьбы за эту реформу. Главноюцелью ее является создание особого ирландского парламента в Дублине иответственных перед ним исполнительных органов, с правомсамостоятельного управления внутренними делами (Home affairs) Ирландии,при чем лишь вопросы, имеющие интерес для всего королевства, должныоставаться в ведении британского парламента. Возникновение гомрулерскогодвижения в современном его виде (аналогичные этому движению, с цельювозвращения Ирландии ее политической самостоятельности, возникали иранее; главным из них была так назыв. Repeal Agitation - движение сцелью отмены унии между Ирландией и Англией, происходившие в 40-х годахтекущего столетия под предводительством Даниеля О`Коннеля)приурочивается к митингу 65 представителей ирландского общества вДублине, 19 мая 1870 г., где была принята резолюция, что "единственнымсредством врачевания всех бедствий Ирландии является учреждение особогоирландского парламента, с правом полного заведования домашними делами".Через несколько времени основана была, в видах достижения этой цели,"Ассоциация ирландского самоуправления" (The Home government Associationof Irelana). Обращаясь к содействию всех ирландцев, ассоциация заявляла,что она будет пользоваться "всеми законными средствами влияния наобщественное мнение Великобритании и Ирландии" и стремиться кобъединению ирландцев всех верований и классов в одно национальноедвижение в интересах осуществления великой национальной задачи". Воглаве движения стоял Бутт. Первоначально на сторону гомруля стали лишь10 из 103 ирландских депутатов; но после общих выборов 1874 г. числогомрулеров поднялось до 60, против 12 либералов и 31 консерватора.Несмотря на свою относительную численность, партия Г. оставалась,однако, без особенного влияния. Хотя в каждую сессию от лица еевносилось предложение о даровании Ирландии отдельного парламента,вызывавшее более или менее оживленные прения, но это не производилоособого впечатления ни на парламент, ни на Ирландию. Большинствоирландцев полагало, что конституционными приемами парламентской борьбыИрландия никогда не добьется желательных реформ. Значение и влияниепартии Г. начало возрастать с тех пор, как во главе ее стал Парнелль ,начавший свою парламентскую деятельность с 1875 г., а после общихвыборов 1880 года избранный руководителем партии Г., на место Шоу (Буттумер в 1879 г.). Выборы 1885 г. дали уже 85 гомрулеров; ирландскоенаселение стало считать парию Г. истинною носительницею национальныхинтересов. Поддержанию в стране широкого сочувствия и постоянногодвижения не мало способствовало то, что Парнелль и его партия призналинеобходимым политическую реформу Ирландии связать с борьбою за реформуземельную . Гомрулерам удалось, наконец, вызвать резкий поворот вотношении к ирландскому вопросу со стороны Гладстона и многих другихпредставителей либеральной партии в Англии. 6 апреля 1886 г. Гладстон вней билль о Г. для Ирландии, не имевший, однако, успеха . В последующиегоды вопрос о Г. продолжал стоять в числе главных пунктов либеральнойпрограммы. Новое министерство Гладстона, образовавшееся в 1892 г.,включило в свою программу билль о Г. В тронной речи, кот. была открытасессия парламента, он был назван "биллем об улучшении системы управленияИрландии", составленным для того, "чтобы доставить удовлетворениеирландскому народу, необходимое облегчение парламенту и новоеобеспечение могущества и единства империи". Главным предметом билля,внесенного в палату общин 14(2) февр. 1893 г. является учреждениезаконодательного собрания для заведования делами Ирландии, безнарушения, однако, принципа верховенства британского парламента.Проектируемый ирландский парламент (Irish Legislature) составляется издвух палат - "законодательного совета" (Legislative Council) и"законодательного собрания" (Legislative Assembly), Обе палатыпредставляют собою учреждения выборные. "законодательный совет"состоитиз 48 членов, избираемых на 8 лет. Чтобы участвовать в выборах взаконодательный совет, нужно обладать цензом свыше 20 фн. стерл. годовойдоходности от имущества, находящегося в собственности или арендуемого;при такой системе число избирателей законодательного совета достигаетприблизительно 170 тыс. "Законодательное собрание" состоит из 103членов, избираемых на 5 лет по той же системе, которая существует длявыборов в английскую палату общин. Дублинскому парламенту билльпредоставляет "право издавать законы для спокойствия, порядка и хорошегоуправления Ирландией в отношении к делам, исключительно касающимся ееили какой-нибудь ее части". Ведению ирландского парламента не подлежатвопросы, касающиеся короны, регентства, наместнической власти (вИрландии), мира и войны, обороны, договоров и внешних отношений, званийи титулов, законодательства о государственной измене, внешней торговле имонетной системе. Если какой-нибудь билль принят законодательнымсобранием вторично и если между обоими решениями прошло два года илипоследовало распущение парламента, то в случае отклонения биллязаконодательным советом, обе палаты образуют одно соединенное собрание,которое и решает судьбу билля. Инициатива финансовых биллей принадлежитисключительно законодательному собранию. Очередные сессии дублинскогопарламента должны происходить ежегодно. Высшая исполнительная власть вИрландии всецело делегируется от монарха к вицекоролю Ирландии . Чтобыосвободить должность вице-короля от партийного характера, который онаносила до сих пор, билль проектирует, чтобы назначение на эту должностьпроизводилось на 6 лет, с сохранением, однако, за короной правасовершать, в случай надобности, перемены и до истечения этого срока. Приирландском тайном совете проектируется учредить "исполнительный комитет"(Executive Committee of the Prive Council), который будет, так сказать,кабинетом вице-короля и с советами которого вице-король долженсообразоваться при пользовании своим правом veto. Ирландия сохраняет,однако, представительство и в общеимперском парламенте (это одно изнаиболее существенных отличий билля 1893 г. от билля 1886 г.). Числоирландских членов британского парламента определяется в 80, сообразноотносительному положению Ирландии, по числу ее жителей, в соединенномкоролевстве. По отношению к их праву голосования в общем парламентебилль предлагает ряд ограничений, необходимость которых вытекает изучреждения особого ирландского парламента: ирландские депутаты не могутголосовать ни по какому биллю или предложению, действие которого прямоограничено Великобританией, ни по какому налогу не взимаемому вИрландии, ни по такому назначению денежных сумм, кроме определенных наимперские потребности, ни по какому предложению или резолюции,исключительно касающимся Великобритании или лиц, находящихся в ней. Этиограничения касаются только права голосования, но не устраняютирландских депутатов от участия в прениях по всем вопросам, обсуждаемымв палате общин. Внося этот билль в палату общин, Гладстон произнесдлинную речь, в которой, между прочим, сказал, что "задача биллязаключается в восстановлении доброго имени, чести Англии и ееполитического гения, запятнанных старинным позором, и в укреплении,возвеличении и подъеме могущества, блеска, славы и единства империи". -Под текстом билля к подписи Гладстона, как главного инициатора его,присоединены подписи Джона Морлея, Асквита и сэра Чарльза Росселя. Важнейшие доводы, приводимые против и в пользу Г., следующие.Противники Г. указывают, что дарование его грозить целости государства.Эта уступка может быть истолкована в смысле признания Англией своейслабости и явиться первым шагом на пути к разложению государства; Г.легко может оказаться средством к достижению полного отделения Ирландия.Между тем Англия никогда не допустила бы этого отделения, и всякаяпопытка в этом направлении неизбежно вызвала бы кровопролитную борьбу.Существование в Ирландии самостоятельного управления, объединяющего всехнедовольных, составит серьезную опасность для Англии, особенно в случаевнешней войны. Не будучи настолько сильною, чтобы создать себе положениесамостоятельного государства, Ирландия может отдать себя под протекторатФранции или Соединенных Штатов и этим вызвать новые осложнения,вследствие неизбежного протеста со стороны Англии. Противника Г. находяттакже, что по своей крайней впечатлительности и непредусмотрительностиирландцы вообще неспособны к политическому самоуправлению. Когда вИрландии был свой парламент, он оказался неудовлетворительным; образдействий ирландского народа за последние десятилетия свидетельствует отом, что в нем нет достаточного уважения к личности, собственности иобщественному порядку, т. е. главного условия к водворению хорошегоуправления. Неудача Г. будет приписываться Англии, и в результате,вместо удовлетворения и успокоения страны, в ней могут лишь усилитьсястимулы в полному отделению. К тому же Великобритания не может отдать вжертву католическому большинству Ирландии протестантское меньшинство,бывшее всегда лояльным элементом населения. Протестантское населениеУльстера несомненно оказало бы упорное сопротивление преобладаниюдублинского парламента, и легко могло бы возникнуть междоусобие.Дарование Ирландии Г. не разрешит ирландского вопроса, который, посуществу своему, представляется вопросом экономическим, а неполитическим; если бы был разрешен земельный вопрос в Ирландии, тодвижение в пользу Г. вскоре заглохло бы. Наконец, дарование Г. Ирландиигрозить вызвать аналогичные движения Шотландии и Валлиса. В пользу Г.приводятся следующие главные соображения. Каждая страна сама лучше всегосправляется со своими домашними делами; контроль одной страны надвнутренними делами другой особенно нежелателен и вреден тогда, когда этистраны, как Ирландия и Англия, резко отличаются одна от другой поплеменному составу, религии и национальному характеру. Уния Англии иИрландии в течение почти столетия доказала свою несостоятельность; онане только не привела в сближению их, но, напротив, была источникомкрайне враждебных между ними отношений. Существуя лишь на бумаге, онаможет поддерживаться только при помощи постоянных принудительных иисключительных мер. Эти меры, отменяющие конституционные гарантиисвободы личности, слова, печати и т. п" только по-видимому направляютсялишь против преступных людей, а на самом деле касаются всего народа и вособенности его политических руководителей. Исключительные меры,порождая недовольство и протест, вызывают необходимость в еще болееисключительных мерах. Дарование Ирландии полного политическогосамоуправления в сфере ирландских интересов является единственнымвозможным средством к умиротворению Ирландии и к установлению хорошихотношений между нею и Великобританией. Нельзя утверждать, что ирландскийнарод не способен к самоуправлению, до сих пор, пока не сделан опыт.Несмотря на неудовлетворительную организацию избирательной системы,старый ирландский парламент был во многих отношениях благодетельнымучреждением, а будущий парламент, созданный на более здравых основаниях,окажется еще более удовлетворительным. Антагонизм между католическимбольшинством и протестантским меньшинством проистекает из ненормальногоположения современной Ирландии и должен исчезнуть с установлениемнормальных условий жизни и управления. Доказательством того, чторелигиозная исключительность не играет в ирландском вопросе ролипреобладающего фактора, служит тот факт, что еще с XVIII в.предводителями ирландской партии, за исключением О'Коннеля, былипротестанты. При сохранении за английской короной права veto всегдабудет возможно предупредить принятие ирландским парламентомнесправедливых или опасных для Англии законов. При общности многихполитических и промышленных интересов Ирландии и Англии нет основанияопасаться стремлений к сепаратизму, тем более, что при дарованииИрландии Г. имеется в виду принять меры к обеспечению целостианглийского государства. Законодательная самостоятельность Ирландии неможет вызывать опасений на случай военных осложнений, тогда как притеперешней враждебности Ирландия, в случае войны, легко может допуститьвысадку неприятелей и облегчить им наступательные действия противАнглии. Что касается земельного вопроса, то решение его станет возможнымлишь тогда, когда оно перейдет в руки представителей различных классовирландского народа. Опыт Англии с колониями, и особенно с Канадою,показывает, что дарование политического самоуправления - лучшее средствок установлению мирных и дружественных отношений. С точки зрениямеждународн. положения Англии, дарование Ирландии Г. не только не уронитпрестижа Англии, а, наоборот, поднимет его, удалив главный источниквнутренних затруднений Англии. - См. Bryce, "Handbook of Home Rule" (2изд., Л., 1887); Baden Powell, "The Truth about Home Rule" (2 изд., Л.,1887); A. V. Dicey, "England's Case against Home Rule" (Л., 1886);Sydney Buxton, "A, Handbook to political Questions of the Day" (8 изд.,Лонд., 1892). В. Дерюжинский.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Гомруль" в других словарях:

ГОМРУЛЬ — (англ.). Автономное управление Ирландии собственным парламентом, о котором мечтают ирландские патриоты. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОМРУЛЬ самостоятельность в управлении, которой добиваются… … Словарь иностранных слов русского языка

ГОМРУЛЬ — (англ. Home Rule букв. самоуправление), программа самоуправления Ирландии в рамках Британской империи; выдвинута в 1870 х гг. Лидеры движения за Гомруль И. Батт, Ч. С. Парнелл, Дж. Э. Редмонд и др. После освободительной войны 1919 21 Ирландия… … Большой Энциклопедический словарь

гомруль — автономия, самоуправление Словарь русских синонимов. гомруль сущ., кол во синонимов: 2 • автономия (5) • … Словарь синонимов

Гомруль — (англ. Home Rule, букв. самоуправление) программа самоуправления Ирландии в рамках Британской империи; выдвинута в 1870 х гг. Лидеры движения за Гомруль И. Батт, Ч. С. Парнелл, Дж. Э. Редмонд и др. После освободительной войны 1919 21 Ирландия… … Политология. Словарь.

ГОМРУЛЬ — (английское Home Rule, буквально самоуправление), программа самоуправления Ирландии в рамках Британской империи; выдвинута в 1870 х гг. Только после освободительной войны 1919 21 Ирландия стала доминионом (англо ирландский договор 1921) … Современная энциклопедия

Гомруль — (английское Home Rule, буквально самоуправление), программа самоуправления Ирландии в рамках Британской империи; выдвинута в 1870 х гг. Только после освободительной войны 1919 21 Ирландия стала доминионом (англо ирландский договор 1921). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

гомруль — (англ. Home Rule, буквально самоуправление), программа самоуправления Ирландии в рамках Британской империи; выдвинута в 1870 x гг. Лидеры движения за Гомруль И. Батт, Ч. С. Парнелл, Дж. Э. Редмонд и др. После освободительной войны 1919 21… … Энциклопедический словарь

Гомруль — движение за гомруль (англ. Home Rule, буквально самоуправление, автономия), борьба за осуществление программы автономии Ирландии (70 е гг. 19 начала 20 вв.), предусматривавшей создание ирландского парламента и национальных органов… … Большая советская энциклопедия

Гомруль — I (англ. Home Rule) термин, служащий для обозначения реформы, к которой стремятся сторонники политической самостоятельности Ирландии, и движения, которое связано с историей борьбы за эту реформу. Главною целью ее является создание особого… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ГОМРУЛЬ — движение за гомруль (англ. Home Rule, букв. самоуправление, автономия), борьба за осуществление программы автономии Ирландии (70 е гг. 19 в. нач. 20 в.), предусматривавшей создание ирл. парламента и нац. органов управления при сохранении над… … Советская историческая энциклопедия

(англ. Home Rule, букв. самоуправление), программа самоуправления Ирландии в рамках Британской империи; выдвинута в 1870-х гг. Лидеры движения за Гомруль - И. Батт, Ч. С. Парнелл, Дж. Э. Редмонд и др. После освободительной войны 1919-21 Ирландия стала доминионом (англо-ирландский договор 1921); однако Сев. Ирландия осталась в составе Великобритании.

Политическая наука: Словарь-справочник

Гомруль

(англ. Home Rule , букв. самоуправление)

программа самоуправления Ирландии в рамках Британской империи; выдвинута в 1870-х гг. Лидеры движения за Гомруль - И. Батт, Ч. С. Парнелл, Дж. Э. Редмонд и др. После освободительной войны 1919-21 Ирландия стала доминионом (англо-ирландский договор 1921); однако Сев. Ирландия осталась в составе Великобритании.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Гомруль

(англ. Ноmе Rulе) — термин, служащий для обозначения реформы, к которой стремятся сторонники политической самостоятельности Ирландии, и движения, которое связано с историей борьбы за эту реформу. Главною целью ее является создание особого ирландского парламента в Дублине и ответственных перед ним исполнительных органов с правом самостоятельного управления внутренними делами (Ноmе affairs) Ирландии, причем лишь вопросы, имеющие интерес для всего королевства, должны оставаться в ведении британского парламента. Возникновение гомрулерского движения в современном его виде [Аналогичные этому движения с целью возвращения Ирландии ее политической самостоятельности возникали и ранее; главным из них была так назыв. Repeal Agitation — движение с целью отмены унии между Ирландией и Англией, происходившее в 40-х годах текущего столетия под предводительством Даниеля О'Коннеля (см. Виктория, Ирландия, О'Коннель).] приурочивается к митингу 65 представителей ирландского общества в Дублине 19 мая 1870 г., где была принята резолюция, что "единственным средством уврачевания всех бедствий Ирландии является учреждение особого ирландского парламента с правом полного заведования домашними делами". Через несколько времени основана была в видах достижения этой цели "Ассоциация ирландского самоуправления" (The Ноmе government Association of Ireland). Обращаясь к содействию всех ирландцев, ассоциация заявляла, что она будет пользоваться "всеми законными средствами влияния на общественное мнение Великобритании и Ирландии" и стремиться к "объединению ирландцев всех верований и классов в одно национальное движение в интересах осуществления великой национальной задачи". Во главе движения стоял Бутт (Butt, см.). Первоначально на сторону гомруля стали лишь 10 из 103 ирландских депутатов; но после общих выборов 1874 г. число гомрулеров поднялось до 60 против 12 либералов и 31 консерватора. Несмотря на свою относительную численность, партия Г. оставалась, однако, без особенного влияния. Хотя в каждую сессию от лица ее вносилось предложение о даровании Ирландии отдельного парламента, вызывавшее более или менее оживленные прения, но это не производило особого впечатления ни на парламент, ни на Ирландию. Большинство ирландцев полагало, что конституционными приемами парламентской борьбы Ирландия никогда не добьется желательных реформ. Значение и влияние партии Г. начало возрастать с тех пор, как во главе ее стал Парнелль (см.), начавший свою парламентскую деятельность с 1875 г., а после общих выборов 1880 года избранный руководителем партии Г. на место Шоу (Бутт умер в 1879 г.). Выборы 1885 г. дали уже 85 гомрулеров; ирландское население стало считать партию Г. истинною носительницею национальных интересов. Поддержанию в стране широкого сочувствия и постоянного движения немало способствовало то, что Парнелль и его партия признали необходимым политическую реформу Ирландии связать с борьбою за реформу земельную (см. Ирландия). Гомрулерам удалось наконец вызвать резкий поворот в отношении к ирландскому вопросу со стороны Гладстона и многих других представителей либеральной партии в Англии. 6 апреля 1886 г. Гладстон внес билль о Г. для Ирландии, не имевший, однако, успеха (см. Виктория и ее царствование). В последующие годы вопрос о Г. продолжал стоять в числе главных пунктов либеральной программы. Новое министерство Гладстона, образовавшееся в 1892 г., включило в свою программу билль о Г. В тронной речи, кот. была открыта сессия парламента, он был назван "биллем об улучшении системы управления Ирландии", составленным для того, "чтобы доставить удовлетворение ирландскому народу, необходимое облегчение парламенту и новое обеспечение могущества и единства империи". Главным предметом билля, внесенного в палату общин 14 (2) февр. 1893 г., является учреждение законодательного собрания для заведования делами Ирландии без нарушения, однако, принципа верховенства британского парламента. Проектируемый ирландский парламент (Irish Legislature) составляется из двух палат — "законодательного совета" (Legislative Council) и "законодательного собрания" (Legislative Assembly). Обе палаты представляют собою учреждения выборные. "Законодательный совет" состоит из 48 членов, избираемых на 8 лет. Чтобы участвовать в выборах в законодательный совет, нужно обладать цензом свыше 20 фн. стерл. годовой доходности от имущества, находящегося в собственности или арендуемого; при такой системе число избирателей законодательного совета достигает приблизительно 170 тыс. "Законодательное собрание" состоит из 103 членов, избираемых на 5 лет по той же системе, которая существует для выборов в английскую палату общин. Дублинскому парламенту билль предоставляет "право издавать законы для спокойствия, порядка и хорошего управления Ирландией в отношении к делам, исключительно касающимся ее или какой-нибудь ее части". Ведению ирландского парламента не подлежат вопросы, касающиеся короны, регентства, наместнической власти (в Ирландии), мира и войны, обороны, договоров и внешних отношений, званий и титулов, законодательства о государственной измене, внешней торговле и монетной системе. Если какой-нибудь билль принят законодательным собранием вторично и если между обоими решениями прошло два года или последовало распущение парламента, то в случае отклонения билля законодательным советом обе палаты образуют одно соединенное собрание, которое и решает судьбу билля. Инициатива финансовых биллей принадлежит исключительно законодательному собранию. Очередные сессии дублинского парламента должны происходить ежегодно. Высшая исполнительная, власть в Ирландии всецело делегируется от монарха к вице-королю Ирландии (см.). Чтобы освободить должность вице-короля от партийного характера, который она носила до сих пор, билль проектирует, чтобы назначение на эту должность производилось на 6 лет, с сохранением, однако, за короной права совершать в случае надобности перемены и до истечения этого срока. При ирландском Тайном совете проектируется учредить "исполнительный комитет" (Executive Committee of the Prive Соunсil), который будет, так сказать, кабинетом вице-короля и с советами которого вице-король должен сообразоваться при пользовании своим правом veto. Ирландия сохраняет, однако, представительство и в общеимперском парламенте (это одно из наиболее существенных отличий билля 1893 г. от билля 1886 г.). Число ирландских членов британского парламента определяется в 80 сообразно относительному положению Ирландии по числу ее жителей в Соединенном Королевстве. По отношению к их праву голосования в общем парламенте билль предлагает ряд ограничений, необходимость которых вытекает из учреждения особого ирландского парламента: ирландские депутаты не могут голосовать ни по какому биллю или предложению, действие которого прямо ограничено Великобританией, ни по какому налогу, не взимаемому в Ирландии, ни по какому назначению денежных сумм, кроме определенных на имперские потребности, ни по какому предложению или резолюции, исключительно касающимся Великобритании или лиц, находящихся в ней. Эти ограничения касаются только права голосования, но не устраняют ирландских депутатов от участия в прениях по всем вопросам, обсуждаемым в палате общин. Внося этот билль в палату общин, Гладстон произнес длинную речь, в которой, между прочим, сказал, что "задача билля заключается в восстановлении доброго имени, чести Англии и ее политического гения, запятнанных старинным позором, и в укреплении, возвеличении и подъеме могущества, блеска, славы и единства империи". — Под текстом билля к подписи Гладстона, как главного инициатора его, присоединены подписи Джона Морлея, Асквита и сэра Чарльза Росселя.

Важнейшие доводы, приводимые против и в пользу Г ., следующие. Противники Г. указывают, что дарование его грозит целости государства. Эта уступка может быть истолкована в смысле признания Англиею своей слабости и явиться первым шагом на пути к разложению государства; Г. легко может оказаться средством к достижению полного отделения Ирландии. Между тем, Англия никогда не допустила бы этого отделения, и всякая попытка в этом направлении неизбежно вызвала бы кровопролитную борьбу. Существование в Ирландии самостоятельного управления, объединяющего всех недовольных, составит серьезную опасность для Англии, особенно в случае внешней войны. Не будучи настолько сильною, чтобы создать себе положение самостоятельного государства, Ирландия может отдать себя под протекторат Франции или Соединенных Штатов и этим вызвать новые осложнения вследствие неизбежного протеста со стороны Англии. Противники Г. находят также, что по своей крайней впечатлительности и непредусмотрительности ирландцы вообще неспособны к политическому самоуправлению. Когда в Ирландии был свой парламент, он оказался неудовлетворительным; образ действий ирландского народа за последние десятилетия свидетельствует о том, что в нем нет достаточного уважения к личности, собственности и общественному порядку, т. е. главного условия к водворению хорошего управления. Неудача Г. будет приписываться Англии, и в результате вместо удовлетворения и успокоения страны в ней могут лишь усилиться стимулы к полному отделению. К тому же Великобритания не может отдать в жертву католическому большинству Ирландии протестантское меньшинство, бывшее всегда лояльным элементом населения. Протестантское население Ульстера несомненно оказало бы упорное сопротивление преобладанию дублинского парламента, и легко могло бы возникнуть междоусобие. Дарование Ирландии Г. не разрешит ирландского вопроса, который по существу своему представляется вопросом экономическим, а не политическим; если бы был разрешен земельный вопрос в Ирландии, то движение в пользу Г. вскоре заглохло бы. Наконец, дарование Г. Ирландии грозит вызвать аналогичные движения Шотландии и Валлиса. В пользу Г. приводятся следующие главные соображения. Каждая страна сама лучше всего справляется со своими домашними делами; контроль одной страны над внутренними делами другой особенно нежелателен и вреден тогда, когда эти страны, как Ирландия и Англия, резко отличаются одна от другой по племенному составу, религии и национальному характеру. Уния Англии и Ирландии в течение почти столетия доказала свою несостоятельность; она не только не привела к сближению их, но, напротив, была источником крайне враждебных между ними отношений. Существуя лишь на бумаге, она может поддерживаться только при помощи постоянных принудительных и исключительных мер. Эти меры, отменяющие конституционные гарантии свободы личности, слова, печати и т. п., только по-видимому направляются лишь против преступных людей, а на самом деле касаются всего народа и в особенности его политических руководителей. Исключительные меры, порождая недовольство и протест, вызывают необходимость в еще более исключительных мерах. Дарование Ирландии полного политического самоуправления в сфере ирландских интересов является единственным возможным средством к умиротворению Ирландии и к установлению хороших отношений между нею и Великобританией. Нельзя утверждать, что ирландский народ не способен к самоуправлению, до тех пор, пока не сделан опыт. Несмотря на неудовлетворительную организацию избирательной системы, старый ирландский парламент был во многих отношениях благодетельным учреждением, а будущий парламент, созданный на более здравых основаниях, окажется еще более удовлетворительным. Антагонизм между католическим большинством и протестантским меньшинством проистекает из ненормального положения современной Ирландии и должен исчезнуть с установлением нормальных условий жизни и управления. Доказательством того, что религиозная исключительность не играет в ирландском вопросе роли преобладающего фактора, служит тот факт, что еще с XVIII в. предводителями ирландской партии, за исключением О'Коннеля, были протестанты. При сохранении за английской короной права veto всегда будет возможно предупредить принятие ирландским парламентом несправедливых или опасных для Англии законов. При общности многих политических и промышленных интересов Ирландии и Англии нет основания опасаться стремлений к сепаратизму, тем более, что при даровании Ирландии Г. имеется в виду принять меры к обеспечению целости английского государства. Законодательная самостоятельность Ирландии не может вызывать опасений на случай военных осложнений, тогда как при теперешней враждебности Ирландии в случае войны,легко может допустить высадку неприятелей и облегчить им наступательные действия против Англии. Что касается земельного вопроса, то решение его станет возможным лишь тогда, когда оно перейдет в руки представителей различных классов ирландского народа. Опыт Англии с колониями и особенно с Канадою показывает, что дарование политического самоуправления — лучшее средство к установлению мирных и дружественных отношений. С точки зрения международн. положения Англии, дарование Ирландии Г. не только не уронит престижа Англии, а наоборот, поднимет его, удалив главный источник внутренних затруднений Англии. — См. Bryce. "Handbook of Ноmе Rule" (2 изд.. Л., 1887); Baden Powell, "The Truth abaut Home Rule" (2 изд., Л., 1887); А. V. Dicey, "England's Case against Home-Rule" (Л., 1886); Sydney Buxton, "A. Handbook to political Questions of the Day" (8 изд., Лонд., 1892).

Читайте также: