Interesting facts about genetics dna 10 класс план урока

Обновлено: 03.07.2024

Материал методической разработки предназначен преподавателям общеобразовательных дисциплин, ведущих подготовку специалистов среднего звена по Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования.

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии естественно- математических дисциплин

1. Методическое обоснование темы занятия

2.Методические рекомендации по проведению занятия

Приложение 1 Выполнение работы творческой работы на тему: “Создание моделей органических веществ”

Приложение 6 Слайдовая презентация

С началом нового тысячелетия все большее значение в педагогике приобретают интерактивные технологии обучения. Это позволяет студентам получать знания не только от преподавателя, но и самостоятельно, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своей работы. Целью изучения всех общеобразовательных дисциплин, в том числе и биологии, есть развитие мышления студентов, их знаний и навыков, в процессе изучения дисциплины развитие интереса к знаниям, формирование умений самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе.

Предложенная методика поможет молодым преподавателям сориентироваться в применении некоторых новейших технологий, рационально использовать их во время проведения своих занятий, сделать их эффективнее.

Актуальность: Перед преподавателем стоит непростая задача: сохранить целостность и системность учебной дисциплины за небольшое, жестко лимитированное учебное время, отпущенное на изучение темы. Использование групповой формы работы, компетентносно-ориентированного подхода, ИКТ на данном занятии позволит решить эти задачи. Главное достоинство такого занятия – групповая форма работы. Использование презентации. Это занятие дает возможность организовывать плодотворную работу студентов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Методическое обоснование темы занятия

В данной методической разработке показана возможность использования дифференцированно - группового обучения для успешного усвоения учебного материала . Целью занятия по данной теме является изучение репликации ДНК, химического состава живых организмов и особенностей молекулярного уровня организации живой материи.

Цель занятия определила следующие задачи:

- сформировать представления о структуре гена, генетическом коде;

- формирование умений анализировать, сопоставлять, обобщать учебный материал, работать коллективно и индивидуально;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Для реализации этих задач особую важность приобретает овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности человека, находить и анализировать информацию о живых объектах.

2. Методические рекомендации по проведению занятия

Изучение нового материала состоит из таких чередующихся между собой этапов, направленных на формирование знаний умений по данной теме, закрепление учебных навыков:

- изложение преподавателем нового материала методом эвристической беседы, когда грамотно акцентируется внимание на самых важных и сложных моментах темы;

совершенствование способов учебной работы, развитие интереса к знаниям, формирование умений самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе.

Характерными особенностями такого урока являются: групповая работа по материалам, усвоение его на уроке, дифференциация домашнего задания, взаимопомощь и взаимоответственность студентов в группах.

- подробное объяснение нового материала со всеми необходимыми примерами.

- сжатое изложение по опорному конспекту.

- изложение материала на основе конспекта в подробном изложении.

Данная форма организации учебной деятельности активизирует процесс мышления, способствует повышению самоорганизованности студентов, интереса к изучаемой дисциплине, формирует чувство ответственности за результаты своей работы в коллективе;

- в течение всего занятия студенты работают со структурно-логическими схемами, заданиями на установление соответствия, построение причинно-следственных связей. Это не только систематизирует и закрепляет знания, но и развивает у студентов внимательность, анализирующее мышление, навыки работы с заданиями частично-поискового и проблемного характера, способствует воспитанию самодисциплины;

- слайдовый материал, который сопровождает все этапы изучения нового учебного материала и дает студентам визуальное представление об излагаемом фактическом материале.

Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Студенты разделены на творческие группы. Студенты заранее получают задание. Накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Преподаватель проводит консультации с группами.

3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Группа: 1к7 “17” декабря 2020г.

По профессии: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Цель занятия:

Методическая – (методика самостоятельного изучения нового материала) - Продемонстрировать методику применения групповой формы работы и решения компетентностно-ориентированных заданий по изучаемой теме

Применять современные технологии обучения, способствующие активизации студентов, их познавательной деятельности. Внедрять элементы личностно-ориентированного обучения путем привлечения студентов к выполнению творческих работ; совершенствовать методику проведения самостоятельной работы по группам. Реализация межпредметных связей

Дидактическая - ( ознакомить, усвоить, уметь определять. научить анализировать, овладеть навыками, техникой выполнения, уметь исследовать и т.д.) сформировать систему знаний о принципах кодирования наследственной информации, углубить знания о белке.

Воспитательная – ( связанная с формированием профессиональных навыков работы ) воспитывать активность, настойчивость, желание отстаивать собственную точку зрения, умение сотрудничать в коллективе и чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, фронтальный, индивидуальный, групповой.

Межпредметные связи : математика, биология, химия.

Внутрипредметные связи: генетика

Оборудование: таблицы, навигатор к самостоятельному изучению материала, компьютер, проектор, модель ДНК, раздаточный проверочный материал.

Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымщица. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.

Дополнительная :

1.Балан П. Г. Биология: 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учебн. заведений: уровень стандарта, академический уровень / П. Г. Балан, Ю. Г. Вервес. – К.: Генеза, 2010. – 304 с.: ил.

3 . СОДЕРЖАНИЕ И ПРОВЕДНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент 2 мин.

Подготовка аудитории к занятию, проверка отсутствующих и готовности группы к занятию

Ознакомление студентов с темой и учебными целями занятия (план занятия) 2 мин.

Мотивация обучения (Указывается значимость темы в будущей профессиональной деятельности, приводятся данные, направленные на формирование позитивной мотивации, познавательного интереса к теме, которая изучается). 2 мин.

- Почему человек и другие организмы способны увеличиваться в размерах?

- Эритроцит вашей крови содержит белок гемоглобин, а живёт всего 120 дней? Откуда берётся новый гемоглобин?

- Где хранится информация о нашем организме? (Студенты отвечают на вопросы)

4.Актуализация опорных знаний

Цель :

1) Актуализировать представление о понятии информация, свойствах и видах

2) Вспомнить информационные процессы, формулу Хартли, единицы измерения информации, кодирование информации (дается короткий план содержания материала, который выносится на контроль) . Студенты ставят цель проекта. Уточняют и согласовывают тему урока. Определяют средства: работа с учебником, мультимедиа, объяснение учителя, интернет-ресурсы, презентации, таблицы, модели.

Работают студенты в группах по 4 человека.

Вступительное слово учителя

Мы отличаемся друг от друга ростом и цветом кожи, формой носа и цветом глаз, у каждого из нас свой темперамент и свои привычки; мы все индивидуальны и в то же время очень похожи. Наше сходство и наши различия – это сходство и различия нашего белкового состава. Каждый вид живых организмов обладает своим специфическим набором белков, который и определяет уникальность этого вида. Но при этом белки, выполняющие сходные функции в разных организмах, могут быть очень похожи, а порой практически одинаковы, кому бы они, ни принадлежали. Причём, меньше всего различий в белках, обеспечивающих жизненно важные физиологические функции.

Итак, все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причем структура каждого белка, в свою очередь, определяется последовательностью аминокислотных остатков.

Следовательно, наследственная информация, которая передаётся из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков. Информация о строении всех белков организма заключена в молекулах ДНК и называется генетической информацией.

1. Репликация ДНК

2. Механизм репликации ДНК.

1.Определение наследственная информация, ген.

1. Где храниться наследственная информация (генетическая)

2. Способы кодирования, кто впервые установил принципы кодирования и рассмотрел свойства генетического кода.

Студенты учатся кодировать генетическую информацию с точки зрения биологии (нуклеотиды) и информатики.

Вычисляют количество информации в генетическом коде,

Объясняют процесс передачи и реализации генетической информации в клетке (репликация, транскрипция, трансляция)

1.Основные понятия теории информации.

2.Кодирование текстовой информации.

6. Закрепление знаний студентов: 9 мин

Цель: решение задач, содержание которых включает понятие информатики и биологии.

Решение типовых задач в группах, индивидуально.

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

2)Организовать рефлексию и самооценку студентами собственной учебной деятельности

1)Задаёт вопросы о задачах урока.

2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

Какие цели урока были реально достигнуты?

Трудным ли был теоретический материал по данной теме?

В чём его трудность?

Успешно ли вы с ним справились?

В каких ситуациях могут пригодиться знания о механизмах реализации наследственной информации в клетке?

Как бы вы оценили свою работу?

Как справились с этой работой твои участники команды, с которыми ты работал в группе? Какие трудности они испытывали? 4мин

8. Итоги занятия

Прослушать отзывы студентов о выполненной работе и сложных моментах, с которыми они сталкивались во время изучения темы. Обобщающие выводы по работе, акцентирование внимания на сделанные ошибки . 3 мин

9. Домашнее задание:

1.. Дайте определение понятиям:

кодирование, триплет или кодон, генетический код, антикодон, транскрипция, трансляция

2. Участок гена имеет след строение

Ц-Г-Г-Ц-Г-Ц-Т-Ц-А-А-А-А-Т-Ц-Г - укажите состав белка информация, о котором содержится в гене. Как отразится на строении белка удаление из гена 4го нуклеотида?

И спользование приобретённых знаний и умений необходимо для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, здоровью других людей и собственному здоровью, поэтому формирование интереса обучающихся к изучению биологии осуществляется через использование мультимедийной презентации как наглядной демонстрации связи теоретического материала с примерами из реальной жизни.

В заключение занятия подводятся итоги, делаются выводы по тем вопросам, которые ставились перед студентами в начале и по ходу занятия.

Использование современных инновационных технологий на занятиях биологии путем проблемного изложения учебного материала и формирования анализирующего мышления студентов помогает научить самостоятельно, думать, рассуждать, делать обоснованные выводы, быть собранным, дисциплинированным и организованным в своей деятельности. А также формирует личность, помогает воспитывать образованных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом.

1. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / (Д. К. Беляев, Г. М. Дымщиц, Л. Н. Кузнецова др.); под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымщица. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.

2. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / (Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Г. М. Дымщиц и др.); под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымщица. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил.

3. Балан П. Г. Биология: 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учебн. заведений: уровень стандарта, академический уровень / П. Г. Балан, Ю. Г. Вервес, В. П. Полищук. – К.: Генеза, 2010. – 304 с.: ил.

4. Балан П. Г. Биология: 11 кл.: Учебн. для общеобразоват. учебн. заведений: уровень стандарта, академический уровень / П. Г. Балан, Ю. Г. Вервес, В. П. Полищук. – К.: Генеза, 2011. – 304 с.: ил.

5. Межжерин С. В. Биология: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учеб. завед.: уровень стандарта, академический уровень / С. В. Межжерин, Я. А. Межжерина. – К.: Освита. 2011. – 336 с.: ил

6. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выполнение работы творческой работы на тему:

“ Создание моделей органических веществ”

Цель: закрепить и расширить знания по основным понятиям

проводит обобщающую беседу по следующим вопросам.

– Что является носителем наследственной информации?

– Какая информация называется генетической?

– Какой принцип лежит в основе воспроизведения генетической информации?

Выполнение работы творческой работы на тему:

“ Создание моделей органических веществ”

Материалы: вырезанные из картона модели нуклеотидов и аминокислот на обороте с двусторонним скотчем, белый лист формат А 4

t1611677797aa.jpg

Цель: Смоделировать полимеры из мономеров.

Используя предложенные мономеры, прикрепите их, создав полимеры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Написать схему репликации ДНК

Полная схема репликации ДНК

1. Спираль ДНК открывается путем разрыва водородных связей между нитями

2. Каждая нить ДНК выступает в качестве матрицы для синтеза новой комплементарной цепи. Большое количество белков участвуют в этом процессе.

3. Репликация ДНК является полуконсервативной, поскольку она производит две идентичные спирали ДНК, каждая из которых содержит одну новую и одну старую цеп

2.Какой механизм репликации ДНК

Механизм репликации ДНК?

1. Хеликаза расстёгивает ДНК подобно застёжке на молнии путем разрыва водородных связей на репликационной вилке.

3.Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

В каком виде, и каких органоидах хранится информация о белках в клетках эукариот? (В ядре, в виде ДНК)

t1611677797ab.jpg

Какой фермент отвечает за образование комплементарной цепи ДНК? (ДНК-полимераза)

Что является матрицей при удвоении ДНК? ( Каждая цепь нуклеотидов молекулы ДНК)

В молекуле ДНК миллион нуклеотидов. Сколько нуклеотидов потребуется при репликации (удвоении) ДНК? (миллион нуклеотидов)

Что необходимо для репликации ДНК? ( Для репликации ДНК требуются ферменты)

Фрагмент ДНК имеет следующий состав нуклеотидов:

Напишите состав нуклеотидов дочерних цепей, образовавшихся в процессе репликации данного фрагмента. Укажите старые и новые нуклеотидные цепи.

April 2003 is a particular date in the history of the world science, because on that day it marked the 50 th anniversary of DNA discovery which is considered to be the main molecule, and since that moment Biology as a science has turned over a new page in its development.
Why did the discovery of the only molecule DNA, just its double helix structure, become a turning point in Biology and lead to great changes in this field?
By the beginning of 1950-s, it had been already known that genetic information existed on each strand of DNA in all living organisms, and transferred inherited information. But although the structure of DNA showed how inheritance worked, it was not still known how DNA influenced the behavior of cells and it was unclear which way this heteropolymer, consisting of 4 different chains, could realize its 2 main functions, such as transferring information to the offsprings and replicating information within the cell.
It was April 1953 that made a start on the development of the molecular biology which is still going on. There have been made a number of brilliant discoveries, lots of which were awarded Nobel Prizes.

2) Insight the history of DNA discovery

Everything in this world has its beginning. What about this one? When and where were the first sprouts of a new science noticed? What do we know about it? And if we know, do we know enough?
Let’s have a look into the depths of DNA history and date back to 1865 when a Moravian monk, Gregor Mendel by name, from a small town of Austrian Empire after studying the nature of inheritance in plants published his work.

  • What do you think about inherited traits?
  • Did people know about these facts many years ago?
  • If yes, how could they notice these facts?
  • Why did they use their practical knowledge in their daily life?

The fact that living organisms inherit traits from their parents has been used since prehistoric times to improve crop plants and animals through selective breeding.
But the modern science of genetics began with the work of Gregor Mendel in mid-nineteenth century who observed that organism inherit traits via discrete units of inheritance, which are now called genes.

Some questions to the pupils:

  • But what is genetics in your opinion?
  • What does this field of science study?

Слайд

– Mendel studied the segregation of heritable traits in pea plants
– He was studying the trait for flower color
– Mendel noticed that the flowers of each pea were either purple or white, but never an intermediate between the two colours
– These observation of discrete inheritance and segregation are known as Mendel’s first law or the Law of Segregation

3) Match some words

Of course, Gregor Mendel was not the only person who had been interested in such things, there were a lot of his followers who had studied his work and made their own discoveries.
But before coming across dates and experiments connecting with this great discovery, let’s touch upon some important scientific definitions that will help us to understand the way of discovery itself better.

Read the words (1-10) in the column on the left with their definitions (A—J) on the right. Translate into Russian.

4) Johan Friedrich Mescher

Some years later, after Gregor Mendel’s discovery, in 1869 at the laboratory of one of the German Universities, another scientist Johan Friedrich Mescher, a Swiss physician and biologist isolated various phosphate-rich chemicals, which at first he called nuclei (now nucleic acids) paving the way for the identification of DNA as the carrier of inheritance.

Слайд. Только портрет Мишера (без информации)

A bit later, when Mescher discovered that nuclei possessed acid properties he gave it the name of nucleic acid.
Mescher and his students researched much of the nucleic acid chemistry, but their function remained unknown for a long time.
The significance of the discovery first published in 1871 was not at first appreciated, as the biological function of this new substance was not clear and for a long time DNA was considered to be a store of phosphorous in a living organism.
Moreover, even at the beginning of the XX th century many biologists believed that DNA had nothing in connection with inheritance, because according to them, DNA had been too monotonous and had not been able to contain coded information.
However, Mescher’s discovery played an important part in the identification of nucleic acids as the carriers of inheritance, and only thanks to another German scientist the research was carried out on the chemical structure of nuclei.

5) The XX th century brought us the other brilliant names of the scientists who had been working in this field.
In most cases they were British and American biologists but it doesn’t matter at all, as their discoveries belong not only to the countries they were from, but to the whole world.
This list of names is too long even for a simple mention, but we have to recollect some of them, whose discoveries were the most prominent and one of the first names is William Astbury, an English physicist and molecular biologist. He was the first who
X-ray diffraction studies of biological molecules, and although Astbury was unable to propose the correct structure of DNA, but his ideas of X-ray diffraction in 1937 led directly to the work of Maurice Wilkins and Rosalind Franklin, and from there to Double Helix DNA structure by Francis Crick and James D. Watson in 1953.
But long before 1953 there was another date of 1944, when Oswald Avery, a biologist from Britain, one of the first molecular biologists and a pioneer in immunochemistry, made his discovery having said that DNA is the material of which genes and chromosomes are made.
Inspired by Avery’s discoveries another researcher, Oswald Chargaff from Columbia University, the USA identified the molecule of DNA as the basis of heredity. He made 2 main discoveries, which are known all over the world as Chargaff’s rules.

6) Francis Crick, Rosalind Franklin, Maurice Wilkins, James D. Watson

The scientific process is interactive. It is possible to start one’s own research at any stage, formulating one’s own hypothesis, adopt or deduce one’s own predictions or to go on with the experiments made by someone else. The same thing happened to Francis Crick after his returning to Britain to the laboratory of King’s College, London, where his friend Maurice Wilkins had been working, and where he made up an original plan for Rosalind Franklin especially, who was interested in DNA as well. Later James D. Watson joined them because the problem of learning how genetic information might be stored in molecular form interested him, too.

But what do we know about Francis Crick and Maurice Wilkins besides they have been friends for a long time?

Let’s read short texts and get some information about these scientists.

Слайды + Тексты для учащихся (обсудить тексты после проверки, что Вы узнали для себя нового?)

Read the text attentively and say what these dates meant in Maurice Wilkins' lifetime

8) Well, we have to mention the name of Rosalind Franklin whose understanding of basic chemistry let her reveal a mistake in the first model of DNA built by Wilkins and Crick and which was absolutely wrong in her opinion.
We don’t know exactly how these two scientists managed to use Rosalind’s data on DNA, but they saw more benefits in the joint work together with James D. Watson, so when they all were jointly awarded Nobel Prize in 1962, Rosalind Franklin’s name was not even mentioned, besides she did not live up to that glorious day as Rosalind Franklin, A British biophysicist, chemist, biologist died in 1958 at the age of 38.
But the world science admits Rosalind Franklin as the creator of the single X-ray diffraction image that made critical contribution to the understanding of the fine molecular structures of DNA and RNA

9) Gene Therapy

a) Life goes on and new generations of scientists that are keen on molecular biology make their research nowadays.
Gene therapy is still in its infancy, but this technology has been used with some success.
Gene therapy is the insertion of genes into an individual cell and biological tissues to treat disease, such as cancer where deleterious mutant alleles are replaced with functional ones.

b) As for Alec Jeffreys, British geneticist, he developed techniques for DNA fingerprinting and DNA profiling which are now used all over the world to assist police detective work.

10) Hymn to DNA

Well, I won’t be mistaken if I say that DNA is really the main molecule of life and who knows may be one day some of you will discover new aspects of this fantastic molecule and, may be other pupils and other teachers will be speaking about your discovery, because as it was said at the beginning of the lesson

The importance of DNA is so great that any knowledge about it won’t be essential

Some years ago we had a similar lesson on DNA in one of the 11 th grades, and they made up синквейн about this molecule. Read only two of them and try to make up your own.

10.6.13 - use a growing variety of past modal forms including must have, can’t have, might have to express speculation and deduction about the past on a wide range of familiar general and curricular topics







Наурыз мейрамы с Василисой

Творческий конкурс рисунков для учащихся начальных классов

Аватар anarerbolatovna

Аватар Пилявская Татьяна Юрьевна

Аватар 1timofeeva2elena

Аватар Kunslu2410

Аватар Azamat

Аватар AjnabekovaZHB

Аватар Наталья Федоровна Логашкина

Аватар Евгений_Простомолотов

Аватар Андрей и Нина Герлиц (Яценко)

Аватар dilara-1988

1) Нужно зарегистрироваться/авторизоваться на сайте.
2) Добавить материал (публикацию) на сайт. ссылка на добавление материала.
В топе показаны авторы, у которых самое большое количество публикаций. Подробная инструкция для публикации материала

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

LESSON PLAN

LESSON: Interesting facts about genetics. DNA

Teacher name: Abulgazinova S.M.

Number present

Learning objectives(s) that this lesson is contributing to

10.1.6 organise and present information clearly to others

10.4.3 understand the detail of an argument – both explicitly stated and implied – in extended texts on a wide range of familiar general and curricular topics, and some unfamiliar topics

10.5.2 write independently about factual and imaginary past and future events, activities and experiences on a wide range of familiar general and curricular topics

Lesson objectives

All learners will be able to:

· Correctly spell the words and phrases connected to the topic

· Determine central or themes of the text

· Analyzing headings and photos

Most learners will be able to:

· A nswer the questions

· Appropriately select vocabulary from the text to summarise the information

Some learners will be able to:

· Express their personal views on the topic through discussions and writing

Previous learning

Planned timings

Planned activities (replace the notes below with your planned activities)

Teacher informs students about the objectives for this lesson

Ex 1. Teacher asks students to read the title of the post and of the actual article they are about to read. Then, have them examine the photos. Based on these sources, ask students to create a list of words and ideas that they think might be related to this article.

Researchers sequenced the mitochondrial genome of a 400,000-year-old hominin from Sima de los Huesos, the “bone pit”, a cave site in Northern Spain. Photo- dailygalaxy

A Tale of Three Humans. photo- National geographic

While Reading Activities

Ex 2. Students infer the meanings of the words in bold taken from the article. They may use a dictionary

DNA Fossil Unveils Another Species of Humans!

“Scientists have found the oldest DNA evidence yet of humans’ biological history. But instead of neatly clarifying human evolution, the finding is adding new mysteries. In a paper in the journal Nature, scientists reported Wednesday that they had saved ancient human DNA from a fossil dating back about 400,000 years, shattering the previous record of 100,000 years.

The mismatch between the anatomical and genetic evidence surprised the scientists, who are now rethinking human evolution over the past few hundred thousand years. It is possible, for example, that there are many extinct human populations that scientists have yet to discover. Right now, we’ve basically generated a big question mark,” said Matthias Meyer, a geneticist at the Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology in Leipzig, Germany, and a co-author of the new study.

Hints at new hidden difficulties in the human story came from a 400,000-year-old bone found in a cave in Spain called “the pit of bones”. The scientific team used new methods to extract the ancient DNA from the fossil. Finding such ancient human DNA was a major advance, said David Reich, a geneticist at Harvard Medical School who was not involved in the research. “That’s an amazing, game-changing thing,” he said. When Dr. Meyer and his colleagues found ancient human DNA inside they thought that it would be a very early. Neanderthal,” Dr. Meyer said.

But the DNA did not match that of Neanderthals. Dr. Meyer then compared it to the DNA of the Denisovans, the ancient human lineage that he and his colleagues had discovered in Siberia in 2010. He was shocked to find that it was similar. Everybody had a hard time believing it at first, Dr. Meyer said. So we generated more and more data to nail it down. The extra research confirmed that the DNA belonged on the Denisovan branch of the human family tree. The new finding is hard to settle with the picture of human evolution that has been emerging based on fossils and ancient DNA…

Evolution - noun-the process by which different kinds of living organisms are thought to have developed and diversified from earlier forms during the history of the earth.

DNA ˌnoun (Biochemistry) deoxyribonucleic acid, a self-replicating material present in nearly all living organisms as the main constituent of chromosomes. It is the carrier of genetic information.

Neanderthals -noun(also Neanderthal man )-an extinct species of human that was widely distributed in ice-age Europe between c. 120,000–35,000 years ago, with a receding forehead and prominent brow ridges. The Neanderthals were associated with the Mousterian flint industry of the Middle Paleolithic.

Fossil -noun-the remains or impression of a prehistoric organism preserved in petrified form or as a mold or cast in rock.

Ex 3. True/False statements

1. 1.Scientists have found the oldest DNA evidence in the Netherlands.

2. 2.The human DNA is from a fossil dating back about 400,000 years.

3. 3.Instead of clarifying human evolution, the finding is adding new mysteries.

4. 4.The DNA closely resembles DNA from a lineage of humans known as Denisovans located in Spain.

5. 5.Now, scientists think that there are fewer extinct human populations yet to discover.

Ex 4. Active method “Interview”. Students should make up short interview about DNA.

All learners: understand specific information with support

Most learners: understand specific information with limited support.

Some learners: get and analyze all the information necessary for expressing opinion

1. The article states, “The scientific team used new methods to extract the ancient DNA from the fossil” Do you think it would be possible for scientists to reconstruct the humans from this ancient DNA? Provide reasons for your answer.

2. How does this new information relate to humans today? What is the importance?

Цель урока : закрепить знания о строении ДНК и РНК, изучить понятие ген, генетический код, его свойства.

Оборудование: таблица “Строение животной клетки”, “Белки”, модель ДНК, мультимедийная установка, презентация в Power Point.

2.1 Повторение раннее изученного: ………………………………………….…. 12 мин

2.2 Изучение нового материала: ……………………………….…………………18 мин

2.1. Повторение ранее изученного

Вопросы к ученикам:

  1. Что такое белки?
  2. Что является мономерами всех природных белков? (20 аминокислот).
  3. Вспомните, какие функции выполняют белки? (Назовите особенности строения нуклеиновых кислот)
  4. Вспомните, где содержатся молекулы ДНК в клетках растений и животных?
  5. Что такое комплементарность?
  6. Назовите виды РНК.

2.2. Изучение нового материала

Все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причем структура каждого белка определяется последовательностью аминокислотных остатков. Следовательно, в итоге наследственная информация, которая передается из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков.

Генетическая информация – это информация о строении всех белков организма заключенная в молекулах ДНК.

Ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одной полипептидной цепи. В ДНК заложена информация о первичной структуре белка.

Генетический код – набор сочетаний трех нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков.

Свойства генетического кода:

  • Код триплетен. Каждой АК (аминокислоте) соответствует участок цепи ДНК, и соответственно, и-РНК из трех рядом стоящих нуклеотидов. В настоящее время генетический код полностью расшифрован и составлена карта, то есть известно, какие триплеты соответствуют той или иной аминокислоте из 20, входящих в состав белков.
  • Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну АК.
  • Код избыточен (специфичен). Это означает, что каждая АК шифруется более чем одним кодоном (за исключением метионина и триптофана). ДНК состоит из 4 разных видов нуклеотидов, а наименьшей структурной единицей гена является триплет нуклеотидов. Поэтому число возможных комбинаций равно 43 = 64. Разных же аминокислот только 20. Таким образом, различных триплетов нуклеотидов с избытком хватает для кодирования всех аминокислот.
  • Код не перекрывается. Любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета.
  • Между генами имеются “знаки препинания”. Из 64 триплетов –У-А-А, У-А-Г, У-Г-А не кодируют АК (рассмотреть в учебнике таблицу генетического кода). Эти триплеты – сигналы окончания синтеза полипептидной цепи. Необходимость в наличии данных триплетов объясняется тем, что в ряде случаев на и-РНК осуществляется синтез нескольких полипептидных цепей, и для отделения их друг от друга используются эти триплеты.
  • Код универсален. Генетический код един для всех живущих на Земле живых организмов.

Выполнение упражнений по рабочей тетради. ( Рабочая тетрадь к учебникам Захарова В.Б., Сухова Т.С. и др.)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Структурная Каталитическая (Б-ферменты) Регуляторная (Б-гормоны) Сократительная Транспортная Защитная Запасная Энергетическая Ф У Н К Ц И И Б Е Л К А

Строение НК РНК ________________________________ ДНК Азотистое основание (А, Г, Ц, У) Остаток ФК Углевод – рибоза Азотистое Основание (А, Г, Ц, Т) Углевод – дезоксирибоза Остаток ФК

В хромосомах ядра

Генетическая информация – это информация о строении всех белков организма заключенная в молекулах ДНК 1 ген = 1 молекула белка

Виды РНК В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка. Транспортные РНК (т-РНК) - это самые маленькие по размерам РНК. Они связывают АК и транспортируют их к месту синтеза белка. Информационные РНК (и-РНК) - они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка. Рибосомные РНК (р-РНК) - имеют наибольшие размеры молекулы, входят в состав рибосом.

Ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одной полипептидной цепи Генетический код – набор сочетаний трех нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков.

Одна аминокислота закодирована тремя нуклеотидами (один кодон). АЦТ АГЦ ГАТ Триплет, кодон ген АК1 АК2 АК3 белок Свойства генетического кода: Код триплетен . Каждой АК соответствует участок цепи ДНК, и соответственно, и-РНК из трех рядом стоящих нуклеотидов.

Решение задач 1) Пользуясь таблицей генетического кода ДНК, определите, какие АК кодируются триплетами: ЦАТ, ТТТ, ГАТ. 2) Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: - аланин – аргинин – валин – глицин – лизин.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код".

Представляю конспект урока с приложениями по теме "Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код".


урок информатки 5 класс "Хранение информации . Носители информации"

Урок изучения новых знаний. Урок с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке используется презентация, ребята самостоятельно работая с учебником, заполняют кластер.

Открытый урок с приложениями, по биологии для обучающихся.


Урок на тему: "Эволюция носителей информации"

Информатика. 5 класс.Целью урока является познакомить учащихся с различными носителями информации. Основными задачами урока являются Закрепить знаний учащихся о хранении информации, Сформировать предс.

План урока биологии по теме:" Реализация наследственной информации в клетке"

Предназначен для учителей, работающих по учебникуВ.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень.

Читайте также: