Сформулировал мысль о том что готовность к школьному обучению

Обновлено: 08.07.2024

В настоящее время проблема готовности к школе очень актуальна. Педагогами и психологами общепризнанно, что готовность к школьному обучению требует комплексных психологических исследований, чтобы иметь необходимый уровень психических качеств, для освоения учебной программы в группе сверстников. Хотя большинство детей посещают дошкольные образовательные учреждения, будущие первоклассники именно психологически не готовы к школе. Преподаватели делают акцент на обучение чтению, навыкам счета. Родители то же, как можно раньше стремятся начать обучение. Им не понятен тот факт, что раннее обучение, не способствует психологической подготовке ребенка к школе. Ведущий вид деятельности у старших дошкольников – игра, уступает место обучению. Дети стали меньше играть. Им просто некогда. Но зоны ближайшего развития создаются именно в игре. И поэтому раннее обучение не дает преимуществ для психического развития.

Не подготовленные психологически к школе дети, обречены на неуспеваемость. Именно этот факт, что при поступлении в школу, ребенок не владеет необходимым уровнем развития психических процессов, обосновал проблему готовности к школьному обучению.

Многие исследователи данного направления, такие как Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. М. Гуткина, И. В. Дубровина, К. Н. Поливанов, А. И. Савенков посвятили данной проблеме множество монографий.

На протяжении многих десятилетий, в зарубежной и отечественной психологии подробно изучается тема психологической готовности детей к школе. Однако подходы ученых в изучении данного вопроса имеют принципиальные различия.

Д. Б. Эльконин, говоря о проблеме готовности к школе, выделял, в первую очередь, сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Наиболее значимые из них: умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение работать по образцу; умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого.

Д. Б. Эльконин был новатором диагностических схем новообразований начальных форм нового периода, на этапе перехода от старшего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.

Иной подход к определению психологической готовности детей к школе предлагает Е. Е. Кравцова. Она делает упор на ведущую роль общения в развитии дошкольника и выделяет три сферы – отношение ребенка к самому себе, к сверстникам и ко взрослому. Ведущим компонентом в этой концепции является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения кооперации и сотрудничества. Предполагается, что дошкольники с высокой степенью сформированности всех трех сфер общения одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.

М. В. Попова, изучая формирование психологической готовности, выделяет основные критерии на которые стоит обратить внимание:

- умение действовать в соответствии с заданными правилами;

- умение внимательно слушать речь;

- умение производить по образцу;

- умение работать в группе;

- умение действовать по указанию взрослого.

Концепция Л. А. Венгера и В. С. Мухиной, доказывает то, что дошкольник не имеет психологических качеств, которые присущи школьнику. Эти качества находятся на стадии формирования. Так, как они зарождаются в процессе той деятельности, для которой они нужны. Это доказывает то, что дошкольник имеет предпосылки к их успешному усвоению.

Дети старшего дошкольного возраста уже компетентны во многих видах деятельности. Они способны самостоятельно принимать решения, на основе полученных ими знаний. В совместных действиях со сверстниками, учитывают их интересы, договариваются, стараются качественно выполнить задания.

Как полагал Л. С. Выготский, следование инструкциям взрослого, это и есть проявление развития волевого начала и произвольности. Стремление объяснить непонятное, это новый этап познавательного развития. Постепенно угасает доминирование личностных мотивов. Начинается развитие эмпатии, отношения к собственной жизни. Завершается этап игровой деятельности и начинается постепенный переход к учебной.

Д. Б. Эльконин считал, что ребенок переходит в новый возраст тогда, когда возникает ориентация на смысл собственного поступка. Важным моментом является своевременная диагностика этого перехода.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сказать, что при переходе из дошкольного учреждения в школу у детей существует ряд проблем. Формирование готовности к школе должно осуществляться в дошкольном детстве. Именно тогда закладываются предпосылки учебной деятельности.

Второй этап, это усвоение, тех способов и действий, что является основой операционног-технической сферы.

Периодизация Д. И. Фельдштейна социализация личности распределена на три периода.

Теория возрастного развития необходима для определения психологической готовности к обучению в школе.

Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. И. Савенков, в теории возрастного развития, отмечали, что анализ следующих параметров необходим для определения психологической характеристики :

- ведущие возрастные задачи развития;

- возрастные психологические новообразования

- физиологическое и физическое развитие;

- средства возрастной адаптации.

Ведущие возрастные задачи

Формирование нравственных норм

Как мы уже говорили выше, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в усвоении социальных норм, что является необходимым звеном в психологической готовности ребенка к школе. Именно в этом периоде ребенок должен усвоить необходимый кодекс правил и норм. Изначально ребенок стремиться соблюдать правила для того, чтобы получить похвалу взрослого.

От формирования произвольности зависит успешность обучения. Это качество проявляется у всех детей по-разному. Но результатом произвольности является: целеполагание, действия по образцу и инструкции, целеполагание и другое.

Развитие логического мышления.

Для развития логического мышления ребенок старшего дошкольного возраста, должен выделять и четко формулировать предмет своего познания. Главную роль в развитии мыслительных процессов играет умственная активность. Она может проявляться в любознательности, в целенаправленном поиске новой информации и так далее. Анализируя психологическую готовность к школе, важно учесть, что умственная готовность может идти впереди социального развития.

Рассматривая периодизацию М. И. Лисиной, можно заметить, что для детей старшего дошкольного возраста, характерна завышенная самооценка. Это является возрастной нормой, которая позволяет ребенку уверенно включиться в новую деятельность. Постепенно на смену придёт сформированное самосознание, он начнет анализировать свои поступки и его самооценка станет адекватной.

Важно, чтобы ребенок прошел все эти возрастные задачи. Переход на новый этап возможен лишь в том случае, если пройдены все звенья, и сформировались новообразования.

Это новый этап в развитии личности, в котором происходят психические и социальные изменения. Как полагал, Л. С. Выготский, это новые изменения, которые появляются впервые, и меняют сознание ребенка, его отношения к окружающей среде, его внешнюю и внутреннюю позицию к жизни. Главное достижение в данном периоде, это развитие произвольности. Проявление рефлексии, говорит, что у ребенка идет становление процессов произвольности. Распределение мотивов на значимые и второстепенные, постановка и достижение цели, указывает на ее становление.

Произвольность делает взрослеющего человека активным, стремительным, уникальным субъектом, зарождается желание быть успешным, учиться, и готовность научиться.

Физическое и физиологическое развитие

Учет данных особенностей ребенка необходим, потому что, попустительство потому, этих особенностей, искажает выстраивание психолого-педагогического процесса. Нужно использовать природные задатки и возможности организма ребенка. Это может отрицательно сказаться на здоровье и развитие ребенка, а именно: психологические травмы, соматические заболевания, утомляемость и другое.

Физиологическое созревание продолжается на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного детства. Окостенение скелета еще не закончено. Все это учитывается, при распределении нагрузки. Другими словами, можно сказать, что дети в этом возрасте недостаточно выносливые, скелет легко деформируется, хотя они гибкие и подвижные. Развитие крупных мышц происходит быстрее, чем мелких, что в свою очередь оказывает влияние на мелкую моторику. Поэтому многие испытывают трудности при овладении письмом.

Быстрая утомляемость, неустойчивость внимания, связана процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Все физиологические изменения важны. Для успешного включения в учебную деятельность важно психическое и физиологическое благополучие.

Средства возрастной адаптации

У дошкольников развита потребность в учении. Необходимо, чтобы познавательные потребности удовлетворялись своевременно, но при этом не забывать о зоне ближайшего развития. Если учебные навыки и умения недостаточно сформированы, это спровоцирует трудности в адаптации.

Трудовая деятельность, приобретает смысл, если ребенок осознает значимость собственного результата. Организованный труд, формирует ответственность, воспитывает трудолюбие, учит оценивать свою работу.

Таким образом, можно говорить о том, что психологическая готовность к школьному обучению должна определяться, исходя из всех вышеперечисленных возрастных особенностей детей. Правильно выстроенная модель психологической готовности к школе, будет способствовать воспитать ребенка, психологически готовым к школе.

Следовательно, психологическую готовность к обучению в школе можно трактовать как феномен преемственности дошкольного и младшего школьного возраста.

Список используемых источников

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. : Питер, 2004

3. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников – Книгинев, 1983

4. Нижегородцева Н. В. Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. : ВЛАДОС, 2001

5. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. (Под. Ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера). – М., 1988

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)

Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Проблема готовности детей к обучению в школе занимает важное место в проблематике психологии развития.

Для этноса образование выступает в роли средства развития детей и подростков в тот период, когда они физически растут, осваивая мир в пространстве и времени, нравственные правила и нормы поведения, традиции, легенды и мифы, идеалы и культуру.

Акмеологический подход в исследовании условий, содействующих и препятствующих достижению вершин созидательной деятельности, синтезирует в себе исследовательские стратегии, сложившиеся в разных науках:

- системный подход, разработанный в философии, социологии и примененный в педагогике Н.В. Кузьминой;

- целостный подход к изучению человека, как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, обоснованный Б.Г. Ананьевым;

- теорию функциональных систем П.К. Анохина; где системообразующим фактором выступает конечный результат на входе в новую среду.

Развитие исследований в области акмеологии, связанное с именами А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, К.А. Абдульхановой-Славской, А.А. Бодалева, А.К. Марковой, Е.И. Степановой, А.А. Реан и др., привело к дифференциации предмета акмеологии и выделению более частных отраслей акмеологии, например, школьная акмеология (В.Н. Максимова) и профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина). В работах этих авторов сформулированы методологические принципы акмеологических исследований.

- Образование является главным средством развития человека на протяжении жизни, с раннего детства и на протяжении всей профессиональной биографии. В системе образования разработаны выдающиеся теории, обеспечивающие подготовку специалистов в конкретных областях, но само образование не имеет общей теории и в ней нуждается.

- Главными субъектами образования, носителями его целей, учебной информации, средств образовательной коммуникации, являются преподаватели. Если исследовать признаки мастерства (не мастерства) условия, факторы, стимулы, способствующие и препятствующие достижению вершины продуктивности и профессионализма деятельности, то можно придти к созданию общей теории продуктивного образования.

Акмеология - это наука о саморазвитии субъектов педагогического процесса в условиях развития образовательных систем (В.Н. Максимова).

Одна из задач акмеологии - выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях мог успешно проявить себя на ступени зрелости (Бодалев А.А.). Акмеологическая методология - совокупность идей о ценности человека, его духовного мира, способности к творчеству и самосовершенствованию (А.А. Деркач).

Предмет акмеологии образования - поиск условий, обусловливающих разные результаты учебно-познавательной и профессиональной деятельности: семья и семейные отношения в раннем детстве, первый учитель и разные этапы общеобразовательной подготовки, выдающиеся образцы, оказавшие влияние на специалиста.

Акмеология образования стремится понять, почему одни достигают вершин, другие - нет, как свертывается, реконструируется, схематизируется человеком сообщаемая ему учебная и научная информация, как он накапливает фонды новых психологических знаний, позволяющих ему превратить свой предмет в инструмент образовательного воздействия и нового творческого поиска на пути к новым достижениям.

Если в психологии главное отражение, то в акмеологии - созидание, которое строится на основе отражения, но находится с ним в новых отношениях принятие решений, что и как из фондов психологии можно использовать для самосозидания, для подготовки созидателей, для совершенствования, коррекции и реорганизации деятельности созидателей, подвергшихся профессиональной деформации.

В психолого-акмеологических исследованиях в качестве значимых акмеологических условий назывались задатки, общие и специальные способности, состояние общества, условия семейного воспитания, воспитание в школе, образование - это так называемый предстартовый период профессионализма.

Психологический аспект проблемы ГОШ составляют исследования влияния обучения на психическое развитие ребенка и формирование личности и индивидуальности в разных условиях дошкольного образования: условиях организованного обучения и воспитания и в условиях свободного воспитания. Первые исследования психологических особенностей детей поступающих в школу были опубликованы во второй половине XIX века (А. Нейфельд, А. Нечаев, Э. Мейман, А. Павлов, Ст. Холл и др.). Уже в это время определяется сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания (Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, А.П. Нечаев, Дж. Селли, К.Д. Ушинский, В. Штерн и др.).

Исследование психологических особенностей детей поступающих в школу в зарубежной психологии активно проводилось на протяжении XX века. Во Франции, Америке отличительной особенностью исследований стало многообразие используемой терминологии.

Таким образом, уже в работах Л.С. Выготского были заложены основные проблемы отечественной психологии в проблеме ГОШ, которые непосредственно связаны в области возрастной и педагогической психологии, и содержаться в работах З.М. Истоминой, Л.И. Божович, А.Р. Лурия и др.

Во второй половине XX века в психологической науке определились основные направления проблемы в зависимости от выделяемого авторами аспекта психологического развития ребенка. Это:

Другое направление исследований связано с изучением форм общения ребенка со взрослыми и детьми - коммуникативная готовность к обучению в школе. Так, М.И. Лисина, выделяя коммуникативную готовность как основной компонент ГОШ, подчеркивает, что деятельность ребенка никогда не осуществляется изолированно от взрослого, а всегда содержит элемент кооперации с ним. Важнейшим новообразованием 6-7 летнего возраста, считает автор, является появление внеситуативно-личностного общения, когда ребенок может воспринимать взрослого как учителя и занять по отношению к нему позицию ученика. В исследовании Е.О. Смирновой коммуникативная ГОШ рассматривается как результат содержательного изменения формы общения ребенка со взрослым. Автор исходит из того, что вы дошкольном возрасте наблюдаются три формы общения: ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Развитие к концу дошкольного возраста внеситуативно-личностной формы общения ребенка со взрослым и дифференцированного отношения к людям, выполняющим разные социальные роли в общении с ним, позволяет начинающему школьнику правильно строить свое поведение в отношении учителя в ситуации школьного обучения, что является, по мнению автора, показателем коммуникативной ГОШ. Е.Е. Кравцова отмечая важность новых форм общения со взрослыми для успешного начала школьного обучения, установила существенные изменения в отношениях со сверстниками у детей 6-7 лет: формирование нового кооперативно-соревновательного типа общения. На седьмом году жизни дети уже могут принимать совместную задачу, пытаются согласовывать действия с действиями партнера. Этот тип общения имеет важное значение для подготовки ребенка к школе, существенно облегчает овладение способами коммуникации и взаимодействия, которые необходимы для совместной деятельности учащихся.

Таким образом, во второй половине XX века в отечественной психологии исследование ГОШ изучается на основе аналитической стратегии. Представляет собой выделение отдельных аспектов школьной готовности.

Вместе с тем целый ряд авторов (А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Ю.З. Гильбух и др.) отмечают необходимость изучения феноменов школьной готовности как целостного, системного образования, но осуществление такого исследования сталкивается с трудностями методологического характера, так как предполагает использование нетрадиционного для детской психологии системного подхода в исследовании психики.

Следует заметить, что уже в работах Л.С. Выготского системный характер психики ребенка обозначен как закон функционального единства сознания, согласно которому сущность психического развития определяется не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений, которые определяют кардинальное изменение всей психики ребенка как целого при переходе от одного возраста к другому.

Системный анализ развития готовности ГОШ был реализован в рамках Ярославской психологической школы Н.В. Нижегородцевой на основе концепции системогенеза профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, Ю.П. Поваренков и др.).

Мы понимаем психологическую готовность детей к обучению в школе (ПГОШ) как внешнее проявление структуры субъектных и личностных качеств детской индивидуальности, обеспечивающей усвоение содержания образования в форме учебной деятельности.

Психологическую структуру готовности к обучению в школе (ПСГОШ) как целостное единство субъектных и личностных качеств детской индивидуальности, обеспечивающих усвоение содержания образования в форме учебной деятельности.

Анализ истории проблемы готовности детей к обучению в школе показывает, что к настоящему времени накоплен значительный опыт исследований в области школьной готовности. Таким образом, история проблемы представляет собой закономерный переход от целостного понимания сущности явления к аналитическому исследованию отдельных составляющих и затем к исследованию готовности детей к обучению в школе как сложного системного образования.

Диагностика когнитивной готовности детей к процессу обучения

Понятие готовности детей к школьному обучению

В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. При этом школьные психологи, в меру своей компетентности, теоретических предпочтений используют различные наборы методических процедур, позволяющих получать данные о сформированности психологической готовности к школьному обучению. Отсюда очевидна необходимость в создании унифицированной психодиагностической системы оценки готовности детей к школе. Не менее очевидна и необходимость разработки стандартизованной системы обработки результатов тестирования и принятия решения.

Готовность к школе — это совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

Готовность к школе – это совокупность опр. Св-в и способов поведения (компетентностей) ребенка необходимых ему для восприятия переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения ребенка.


Сравните выписанные определения. Какое из них, на Ваш взгляд, является наиболее полным, четким и ясным? Почему?

Готовность к школе – это совокупность опр. Св-в и способов поведения (компетентностей) ребенка необходимых ему для восприятия переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения ребенка

раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном

образовании и, в частности, в определении готовности к школе.

Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению -- прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Понятие готовности к школе определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: общее психологическое развитие и формирование навыков учебной деятельности. Готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его дошкольной жизни. В настоящее время распространенной остается точка зрения, что готовность к школе определяется комплексным показателем психической зрелости -- развитости отдельных психических функций, главным образом характеризующих развитие ребенка в интеллектуальном и эмоциональном плане.


Задание № 2. Выделите основные особенности содержания педагогической работы в подготовительной группе ДОУ.

В подготовительной группе детского сада осуществляется активная подготовка детей 7-го года жизни к обучению в школе. Главная задача педагогов ДОУ и родителей – способствовать совершенствованию знаний, умений, навыков, полученных детьми; формированию их психологической готовности к школе.

Гармоничное развитие и воспитание будущих школьников может быть обеспечено лишь при единстве воспитательное-образовательной и оздоровительной работы. Вдошкольном учреждении осуществляется взаимозависимость физического и психического развития дошкольников, поэтому необходимо все гигиенические, оздоровительные и воспитатель но-образовательные мероприятия объединить в согласованную систему.

В связи с этим дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами(ФГОС, Приказ № 1155 от 17 октября 2013г., обязательными при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной образовательной деятельности были учтены и охвачены следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей в различных видах деятельности – образовательные области:

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных особенностей, опыта и творческого подхода педагога.

Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволяют реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у будущих первоклассников положительные эмоции от общения с миром знаний, обеспечивая всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребенка к жизни в современном обществе.

Читайте также: