Семья как воспитательный коллектив кратко

Обновлено: 06.07.2024

Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.

Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, включают:

1) формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие;

2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него.

Целями семейного воспитания являются:

1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;

2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

Значение воспитания детей в семье:

1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;

2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;

3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

В современных условиях дети нуждаются в воспитании:

1) разумной практичности;

2) делового расчета;

3) честной предприимчивости.

Вначале всем этим должны овладеть родители.

Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:

1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;

2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Родители для детей – это жизненный идеал. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса:

В зависимости от количества детей современные семьи делятся на:

По своему составу они могут быть:

1) однопоколенными (только супруги);

2) двухпоколенными (родители и дети);

3) межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей.

Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной семьи является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак.

В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа:

3) негативная, или скандально-раздражительная.

М. И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семей:

По Д. Фримену к основным функция м семьи можно отнести:

1) обеспечение выживания человека;

2) воспитание детей;

3) обеспечение безопасности;

4) создание и поддерживание факторов и предпосылок (социальных, эмоциональных, экономических и др.) для полноценного индивидуального развития человека;

5) обеспечение социального контроля общего поведения людей в обществе в рамках принятых норм поведения.

К второстепенным функциям семьи относят:

1) передача следующим поколениям традиций, ценностей общества, народности;

3) удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве;

4) самореализация в последующем поколении;

5) формирование разносторонней деятельности членов семьи.

Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить практически все потребности человека в развитии и сохранении личности.

Каждая эпоха характеризуется соответствующими моделями (стилями) воспитания ребенка. Выбор стиля воспитания во многом зависит от требований общества к личности человека. Стиль воспитания – это наиболее значимые виды отношений родителей к ребенку, которые используются в качестве непосредственных методов педагогического воспитания (учитывается вербальное и невербальное общение).

Существуют следующие стили семейного воспитания: состязательный, попустительский, рассудительный, предупредительный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.

Формирование стилей семейного воспитания ребенка происходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние следующие факторы:

1) общественное мнение;

2) уровень нравственности семьи;

3) степень доверия научно-педагогической литературе;

4) темперамент родителей и близких родственников;

5) традиции семьи;

6) межличностные отношения родителей.

В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность нормально развиваться: своевременно усваивать правила общения с окружающим миром, учиться распознавать положительные и отрицательные нормы поведения, формировать личные идеалы. Отсутствие семейного воспитания не дает возможности ребенку корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. В неполных семьях чаще всего формируется однобокое восприятие мира и общественных, межличностных отношений. Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества.

Ребенок перенимает поведение и мировоззрение своих родителей (воспитателей), но только разностороннее общение делает процесс воспитания полноценным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Стереотипы поведения как необходимая основа развития взаимодействия

Стереотипы поведения как необходимая основа развития взаимодействия Как уже говорилось, большинство аутичных детей имеют некоторый запас стереотипных способов приспособления к окружающему, контакта с другим человеком. Поведенческие реакции, навыки действия

ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания

ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Существует классификация методов воспитания, которая, однако,

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе На уровне обычной воспитательной деятельности учитель самодостаточен, так как руководствуется не научным, а традиционным, профессиональным опытом. Самодостаточность в данном случае означает отсутствие потребности в сомнениях,

ЛЕКЦИЯ № 87. Коллектив как объект и субъект воспитания

ЛЕКЦИЯ № 4. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе

ЛЕКЦИЯ № 4. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе Проводятся различия между первичными и вторичными отношениями.Первичные – интимные контакты лицом к лицу.В изучении социальной дистанции важна степень психологической

ЛЕКЦИЯ № 17. Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия

ЛЕКЦИЯ № 17. Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия Примером исследований межгруппового взаимодействия могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т. Адорно, враждебности и

2.5. Семья и библиотека. Аспекты взаимодействия

Социокультурная теория развития высших психических функций

Социокультурная теория развития высших психических функций Поскольку на Выготского оказали огромное влияние научная деятельность и идеи Жана Пиаже, он тоже считал, что интеллект развивается в ходе социальных контактов. В частности, психолог выдвинул гипотезу,

Мать - это фильтр реальности, первичная среда, проводящая все остальные явления в сознании ребенка

Мать - это фильтр реальности, первичная среда, проводящая все остальные явления в сознании ребенка Этим я хочу сказать, что любая интерференция со стороны окружающей среды осуществляется только через посредство матери. Это означает, что ребенок изолирован от влияния

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей

ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка

ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью

ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие

ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие При полном отсутствии контроля при воспитании родители занимаются своими делами и не уделяют ребенку должного внимания, поэтому он вынужден искать общение и поддержку

Тот отец, кто воспитал, а не тот, кто родил.

Менандр, древнегреческий автор

Семья является тем привычным воспитательным коллективом, где ребенок усваивает нормы и правила нравственности, правила общежития, получает навыки совместного труда. Именно уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения старшего поколения, семейные традиции, атмосфера жизни в родном доме оказывают на младших членов семьи ничем не заменимое влияние.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень образования родителей в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем как социальный, так и психологический аспекты поведения подростков и юношей зависят от семейных условий в настоящем или в прошлом, накапливаясь с возрастом и преломляясь в структуре личности.

У семейного воспитания есть свои незаменимые преимущества, отсутствие которых не может восполнять общественное воздействие. Именно в семье с наибольшей полнотой выявляются индивидуальные стороны ребенка, его внутренний мир. Главным же катализатором, помогающим раскрыть и обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей, является родительская любовь. Важнейшими условиями семейного воспитания являются высокая требовательность к себе как к гражданину, уважение ко всем членам своей семьи и атмосфера дружбы.

Большое влияние на формирование характера ребенка имеет доброжелательное отношение всех членов семьи друг к другу и к окружающим. Поэтому родители должны учить детей с раннего возраста этическим нормам человеческих отношений, правилам норм поведения. Ведь, недаром семью называют колыбелью нравственного воспитания детей, с учетом того, что авторитет родителей в воспитании детей должен быть одним из важнейших звеньев во всей цепи воспитания.

Есть семьи, где дети с большим уважением относятся к своим родителям и во всем стремятся подражать им. К сожалению, современные реалии, в том числе, на примере Южной Осетии, более 20 лет находившейся в условиях военного противостояния с Грузией, внесли определенные регрессивные коррективы в решение вопросов, связанных с воспитанием.

Увеличились примеры ханжества, грубости.

Я считаю, что воспитательное влияние семьи на детей должно обязательно сочетаться с их общественным воспитанием. Для ребенка, круг социального общения которого ограничен, семья должна играть важнейшую, главенствующую роль в его эмоциональном, моральном развитии, в формировании навыков и привычек поведения чувств и представлений, начал гуманизма, трудолюбия, гражданственности, несмотря на тлетворное влияние телевидения, с резко увеличившимися программами, проповедующими секс и насилие, компьютерные игры, способствующие обезличению духовности, и т.д.

Механизмы формирования личности в семье различны и именно они должны быть тем базисом, на котором может быть построено все последующее воспитание, формирование личности человека.

Конечно же, немаловажным фактором является, самовоспитание родителей, как первых воспитателей детей, ответственных как перед самым ребенком, так и государством за правильное воспитание детей с первых лет жизни.

Несовершенство и неудовлетворительное состояние семейного воспитания являются одной из причин появления среди детей и подростков так называемых трудных, в современных реалиях связанных уже с такими понятиями как наркомания, алкоголизм и проституция, тотальное сектантство. Я думаю, что немаловажную роль в этом играет слабое проявление в семьях роли отцов, их собственное поведение в семье, отрицательно сказывающееся на формирование у детей и подростков характера, привычек, мировоззрения.

Всем известно, что для мальчиков отец, как правило, является наиболее авторитетным в семье. В своем поведении, отношении к людям они стараются подражать отцам, быть похожими на них. Вместе с тем, воспитанием детей в семье обычно занимается мать, представители старшего поколения (что немаловажно!), в дошкольных учреждениях и в школе воспитатели и учителя тоже, как правило, женщины. И поэтому лучшим средством как нравственного, так и всеобъемлющего воспитания представителей нашей будущности, наших детей, подростков, молодежи, в целом, могут явиться нравственная атмосфера в семье, личный пример отцов и матерей, их наглядный показ детям норм поведения в действии. Культура семьи должна не уничтожать, а совершенствовать культуру личностную. Ведь именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека.

Я думаю, этим все сказано.

Роберт ГАГЛОЙТИ, директор Юго-Осетинского НИИ им. З.Н. Ванеева, засл. деятель науки РЮО

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Д О К Л А Д

« С П Е Ц И Ф И К А С Е М Ь И К А К В О С П И Т А Т Е Л Ь Н О Г О К О Л Л Е К Т И В А И

Морозова Ангелина Андреевна

- в редких случаях «педагогическая система [2] .

В педагогической системе для характеристики семьи используют составляющие структуры семьи, ее педагогический потенциал, процессы функционирования и управления, которые проявляются через внешние контакты с другими социальными объектами, например с педагогическими или социальными системами.

Рассмотрим таблицу, в которой семья представлена как педагогическая система.

Таблица 1.Семья как педагогическая система

Воспитатели, воспитанники, средства воспитания и средства реализации воспитательного процесса (педагогические, материально-технические, формы, методы воспитания)

Реализация воспитательной функции семьи, как процесс воспитания

Связи с другими системами, управление системой

Таким образом, структура семьи в таблице, как педагогическая система имеет воспитателей семьи, ими могут быть один из родителей, оба родителя, сестры, братья, бабушка или дедушка, могут воспитателями быть и родственники, ц каждого воспитателя, кто является, есть цель воспитания, его содержание, используемые в семейном воспитании методы и средства.

Все компоненты семейного воспитания данной системы и порождают парагогический процесс в семейном воспитании [3] .

К воспитательной функции семейного воспитания относится:

- воспитание своего ребенка и формирование в нем личности через освоение норм поведения, личного опыта, семейных культурных ценностей;

- через систематическое воспитательное воздействие всего коллектива семьи, или каждого в отдельности на протяжении всей жизни;

- через, постоянное воздействие самих детей на их родителей, либо иных родственников, которые побуждают детей усовершенствовать личностные особенности положительных или отрицательных качеств.

Сам процесс семейного воспитания имеет огромный спектр взаимодействий членов семьи и их взаимных влияний, например: мать-ребенок; отец-ребенок, оба родителя и ребенок, это может быть и взаимодействие братьев и сестер Подобная интеграция воспитательного взаимодействия по отношению к воспитанникам являются предметами духовной и материальной культур. Весь процесс функционирования семейного воспитания представляет собой жизнедеятельность семьи, органично вписавшись в процесс воспитания [4] .

Семья, осуществляя свою воспитательную функцию, взаимодействует со всей педагогической системой, как в учебно-воспитательных, так и в культурно-образовательных учреждениях, в детских садах, школах, контроль над которыми осуществляет государство. Для оптимизации семейного воспитания в учреждениях может использоваться и воздействие извне, например, сотрудничество семьи, с органами образования или с социальными службами.

Динамика семейной педагогической системы развивается в трех направлениях:

1. В историческом направлении, которое имеет связь с культурными экономическими и социальными преобразованиями в обществе, оказывающие влияние, как на структуру, так и на функцию семьи, в отношения между членами семьи и их влияние на процесс воспитания в семье.

2. Национальное направление отражает передачу семейных традиций, обычаев, включая, и воспитательные традиции, через восприятие ребенком национальных ценностей, через религиозную культуру, тем самым определяется как национально-самобытное семейное воспитание.

3. Индивидуальное направление представляет собой зеркало, в котором отражается весь накопленный воспитательный опыт родителей, наполненный неповторимостью, своеобразием всего воспитательного процесса на всех этапах развития семьи.

В основание развития динамики семьи как педагогической системы имеются свои стадии развития для каждой семьи, Ю. Хямяляйненов выделил такие стадии: [5] .

1.Само формирование семьи.

2. Семья, которая ожидает рождение ребенка либо семья, имеющая младенца.

3.Семья, в которой имеется ребенок дошкольного возраста.

4.Семья, в которой растет ребенок школьного возраста.

5.Семья, в которой есть старшеклассник.

6.Семья, имеющая ребенка на пороге самостоятельной жизни.

8. Престарелая семья.

На каждом этапе развития семьи, которая, представляет педагогическую систему, у родителей меняются, функции и задания, как воспитателей. П. Н. Щербань описал воспитательные функции родителей по отношению к ребенку так:

- 1 этап, родители, это источники тепла, на эмоциональном уровне, оказывают постоянную поддержку;

- 2 этап, для ребенка родители, это высшая инстанция власти, которая распоряжается всеми благами;

- 3 этап, родители это пример и образец для подражания;

- 4 этап, родители, или родитель, становятся для ребенка друзьями и советчиками.

В каждой конкретной семье во всех периодах жизни ребенка функции родителей, не могут быть одними для всех из перечисленных. Например, в новорожденном периода ребенка защитная функция преобладает над эмоциональной поддержкой. В школьном возрасте в воспитательно процессе возрастает функция контроля и функция управления, родители поддерживают самостоятельность ребенка. Старший школьник видит своих родителей, как пример для подражания, а взрослым детям нужна эмоциональная поддержка или совет.

Семья, представляет собой сложную социальную и педагогическую систему, где могут происходить изменения под влиянием условий самой жизни, состава семьи и ее структуры, которые оказывают воздействие и на родственные отношения. В случае появления нового ребенка в семье функции детей и родителей могут меняться, родители накапливают свой педагогический опыт и как родителей, и как воспитателей [6] .

Таким образом, педагогика семейного воспитания рассматривает семью, как сложную социальную систему, в которой своя структура, закономерности развития семьи, организация особенностей семейного воспитания.

Специфика семьи как воспитательного коллектива и педагогической системы состоит в том, что семья является единственным производителем нового человека, члена общества, который продолжает свой род. Но к великому сожалению в современном мире не каждая семья выполняет свою педагогическую функцию в полной мере, имеются и сбои. От чего завися эти сбои в процессе воспитания? Сбои происходят по вине и самой семьи, и от изменений, происходящих в современном обществе, так как семья это и участник общественных производительных сил, которые дают семье средства к существованию. Семья источник восстановления потраченных на производстве сил, которые восполняются членами семьи, взрослеющими детьми, которые стали вести свое хозяйство, организуют потребительскую деятельность и имеют свой бюджет.

Современная семья выполняет свою особую роль, ускоряет социальное и экономическое развитие общества, воспитывая своих детей, а главной движущей силой в семейном воспитании является взаимная любовь родителей и детей. Любовь может утерять свою ценность, если в семейном воспитании отсутствует нравственный потенциал, созвучный с традиционными ценностями и идеалами своей Родины [7] .

Сегодня, уделяется особое внимание некогда утраченным традиционным семейным ценностям, которые способны возродить современное общество. Семья для человека это его тыл и потребность заботиться о семье, своих детях это природное свойство нравственного человека.

Если в прошлом вся семья трудилась, являясь, основной производственной ячейкой общества и совместный труд родителей и детей был помощником в трудовом воспитании детей, то сегодня важная производительная сила оказалась вне дома. Современные дети лишены возможности видеть труд своих родителей, к сожалению, многие дети мало знают о труде родителей, как родители трудятся, чем занимаются. Современные условия в быту свели до минимума семейные трудовые обязательства детей. В доме, как правило, решаются важные вопросы, развлечения, отдых, потребление. Современные независимые супруги являются источником разногласий в семье, усложняя взаимные требования. В современной семье на первом месте стоит эмоциональное стимулирование детей. Для образованных родителей с раннего детства приоритетами является конкуренция и чем выше образование, тем выше и требования, эмоции сегодня затронули все уровни жизни, это и конкурсы разного рода, престижные школы, классы. Затронут даже спорт, который постепенно утрачивает оздоровительный и игровой характер.

Проблемой современного общества являются и неполные семьи, количество которых возрастает с каждым годом, отсутствие одного из родителей создает много проблем в воспитании. Стоит подчеркнуть, что и в полных семьях сегодня дети лишены внимания родителей, родителя на первое место ставят профессиональные интересы. Отдавая больше времени работе, домашним делам мало уделяют времени своим детям, а свое свободное время проводят перед телевизором. Просмотр передач не может заменить совместный поход, например в театр, музей, на выставку или в кино [8] .

Быстро меняющаяся современная социальная среда обнаруживает сегодня пробелы в семейном воспитании, не хватает традиционной системы воспитания и современные формы воспитания в семье, которые соответствуют социальным условиям, не приносят плодов в духовном и нравственном направлении. Главная проблема семейного воспитания, это отсутствие преемственность поколений, передача родительского опыта нравственного и духовного воспитания потомкам, всех традиционных ценностей, и передача профессионального опыта родителей.

Молодые родители, сегодня имея опыт своих родителей в воспитании ребенка, как правило, используют метод самостоятельной инициативы, повиновение родителям отошло на второй план. Сегодня личность должна обладать чувством собственного достоинства и формировать социальную ответственность, повиновение, нравственные стороны личности в семейном воспитании не являются приоритетными. Копируя своих родителей ребенок готовит себя ко взрослой жизни, получает мастер-класс по подготовке себя к социальным ролям: мужа или жены, мужчины или женщины, отца или матери и социальное давление существенно оказывает влияние на формирование ролей. Мужчин хвалят за поведение, которое соответствует их полу, ругают за действия присущие женскому полу, но половое воспитание будет правильным, если формировать чувство принадлежности, как составляющую часть мужчин, именно это составляет основу для дальнейшего развития личности [9] .

Только, разумное поощрение детей, развивает как личность, так и самого человека, можно сделать более успешным воспитание, если применять запреты, наказывать, если требуется, чтобы усилить воспитательный процесс за заслуживающий проступок. Необходимо всегда помнить, что наказание должно быть доступным в понимании ребенка, необходимо родителям объяснять, за что он наказан. Любое воздействие на ребенка формирует у него убеждение, в тех ситуациях, которые его не устроят действовать силой [10] .

Подводя итог вышесказанного можно заключить, что по своей силе роль семейного воспитания в сравнении с другими институтами нельзя переоценить, так как именно в семье воспитывается личность ребенка. Семья является для ребенка первым воспитательным институтом, связь с семьей не прерывается всю жизнь. В семье формируются нравственные стороны личности, нормы поведения, внутренний мир, все индивидуальные качества личности.

Семейное воспитание развивает человека, наполняет его внутренний мир тем, что было заложено родителями, это может быть мудрость веков, наполненная любовью к своему ближнему, может быть и равнодушие, жестокость. Главное в семейном воспитании родителям соблюдать последовательность в своих действиях, воспитывать развитую разностороннюю личность и демократичность в отношениях к ребенку. Нормальная и здоровая семья всегда имеет связь с учебными заведениями и чем шире и глубже эти связи, тем крепче будет семья и богаче и содержательней семейное воспитание, которое и является ядром всего педагогического процесса.

Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производственных, профессиональных, политических, - семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более противоречив и сложен.

Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. Ведь в преобразовании семьи участвуют кроме основных социально-экономических факторов и другие факторы - биологические, психологические, демографические. Этим можно объяснить причину устойчивости и живучести старого в семейной психологии. Этим, в частности, объясняется и трудность в прогнозировании развития семьи.

Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Основными функциями семьи по отношению к обществу являются:

· физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства;

· воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;

· производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется дополнительно 40 - 45 млн человек;

Читайте также: