Почему родители спрашивают только о школе

Обновлено: 08.07.2024

Сидит у меня в кабинете четырнадцателетнее Чудо и плачет. Девочка интересная, яркая, творческая. Но. у нее тройка по физике. И по химии. И мама спрашивая: "Как дела?", имеет в виду оценки. Когда ребенок показывает ей рисунки, говорит: "Ок, как дела с физикой?". Когда побеждает на городской олимпиаде по английскому: "У тебя не было проблем с языками, тебе другое исправлять надо". Старший брат учиться на мехмате в Москве на первом курсе. Когда он побеждает в олимпиадах, сдает сессию на отлично или получает очередной диплом, то его любят. Когда на дистанционном у него возникли проблемы, то сразу стал позором семьи.

Чудо утверждает, что в ее окружении нет детей, которых родители спрашивают о настроении, о том, что волнует, разговаривают только об успехах и оценках. "Как оценка по предмету, который тебе будет не нужен, который мама сама не помнит, может влиять на любовь самых близких людей?", -спрашивает она меня.

Конечно, все подростки максималисты. Это особенности возраста, но так ли уж она неправа? И таких детей, которые сами приходят на прием, и рассказывают, как мама себя ведет из за одной четверки, по предмету, который никак не будет влиять на ее будущую жизнь, много. Это одна из самых распространённых проблем, с которыми приходят дети. А когда приглашаешь родителей, или не идут, или считают проблему выдуманной. Я была отличницей, я исполняю свои прямые родительские обязанности.

Ребенок дошкольник. После фронтальной (всей группы) диагностики к обучению в школе пришла мама уточнить результаты. Все параметры высокие, в одном месте средний. Говорю, что все отлично, ребенок готов обучаться. На что мама отвечает, что нет, все плохо. В их семье не бывает средних результатов. Уточняю, что все ошибаются, и ребенок еще маленький. "Нет, -говорит мама, -значит, недоучили. Она сама хочет всегда быть первой. У меня старшая отличница, ни одной четверки никогда не было. Десятый класс. Младшая должна быть такой же". Я не стала уточнять, кому и что должен ребенок шести лет. Поняла, что бесполезно.

Пришла домой и вспомнила Чудо. Как она хочет, чтобы мама поняла ее, и обняла просто так. Вспомнила звонок во время разговора. Металлический, холодный голос. И зажала свою Маню. Благо, пока ее можно поймать. "Да люблю, я тебя мама", заявила моя младшая, -только дай порисовать". Со старшей мы много разговаривали и разговариваем. Но как она понимала фразу "как дела"? Как желание узнать об успехах, или как призыв к разговору? Думаю, что в разное время по разному. В начальной школе я интересовалась оценками, а вот начиная со среднего звена делегировала ответственность за учебу ребенку. Конечно, она рассказывала об оценках, об учителях, где приложила массу усилий и не получилось, где удалось, благодаря везению . Но это не было центром нашего общения. И сейчас я понимаю, что сделала правильно, вопрос в том, не поздно ли. Смогла ли я показать ребенку, что люблю ее независимо от успехов?

Если кратко, пропуская весь прошлый текст, то мои родители интересуются только моей учебой. Я могу им рассказывать, что-нибудь из жизни, и им будет плевать, зато, когда дело доходит до учебы, то они первые в очереди. Ведь, когда весь класс ездит на экскурсии - я хожу к репетиторам. Я иногда рисую и играю на гитаре. Когда я начинала, мне все время говорили, что это трата времени, это нигде не пригодится. Я так и не пошла ни в одну секцию, ведь это нигде не пригодится!
Мы ходили с мамой и бабушкой на танцы, бокс, конный спорт, плаванием, они интересовались информацией, говорили, что хорошо, хорошо, и на этом все заканчивалось. Как и моя мотивация. Я хочу пойти, хотя бы в 10 то классе куда-нибудь, я могу уже записаться сама, но нужно найти деньги, а ведь их так просто на какую-то секцию не отдадут мне.
Я ведь и курить начала только из-за этой проблемы! Я учусь на почти на отлично, пара предметов невозможно на 5 сдать только из-за характера учителей, все равно ни у кого этой 5 нет. Но на других не смотри, у тебя не то, что 5 должно быть, а вообще 6!
Мне нравится химия, и я хотела даже пойти в химический кружок в нашем городе, но ведь это тоже мне не пригодится, это трата времени и денег! И плевать, что я там хочу поступить в ВУЗ на фундаментальную химию!
И ведь самое обидное, что все одноклассники после школы ходили куда-то, чем-то занимаются. А потом мне дома говорят "Вон, смотри они чем-то занимаются, а ты сидишь дома"
Это как вообще? Какая логика у них?

Натальяпизага, Наталья, здравствуйте!
На нашем сайте не проводятся консультации для несовершеннолетних.
Советую Вам вместе с родителями обратиться к психологу по месту жительства для получения очной консультации.
Также Вы можете позвонить по единому анонимному общероссийскому телефону доверия для детей и подростков 88002000122.

После пандемии выяснилось, что удаленное образование не пошло на пользу. Уровень знаний большинства школьников упал. Об этом свидетельствует всплеск спроса на услуги репетиторов, в том числе на 7hands. Родители ищут индивидуальных преподавателей не только для выпускников, но и для младших школьников.

На современных детей возложена огромная ответственность. Родители только и твердят о том, что высокие отметки — это виртуальный пропуск в лучшие вузы, известные корпорации. Поэтому любой разговор о том, что оценки не главное вызывает разве что усмешку.

Но стоит ли лишать ребенка детства ради пятерок в дипломе?

Как себя чувствуют троечники

Родители часто забывают подумать о том, какой видит свою жизнь ребенок, не оправдывающий ожиданий.

В большинстве случаев троечник страдает от хронического стресса, комплекса неполноценности. Только представьте: учителя постоянно придираются, родители осуждают, а более успешные сверстники общаются с явным презрением. Ни один взрослый человек не смог бы спокойно жить в такой атмосфере. А троечники часто проводят в стрессе большую часть детства!

В лучшем случае не слишком успешные дети формируют свои компании, а в худшем — становятся изгоями, навсегда отдаляются от родителей.

Так стоят ли моральные страдания погони за высокими оценками? Ругая ребенка за двойки и тройки в дневнике, стоит задуматься, от чего будет больший урон: от двойки или от постоянного морального груза.

Почему взрослым людям важны оценки

В странах бывшего СССР сложилось устоявшееся мнение о том, что дети, которые получают хорошие оценки, хорошо устраиваются в жизни.

Удивительно, но у каждого взрослого человека есть успешный одногруппник или одноклассник, который учился на одни тройки. Но даже такие реальные примеры забываются, когда ребенок приносит домой дневник с плохой отметкой.

Возникает замкнутый круг.

Школьники и студенты не понимают, почему должны тратить большую часть своей жизни на получение хороших оценок. Но как только у них появляются собственные дети, требования к пятеркам в дневнике возвращаются из ниоткуда. В результате двойки и тройки не одну сотню лет ассоциируются с невежеством.

Почему не нужно требовать от ребенка учиться на одни пятерки

Никто не хвалит троечника за умение сочетать личную жизнь и образование. Но с точки зрения психологов отличники в более уязвимом положении.

Чем может завершиться многолетняя гонка за пятерками

В результате к моменту выпуска из института студенты получают вполне реальные диагнозы:

  • неврозы;
  • бессонницу;
  • депрессию;
  • необратимые изменения осанки.

Родителям, которые из года в года убеждают своих детей в том, что оценки — это главное в жизни, стоит сесть и задуматься, что будет чувствовать ребенок, не получивший желаемые пятерки. Позади несколько лет без прогулок с друзьями, занятий любимым хобби. Но все затраченные усилия не окупились…и в лучшем случае ученик впадет депрессию.

Но статистика пугает еще больше:

Как изменить свое отношение к оценкам ребенка

Не призываем впадать в крайность, демонстративно показывать свое равнодушие к успехам и неудачам школьника. Получение образования — важный этап в жизни каждого человека. Нужно просто рассматривать обучение в школе и в институте как процесс познания окружающего мира, социализации, поиска себя.

Не зря в американских и европейских школах введена анонимная система оценивания: преподаватели не озвучивают отметки перед всем классом, не обсуждают успеваемость на родительских собраниях. Самих же родителей в первую очередь интересует настроение ребенка, его хобби и интересы, а не баллы за тест. Возможно, и в Россию вскоре придут такие изменения.

Важно вспомнить, что школы и институты изначально были созданы для получения знаний, а не для выполнения тестов и зазубривания правил.

Также можно изучить наработки психологов.

Выбор партнера, работы, новой машины подсознательно соотносится с ожиданиями окружающих. Хотя на первом месте должны быть собственные желания.

Печально то, что большая часть бывших отличников даже не может четко описать свои цели в жизни.

А вот троечники еще до выпуска из школы понимают, что не оправдают надежд своих родителей. Вместо зазубривания правил и формул, дети ищут то, что интересно именно им.

В то время как отличники пользуются полной поддержкой, троечникам приходится искать свой путь самостоятельно.

Советы детям: как объяснить родителям, что оценки не главное в жизни

Не стоит рассчитывать, что родители разрешат бросить учебу или будут игнорировать двойки в дневнике. Но получить больше личного времени, свободного от учебников и репетиторов, вполне реально.

Для начала, можно подсунуть родителям эту статью :).

Если вы явно понимаете, что не станете круглым отличником, предложите родителям снизить интенсивность занятий с репетиторами. Подсчитайте реальную экономию семейного бюджета (взрослые любят цифры) и расскажите, чем планируете заниматься в освободившееся время.

Естественно, компьютерные игры и прогулки с друзьями вряд ли станут той полноценной заменой, которая удовлетворит родителей. Подумайте над тем, какой навык хотелось бы развивать, займитесь полезным хобби.

Например, занятия рисованием могут показаться взрослым глупыми и бесперспективными. Но как только вы сделаете подборку реальных вакансий с указанием зарплат, родители по-другому взглянут на ваше хобби. Ну а если вам удастся заработать хотя бы пару сотен рублей своим навыком, то сердце даже самого строгого взрослого дрогнет!

Конечно, каждый родитель мечтает обеспечить своему ребенку комфортное будущее. Но не стоит жертвовать детскими интересами и хобби ради высоких оценок в дневнике. Такой подход приведет к тому, что школьник потеряет интерес к познанию нового задолго до выпуска из школы. Оценки — важная, но не главная часть процесса обучения.

Привороты, гадания и их последствия

Я хочу умереть,не хочу больше жить моих родителей волнуют только мои оценки и больше ничего. Всегда,когда прихожу со школы у них 3 вопроса "Что задали?","Что получил?","Где дневник?". Не могу так больше, допустим у меня стоит несколько хороших оценок и одна двойка ну так вот,они на хорошие оценки даже не обратят внимания,а будут орать из-за двойки,потому что я такой дебил,идиот,придурок и вообще не хочу учиться и я сижу у них на шее и т.д. Я стараюсь учиться лучше,но не могу,после того как перешел в 10 класс жизнь стала словно Ад, учителя задают кучу домашки и оценки стали хуже. Сам я гуманитарий и такие предметы как Химия,Физика,Алгебра,Геометрия вообще не понимаю,хотя стараюсь вникнуть и понять хоть что-то,но увы не могу. В 8 классе со мной занимался репетитор и спустя 2 недели она перестала заниматься со мной ссылаясь на то,что ничего из меня хорошего не получиться и я так и останусь дебилом на всю жизнь. Занималась она со мной по Алгебре и Физике,но это не так важно. Еще по Информатике оценки стали хуже некуда, с 6 по 8 класс были 4 и 5,но с 9 класса сплошные 2 и 3, так как у нас поменялся учитель и у нее своя программа. Мягко говоря "программа", она объясняет нам тему,которую даже хорошисты в классе не понимают,ну вот объяснила тему,дала задание и села за свой компьютер работать,ключевое слово "работать". Как-то раз поднимаю глаза посмотреть над чем она там "работает" и удивился она просто сидит в Одноклассниках, и если я прошу ей подойти и объяснить что мне не понятно она отвечает "Нужно было слушать! Ты совсем дебил что-ли? Не понять такую простую тему!". Не знаю,что мне делать с каждым днем моя жизнь становиться все хуже и хуже. В 10 класс пошел потому что у родителей нет денег оплачивать колледж в который я хотел поступить,но зато от моей матери только и слышу "Лучше бы пошел в ПТУ, не клевал бы нам с отцом мозги! От тебя пользы совсем нет,ты полный ноль и в жизни станешь ни кем!",хотя мать сама работает воспитателем в детском саду и получает копейки. И отец тоже, постоянно орет,что я сижу у них с матерью на шее,мол:"Алименты до 18 лет выплачу и все! Фиг ты у нас на шее сидеть будешь! И копейки от меня не получишь с голоду подохнешь и сдохнешь". Есть еще старший брат ему 28 и он всегда на стороне родителей за меня он никогда не заступается и считает,что я лишний. Прошу помогите, я не знаю,что мне делать. Один раз хотел покончить с собой, но полиция остановила, пару раз. Умоляю, помогите.

16 , возраст: Слава / 23.10.2016

Слава,привет!Не смей убивать себя
Жизнь-это определенное испытание для нас всех ,данное Богом.Она не может быть без трудностей!Не мы ее создали и не имеет никакого права отнимать ее!
Конечно,родители твои не правы,но они любят тебя и переживают за твое будущее.
Эти ссоры и проблемы в школе-это ерунда,поверь мне.Это не значит,что надо лишать себя жизни!Ты подумай о больных людях,об инвалидах. Им намного тяжелее,чем тебе.Им бы твои проблемы!Но они идут вперед и наслаждаются жизнью,несмотря на все преграды!Подумай об этом пожалуйста.Не делай глупостей!Жизнь одна!У тебя все еще впереди!Бог дал тебе шанс!Пожалуйста,не делай этого!

Мария , возраст: 15 / 23.10.2016

Слава, дорогой человек, спасибо что излил душу и рассказал свою ситуацию.

Тебе 16 лет сейчас и самое главное в этом возрасте его просто пережить. Твои родители это то что тебе Господь Бог дал и ты их просто обязан чтить, любить и уважать. Не важно вообще что они делают. Их задача тебя тоже любить и воспитывать, но если они это делают не очень хорошо, это их проблема, с них потом и будет спрос. А тебе нужно свои задачи выполнять.

Ты от них отделишься в скором времени (года три-четыре это ничто в масштабе жизни), и тебе самому нужно будет строить свою судьбу. Уже сейчас тебе нужно начать определяться в какой области ты хочешь трудиться и начать готовиться к поступлению. Твоя задача будет создать свою семью, где ты будешь глава, Отец, и в твоих силах создать семью, основанную на любви, взаимоуважении, взаимопомощи.

Роль родителей будет уменьшаться сейчас стремительно в твоей жизни, поэтому постарайся так сильно не реагировать на то что они говорят. Прости их, тк они просто не знают как любить ребенка. Не все люди идеальные родители. И в то же время именно этих родителей поставил тебе Господь Бог, значит для тебя это наиболее душеспасительный и полезный вариант. У тебя сложная задача - научиться почитать и любить именно таких родителей, но она выполнима! Была как-то одна передача, так там у девочки мама беспробудно пила, и эта девочка все равно маму любила и ухаживала за ней, даже не смотря на то что мама периодически дочь крыла матом и конечно не давала ей ничего (ни в материальном плане, ни в психологическом). Так что постарайся быть мудрым, спокойным. Попробуй попросить помощи своими словами у Богородицы. Она очень помогает в смягчении семейных конфликтов.

Marina , возраст: 32 / 23.10.2016

Слава, держись. К сожалению, родителей и братьев мы не можем выбрать, приходится взрослеть и вставать на ноги рядом с теми, у кого "повезло" родиться. Не заморачивайся над тем, что тебе говорят и как обзываются взрослые вокруг- это вообще не касается тебя лично, а связано с их собственной несчастливостью. Оценки в школе не так много значат, как считают твои тревожные родители. Посмотри в интернете статистику об отличниках и миллионерах, большинство миллионеров вообще не имеют образования, а отличники не находят себя в жизни, так как не научились делать то, что хочется, а привыкли принуждать себя делать то, что нужно. Гораздо важнее оценок - найти то дело, в котором ты будешь себя чувствовать как рыба в воде, уделяй больше времени своим увлечениям, изучай то, что тебе любопытно изучить, цени собственные интересы и развивайся в том, в чем ты сам хочешь вырасти - в этом для любого человека кроется большой источник самоуважения и веры в себя. Тебе сейчас трудно. ты чувствуешь как ты одинок, нет поддержки, приятия со стороны близких и это ужасно больно, это не справедливо.. Отдели свои тревоги от тревог родителей, их заморочки не должны так сильно тебя трогать, ведь жизнь ТВОЯ.

Александра , возраст: 37 / 23.10.2016

Слава, привет! Случайно попала на этот сайт, сразу на твоё письмо. То, что происходит в твоей семье, это , конечно, неправильно. Родители совершают ошибки по отношению к тебе, просто потому, что не знают, как воспитывать ребёнка. Знаешь, ребёнок приходит именно в ту семью и к тем родителям, которые наиболее способствуют его развитию. Это о том, что именно эта семья поможет наработать именно те качества, которые пригодятся в дальнейшем в жизни. Тебе, наверное, это сложно осознать. Но именно в таких семьях часто вырастают волевые мужчины, которых ничего не сломает в жизни. Ты прости их и помни, что ты уникален и твой жизненный путь тоже уникален. Ещё немного и ты войдёшь во взрослую жизнь и сможешь создать ту семью, в которой будешь счастлив.

Светлана , возраст: 34 / 24.10.2016

Здравствуйте! Слава, вы учитесь, стараетесь, стремитесь и это уже очень достойно. А все эти страшилки о никчемности, упреки - не принимайте близко к сердцу. Понятно, что неприятно, обидно, но на самом деле естественно, что родители тратятся на вас, обеспечивают, это нормально, пока вы несовершеннолетний. Вы хороший, добрый парень, и вам не хватает обычного человеческого тепла, поддержки. Может у вас есть родные (бабушки, дедушки, тети, дяди), кто смог бы вас выслушать, подставить дружеское плечо? Подумайте. Кстати, если в школе есть психолог, то можете обратиться. Не унывайте! Я желаю вам всего хорошего! Берегите себя!

Читайте также: