Семинар практикум психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата доу

Обновлено: 08.07.2024

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.

Создание психологического комфорта в группах детского сада для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития ребёнка.

Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе и эмоционального благополучия ребёнка

Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приёмы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин для этого множество, сюда можно отнести и неблагоприятную семейную ситуацию, индивидуальные особенности ребёнка. Такие дети сложны для родителей, для педагогов. Но с другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей взрослые превращают в невротиков.

Почему важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? На этот вопрос можно ответить, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка

- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм, насилие)

Следовательно, психологическая комфортность необходима и не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде.

Поскольку мы оперируем двумя понятиями надо сказать, что психическое и психологическое здоровье - вещи разные как утверждает наука.

сихологическое здоровье - это не только душевное, но и личностное здоровье. Психологическое здоровье –определяется как состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту.

Преступник психически здоров и ему инкрементируют что-либо, в обратном случае ему предстоит лечение. Ясно что морально-нравственные установки его далеки от идеала та самая этическая база , т.е психологически здоровым назвать его в любом случае нельзя.

Обобщенный портрет психологически здорового ребёнка — это прежде всего творческий, жизнерадост­ный, веселый, открытый ребёнок, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Такой ребёнок берет ответственность на самого себя, его жизнь наполнена смыслом.

положительный эмоциональный фон, оптими­стический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

равномерное и своевременное развитие основ­ных психических процессов, устойчивая позна­вательная активность;

доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соот­ветствует возрастным нормам.

К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.

К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Вопросы о психологическом комфорте, о психологическом и психическом здоровье должны быть обращены в первую очередь к педагогам, т.к. большую часть времени дети находятся в детском саду.

Создание психологического комфорта в группах детского сада для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития ребёнка.

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (“Этимологический словарь”, Н. М. Шанский).
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Мы можем говорить, что ребёнку комфортно в группе, если ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.

Конечно, это идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка. Однако помочь ребенку быть таким могут и должны окружающие его взрослые.

При оформлении учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста. Любому человеку свойственно в некоторые моменты своей жизни испытывать определённые психологические состояния. Поэтому у нас в группах созданы уголки уединения. Это место для фантазий: отлежался, отсиделся, поиграл в спокойную игру, успокоился – можно выходить и снова включаться в общую суету.

Педагоги формируют у детей умение определять эмоциональное состояние своё и других людей. Для этого можно использовать такие пособия:
- азбука эмоций;
- экраны настроения, которые помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей.

Говоря об отношениях между воспитателями и детьми, хочу напомнить о стилях педагогического общения, среди которых выделяют авторитарный, либеральный, демократический. Из изложенного в определениях можно сделать вывод: наиболее оптимальным и эффективным является демократический, именно он служит формированию сознательной дисциплины, творчества, познавательной активности. Именно он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание в группе на занятиях во время других режимных моментов такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в познании не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении ребенка.

Выделяют так называемую общую угрозу, т.е. она по своей природе и внешняя (приходит к ребенку извне), и внутренняя (ребенок принимает ее, что называется, близко к сердцу и она очень сильно на него влияет)– это информация.
Наиболее вредоносной психологи считают неверную информацию, иначе говоря, когда взрослые обманывают ребенка в его ожиданиях. Это может привести к психологическому срыву (например, чтобы успокоить, говорят, что мама скоро придет, и достигают обратного эффекта ребенок постоянно в состоянии напряженного ожидания).

Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе и эмоционального благополучия ребёнка.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель заинтересованный в создании психологического комфорта в группе заключается в том, чтобы проанализировать групповую ситуацию. Для этого необходим определённый диагностический инструментарий:

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. "Я в своей группе детского сада".

Чтобы педагогу понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники, можно предложить детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада".

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:
* Ребенок рисует только здание.
* Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
* Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребёнка к дошкольному учреждению….

Данная методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Детям предлагалось в игровой форме выбрать один из восьми домиков разного цвета. Были использованы следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

– Кате нравится ходить в детский сад?
– Что Катя будет делать в детском саду?
– Что Кате больше всего нравится в детском саду?
– Что Кате не нравится в детском саду?

1. Поведение ребенка.
2. Эмоциональное состояние.
3. Речевое сопровождение: речевое сопровождение отсутствует; малая речевая активность; нормальная речевая активность; чрезмерная речевая активность.
4. Выбор цвета: выбор темных цветов (черного, коричневого, серого) говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувство тревоги, страха, реакции протеста и прочее.; выбор красного и фиолетового цветов говорит о раздражительности и агрессии; выбор зеленого и синего цветов говорит о наличии чувства беспокойства и тревожности; выбор желтого, красного цветов – о преобладании положительных эмоций.

Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приёмы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Прежде чем перейти рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снять излишнее эмоциональное напряжение.

Как снять неприятный осадок после такого разговора?

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5—7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено вами. А теперь идите на урок! Вы хорошо отдохнули!

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть вместе с ним, а не делать за него.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребёнок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учётом его состояния.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Беседы о нравственности, не подкреплённые защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.

Цель речевых настроек - создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищённости. Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Лучше всего проводить речевые настройки после утреннего приема детей либо после зарядки. Педагог с детьми встают в круг и держатся за руки. Педагог, обращаясь к детям, говорит, что он очень рад видеть всех и сегодняшний день принесет им много интересного и т.д. Слова могут быть различными, но суть должна остаться той же: они должны показывать детям, что их рады видеть, настраивать на доброжелательные отношения со взрослым и сверстниками.

По окончании релаксации дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3—4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх — вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки — выдох. Продолжительность релаксации — от 2 до 7 минут.

Время для релаксации в течение дня определяет педагог. Ее можно проводить перед завтраком, перед занятиями, в перерыве или после занятий, после дневной прогулки, перед сном, перед вечерней прогулкой и др.

Цель саморегуляции — снять физическое и психическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции и действия. Детям в игровой форме предлагается выполнить упражнение. Старшим детям можно сказать, что необходимо научиться управлять собой. Дети располагаются произвольно (стоя, сидя) в зависимости от упражнения. Педагог дает название упражнению, рассказывает и показывает, как оно выполняется. Дети выполняют. Если упражнение знакомое и отработанное, то достаточно только назвать его. Продолжительность выполнения — 1— 2 минуты. В режиме дня это может быть время занятия (вместо физкультминутки) или любой другой момент, когда необходимо собрать детей, организовать их на какой-либо вид деятельности.

В младшем дошкольном возрасте упражнения на саморегуляцию включают работу с кистями рук: сжимание и разжимание кулака, хлопки, встряхивания и т.д. В среднем и старшем возрасте в таких упражнениях задействуются все группы мышц.

Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут занятия, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, 7 лет - через 12-15 минут. Они могут выражаться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением автоматических, непроизвольных побочных движений (почесывание, постукивание, раскачивание на стуле, сосание пальцев и т. д.), нарушением осанки и координации движений Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другое, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки проводятся в середине занятия в течение 1-3 минуты в виде игровых действий. Очень нравятся детям подражательные упражнения, сопровождающиеся стихами и по возможности связанные с темой и содержанием занятия. Но главное, чтобы движения были простыми, доступными и интересными ребенку, достаточно интенсивными, влияющими на многие группы мышц, но не чрезмерными.

Комплекс физминутки обычно состоит из 2-3 упражнений для рук и плечевого пояса типа потягивания - для выпрямления и расслабления позвоночника, расширения грудной клетки; для туловища - наклоны, повороты; для ног - приседания, подскоки и бег на месте.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

Многочисленные психологические, медицинские и социологические исследования показали, что профессия учителя как профессиональная группа характеризуется крайне низкими показателями здоровья. Профессиональное здоровье учителя включает не только его соматическое, но и психическое здоровье.

Профессиональное здоровье педагога можно определить как способность организма поддерживать и активизировать компенсаторные, защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях профессиональной деятельности.

Восстановление профессионального здоровья учителя — это не просто лечение, а управление механизмами, которые определяют развитие личности и способствуют формированию позитивной Я-концепции, открытого подхода к миру, готовности к изменениям и принятию ответственности.

Психологические основы сохранения и укрепления психического здоровья педагогов в ДОУ - Особенности профессиональной деятельности педагога ДОУ

Особенности профессиональной деятельности педагога ДОУ

Большое значение фактору здоровья придается в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых может стать причиной развития профессионального стресса. Эта проблема особенно актуальна для специалистов социальной сферы, чья работа связана с непосредственным взаимодействием с людьми.

Высокая эмоциональная нагрузка педагогической работы обусловлена множеством стрессовых факторов: высокая динамика, дефицит времени, перегрузка работой, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д.

Изучая профессиональную дезадаптацию учителей, Л.С. Шафранова сформулировала особенности работы учителей

Учитель постоянно вовлечен в разнообразные быстро меняющиеся социальные ситуации, на которые он должен реагировать мобильно и конструктивно. Когда он сталкивается с непредвиденными ситуациями, он должен в первую очередь думать о том, как решить проблему с наименьшими последствиями для детей, находящихся под его ответственностью. Это особенно важно в условиях дошкольного образования, где ответственность за жизнь и здоровье детей чрезвычайно высока.

Большая часть рабочего дня воспитателя дошкольного учреждения проходит в эмоционально насыщенной атмосфере: эмоциональный накал деятельности, постоянная концентрация внимания и повышенная ответственность за детей. Такие факторы напряжения влияют на эмоциональное и физическое состояние учителя: появляется нервозность, раздражительность, утомляемость, различные виды жалоб. В некоторых случаях эмоциональная нагрузка достигает критической точки, когда учитель выходит из себя и проявляет себя в агрессивной форме (крик, истерика, раздражительность). Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, обиды, отчаяния.

Внешнее подавление эмоций, когда внутри идет бурный эмоциональный процесс, не приводит к спокойствию, а усиливает эмоциональный стресс и негативно влияет на здоровье. Между тем, необходимые настойчивость, терпимость, самоконтроль, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств педагога дошкольного образования во многом обусловлены его здоровьем.

Психическое здоровье воспитателя ДОУ

Различные способы мышления приводят ученых к схожим идеям о том, какими качествами должен обладать психически здоровый человек. Вера в свою судьбу и чувство долга, самосовершенствование, стремление к личным достижениям и самоотдача, служение человеку, делу, истине — это атрибуты свободно-личностного отношения к жизни, модальности духовного бытия. Переживание собственной со-ответственности за человеческую солидарность, следование голосу совести и стремление к свободному самоопределению, творческое формирование собственного настоящего и будущего не являются противоположностями и должны рассматриваться как взаимодополняющие цели и ценности индивидуального развития, как необходимые компоненты психического здоровья.

Психическое здоровье педагога ДОУ представляет собой целостное формирование личности на двух уровнях. Таким образом, нижний адаптивный уровень обусловлен психическим здоровьем педагога (профессиональная активность, адаптивные навыки, отсутствие признаков профессионально-личностной деформации и симптомов эмоционального выгорания), что является необходимой и достаточной основой для его способности к самореализации как субъекта профессиональной деятельности. Достижение творческого уровня в развитии определяет становление личности учителя на уровне актуального психологического здоровья, основными показателями которого являются: Осознание и принятие смысла жизни и профессиональной деятельности, креативность, способность к профессиональной саморегуляции, устойчивость к стрессу.

Соответственно, психическое здоровье педагога ДОУ характеризуется сбалансированностью различных психологических характеристик и процессов, что определяет состояние психологического благополучия личности, выражающееся в бодром настроении, самочувствии, активности. В то же время психическое здоровье педагога центра ДОУпредставляет собой высший ценностно-смысловой уровень ее психического здоровья. В данном контексте психическое здоровье подразумевает внутриличностную, смысловую согласованность, способность учителя к творческой саморегуляции в условиях своей профессиональной деятельности.

Симптомы эмоционального выгорания и факторы возникновения

В 1981 году была опубликована работа американских психологов К. Маслах, С.Е. Джексон, в которой возможность психологического выгорания ограничивается представителями коммуникативных профессий. Согласно их подходу, синдром психологического выгорания включает три стадии: эмоциональное истощение; деперсонализация (тенденция к развитию негативного отношения к клиентам); снижение личных достижений, что выражается либо в тенденции к негативной самооценке в профессиональном плане, либо в снижении самооценки, ограничении собственных возможностей, обязательств перед другими, откладывании ответственности и перекладывании ее на других.

В.В. Бойко, опираясь на исследования К. Маслах и С.Е. Джексона, выделяет три фазы выгорания, каждая из которых включает четыре симптома.

  • Осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности;
  • неудовлетворенность собой, выбранной профессией;
  • состояние ментально-эмоционального застоя;
  • тревога, депрессия.

Фаза формирования защиты (фаза сопротивления):

  • Неадекватная избирательная эмоциональная реакция;
  • эмоциональная и моральная дезориентация;
  • Расширение сферы экономики эмоций;
  • Сокращение (упрощение) профессиональных обязанностей.
  • Эмоциональный дефицит — преобладание отрицательных эмоций над положительными, а затем полное исключение эмоций из сферы своей деятельности;
  • Эмоциональная отстраненность, реакция без эмоций и чувств — наиболее очевидный симптом выгорания, который свидетельствует о профессиональной деформации личности, а также может нанести ущерб субъекту общения (клиенту, пациенту, студенту, родственнику);
  • Деперсонализация связана с появлением безразличного и даже негативного отношения к людям, которым служит работа, и приводит к конфликтам с накоплением раздражения;
  • психосоматические и психовегетативные расстройства — нарушения сна, памяти, внимания, панические атаки, нервные тики, головные и сердечные боли.

Исследователи выделяют объективные (социальные, организационные) и субъективные (личностные) факторы, обуславливающие возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания.

Объективные (социальные) факторы:

  • Модернизация образования, переход на новые образовательные стандарты, новые требования к профессиональной компетентности педагога;
  • Внедрение инновационных технологий (например, почти во всех школах учителя обязаны проводить интерактивные уроки и мероприятия, писать учебные программы и отчеты на компьютере, при этом зарплата учителя не всегда позволяет купить компьютер и оплатить компьютерные курсы и т.д.)
  • Социальное расслоение как среди преподавателей, так и среди студентов; жесткая конкуренция, культ власти и богатства и, как следствие, потеря смысла в выполняемой работе;
  • ненормированный рабочий день, большое количество бумаг, которые необходимо правильно заполнить;
  • психологический климат в коллективе, наличие или отсутствие поддержки и справедливое отношение администрации.

Но помимо объективных (организационных, социальных) факторов возникновения синдрома эмоционального выгорания, существуют и личностные факторы — такие личностные факторы, которые, как говорят медики, предрасполагают к заболеванию. Но в то же время эти личностные факторы относятся к области изучения не психиатрии (медицины), а психологии.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактические меры против профессионального выгорания среди учителей могут осуществляться в трех направлениях: Информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости профессии учителя.

Информировать. Учителя должны быть информированы о риске, причинах и признаках выгорания; о способах саморегуляции. И эта информация не должна быть одноразовой. Для минимизации риска несчастных случаев регулярно проводятся инструктажи по электро-, пожаро- и производственной безопасности. Такие же мероприятия, направленные на минимизацию риска выгорания на работе, должны регулярно проводиться и в школе.

Эмоциональная поддержка. Общение хотя бы раз в неделю в спокойной обстановке, за чаем, обмен впечатлениями и мнениями, автотренинг, профилактическая гимнастика. Краткие встречи во время перерывов, собрания персонала и совещания сотрудников не дают ощущения поддержки и вовлеченности.

Повышение значимости профессии учителя. Для удовлетворения социальных и психологических потребностей в признании, самоутверждении, необходимо (при поддержке администрации и коллег):

Также важно иметь четкую и справедливую систему поощрений, таких как награды, похвалы, обновление списка отличников, публикации в образовательной прессе. Курсы повышения квалификации также могут быть признаком того, что преподаватель признан творческой личностью, открытой к новым знаниям.

Очень важно овладеть навыками саморегуляции.

Научитесь контролировать свое дыхание и мышцы (школьный психолог может научить вас технике дыхания и упражнениям на расслабление, хороший учитель физкультуры, если он есть в школе).

Если есть чувство юмора, то можно довести негативную мысль до абсурда и сделать ее смешной. Тогда, по аналогии, другая негативная мысль просто не поселится в голове.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Цель: Укрепление психологического здоровья педагогов.

Задачи:

  • Повышение сплоченности коллектива.
  • Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния.
  • Гармонизация отношений внутри коллектива, создание позитивного настроения, формирование атмосферы взаимной поддержки и доверия.

Оборудование: нарисованный портфель, квадраты трех цветов (зеленый, голубой, желтый), компьютер, цветные карандаши, листы бумаги, воздушный шар, мяч для релаксации.

Ход семинара

  • 1-я группа: йдоывроз – голубой;
  • 2-я группа: еёбкеон – красный;
  • 3-я группа зйоыорвд – зеленый;
  • 4-я группа: епогаод – желтый.

Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим.

Для того, чтобы вам ясна была цель, окунемся в историю.

Вступление

Итак, Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях, связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Я приглашаю сюда тех, кто испытывает, что-то подобное или хотел бы сберечь себя от этого состояния.

Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас.

Цель: развитие экспрессии, навыков активного слушания, эмоциональной сферы.

Психолог: необходимо произнести свое имя с разными интонациями. Я раздам каждому участнику карточки, в которых написано с какой интонацией он будет произносить свое имя (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно, с признательностью, с обидой, с восхищением, искренне, с восхищением, с осуждением, с сочувствием, радостно, доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой, ласково, восторженно, нежно, тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично, радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно, с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно, официально, радостно, с восторгом, с чувством страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия, весело, удивленно, зло, громко, тихо; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно торжественно). Готовы? (педагоги вытягивают листочки с заданием).

Упражнение “Звуковая гимнастика”

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, прослушаем правила применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу; И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О – воздействует на сердце, легкие; У – воздействует на органы, расположенные в области живота; Я – воздействует на работу всего организма; Х – помогает очищению организма; ХА – помогает повысить настроение.

Цель: разогрев, включение всех участников в работу; повышение тонуса группы.

Психолог: (все участники стоят в кругу).

Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушным шаром. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу)

Психолог: прошу занять места за столами. Я вам раздам листочки. Ваша задача на них написать, что вам необходимо для поднятия настроения (шоколад, хорошая музыка и т.д.) Затем листочки положить вот в эту волшебную коробочку (психолог перемешивает листочки). Педагог достает по одному листочку и зачитывает его. На доске формируем ассоциации по критериям: эмоции, сладости, праздник и т.д. Итого для хорошего настроения нам надо (праздники, сладости и т.д.)

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Психолог: для того, чтобы немного размяться, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  1. Что помогло быстрее построиться?
  2. Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят педагоги: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

(Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. А.И.Андрианов.)

1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что

а) все было скорее плохо, чем хорошо,

б) было скорее хорошо, чем плохо,

в) все было отлично.

2. В конце дня обыкновенно

а) недовольны собой,

б) считаете, что день мог бы пройти лучше,

в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.

3. Когда смотрите в зеркало, думаете

а) "О, боже, время беспощадно!"

б) "А что, совсем еще неплохо!",

в) "Все прекрасно!".

4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете

а) "Ну мне-то никогда не повезет!",

б) "А, черт! Почему же не я?",

в) "Однажды так повезет и мне!".

5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:

а) "Вот так однажды будет и со мной!",

б) "К счастью, меня эта беда миновала!",

в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!".

6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего

а) ни о чем не хочется думать,

б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит,

в) довольны, что начался новый день, и могут быть новые сюрпризы.

7. Думаете о ваших приятелях:

а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,

б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы,

в) замечательные люди!

8. Сравнивая себя с другими, находите, что

а) "Меня недооценивают",

б) "Я не хуже остальных",

в) "Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!"

9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов

а) впадаете в панику,

б) считаете, что в этом нет ничего особенного,

в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями,

10. Если вы угнетены

а) клянете судьбу,

б) знаете, что плохое настроение пройдет,

в) стараетесь развлечься.

Каждый ответ, а — 0 очков, 6 — 1 очко, а в — 2 очка.

Цель: оценка своего эмоционального состояния в начале занятия.

Психолог: пока вы выполняли тест, у нас на доске появился рисунок портфеля. Нам необходимо заполнить его, Вашим настроением. Я предлагаю выбрать тот цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок.

  • Зеленый цвет – хорошее настроение
  • Голубой цвет – среднее настроение
  • Желтый цвет – плохое настроение

Психолог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции, которые мы сегодня получили от встречи может помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

  • Всегда будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
  • Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
  • Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
  • Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья.

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Я вам раздам листочки бумаги. Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.

Когда ладошка вернется к вам, прочтите, что написали Вам ваши коллеги.

Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Рефлексия занятия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Психолог: сейчас мы будем передавать мяч по кругу, и делиться своими впечатлениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание материала раскрывает методы и приемы сохранения психологического здоровья и методы профилактики нарушений в эмоциональной сфере и в поведении у детей дошкольного возраста.

Сегодняшняя тема бесспорно является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги до – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет он в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием тех или иных неблагоприятных факторов.

Важнейший фактор сейчас, неблагоприятно влияющий на здоровье ребенка – это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная.

Среди возможных психотравмирующих факторов можно выделить:

-быстроту трансформации социальной ситуации: изменение социального статуса людей и благосостояния.

-возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети.

-проблема кризисности развития детей.

Многие психологи говорят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали еще Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. Стали другими внешние формы активности: например, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социально-культурные механизмы (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят в деревне и в городском дворе).

Сказывается и кризис семьи. Распад семьи наиболее характерен для семей с низким и очень высоким уровнем дохода. Процесс социализации ребенка в однодетной семье происходит при дефиците общения со сверстниками. Внедрение раннего обучения приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов, являющегося фактором риска нарушения здоровья детей. Это приводит к ухудшению здоровья ребенка – психического, физического, социального.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Что понимается под психологическим здоровьем?

Что же характеризует психологически здорового человека? (ответы педагогов)

Психологически здоровому человеку характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность, умение адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.

Для эффективного её оказания необходимо определить факторы риска.

Их можно разделить на две сносные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

Что можно отнести к средовым и субъективным факторам? (Ответы участников семинара.)

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50% направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможности появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

Задачи психологической поддержки детей:

Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).

Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

2. Практический инструментарий.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т. д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Начнем с себя.

1.1 Упражнения на саморегуляцию для педагогов.

Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.

Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йогового дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте своё дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4+4+4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождая легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.

Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.

Поперечное расслабление и напряжение.

Удобно сядьте или лягте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как ваше тело расслабилось и стало приятно тяжелым. Теперь попробуйте напрячь каждый мускул.…Напрягите все мускулы…

Теперь расслабьтесь. Отпустите всё напряжение. Обратите внимание на чувство облегчения.…Повторите все сначала. Напрягите каждый мускул.…Держите напряжение.…Расслабьтесь, отдохните и почувствуйте облегчение.…Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.…Вдыхайте очень глубоко и выдохните, выдохните весь воздух до конца. Почувствуйте, как напряжение оставляет ваше тело….Теперь дышите нормально, вдох-выдох. Каждый раз выдыхая, обращайте внимание на то, как напряжение уходит из вашего тела.

Расслабьте все тело, но сожмите челюсти и очень крепко закройте глаза. Челюсти напряжены. Глаза плотно закрыты. Пусть все остальное тело остается расслабленным, обращайте внимание на ощущение напряжения в челюстях, глазах и лице…. Расслабьте челюсти и веки. Пусть они расслабятся, как все ваше тело…. Наслаждайтесь контрастом…. Теперь откиньте назад голову и ощутите напряжение в шее…. Пожмите плечами и поднимите их. Ваша шея, плечи и верхняя часть спины должны быть напряжены. Все остальное тело продолжает оставаться расслабленным. Обратите внимание на разницу между напряжением в шее и спине и напряженностью во всем остальном теле…. Теперь расслабьте плечи, мягко опустите их и верните голову в удобное положение. Насладитесь свободным ощущением, расслабьтесь ещё полнее…. Расслабляя все тело, сожмите кулаки и напрягите живот…. Задержите свое внимание на этом напряжении.

Диафрагмальная гимнастика.

Её можно сделать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным):

Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.

После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.

Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания. Выполняйте это упражнение на протяжении 15 минут.

Микропаузы активного отдыха.

Очень важно давать себе возможность регулярно освобождаться от исподволь накопившегося напряжения, выдерживая микропаузы активного отдыха.

Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:

Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.

После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз.

Расслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.

Поднимите плечи и медленно опустите.

Расслабьте запястья и поводите ими.

Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.

Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов.

Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.

Напрягите и расслабьте ягодицы, затем икры ног.

Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.

В данном случае вы прорабатываете 12 зон тела.

2.2. Упражнения на саморегуляцию для детей.

А эти упражнения можно выполнять с детьми.

Модель релаксационного тренинга

Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пуст обе ваши руки, свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу.

Представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадает из вашей руки. (Повторите весь процесс для правой руки.)

Представьте, что вы ленивые коты и кошечки. Вообразите, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь, как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимите их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Почувствуйте расслабление, тепло.

А теперь представьте, что вы – маленькие черепашки, сидящие на камушке, на берегу маленького симпатичного пруда, греетесь, расслабившись на солнышке. Вам так приятно, тепло и спокойно. Вдруг вы почувствовали опасность! Черепашки быстро прячут голову под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность! Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте голову! Старайтесь, как можно сильнее её втянуть, а то вас могут съесть. Но опасность миновала, и опять можно расслабиться. Теперь вы в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

А теперь представьте, что вы стоите в большой луже с илистым дном. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил заканчивается. Напрягите ноги, чтобы лучше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и погреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся. Это очень приятное чувство. Всё напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах приятное покалывание, как по ним приятно разливается тепло.

Эти упражнения можно выполнять перед сном, чтобы легко заснуть, или в течении дня.

Читайте также: