Семинар практикум познавательно исследовательская деятельность в доу
Обновлено: 01.07.2024
Методика проведения
самостоятельных исследований
Теперь каждый педагог сам будет проводить собственное исследование.
Сегодня я познакомила вас с методикой Савенкова А. И. о проведении исследований в детском саду, постаралась показать, как можно его использовать в работе с детьми.
Я прошу всех подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на семинар-практикум: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового.
Я благодарю вас за работу и в заключении хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы:
- Что вы узнали для себя нового?
- Было ли вам интересно?
- Захотелось ли вам использовать данную методику в своей работе?
Презентация на тему: Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми
План семинара
II Актуальность вопроса
III Экспериментальная деятельность - практикум (Приемы активизации познавательной активности детей)
IV Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности и фиксированию результатов экспериментов и наблюдений
Ход семинара:
II Актуальность вопроса
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
III Экспериментальная деятельность
Каковы же приемы активизации познавательной активности детей? В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.
(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).
Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них: 1)проблемная задача должна быть понятной детям; 2)должна их заинтересовать; 3)содержать новизну; 4)но опираться на имеющийся опыт детей; 5)трудность задачи должна быть посильной; 6)но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.
Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.
Ход практикума:
1. Все педагоги делятся на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.
2. Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).
3. Анализ предложенных вариантов.
4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.
Задания для подгрупп:
Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? ( гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).
После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).
- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?
Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).
Снег тает долго и воспитатель задает вопрос:
- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)
Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.)
Вы хорошо поработали, а сейчас предлагаю Вам немного отдохнуть.
IV Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.
Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.
- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?
- Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?
- Составьте алгоритм экспериментальной деятельности.
Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой :
1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;
2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
3. Предлагаются различные варианты ее решения;
4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
6. Формулирование выводов
Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений
Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения, остановимся на нем подробнее.
Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.
Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).
В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.
Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.
Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект, затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами) : в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.
Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).
Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;
схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;
использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;
рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;
педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;
педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.
Т. к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения:
Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;
Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;
Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;
Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм;
Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:
1. Использование готовых форм
2. Наблюдение за работой педагога
3. Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями
4. Заполнение всеми детьми по очереди
5. Коллективное заполнение под руководством педагога
6. Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.
В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.
-Для меня время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приято если Вы смогли узнать что- то полезное, а может быть открыть что- то новое и самое главное, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча привнесет, свежую струю в Вашу профессиональную деятельность.
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004
3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
4. Материалы Интернет-сайтов.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 13-16.
Отчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУ Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в детском саду" 3 октября 2017 года для педагогов ДОУ, учителем – логопедом Филатовой Т. С. ,.
Познавательно — исследовательская деятельность Говоря о познавательно — исследовательской деятельности, мы имеем ввиду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства.
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ. Экспериментирование – важнейший вид практической деятельности. Детское экспериментирование.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Семинар-практикум
для педагогов на тему:
Цель :
освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи :
повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.
Участники семинара : педагоги МБДОУ детский сад № 5.
Организатор семинара : старший воспитатель Цыганкова Н.В.
Материалы к использованию:
Проектор, экран, ватман, листы с напечатанными определениями, вопросы на листах, перфокарта, вопросы к перфокарте
План семинара
1. Работа над терминами
2. Теоретическая часть.
3. Экспериментальная деятельность практикум
Ход семинара:
Работа над терминами
В педагогической литературе, встречается много формулировок обозначения видов детской деятельности: поисковая, познавательно-исследовательская, опытно-поисковая, экспериментальная, экспериментально-исследовательская деятельность.
Определения:
Поисковая деятельность детей - совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе познания мира.
Предполагает высокую активность и самостоятельность детей.
Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ, и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
Познавательно-исследовательская деятельность детей – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.
Исследование - процесс научного изучения какого - либо объекта ( предмета, явления ) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".
Учебно-исследовательская деятельность - это решение творческой задачи с заранее неизвестным результатом, имеющая целью построение обучающимся субъективно нового знания.
Экспериментальная деятельность – нет определения
Экспериментирование - предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.
Мы с Вами сегодня будем говорить об исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников. Исходя из имеющихся определений данных видов деятельности видно, что более широким и общим понятием является исследовательская деятельность; экспериментальная деятельность – один из видов исследовательской деятельности.
2. Теоретическая часть.
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать
- в случае затруднений обращается за помощью к взрослому
- принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе.
Именно организация исследовательский деятельности с дошкольниками может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи.
Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. В результате ребенок приобретает новое знание. Этот вид деятельности предполагает высокую степень познавательной активности ребенка, большую роль отводит самостоятельной работе.
Исследовательская деятельность может быть реализована в процессе специально организованной образовательной деятельности с детьми, во время совместной деятельности взрослого и детей, во время самостоятельной деятельности детей и в семье.
В определении исследовательской деятельности было указано, что она строится в соответствии с определенными этапами. Этапами исследовательской деятельности является:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез, предположений;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- обобщение полученных данных;
Т.к. экспериментальная деятельность является видом исследовательской, то структура исследовательской найдет свое отражение и в экспериментальной деятельности.
3. Экспериментальная деятельность
Экспериментальная деятельность – это один из видов поисковой (исследовательской) деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.
Классификация экспериментов (задание воспитателям)
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке и т. п.
3. По количеству детей (форма организации):
-индивидуальные (1—4 ребенка);
-групповые (5—10 детей);
-коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
- случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы.
- запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.
-поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
-эпизодические (проводимые от случая к случаю);
6. По продолжительности:
-кратковременные (от 5 до 15 минут);
-длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
- заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
Методы при проведении экспериментальной деятельности (перфокарта)
Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнить и углубить свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.
Методы коррекции и уточнение представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщённого ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли детей в содержании сообщаемых им знаний).
Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Постановка проблемных задач характерна технологии проблемного обучения, и поэтому, может быть отдельной темой для семинара-практикума. П роблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами.
К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них:
1)проблемная задача должна быть понятной детям;
2)должна их заинтересовать;
4) опираться на имеющийся опыт детей;
5)трудность задачи должна быть посильной;
6) ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.
Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.
Если п роблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. Какой факт нам известен? О чем мы рассказывали детям?
Что мы должны узнать – это на самом деле так, или не так?
(ПС: «Состоят ли живые организмы на две трети из воды?)
Для того, чтобы это узнать проводим эксперимент
Данный эксперимент можно провести в 2 этапа: протереть и отжать овощ дома с родителями; сравнить количество жидкости и твердой массы – на следующий день в группе).
Возрастные особенности организации экспериментальной деятельности.
В конце семинара раздаются методические рекомендации по организации экспериментальной работы в детском саду в разных возрастных группах
Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.
- Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:
1.Ставится проблема, которую необходимо решить;
2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
3.Предлагаются различные варианты ее решения;
4.Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
5.Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений
Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения.
Существуют различные способы фиксации увиденного: графические, ментальные и практические.
Самые простые способы фиксации результатов – это графические . К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).
В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.
Можно использовать с младшей группы, начиная с картинок. В средней группе можно начинать использовать схематические зарисовки.
Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.
Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.
Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).
Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;
схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;
использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;
рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;
педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;
педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.
Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения :
Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;
Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;
Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;
Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм;
Шаги к ф ормированию навыков фиксирования результатаов эксперимента:
1.Использование готовых форм
2.Наблюдение за работой педагога
3.Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями
4.Заполнение всеми детьми по очереди
5.Коллективное заполнение под руководством педагога
6.Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.
В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.
(Педагог не имеет права заставить детей экспериментировать. Он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел все это сделать)
4. Рефлексия
Было ли для вас что-то новое?
Где я мог бы применить полученные знания…
Самым важным для меня было…
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.
Исследовательская, плисковая активность - естественное состояние ребёнка. Именно она пораждает исследовательское поведение и создаёт условие для того, чтобы психическое развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУПП ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ШПАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
с. Верхнерусское, 2019 г.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшая черта детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Дети очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния познавательно исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Познавательно-исследовательская деятельность – это не изолированная от других видов деятельность. Она тесно связана со всеми видами деятельности.
- Наблюдение - часть любой познавательно - исследовательской деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
- трудовая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность она всегда сопровождается выполнением трудовых действий. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков наблюдения создает благоприятные условия для познавательно - исследовательской деятельности, с другой – познавательно исследовательская деятельность, вызывает у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
- коммуникативная деятельность, хорошо прослеживается при формулировки цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Без развития речи, деятельность свелась бы к простому манипулированию.
- изобразительная деятельность.
- формирование элементарных математических представлений.
Во время проведения опытов у ребёнка постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
- восприятие художественной литературы;
Эти связи выражены не столь сильно.
И для того, чтобы умело методически правильно строить с детьми познавательно - исследовательскую деятельность, было решено более углубленно изучить и проработать данную тему.
Мы поставили перед собой цель: повышение познавательной активности дошкольников посредством создания условий для познавательно-исследовательской деятельности.
Для реализации цели и достижения положительных результатов в работе с детьми мы выделили следующие задачи:
-создавать условия для совместной с педагогами и самостоятельной детской познавательно-исследовательской деятельности;
- развивать у детей интерес, любознательность и познавательную мотивацию через познавательно-исследовательскую деятельность;
- способствовать развитию творческой активности;
- содействовать развитию у детей коммуникативных умений;
- использовать различные формы работы с родителями по привитию детям любви к природе.
Исходя из поставленных целей, в процессе познавательно-исследовательской деятельности мы соблюдали следующие принципы:
1.Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2.Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
3.Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
6. Принцип активного обучения:
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
8. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Организация создания условий для познавательно – исследовательской в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее каждое из названных условий.
Дополнительно необходимо было поработать над обновлением условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
— пополнить центры экспериментирования объектами для исследования в реальном действии и разнообразить образно-символический материал;
— обновить материалы для сенсорного развития;
— приобрести наглядные пособия, отображающие детям мир вещей и событий;
— обновить уголки природы.
Работа по созданию условий для познавательно – исследовательской деятельности проводилась как с педагогами, так и с родителями.
СЛАЙД 10 - 11
Для решения поставленных задач по созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности воспитанников в детском саду, педагоги ДОУ используют:
1.Методическую литературу и материалы: наглядность (иллюстрации, картины, различные схемы), игры, упражнения, раздаточный и демонстрационный материал, технические средства обучения (аудиозаписи, диафильмы, слайды).
2. Педагоги ДОУ знакомятся с опытом педагогов-новаторов, изучают и используют в работе опыт коллег.
На мини-семинарах, с педагогами обсуждали роль семьи в развитии познавательной активности ребенка.
СЛАЙД 13 - 14
В своей работе с родителями педагоги использовали также
На втором практическом этапе по созданию условий для познавательно – исследовательской деятельности была проведена основная работа: обновление уголков экспериментирования и предметно – развивающей среды.
Существуют основные требования к оборудованию развивающей среды для познавательно – исследовательской деятельности.
Обновляя уголки для познавательно – исследовательской деятельности в группах педагоги придерживались следующих требований:
Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы.
Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей.
Наглядный материал для оформления и содержания уголка экспериментирования распределяется по разделам:
Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровье сберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только способствует развитию основных личностных качеств ребенка через уже имеющиеся компоненты, но и сама способна развиваться и пополняться, что является необходимым условием полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. К тому же всё групповое пространство должно быть распределено на центры. Не является исключением и зона экспериментирования, в которой все предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовывать совместную деятельность взрослых и детей при проведении элементарных опытов и экспериментов, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников.
Важнейшим условием эффективности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах является ее планирование, т.е. заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с указанием необходимых условий.
В результате такого подхода к планированию и организации образовательной деятельности, мы создаём условия познавательно – исследовательской деятельности, тем самым повышаем активность детей.
Таким образом, была проведена большая работа по созданию условий для познавательно – исследовательской деятельности детей в ДОУ. Конечным итогом явилось проведение конкурса уголков познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
В наших группах созданы центры познавательно – исследовательской деятельности, которые оформлены в соответствии с возрастом детей.
Хорошо оборудованные и удачно расположенные центры природы познавательно – исследовательской уголков, украшают групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дают возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение всего года.
Дети в центрах природы
исследуют состояние почвы (влажная, сухая, мягкая),
наблюдают за ростом и цветением растений,
определяют условия для их роста и развития (вода, свет, тепло),
ухаживают за ними (поливают, рыхлят),
Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной работы с детьми, но и оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.
Мы поощряем и стараемся оказать незаметную помощь детям, которая чаще всего сводится к следующему:
создание разной предметной среды, способствующей привлечь ребенка своим содержанием;
изучение интересов и потребностей детей, оказание помощи в выборе деятельности по интересам;
педагоги стараются заинтересовать детей общением друг с другом
оказание помощи в объединении их в микрогруппы для опытов;
по возможности ненавязчиво включение в работу детей, косвенные советы, стимулирую фантазию детей в самостоятельном поиске.
Таким образом, созданные нами условия для познавательно - исследовательской деятельности дошкольников, обеспечивают согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива и родителей по повышению познавательной активности детей, систематизирована работа методической службы ДОУ.
В дальнейшем мы будем продолжать работу по обновлению условий для познавательно исследовательской деятельности с детьми. Поэтому планируем продолжить развивать у детей интерес, любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.
Также необходимо продолжить работу с родителями по популяризации и создания условий в семье для экспериментальной и исследовательской деятельности.
Для дальнейшей работы в уголках экспериментирования мы продолжим пополнять его материалами - дидактическим, практическим, наглядным.
Читайте также: