Образование как социальный институт социология кратко

Обновлено: 17.05.2024

5. Социальные институты образования и науки.

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований.

Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям.

Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации.

В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера.

Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.

Но система образования имеет и другие функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:

1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;

4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;

5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те или иные управленческие и другие функции на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами.

Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.

Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.

Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека.

Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.

Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания.

Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи.

Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.

В свою очередь, существование науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры.

Формулирование принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.

В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный скептицизм.

Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ.

Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.

Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену научного сообщества.

Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.

Принцип организованного скептицизма означает, что ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до полного соответствия фактов.

Развитие современного общества немыслимо без развития образования. На данном понятии строится экономика страны, ее цивилизация и культурный уровень общества.

Образование как социальный институт — получение образования с целью формирования социума. Это целая система, которой характерна совокупность структур и форм взаимодействия.

Ярким тому примером является система дошкольного, школьного и послешкольного образования в России. Несмотря на то, что каждая упомянутая структура имеет свои черты, в комплексе их задача — подготовить личность к жизни в обществе.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Функции образования, определенные признаки

Помимо частных функций, на образование как социальный институт возлагаются и функции государственного характера. Функции с точки зрения социологии:

  1. Социализация в формировании общества играет значимую роль, поскольку если индивиды не научатся взаимодействовать друг с другом, то о гармоничном развитии не может идти речи. Это полностью исключает возможность процветания государства.
  2. Профориентация помогает подрастающему поколению найти свое место в обществе. Если человек с удовольствием выполняет возложенную на него роль, то это приносит пользу не только ему самому, но и государству в целом.
  3. Преемственность — залог стремительного развития. Говоря другими словами, это обмен знаниями между различными социальными институтами или между поколениями. Без этого получение необходимой информации всегда будет начинаться с нуля, что замедляет процесс развития. Будучи социальным институтом, образование носит структурированный характер, поскольку в определенных знаниях человек нуждается в любом возрасте.

Основные виды образования

Очевидно, что начальным этапом образования считается получение знаний малышом в семье. Но этого для гармоничного развития, как личности, так и социума недостаточно. Каждая семья, являясь самостоятельной ячейкой общества, придерживается своих принципов воспитания и образования. Если их не редактировать в соответствии с общепринятыми нормами, то исключается формирование единого социума.

Таким образом, начальным видом образования как социального института принято считать дошкольные учреждения. Здесь дети приобретают не только необходимые навыки самообслуживания и взаимодействия, но и получают определенные знания.

Следующим этапом является школа, где особый акцент делается на профориентацию и подготовку личности к занимаемой общественной роли. Необходимо отметить, что получение знаний в обществе не ограничивается школой. Исходя из выбранного образовательного маршрута, необходимый багаж знаний закладывается в средне специальных и высших учебных заведениях.

Современный институт образования

Современное общество нуждается в высококвалифицированных кадрах. По этой причине для более качественного получения знаний разрабатываются единые цели и задачи. Их реализация осуществляется за счет налаживания работы по преемственности между различными социальными институтами. Школа среднего звена, например, дает необходимый ориентир требуемой базы знаний для младшей школы. Старшая школа ориентируется на результат обучения среднего звена при подготовке школьника к дальнейшему образовательному маршруту.

В современном мире происходит много открытий, что является причиной стремительного развития. По этой причине на получении диплома обучение специалиста не заканчивается. Чтобы его знания соответствовали времени, через определенный промежуток времени в любой отрасли необходимо проходить переподготовку или повышать квалификацию.

Особенности социальной селекции

Государственные запросы общества не направлены на удовлетворение только общественных потребностей. Особое место здесь отводится возможностям и потребностям самой личности. В подобных случаях речь идет о социальной селекции, то есть о подготовке специалистов.

Уже на начальной стадии получения образования в дошкольном учреждении используется подход дифференцированного обучения. Ребенку для усвоения предлагается множество дисциплин:

  • грамота;
  • творчество;
  • физическая культура.

Личность здесь, как и в школе, не принуждают к углубленному усвоению определенного госзаказа, например, в воспитании первоклассных мастеров физподготовки. Ребенок вправе среди множества, предлагаемого к усвоению, сконцентрировать внимание на собственных интересах. В дальнейшем на любом этапе получения знаний у человека есть возможность развиваться в той отрасли, которая будет для него наиболее интересной.

При необходимости у человека всегда есть возможность сменить маршрут своей деятельности.


Образование в современном мире представляет собой одну из важнейших организаций, которой государствами уделяется большое внимание. Это вызвано необходимостью постоянно получать новые знания, повышать квалификацию работников, передавать детям знания и умения. Рассмотрим образование как социальный институт и узнаем, какими свойствами и функциями оно обладает.


История развития образования

Потребность в образовании появилась еще в первобытном обществе. Люди стали нуждаться в передаче знаний и умений по изготовлению орудий труда, добыче пищи, строительству жилища и так далее.

Первоначально знания передавались из поколения в поколение, сообщались в устной форме, но со временем формируются специальные организации – школы, в которых ученики изучают предметы, записывают новые знания, их работу оценивает учитель.

II век н. э. ознаменовался появлением римской трехступенчатой системы образования, в которой дети обучались письму, чтению, счету, а в старших классах – греческому языку, риторике, грамматике, геометрии, астрономии, медицине и некоторым другим наукам.

В IX-X веках, в том числе на Руси, центрами письменности и образования становятся монастыри. При них открывались церковные школы.

Большое внимание развитию образования уделял Петр I. При нем были открыты различные образовательные организации: цифирные школы, кадетские корпуса, пансионы. Впервые началось обучение девочек (институты благородных девиц).

которые читают вместе с этой





В XIX веке большое распространение получили гимназии и реальные училища. Также существовало и домашнее обучение.

Современная система образования представляет собой взаимосвязанную цепочку учреждений: дошкольные образовательные организации, начальная школа, основная школа, учреждения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).


Функции образования как социального института

Образование на данный момент является не только потребностью человека, оно также вызвано государственным заказом на выпуск квалифицированных профессионально и жизненно подкованных специалистов. Это, несомненно, оказывает влияние и на функции, которое выполняет образование в обществе.

  • социализация, обучение и воспитание молодежи, передача им знаний, умений и навыков, а также привитие основных ценностей;
  • профессиональный выбор и получение специальных знаний, обеспечение предприятий квалифицированными кадрами;
  • организация преемственности образовательных учреждений, создание системы непрерывного образования на протяжении всей жизни.

В качестве примера непрерывности образования можно привести ситуацию, когда каждый работник, независимо от занимаемой должности, должен постоянно проходить курсы повышения квалификации.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что чертами современного образования являются его четкое государственное регулирование, практическая направленность и непрерывность.

Что мы узнали?

Итак, образование – это один из социальных институтов, играющий большую роль в современном обществе. Система образования формировалась на протяжении всей истории человечества и к настоящему времени приобрела несколько основных признаков, характеризующих ее как совокупность учреждений, государственных органов, норм, в комплексе достигающих единые цели – обучение, воспитание и профессиональное становление человека, способного свободно ориентироваться в социальном пространстве, продвигать свои идеи, обеспечивать себя и свою семью материальными благами.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях `охвата` детей или удовлетворения желаний родителей.

Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство `присмотра` за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи `равного старта` при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.

Если вы хотите изменить облик вашей спальни, то для этого можно приобрести новую мебель, вместо того, чтобы делать ремонт и тратить на это свое драгоценное время и силы

Основной причиной появления рези при мочеиспускании являются воспалительные процессы, которые распространяются на мочевой пузырь, почки, уретру и внутренние половые органы

Читайте также: