Внешняя и внутренняя деятельность в психологии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Мы говорили с вами о внешней деятельности. Но помимо внешней, существует еще и внутренняя деятельность. Эта деятельность осуществляется в плане сознания и происходит из внешней путем интериоризации. Интериоризация - это процесс перехода внешних действий во внутренний план, превращения их в внутренние действия. Если я сейчас попрошу вас представить, как вы вырезаете круг из бумаги, то вы будете это делать во внутреннем плане, во внутренней деятельности. Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, поэтому и возможны такие переходы: из внешней деятельности во внутреннюю (интериоризация) и обратный процесс—из внутренней деятельности во внешнюю (экстериоризация).

Итак, сделаем выводы:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе и познаваемое только с помощью интроспекции. Оно должно быть выведено в деятельность субъекта.

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть сохранено в своей важнейшей функции регуляции человеческого поведения.

Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Леонтьев А.Н. считал, что сознание живет в деятельности, при этом образы, модели этого лишь накопленное знание о ней, её обобщенные модели, иными словами изначально развернутая она сжимается до необходимого элемента в сознании. Таким образом сознание не просто создается и развивается в деятельности, но и неотъемлемо в ней существует.

Гальперин Л.Я. , продолжая идеи Леонтьева, считал, что сознание выполняет ориентировочную деятельность, является неотторжимой от собственно внешней — предметной — деятельности.

Леонтьев А.Н. подчеркивал, что основной характеристикой деятельности является её предметность, а сама деятельность есть не что иное, как прямая связь субъекта и объекта, в которой в меру необходимости включена психика.

Таким образом, деятельность неотъемлемо связана с человеческой психикой, так как последняя, есть регулятор поведения, определяющий мотивации, цели, их решения, а, соответственно и результат.

Таким образом, суть принципа единства сознания и деятельности состоит в том, что разные уровни психических процессов раскрываются, соответственно, в разных уровнях деятельности.

Вопрос 2. Деятельность: понятие, структура, особенности, виды.

Мы уже выяснили, что сознание неразрывно связано с деятельностью.

Но что такое деятельность?

И что ей предшествует?

Почему мы не говорим о деятельности у животных?

Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. В качестве активности можно привести пример тропизмов (простейших движений, которые совершают растения в поисках солнца). Например, подсолнухи способны поворачивать свои цветы по направлению к солнцу.

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека (или животного), которые могут наблюдать другие люди (или животные), а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Примером поведения может служить пищевое поведение животных (действия при добыче пище стандартные, не осознанные).

Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека (и только человека), регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Шадриков В.Д утверждал, что психологическая структура деятельности - целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность.

В классическом понимании деятельность можно разделить на цель, средство, результат.

Но углубившись в изучение этого вопроса, можно выделить следующие компоненты структуры деятельности:

· потребность (источники активности человека),




Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими, материальными, социальными, духовными. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем– то необходимом для нормального существования. Потребность всегда предметна (имеет определенный предмет), провоцирует деятельность для ее удовлетворения и изменяется (может угасать и появляться вновь).

Цель – это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель - это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие.

Задача – цель, данная в определенных условиях.

Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.

Действие – часть деятельности, которая имеет вполне самостоятельную, осознанную человеком цель (В структуре познавательной деятельности можно назвать получение книги, ее чтение). Каждое действие состоит из системы движений, или операций.

Операция – способ осуществления действия. Сколько существует различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Контроль – сравнение полученного результата с целью.

Оценка – соответствие полученного результата цели, эмоциональное принятие или непринятие результата.

Например, студент философского факультета изучает психологию, чтобы сдать экзамен по этому предмету как очередной этап в профессиональном обучении. Но психология оказалась очень интересной для студента, и он начинает читать психологическую литературу не ради экзамена, а ради познавательного интереса. Бывшее учебное действие, оставаясь им, становится одновременно и познавательной деятельностью и может перерасти в новое содержание деятельности профессионального обучения (смена будущей профессии)

Переход действий в операции связан со степенью освоения и автоматизации действия. В автоматизированном действии цель действия перестает осознаваться, а само действие больше не выступает для исполнителя самостоятельной активностью и может соединяться с другими действиями, направленными на достижение одного и того же, более общего промежуточного результата и тем самым включаться в новое составное действие.

Например, когда ребенок учится писать, то первой целью для него обычно становится написание палочек, крючочков и кружочков. Операцией здесь является нужное движение руки. На втором этапе целью действия становится буква, а написание крючочков и кружочков становится операцией. Движение руки при этом становится операцией второго порядка.

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

Предметность (каждая деятельность имеет свой предмет). Предмет деятельности выступает двояко:

первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта,

вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.

Осознанность и целенаправленность (деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата). Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т.е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.

Социальная обусловленность (деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений). Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.

Системность (деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью). Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Деятельность человека достаточно разнообразна и сложна, но все же можно обобщить ее в несколько основных видов.

Виды деятельности:

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата.

Учебная деятельность – выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.

Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Игровая деятельность – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей.

Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка.

Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности.

Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Психология деятельности

Вопросы лекции:

1. Принцип единства сознания и деятельности;

2. Деятельность: понятие, структура, особенности, виды;

Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции.

Вопрос 1. Принцип единства сознания и деятельности

Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Леонтьев А.Н. считал, что сознание живет в деятельности, при этом образы, модели этого лишь накопленное знание о ней, её обобщенные модели, иными словами изначально развернутая она сжимается до необходимого элемента в сознании. Таким образом сознание не просто создается и развивается в деятельности, но и неотъемлемо в ней существует.

Гальперин Л.Я. , продолжая идеи Леонтьева, считал, что сознание выполняет ориентировочную деятельность, является неотторжимой от собственно внешней — предметной — деятельности.

Леонтьев А.Н. подчеркивал, что основной характеристикой деятельности является её предметность, а сама деятельность есть не что иное, как прямая связь субъекта и объекта, в которой в меру необходимости включена психика.

Таким образом, деятельность неотъемлемо связана с человеческой психикой, так как последняя, есть регулятор поведения, определяющий мотивации, цели, их решения, а, соответственно и результат.

Таким образом, суть принципа единства сознания и деятельности состоит в том, что разные уровни психических процессов раскрываются, соответственно, в разных уровнях деятельности.

Вопрос 2. Деятельность: понятие, структура, особенности, виды.

Мы уже выяснили, что сознание неразрывно связано с деятельностью.

Но что такое деятельность?

И что ей предшествует?

Почему мы не говорим о деятельности у животных?

Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. В качестве активности можно привести пример тропизмов (простейших движений, которые совершают растения в поисках солнца). Например, подсолнухи способны поворачивать свои цветы по направлению к солнцу.

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека (или животного), которые могут наблюдать другие люди (или животные), а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Примером поведения может служить пищевое поведение животных (действия при добыче пище стандартные, не осознанные).

Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека (и только человека), регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Шадриков В.Д утверждал, что психологическая структура деятельности - целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность.

В классическом понимании деятельность можно разделить на цель, средство, результат.

Но углубившись в изучение этого вопроса, можно выделить следующие компоненты структуры деятельности:

· потребность (источники активности человека),

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими, материальными, социальными, духовными. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем– то необходимом для нормального существования. Потребность всегда предметна (имеет определенный предмет), провоцирует деятельность для ее удовлетворения и изменяется (может угасать и появляться вновь).

Цель – это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель - это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие.

Задача – цель, данная в определенных условиях.

Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.

Действие – часть деятельности, которая имеет вполне самостоятельную, осознанную человеком цель (В структуре познавательной деятельности можно назвать получение книги, ее чтение). Каждое действие состоит из системы движений, или операций.

Операция – способ осуществления действия. Сколько существует различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Контроль – сравнение полученного результата с целью.

Оценка – соответствие полученного результата цели, эмоциональное принятие или непринятие результата.

Например, студент философского факультета изучает психологию, чтобы сдать экзамен по этому предмету как очередной этап в профессиональном обучении. Но психология оказалась очень интересной для студента, и он начинает читать психологическую литературу не ради экзамена, а ради познавательного интереса. Бывшее учебное действие, оставаясь им, становится одновременно и познавательной деятельностью и может перерасти в новое содержание деятельности профессионального обучения (смена будущей профессии)

Переход действий в операции связан со степенью освоения и автоматизации действия. В автоматизированном действии цель действия перестает осознаваться, а само действие больше не выступает для исполнителя самостоятельной активностью и может соединяться с другими действиями, направленными на достижение одного и того же, более общего промежуточного результата и тем самым включаться в новое составное действие.

Например, когда ребенок учится писать, то первой целью для него обычно становится написание палочек, крючочков и кружочков. Операцией здесь является нужное движение руки. На втором этапе целью действия становится буква, а написание крючочков и кружочков становится операцией. Движение руки при этом становится операцией второго порядка.

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

Предметность (каждая деятельность имеет свой предмет). Предмет деятельности выступает двояко:

первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта,

вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.

Осознанность и целенаправленность (деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата). Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т.е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.

Социальная обусловленность (деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений). Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.

Системность (деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью). Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Деятельность человека достаточно разнообразна и сложна, но все же можно обобщить ее в несколько основных видов.

Виды деятельности:

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата.

Учебная деятельность – выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.

Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Игровая деятельность – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей.

Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка.

Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности.

Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.


Внутренняя деятельность формируется из внешней деятельности. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями (не менее, а часто и более острыми), имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Они дают человеку возможность избежать грубых, а иногда и роковых ошибок.

Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания

Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним понимается перенос соответствующих действий в умственный план.

Для успешного воспроизведения какого-то действия "в уме" нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, как освоены реальные ходы фигур и восприняты их реальные следствия. При интериоризации внешняя деятельность, хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется. Особенно это относится к ее операционально-технической части: отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе; весь процесс протекает намного быстрее и т. п.

Представления о структуре деятельности применимы также к анализу всех психических процессов. А. В. Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета. Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие. Это положение доказывалось в исследованиях В. И. Аспина, В. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Б. Познанской.

Для возникновения образа восприятия необходимо осуществление сложного перцептивного действия, включающего в свой состав систему предметных операций.

Действие – основа мышления, необходимое условие формирования смыслов, их расширения и углубления.

В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.

Вопросы для самопроверки

Верны ли высказывания?

Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта:

а) высказывание верно

б) высказывание неверно

Ответ: а) высказывание верно это получило название "размыкание" круга сознания

Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции.

а) высказывание верно

б) высказывание неверно

Ответ: б) высказывание неверно, поведение может регулироваться бессознательным

Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс

а) высказывание верно

б) высказывание неверно

Ответ: а) высказывание верно - принцип активности

Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели

а) высказывание верно

б) высказывание неверно

Ответ: а) высказывание верно - принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности.

В одной из работ А.Н.Леонтьева читаем: «. что же специфическое характеризует отдельные деятельности, что входит . в их конкретную характеристику, чем отличаются они от других и что позволяет . выделить эти различные деятельности, . дать им психологическую характеристику и т.д.? Что это?

г) психофизиологические функции

Глоссарий:

Презентация


Рисунок Формы деятельности по А.Н.Леонтьеву

Внутренняя деятельность формируется из внешней деятельности. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями (не менее, а часто и более острыми), имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Они дают человеку возможность избежать грубых, а иногда и роковых ошибок.

Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания

Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним понимается перенос соответствующих действий в умственный план.

Для успешного воспроизведения какого-то действия "в уме" нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, как освоены реальные ходы фигур и восприняты их реальные следствия. При интериоризации внешняя деятельность, хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется. Особенно это относится к ее операционально-технической части: отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе; весь процесс протекает намного быстрее и т. п.

Представления о структуре деятельности применимы также к анализу всех психических процессов. А. В. Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета. Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие. Это положение доказывалось в исследованиях В. И. Аспина, В. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Б. Познанской.

Для возникновения образа восприятия необходимо осуществление сложного перцептивного действия, включающего в свой состав систему предметных операций.

Действие – основа мышления, необходимое условие формирования смыслов, их расширения и углубления.

В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.

Вопросы для самопроверки

Верны ли высказывания?

Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта:

а) высказывание верно

б) высказывание неверно

Ответ: а) высказывание верно это получило название "размыкание" круга сознания

Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции.

а) высказывание верно

б) высказывание неверно

Ответ: б) высказывание неверно, поведение может регулироваться бессознательным

Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс

а) высказывание верно

б) высказывание неверно

Ответ: а) высказывание верно - принцип активности

Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели

а) высказывание верно

б) высказывание неверно

Ответ: а) высказывание верно - принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности.

В одной из работ А.Н.Леонтьева читаем: «. что же специфическое характеризует отдельные деятельности, что входит . в их конкретную характеристику, чем отличаются они от других и что позволяет . выделить эти различные деятельности, . дать им психологическую характеристику и т.д.? Что это?

г) психофизиологические функции

Глоссарий:

Презентация

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.




Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

1. орудийную (инструментальную) структуру деятельности человека;

2. включенность индивидуальной деятельности в систему взаимоотношений с другими людьми.

3. Освоение деятельности человеком

В историческом плане человеческая деятельность возникает как деятельность совместная, из которой позднее выделяется деятельность индивидуальная. Освоение индивидуальной деятельности осуществляется путем формирования навыков, умений и привычек.

Навыки — частично автоматизированные действия. В первый период формирования навыка происходит первоначальное знакомство с движением и овладение им, важную роль при этом играет внутренняя картина движения; во второй — автоматизация движения; в третий — окончательная шлифовка движения — стандартизация (стереотипность) и стабилизация (упрочение навыка). В случае приобретенных навыков можно говорить лишь о их частичном автоматизме. Физиологически автоматизация заключается в изменении регулирующей роли сознания: в начале выполнения нового действия оно жестко регулируются сознанием, по мере повторения этого действия сознательный контроль снижается, заменяется сенсорным. Навыки формируются в результате упражнений как многократных целенаправленных повторений действий. При этом по мере упражнений меняется качество действий: происходит совмещение движений, умственный контроль заменяется сенсорным, или один вид сенсорного контроля заменяется другим.

Выполнение автоматизированных действий все же сопровождается контролем. Особенно это ощутимо, если приходится выполнять действия, доведенные до автоматизма, в изменившихся условиях.

Умения — это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности. Различают учебные, гигиенические, трудовые, спортивные, профессиональные и прочие умения. Умения образуются в результате координации навыков, объединения их в системы. Это означает, что освоение деятельности на уровне умений следует за уровнем навыков. Умение есть такое освоение деятельности, которое обеспечивает безошибочность и гибкость выполнения действия, гарантирующего надежный планируемый результат. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Отличительной особенностью умений является способность изменить последовательность выполняемых действий, характер операций без ущерба для результата. Умелый человек в разных, даже в изменившихся неблагоприятных ситуациях способен достичь высокого результата деятельности.

Умения и навыки развиваются в результате многократных упражнений (повторяющихся действий), требуют усердия и терпения.

Жизненное значение умений и навыков чрезвычайно велико. Они уменьшают физические и умственные усилия, прилагаемые для выполнения действий, высвобождая таким образом энергию, ослабляя напряжение.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 41675
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: