Семинар практикум для педагогов доу по игровой деятельности

Обновлено: 01.07.2024

Оценить 1657 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Семинар-практикум для воспитателей

Юсова Марина Николаевна

г. Нижний Новгород

Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям, предопределяет важнейшие изменения в его психических процессах.

Классификация игр

Условно выделяют три класса игр:

1)игры по инициативе ребенка (творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, и театрализованные (игры-драматизации, строительно-конструктивные);

2)игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные);

3)народные игры (созданные народом).

Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса

Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимой форме игровой деятельности.

Развитие игры

Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малышам очень хочется быть взрослыми, делать все, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной жизни, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".

Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сюжетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.

Структура сюжетно-ролевой игры

Сюжет - роль - содержание

Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны.

(По Д. Б. Эльконину)

Роль взрослого - явная и незаметная.

В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором - педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

Косвенное сопровождение игровой деятельности:

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино -, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые),

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками);

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);

Прямое сопровождение.

Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):

• показ игровых действий;

• описание сюжета или персонажа (например, больной куклы);

• рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы);

• упражнения ребенка в игровых действиях;

• обращение персонажа к детям;

• вопросы к ребенку, к персонажу;

В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)

Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:

• непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли);

• предложение темы игры;

• совет в игровой форме;

• беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру);

• беседа о распределении вещей;

• беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры);

• напоминание о том, что наблюдали;

• подсказка ходу игры (игровые действия);

Воспитатель-наблюдатель,при необходимости (старший дошкольный возраст) помощник.

Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с другими участниками игры:

• совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно);

• уместен вопрос перед началом игры;

• помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво)

• прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации).

Создание развивающей предметно-игровой среды

Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего необходимо позаботиться о ее насыщении. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.

Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте являются отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заместители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения.

Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заместители можно легко превратить в любой нужный для игры атрибут, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага – ее легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на ней узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая вещь ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик с бросовым материалом, а в нем различные коробочки, лоскутки ткани, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы предмет-заместитель напоминал изображаемый предмет общими контурами или каким-то типичным свойством, характерной деталью.

Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, который показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условную игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заместители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.

Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.

. Отрицательно сказывается на игровой деятельности неудобное расположение игровых материалов. Если дети не могут ими свободно пользоваться, игровая деятельность резко ограничивается.

Продолжительность и примерный перечень сюжетно-ролевых игр:

Младшая группа: до 15 минут, в I квартале

до 25 минут в III квартале

Средняя группа: до 30-35 минут

Старшая группа: до 45 мин.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя развивающую предметно-пространственную среду с использованием макетов в дошкольных группах, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.

В жизни дошкольников, в особенности старших большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей.

Для того чтобы режиссерская игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет.

Макеты условно делятся на два типа:

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.

Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.

В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья).

Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами игрового пространства – деревья, домик, изгородь.

Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей.

Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию.

Игры с макетами способствуют развитию инициативы, самостоятельности, индивидуальности и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в продуктивную деятельность.

Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий развивающую предметно-пространственную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной самостоятельной детской активности.

Особенности планирования игр с макетами

I. Макеты-модели

На основании имеющегося макета с предметами (маркеры роли: фигурки; маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.

Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.

Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.

Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

Развивать воображение, фантазию и индивидуальность каждого ребенка.

Презентация дополнительного материала для игры-макета.

Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.

Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.

Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов и презентаций.

II. Макеты-карты

Придумывать на макете-карте свою игру, используя маркеры роли и маркеры игрового пространства, создавая свои дополнения.

Развивать воображение, фантазию и индивидуальность каждого ребенка.

Приёмы: при совместных играх с детьми включать разные формы общения (диалог, коммуникативные игры, беседы); предварительно давать новые знания по теме игры.

Основные рекомендации по созданию игровых макетов

В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции:

Маркеры роли: реалистические фигурки персонажей: волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, обезьяна, страус, медведь и др.); фигурки людей, ухаживающих за животными

Маркеры игрового пространства: клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.;

Предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по желанию).

(Макет-карта с изображением примерного доисторического пространства).

В игру входят:

Маркеры роли: фигурки - различные виды динозавров;

Маркеры игрового пространства: кусты, деревья, пальмы, кусочки ткани голубого, коричневого и черного цветов;

Предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий и иллюстраций, чтение энциклопедий о доисторических временах, чтение интересных фактов из жизни динозавров, беседы о динозаврах и их сородичах.

Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.

– выполнен на фанерной или тканевой основе, дома оклеены бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны.

В игру входят:

Маркеры роли: фигурки людей;

Маркеры игрового пространства: гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор, разновысотные дома;

Предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).

Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.

(Прозрачный контейнер с водорослями и морскими обитателями).

В игру входят:

Маркеры роли (предметы-фигурки: рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и др.);

Маркеры игрового пространства (водоросли пластмассовые);

Предметы, обозначающие действия (удочки).

(Коробка из 3-х стенок и низа, разрисованная под космическое небо).

В игру входят:

Маркеры роли: предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне);

Предметы, обозначающие действия – космический корабль, луноход, летающая тарелка.

В игру входят:

Маркеры игрового пространства: изба (3 стены и пол, 2 окна и дверь); мебель (стол, табурет, стул, лавка, кровать); печь,

Предметы, обозначающие действия (посула, вылепленная из желтого пластилина; тканевые занавески, дорожки на пол, покрывало на кровать, полотенца и т.п.)

Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.

Практическая часть

Представление жюри: педагог-стажист, педагог-новатор и молодой специалист.

Участники делятся на 3 команды, придумывают им названия.

1. На какие классы условно делятся игры?(Игры по инициативе ребенка; игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные); народные игры)

2. В каких двух основных направлениях осуществляется сопровождение сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении? (Косвенное сопровождение (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей) и прямое руководство (с вмешательством в игру)).

3. Какова роль воспитателя при прямом руководстве игрой? Его задача?

Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):

Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)

Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером)

4. Что нужно учитывать при подборе развивающей предметно-игровой среды?

(Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.)

5. Какова продолжительность сюжетно-ролевой игры в младшей группе?

6. Назовите методы и приемы косвенного сопровождения сюжетно-ролевой игрой.

8. Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? (Умение ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к построению воображаемой ситуации; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

9. Какая индивидуальная игра является разновидностью сюжетно-ролевой игры?

(Режиссерская игра).

«Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара. Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое Земля. Он сказал: - Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю, и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:

- Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

На огороде Степка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:

- Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать белье, мы сделаем, что задумали. Мы пойдем все прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И мы будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год…

Жюри подводит итоги.

Педагогам предлагается подойти встать в кружок и расставить руки в стороны. Мысленно положить на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на семинар: свой багаж мыслей, знаний, опыта; на правую руку – то, что педагоги получили сегодня нового.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перечисление методов и приемов руководства игрой

Презентация подготовленных игр каждой командой.

Решение педагогических ситуаций.

Перечислить названия сюжетно-ролевых игр для старшей группы.

Ход семинара.
Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса.

Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.

Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".

Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сю жетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.

Структура сюжетно-ролевой игры

СЮЖЕТ - РОЛЬ - СОДЕРЖАНИЕ

Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны. (По Д. Б. Эльконина)

Роль взрослого - явная и незаметная.

В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором - педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

- Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

- Прямое руководство (с вмешательством в игру).

1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):

В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)

Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:

- Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.

Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их.

Создание предметно-игровой среды

Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.

Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.

Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.

Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.

Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. На сегодняшнем семинаре мы попытаемся найти ответы на вопросы. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?

Предлагаю провести семинар в виде деловой игры. Нам надо выбрать жюри и разделиться на две команды.

Первое задание. Представить команду и ее название. Это задание жюри оценивает от 3 до 5 баллов.

Второе задание. Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры. За каждый названный метод и прием жюри дает командам по одному очку./Команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает/
Предполагаемые ответы.

внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.

на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад.

использование сюрпризных моментов

внесение новой игрушки

наблюдение за игрой других дошкольников

наблюдение за трудом взрослых

чтение литературных произведений

определение содержания игры

восстановление последовательности событий

обыгрывание персонажей и их взаимодействие

учет интереса детей

рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру

умение согласовывать свои действия с остальными детьми

придумывание сюжета сказки или рассказа

совместный пересказ сказки

придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам

преднамеренное изменение ситуаций

учет индивидуальных особенностей

учет личного опыта ребенка

привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов

использование мимических этюдов, элементов психогимнастики

обсуждение хода и результатов игры

совместная с детьми игра

использование технических средств обучения.

В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой должны быть направлены на:

формирование игры как деятельности;

использование игры как средства нравственного воспитания. Т.е. формирование дружественных отношений, усвоение детьми норм поведения.

Предпосылки для развития длительной игры.

умение детьми выбрать тему

важная часть игры – умение распределить роли (как правило, это делает ребенок-лидер)

придумывание подбор игрового материала

умение устанавливать правила и четко выполнять их.

Жюри оценивает конкурс от 3 до5 баллов. Учитывая разнообразие и количество ролей.

На начальном этапе совместно с детьми играет воспитатель.

Ориентироваться на осуществление игрового действия и пояснение смысла действия партнером по играм.

Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.


Четвертое задание. Презентация любой сюжетно-ролевой игры каждой из команд (предварительно подготовлена). Каждая команда презентует по две игры.

Жюри оценивает задание от 3 до 5 баллов.

Критерии оценки – занятость детей, возраст, интерес сюжета, разнообразие ролей, есть ли итог игры, действия воспитателя в ходе игры.

Пятое задание. Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность от 3 до 5 баллов за каждую педагогическую ситуацию.

Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?

Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю?

Девочка пришла в группу. Ребята приглашают ее в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю?

Седьмое задание. Решение кроссворда. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм. (Сетка кроссворда в конце)

Вопросы к кроссворду:

Вид игры, в которой ребенок выступает одновременно и в качестве режиссера – постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей. Она является важным этапом на пути к созданию сюжетно – ролевых игр со сверстниками.

Он – главная фигура в дошкольном учреждении.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними

Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т.п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения.

Отрасль педагогики, изучающие принципы, приемы и средства учебно – воспитательной работы.

Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия.

Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре.

Ответы: 1. Режиссерская
2. Ребенок
3. Игра
4. Подражание
5. Методика
6. Правила

Восьмое задание. Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе. За каждую названную игру жюри дает команде 1 очко.
Предполагаемые ответы.

Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию здоровьесберегающихупражнений, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить с эффективными издоровьесберегающими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов по применению данных упражнений вработе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Ход

Доктор психологических наук, профессор А.Л. Сиротюк, разработала современную методику развития детей. Ее методика благотворно влияет на:

- развитие межполушарной специализации;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- синхронизация работы полушарий;

- развитие мелкой моторики;

- развитие памяти, внимания, речи;

По мнению А.Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Сегодня я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений. Упражнения желательно проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию, увеличивая время и сложность.

1. Пальчиковая гимнастика

У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

1 команда

одни спицы лежат.

2 команда

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

3. Дыхательные упражнения.

Я предлагаю один из комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:

Часики вперёд идут,

За собою нас ведут.

И. п. - стоя, ноги слегка расставить.

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику?

Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

4. Гимнастика для глаз.

Чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз - упражнениям для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

Упражнения лучше проводить сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Мы такие мастера,

без особого труда

Нарисуем пред собой

Кружок краскою любой.

А теперь на потолке.

Теперь справа на окне,

Теперь слева на стене.

Нарисуем на столе.

5. Упражнения на релаксацию.

Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Шея не напряжена

Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы-прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Шея не напряжена

6. Артикуляционные упражнения

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Свои губы, прямо к ушкам,

Растяну я, как лягушка

Потяну – перестану, и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.

Губы чуть приоткрываются….

Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

С языком случилось что-то: он толкает зубы!

Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!

Он на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!

Я растаять ей велю – напряженье не люблю!

Язык на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

7. Мимическая гимнастика

Изобразите мимику с картинки и передайте соседу.

Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

8. Кинезиологические упражнения

Очень популярны упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк, такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т. д.

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.

9. Упражнения на релаксацию. Рефлексия.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

Литература:

  1. Сиротюк А.Л.Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ Сфера.- 2001. - 48с.
  2. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С.: Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. - М.: ТЦ Сфера.- 2001. - 256с.

"Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004370

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Семинар-практикум

Материал представлен в ввиде игры для педагогов ДОУ на закрепление знаний игровых технологий ,направленные на развитие связной речи дошкольников.

Семинар -практикум для педагогов

«Игровые технологии как эффективное средство

Цель : повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах эффективного использования интерактивных технологий в развитии связной речи дошкольников. Обеспечение условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в использовании ими современных интерактивных методов и приёмов активизации речи детей в игровой деятельности.

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности.

Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровых технологий, которые включают в себя множество интерактивных методов и приёмов.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для детей и атмосферы сотрудничества с взрослым.
- Сегодня предлагаю закрепить наши знания в форме игры по применению с детьми игровых технологий для развития связной речи.

Для этого нам понадобятся 2 команды по 5 участников. Приглашаю желающих к столу. Придумываем название команды.

Для начала отгадайте загадку:

Зелёная, но не трава.

Холодная, но не лёд.

Поёт, но не птица-

Вот такая небылица.

Живет на болоте

В зеленом капоте,

Глаза — как плошки:

Верно, это герой нашей игры. Предлагаю каждой команде изготовить лягушку из бумаги, используя шаблоны.

ü Известно, что ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Какие симпатичные лягушки у вас получились! Молодцы!

Дыхательная гимнастика

Эта лягушка не простая, она Царевна! Но превратиться в Царевну она сможет только в том случае, если мы с вами ей в этом поможем. Для этого нам надо расколдовать ее, выполнив задания. Для начала подуем так, чтобы лягушка ускакала, как можно дальше. Посмотрим, чья Лягушка быстрее?

Дуть можно один раз. Делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох. Приготовились! И дуем: раз, два, три!

У какой команды Лягушка быстрее?

ü Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.

(Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Но важно, чтобы стихотворение было написано по определенным правилам:

1 строка – одно слово – существительное, это предмет – тема.

2 строка – два прилагательных по теме.

3 строка – три глагола по теме.

4 строка – предложение по теме.

5 строка – одно слово предмет: ассоциация по теме.)

Ø а) У каждой команды лежит алгоритм составления синквейна.

Доверчивая, глупая.

Сидела, держала, закаркала.

Ворона глупая.

Проворная, хитрая.

Крала, говорила, обманула.

Лисица съела сыр.

Ø б) Отгадайте синквейн – загадку.

1 команда: про какого героя сказки идет речь?

3.Заботится, учит, воспитывает.

4.Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

2. Ласковый, добрый.

3.Поймал, отпустил, поклонился.

4.Старик выполняет приказы старухи.

2. Метод противоречий

(- наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность других.)

Наша Лягушка особа милая, но довольно противоречивая.

(Например, хорошо, что Лягушка маленькая, ей удобно прыгать - но плохо, что Лягушка маленькая, ее может съесть цапля.)

3. Метод фокальных объектов

(- придумать новое, видоизменить, улучшить привычный вид реального объекта, рассмотреть предмет с необычной стороны, составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.)

Наша Лягушка умеет превращаться в необычных животных, но для этого нам необходимо применить метод фокальных объектов. Возьмем как вариант:

(Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.)

Варежка – мягкая, пушистая, теплая, связана из шерстяных ниток, одевают зимой.

Лягуварежка – она мягкая пушистая и зеленая, любит прыгать и спать в теплом месте, питается мухами, комарами и шерстяными нитками. А еще любит зимой сидеть на руках у девочек.

Каждая команда берет свое случайное слово и называет 5 свойств.

Нашей Лягушке трудно усидеть на месте, она предлагает провести физминутку:

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки.

Утром рано умывались

Ручками хлопали, ножками топали.

Вправо, влево наклонялись –

И обратно возвращались.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком – вагон.

Есть кислое слово – лимон!

Надо подобрать к прилагательным по 4 существительные по ассоциации.

1 команда: Яркие слова – (солнце, лето, картинка, звезда)

2 команда: Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел).

1 команда: Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

2 команда: Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, борщ, кефир)

1 команда: Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

2 команда: Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)

Последний метод, который сегодня предлагает нам применить Лягушка, это

(- это система методов и приемов , обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи .)

Ø а) Используя мнемодорожку, определите какое стихотворение здесь зашифровано. Какая команда быстрее ответит?

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Ø б) Используя мнемотаблицу, определите, про какую загадку идет речь и назовите отгадку.

1 команда: Круглая, а не мяч.

Желтая, а не солнце.

С хвостиком, а не мышь (репа).

2 команда: Сидит дед

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает –

Тот слезы проливает (лук).

Ø в) Составьте мнемодорожку для разучивания стихотворений:

1. Кошка в окошке

Мышка в сапожках

2. Белочка – умелочка

Хлопочет у дупла,

На зиму хозяюшка

Посмотрите, Лягушка превратилась в Царевну! А это значит, что все задания сегодня мы выполнили - помогли Лягушке, расколдовали ее.

Подводя итоги нашего практикума хочется отметить, что полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, а использование интерактивных методов – это одно из эффективнейших средств развития связной речи детей.

В завершении хочется познакомить вас с правилами для смелых и упорных педагогов.

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Читайте также: