Семинар по проектной деятельности в школе

Обновлено: 02.07.2024

Конспект семинара-практикума для педагогов. Тема: Как разработать и провести учебный компьютерный проект?

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.

Цель: участники знают методику организации и проведения учебного проекта.

Участники: учителя ОУ.

Регламент: 1 час.

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.

Ход семинара

I. Информационный этап.

Участникам семинара предлагается ряд дидактических материалов.

Ведущий. Для того чтобы иметь целостное представление о содержании будущего проекта и его основных этапах, целесообразно рассмотреть лист планирования содержания и этапов учебного проекта (предлагается в электронном виде):

- продумывание учителем темы проекта;

- выбор возрастной группы учащихся;

- формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;

- формулирование дидактических целей проекта;

- формулирование методических задач;

- выбор тем индивидуальных исследований учащихся как основного компонента проекта;

- выдвижение гипотез решения проблем;

- определение творческого названия проекта;

- формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов;

- обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе;

- обсуждение источников информации;

- самостоятельная работа учащихся в группах;

- подготовка учащимися презентаций по отчету о проделанной работе;

- защита полученных результатов и выводов;

- оценивание результатов проекта (внутреннее и внешнее).

II. Практический этап.

Ведущий. Проекты, как мы знаем, могут быть монопредметные и межпредметные. Разделимся на несколько групп, причем в группе могут оказаться учителя, преподающие один и тот же предмет или преподающие разные предметы. В первом случае будет отрабатываться модель монопроекта, во втором - межпредметного проекта.

Задания:

1. Приступая к разработке своего проекта, сформулируйте несколько тем, которые могли бы быть интересными для ваших учащихся. Выберите из них одну для дальнейшей работы. Запишите вашу тему.

2. Исходя из содержания темы и ее соответствия программным элементам содержания, выберите возрастную группу учащихся, которые будут выполнять проект. Зафиксируйте.

Пример: учащиеся 7-9 классов.

3. Сформулируйте основополагающий вопрос и проблемные вопросы учебной темы. Запишите их.

Информационная справка.

Пример:

Основной вопрос

Проблемные вопросы темы

Деньги - это зло или благо?

Каково происхождение денег? Нужны ли подростку карманные деньги? Каков статус подростка в сфере трудовых отношений?

4. Сформулируйте дидактические цели проекта. Запишите. Информационная справка.

Под дидактическими целями понимается цель учителя в учебном процессе, в котором проект представляет собой метод достижения цели.

Пример: в результате участия в проекте учащиеся научатся планировать и реализовывать проектную деятельность, устанавливать связи между знаниями в разных учебных предметах.

5. Сформулируйте методические задачи. Запишите.

Под методическими задачами понимаются задачи учащихся, связанные с формированием у них определенных знаний, умений, навыков и компетенций.

Пример: в результате участия в проекте учащиеся научатся проводить социологические исследования по проблемам проекта, ориентироваться в информационном пространстве.

6. Выберите темы индивидуальных исследований учащихся как основного компонента проекта.

Темы индивидуальных исследований учащихся подбираются, исходя из темы проекта, его целей и задач. Они должны отражать поставленные проблемные вопросы, т. е. иметь уже в формулировке исследовательскую нагрузку.

Пример темы, вопросов: Действительно ли деньги – это зло? Деньги - это благо? Денежное поощрение подростков: мнение родителей. Как заработать подростку? И др.

7. Рассмотрите гипотезы решения проблемных вопросов вашей темы. Запишите гипотезы, для формулирования которых используйте слова: предположим; допустим; возможно, что; что, если.

8. Определите творческое название проекта и запишите его.

Пример: Деньги - это благо или зло?

9. Определите форму представления результатов.

Результаты проекта могут быть представлены в следующих формах: журнал, видеоклип, компьютерная презентация, вебсайт, публикация, информационный бюллетень.

Пример: проект представлен следующими материалами:

- презентацией проекта учителем;

- презентациями исследований учащихся;

-дидактическими материалами поддержки проекта;

-методическими материалами поддержки проекта.

10. Обсудите источники информации. Это могут быть материалы на печатной основе, интернет-ресурсы.

11. Обсудите ход самостоятельной работы учащихся в группах. Составьте план работы, обозначив этапы работы и виды деятельности.

12. Подумайте, как помочь учащимся в подготовке презентаций по отчету о проделанной работе.

13. Защита полученных результатов и выводов проводится по определенным правилам.

Время выступления - не более 10 минут. Если проект представляется индивидуально, то не более 5 минут.

Время для обсуждения - до 10 минут. При обсуждении следует назвать три наиболее сильные стороны представленного проекта, два момента, требующих доработки, внести свои предложения по усовершенствованию проекта, сделать итоговый вывод и поставить общий балл за выступление, руководствуясь оценочной таблицей.


Содержимое разработки

Чернилина Е.В., учитель физики

Практический семинар

Проектная и исследовательская деятельности. Сходство и различие

Как оформить исследовательский проект

Практическая часть (работа в группах). Создание проекта

Используемая литература и Интернет-источники

1 . Проектная и исследовательская деятельности. Сходство и различие

«Мир полон решений,

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет новые цели и ценности образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Приоритетным направлением становится переход к организации такой учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника. Новая модель образования предполагает активную творческую деятельность учащихся. Проекты и исследовательские работы отвечают этим требованиям, становятся одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.

Актуальность использования проектной и исследовательской деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью. На этапе внедрения ФГОС необходимо интегрирование проектной деятельности в целостный образовательный процесс.

Проект – это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел; проектирование – процесс создания проекта.

Проектная деятельность учащихся определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательские работы – это творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Соотношение проектирования и исследования следующее:

Проектирование

Исследование

1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния

1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта

2. Решение практической проблемы

2. Создание нового интеллектуального продукта

3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении представлена в Примерной образовательной программе основного среднего образования и включает в себя типы проектов по следующим основаниям: виды проектов; содержание проектов; количество участников; длительность; дидактические цели.

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по видам проектов: исследовательский, творческий, инновационный, игровой (ролевой), прикладной (практико-ориентированный), информационный (поисковый).

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по содержанию проектов: монопредметный, метапредметный (к области знаний, к нескольким областям, к области деятельности).

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по количеству участников проекта: индивидуальный, парный, малогрупповой(до 5 чел.), групповой( до 15 чел.), коллективный (класс, школа), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой.

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по длительности проекта: Мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.

Типология форм организации проектной деятельности обучающихся

по дидактической цели проекта: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности.

2. Как оформить исследовательский проект

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт (создание проектного продукта)

5. Презентация проектного продукта.

Этапы работы над проектом:

Выбор проблемы и темы, обоснование актуальности.

Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

Подбор и изучение материалов по теме.

Выбор методов исследования.

Разработка плана проекта.

Написание исследовательского проекта.

Оформление исследовательского проекта.

1 этап. Выбор проблемы и темы, обоснование актуальности

Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.

Постановка проблемы включает:

выявление противоречия в научном знании: что уже сделано, что осталось нераскрытым и что предстоит сделать (на этой основе формулируется противоречие);

постановку проблемы или выделение основополагающего вопроса.

Пример формулировки проблемы:

Наиболее трудный момент – это формулировка темы. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять поиск еще не разрешенных проблем и вопросов. Тему исследования лучше выбирать узкого плана, а не глобального. В формулировке темы не должно содержаться вопроса, цитаты из каких либо источников, лишних слов, отличных от формулировки проблемы.

Тема: Шум, как один из факторов вредного влияния на организм человека.

2 этап. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

Объект исследования – это процесс, который привел к проблеме.

Объект исследования – это процесс, результат которого можно изменить (улучшить, увеличить и т.д.) в ходе самого исследования.

Например, объект исследования:

Шум на этажах школы, в спортзале, в столовой.

Например, предмет исследования:

Изучение вредного влияния шума на переменах.

Затем определяется цель исследования, т.е. то, чего собирается добиться в своей работе исследователь, какой результат он намерен получить.

Цель исследования должна быть одна.

Цель: изучить уровень акустического загрязнения в школе.

Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Задачи – это уточнение плана исследования, уточнение цели.

Изучить материал об основных механизмах воздействия акустических волн на организм человека.

2. Измерить уровень шума в различных помещениях школы, показать его последствия и как их избежать.

3. Провести анкетирование среди учителей и учеников о влиянии шума во время учебного процесса.

4. Разработать рекомендации по защите от негативного воздействия шума в школе и дома.

Гипотеза – это предположение, это предполагаемый нами ответ на заданный вопрос .

В ходе работы предположение может быть либо подтверждено (истина), либо опровергнуто (ложь).

Строится гипотеза по следующим схемам:

если сделать то-то и так-то, то можно ожидать, что получится такой-то результат;

это возможно, если…;

будет обеспечено, если…;

предположим, что ….;

При формулировке гипотезы следует исходить из проблемы исследования, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы.

Гипотеза: длительное воздействие шума может вызывать не только дискомфорт, но и ухудшать течение некоторых болезней, но при правильной организации своей работы и следовании простым правилам можно избежать вредного воздействия на организм.

3 этап. Подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники. Первоисточником считается первоиздание. Перевод, антология, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.

4 этап. Составление библиографии

Составление библиографии – неотъемлемая часть работы над исследовательским проектом. Существуют определенные правила оформления библиографического списка, такие как:

Список составляется строго по алфавиту, причем издания на русском языке пишутся вначале, а уже за ними – издания на иностранных языках.

Источники (документальные материалы, воспоминания, переписка, и т.д.) пишутся в начале. Так, например, можно разделить библиографию на источники и литературу.

Правила, используемые при составлении списка литературы те же, что и при составлении сноски.

Разница лишь в том, что в конце описания указывается общее количество страниц в книге либо страницы, на которых опубликована статья в сборнике, газете, журнале.

5 этап. Выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание методов исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являются необходимым условием достижения поставленной цели.

6 этап. Разработка плана проекта

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Рабочий план состоит из заглавия, введения и содержания.

Удачное заглавие содержит в себе всю концепцию (идею) работы. Если введение никак не получается, значит, нет четкого понимания, с чего следует начать. А если, начиная работать над проектом, вы знаете, как начать, значит, вы хоть приблизительно предполагаете, чем завершить. Понятно, что введение и содержание будут неоднократно переписаны, будут меняться.

Назначение введения – помочь читающему вникнуть в вашу работу.

В содержании ваша работа должна логически подразделяться на главы и параграфы, пункты и подпункты.

7 этап. Написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его – научный. Научный стиль имеет свои особенности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Поэтому учитель сегодня выбирает такие методики, приемы и технологии, которые помогали бы воспитать все эти качества в наших учащихся.

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной задачи, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Продукт проектной деятельности:

  • письменная работа (эссе, реферат, отчёт о проделанном исследовании
  • художественная творческая работа , представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
  • материальный объект, макет , иное конструкторское изделие;
  • отчётные материалы по социальному проекту , которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты..

Учебно-исследовательская деятельность воспитанников – это разновидность учебной работы, направленной на удовлетворение познавательной потребности обучающихся, связанная с освоением методов познания и выяснения той или иной закономерности развития научных представлений об окружающем мире.

Особенности проектной и исследовательской деятельности

Цели и задачи определяются как личностными, так и социальными мотивами

личностные – повышение компетентности в предметной области, развитие способностей

социальные – создание продукта, имеющего значимость для других.

Общение и сотрудничество . Учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми (одноклассники, учителя, родители), умениями переходить от одного вида общения к другому приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

. Сочетание различных видов познавательной деятельности . В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

4. Формирование УУД (универсальных учебных действий)

  1. Практически значимые цели и задачи.
  2. Структура ПД и УИД включает общие компоненты: целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов, планирование, проведение исследования, оформление результатов, представление результатов.
  3. Компетентность в выбранной сфере , творческая активность, собранность, целеустремлённость, высокая мотивация.

Специфические черты различия ПД и УИД

Реализацию предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения УИД включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Типология форм организации проектной деятельности

По видам деятельности :

  • информационный (поисковый);
  • исследовательский;
  • творческий;
  • социальный;
  • прикладной (практико-ориентированный);
  • игровой (ролевой),
  • монопредметный;
  • межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям);
  • метапредметный, относящийся к области деятельности.

По количеству участников :

  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой ( до 15 человек);
  • коллективный (класс, школа);
  • муниципальный;
  • всероссийский;
  • международный;
  • сетевой.
  • краткосрочный (урок);
  • среднесрочный;
  • долгосрочный (многолетний).

Этапы проектной деятельности

- выбор темы проекта

Проект начинается с основополагающего вопроса.

  • нацеливают учащихся на более высокий уровень мышления;
  • стимулируют воображение учащихся, связывают предмет изучения с собственными идеями и опытом;
  • заставляют учащихся исследовать множество вариантов.

Критерии оценки проекта

  • актуальность
  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам
  • владение предметными знаниями, нормативной базой, современными технологиями
  • четкость изложения материала, лаконичность, наглядность
  • оригинальность раскрытия темы
  • Значимость материала для других

- подготовка к защите

Логика построения УИД включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Технология- предмет ,где чаще всего использовалась проектная деятельность, но с введением ФГОС начального образования, затем основного данную технологию должны будут использовать все учителя предметники.

Наши педагоги начальной школы уже 4-й год работают по ФГОСам и выполняют такие проекты. (выступление учителя нач. кл. Емелиной В.П.)

Программа по технологии предусматривает выполнение школьниками творческих проектов и заданий.

Пример выполнения творческого проекта:

(выполненные дизайн папки)

Последовательность работы над проектом

работы над проектом

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

- Активизировать работу школьных методических объединений по организации проектно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся;

- Использовать проектные формы работы в урочной и внеурочной деятельности на всех уровнях обучения;

- Внести в рабочие программы и КТП по предметам проектные формы работы.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Предварительный просмотр:

Практический блок (часть 2)

Блок 3. Практический (мастер-класс)

Педагоги разделяются на группы, в каждой группе назначается организатор.

Цель совместной деятельности педагогов – создание проектного урока. Проблемная ситуация для всех групп предлагается одна:

Период февраль – март – опасное время для пожилых людей.

Гололедица- это лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании. Актуальность данной выбранной темы связана с теми погодными условиями, которые создала нам эта ранняя весна. Вот уже на протяжении двух недель с начала весны все дороги, тротуары и привычные нам для ходьбы тропинки, покрыты толстым слоем льда, который всё никак не растает. В связи с этим явлением природы в травм. пунктах учащаются случаи неудачного падения, которые зачастую приводят к неприятным последствиям .

Организатор проводит мастер-класс внутри своей группы. Коллектив педагогов работает над сжатым конспектом урока, используя опорный лист организатора мастер-класса и итоговую таблицу отчета творческих групп (см. Приложение 2, 3), создает продукт своего урока. Мастер-класс завершается защитой конспекта урока и продукта проектной деятельности.

Классификация учебных проектов

По ведущей деятельности

  • поисковый
  • исследовательский
  • технологический
  • имитационный
  • конструирующий
  • творческий

По сфере применения результатов

  • экологический
  • страноведческий
  • социологический
  • краеведческий
  • этнографический
  • лингвистический
  • культурологический
  • маркетинговый
  • экономический
  • шоу бизнеса

По используемым технологиям

  • мультимедиа
  • телекоммуникационный
  • театрализация
  • использующий бумагопластику
  • использующий лоскутную мозаику

По способам объединения результатов
на этапе презентации

По организационным формам
проведения работы над проектом
по отношению к предметной урочной системе

По видам презентации

  • издательский
  • инсценирующий
  • макетирующий
  • видео демонстрирующий
  • компьтеро демонстрирующий
  • Интернет представительствующий

По составу участников

  • одно классный
  • меж классный
  • разновозрастный
  • общешкольный
  • межшкольный
  • международный

Опорный лист для организаторов мастер-класса

Период февраль – март – опасное время для пожилых людей.

Гололедица- это лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании. Актуальность данной выбранной темы связана с теми погодными условиями, которые создала нам эта ранняя весна. Вот уже на протяжении двух недель с начала весны все дороги, тротуары и привычные нам для ходьбы тропинки, покрыты толстым слоем льда, который всё никак не растает. В связи с этим явлением природы в травм. пунктах учащаются случаи неудачного падения, которые зачастую приводят к неприятным последствиям.

Алгоритм разработки проектного урока

(для ведущего мастер-класс)

  • Выбрать класс (год обучения) и тему урока.
  • Доказать значимость проблемы для обучающихся.
  • Из проблемы сформулировать цель (планируемый результат).
  • Спланировать действия по достижению цели (планируемого результата).
  • Создать продукт.
  • Презентовать продукт.
  • Рефлексия

Отчетная таблица творческих групп

Тема проектного урока

Планирование действий по достижению цели

Форма презентация продукта

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Результат (продукт) проектной деятельности письменная работа (эссе, реферат, отчёт о проделанном исследовании и др.); художественная творческая работа , представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет , иное конструкторское изделие; отчётные материалы по социальному проекту , которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты..

Учебно-исследовательская деятельность Учебно-исследовательская деятельность воспитанников – это разновидность учебной работы, направленной на удовлетворение познавательной потребности обучающихся, связанная с освоением методов познания и выяснения той или иной закономерности развития научных представлений об окружающем мире.

Особенности исследовательской и проектной деятельности 1. Цели и задачи определяются как личностными, так и социальными мотивами обучающихся. личностные – повышение компетентности в предметной области, развитие способностей социальные – создание продукта, имеющего значимость для других.

Особенности исследовательской и проектной деятельности 2. Общение и сотрудничество . Учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми (одноклассники, учителя, родители), умениями переходить от одного вида общения к другому приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Особенности исследовательской и проектной деятельности 3. Сочетание различных видов познавательной деятельности . В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. 4. Формирование УУД (универсальных учебных действий)

Общие характеристики Практически значимые цели и задачи. Структура ПД и УИД включает общие компоненты: целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов, планирование, проведение исследования, оформление результатов, представление результатов. Компетентность в выбранной сфере , творческая активность, собранность, целеустремлённость, высокая мотивация.

Специфические черты (различия) ПД УИД Реализацию предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения УИД включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Важно Совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Типология форм организации проектной деятельности По видам деятельности : информационный (поисковый); исследовательский; творческий; социальный; прикладной (практико-ориентированный); игровой (ролевой),

Типология форм организации проектной деятельности По содержанию : монопредметный; межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям); метапредметный, относящийся к области деятельности.

Типология форм организации проектной деятельности По количеству участников : индивидуальный; парный; групповой ( до 15 человек); коллективный (класс, школа); муниципальный; всероссийский; международный; сетевой.

Типология форм организации проектной деятельности По длительности : краткосрочный (урок); среднесрочный; долгосрочный (многолетний).

Этапы проектной деятельности Организационно-подготовительный - выбор темы проекта - составление плана - формирование групп Поисковый - исследование - обобщение результатов - оформление проекта Итоговый - подготовка к защите - презентация проекта - рефлексия

Проект начинается с постановки основополагающего вопроса Основополагающие вопросы нацеливают учащихся на более высокий уровень мышления; стимулируют воображение учащихся, связывают предмет изучения с собственными идеями и опытом; заставляют учащихся исследовать множество вариантов.

Представить образ территории через создание слайд-проекта Обобщить и систематизировать знания о районе Показать возможность использования компьютера как инструмент практической и учебной деятельности человека Способствовать развитию творческого потенциала учащихся Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению информации Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения Уметь лаконично и чётко излагать свои мысли, уметь слушать и уважать мнение других 13.04.12

актуальность соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам владение предметными знаниями, нормативной базой, современными технологиями четкость изложения материала, лаконичность, наглядность оригинальность раскрытия темы Значимость материала для других 13.04.12

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Проектная деятельность школьников.

Задачи: Раскрыть актуальность проектного метода;

Пополнить знания о проектном методе

Оборудование: проекты, ноутбук, презентации, плакаты, схемы

План проведения занятия:

1.Представление метода проектов ( кратко )

2.Практическая часть: Работа с методической документацией по проектной деятельности..

3. Анализ и оценка семинара. Рефлексия.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – “Все из жизни, все для жизни”. Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.

В концепции модернизации общего образования 2010 г. написано: «Базовое звено общего образования –общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции ,определяющие современное качество содержания образования. Целостная система универсальных (или обще учебных ) знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения над предметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности , а это и есть проектирование.

Прежде, чем начать разговор о проектировании, можно остановиться и прочитать написанное подростком.

Вот, что написала Евдокия Б. (14 лет).

Проект возникает, как форма работы с практической ситуацией, как способ понимания практики. Проектная деятельность позволяет сделать шаг в ориентации на развитие школьников и представляем им пространство для развития, причем в практической плоскости. Мерилом успешности данной деятельности является его продукт.

В связи с проектной деятельностью, мы рассмотрим понятие компетентность которая рассматривается как альтернатива традиционным ЗУНам. Предполагается, что организация проектной деятельности обеспечивает формирование компетентностей.

К ключевым компетентностям относят :

автономное (самостоятельное) действие;

интерактивное использование средств;

функционирование в социально-гетерогенных группах.

По данным международных исследований (в рамках программ TIMSS и PISA ) при оценке достижений российских школьников обнаруживается, что наши школьники хорошо знают материал, но не умеют с ним работать. Из этого можно сделать вывод о том, что у наших школьников не формируется так называемое

гипотетико-дедуктивное мышление, т.е. способность самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы. А такое мышление является возрастной нормой для выпускников основной школы. Тогда получается , что российское образование не просто не современно, ситуация еще хуже – обучение в школе блокирует нормальное развитие. Школа может создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов, но в иной , чем традиционный урок форме, в частности в проектной деятельности.

Проектом может быть назван, как замысел представленный аудитории, так и пошаговая деятельность от замысла до реализации.

В современном прочтении проект- это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

На первый план выходит самостоятельная характеристика – целеполагание.

Трудно выделить хотя бы одну из областей экономики, где бы не применялось проектирование, но все же разделение существует.

Проектирование и творчество;

Проектирование и управление;

Проектирование и развитие

Структура проектной деятельности

ориентация на получение результата (продукт);

предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза и т.д.;

жесткая фиксация срока достижения результата;

предварительное планирование действий по достижению результатов;

программирование -планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий;

выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

получение продукта проектной деятельности

Проект в образовании

Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка: она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по разному.

Обучение в общеобразовательной школе должно формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности

Компетентности учебного проекта:

Научить организовывать свою деятельность- определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей, применять их на практике, взаимодействовать с людьми, оценивать достигнутые результаты.

Научить учащихся объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять сущестенные признаки, систематизировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Научить учащихся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей- формировать свою позицию.

Научить решать проблемы связанные с выполнением человеком определенной социальной роли – сформировать способность анализировать, выбирать способы адекватного поведения.

Сформировать ключевые компетенции- принятия решений, навыки решения проблем, поиска , анализа, обработки информации, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.

Подготовка учащихся к профессиональному выбору

При организации проектной деятельности педагог также работает проектно. Видит проектные цели, предлагает способы работы, организует внешнюю ситуацию презентации готового продукта.

Ученический проект- детский. В нем происходит формирование проектной деятельности.

Образовательный проект- педагогический. В нем формируется проектная деятельность школьников.

Философские споры о сущности бытия и его связи с сущностью обучения оставим философам. Обсудим конкретные вопросы педагогики: как научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни. Каждый из нас сталкивается с необходимостью достичь поставленной цели. Мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное.

В современной школьной системе детям нужно не только получить готовый результат. Они должны сами сделать что-нибудь подобное, причем с самого начала. Им необходимо понимать, что каждому фокусу предшествует долгий период подготовки, что кролика в цилиндр нужно подложить.

(слайд 3) Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

(слайд 4) Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов становится "интегрированным" компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, является одним из эффективных средств построения личностно - ориентированной педагогической системы.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Они такие разные, что просто оторопь берет: почему все они называются одинаково? Что же такое проект?

Проекты различают по доминирующей деятельности учащихся; по характеру контактов; по продолжительности; по ведущей деятельности; по сфере применения результатов; по используемым технологиям; по способам объединения результатов на этапе презентации; по организационным формам проведения работы над проектом; по видам презентации; по составу участников. (Приложение 2)

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

  • возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
  • содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
  • навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
  • заинтересованностью ученика в работе.

( слайд 5) Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

(слайд 6) ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ, СОДЕРЖАЩИМ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей каждого класса. В связи с этим уроки, содержащие проектную деятельность должны составляться с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых порах, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности.

Рассмотрим основные особенности уроков с использованием проектной деятельности уроков. Все уроки характеризуются примерно одинаковой структурой.

Второй этап направлен на ф о р м у л и р о в а н и е темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

Очень важно, чтобы руководство учителя было скрытым, ненавязчивым, вариативным и очень деликатным, обеспечивая наибольшую самостоятельность ученика. В ходе работы над проектом учитель является координатором и консультантом, иногда экспертом или источником информации, но его роль второго плана, а на первом плане – ученик.

II. Практическая часть.

Мастер-класс ( слайд 7) ЛЕС - НАШ ДРУГ

Учащиеся должны знать: основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов; значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Распределение детей по группам.

Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта.

В каждой такой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель.

Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

2. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

II. Формулирование темы и целей урока.

Учитель говорит об отличиях проектной деятельности на этом уроке от предыдущих: распределение ролей участников проекта будет происходить не по группам, а внутри каждой группы.

В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учетом нового распределения на группы. На доске план: ( слайд 8)

Действия в группе

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта. Учитель предлагает детям обсудить цели урока.

В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.

III. Подготовительный этап.

В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.

2. Распределение заданий.

IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

Для выполнения практических заданий использован материал альбома-задачника .

Работа проводится в группах.

Дети работают с большей степенью самостоятельности, учитель оказывает индивидуальную помощь.

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев, с изображением леса.

Дети получают карточки с картинками, загадками.

и приклеивают на страницу альбома. Задают загадки.

1) условные знаки, запрещающие какие-либо действия в лесу;

2) словесные формулировки правил поведения в лесу. Отдельно получают набор карточек, рассказывающих о влиянии деятельности человека на лес.

Дети получают набор парных картинок с изображением полезных и опасных растений и грибов, растущих в лесу, загадки.

V. (слайд 9) Испытание всего проекта.

VI. Самоанализ проектной деятельности.

Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

Читайте также: