Почему ощущение называют источником познания психология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.

Однако несмотря на очевидность этого положения, в истории идеалистической философии неоднократно высказывались сомнения в этом основном утверждении.

Философы — идеалисты нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, которые заложены от природы и независимы от притока информации, поступающей из внешнего мира.

Однако философы — идеалисты и психологи, разделяющие идеалистическую концепцию, нередко делали попытки отвергнуть, казалось бы, очевидное положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром, и доказать обратное, парадоксальное положение, что ощущения отделяют человека от внешнего мира, являясь непреодолимой стеной между ним и внешним миром.

Рассмотрим данные о высочайшей специализации воспринимающих приборов и о том, какие именно виды движения материи каждый из них воспринимает.

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.

Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного притока информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда осязательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом.

Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий, и он сохраняет некоторое время одно и то же (лежачее) положение. Такое состояние сначала вызывало сон, а затем становилось трудно переносимым для испытуемых.

Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.

Ощущение как источник познания

Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания,так и основным условием его психического развития.

Однако несмотря на очевидность этого положения, в истории идеалистической философии неоднократно высказывались сомнения в этом основном утверждении.

Философы-идеалисты нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, которые заложены от природы и независимы от притока информации, поступающей из внешнего мира.

Однако философы-идеалисты и психологи, разделяющие идеалистическую концепцию, нередко делали попытки отвергнуть, казалось бы, очевидное положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром, и доказать обратное, парадоксальное положение, что ощущения отделяют человека от внешнего мира, являясь непреодолимой стеной между ним и внешним миром.




Рассмотрим данные о высочайшей специализации воспринимающих приборов и о том, какие именно виды движения материи каждый из них воспринимает.

Сводные данные приводятся в табл. 2.1.

Характеристика объективных воздействий воспринимающих аппаратов и получаемых ощущений

Мы видим, что из всех возможных видов движения материи, расположенных в порядке уменьшения длины волны и увеличения числа колебаний в секунду, лишь некоторые отражаются высокоспециализированными приборами органов чувств. Так, механические волны определенного диапазона воспринимаются кожей, вызывая ощущение осязания или давления; звуковые колебания с длиной волны выше 12 мм и частотой ниже 20-30 Гц и с длиной волны ниже 12 мм и частотой колебаний выше 30 000 Гц не воспринимаются вовсе, в то время как звуковые колебания с длиной волны 12-13 мм и частотой от 20 до 20 000 Гц воспринимаются человеческим ухом и вызывают слуховые ощущения.

Внимательный анализ этих данных показывает, что наши воспринимающие приборы специализировались на выделении только некоторых воздействий и остаются невосприимчивыми к другим воздействиям. Это имеет свое биологическое основание. Так, если бы сетчатка глаза воспринимала воздействие ниже и выше указанного диапазона, человек воспринимал бы тепло своего собственного тела как зрительное ощущение и превращал бы в зрительные ощущения те воздействия, которые не имеют для него биологического значения. То же самое относится к работе слуховых анализаторов: если бы человек воспринимал ухом ультразвуковые колебания, к его слуховым восприятиям добавилось бы много лишних шумов, которые затруднили бы выделение существенных для него звуковых раздражений.

Характерно, что у животных иные лимиты ощущений; например, летучая мышь, совершая в темноте полет и реагируя на препятствия, осуществляет это с помощью отражения ультразвуковых волн, ее слуховой аппарат служит ей радаром, и отражение ультразвуковых колебаний, не воспринимаемых человеком, воспринимается летучей мышью.

Ощущения

Проблема

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.

Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного притока информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда осязательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом.

Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий, и он сохраняет некоторое время одно и то же (лежачее) положение. Такое состояние сначала вызывало сон, а затем становилось трудно переносимым для испытуемых.

Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.

Ощущение как источник познания

Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания,так и основным условием его психического развития.

Однако несмотря на очевидность этого положения, в истории идеалистической философии неоднократно высказывались сомнения в этом основном утверждении.

Философы-идеалисты нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, которые заложены от природы и независимы от притока информации, поступающей из внешнего мира.

Однако философы-идеалисты и психологи, разделяющие идеалистическую концепцию, нередко делали попытки отвергнуть, казалось бы, очевидное положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром, и доказать обратное, парадоксальное положение, что ощущения отделяют человека от внешнего мира, являясь непреодолимой стеной между ним и внешним миром.

Рассмотрим данные о высочайшей специализации воспринимающих приборов и о том, какие именно виды движения материи каждый из них воспринимает.

Сводные данные приводятся в табл. 2.1.

Характеристика объективных воздействий воспринимающих аппаратов и получаемых ощущений

Мы видим, что из всех возможных видов движения материи, расположенных в порядке уменьшения длины волны и увеличения числа колебаний в секунду, лишь некоторые отражаются высокоспециализированными приборами органов чувств. Так, механические волны определенного диапазона воспринимаются кожей, вызывая ощущение осязания или давления; звуковые колебания с длиной волны выше 12 мм и частотой ниже 20-30 Гц и с длиной волны ниже 12 мм и частотой колебаний выше 30 000 Гц не воспринимаются вовсе, в то время как звуковые колебания с длиной волны 12-13 мм и частотой от 20 до 20 000 Гц воспринимаются человеческим ухом и вызывают слуховые ощущения.

Внимательный анализ этих данных показывает, что наши воспринимающие приборы специализировались на выделении только некоторых воздействий и остаются невосприимчивыми к другим воздействиям. Это имеет свое биологическое основание. Так, если бы сетчатка глаза воспринимала воздействие ниже и выше указанного диапазона, человек воспринимал бы тепло своего собственного тела как зрительное ощущение и превращал бы в зрительные ощущения те воздействия, которые не имеют для него биологического значения. То же самое относится к работе слуховых анализаторов: если бы человек воспринимал ухом ультразвуковые колебания, к его слуховым восприятиям добавилось бы много лишних шумов, которые затруднили бы выделение существенных для него звуковых раздражений.

Характерно, что у животных иные лимиты ощущений; например, летучая мышь, совершая в темноте полет и реагируя на препятствия, осуществляет это с помощью отражения ультразвуковых волн, ее слуховой аппарат служит ей радаром, и отражение ультразвуковых колебаний, не воспринимаемых человеком, воспринимается летучей мышью.

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.

Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного притока информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда осязательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом.

Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий, и он сохраняет некоторое время одно и то же (лежачее) положение. Такое состояние сначала вызывало сон, а затем становилось трудно переносимым для испытуемых.

Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться.

1. Классификация ощущений

Ощущения – это основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле. Это отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений:

Ощущения воспринимаются с помощью органов чувств, как на сознательном, так и бессознательном уровне.

Благодаря ощущениям человек может воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь одним из главных, источником познания и важным условием его психического развития.

Еще давно различали пять основных видов (модальность) ощущений – это обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.

Для исчерпывающего ответа, учтем, что классификацию можно провести по двум главным принципам: систематический и генетический.

Систематическая классификация ощущений

Из самых крупных и существенных групп выделим три основных типа:

1. интроцептивный тип;

2. проприоцептивный тип;

Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения, которые исходят из стенок желудка, кишечника, сердца, кровеносной системы и других.

Проприоцептивный тип ощущения обеспечивает сигналы о положении тела в пространстве и, естественно, о положении в пространстве опорно-двигательного аппарата. Ощущения составляют афферентную (приносящую) основу движений человека и участвуют в их регуляции.

Самая большая группа ощущений – это экстероцептивные. Эти ощущения доставляют до человека информацию, которая поступает из внешнего мира, являясь основной группой ощущений, и связывает человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения разделяют на две подгруппы: контактные (вкус, осязание) и дистантные (слух, зрение, обоняние) ощущения.

2. Ощущение как источник познания

Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.

Однако несмотря на очевидность этого положения, в истории идеалистической философии неоднократно высказывались сомнения в этом основном утверждении.

Философы-идеалисты нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее соотношение интенсивности соответствующего раздражителя. Это отражено в следующей формуле:

где Е — абсолютная чувствительность, Р — величина нижнего порога ощущений.

Характерно, что нижние пороги ощущений не остаются постоянными, а меняются в зависимости от ряда факторов: привыкание к раздражителю, исходный фон и дополнительные условия, которые могут повышать или понижать чувствительность.

Рядом с нижними порогами ощущений можно выделить и их верхние пороги.

Под верхним порогом ощущения понимается та максимальная величина раздражителя, за пределами которой раздражитель либо не воспринимается, либо начинает принимать новую окраску, фактически заменяясь болевым ощущением.

Мы уже говорили, что человеческий слух может воспринимать звуковые колебания в диапазоне от 20 до 20 ООО Гц, причем низкие частоты воспринимаются как низкие тоны, а высокие частоты — как высокие тоны. Если предъявлять субъекту звуки с частотами выше 20-30 000 Гц, т. е. ультразвуки, он их не будет воспринимать. Таким образом, звуки, расположенные за пределами верхних порогов, перестают вызывать ощущения.

По интенсивности звуки вызывают слуховые ощущения лишь в известных пределах. Звуки интенсивностью ниже 1 дБ могут не восприниматься и составляют нижний порог ощущений, в то время как звуки, которые по интенсивности превышают 130 дБ, начинают вызывать болевые ощущения и являются верхним порогом слуховых ощущений.

Измерение нижних и верхних порогов ощущений имеет большое практическое значение: оно позволяет выделить людей с пониженной чувствительностью того или иного анализатора, а симптом снижения чувствительности может быть использован для диагностики (периферического или центрального) поражения.

Так, нарушение осязательной чувствительности может быть симптомом поражения, расположенного в задней центральной извилине противоположного полушария или на одном из этапов его проводящих путей. Снижение зрительной чувствительности может указывать на поражение сетчатки, центральных отделов зрительного пути или затылочной области (снижение остроты зрения, связанное с застойными явлениями на глазном дне, часто является симптомом повышения внутричерепного давления, возникающего при опухолях мозга). Снижение слуховой чувствительности на одно ухо может указывать либо на поражение периферического слухового рецептора (внутреннего уха), либо же на патологический очаг в височной области противоположного полушария.

Существенным при этом является факт (найденный Г.В. Гершуни, А.В. Бару и Т.А. Карасевой), что в случаях поражения височной доли у больного резко снижается чувствительность к коротким звукам (длительность которых от 1 до 5 миллисекунд), иначе говоря, повышаются пороги восприятия этих раздражений. Важность этого факта заключается в том, что нередко он является единственным симптомом, указывающим на поражение височной области головного мозга.

Не меньшее значение имеет и измерение верхних порогов ощущений. Примером практического значения этих измерений является установление верхних порогов слуховых ощущений у тугоухих.

До сих пор мы рассматривали факты, полученные при измерении ощущений с помощью первого из указанных методов — метода субъективной оценки ощущений (или метода словесного отчета о появлении или исчезновении ощущений). Существует, однако, и второй путь измерения ощущений — с помощью объективных, или косвенных, методов, иначе говоря, с помощью оценки объективных признаков, указывающих на появление ощущений.

Этот путь является результатом исследований, проведенных за последние два десятилетия в ряде психофизиологических лабораторий и был особенно тщательно разработан советскими психологами (Г.В. Гершуни, Е.Н. Соколовым, О.С. Виноградовой и др.).

Как мы уже указывали выше, ощущения не представляют собой пассивный процесс, они всегда сопровождаются рядом изменений в вегетативных, электрофизиологических и дыхательных процессах и являются рефлекторными по своей природе. Этот факт и дает возможность использовать рефлекторные изменения, сопровождающие ощущения, как объективный показатель их появления.

Известно, что каждый раздражитель, приводящий к возникновению ощущений, вызывает такие рефлекторно возникающие процессы, как:

• появление кожно-гальванического рефлекса (изменение электрической сопротивляемости кожи);

• изменение частот электрической активности мозга (и прежде всего явление депрессии альфа-ритма);

• поворот глаз в сторону раздражителя, напряжение мышц шеи и т. п.

Все эти объективные симптомы появляются тогда, когда раздражитель доходит до субъекта и вызывает ощущения. Они и могут быть использованы как объективный показатель появления ощущений.

Интересен опыт с кольцами, в которых разрыв находится то вверху, то внизу (так называемые кольца Ландольдта, применяемые в практике врачей-окулистов).

В одном опыте детей просили оценить положение разрыва, нажимая одну кнопку, если разрыв находился внизу, и другую, если он находился вверху. В другом оценка положения этого разрыва включалась в игру: круг Ландольдта был помещен над воротами, из которых при правильном определении положения разрыва выезжал игрушечный автомобиль.

Опыт показал, что если речевая инструкция, придававшая положению разрыва значение сигнала, у маленьких детей еще не влияла на остроту зрительной чувствительности, то у детей 5-6 лет и старше она оказывала существенное влияние. Дети, которые в условиях индифферентного опыта различали положение разрыва кольца Ландольдта только на расстоянии 200-300 см, после придания этому положению значения соответствующего сигнала улавливали положение этого разрыва на расстоянии 310-320 см.

Эти опыты, показывающие, насколько придание сигнального значения раздражителю может обострить чувствительность, имеют большое психологическое значение, являясь примером той исключительной пластичности в работе наших органов чувств, меняющейся в зависимости от значения раздражителя.

Повышение остроты чувствительности под влиянием значения воспринимаемого признака может иметь место не только в абсолютной, но и в относительной чувствительности.

Так, хорошо известно, что различение оттенков цвета, незначительных изменений тона или минимальных вкусовых изменений может резко обостряться в результате профессиональной деятельности. Установлено, что красильщики могут различать до 50-60 оттенков черного цвета; сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла, которые указывают на малейшее изменение посторонних примесей, различение которых остается недоступным для постороннего наблюдателя. Известно, какой тонкости может достигнуть различение вкусовых нюансов у дегустаторов, способных определить сорт вина или табака по малейшим оттенкам дегустации, а иногда даже сказать, на какой стороне ущелья рос виноград, из которого изготовлено данное вино. Известно, наконец, какой тонкости может достигнуть различительная чувствительность к звукам у музыкантов, которые становятся способными улавливать различия в тонах, совершенно не воспринимаемых обычным слушателем.

Все эти факты показывают, что в условиях развития сложных форм сознательной деятельности острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что включение того или иного признака в сознательную деятельность человека может в значительных пределах изменить остроту этой чувствительности.

§ 1. Ощущения как главный источник познания человеком себя и окру­жающего мира. Что имеют в виду, когда говорят, что ощущения являются главным источником знаний человека о себе и об окружающем мире. Соответ­ствуют ли ощущения человека действительно существующим явлениям ок­ружающего мира. Каковы основные виды ощущений человека и вызывающие их причины. Что представляют собой анатомо-физиологические основы фор­мирования ощущений.

§ 3. Восприятие. Что такое восприятие. Что представляет собой образ восприятия и чем он отличается от отдельных ощущений. Каковы основные свойства образа восприятия. Как формируется и изменяется образ воспри­ятия.

Ощущения как главный источник познания человеком себя и окружающего мира

Что имеют в виду, когда говорят, что ощущения явля­ются главным источником знаний человека о себе и об окружающем мире.Под этим понимают тот факт, что всю информацию об окружающем мире человек получает только через разнообразные ощущения. Так рассуждали психологи, которые называли себя сторонниками эмпирической точки зрения или опыта. Ничто, по их мнению, человек не может узнать иначе, чем через опыт, получаемый в результате вос­приятия окружающего мира с помощью органов чувств. Именно по этой причине внимание психологов в течение длительного времени, около пятидесяти лет после начала разработки психологии на экспериментальной основе, было приковано к детальному изучению ощущений человека.

Правда, некоторые ученые оспаривали тезис о том, что ощущения являются единственным источником знаний че­ловека об окружающем мире. Свое мнение они подтвержда­ли, во-первых, тем, что знания, которые являются врож­денными, не могут быть взяты из ощущений. Такие врож­денные знания у человека действительно имеются, и дан­ный вывод подтверждается тем, что в биологических про­граммах организма, например во врожденных инстинктах, изначально заложена определенная информация о внешних условиях, которые запускают в действие эти инстинкты у человека.

Во-вторых, многие идеи, которыми руководствуется ра­зум человека, например, идеи гармонии, красоты, добра, справедливости и другие, не выводимы из ощущений. Это служит веским аргументом сторонников врожденных зна­ний.

Тем не менее, мнение об ощущениях как главном источни­ке по крайней мере тех непосредственных знаний человека об окружающем мире, которые поставляют нам наши орга­ны чувств, все же сохранилось, так как в своей основе оно является правильным.

Действительно, человек, не способный видеть, вряд ли сможет себе представить, что такое свет и цвет так, как это способен представлять и ощущать зрячий человек. Тот, кто лишен слуха, не в состоянии представлять и воспринимать звуки музыки и тонкие нюансы человеческого голоса точно так же, как это способен делать хорошо слышащий человек. Таким образом, когда говорят, что ощущения являются главным источником знаний человека, под этим подразуме­вают то, что, не имея ощущений, человек не имел бы и соз­нания (в нем в основном и представлены разнообразные ощущения). Не получая ощущений, человек действительно ничего бы не знал, так как его сознание было бы отключе­но. Так, например, случается, когда человек на время теря­ет сознание. Как только у него появляются ощущения, он обретает сознание вновь, и только в этот момент времени он может иметь знания о себе и мире.

Соответствуют ли ощущения человека действительно существующим явлениям окружающего мира. Казалось бы, в этом сомневаться не приходится. Во-первых, имея ощущения, мы, благодаря им, неплохо ориентируемся в окружающем нас мире и постоянно через органы чувств полу­чаем подтверждения, что вещи и явления, которые соответ­ствуют этим ощущениям, на самом деле существуют. Во-вто­рых, если бы наши ощущения не отражали реальный мир, резонно было бы поставить вопрос: чему тогда соответству­ют ощущения? Разумного ответа на этот вопрос найти бы не удалось.

Однако здесь есть место для сомнений: далеко не всегда наши ощущения отражают то, что на самом деле существу­ет в реальном мире. Прежде всего известно, что имеются зрительные и слуховые иллюзии, не соответствующие ниче­му реальному. Есть также и ощущения, которые неверно от­ражают этот мир. К примеру, если слегка надавить на глаз человека или воздействовать на зрительный или слуховой нерв слабым по напряжению электрическим током, то в ре­зультате мы получим не только ощущение давления, но так­же и ощущение света или ощущение несуществующего зву­ка. Ни те, ни другие не будут в данном случае соответство­вать тому, что реально воздействует на орган чувств.

И все же в большинстве случаев можно с уверенностью ут­верждать, что наши ощущения отражают действительные физические, химические и иные свойства вещей, воздейству­ющих на наши органы чувств со стороны. Это подтверждает­ся тем, что, во-первых, ощущения чаще всего возникают именно тогда, когда появляется то или иное внешнее воздей­ствие. Во-вторых, ощущения исчезают или, соответственно, изменяются в нашем сознании, когда исчезают или изменя­ются соответствующие им физические и иные воздействия. Наконец, доподлинно известно, что разные виды ощущений в нормальных, обычных условиях порождаются различными физическими, химическими и иными воздействиями на ор­ганы чувств человека. Следовательно, существует связь меж­ду воздействиями и особенностями вызываемых ими ощуще­ний, то есть ощущения на самом деле отражают окружаю­щий мир, причем достаточно дифференцированно.

Каковы основные виды ощущений человека и вызыва­ющие их причины. Если сразу и непосредственно отвечать на первую часть вопроса, то ответ будет таким. Основные ви­ды ощущений человека — это зрительные, слуховые, осяза­тельные, мышечные, обонятельные и вкусовые. Они пред­ставляют собой ощущения, которые человек обычно осознает и которые соответствуют специфическим внутренним пе­реживаниям, называемым не только в науке, но и в жизни ощущениями.

Однако наука в познании тех или иных явлений идет дальше их обыденного понимания и осознания и открывает нам то, что обычному, среднему человеку по своему жизнен­ному опыту не известно. В науке кроме перечисленных ви­дов ощущений, знакомых каждому человеку и обозначае­мых как сенсорные ощущения, выделяются также и необыч­ные ощущения, которые называют бессознательными или субсенсорными. Это ощущения, которые не порождают осоз­наваемых, характерных для всех остальных ощущений, пе­реживаний, но вызывают такие же реакции, как обычные ощущения. Они существуют, несмотря на то, что не осозна­ются человеком, и это можно доказать. Бессознательные ощущения выполняют в регуляции поведения человека те же самые функции, что и другие, осознаваемые ощущения. Однако при этом человек не имеет никаких переживаний, соответствующих обычным ощущениям.

К числу наиболее известных субсенсорных или неосозна­ваемых ощущений относятся, например, ощущения равнове­сия. Они возникают под влиянием притяжения Земли (гра­витации) и меняются, когда нарушается состояние равнове­сия. Под воздействием этих ощущений организм автомати­чески включает в действие специальный физиологический механизм, который восстанавливает и поддерживает равно­весие. Попробуем обстоятельнее разобраться с особенностя­ми различных видов ощущений.

Что такое зрительные, слуховые или вкусовые ощуще­ния, дополнительного разъяснения не требует, а вот что представляют собой относительно малоизвестные осязатель­ные, мышечные и обонятельные ощущения, — с этим жела­тельно разобраться.

Осязательными называют разнообразные по своему каче­ству ощущения, получаемые непосредственно с поверхности кожи. К ним относятся ощущения прикосновения, давле­ния, тепла, холода, перемещения по поверхности кожи и ряд других. Мышечные — это специфические ощущения, которые возникают при напряжении или расслаблении мышц. Обонятельные — это ощущения, которые мы обычно называем запахами.

На вопрос о том, что порождают или чему в реально су­ществующем мире соответствуют ощущения человека, мож­но дать ответ: они соответствуют различным видам физиче­ских, химических и других воздействий, которые значимы для жизни и благополучия человека. Если отвечать на этот вопрос определеннее и точнее, то можно констатировать сле­дующее.

Установлено, что зрительные ощущения у человека вызы­вают электромагнитные волны с длиной волны в диапазоне от 380 до 780 нм1, причем в указанном диапазоне находятся ощущения всех цветов радуги. Длина волны от 380 до 450 нм соответствует фиолетовому цвету, волна с длиной 480 нм — синему цвету, 500 нм — голубовато-зеленому, 521 нм — зе­леному, 540 — 560 нм — зелено-желтому, 572 нм — желто­му, 600 — 650 нм — оранжевому, 650 — 780 нм — красно­му цвету.

Слуховые ощущения порождаются колебаниями давле­ния воздуха с частотой в диапазоне от 20 до 20000 Гц2. Пе­риодические колебания давления воздуха воспринимаются человеком как чистые музыкальные звуки, а непериодиче­ские — как другие звуки, например звуки человеческой ре­чи и шумы.

1 Нм — нанометр, сокращенное физическое обозначение миллиардной доли метра.

2 Гц — герц. Это физическая единица измерения частоты периодических колеба-ний, представляющая собой одно колебание в секунду.

Осязательные ощущения представляют собой субъектив­ное восприятие внешних физических характеристик различ­ных предметов (их формы, величины, удаленности, места расположения в пространстве и др.), а также различных ви­дов энергии (механической, тепловой, электрической и др.), непосредственно воздействующих на поверхность ко­жи. Всевозможные осязательные ощущения, по мнению уче­ных, являются результатом разнообразных комбинаций че­тырех сравнительно простых кожных ощущений: давления, тепла, холода и боли.

Обонятельные и вкусовые ощущения порождаются воз­действием на внутреннюю поверхность носа или, соответст­венно, рта различных химических веществ. В случае обоня­ния эти вещества распылены в воздухе, а в случае вкуса представлены в виде химических соединений в материаль­ных, физических телах.

Мышечные ощущения возникают тогда, когда состояние мышц человека отклоняется от нормы, например, когда мышцы находятся в состоянии повышенного напряжения. Когда мышцы находятся в состоянии покоя или работают в своем обычном, повседневном режиме (например, когда человек ходит, говорит, совершает привычные для него движения руками), эти ощущения, по-видимому, не возни­кают или возникают и существуют на субсенсорном уров­не, то есть в данный момент времени являются неосознава­емыми.

К такого же рода ощущениям относятся ощущения рав­новесия и ряд других специфических ощущений, которые человек получает в результате работы своих внутренних ор­ганов. Иногда такие ощущения называют висцеральными, то есть относящимися к внутренней среде организма. Такие ощущения, как сенсорные, существуют и осознаются не все­гда. Они возникают время от времени, причем, в основном, только тогда, когда в работе внутренних органов человека имеются какие-либо нарушения.

Что представляют собой анатомо-физиологические ос­новы формирования ощущений. Несмотря на то, что у че­ловека существует множество ощущений, и все они связаны с работой самых разнообразных органов чувств и самых раз­ных частей нервной системы, нервно-органический аппарат, благодаря которому возникают ощущения (в результате воз­действия на органы чувств человека различных видов энер­гии), является одинаковым для всех без исключения видов ощущений.

Известный отечественный физиолог И.П.Павлов предло­жил назвать соответствующий органический аппарат, ответ­ственный за формирование ощущений, анализатором и описал его устройство. В структуру анализатора входят ми­ниатюрные органические приборы — рецепторы, восприни­мающие ту или иную энергию и преобразующие ее в элект­рическую энергию, распространяющуюся в виде нервных импульсов по нервам, связывающим органы чувств с мозгом человека. Эти нервные пути называются афферентными.

От рецепторов по афферентным путям нервные импульсы идут от органов чувств к нервным центрам, расположенным в различных структурах мозга: в его глубине, в таламусе и ги­поталамусе 1 , и на поверхности, в коре больших полушарий.

1 Таламус и гипоталамус — это жизненно важные образования головного мозга, находящиеся в его центре и отвечающие за регулирование деятельности основных систем организма — сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, эн­докринной, дыхательной, а также за первичную обработку нервных импульсов, поступающих от периферических органов чувств. Предполагается, что субсен­сорные ощущения могут возникать уже на уровне таламуса и гипоталамуса.

В этих центрах поступающие в них нервные импульсы пе­рерабатываются и превращаются, соответственно, в сенсор­ные (в коре головного мозга) или в субсенсорные (в нижеле­жащих мозговых центрах) ощущения.

Импульсы, идущие по афферентному пути, достигают, в конечном счете коры головного мозга человека, и там превра­щаются в сенсорные ощущения. Им соответствуют органиче­ские процессы, происходящие в коре головного мозга, преж­де всего в тех ее отделах, которые называются сенсорными зонами 2 .

2 Сенсорные зоны коры головного мозга — те ее области, куда непосредст­венно приходят нервные импульсы от органов чувств.

Наряду с сенсорными зонами в формировании ощу­щений и, особенно в оказании различными ощущениями влияния друг на друга, принимают участие отделы коры го­ловного мозга, которые представляют собой так называемые ассоциативные зоны 3 .

3 Ассоциативные зоны — это зоны коры головного мозга, которые связыва­-
ют между собой сенсорные зоны, обеспечивая целостную работу коры головно­го мозга и соединение отдельных ощущений в образы соответствующих им предметов и явлений.

Из коры головного мозга и из других его центров нервные импульсы могут передаваться и в обратном направлении, то есть от центра к периферии: от мозга к мышцам и к органам чувств. Эти импульсы представляют собой реакцию организ­ма на поступившую от органов чувств информацию, а соот­ветствующий нервный путь, идущий от центра к периферии, называют эфферентным.

Такова общая анатомо-физологическая структура анали­затора. Его целостная работа и порождает, по Павлову, раз­нообразные ощущения.

Читайте также: