Семинар для воспитателей в доу по театрализованной деятельности в

Обновлено: 07.07.2024

В данном файле размещен конспект семинара. Дополнительный материал представлен в следующих файлах.Рекомендован старшему воспитателю при проведении методических мероприятий.

КОНСПЕКТ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА НА ТЕМУ

Цель семинара-практикума: систематизировать знания педагогов об организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, её возможностях в речевом, творческом развитии дошкольников.

План семинара.

2. Вступительное слово. –2мин.

5. Упражнения на снятие мышечного напряжения - 3 мин.

7. Разминка.Упражнения на три вида выдыхания - 3 мин.

8. Упражнения на развитие интонационной выразительности -7 мин.

11. Театральные этюды – 5-7мин.

15. Подведение итогов. Релаксация. – 5 мин.

Время, затраченное на семинаре – 1,5 часа.

Ход семинара:

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача развития детской инициативы, детского творчества. Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

- Что такое, на ваш взгляд, творчество?

Ответы педагогов. Записываются на мольберте.

Вывод ведущего: Творчество – это:

§ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Ответы педагогов. Записываются на мольберте.

Вывод ведущего: Творческая деятельность -это:

§ деятельность, рождающая нечто новое;

§ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них деятельности.

Для развития детского творчества необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды.

Огромную помощь в развитии творчества дошкольников оказывает приобщение детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Дети дошкольного возраста любят участвовать в инсценировках, сценках, в театрализованных постановках. Они с увлечением поют, танцуют, сочиняют сказки и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.

Работу по театрализованной деятельности надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.

Сегодня я хочу вам напомнить, о роли театрализованной игры, её своеобразии и педагогической ценности для дошкольников.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Своеобразие театрализованных игр заключается в следующем:

1. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: худо­жественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

2. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литератур­ному, драматическому, театральному.

3. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера.

4. Игры строятся на основе литературного произведения , имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения.

5. От детей требуется понимание хода событий, образов героев , их поведения, представ­ление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными осо­бенностями.

6. Действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни.

7. Передача образов требует от детей использования раз лич н ы х средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения про­никнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.

8. Состоят из 2-х частей: подготовки к игре и самой драматизации .

Театрализованные игры содержат в себе огромную педагогическую ценность :

1. формируют у детей чувство партнерства;

2. развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

3. интеграция нескольких видов художественно- творческой деятельности детей оказыва­ет благотворное влияние на их эстетическое воспитание:

4. способствуют умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатления­ми, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

5. тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность , которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;

6. содействуют физическому развитию детей: совершенству ютс я движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

7.способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

В работе с дошкольниками используют множество различных видов театров и театрализованных игр. Вспомним некоторые из них.

К стендовым театрализованным играм можно отнести театр на фланелеграфе, стенд-книжку, теневой театр.

К играм –драматизациям относятся пальчиковый театр, театр би-ба-бо, кукольный театр, игра-драматизация с использованием элементов театральных костюмов, импровизация (игры без предварительной п од готовки), платковый театр.

Подготовка к театрализованной деятельности заключается в трёх основных этапах.

I - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

II - реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.);

III - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

При организации театрализованной деятельности необходимо продумать используемое оборудование Условно театральное оборудование можно поделить на:

а)театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);

б)дополнительный реквизит: плоскости, стол, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т.д.;

з)декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты, юбочки и др.);

л)информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.

Оборудование должно соответствовать отдельным требованиям.

а)оно должно соответствовать возрастным возможностям детей;

б)быть прочным, безопасным, гигиеничным;

з) быть доступным, простым по конструкции, нести условный характер, многофункциональным при использовании; г) долно выглядеть привлекательно, иметь эстетический вид, материал должен соответствовать форме и конструкции.

Спасибо за внимание!

На нашей планете

Есть доброе солнце.

Которое звонко смеется,

С тропическим ливнем,

С полярною ночью

И ветром пустыни.

Которое с песней проснется,

И песней веселой

По свету несется.

У солнца — веснушки,

У солнца — игрушки,

Автоматы и пушки.

Мечтает о счастье оно

На асфальте рисует,

Это доброе солнце,

Ведущая: И сейчас я приглашаю вас окунуться в мир детского театра. Для того чтобы правильно, весело организовать театрализованную деятельность воспитатель должен сам обладать азами театрального искусства, иметь представление об этом виде деятельности. Поможет нам это сделать Волшебная книга.

1. Перечислите виды театра, используемого в детском саду при организации театрализованной деятельности в ДОУ? (пальчиковый, варежковый, настольный, теневой, плоскостной, би-ба-бо, на фланелеграфе, ростовые куклы и т.д.);

2. В чём различия между сюжетно-ролевой игрой и театрализованной игрой ?

( в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной игре -берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной - может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка);

3. Какие средства двигательной активности используют в театрализованной деятельности для передачи художественного образа?

(мимика, жесты, пластические и ритмические этюды, имитация движений и т.д)

4. Какие виды искусств включает в себя театр?

(театр включает в себя элементы разных видов искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства)

5. Что такое театр?

( Это место зрелищ, однако театр — это само зрелище, которое включает в себя элементы разных видов искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства);

Ведущая: Предлагаю немного расслабиться.

Упражнения на снятие мышечного напряжения

1. Участники двигаются свободно под весёлую музыку.

Задание: при прекращении музыки постройтесь в цепочку по диагонали.

2. Участники ходят вокруг обруча под музыку.

Задание: на акцент в музыке быстро запрыгнуть в обруч.

3. Участники стоят в кругу. На счёт от одного до семи они должны построиться в шеренгу по росту.

Ведущая: Молодцы! Поаплодируйте себе!

Жить со сказкой интересно и весело потому, что с ней нас ждут необыкновенные приключения. Сказка учит нас быть добрыми, смелыми, ловкими, умелыми. Следующая страница нашей волшебной книги откроет нам тайны сказочных вещей.

Волшебная книга ч.2

Внимание на экран:

1. С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая была заколдована?

2. С помощью какого предмета, можно смастерить самые разные вещи и можно убить страшного злодея - персонажа русских сказок? (Игла);

4. Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества.

5. Какой предмет Лиса обменяла на Курочку? (Скалочку);

Унести детей хотели.

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало? (Яблоня)

Ведущая: Здорово! И с этим заданием справились отлично!

-Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица?

- Как это возможно?

- Можно при помощи голоса можно передать настроение?

- Правильно, нужно изменить интонацию.

Что же такое интонация?

Интонация – это манера произношения, отражающая настроение и чувства говорящего, его тон. Режиссёр Станиславский умел говорить слово, используя 120 интонаций. И мы сейчас попытаемся повторить его рекорд. Но предварительно проведём разминку.

Упражнения на три вида выдыхания :

1. Спокойное, плавно звучащее: свистит ветер-с-с-с-с- Шумят деревья- ш-ш-ш- Летит пчела – ж-ж-ж-ж… Пищит комар – з-з-з-з-з-з-з-з…

2. Волевое, но сдержанное: работает насос – с-с-с-с! Метет метель – ш-ш-ш-ш! Сверлит дрель – з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!

3. Эмоциональное в быстром темпе: кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Пилит пила – С! С! Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!

Упражнения на развитие интонационной выразительности

Упражнение 2 : Задание из шапки. Каждый из воспитателей достаёт записку с заданием из шапки. Задания могут быть следующими:

Прочитать любое известное детское стихотворение, выполняя при этом задание:

2. как будто сильно мёрзнешь,

3. как будто тебе наступили на ногу,

4. как будто тебе очень смешно,

6. как клоун-скоморох,

7. как беззубая древняя бабуся,

8. как президент страны,

9. как военный рапортует,

10. как колдунья колдует,

11. как иностранец с акцентом.

Засиделись мы до бесконечности,

Пора размять наши конечности.

У ведущего двухсторонние цветные карточки. На одной стороне изображены схемы (картинки), которые участники должны изобразить. Другая сторона карточки просто цветная (без изображения). Сначала ведущий показывает карточки с изображением, затем чередует с карточками без изображений. Участники семинара воспроизводят цветовое обозначение ритмических карточек звучащими жестами, движениями своего тела.

Ведущая: Вы знаете, что с помощью жестов можно показать предметы, действия, передать эмоции. Приглашаю актёров на сцену.

Перед вами лежат смайлики с заданиями, не показывая и не озвучивая задание изобразить то, что указано в задании, а остальные попробуют отгадать.

Воспитатели берут смайлик, на обратной стороне которого записано задание

1. Изобразить тряпичную куклу.

2. Изобразить цветочек

3. Изобразить деревянных солдатиков

4. Изобразить роботов

5. Изобразить бабочек

6. Изобразить курочку Рябу, несущую золотое яйцо

7. Изобразить, как Вы пьёте горячий чай. И т.д.

Ведущий: Очень хорошо! Искупаем наших артистов в аплодисментах!

- Актер должен не только иметь полноценный аппарат воплощения, но и постоянно его совершенствовать. Однако для того, чтобы совершенствовать аппарат воплощения, нужно знать его возможности, законы управления этим аппаратом, законы движения на сцене. Одним из способов выяснить возможности своего "аппарата воплощения" может явиться этюд. Театральный этюд - это упражнение для развития актёрской техники. Этюды - необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, стилистике, задачам, сложности. Следующим упражнением будет показ театрального этюда.

Театральные этюды

(задание выполняют все участники одновременно)

2. Представить себя старенькой бабушкой, ищущей своего пропавшего котёнка. (По ходу можно дополнять образ бабушки).

3. Представить себя полным, лысым мужчиной, уронившим свои документы. (По ходу можно дополнять образ мужчины)

5. Представить себя лемуром, который нежится на ветке дерева. и т.д.

Ведущая: А теперь попробуем себя в качестве режиссёра. Вам необходимо составить план подготовки и проведения игры-драматизации по предложенному произведению. Для этого объединимся в подгруппы. Чтобы объединиться в группы, и узнать над каким произведением будете работать, нужно собрать картинку из частей.

Воспитателям предлагаются предметные картинки с изображением сказочных персонажей, разрезанные на 3-4 части (в зависимости от количества участников),например: репка, колобок, лисичка со скалочкой, гуси лебеди и др.

После выполнения задания каждая группа презентует свой план.

Ведущая: Всем спасибо за работу! А теперь прошу вас пройти в нашу импровизированную костюмерную.

ИТОГ.

Какие приёмы, упражнения, игры используемые в процессе семинара, можно использовать с дошкольниками?

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.

2. Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

3. Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.

4. Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.

5. Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления театральных кукол.

2. Оформление музея театральных кукол.

4. Разработка методических рекомендаций для занятий театральной деятельностью.

5. Вопросы для педагогов к семинару-практикуму :

• Какой комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО, решаем с помощью театрализованной деятельности в системе обучения детей ДОУ?

• Каково значение театрализованной деятельности в детском саду?

• Как в своей работе вы используете театрализованную деятельность?

• Какие виды кукольных театров вы знаете?

• Как вы понимаете «Использование театрализованной игры в НОД?

• Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?

План семинара-практикума

1. Выставка театральных кукол (педагоги-дети-родители)

2. Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника и организация театральной деятельности в ДОУ.

3. Организация театральной деятельности в ДОУ.

5. Блиц – опрос воспитателей по теме семинара-практикума.

6. Экскурсия в музей театральных кукол.

7. Практическая работа с куклами разных систем.

8. Презентация театральных кукол, изготовленных своими руками

(педагоги ДОУ)

Материал и оборудование:

• компьютерная установка и проекционный экран для презентаций;

• музей театральных кукол;

Ход проведения.

1. Выставка театральных кукол (педагоги-дети-родители)

2. Значение театрализованных игр в развитии дошкольников

- Сегодня мы с вами в очередной раз собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства.

Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ и является его приоритетным направлением.

Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Театр – это синтез всех видов искусства.

Театр один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

3. Организация театральной деятельности в ДОУ.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС,

• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, художественно-эстетической и т. д.);

• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;

• в самостоятельную деятельность детей;

Как вы понимаете?

• Включение театрализованной деятельности в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности?

во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.

• Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов?

это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

• Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей?

в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей

4. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

- Объясните, пожалуйста, какие задачи педагоги могут решать по каждому направлению.

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

• содействие развитию монологической и диалогической речи

обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.

5. Блиц-опрос по теме семинара-практикума.

Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы.

• Назовите их. Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

• Какие игры относятся к играм с правилами? (дидактические и подвижные игры)

• Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим? (игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, театрализованные игры)

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру (строение).

• Назовите основные элементы этой структуры? (творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила).

• Назовите различие между сюжетно - ролевой и театрализованной игрой.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления, а в театрализованных играх берут сюжеты из литературных произведений.

В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка.

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми.

Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы:

К режиссё рским играм относится:

• настольный театр,

• теневой театр,

• театр на фланелеграфе.

В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра : вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.

Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем.

И сейчас, я приглашаю Вас на экскурсию в музей театральных кукол.

6. Экскурсия в музей театральных кукол.

7. Практическая работа с куклами разных систем.

8. Презентация театральных кукол.

Вы своими руками создали прекрасных кукол. Такая кукла удивит ребенка, привлечёт его внимание, а главное – ребёнок получит радость от игры с куклой.

Педагоги презентуют своих кукол.

Жюри оценивает работы педагогов.

Работы оцениваются по следующим критериям:

Использование в педпроцессе.

Как известно, в любом театре всегда есть время для отдыха зрителей и артистов. И оно называется …. (все вместе) АНТРАКТ!

Я приглашаю вас посетить наш фитобар и отдохнуть, пока жюри будет работать.

10. Подведение итогов семинара.

В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.

Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б. М. Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.

3. Антипина Е. А. Кукольный театр в детском саду. Сфера, 2010

4. 2. Буренина А. И. Театр всевозможного. Вып. 1. От игры до спектакля: СПб: ЛОИРО, 2002.

6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.

7. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника : развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

9. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002.

10. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. М., 2009.

Отчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУ

Отчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУ Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в детском саду" 3 октября 2017 года для педагогов ДОУ, учителем – логопедом Филатовой Т. С. ,.

Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей.

Предварительная работа: педагогам предлагается посмотреть в литературе такие вопросы:

Все участники семинара занимают места за 2 столами (веселая и грустная маски).

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.

  • Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
  • Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
  • Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
  • Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
  • В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.

Перед вами лежат картинки с артикуляционной гимнастикой. Вспомните, как называются упражнения и придумайте небольшую артикуляцонную сказку с этими упражнениями.

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок). Дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.

Вспомните пальчиковую игру с движениями и проведите ее с педагогами.

На поляне теремок,
(Соединить ладони "домиком".)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в "замок".)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в "колечки".)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

Изобрази! ( (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 Команды)
- вдеть нитку в иголку,
- пришить пуговицу,
- подбросить и поймать мяч,
- наколоть дров,
- обстругать доску,
- заточить карандаш,
- остричь ногти,
- перенести предмет с одного места на другое.
- развернуть и сложить газету,
- несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.
- плеснуть в кого — либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы себя облить.
- понюхать яблоко, апельсин.
- разрезать арбуз и съесть кусок.

7) Походку курицы, утки, пингвина.

Ваша мать пришла,

Прочитайте следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:

Вправду, кроме шуток,

Для утят малюток.

Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.

УТРОМ, ПРИСЕВ НА ЗЕЛЕНОМ ПРИГОРКЕ,

УЧАТ СОРОКИ СКОРОГОВОРКИ.

ЖУК, НАД ЛУЖЕЮ ЖУЖЖА,

ЖДАЛ ДО УЖИНА УЖА.

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПЕРЕПЕЛ

Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.

Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.

Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.

Грабь граблями гравий, краб!

Стоит поп на копне, колпак на попе,

копна под попом, поп под колпаком.

Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула,
Выпрыгнуть то она выпрыгнула,
Выплеснуть то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла!

Купила бабуся бусы Марусе
На рынке споткнулась о бусы бабуся
Не будет подарка у юной Маруси
Все бусы склевали по бусинке гуси.

Пролетели лётчики над аэродромом,
Лётчиков-пролётчитков одолела дрёма.

Во дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова;
Не вместит двор дров -
Дрова выдворить пора.

Крокодил зарылся в ил,
Крокодила Нил манил.

Нёс Петро ведро,
Ведро било Петра в бедро.
Пнул Петро ведро,
Ведро не ядро, но летело быстро.

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,
А врагу да недругу от Варвариных ворот - поворот.

Парашют раскрывается разом.
И стропа распрямляется сразу.
Кто не прыгал реально ни разу,
Безразличен к рисунку, к рассказу.

Перед вами 2 коробки: 1 коробка (фрак, бант, юбка, шарф ит.д.), 2 коробка (персонажи сказок - пальчиковый театр) придумайте сказку и обыграйте ее.

Рефлексия от педагогов. Рейтинг успешности проведенного мероприятия.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Актуальность:

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой.

Литература:

Приложение 1

Нарушение речевого развития детей рассматривается прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая досталась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Значение театрализованной деятельности

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
  • совершенствует артикуляционный аппарат
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
  • дети получают эмоциональный подъём
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • позволяет формировать опыт социального поведения
  • стимулирует активную речь

Содержание деятельности:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Чистоговорки и скороговорки
  • Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)
  • Упражнения на воображение
  • Упражнения на имитацию движений
  • Упражнения на активизацию словарного запаса
  • Упражнения на интонационную выразительность
  • Упражнения на формирование разговорной речи
  • Упражнения на речевое дыхание
  • Игры со словами и без слов
  • Игры с пальчиками
  • Хороводные игры
  • Подвижные игры с героями
  • Этюды
  • Инсценирование сказок, потешек, стихов
  • Показ театрализованных представлений

Театрализованную игру исследователь Л. В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как"сценарист и режиссер" управляет "артистами"

Ребёнок «озвучивая" героев и комментируя сюжет, использует разные средства вербальной выразительности.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

Виды театров используемые в работе:

  • перчаточный
  • настольный
  • кукольный
  • пальчиковый
  • на фланелеграфе
  • костюмированный
  • масочный
  • на палочках
  • теневой
  • магнитный

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная ( вербально образный компонент речи) и коммуникативная ( способность к общению, пониманию, диалогу. Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии, как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Приложение 2

Виды театров в разных возрастных группах:

1 младшая группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

2 младшая группа

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

Средняя группа

Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

* Гапит – деревянный стержень.

* кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

* куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого ткань

Существуют два приёма руководства театрализованной игрой:

Читайте также: