Семейный проект в доу определение

Обновлено: 03.07.2024

Тип проекта: ценностно-ориентированный, познавательный.

Время проведения: среднесрочный (с сентября по ноябрь).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители детей.

Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о своём роде, о существующих семейных традициях.

Цель: формировать у детей чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье; создание генеалогического древа семьи.

Задачи:

  • расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.
  • формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
  • организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.
  • создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.
  • развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.
  • воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.
  • прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.

Ожидаемые результаты:

Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми приведет к сближению в достижении общей цели: воспитание гармонически развитой личности.

Актуальность

На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин демографических проблем. Помогут не только экономические меры. Важно вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе. Детский сад и семья должны объединять усилия. И дошкольное образовательное учреждение и родители должны работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за воспитание и развитие.

В статье 44 Закона об образовании говорится:

Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. А образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей.

Существует множество проблем современной семьи:

  • большинство семей озабочены решением проблем экономического, физического выживания;
  • родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка;
  • ограниченность общения взрослого и ребёнка;
  • недостаточность эмоционального компонента общения.

Необходимо ликвидировать эти проблемы в целенаправленной работе и формировать у родителей педагогическую компетентность.

Общаясь с детьми, выясняется, что дети не знают своих родных, имен своих бабушек и дедушек, их профессий, интересов семьи. Поэтому тема для меня стала актуальной. Изучение истории семьи является одной из значимых и возникает потребность в её изучении. Без активного участия родителей, работа воспитателей не принесет нужных результатов.

Введение

Знают ли наши дети корни своей семьи, её интересы и историю? Какие взаимоотношения у членов семьи?

Содержание проекта

Организационный этап

- Определение темы проекта, изучение литературы, постановка цели и задач проекта, ознакомление с темой проекта детей и родителей.

- Составление плана основного этапа проекта.

1. Подготовительный этап

- Подготовка наглядного дидактического, демонстрационного материала по данной теме.

- Опрос детей и обсуждение проблемных вопросов (Кто такая прабабушка?, Почему моя мама называет дедушку папой? Кто кем приходится? Что такое мой род?, А у животных тоже есть родители?)

- Подборка игр, атрибутов для игровой деятельности.

- Подготовка методической, научной и художественной литературы в книжных вариантах и в сети интернет.

- Подбор материала и инструментов для изобразительной и продуктивной деятельности .

- Совместно с родителями обсуждение возможностей реализации проекта, определение его содержания, составление плана мероприятий, предполагаемых результатов.

2. Основной этап. Практический

Игровая деятельность.

Цель: развивать умение воспринимать предметы и явления во взаимосвязях, устанавливать их, аргументировать свои решения, развивать воображение, учить сооружать постройку с перекрытиями, определять какие нужны детали.

Цель: уметь выделять логические неточности, различать голоса близких людей, закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры, развивать сообразительность, умения решать поставленную задачу.

Цель: расширять представление о разнообразных профессиях, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Цель: воспитывать навыки культурного общения, активизировать соответствующий тематике словарь, развивать творческое воображение, содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.

Познавательное развитие.

Цель: ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка, дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закреплять представления о семье, развивать толерантность и эмпатию.

Цель: закреплять представления о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о традициях и обычаях семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Познание ФЭМП.

Цель: воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь близких людей.

Цель: Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, учить отвечать на вопросы, развивать навыки правильного грамматического строя речи.

БЕСЕДА о привычках ЗОЖ

Речевое развитие.

Цель: учить детей связно и последовательно описывать изображенные события, учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям, активизировать словарный запас, воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

- Знакомство с пословицами и поговорками о семье, обсуждение смысла пословиц.

Чтение художественной литературы.

Цель: приобщать детей к словесному искусству, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, подводить детей к мотивированной оценке поступков и характеров героев.

Продуктивная деятельность.

Изодеятельность.

Цель: закреплять умение задумывать несложный сюжет рисунка, развивать самостоятельность и творческую активность, учить рисовать фигуру человека в движении.

Цель: учить создавать несложный сюжет в лепке, лепить фигуры разного роста, с соблюдением пропорций.

Музыка.

Физическое развитие

Трудовая деятельность.

  • Посильная трудовая деятельность дома.
  • Дежурство по столовой, на занятиях, ручной труд.
  • Трудовые поручения в группе и дома.

Социально-коммуникативное развитие

Цель: показать детям как художник передает в работах любовь и нежность к персонажам.

Цель: расширять представления детей об отношении к пожилым людям, воспитывать уважительное отношение к старым и пожилым, побуждать детей к проявлению сочувствия, вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам, формировать стремление активно участвовать в развлечении, быть доброжелательным, развивать память, воображение.

Работа с родителями (практические задания, рекомендации, совместные мероприятия)

- Консультации для родителей. Подбор литературы по воспитанию детей.

- Сотворчество родителей и детей в оформлении выставок, составлении рассказов о семье, в создании Генеалогического древа семьи.

3 этап. Заключительный

- Отчет о реализации проекта.

- Сбор всей информации и материалов по проекту.

- Анализ выполнения поставленных целей и задач.

Проект реализовывался в НОД и, в совместной деятельности взрослых и детей, совместной деятельности детей, совместной работе с родителями, в создании предметно-развивающей среды.

Продукты проектной деятельности.

Вывод: в процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.

Семья для каждого должна быть опорой, поддержкой, и тем местом, куда всегда хочется вернуться. Семья помогает нам закалиться, преодолеть трудности, развивать навыки общения, даёт нам уроки любви.

В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.

Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.

Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.

За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.

Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.

Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.

Список литературы

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Е.Н.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.

2. С.И.Семенака «Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. - М.:АРКТИ, 2010.

3. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Е.В.Соловьева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, Н.М. Степина. - 4-изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2005.

4. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В.Г.Нечаевой.- М., Педагогика, 2006г.

5. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт-сост. Н.А.Кочетова, И.А.Жёлтикова, М.А.Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014.

6. Ривина Е.К.Знакомим дошкольников с семьей и родословной/ Е.К.Ривина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Семейное проектирование

Взаимодействие детского сада и семьи является важнейшей задачей работы дошкольного учреждения. Одной из форм сотрудничества с семьями является проектная деятельность. На сегодняшний день она получает всё более широкое распространение в ДОУ. Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Это обучение через деятельность.

Проектирование делает возможным реальное сотрудничество детского сада с родителями. Родители любят своих детей, но часто испытывают поверхностный интерес к его жизни в детском саду, особенно если у него нет особых проблем. Их больше интересует вопрос: что ел, как занимался? Ответ: "Хорошо" их вполне устраивает.

Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе, используются разнообразные формы взаимодействия с семьёй, одна из которых - реализация семейных проектов.

Семейное проектирование - это когда семья вместе с ребёнком решает значимую для них проблему: участие в конкурсе, выставке, создание семейных гербов, родословной, поездка на экскурсию, создание презентации. Темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

Темы семейных проектов разнообразны:

"Овощная фантазия", "Мастерская Деда Мороза", "В гостях у сказки", "Игрушки маминого детства", "Мой любимый город Тамбов", "Наша дружная семья", "Как я отдыхал в Греции", "Мои любимые книжки", "Куда делись динозавры?", "Моя любимая мама", "Этот далёкий космос", "Машины на нашей улице" и другие.









Cемейные проекты носят чаще всего информационно-практико-ориентированный характер. Дети собирают информацию о каком-то объекте или явлении, а затем реализуют её (Выставка рисунков, изготовление поделок, проведение викторины.).


Алгоритм семейного проекта:

Тема, её происхождение (Что именно заинтересовало ребёнка).

Что я об этом знаю?

Что я хочу узнать?

Как можно найти ответ? (Посоветоваться, купить книгу, взять в библиотеке энциклопедию, поискать с папой в Интернете, провести опыт.)

Выставка рисунков, поделок, создание фотоальбома или фотовыставки, театрализация, проведение викторины.

А главное - на каждом этапе работы над проектом - его родители! С ними ребёнок советуется, они делают фотографии, идут с ребёнком в библиотеку, сажают вместе с ним цветы или помогают проводить опыт, поддерживают интерес ребёнка к выбранной им теме. Родителям приходится советоваться с воспитателями. Не смотря на то, что родители, в основном, хорошо знакомы с Интернетом, умеют работать на компьютере, для многих оказалось большой трудностью сделать презентацию.

Мы провели в группе обучающие встречи с родителями:

"Проектный метод в работе детского сада" - с показом презентации "Мои друзья".

"Как сделать презентацию" - с поэтапным объяснением: слайд, фон, надпись, вставка фото или рисунка, замена рисунка на другой, редактирование текста.

Родительское собрание "Скоро в школу", на котором выступили родители Карева Ильи "Как мы работали над проектом" с показом презентации "Куда исчезли динозавры".

Встреча "Путешествие по сказкам вместе с бабушками" (В День пожилых людей, где использовались слайды из презентации Почечуевой Арины "Мои любимые книжки".

Развлечение "День Победы" - с использованием слайдов из презентации Полухтина Вани "Мой любимый город Тамбов".

Повышается самооценка ребёнка, он ощущает себя значимым в группе, "экспертом в определённой области", дети задают ему вопросы, считаются с его мнением, воспитатели используют его презентацию неоднократно (отдельные слайды на различных занятиях или развлечениях). Каждый ребёнок должен испытать эти минуты успеха! Многие родители отметили, как улучшились их отношения с детьми!



Совместная проектная деятельность объединяет семьи, помогают мамам и папам объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами, раскрыть свои таланты и творческие способности, создаёт атмосферу тепла и доверия. Родители часто и не подозревают, на что способны их дети!

Участие родителей, других членов семьи в образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, детям. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важно то, с какой гордостью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.

Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть: участие родителей в проектах является важным и для детского сада и для семьи, поскольку, в конечном итоге, способствует повышению качества образования и воспитания. Использование методов проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении.

Газета детского сада для детей и сотрудников Вниманию педагогов представлен один из выпусков газеты выпускаемой в дошкольном учреждении. Формат печатного издания печатается в формате.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Семейные проекты в ДОУ

Одним из основных направлений в работе педагога детского сада является взаимодействие с родителями. Но в наше время воспитателям нелегко заинтересовать мам и пап жизнью малыша в детском саду. Занятые обеспечением материального благополучия семьи, они не интересуются тем, как провели день их дети, что нового узнали, с кем поссорились или подружились, во что и с кем играли. Да и зачастую молодые родители не знают, что нужно ребёнку знать, уметь в его возрасте, что ему интересно. У них нет необходимых знаний и опыта воспитания детей.

Оказать помощь в воспитании ребёнка - задача педагога ДОУ.

Для того, чтобы наладить контакт воспитателя с родителями, сделать их единомышленниками в этом процессе, необходимо сделать воспитание и образование общим делом, заинтересовать и вовлечь семью в совместную деятельность.

Существует много форм взаимодействия с родителями. Самого пристального внимания, на мой взгляд, заслуживает метод семейного проекта, который позволяет сделать родителей активными участниками образовательного процесса. Проекты могут быть разными по направлению, по времени реализации, но ценность их в том, что их участниками являются дети, родители, педагоги. Такой союз способствует развитию у детей познавательных и творческих способностей (Как много папа знает о самолётах! Я тоже хочу знать!), эмоционально сближает родителей и детей (Как интересно искать ответы на вопросы, узнавать что-то новое вместе с мамой и папой! Как быстро нашла дочка картинки о зиме!).

Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод: при осуществлении проектной деятельности в работе с родителями, не только укрепляются детско-родительские отношения. В результате у детей формируется познавательный интерес, воспитывается трудолюбие, доброта, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине начинается с чувства любви к своей семье. И осуществляют воспитание педагоги в тесном контакте с родителями с их непосредственным участием.

Проектная деятельность старших дошкольников/авт.-сост.В. Н.Журавлёва. – Волгоград: Учитель, 2009. – 202с.: ил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О "Методе проектов" впервые заговорили американские педагоги еще в начале прошлого века. Знания, получаемые ребенком в школе, зачастую не имели ничего общего с реальной жизнью детей и не всегда давали ответы на интересующие их вопросы.

Широбоких Надежда Васильевна

Семейные проекты как форма взаимодействия с родителями.

О "Методе проектов" впервые заговорили американские педагоги еще в начале прошлого века. Знания, получаемые ребенком в школе, зачастую не имели ничего общего с реальной жизнью детей и не всегда давали ответы на интересующие их вопросы. В то время как "Метод проектов" ставил перед детьми задачу выявлять и формулировать проблему и находить способы ее решения. При этом дети овладевали новыми знаниями и умениями, включаясь в реальную деятельность.

В настоящее же время понятие "проектный метод" прочно вошло в словарь современных российских педагогов и важная роль в проектировании отводится не только школьникам, но и дошкольникам. Перед государством стоит непростая задача: воспитание любознательного, активного поколения, уверенного в своих собственных возможностях. И интерес к проектированию объясняется его способностью к развитию творческого мышления, воображения, познавательных и коммуникативных качеств детей, возможностью экспериментировать.

Первой ступенькой в воспитании ребенка является семья, второй - детский сад. И от того насколько тесным будет сотрудничество между семьей и детским садом зависит эмоционально - личностное и социально - нравственное развитие детей. Закон "Об образовании в Российской Федерации" ставит перед ДОУ одну из основных задач - взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития воспитанников. В соответствии с ФГОС дошкольного образования взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников необходимо для успешной реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. И перед педагогами встает вопрос: "Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их сотрудниками воспитательно - образовательного процесса?" Ведь не секрет, что современные родители, загруженные бытовыми проблемами, зачастую не уделяют должного интереса к жизни детей в детском саду. "Как себя вел? Что ел?" - часто основные вопросы, которыми интересуются родители.

Поэтому цель деятельности педагогов в работе с родителями - это создание условий для их заинтересованности, сотрудничества и вовлечения в жизнь детского коллектива. Чтобы сделать родителей союзниками в работе с детьми, приобщить их к миру увлечений ребенка можно использовать метод реализации семейных проектов.

Семейный проект - это метод проектирования, в котором главная роль в поиске решения значимой для ребенка проблемы принадлежит семье. Темы проектов, в основном, возникают именно по инициативе детей. Семейное проектирование - это прекрасная возможность для родителей приобщиться к миру увлечений своего ребенка, обогатить педагогический опыт, повысить свои интеллектуальные способности и родительский авторитет (ведь на плечи родителей ляжет работа по поиску нужной информации, реальной помощи и моральной поддержки ребенка).

Совместная проектная деятельность объединяет семьи, помогает родителям испытывать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка, создает атмосферу тепла и доверия. Родители часто не подозревают какими познаниями обладают их дети, сомневаются в их способностях. При этом, детям необходимо чтобы близкие люди сотрудничали с педагогами, проявляли инициативу, вносили посильный вклад в общее дело. Ведь тесный контакт родителей и педагогов помогает ребенку чувствовать себя более защищенным, уверенным в своих силах, придает желание участвовать во всех играх и занятиях в детском саду. А какую гордость испытывает ребенок за своих родных, которые многое знают, многое умеют! И многие родители, в ходе работы над семейными проектами, отмечают, что отношения в семье стали более близкими, открытыми, эмоциональными. Ведь в ходе работы над проектом ребенок советуется с родителями, они вместе ищут информацию в литературе, интернете, подбирают нужные фотографии, картинки, возможно даже проводят опыты или сажают семена. Совместное времяпрепровождение позволяет ребенку не оставаться в одиночестве, оторваться от компьютерных игр, развивает воображение, творческие способности, желание учиться чему-то новому.

При выборе темы проекта всегда следует ориентироваться на интересы детей, принимать во внимание какие вопросы он чаще всего задает, что в данный момент его интересует или тревожит, кажется непонятным. Внимательные родители стараются в доступной форме объяснить те или иные явления, события и это, безусловно, правильно. Но, что если позволить ребенку самостоятельно поискать ответы на вопросы: "А что я об этом знаю? А что я хочу узнать? Как можно получить ответы?" Такой метод позволяет ребенку экспериментировать, объединять полученные знания, развивает мышление, воображение, избавляет от страхов. Например, многие дети боятся грозы и если помочь ребенку найти информацию, подготовить презентацию, в которой объяснить происхождение грома, молнии, правила поведения во время грозы, то это природное явление станет понятным и, возможно, не страшным. А если использовать эту слайдовую презентацию в детском саду, да еще предложить ребенку помочь при демонстрации слайдов, то в результат работы окажется более значимым.

Однако, не всегда темы семейных проектов подсказывают дети. Деятельность в детском саду, инициатива воспитателей часто задают тематику проектов. Например, ко Дню защитника Отечества, по предложению воспитателей дети совместно с родителями, разрабатывали семейный проект "Наши любимые папы". Дети расширяли свои представления о российской армии, о родах войск, о необходимости защищать безопасность Родины, знакомились с особенностями службы в военное и мирное время. Дети узнавали в каких войсках служили их папы, какую боевую технику использовали во время службы, какую военную форму носили. При этом в детском саду использовалось чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание иллюстраций. А дома использовались рассказы пап и дедушек о службе в вооруженных силах, просмотр фильмов, семейных альбомов, файлов из сети интернет. Итогом совместной работы стал фотоколлаж.

При реализации проекта "Мичуринск - мой город" участие принимали все дети нашей группы и их родители. Дети рассматривали книги о родном городе, интересовались историей памятников, зданий. Нами было предложено детям и родителям собрать материал про родной город (старые фотографии, вырезки из газет, картинки из интернета с изображением улиц в начале прошлого века). Дети и родители охотно приняли предложение. В рамках проекта были оформлены папки - передвижки с информацией о городе, в которых представлены рассказы об истории улиц, на которых живут семьи воспитанников, рисунки, старинные фотографии храмов, площадей. Были организованы совместные экскурсии, посещение музея И.В.Мичурина, памятных мест.

При знакомстве с проектами, воспитатели узнают много нового и интересного о семьях воспитанников, их увлечениях, семейных традициях, правилах воспитания в семье. Иногда вовлечение в деятельность "трудных" детей и "очень занятых родителей" помогает посмотреть на ситуацию в семье с другой стороны, изменить отношения в цепочке ребенок - родитель - воспитатель, создать атмосферу доверия между воспитателями и родителями.

В ходе реализации семейных проектов были получены следующие результаты:

- совместная деятельность воспитателей, родителей и детей положительно влияет на воспитанников (повышается самооценка, улучшаются межличностные отношения в группе);

- работа над семейными проектами позволяет находить общий язык со всеми родителями, привлекать их к подготовке и проведению различных мероприятий;

- дети и родители становятся более инициативными, у них формируется уверенность в своих силах и это позволяет им адаптироваться к современным условиям обучения.

Таким образом, использование метода семейных проектов позволяет детям учиться ставить перед собой задачу, использовать различные способы ее решения, приобщать родителей к миру своих увлечений, что способствует личностному развитию ребенка и раскрытию его индивидуальности.

Автор: Елагина Ирина Ивановна

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Апшеронск

Действительно, у педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Достичь высокого качества образования наших дошкольников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии применения новых более эффективных форм взаимодействия, партнерства с современной семьей.

На мой взгляд, уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании является технология проектирования. Семейные проекты в настоящее время приобретают все большую актуальность. Такая форма совместной деятельности не только меняет роль воспитывающих взрослых в управлении дошкольным учреждением, но и развивает партнерские отношения, помогает достичь максимальной эффективности сотрудничества с семьями воспитанников.

Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Вот основные идеи метода, успешно применяемые мною в совместных с родителями проектах.

На практике были разработаны и осуществлены следующие виды семейных проектов (классификация Л.В. Киселевой):

Исследовательско-творческие, в которых дети вместе с родителями экспериментируют, осуществляется исследовательский поиск, результаты оформляются в виде какого-либо творческого продукта.

Ролево-игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда дети и их родители входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Такие проекты также способствуют приобщению членов семей к искусству, повышению эстетического уровня детей и взрослых и познанию истории и культуры Родины.

Информационно-практико-ориентированные: дети совместно с родителями собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки.

Практические: связаны с работой на достижение значимого результата.

Совместная проектная деятельность с семьями воспитанников, определяющей целью которой явилось не только удовлетворение базисных стремлений и потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития, но и стремлений и потребностей родителей и меня, как педагога, дала следующие результаты:

  • повысилась детская самостоятельность, активность;
  • активизировалось творческое мышление детей;
  • развились коммуникативные навыки, способность выражать собственное мнение;
  • дошкольники научились находить выход из трудной ситуации, стали увереннее в своих силах;
  • сформировались навыки исследовательской деятельности;
  • выработалось взаимное уважение к участникам проекта;
  • установились партнерские отношения между взрослыми и детьми.

Таким образом, объединение усилий педагога и родителей в процессе реализации семейных проектов сыграло положительную роль в полноценном развитии ребенка, позволило достичь позитивной открытости в отношениях воспитывающих взрослых и дошкольников, а также обеспечило практическую реализацию задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

Читайте также: