Поурочные планы по развитию речи школа 8 вида растения леса

Обновлено: 25.06.2024

1. Уточнить и систематизировать знания учащихся о хвойных растениях, о значении деревьев в природе и в жизни человека.

2. Развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различии, активизировать внимание и память.

3. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: ТСО, диск, картинки с изображением деревьев (маленькие и большие), конверты с разрезными картинками для игры, веточки и шишки сосны и ели на каждого ребенка.

а) Музыка, под музыку читаю стихотворение о зимнем лесе Ф.Тютчева “Чародейкою зимою околдован лес стоит. ”.

- О чем я прочла стихотворение? (О зимнем лесе)

II. Актуализация знаний.

- Скажите, что такое лес? Ответы детей:

Лес - защитник водоемов, почвы, воздуха.

Лес - источник древесины,

Лес- место для отдыха человека.

Лес - источник ягод, грибов, лекарственных растений

Лес - дом для растений, животных и грибов.

- Да, все это мы называем царством живой природы.


Все эти группы связаны друг с другом. Сегодня мы остановимся на группе “растения”. Какие растения вы знаете?


б) Вводная беседа. (Обращаю внимание на иллюстрации)

- Какие деревья мы здесь видим?

Называют деревья: ель, сосна, пихта, кедр, лиственница.

- Назовите общие части у всех деревьев. (Корни, ствол, кора, ветки, листья - иголки)

Листья-иголки, как мы их называем? (Хвоя)

Обращаю внимание на доску, предлагаю расшифровать тему нашего урока. Расположите геометрические фигуры по образцу.


- Тема нашего урока - “Хвойные растения”. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

- К хвойным растениям носятся: ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник (показываю картины названных растений). Хвойных растений очень много, около 560 видов, но мы с вами на уроке будем говорить только о сосне и ели.

Вспоминаем виденные в лесу сосны, ели, называем внешний вид.

(Обобщаю, вывешиваю на доску карточки с названием деревьев)

Сосна - могучее дерево до 30-40 метров высотой, диаметр ствола до 1 метра, ствол не очень толстый, но очень прочный. Нижние части ствола лишены ветвей. У старых сосен первые сучья начинаются, как правило, на высоте 10 метров от земли. Сосна светолюбива. Сосны могут расти на скалах, болотах, песках. Сосна может расти 150-300 лет. Корни уходят очень глубоко в почву.

  • Помните пальцами (они жесткие), понюхайте.
  • Как расположены на веточках листочки - хвоинки? (Попарно)
  • Обращаю внимание на иллюстрацию ели.
  • Какие они по форме? (Четырехгранные, остроконечные)
  • Помните пальцами, понюхайте.
  • Какие из них более жесткие, у ели или сосны?
  • Какого цвета листочки ели и сосны? (Зеленые, у сосны немного светлее, чем у ели)
  • Как расположены листочки на веточках? (Поодиночке)
  • А у сосны? (Попарно)
  • Хвоинки покрыты жироподобным налетом, плотные. Так они защищены от мороза и на зиму не опадают. Сосна меняет свою хвою 1 раз в 2-3 года, а ель - в 5-7 лет. Они меняются не сразу, а постепенно.
  • Кто знает, как называются плоды хвойных растений? (Шишки)

Вывод: Как называем ель, сосну? (Хвойные деревья). Как зимуют хвойные растения? (У всех хвойных растений листья- хвоинки не опадают, лиственница сбрасывает хвоинки).

Зимой у хвойных растений сохраняются плоды с семенами. Иголки покрыты специальным налетом, который защищает хвоинки от холода, и морозы им не страшны.

- Какую пользу приносят хвойные растения? (Ответы детей, делают обобщения)

Сосна - лекарственное растение, в лечебных целях используют почки, хвою, пыльцу. Оно очищает воздух от вредных газов, пыли, микробов. Все дерево богато смолой, поэтому почти не гниет и прекрасно подходит для строительства, производства мебели, изготовления клавиатурной дощечки для музыкальных инструментов. Семенами сосны питаются белки, бурундуки, лоси.

Ель - лекарственное растение, применяют шишки в виде отваров, настоев для лечения заболевания дыхательных путей, в хвое много витамина С, из хвои делают ванночки при болях в спине, это средство для лечения ожогов. Еловая древесина очень упругая и прочная, используется для производства бумаги, отделки помещений. (Обращаю внимание детей на то, что много вырубается ёлок перед Новым годом, поэтому леса нужно охранять).

Мы на лыжах в лес идем,
мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит,
И среди ветвей шумит.
И летит, летит, летит.

По опушке зайка скачет.
Словно белый, мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок.
Вот и скрылся наш дружок.

(Движения выполняются в соответствии с текстом) [1].

IV. А теперь послушайте загадки, а отгадки запишите.

- Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдешь гулять и встретишь:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель).

- У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна) [2].

- Составьте небольшой рассказ, используя ваши ответы и опорные слова, которые написаны на доске.

V. Составление “осколочных” картинок: ель, сосна. (У каждого ребенка на столе конверт с разрезными картинками)

VI. Проводится игра-викторина “Кто самый внимательный?”

  1. Какие хвойные деревья вы знаете?
  2. Как расположены иголки на ветках сосны?
  3. Как расположены иголки на ветках ели?
  4. Как называются листья сосны, ели, пихты, кедра?
  5. Кто питается семенами шишек? (Проводится самопроверка)

VII. Подведение итога урока.

Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву,
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость,
И даст вам природа здоровье и радость! [2].

Домашнее задание: нарисовать веточку ели и сосны, составить два предложения.

Литература

1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Мастерская учителя).

2. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс. - М.: ВАКО, 2006. -240 с.

Конспект урока рассчитан для учащихся 4 класса коррекционной школа 8 вида. Урок изучения нового материала.


Оценить 2175 0

Подготовила: Климова С.О.

Тема: деревья, кустарники, травы

Тип урока: изучение нового материала.

Познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе.

Уточнить и расширить представление учащиеся о лесе; заинтересовать детей изучением природы родного края.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; чувство гражданственности и патриотизма.

Оборудование: мультимедиа (Приложение 1), загадки, карточки для учителя, гербарий, правила поведения на природе.

1 . Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Сели!

Хорошо закроем двери!

Шум оставим за дверями

И начнём урок мы с вами!

2. Введение в тему. Постановка целей урока.

- Объявление темы урока (слайд 1)

- Сегодня мы с вами отправимся. А вот куда, это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нем.

На экране – лес (слайд 2)

Правильно. Мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными и наблюдательными, чтобы увидеть какие растения живут в лесу и на какие группы они делятся.

Для чего нужен лес природе и человеку?

снабжает нас кислородом;

очищает воздух от пыли;

сохраняет влагу, защитник водоёмов.

Какое ещё значение имеет лес?

дом для растений, животных, грибов;

место для отдыха человека;

источник ягод, лекарственных трав;

Давайте вспомним, что мы знаем о растениях? Что подсказывают эти карточки? (Солнце, яблоко, капуста, ромашка, малина) (слайд 3)

Д: Что растения – живая природа, а солнце – неживая природа.

Какое значение для человека имеют растения? (слайд 4)

Растения кормят человека (яблоки, рожь, пшеница, капуста, смородина…)

Одевают человека (лён, хлопок…)

Лечат (берёза, зверобой, ромашка, липа…)

Дают много полезных вещей (мебель, строительство домов, топливо…)

- А сейчас послушайте историю, которая произошла однажды с одним художником и подумайте, сможем ли мы ему помочь.

- Что случилось? Почему засох лес? Разве может быть лес из одних деревьев?

(Каждая группа выбирает и добавляет, то чего не хватает на картине. Например: кусты, траву, цветы, грибы, насекомых, птиц, зверей).

3. Защита проекта.

- Что же такое настоящий лес? Почему лес на картине разный?

Д: лес — это царство растений, животных и насекомых. Лес разный потому что природа его создаёт таким.

-Давайте узнаем какие растения есть в наших лесах

4. Знакомство с разнообразием растений (растения появляются по очереди на слайде 5).

Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица!

Что это за диво?

Стоит на поляне.

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (берёза)

Они под снегом до весны,

Храниться могут даже,

Какие эти ягоды вкусны,

Вам по секрету скажем (брусника)

Что же эта за девица ?

Не шве я, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголоках круглый год. (ель)

Мой настой пьют для профилактики, он очень вкусный и полезный. В нём содержится витамин С

Тонкий стебель у дорожки

На конце его — серёжкик.

На земле лежат листки -

Нам он — как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук (подорожник)

Посмотрите внимательно на наши отгадки и скажите на сколько групп можно разделить данные растения?

А на какие группы вы их оазделили мы узнаем после выполннения физкульт минутки.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо — влево, влево — вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь, давайте вместе все попрыгаем на месте.

Выше! Веселй вот так.

Переходим все на шаг

Руки ставим перед грудью,

рывки руками делать будем

Вот и кончилась игра

За учёьу нам пора.

5. Деление растений на группы.

Какие растения вы отнесли к 1,2,3 группе?

Представьте наш лес в виде лестнице (слайд 9)

- Обратите внимание, все растения можно разделить по этажам или группам.

- Сколько этажей в лесу вы видите?

Как называются этажи леса?

Какая группа растений будет первой?( второй, третьей)

Д: 1 группа или этаж — травы, 2 группа — кустарники, 3 группа — деревья.

Рассмотрим строение растений каждой из групп.

Какие части растений имеет дерево, кустарник, трава.

Сделаем вывод. Чем деревья отличаются от остальных растений? (У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви).

Какие деревья вы знаете, назовите? Все деревья делятся на лиственные и хвойные. Поэтому леса бывают лиственные и хвойные

– Назовите главные существенные признаки, которые помогут вам определить кустарник.

Все кустарники делятся на кустраники и кустарнички. Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики. Кустарники высотой 50—60 см с одеревеневшими и обычно сильно ветвящимися побегами, имеющие часто длинные корневища, называют кустарничками — это черника, брусника, клюква, голубика и др

Чем травы отличаются от других растений? (Травы обычно имеют мягкие зелёные стебли. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники. Осенью некоторые из них полностью отмирают. Травы ниже кустарников. Но есть и очень высокие – кукуруза, подсолнечник).

Игра "Волшебный клубочек

(Дети передают друг другу клубок ниток и называют растения.1ряд-травянистые растения,2ряд-деревья,3ряд-кустарники.)

- К какой природе относится лес?

- Мы с вами тоже часть живой природы.

Давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.

Работа в парах. (Формулировка правила и подбор знаков).

На доску вывешиваются правила поведения в природе:

Не ломай ветки деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев.

Не собирай берёзовый сок.

Не рви на лугу, в лесу цветов.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву.

Не выжигай весной сухую траву.

Не оставляй в лесу, в парке, на лугу мусора.

- На какие группы можно разделить все растения?

Какие деревья, кустарники, травы вы знаете?

7. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание

3 уровень – раскрасить картинку в тетради

2 уровень – нарисовать любимое растение из трёх групп, которые мы сегодня изучили.

1 уровень – нарисовать любое растение и подготовить краткий рассказ о нём.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней.

Задачи: закреплять и пополнять знания детей о природе, активизировать словарь детей; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предмет: Мир растений

Цели: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней.

Закреплять и пополнять знания детей о природе;

Учить согласовывать слова в предложения;

Активизировать словарь детей.

Совершенствовать умение выразительно читать стихи;

Развивать умение логически мыслить;

Развивать коммуникативные умения;

Развивать монолог и связную речь.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;

Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Чередовать виды деятельности, предупреждая переутомление детей.

Методы и приемы:

Словарная работа:

Растения, дуб, береза, клен, рябина, одуванчик, крапива, подсолнух, ромашка, зверобой, шиповник, подорожник, мать-и-мачеха, корень, стебель, цветок, листья.

Организационная часть

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, отвечать

И друг другу помогать.

-Вы готовы слушать, отвечать и друг другу помогать?

Какое у нас сейчас время года?- Осень

Какой сейчас месяц?- сентябрь

Какие еще осенние месяцы вы знаете?- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Какая погода на улице?- Становится холодно, солнце светит меньше, часто идет дождь, с деревьев опадают листья.- Правильно.

Эмоциональный настрой детей на урок.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг-Природа!

Природа- это то, что создано и существует само по себе, без помощи человека.

Назовите, что относится к природе - Воздух, вода, растения, небо, облака, река, камень, животные- Молодцы.

Все, что вы видели - это природа. Природа бывает живая и неживая.

Неживая природа-это горы , камни, небо, облака, вода.

Живая природа-это то, что растет, питается, развивается и размножается.

II. Основная часть

Живая природа- это растения, животные, насекомые и бабочки. Сегодня у нас с вами занятия про растения в природе.

Комнатные растения-это живая природа? А почему?

Что такое растения? - Это то, что растет из земли.

Что растет в природе? - Деревья, кустарники, цветы, трава.

Какие вы знаете деревья? - Клен, береза, дуб, рябина.

Вы знаете, из каких частей состоит дерево? Давайте посмотрим на дерево.

Что у дерева под землей? – Корни.

А зачем они? – Деревья держатся корнями за землю и берут из нее питание.

А дальше? - Дальше идет ствол.

А на стволе? - На стволе находится кора.

Потом идут? - Ветки. А на ветках - листочки.

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные- это деревья, у которых на ветках листья. Хвойные- это те, у которых хвоя или иголочки.

Какие вы знаете лиственные деревья? - Дуб, клен, осина, береза.

Какие вы знаете хвойные деревья? – Сосна, ель.

Молодцы, все листья узнали.

Ребята, деревья очень важны в жизни человека - из древесины делают мебель, строят дома, делают лыжи и музыкальные инструменты, делают игрушки. Дровами топят печки. Деревья дают плоды.

Кустарник- это близкий родственник дерева. Они также важны и значимы для жизни на земле, как и деревья.

Чем отличаются деревья и кустарники?- Деревья выше, а кустарник- ниже. У дерева один ствол,а у кустарника- несколько стволов.

А чем они похожи? – У деревьев и кустарников есть ветки и листья, они дают плоды.

Человеку кустарники дают ягоды, орехи, лекарственнные плоды. Человек наслаждается их красотой и тенью.

Какие вы знаете кустарники? - Шиповник, сирень, орешник, малина, черная смородина.

Что еще относится к растениям? – Цветы. - Правильно.

Цветы бывают садовые и луговые.

Садовые цветы- это цветы, которые выращивает человек.

Луговые- это те, которые растут в поле, в лесу.

Какие вы знаете садовые цветы? - Флоксы, бархатцы, георгины, золотые шары.

Какие вы знаете луговые цветы? - Васильки, ромашки, одуванчики, колокольчики.

У него есть один ствол, ветки и листья- Дерево.

Они растут в траве, красиво цветут, бывают разного цвета- Цветы.

У него есть корень, несколько тонких стволов, ветки и листья- Кустарник.

Что покрывает всю землю? - Трава.

Физкультминутка

Станем мы деревьями, сильными, большими.

Ноги- это корни, их расставим шире,

Чтоб держали дерево, падать не давали,

Из глубин далеких воду доставали.

Тело наше- ствол могучий, он чуть-чуть качается,

И своей верхушкой острой в небо упирается.

Наши руки – это ветви, крону вместе образуют,

В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют.

Пальцы веточками будут, листья закрывают их.

Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг!

Молодцы. Сели.

Теперь слушайте загадки и попробуйте их отгадать:

Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Ель)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки (Одуванчик)

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки (Береза)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит (Колокольчик)

Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок, белые реснички (Ромашка)

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же. (Крапива)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

На солнце я похожий,

И солнце я люблю.

За солнцем поворачиваю

Голову свою (Подсолнух)

Молодцы, все загадки отгадали.

Растения, ребята, это чудесное творение природы. Они очень важны для человека. От деревьев и кустарников человек получает древесину, ягоды и плоды, цветы радуют глаз. Растения создают тень и очищают воздух . А еще растения лечат.

Ребята, а вы знаете, что в лесу есть своя лесная аптека? Что такое аптека? - Это где продают лекарства.

Правильно. А в природе аптека- это растения, которые помогают людям избавляться от многих болезней.

Много трав растет полезных,

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Ребята, а какие лекарственные комнатные растения вы помните?-Алоэ, каланхое.

В природе очень много лекарственных растений.- человек ими пользуется, когда болеет или плохо себя чувствует.

Список лекарственных трав очень большой. Надо уметь правильно пользоваться дарами природы и беречь их.

Ты натер ногу в пути, упал и и ободрал коленку, какое растение может облегчить боль? (Подорожник)

Чем можно лечить кашель и бронхит? (настой из мать-и-мачехи)

Чем полоскают горло при воспалении? (настой из коры дуба)

Какие растения помогают от кашля (Ромашка)

Какие растения убивают микробы, лечат десна, затягивают ранки? (Капли зверобоя)

Какие лекарственные травы применяют при простуде? (шалфей, чабрец, листья и ягоды смородины)

Чабрец помогает при бронхите, снимает отеки при укусах пчел, успокаивает нервы и обеззараживает воздух.

При упадке сил пьют (сироп из шиповника, боярышник, зверобой)

Какие растения помогут укрепить волосы (Лопух, крапива)

Видите, сколько мы с вами узнали о растениях в природе? Какие они красивые и полезные для человека. Чтоб все это сохранить надо любить и охранять природу и тогда она ответит нам зелеными лесами, пушистой травой и цветущими кустарниками. Природа- это такой же дом, как и тот, в котором мы живем. А значит мы должны ухаживать, беречь его, ухаживать и оберегать растения в природе, не загрязнять свой второй дом.

Ребята, а вы знаете как надо вести себя на природе?

Не ломать деревья и кустарники, не делать надрезы на деревьях- от этого они сохнут и погибают.

Не рвать цветы. Пусть люди, которые пойдут за тобой полюбуются ими.

Не сорить в лесу. Стараться ходить по тропинкам, чтобы не топтать растения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Сейчас я проверю, как вы запомнили, как надо вести себя на природе.

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим “Да”, если плохо - все вместе кричим “Нет”.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да)

Да, я вижу, что вы знаете как себя вести в лесу и в поле.

Ребята, после нашего урока вы поняли, как надо относиться к природе?- Да.

Любите родную природу

Озера, леса и моря

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля!

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней,

Давайте же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

-Сделайте вывод, пользуясь вашими наблюдениями.

- Почему растения - часть живой природы?

Растения - часть живой природы, так как они дышат, питаются, растут, тянутся к свету, размножаются.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по развитию речи и экологическому воспитанию. Проводится в форме урока-путешествия. Содержит сьтихи, интересные факты о растениях, кроссворд.

ГБОУ школа-интернат с. Ванновского

Открытое занятие по развитию речи

и экологическому воспитанию

«Знатоки

Веренёва Наталья Ивановна

2014-2015 учебный год

Цель: обобщить знания учащихся, полученные по развитию речи с 1 по 4 классы, развивать память, внимание, логическое мышление, речь, активизировать и обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор, воспитывать любовь к природе, всему живому, чувство сострадание, взаимопомощи, любви к Родине, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: грамзапись, иллюстрации, кроссворд, плакаты, макеты знаков.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент.

Ребята, какое у нас сейчас время года?

Назовите весенние месяцы?

Идет матушка-весна, отворяйте ворота.

Первый март пришел, всех детей провел.

А за ним апрель – отворяй окно и дверь.

А уж как придет май – сколько хочешь разгуляй!

Здравствуй, милая весна! Ты душиста и ясна.

Зеленеют лес и луг. Как красиво все вокруг!

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, а куда, узнаете из загадки.

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят,

Сашу – земляникой, Таню – костяникой,

Наташу – орешком, Сережу – сыроежкой,

Леночку – малиной, Алешу – хворостиной.

Что это за богатырь? (Лес).

За долиной на просторе

Он стоит зимою голый.

В зелень одевается. (Лес).

Что же такое лес?

Лес – это деревья, кустарники, мхи, лишайники, грибы. Он дает нам кислород, защищает от вредных микробов, очищает воздух от пыли, а реки и озера от высыхания. В лесу деревья стоят тесно, как солдаты в строю и все дружно тянутся к солнышку. Но кроме деревьев, кустарников, трав, в лесу есть животные: звери, птицы, насекомые. Они тоже жители леса. Для них лес – дом родной. Без зверей, птиц, насекомых, грибов и лес не лес. Где лес вырубают, исчезают и эти животные.

Сегодня по лесной тропинке нас будет сопровождать старичок-лесовичок. Он-то и проверит, что мы знаем о лесе.

Ребята, а что вы знаете о березе?

Это единственное дерево с белой корой. И название свое получило по цвету коры. В ней есть особое вещество – бетулин, которое окрашивает ее. Кто знает стихотворение о березе.

А что вы знаете о дубе?

Дуб дождя и ветра вовсе не боится,

Кто сказал, что дубу страшно простудится?

Весь до поздней осени он стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый. Значит закаленный.

Сосны, елки, березы, клены…

Это лес – он наш друг зеленый.

Добрый друг, он шумит, поет,

И в прохладную тень зовет.

Что за дерево? И лето, и зиму – зелено? (Ель).

У меня длинней иголки, чем у елки

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна).

Даже елки мы в начале от сосны не отличали.

Раз торчат иголочки – значит это елочки.

А когда на ветку ели мы получше поглядели,

Оказалось, что она не такая как сосна.

У всех деревьев есть листья.

А у ели и сосны листья похожи на иголочки. Они называются – хвоей, а деревья – хвойными.

Физминутка.

Мы по лесу шли и грибы нашли.

Наклонялись, собирали, по дороге растеряли…

Знают взрослые и дети нет грибов, дружней, чем эти.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята).

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом,

Очень дружные сестрички –

Он родился в день дождливый

Под осинкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик).

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой,

С бархатной подкладкой. (Белый гриб).

Это какие, ребята, грибы (съедобные).

Но есть грибы и ядовитые, которые нельзя срывать ни в коем случае. Вот один из них:

Он в лесу стоял, никто его не брал.

В красной шапке модной,

Но для еды негодный. (Мухомор).

И бледные поганочки его друзья.

Тоже ядовиты. Поэтому будьте осторожны при сборе грибов.

А вот и цветочная поляна.

Желтый глазок, беленький венок,

На высокой ножке. Смотрит на дорожку. (Ромашка).

Был желтый Ванек, лихой паренек,

Стал седой, белобрысый, чуть подул и лысый. (Одуванчик).

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчик).

Но что это! Жалобная книга природы. Жалоба поступила от одного цветка. От какого, угадайте из загадки:

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши).

Ландыш жалуется, что его рвут охапками, с корнями. Некоторые утверждают, что это растение ядовито, а значит – бесполезно.

Но что мы знаем о ландыше?

Корень ландыша живет 21 год. Первый раз цветет ландыш в возрасте 7 лет. За свою длинную жизнь цветок цветет всего 2-3 раза. Цветы ландыша превращаются в красные ягоды, но их есть нельзя, и даже трогать. Они ядовиты. Но препараты из его листьев, цветков, семян – это лекарственные средства, которые улучшают работу сердца. Вот чудеса – и лекарство и яд. Как живая и мертвая вода. Ландыши занесены в Красную Книгу. Это исчезающее растение.

На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это,

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых,

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их,

И безумно, безжалостно рвали.

Нам казалось все мало и мало,

А потом в суете городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели…

Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез.

Синий колокольчик спит в тени берез.

Если я сорву цветок,

Если все – и я, м ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны.

И не будет красоты.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары. А какие, узнаете, отгадав кроссворд.

Читайте также: