Сельская школа кто написал

Обновлено: 07.07.2024

Педагогическая методика профессора Московского университета, педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского (1833–1902), подтвержденная многолетней успешной практикой, оказалась востребованной в начале XXI века.

Семья Рачинских

Дед Сергея Александровича Рачинского Антон Михайлович (1769–1825) был первым командиром и шефом гвардии егерского батальона в 1796–1800 гг., впоследствии – генерал-майор, полицмейстер Санкт-Петербурга, тайный советник.

Отец будущего педагога Александр Антонович (1799–1866), крестник государя Павла I, с 18 лет вступил на службу подпрапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк, имел бронзовую медаль на Владимирской ленте, в 1828 г. вышел в отставку. В молодые годы он был дружен с поэтом Антоном Дельвигом и другими литераторами, положил в родовой татевской усадьбе (Оленинский район Тверской области) начало коллекции автографов, картин, рукописей своих великих современников.

Матушка Рачинского Варвара Абрамовна (1810–1891) приходилась родной сестрой поэту Евгению Баратынскому, была великолепно образована и передала детям свои музыкальные и литературные знания и дарования.

Усадьба Рачинских

Усадьба Рачинских

Старший из сыновей Рачинских Владимир Александрович (1831–1888) в 1852 г. окончил юридический факультет Московского университета со званием кандидата наук. Служил секретарем по дипломатической части у графа М.Н. Муравьева в Вильно.

Константин Александрович Рачинский (1838–1909) окончил физико-математический факультет Московского университета, получив степень кандидата наук, после подготовки к профессуре сдал магистерский экзамен и на два года уехал в Гейдельберг пополнить свое образование. Константин Рачинский был почетным мировым судьей, членом губернской земской управы в Конотопском уезде на Черниговщине. С 1894 по 1904 г. он был директором Московского сельскохозяйственного института – нынешней Тимирязевской академии.

Александр Александрович Рачинский (1839–1906) тоже окончил Московский университет. В 1861 г. поступил на службу в 1-й флотский экипаж юнкером и находился в заграничном плавании до 1864 г. После увольнения со службы жил в Маре и занимался сельским хозяйством, несколько раз избирался почетным мировым судьей по Кирсановскому округу. С 1890 г. – управляющий государственными имуществами Гродненской губернии, а затем чиновник особых поручений V класса при министре земледелия и государственных имуществ. Действительный статский советник.

Ольга Александровна Рачинская (1834–1917), как и братья, получила хорошее домашнее образование, знала русскую литературу, несколько иностранных языков. Ее мужем был художник Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов.

Троицкий храм у усадьбы Рачинских

Троицкий храм у усадьбы Рачинских

Варвара Александровна Рачинская (1836–1910), прекрасно образованная, посвятила жизнь устроению сельских школ и лечебниц в Бельском уезде, разделив труды своего брата Сергея. На ее средства содержалось несколько школ и лечебниц. И сама она часто выполняла обязанности сиделки, напоминая своим образом великую княгиню Елизавету, будущую святую. Такие барыни были в нашем уезде.

Сергей Рачинский Рисунок Богданова-Бельского

Сергей Рачинский Рисунок Богданова-Бельского

Сергей Александрович Рачинский основал и три десятилетия вел сельские школы, тратя на них свои доходы и нажитое имение. В 1882 г. в день своего Небесного Покровителя Преподобного Сергия Радонежского создал Общество трезвости, личным примером отказавшись от винопития. К концу XIX в. Общество насчитывало более тысячи человек. К профессору Рачинскому стали приходить тысячи писем со всей России (хранятся в архиве РНБ), в которых его просили поделиться опытом организации Обществ трезвости. К 1913 г. в России существовало более двух тысяч таких обществ, и состояло в них около полумиллиона человек.

Татевская школа

В школе Рачинского наряду с арифметикой и грамматикой изучали Закон Божий, церковнославянский язык, разъясняли Псалтирь, давали азы иконописи. Девочек в школе обучали рукоделию, мальчиков – столярному делу. При школе имелся земельный участок, где дети не просто трудились, но изучали основы ведения приусадебного хозяйства, пчеловодство. Рачинский, профессор ботаники, выращивал редкие сорта трав и деревьев, привозимые им со всего мира, и дети могли видеть в Татеве даже смоковницу. Родители, отправляя детей на неделю в школу, давали только муку для выпечки хлеба. Все остальное содержание было за счет Рачинских.

Богданов-Бельский У дверей школы 1897

Богданов-Бельский У дверей школы 1897

Сергей Александрович перенес в сельскую школу свои глубокие не книжные, а философские знания. Среди рукописей сельского учителя есть словарь местных диалектизмов, сборник народных песен, которые он собрал и записал, и даже его собственные ноты, написанные с услышанных у крестьян песен. За этими нотами обращался к Рачинскому П.И. Чайковский.
Татевский учитель предварил в своих прогнозах писателей, обидно называемых деревенщиками, которые через полстолетия после Рачинского станут бить тревогу о том, что угасание русской деревни привело к угасанию искусства, падению нравов в обществе, оскудению здоровых народных сил.

Богданов-Бельский Воскресные чтения в сельской школе

Богданов-Бельский Воскресные чтения в сельской школе

Богданов-Бельский Устный счет

Богданов-Бельский Устный счет

Своих учеников Рачинский знакомил с творениями Глинки и Чайковского, а некоторые фрагменты их произведений звучали в Татевском храме. Церковным пением в Татевской школе руководили: сначала выпускник Смоленской духовной семинарии Л.Л. Розов, затем ученик школы М.О. Шалдыгин. Почти каждое лето заниматься с татевским церковным хором приезжал управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге Степан Васильевич Смоленский.

Пешие паломничества по святым местам русского православия также были введены в школьную практику учителем Рачинским. Учителя с детьми ходили из Татева за сотню километров в Нилову пустынь поклониться преподобному Нилу Столобенскому, жившему в начале XVI в., основателю знаменитого монастыря на Селигере. Многие из ребят в пути делали пейзажные зарисовки. Среди них был и будущий известный художник Н.П. Богданов-Бельский. В юности он расписывал татевский Троицкий храм и Софийскую церковь возле стекольного завода Ю.С. Нечаева-Мальцева.

Художник Н.П. Богданов-Бельский, ученик Рачинского

Художник Н.П. Богданов-Бельский, ученик Рачинского

Рачинский не был ни славянофилом, ни западником, он старался все лучшее в Европе переложить на русскую почву и вывести на мировой уровень все достижения русской культуры. И это были не маниловские мечтания. Татевская школа в 1900 г. участвовала во всемирной выставке в Париже. Опыт школ Рачинского использовали в Англии и Японии, где служил святитель Николай Японский.

Богданов-Бельский В церкви

Богданов-Бельский В церкви

В последние годы жизни Рачинский часто бывал в Петербурге у обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева, они вместе трудились над разработкой Положения о церковно-приходских школах.

У могилы Рачинского 2012

У могилы Рачинского 2012

И быть может, это не в столицах творилась русская история, а в сельских усадьбах, в народе, собранном возле храма подвижниками и рачителями о земном Отечестве и Небесном.
Сегодня село Татево пустеет, потому что люди, которые еще два десятилетия назад засевали здесь льняные поля, работали на лесозаготовках в известном на весь Советский Союз Оленинском леспромхозе, сегодня вынуждены покидать свои села в поисках работы в больших городах. Не о таком положении своего народа мечтал просветитель С.А. Рачинский, когда на приходе Троицкой церкви в Татеве в 1890-е гг. значилось две тысячи человек, а сегодня в селе менее 300 жителей.

Этот уголок на границе Тверской и Смоленской областей дорог сердцу русского человека, подобно пушкинскому Михайловскому, блоковскому Шахматову или есенинскому Константинову. Но где сегодня найти таких тружеников и подвижников, как Рачинский?

На этой картине мы видим сельскую школу, обустроенную в обычном деревянном доме. Посередине избы стоит стол с двумя длинными лавками, на которых сидят дети разного возраста. С ребятами работают две учительницы, одна из которых что-то объясняет девочкам у доски, а другая помогает сидящим за столом.

Картина представляет собой обычный будний день, который дети проводят в школе. Школа не разделена на классы: здесь есть как и очень маленькие, так и довольно взрослые ученики. Интересный момент: в одном классе находятся сразу две учительницы, которые, вероятно, обучают детей разным предметам.

Судя по всему, перед нами не государственная земская школа, а сельская школа — одна из тех, которые крестьяне создавали на собственные средства. В такой школе жители села решали все вопросы сами, начиная от поиска и приспособления помещения до подбора учителей. Историк Николай Владимирович Чехов отмечал, что школа становится обычным явлением для сельского сообщества, если оно принимает в жизни школы прямое участие.

Дети с большим интересом обучались наукам, ведь те времена существенно отличались от современных и учёба была для детей фактически отдыхом. Кроме того, многие не имели возможности учиться регулярно и приходили на занятия только зимой, когда у крестьян не было работы в поле, а также в промежутках между посевной и уборочной.

Домашних заданий в то время не было — дети не имели возможности заниматься в тёмных и тесных избах. Поэтому всё обучение полностью проходило в школе.

Учебники в то время были, хотя, конечно, не для каждого ученика, как сейчас. Был один или несколько учебников на класс, по которому учились все дети. В некоторых деревнях существовали даже библиотеки, создаваемые местными энтузиастами.

С. А. Рачинский. Сельская школа (1881 г.)

II. Кому руководить сельской школой


ИЗ ПРАКТИКИ ШКОЛЫ В С. ТАТЕВЕ (1890 г.)

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Телевидение, печатные СМИ наперебой показывают и печатают материалы о том, что одна за другой закрываются сельские школы. Новые стандарты и требования к таким школам, к количеству обучаемых детей, к квалификации преподавателей ведут, практически, к уничтожению нашей деревни.

Среди многочисленных педагогов, прославивших землю Российскую, заботившихся об образовании и воспитании сельских детей, о развитии сельских школ выделяется одно имя – Сергей Александрович Рачинский. О нём и пойдёт речь в этой статье.

Правительство П.А.Столыпина прилагало большие организационные усилия к тому, чтобы становившаяся личность была грамотной. За 1907-1911 гг. ассигнования на начальную школу возросли с 9 млн. до 35,9 млн.рублей. Законом 22 июня 1909 года был образован специальный школьный строительный фонд, из которого отпускался льготный кредит на строительство школ. К концу 1914 года в России в сельской местности обучалось в начальной школе примерно тридцать процентов детей, что для того времени совсем не мало.

Когда нашу страну в 30-е–50-е годы ХХ века охватили репрессии, в результате которых большое количество учителей высочайшей квалификации из Москвы и Ленинграда было сослано в Сибирь, на Дальний Восток. Там они отдавали свои знания деревенским ребятишкам.

Среди многочисленных сельских педагогов, прославивших труд учителя, выделяется Сергей Александрович Рачинский (1833-1902), великий отечественный педагог. Он родился в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии и преподавал в татевской, созданной им школе (ныне – Оленинский район Тверской области).

К сожалению, сегодня об этом человеке знают совсем немного. Только в последнее время стали о нём вспоминать и устраивать конференции, говорить и писать статьи. Появилась некоторая информация в Интернете.

Рачинский С.А. был высокообразованным человеком. Он окончил университет, служил в Архиве Министерства иностранных дел, работал за границей, готовясь к профессорской деятельности, избрав своей специальностью ботанику.

Сергей Александрович отличался чрезвычайным умением распределять своё время, способностью быстро переходить от одного занятия к другому и овладению новым делом. Он держал салон, где собиралось многочисленное общество учёных, литераторов, художников. Одним из частых его посетителей был граф Л.Н.Толстой. Сначала Рачинский С.А. принимал гостей в Москве в своей квартире на Малой Дмитровке у Страстного монастыря, а затем – в новой квартире, в одном из переулков близ Остоженки. В Артистическом кружке Рачинский познакомился с П.И.Чайковским, который посвятил ему одно из своих произведений – Струнный квартет № 1 (Квартет № 1, ре мажор).

Рачинский С.А. создал собственную концепцию народной школы, основанную на двух аспектах: признание мировой задачи России как носительницы православия и признание высоких нравственных качеств русского народа. Кроме того, он отличался большой религиозностью.

В одном из своих трудов Сергей Александрович писал: «Та высота, та безусловность нравственного идеала, которая делает русский народ народом христианским по преимуществу, которая в натурах спокойных и сильных выражается безграничной простотой и скромностью в совершении великого подвига, доступного силам человеческим; которая в натурах страстных и узких ведёт к ненасытному исканию, часто к чудовищным заблуждениям; которая в натурах широких и слабых влечёт за собой преувеличенное сознание своего бессилия и в связи с ним отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами и необъяснимые глубокие падения; которая во всяком русском человеке обусловливает возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, – вся эта нравственная суть русского человека уже заложена в русском ребёнке.

Образовательное путешествие, так его называет сам С.А.Рачинский, длилось 10 дней во время летнего Петропавловского поста. Путешественники заходили в каждый встречающийся на пути храм, не пропустили ни одной церковной службы.

Шли пешком, останавливаясь на ночлег у сердобольных православных и в монастырях, где детишек встречали гостеприимно, одаривая то хлебом, то квасом. К детям присоединились несколько школьных учителей, семинаристов, художников. Поход в Нилову пустынь имел также широкие познавательные цели: знакомство детей с рельефом Валдайской возвышенности, сбор растений для гербариев, запоминание услышанных пословиц и поговорок, написание этюдов юными художниками.

У похода была высокая цель –поклонение вместе с детьми мощам прп. Нила Столобенского и моление в обители. Но Рачинский С.А. имел в виду и другие выгоды похода: школьники собирали растения для гербариев, узнавали новых животных и насекомых, собирали местные пословицы и поговорки, учились взаимовыручке и терпению. Маршрут путешествия проходил через несколько деревень, и вечерами их жители наслаждались пением в церкви школьного хора. Да, в школе Рачинского был прекрасный хор, который приходили слушать крестьяне окрестных деревень.

Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе(1)

Картины худ. Н.Богданова-Бельского: "Ученицы", "Воскресное чтение в сельской школе", "Устный счет".

Когда Рачинскому С.А. Высочайше была назначена пожизненная пенсия, он употребил её не на личные нужды, а на постройку новых школ. При его участии вблизи Татева позже возникла целая сеть замечательных школ. Всего Рачинским было организовано более 30 народных школ. Именно по инициативе Рачинского С.А. в России были открыты тысячи церковно-приходских школ, а Татевское общество трезвости послужило образцом для огромного количества подобных обществ в России и положило начало грандиозному движению затрезвость.

Умер педагог 15 мая 1902 года на руках одного из своих учеников и преемников – А.А.Серякова, которому завещал продолжать дело всей своей жизни, и который стал следующим руководителем Татевской народной школы. Похоронен С.А.Рачинский в Татево.

Эта любовь рождается и развивается из малого – из любви к своему селу, городу, району, краю, к своим родным местам. Перед школой всегда стояла и стоит важная задача – изучение родного края. Осуществляться это должно не только по книгам, но и посредством пешеходных походов по родному краю, позволяющих изучить свой край и узнать его историю, исторические и культурные памятники, флору и фауну. Таким образом, походы – это прекрасная школа жизни и становления личности каждого ребенка.

До сих пор в Татево работает школа, которую основал С.А.Рачинский. Ныне школа носит его имя. Рачинский Сергей Александрович – истинный патриот нашей Родины, и наш долг – не только помнить этого педагога, но и увековечить его имя, сделав так, чтобы как можно большее количество наших соотечественников узнали об этом великом педагоге и человеке.

Читайте также: