Гук і літара м план урока 1 класс

Обновлено: 25.06.2024

2). 19 января - большой прздник - Крещение. И сейчас стоят настоящие Крещенские морозы. Это название пришло к нам давно. И 100, и 200 лет назад на Крещение стояли сильные морозы, как и сегодня. Поэтому люди их так и назвали Крещенские морозы.

3). Посмотрите в окно.

IV. Выделение нового звука

1). Расскажите, какой сегодня день?

Зимний, морозный, холодный, пасмурный.

Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й`].

2). Представьте, что вы порезали пальчик.

Как вы вскрикните? - Ай! Ой!

Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й`].

3). А чем надо помазать ранку? - Йодом.

Какой звук вы произносите в начале слова йод? [й`].

4). Звук [й`] мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я.

Расскажите, что вы знаете про звук [й`].

Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.

Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и печатать букву й и слова с этой буквой.

Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".

VI. Фонетическая подготовка.

1). В картинном словаре определить положение звука в слове?

На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса,

Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.

2). Игра "Узнай звук".

Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки кладёте перед собой.

Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змей, имя, чай, получай.

  • чашка - чайка
  • леска - лейка
  • лапка - лайка
  • галка - гайка
  • речка - рейка

VII. Знакомство с буквой Й, й.

  • На что похожа буква Й?
  • В чём разница?

Букву Й зовут "И кратким".
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.

3). На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.

VIII. Работа с буквой.

1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква.

2). Если буквы станут в ряд

Сразу все заговорят.

Игра "Дополни словечко".

Дети дополняют слова буквой й.

  • ша_ба
  • добры_
  • _огурт
  • _од
  • изуча_те

4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто - то перепутал буквы в названиях сказочных героев К.И.Чуковского и просит вас ей помочь.

Кот играет на баяне,
Зайчик наш на барабане,
Ну а ослик на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если будешь помогать,
Будем вместе мы играть.

X. Прослушивание аудиозаписиз сказки "Два хвостика".

Послушайте сказку про мальчика - художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?

На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.

XI. Работа со звуковыми схемами.

Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление схемы на доске и на партах.

Вывешивается иллюстрация зайки.

XII. Работа с учебником. Развитие речи.

1). Откройте учебник "Русская азбука" на с. 36 - 37.

Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.

2). Чтение пословиц, объяснение смысла.

3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.

Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.

I. Минутка чистописания.

1. Подготовка руки к письму.

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

2. Выполнение упражнения 20, с. 73.

Василий – это имя взрослого мужчины. А как назовем мальчика?

– Назовите звуки в этом слове.

– Есть ли в слове Вася буква-хитрюга? Какая? Почему?

II. Актуализация опорных знаний.

– Назовите все буквы-хитрюги.

– Почему мы их так называем?

– Когда буквы е, ё, я, ю обозначают два звука?

III. Формирование новых знаний.

– Что общего в словах яма, если, Яна, юрта? (Слышится 1-й звук [й’].)

– А что общего вы услышали в словах: май, пой, жуй, лей, трамвай? (Последний звук в словах [й’].)

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

– Какими буквами обозначается звук [й’]? (е, ё, ю, я, й.)

1. Выполнение упражнения 21.

– Назовите в словах одинаковый звук.

– Гласный он или согласный?

– Каковы же особенности звука [й’]?

2. Выполнение упражнения 22, с. 73.

– Не читая стихотворения, можете ли вы назвать его или процитировать? Кто автор?

– Найдите слова с буквой й.

– Разделите их на слоги.

– Образует ли звук [й’] слог? Сделайте вывод.

– Начертим схем у:



3. Выполнение упражнения 23, с. 74.

– Прочитайте группы слов.

– Что называют эти слова?

– Какие предметы можно так описать? Если затрудняетесь, пользуйтесь словами для справок.

– Запишите полученные предложения.

– Подчеркните слоги с й.

4. Выполнение упражнения 24, с. 75.

– Прочитайте и отгадайте загадку.

– Что вы можете сказать о правописании слова воробей?

– Что вы можете рассказать о третьем предложении?

IV. Закрепление.

Выигрывает та команда, чье слово будет написано верно.

V. Итог урока.

– Назовите слова, в которых звук [й’] стоит в конце слова, в середине слова, в начале слова.

t1570389001aa.jpg

– Сегодня у нас праздник новой буквы. Вам с гостями нужно поучаствовать в весёлых конкурсах.

– Послушайте стихотворение. Читает подготовленный ученик.

Быстро бегает джейран –
Грузовик опередил.
Ловко плавает кайман,
Потому что крокодил.
Чайка здорово летает
И парит легко, как пух.
Лайка просто так не лает –
Пёс – охотник, пёс – пастух.

– Кто к нам пришёл на праздник? (Джейран, кайман, чайка, лайка)

Джейран – небольшой быстроногий козлик, который живёт в пустыне.
Кайман – длинный зубастый крокодил.
Чайка – водоплавающая птица.
Лайка – порода охотничьих собак.

– А почему именно они пришли к нам в гости? Кто догадался? (В словах есть одинаковый звук [й'])
– Кто догадался, какова тема урока? (Звук [й'], буква й.)
– Чем мы будем заниматься на уроке? (Искать в словах звук [й'], читать слова с буквой й, писать эту букву …)
– Да, сегодня у нас именинница й, поэтому мы должны всё узнать о звуке [й'] и букве й.

--- Хлопните в ладоши, если вы услышите [ й ] в словах:

лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, муравей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

--- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

Знакомство с буквой Й, й.

6. Работа по теме урока.

– Что можете сказать о звуке [й']? (Он согласный)
– Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие)
– Произнесите этот звук мягко, а затем твёрдо. Что заметили? (Этот звук никогда не бывает твёрдым, он всегда мягкий)

t1570389001ab.jpg


– Какой буквой обозначается на письме этот звук? (Буквой Й. Показ учителем этой буквы.) --- Чайка нам принесла букву Й, й.

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На ее плечах сидит.

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

--- Показ печатных букв Й, й.

Заскучали буквы в алфавите.

-Споем?- сказала одна своей соседке.

-Я не умею, - грустно сказала та.

-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и.

-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.

-Согласная, что ли?

-Ну, и кому ж ты такая нужна?

-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

-Стои - жалко, что ли.

-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

7.Работа с учебником.

Работа с иллюстрацией .

- Как назвать одним словом людей, изображённых на иллюстрации?

- Почему здесь мы видим воинов в разной форме и с разным видом оружия? (Воины в русской армии разных времён)

- Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть русской земли. Но наша армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватывать свои земли.

- Как называлась одежда древних воинов? (Кольчуга)

- А что защищало голову ? (Шлем)

- В верхней части иллюстрации изображён воин армии царя Петра Первого. У них совсем другая форма.

- Сможете найти здесь воина наших дней?

Чтение рассказа на стр. 35.

Посмотрите на иллюстрацию на соседней странице. Можно ли сказать, что на ней тоже изображён воин? (Можно, но он уже не воюет, потому что старенький.)

Читаем текст под иллюстрацией.

- Кем был дедушка на войне?

- Кто такой снайпер ? (Человек, который хорошо стреляет.)

- Какое слово является синонимом к слову снайпер? (стрелок)

(смелость, храбрость, решительность, мужество, героизм, бесстрашие…) – всего 18 синонимов!

- Что говорит мама о дедушке?

- Как вы понимаете эту фразу?

8.Закрепление пройденного материала.

1) Работа в парах

- Я показываю вам схему слова, а вы ищите на карточках слово, подходящее к данной схеме.

ВОЙНА ГЕРОЙ ВОИН СНАЙПЕР

-Как вы думаете, почему мы с вами всё ещё допускаем ошибки в определении звукового состава слова? (Трудно. Не внимательны)

2) образование однокоренных прилагательных от имен существительных

Когда в нашей стране начиналась война, то люди всегда вставали на её защиту. Каким человек должен быть, чтобы стать героем, защитником своей страны, матери, девочки, маленького котенка?

Сегодня мы опишем мальчиков на картинке, используя родственные слова:

Добро- добрый зло- злой ум-умный глупость-глупый лень-ленивый труд-трудолюбивый

Какой мальчик вам нравится? А какой не нравится?

Давайте дадим описание мальчика, который в будущем сможет своими делами сберечь нашу планету по имени Земля.

Какая буква встречалась в словах, которые вы образовали?

Слайды 14-29

2) Игра в антонимы.

БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ

КРИВОЙ – ПРЯМОЙ БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ

УЗКИЙ – ШИРОКИЙ ДАЛЁКИЙ – БЛИЗКИЙ

КОРОТКИЙ – ДЛИННЫЙ ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ

- Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создать условия для ознакомления с новой йотированной буквой Ю,ю, особенностями этой буквы, которая обозначает два звука[й] [у], если находится в начале слова и после гласной и обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

Планируемы результаты:

Личностные: ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности; формировать развитие познавательного интереса, способность к самооценки.

Регулятивные: определять и формулировать учебную цель на уроке с помощью учителя; различать способ и результат действия, оценить правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, умения сотрудничать со сверстниками и учителем.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Меня зовут Анна Игоревна, и сегодня я буду у вас вести урок литературного чтения.

У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на уроке. Закройте глазки и повторяйте за мной.

Мои ушки, чтобы слушать.

Мои глазки, чтобы видеть.

Моя головка, чтобы думать.

У меня всё получится!

- Откройте, глазки и повторите твердо и уверенно:

У меня всё получиться!

Перед тем, как начать, выполним речевую разминку.

Буква Ю юлу купила,

Чтобы Юля не грустила.

Юленька юлу взяла,

Завертелась вмиг юла.

-Прочитайте скороговорку про себя медленно.

-Прочитаем вместе вслух медленно.

-Мальчики читаю медленно первые 2 строчки, девочки быстро 2 следующие строчки.

-Прочитаем про себя быстро.

-Несколько человек вслух.

с буквой Ю и звуками, которые она обозначает.

букву Ю от других букв.

слова, предложения с новой буквой.

- Вот так! (Вытягивают вперёд руку с поднятым вверх большим пальцем)

- Вот так! (Подносят руки к лицу, изображая бинокль)

- Вот так! (вытягивают вперёд руки, сжатые в кулаки, с поднятыми вверх большими пальцами)

Открытие нового знания, актуализация знаний.

Весёлый ветерок подгоняет наш кораблик. Но куда плыть? Как отыскать путь в Страну Грамотеев? Конечно, нужна карта. Любое путешествие начинается с карты. Пусть капитан нам её покажет. Но что такое? Карта пропала. Всё понятно это проделки пиратов. Вот и записочку они оставили. Они уверены, что вам ещё рано плыть в Страну Грамотеев и согласны отдать карту, если вы ответите на 4 вопроса. Ответы должны быть полными и грамотными.

- Что можете рассказать об этих буквах?

- Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.

- Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных звуков.

- О каких буквах мы можем сказать, что они особые (хитрые)? Почему?

- Ребята! Пираты согласились вернуть карту. Вот она.

-Посмотрите, как разыгралось море, какие страшные волны. А кто знает, как называется такая погода на море, когда сильный ветер и большие волны.

- Это опасно для корабля?

- Давайте успокоим море. И выполним задание. Посмотрите на звуковую схему. Что вы можете рассказать про это слово?

Выберите слово, к которому подходит эта схема.


- Напечатайте слово юбка в тетрадях.

- У вас получились разные записи: одни написали йубка или йупка, другие – юбка или юпка. Где возникло затруднение?

Над волнами чайки кружат (будто парим).

Полетим за ними дружно (машем крыльями)

Брызги пены, шум прибоя, (имитировать брызги)

А над морем – мы с тобою!

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй. (бежать)

Ходят по морскому пляжу. (ходить)

Сядьте, дети на песок. (сесть)

Продолжаем наш урок.

На корабле скромны, уютны

- Ребята, составьте схему слова каюта. Кто разгадал второй секрет буквы ю?


-Давайте проверим в правильном направлении ли мы двигаемся. Нам предстоит работа по маршрутному листу. Они лежат у вас на партах. Выполнять задание вы будете в парах. Напомните, какие правила работы в парах вы знаете.

У каждого напечатаны слоги, вам необходимо их объединить и прочитать слова.

Читайте также: