Сценарный план урока информатики

Обновлено: 04.07.2024

Методическая разработка урока по информатике Беловой Г.В., победителя Конкурса методических разработок уроков по информатике

Данная методическая разработка урока по информатике стала призером в Конкурсе методических разработок уроков информатики, организованного в мае 2014 года Ассоциацией учителей информатикигорода Москвы.

Сценарий занятия по информационным технологиям в 10-м классе

Учитель: Белова Галина Владимировна, учитель информатики ГБОУ гимназия № 1538

Учащиеся: 10 А класса гимназии №1538

Цель урока: Закрепление полученных навыков работы с различными приложениями Windows, развитие универсальных учебных действий.

Задачи урока.

1. Дидактическая задача урока – сформировать и закрепить навыки обработки мультимедийной информации на ПК.

2. Деятельностные задачи:

  • развить способность к коммуникации и самоорганизации действий;
  • развить умение ставить цели, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели;
  • развить способность к осознанию полученной информации, рефлексии собственных действий.

Актуализация знаний, повторение ранее изученного материала.

С помощью проектора проводит опрос для актуализации знаний, полученных на предыдущих уроках.

По ситуации дополняет ответы, дает советы по использованию программных средств.

  • Необходимо подготовить отчет о проведенном мероприятии. Какими средствами ИКТ лучше воспользоваться? Как обработать фотоматериалы?
  • Необходимо представить организацию на выставке или конференции с помощью рекламного ролика. Какие средства вы бы использовали для его создания? Какие средства можно привлечь для создания подходящего настроения и усиления привлекательности ролика?
  • Необходимо подготовить программу мероприятия для гостей. Какие средства Office можно привлечь для создания печатной продукции такого рода?
  • Необходимо создать эксклюзивную поздравительную открытку с 3Dэффектами и креативно оформленным текстом. Каким программным средством лучше воспользоваться?

Учащиеся отвечают на вопросы, настраиваясь на тему урока.

Пытаются дать ответ на поставленные вопросы.

2 часть. Основная часть урока.

1. Формулирует рассматриваемую проблему урока:

Необходимо организовать работу нового предприятия – современного фотоателье. Учитель не

должен сразу предлагать варианты возможного решения проблемы. Необходимо слушать учащихся, фиксировать варианты, выбирать подходящие

Могут быть предложены, например, такие варианты:

  • Подготовить рекламный ролик предприятия
  • Оформить витрину ателье новыми креативными фотографиями
  • Создать красочный буклет для заказчиков и подарок – календарь на 2014 год

Возможны другие варианты необходимых работ

Обсуждают проблему, ищут пути ее решения

2. Непосредственная работа учащихся с подходящими приложениями.

Разбиваются на группы, каждая из которых решает свою задачу. Определяют роли в группе, ставят частные задачи для решения общей проблемы

3 часть. Подведение итогов.

Проводит общий просмотр полученных от учащихся материалов.

Просматривают получившиеся материалы. Оценивают вклад в общую работу каждого ученика, оценивают качество получившихся продуктов.

Подводит общий итог урока, выставляет оценки по заранее сформулированным критериям

С помощью различных программных продуктов выполните следующие работы:

  1. Создайте креативные фотографии для оформления витрины фотоателье или фотостудии
  2. Создайте логотип вашей фирмы и оформите визитки для менеджеров
  3. Создайте календарики на 2014 год с рекламой вашего фотоателье или фотостудии для раздачи клиентам
  4. Подготовьте буклеты с рекламой вашего предприятия и ближайших рекламных акций вашего фотоателье

Презентационные материалы урока

Апробация предложенной методики проводилась в ГБОУ Гимназии № 1538.

В первой части занятия учитель провел работу по актуализации знаний и навыков, рефлексии собственных умений. Фактический материал представлен в виде презентации (см. выше). Учащиеся активно принимали участие в обсуждении проблемы урока, выдвигали свои предложения по технологиям создания конкретных мультимедийных продуктов.

Во второй части учащиеся разбились на группы по 2-3 человека. Этот процесс проходил без контроля учителя. Ребята сами определили для себя компаньонов, исходя из личных симпатий и соображениям взаимной полезности. Затем началась я работа с программными средствами по созданию мультимдийных продуктов по заданию.

При выполнении задания (см. сценарий урока выше) учащиеся должны были не только показать уровень владения определенными технологиями, но и проявить креативность мышления и некоторые творческие способности.

2
3
4
5

Создавая конкретные мультимедийные продукты, учащиеся проводили рефлексию своих знаний и умений в области информационных технологий, связанных с их созданием, учились работать в группах (см. деятельностные задачи в сценарии урока выше).

Рефлексия собственной деятельности проводилась на следующем занятии. Там же было проведено анонимное голосование и определение лучшей работы. Общественное признание для ребят очень важно!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Обобщить представления учащихся об этапах создания текстовых документов; Расширить представление о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы ее представления за счет графики; акцентировать внимание на графических возможностях.

Задачи урока:

обучающие: познакомить учащихся с понятиями графика и редактор информации, продолжить освоение понятия информация и действия с информацией;

развивающие: развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

воспитательные: Воспитывать ответственное отношение к учебе, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Сформировать ценностное отношение к труду и творчеству.

Сформировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

Сформировать у учащихся элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

Сценарий урока

Преподаватель: Швецова Ольга Валерьевна, учитель информатики

Предмет: Информатика

Класс: пятый

Тема: Компьютерная графика

Продолжительность занятия: 40 минут

Необходимое оборудование: проектор, компьютеры, программа для рисования.

Цель урока: Обобщить представления учащихся об этапах создания текстовых документов; Расширить представление о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы ее представления за счет графики; акцентировать внимание на графических возможностях.

Задачи урока:

обучающие: познакомить учащихся с понятиями графика и редактор информации, продолжить освоение понятия информация и действия с информацией;

развивающие: развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

воспитательные: Воспитывать ответственное отношение к учебе, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Сформировать ценностное отношение к труду и творчеству.

Сформировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

Сформировать у учащихся элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

План урока

используемых

(с указанием

порядкового

из таблицы 2)

Деятельность

(с указанием

действий с ЭОР)

Деятельность

Проверяет готовность учащихся к уроку

Готовятся к уроку

Мотивирует учащихся на активный и творческий подход к изучению нового материала: нарисовать открытку на конкурс

Вместе с учителем формулируют цель урока.

Актуализация опорных знаний

В ходе беседы готовит учащихся к восприятию нового материала: задает вопросы, показывает готовые работы

Отвечают на вопросы учителя

Введение нового материала

Объяснение нового материала сопровождает презентацией

Слушают учителя, вступают с ним в диалог

Первичное закрепление нового материала

Формулирует задание учащимся на компьютере, помогает выполнять задание

Выполняют задание на компьютере

Предлагает сделать упражнения для глаз (движение глаз по заданным траекториям)

Выполнение заданий учащимися в рабочей тетради

Контролирует ход выполнения заданий, оценивает деятельность учащихся

Самостоятельно выполняют задания

Подведение итогов урока

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание

Побуждает высказать мнение о трудностях усвоения нового материала, высказать объективную оценку собственным знаниям к уроку в целом

Анализируют, что понравилось и что вызвало затруднения, оценивают собственные знания и знания друзей.

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.

Приветствие ребят, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих. Настрой на работу.

Мотивационный момент

Сообщается тема урока. Учитель мотивирует учащихся на активный и творческий подход к изучению нового материала

Беседа по наводящим вопросам:

Графические объекты вы встречаете каждый день. Например: рисунок, диаграмма, схема, график, фотография.

– А как вы понимаете, что такое графика? (учащиеся пытаются сформулировать определение)

Учащиеся записывают в тетрадь определение

– А как мы назовем все то, что создано при помощи ПК? (учащиеся отвечают)

Учащиеся записывают в тетрадь определение.

Актуализация опорных знаний

Разгадывание кроссворда (Приложение 1)

– На предыдущих уроках мы изучали текстовый редактор. Давайте вспомним основные понятия. (У детей карточки с заданиями. Вызванный ученик читает задание, все вместе отгадывают слово).


1. Этап подготовки документа на компьютере, при котором вы просматриваете его, исправляете обнаруженные ошибки и вносите необходимые изменения. 2. Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. 3. Полный набор букв алфавита с общим стилем начертания. 4. Всевозможные операции по приданию документу вида, который он будет иметь на бумаге.

5. Более мощная, чем текстовый редактор, программа обработки текстов.

6. Любой текст, созданный с помощью текстового процессора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами. 7. Изменение вида левого и правого краёв документа. 8. Операция над фрагментом с целью его последующего повторения.

9. Одна из возможных форм курсора.

Далее учащиеся обмениваются листочками и проверяют выполнение задания друг у друга. На листочках пишут “Проверил (Ф. И.)” и ставят оценку.

Одновременно на ПК высвечивается слайд с ответами.


Введение нового материала

На сегодняшний день тяжело представить себе мир без компьютерной графики. Ведь в любой области жизни общества компьютерная графика находит свое применение. Архитекторы используют графику при проектировании зданий, мультипликаторы – при создании новых мультфильмов. Графика применяется в печатных изданиях: книгах, журналах или газетах. Что бы привлечь внимание читателей создаются красочные обложки книг и журналов, а так же иллюстрации, которые помогают читателю наиболее полно представить себе содержание прочитанной информации.
– Так же графика используется для оформления документов. Это всевозможные логотипы фирм, предприятий и организаций.
– Очень широко компьютерная графика используется для создания рекламы, без которой уже трудно представить нашу жизнь. Это реклама на телевидении, создаваемая в виде анимации, реклама в газете. И чем ярче реклама, тем больше шансов привлечь к себе внимание.

Ребята, вы умеете рисовать? Как давно вы умеете это делать? На чем можно рисовать? Чем можно рисовать? О чем мы будем сегодня говорить? Да, действительно, мы сегодня будем рисовать, но только на ПК.

Учащиеся формируют тему урока и записывают её в тетрадь.

Существуют специальные программы для работы с текстом – текстовые редакторы, а для работы с графикой – … (ответы учащихся) графические редакторы.

Что называют графическим редактором?

Учащиеся записывают в тетрадь определение.

Графический редактор – это программа, предназначенная для создания и редактирования картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений, иллюстраций к докладам и других изображений.

Примеры компьютерной графики: мультфильмы, кинофильмы, реклама, клипы.

Люди каких профессий применяют компьютерную графику? – Мы узнаем, если прочитаем текст на стр. 95 учебника (работа с учебником).

3. Основные элементы окна Paint

Первичное закрепление нового материала

Рабочая тетрадь стр. 84 №52

Физкультурная минутка

Текст физкультминутки звучит на ПК, а учащиеся выполняют упражнения.

Учитель включает музыку и делает упражнения

Выполнение заданий учащимися в рабочей тетради

Учащиеся выполняют практическую работу №10 “Знакомство с инструментами графического редактора”.

Подведение итогов урока

Учитель задает вопрос:

– Чем удобен графический редактор Paint?

(«Можно создавать и редактировать изображения)

Домашнее задание

Дидактические основания урока:

Тип урока: получение новых знаний

Вид урока: комбинированный

Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа за компьютером

План урока

  1. Организационный момент. Домашнее задание. – 3 мин.
  2. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания и тест на повторение) –10 мин.
  3. Изучение нового материала – 15 мин.
  4. Применение полученных знаний (индивидуальная работа на компьютере) –15 мин.
  5. Подведение итогов урока.– 2 мин.
  6. Рефлексия.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска,
  2. проектор,
  3. карточки для учеников с заданиями,
  4. файл с тестом на каждый компьютер – рабочее место.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Для работы используется файл электронной версии урока, написанный в программном обеспечении доски Hitachi.(Приложение 4.yar) Фотографические изображения некоторых слайдов интерактивной доски, показывающих хода урока, представлены в сценарии.

1.JPG

Демонстрируется слайд 1 – на нем записана тема урока.

2. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Ребята, давайте проверим домашнее задание.

2.JPG


Займите места за компьютерами и в течение 2 – 3 минут ответьте на тест, который лежит на рабочем столе. По окончании работы оценку за тест сообщите учителю.

3. Изучение нового материала

1. Установка режима

Для установки режима рисования используется следующий оператор:

SCREEN 12

имя № режима (от 0 до 13)

12 - означает, что размеры экрана равны 640*480 точек, и можно использовать 16 цветов.

Этот оператор выполняет дополнительно и очистку экрана, т.е. команду CLS писать необязательно.


Демонстрируется слайд5 с новым оператором.

Единица измерения на экране монитора - точка. Каждый цвет имеет свой номер (см. таблицу "Кодирование цветов" Приложение 2).

2. Точка

Для вывода точки на экран монитора используется следующий оператор:

PSET (X1,Y1), C

PSET - имя оператора, X1 и Y1 - координаты точки, С - цвет точки.


3. Линия

Для вывода линии на экран монитора используется следующий оператор:

LINE (X1,Y1) - (X2,Y2), C

LINE - имя оператора, X1 и Y1 - координаты начала линии,

X2 и Y2 - координаты конца линии, С - цвет линии.

Хочу также обратить ваше внимание, ребята, на некоторое несоответствие в понятиях. В программировании, понятие линия предполагает, что у нее есть начало и конец. Такое представление соответствует в геометрии понятию отрезок.



4. Команда для закрашивания замкнутого контура

PAINT (X,Y),C,СГ

Х и У – координаты точки внутри контура

С – цвет закраски

СГ – цвет границы

После того как определения записаны, на слайдах 6,7,8 появляются рисунки и новые операторы с пропусками. Дети на доске заполняют пропуски.

Закройте тетради. Давайте еще раз вспомним алгоритм построения рисунка.

4. Применение полученных знаний

Учитель: Сейчас вы пересядете за компьютеры и приступите к практической работе.



Демонстрируется слайд 9, на котором изображены задания. Карточки (см. Приложение 3) для работы лежат на системных блоках.

Ребята выполняют работу и демонстрируют преподавателю для проверки.

5. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня на уроке повторили определение линейного алгоритма, познакомились с новыми операторами среды программирования Basic и применили свои знания в создании рисунков.

Мы с вами хорошо поработали, выполнили все задания. Особенно хотелось бы отметить… (называет фамилии). Урок окончен. Нарисуйте свое отношение к сегодняшнему уроку.


познакомить учащихся с основными устройствами и возможностями персонального компьютера.

систематизировать знания учащихся по темам “Информация”, “Техника безопасности и организация рабочего места”, “Устройства компьютера”.

развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.

стимулировать познавательный интерес учащихся к занятиям в кружке.

создавать условия для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств;

систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Устройство компьютера”;

развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности;

побудить интерес к изучению информатики.

познакомиться с устройством и назначением основных блоков компьютера.

Развивающие:

развивать умения выделить главное, существенное, обобщать имеющие факты;

развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру;

развивать алгоритмическое мышление, внимательность.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения;

формировать мотивацию на здоровый образ жизни;

обеспечивать здоровьесберегающую среду.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Продолжительность занятия: 1ч. 35 минут.

Средства обучения:

Технические:

Методы: словесный, наглядный, практическая работа.

Раздаточные материалы:

комплект карточек № 1

комплект карточек №2

Литература, использованная при подготовке занятия:

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1–4 классы./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2007. – 304 с.

Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые урока информатики. 8–11 классы/В.А.Молодцов, Н.Б.Рыжикова. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. – 352 с.

Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и родителей. /С.В. Симонович, Г.А.Евсеев.– М.: АСТ-ПРЕСС, Инфорком-пресс, 1998. – 368с.

Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2–4 классов./С.Н.Тур, Т.П. Бокучава.– СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 496 с.

Грязнова Е.В. Занимательная информатика в начальной школе//Информатика и образование. 2006. №5.

Идея мультфильма Костылева Т, школа №14

Мастер-класс "Игрушечных дел мастера". Вырвич И.А. , Нуриева Б.О.

Создание интерактивных кроссвордов в MS PPT (+VBA).

План занятия:

1.Организационный момент - 5 мин

2. Разминка (определение темы урока, отгадывание загадки)-5 мин

3. Актуализация темы. Правила ТБ. -10 мин.

4. Рассмотрение нового материала – 20 мин.

5. Физкультминутка – 5 мин.

6. Рассмотрение нового материала (продолжение)-20 мин.

7. Выполнение практикума -15 мин.

8. Зарядка для глаз – 5 мин.

9. Закрепление полученных знаний. – 5 мин.

8. Подведение итогов - 5 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент 5 мин

проверка присутствующих на занятии


В ам интересно, а чем же мы с вами будем здесь заниматься? В этом нам поможет местный житель нашего компьютерного кабинета. Педагог показывает игрушку, которую сшили воспитанники для кружка.

А как его зовут, мы узнаем из следующей загадки:

Он рисует, он считает,

Даже в космосе летает

И дает прогноз погоды.

Может сделать за минуту.

Догадайтесь, что за гений,

Ну, конечно же – . (компьютер)!

Педагог: Правильно дети! Молодцы! Мы ласково будем называть его Компьюша! Согласны? Тогда давайте с ним познакомимся. (Раздается комплект карточек№1). Сейчас Компьюша раздаст вам карточки, на которых нужно написать свое имя, а затем на счет три произнесем свои имена все вместе. Итак: три-четыре…

Молодцы! Компьюше очень приятно. Положите карточки на край вашего стола, в конце занятия они вам еще пригодятся.

Сегодня он нам расскажет:

Как работает компьютер,

Из чего он состоит,

Разобраться с ним, ребята,

На занятьях предстоит.

Педагог: С этого дня мы начнем знакомство с компьютером. Для информатики компьютер – это не только инструмент для работы с информацией, но и объект для изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен, какую работу можно выполнять с его помощью, какие для этого существуют программные средства, узнаем, каким образом информация попадает в компьютер и какие устройства помогают в этом.

Но сначала нужно познакомиться с некоторыми правилами, которые нужно знать и выполнять, чтобы компьютер стал не врагом, а другом. Эти правила называются Правилами техники безопасности в кабинете ЭВМ.

Чтоб с компьютером дружить,
Нужно правила учить:
Не шуметь и не ходить,

Только тихо говорить,

Руки чистыми держать,
Сухо-сухо вытирать,
Никогда без разрешенья
Кнопки в нем не нажимать!

Клавиш ты легко касайся,

Осторожным быть старайся:

Стукнешь пальчиком сильней -

Очень плохо будет ей!

Не надо толкаться, не надо шалить,

Из класса без спроса нельзя выходить.

Руками не трогать экран и шнуры

Это касается всей детворы!

НЕ ПЫЛИ В КАБИНЕТЕ - объяснить, почему нельзя пылить в кабинете, как и когда заходить в кабинет, когда можно начинать работать на компьютере.

НЕ ТРОГАЙ ПОВОДА И РОЗЕТКИ– пояснить, в чем опасность электрических приборов.

НЕ БЕЙ ПО КЛАВИАТУРЕ – рассказать, как нужно нажимать на клавиши устройств и какие устройства можно трогать руками (ТОЛЬКО мышь и клавиатуру!).

НЕ КЛАДИ НА КЛАВИАТУРУ ВЕЩИ– пояснить, что МОЖНО приносить в компьютерный класс, а что НЕЛЬЗЯ (еда!).

НЕ ОБЛАКАЧИВАЙСЯ НА КЛАВИАТУРУ– объяснить, почему нельзя это делать.

БЕРЕГИ ГЛАЗА– (ОЧЕНЬ ВАЖНО) – как и на каком расстоянии нужно сидеть во время работы за компьютером.

Ребята, я вас прошу очень бережно относиться к компьютерам.

4. Рассмотрение нового материала.

Педагог. Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у Компьюши. Узнаем, что такое компьютер, для чего он предназначен, из чего состоит и многое полезное и интересное. Что же такое компьютер? Скажем просто: “Компьютер – это машина”.

Правда, грузовик – тоже машина, хотя он на компьютер совсем не похож. Но машины не должны быть одинаковыми. Бывают машины механические, бывают – электрические, а бывают – электронные.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

Из истории науки и техники известно, что идеи многих своих изобретений человек подглядел в природе.

Не может человек создать, что невозможно увидать.

Все, что придумать он сумел, то у природы подглядел.

И вывод сделать нам осталось, когда задумал ЭВМ,

На самого себя смотрел.

Давайте, вместе с вами подумаем: «Для чего нужен компьютер сейчас? Что он умеет делать? Где сейчас можно встретить компьютер? (Ответы детей)

По назначению, компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией. (Записи в тетради)

По принципам устройства компьютер – это модель человека, работающего с информацией.

Компьютер – это один из видов электронных машин. Электронные машины служат для обработки сигналов.

Все вы видели большой оркестр и слышали его игру. В нем много разных инструментов: скрипки, виолончели, духовые инструменты и, конечно же, на почетном месте рояль. Каждый инструмент играет свою музыкальную партию. Звук от разных инструментов сливается в одно музыкальное произведение.

Компьютер тоже похож на оркестр. В нем тоже много разных инструментов, и каждый делает свое дело. Таких дел четыре: прием, обработка, хранение и выдача информации.

Если бы для каждого дела у компьютера было по одному устройству, то ему хватило бы всего четырех устройств. Но на самом деле так не получается. Компьютер работает с пятью видами информации (текстовая, графическая, звуковая, числовая), каждый вид надо суметь применять, сохранять, обрабатывать и выдавать. Поэтому устройств у компьютера не четыре, а гораздо больше.

Оглянись, дружок, вокруг!

Вот компьютер – верный друг.

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит.

У компьютера некоторые устройства расположены снаружи. Такие устройства называются внешними. Те устройства, которые находятся у компьютера внутри, называются внутренними (запись в тетрадях).

Мы начнем изучение с внешних устройств. Они стоят на столе, и каждый может потрогать их руками.

Состав компьютера не труден,

Его запомнит и малыш.

Все вместе повторять мы будем:

Системный блок, дисплей, клавиатура, мышь.

У разных компьютеров могут быть различные внешние устройства, но есть четыре вида устройств, которые есть у каждого компьютера.

Наверху машины всей

Словно смелый капитан!

А на нем горит экран.

Монитор, скажу, ребята,

Очень нам необходим,
Он покажет текст и игры,

Дисплей (монитор) во многом похож на телевизор, только у него намного лучше качество изображения. Он может выводить на экран тексты, числа, картинки и видео. Когда мы играем, то видим на мониторе героя и управляем им при помощи клавиатуры и мыши.

Это устройство называется – устройство вывода информации.

Ну а рядом – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут … (системным).

Педагог. Следующее устройство – “Системный блок” – это самый главный блок компьютера. На лицевой панели системного блока есть кнопки включения компьютера и щели для магнитных и лазерных дисков. На таких дисках хранятся тексты, картинки, музыка, фильмы, игры, учебные пособия и т.д.

ПЕДАГОГ. Отправляемся дальше.

Это вот – … (клавиатура) –

Вот где пальцам физкультура

И гимнастика нужны!

Пальцы прыгать там должны!

Кнопочки на ней всегда

Нажимают без труда.

Цифры, буквы, даже знаки
Знает эта задавака.

Клавиатура. На ней много клавиш с буквами, цифрами и другими знаками. Клавиатура служит для ввода букв, цифр и знаков препинания. Среди других клавиш на клавиатуре есть клавиши со стрелками – они часто используются в компьютерных играх для управления персонажами. С помощью клавиатуры можно ввести в компьютер текстовую информацию.

Педагог. Сделаем небольшой отдых. Вы знаете, что для здоровья полезно на уроках делать физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов и повторяйте движения за мной.

Солнышко лучистое. (щелкнуть мышкой в презентации)

6. Рассмотрение нового материала (продолжение)

Педагог. А чтобы узнать следующее устройство мы отгадаем еще одну загадку:

К сыру равнодушная,

Кота не раздражает,

По коврику гуляет,

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть …(мышка)

На столе она сидела.

Говорю: “Сейчас поймаю!”

А она мне отвечает:

Мышка я не полевая,

А домашняя, ручная.

По столу хожу, брожу,

Если хочешь поиграть,

Ты накрой меня ладошкой

По столу кати немножко.

Как художник на экране,

В удивительной программе

Будешь краской рисовать

И картины создавать.

Скромный серый коробок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробочке –

Две или три кнопочки!

Мышь – это тоже устройство для ввода информации в компьютер. У нее всего две кнопки, поэтому буквы и цифры с ее помощью вводить неудобно. Зато с ее помощью можно пользоваться как указкой для работы с информацией на экране. Мышку можно катать по столу или по специальному коврику. Мышка- устройство ввода информации.

Примечание: в ходе объяснения темы педагог на доске пишет название каждого устройства, обращает внимание учащихся на правописание терминов. Дополнительно объяснение темы сопровождается картинками в презентации, на которых изображены устройства компьютера.

А сейчас мы посмотрим мультфильм, который сделал для вас мой ученик Ильин Валера. Если вы будете заниматься в нашем кружке дальше, вы тоже научитесь создавать такие работы.

Выполнение упражнения на закрепление полученных знаний ( файл задание.ехе). Объяснить детям: выход из задания - кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна. Дети выполняют задания самостоятельно, затем педагог демонстрирует правильное выполнение на проекторе.

А теперь я вам раздам карточки: (комплект карточек №2). В пустой клеточке нужно написать первую букву изображения над клеткой.


Педагог проверяет карточки, указывает на ошибки детей.

8. Физкультминутка. Комплекс упражнений для глаз .

Педагог: ребята, а теперь давайте дадим отдых нашим глазкам. Представьте, что мы на берегу теплого моря (щелкнуть мышкой в презентации). Давайте расслабимся и выполним упражнения для укрепления зрения.

б) быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение глаз.

в) делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении. Повторите 4—6 раз. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение.

9. Этап обобщения темы урока. Систематизация знаний и закрепление изученного материала.

Педагог: Итак, вы многое узнали. Теперь подведем итоги.

Проверка полученных знаний, выполнение задания ( файл викторина. ехе). Объяснить детям: выход из задания - кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна.

Дети выполняют упражнение на компьютере самостоятельно, затем педагог демонстрирует правильное выполнение на проекторе.

Для детей, которые выполнят задания раньше всех можно предложить интерактивный кроссворд. При вводе ответа в сетку кроссворда нужно нажать кнопку Проверить. Если слово выбрано верное, то ячейки кроссворда закрасятся в зеленый цвет, если слово неправильное – ячейки очистятся. Можно проверить кроссворд целиком, также нажав кнопку Проверить. Для выхода из кроссворда необходимо нажать кнопку Esc или Выход.

Ответы на кроссворд. По вертикали: 1. Вычислитель. 2. Человек. По горизонтали: 3. Дисплей. 4. ЭВМ. 5. Счеты.

Сегодня на занятии мы познакомились с основными устройствами компьютера. Давайте, еще раз их назовем. (Ответы детей)

Мне приятно было работать с вами, надеюсь, что это взаимно.

В начале занятия Компьюша раздал вам карточки, пожалуйста, если вам понравилось сегодняшнее занятие нарисуйте веселого человечка, если не понравилось - грустного и верните карточки Компьюше. Наше занятие завершено, спасибо за работу, МОЛОДЦЫ!

А сейчас не забудьте привести рабочее место в порядок, соблюдайте осторожность при передвижении в кабинете и в коридоре. До свидания!


К омплект карточек №1

Читайте также: