Саспенс это что кратко

Обновлено: 30.06.2024

Саспенс – что это?

В определении саспенс – это состояние психического возбуждения и неопределенности, возникающих в ожидании исхода событий. Такое ожидание развязки сопровождается тревожным беспокойством. Данное понятие вот уже несколько десятилетий исследует множество представителей когнитивных наук, но однозначной формулировки так предоставлено и не было. Психологи, занимающиеся данной темой, на вопрос саспенс – что это такое, определяют явление, как смешанное эмоционально состояние, сопровождающееся страхом, когнитивной неопределенностью и надеждой.

Саспенс и катарсис

Если с тем, что такое саспенс мы более менее разобрались, то катарсис стоит рассмотреть подробнее. Определение катарсиса зависит от точки зрения, с которой его рассматривать, поэтому стоит разложить его в двух плоскостях.

  1. Катарсис в философии. Первым об этом понятии говорил Аристотель и определял он его как процесс духовного очищения и освобождение человека от негативных эмоций через испытанное сострадание и страх.
  2. Катарсис в психологии. Это метод, который предоставляет возможность закрыть свои гештальты, избавляться от негативных состояний, которые подразумевают переживание гнетущих эмоций. Этот же метод хорошо зарекомендовал себя в борьбе с различными фобиями.

Саспенс – что это за жанр?

Мы упоминали, что в родном языке по большому счету понятие саспенс – жанр, это определенный набор ощущений и эмоций, которые испытывает зритель/читатель. Такой прием применяют в остросюжетных произведениях: детективах, триллерах, криминальных боевиках и драмах, ужасах, мистике. Саспенс – жанр, с использованием художественных эффектов, вызывающих нарастание тревоги в ожидании развязки.

Что такое саспенс в кино?

Жанр саспенс в литературе

Если в кино такого эффекта можно добиться при помощи визуальных и звуковых эффектов, то в литературе нужно быть настоящим мастером пера. Чтобы вызвать эффект саспенс, литератору важно создать определенную атмосферу в произведении, когда главный герой симпатичен читателю, а сюжет должен быть в меру наполнен драматизмом. Еще один способ ввести в состояние саспенса – неожиданность, когда ни читатель, ни герой произведения не подозревают о приближающейся опасности. Такой прием шокирует и вызывает напряжение в ожидании развязки.

Мастера саспенса

Среди кинематографистов и литераторов есть немало легендарных творцов в жанре саспенс. Будет интересно узнать о ярчайших представителях жанра и мы, кто добился в этой области выдающихся результатов и обрел широкую известность.

Хороших писателей от менее искушенных коллег отличает умение использовать этот художественный прием, чтобы приковать внимание читателя к книге. Как им это удается?

Правило 1. Вызовите симпатию к героям

Станет ли читатель беспокоиться о судьбе унылого рохли или вовсе мерзкого типа? Вряд ли. Итак, первый шаг в достижении эффекта саспенса – создание персонажей, которым читатель будет сопереживать.

Эмоциональный отклик появляется при соблюдении двух условий: глубокая проработка и правдоподобие характеров героев и их активное участие в развитии сюжета.

Правило 2. Информируйте читателя

Король саспенса Хичкок предложил наглядный пример создания этого эффекта.

Представим, что люди сидят за столом и спокойно о чем-то беседуют. Зритель или в нашем случае читатель уже знает, что под столом заложена бомба, и она вот-вот рванет. Прелесть в том, что герои о грозящей им опасности ни сном ни духом, а читатель тем временем вынужден переживать за их участь.

Задача автора: сообщить достаточно важной информации о происходящих событиях, оставив неизвестным только одно – развязку. Другой вариант – показать неожиданную развязку, а потом долго и мучительно раскрывать сведения о том, как же это все случилось. Часто писатель рассказывает читателю больше, чем уже знают герои.

Правило 3. Повышайте ставки

На кону должно быть нечто крайне важное для главных персонажей, например выживание. Однако этого недостаточно.

Добавляйте задачи по мере развития сюжета: герой должен выжить сам и спасти свою новую пассию, а это трудно вдвойне. Не забывайте подбрасывать ему новые, более тяжелые преграды на пути к целям, чтобы их достижение казалось все менее реальным.

Правило 4. Не забывайте о темпе

Эффект саспенса тесно связан с темпом повествования . Используйте смену обстановки и деталей заднего плана, чтобы создать у читателя ощущение скорости развития событий. То же касается изменения персонажей, раскрытия их характеров, смены настроений. Задавайте темп в самом начале книги и наращивайте его ближе к кульминации.

Правило 5. Используйте локации

Изображение локаций тоже должно служить цели создания саспенса. Но будьте осторожны - здесь легко удариться в клише вроде убийства ночью в темном переулке, да еще в грозу.

Помянутый выше Хичкок предпочитал играть на контрасте. Для жутких событий он мог выбрать самый благополучный фон.

Так режиссер заставлял зрителей поверить, что ужасное может произойти в любой момент, и нужно оставаться начеку. В книге этот прием сработает не хуже, чем в кино.

Большим любителям помучить читателя понравится и другой прием - клиффхэнгеры. О них мы писали ранее в статье: "4 способа заворожить читателя с помощью клиффхэнгеров" .

Саспенс – что это?

В определении саспенс – это состояние психического возбуждения и неопределенности, возникающих в ожидании исхода событий. Такое ожидание развязки сопровождается тревожным беспокойством. Данное понятие вот уже несколько десятилетий исследует множество представителей когнитивных наук, но однозначной формулировки так предоставлено и не было. Психологи, занимающиеся данной темой, на вопрос саспенс – что это такое, определяют явление, как смешанное эмоционально состояние, сопровождающееся страхом, когнитивной неопределенностью и надеждой.

Психологи, занимающиеся данной темой, на вопрос саспенс – что это такое, определяют явление, как смешанное эмоционально состояние, сопровождающееся страхом, когнитивной неопределенностью и надеждой.

Саспенс

Саспенс и катарсис

Если с тем, что такое саспенс мы более менее разобрались, то катарсис стоит рассмотреть подробнее. Определение катарсиса зависит от точки зрения, с которой его рассматривать, поэтому стоит разложить его в двух плоскостях.

  1. Катарсис в философии. Первым об этом понятии говорил Аристотель и определял он его как процесс духовного очищения и освобождение человека от негативных эмоций через испытанное сострадание и страх.
  2. Катарсис в психологии. Это метод, который предоставляет возможность закрыть свои гештальты, избавляться от негативных состояний, которые подразумевают переживание гнетущих эмоций. Этот же метод хорошо зарекомендовал себя в борьбе с различными фобиями.

Саспенс – что это за жанр?

Мы упоминали, что в родном языке по большому счету понятие саспенс – жанр, это определенный набор ощущений и эмоций, которые испытывает зритель/читатель. Такой прием применяют в остросюжетных произведениях: детективах, триллерах, криминальных боевиках и драмах, ужасах, мистике. Саспенс – жанр, с использованием художественных эффектов, вызывающих нарастание тревоги в ожидании развязки.

Что такое саспенс в кино?

Жанр саспенс в литературе

Если в кино такого эффекта можно добиться при помощи визуальных и звуковых эффектов, то в литературе нужно быть настоящим мастером пера. Чтобы вызвать эффект саспенс, литератору важно создать определенную атмосферу в произведении, когда главный герой симпатичен читателю, а сюжет должен быть в меру наполнен драматизмом. Еще один способ ввести в состояние саспенса – неожиданность, когда ни читатель, ни герой произведения не подозревают о приближающейся опасности. Такой прием шокирует и вызывает напряжение в ожидании развязки.

Мастера саспенса

Среди кинематографистов и литераторов есть немало легендарных творцов в жанре саспенс. Будет интересно узнать о ярчайших представителях жанра и мы, кто добился в этой области выдающихся результатов и обрел широкую известность.

Саспенс — это психологический метод, применяемый в кинофильмах и литературных произведениях для создания напряжённой, возбуждённой и неопределённой атмосферы. Подобное ожидание, как закончится сюжет, сопровождается сильным беспокойством, тревогой и страхом. Сегодня подробней разберёмся в том, что такое саспенс, и как этот метод используется в фильмах и литературе. Объясним, какие саспенс имеет виды и жанры, а также предложим несколько интересных примеров.

В конце статье расскажем, как можно показать саспенс через героев и детали, а также эмоции. Объясним процесс развития в кинокартинах методов, которые вызывают необычные эмоции у зрителей. Вся информация предназначена лишь ознакомления.

Саспенс: разбор понятия

Саспенс разбор понятия

Термин саспенс изучают представители когнитивных наук, но точного определения понятия нет. Психология понимает это понятие как некое явление вызывающее сильное эмоциональное возмущение с долей страха, неопределённости и надежды.

Саспенс — это не реакция зрителя или нагнетание обстановки, а жанр, обучающий сценаристов, как возлечь и спровоцировать людей на сопереживание главным героям. Специальные методы помогают удержать внимание человека, заставляя его:

  • сочувствовать персонажам картины;
  • следить за развитием сюжета;
  • переживать за невозможность помочь герою избежать опасности.

Понятие саспенс берёт корни в английском языке. Этот приём использовали задолго до его окончательного определения Альфредом Хичкоком.

Известные примеры

Примером может служить, всемирно известная картина братьев Люмьер. Саспенс заключался в беспокойстве, и страхе от того, что из экрана, движущийся поезд может попасть в зал и раздавить зрителей.

Режиссёр Гриффит в XX веке использовал этот метод в своих работах. Он повторял один приём, который заставлял зрителей погружаться в напряжённую атмосферу. Герои его фильмов попадали в смертельные ситуации, и им уже грозила смерть, но неожиданно в самом остром моменте персонажи спасались. Зрители, захваченные напряжённым сюжетом , переживали за жизнь героев, не зная, переживут или погибнут персонажи.

Альфред Хичкок: известный режиссёр

Альфред Хичкок является ярчайшей звездой и гениальным мастером в применении популярного в наши дни метода в кино. Великий режиссёр убеждён, что для срабатывания саспенса зрителя нужно подготовить. В процессе просмотра фильма публике обеспечивают полный доступ к важной информации. Когда человек знает об опасностях, то он подсознательно подготавливается к лучшему восприятию поворотов сюжета. Это помогает реализовать любой из методов такого эффекта, как саспенс.

В своих картинах Хичкока пользовался звуковым сопровождением:

  • тревожной музыкой;
  • звуками шагов;
  • дыхания;
  • тиканья секундной и часовой стрелкой часов;
  • быстрого биения сердца.

Он применял операторские методы съёмки важных эпизодов. Например, для нагнетания ситуации использовал неожиданный угол съёмки, делал акценты, чтобы выделить важные детали.

Саспенс: виды

Фильм делится со зрителем некоторой информацией и секретом сюжета. Этим сценарист формирует саспенс. Публика знает об опасности, но ей остаётся лишь следить, как разворачивается сюжет. Секрет может быть самым разным:

  • убийцы в подворотне;
  • преступник, проникнувший в дом;
  • ложная беременность.

Саспенс: жанры

В английском языке слово саспенс имеет множество значений и один из них определяет термин как жанр с набором методов для вызова у читателя или зрителя определённый набор эмоций:

  • ожидание;
  • страх;
  • напряжение;
  • надежду;
  • возбуждение.

Эти приёмы используют в создание фильмов в жанрах детектив, триллер, криминальный боевик, драма (Титаник) , мистика и ужас. Саспенс, а именно его методы также хорошо действуют в романтических комедиях.

Саспенс в кино

Простое объяснение жанра саспенс в кино можно рассмотреть на примерах. Человек не может спокойно сидеть, вскакивает в сильном волнении за судьбу персонажа, который находиться в опасной ситуации или герой не может понять простых вещей.

Саспенс в литературе

В кинофильме добиться такой реакции, как саспенс зрителя можно с помощью спецэффектов, звукового сопровождения, методов съёмки фильма. Однако чтобы подобной реакции получить в литературном произведении, автору нужно быть гением пера. Литератор ради создания напряжённой атмосферы должен сделать две вещи:

  1. Преподнести главного героя так, чтобы он понравился читателю.
  2. Сюжет произведения не должен быть перегружен драматизмом.

Второй наиболее популярный метод такого эффекта, как саспенса — неожиданность. Он нужен для шока читателя и создания напряжённой атмосферы с элементами страха и обречённости. Человек попадает в состояние зависимости от ожидания развязки.

Саспенс: процесс развития

Саспенс появляется благодаря разным методам:

  1. Мучение зрителя.
  2. Тайна раскроется в конце картины.
  3. Референсы.
  4. Игра на зависимость.

Все эти методы имеет своеобразный процесс развития, который создаёт самый эффектный и запоминающийся саспенс.

Мучение зрителя и игра на зависимость

Саспенс должен развиваться в медленном темпе. Сюжет картины приближается к моменту раскрытия развязки, но время идёт, а конца напряжённой ситуации всё равно нет. Этот приём – затянуть интригу, нужен для удержания внимания зрителя. Сценарист создал этот момент для поддразнивания публики.

Сценарист должен вызвать у зрителя чувства зависимости от просмотра его работы. Этот приём получается не у многих фильмов. Однако большинство зрителей приходят в кинотеатры, чтобы развлечься, поэтому приём срабатывает, но действует саспенс ограниченное время. Сила и влияние притяжения картины зависит от таланта сценариста и режиссёра.

Основная тайна фильма откроется только в конце

В картине происходит ситуация за ситуацией. Казалось бы, секрет (преступник, преследующий жертву, ложная беременность, измена мужа или жены, кража) сейчас раскроется. Герою для этого нужно лишь обратить внимание на странную тень, отсутствия нужных симптомов и неестественное поведение партнёра.

Сценарист просчитал этот момент и когда ситуация собирается прийти к развязке, происходит нечто, что не позволяет тайне раскрыться слишком рано. Режиссёр, применяя этот метод саспенса, эмоционально сближает героя картины и зрителя, так как публика остро реагирует на ситуацию.

Референсы

Саспенс: как показать

Саспенс можно показать через героев. При создании персонажей детали личности и характеристик важны для полноты картины. Если это комедия, то в характере героев присутствует много противоречий и нелепостей. Однако нужно учитывать уровень хорошего чувства юмора, а также необходимо помнить об элементах неожиданности. Например, интеллигентный и ухоженный молодой перспективный мужчина, на самом деле – неуравновешенный с некоторыми нотками сумасшествия человек.

Саспенс можно реализовать через детали. Мужчина спрятался в ванной комнате за душевой занавеской. Герой возвращается домой. Интрига ситуации в деталях эпизода:

  • одежды героя;
  • полупрозрачности занавески;
  • звуков дыхания;
  • включённая музыка;
  • открытое окно.

Конечно же, саспенс можно достичь через эмоции. Например, картина в жанре драмы, где нужно усилить напряжённую обстановку и заставить зрителей испытывать тревогу. Для этого создают контраст между уютной атмосферой и накалом драмы.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Читайте также: