Сарынь на кичку что это значит простыми словами кратко
Обновлено: 05.07.2024
Сарынь (сорынь) ранее, а местами и в конце XIX века значило чернь, толпа; кичка — возвышенная часть на носу судна.
Это было приказание бурлакам убираться в сторону и выдать хозяина, что всегда и исполнялось беспрекословно, отчасти потому, что бурлаки были безоружны и считали разбойников кудесниками [1] .
Также это крылатое выражение использовалось как призыв врагам отступить или/и боевой клич.
По другой версии, до середины XVII века это был призыв, по которому все находившиеся на судне должны ложиться на кичку и лежать, пока происходит грабёж [2] . Скорее всего "Сары" - светлые, желтые - было одним из самоназваний половецких племен. "Сарынь на кичку" Сары о кычкоу / тюрк/ - Половцы вперед!
Примечания
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Сарынь на кичку" в других словарях:
Сарынь на кичку. — (т. е. бурлаки в мурью, на низ, не мешай грабить. Разбойничье, старинное волжск.). См. ВОРОВСТВО ГРАБЕЖ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
сарынь на кичку — Согласно “Энциклопедическому словарю” Брокгауза и Ефрона “сарынь на кичку!” – возглас волжских разбойников, по которому все находившиеся на судне должны были ложиться на кичку (возвышенная часть судна) и лежать, пока разбойники грабили судно. У М … Справочник по фразеологии
сарынь на кичку — ист. Возглас волжских разбойников, которые, овладев кораблём, приказывали так экипажу отправляться на кичку нос корабля … Словарь многих выражений
Сарынь на кичку — выражение это считается остатком воровского языка волжских разбойников. Сар(о)рынь и ныне местами значит чернь, толпа; кичка нос судна. Это было приказание бурлакам убираться в сторону и выдать хозяина, что всегда и исполнялось беспрекословно,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сарынь на кичку! — Народн. Возглас волжских разбойников, которые, овладев кораблём, таким образом приказывали экипажу отправляться на нос корабля, чтобы не мешали грабить. ДП, 166; БМС 1998, 515; СРНГ 36, 149 … Большой словарь русских поговорок
сарынь на кичку! — сар ынь на к ичку! … Русский орфографический словарь
САРЫНЬ — САРЫНЬ, сарыни, мн. нет, жен. (обл.). Толпа, ватага, сброд, преим. известно в выражении: сарынь на кичку! по преданию возглас волжских разбойников, которые, овладев кораблем, так приказывали экипажу отправляться на кичку, т.е. на нос корабля,… … Толковый словарь Ушакова
САРЫНЬ — жен., собир., вост., калуж. (сор?) толпа мальчишек, шалунов; толпа, ватага черного народа; сволочь, чернь. Сарынь по улице гомонит. Сарынь на кичку! бурлаки, на нос судна! по преданию, приказ волжских разбойников, завладевших судном. Велика… … Толковый словарь Даля
Краевед из Самары рассказал происхождение самого известного боевого клича казаков и как это связано с воровским жаргоном.
Воровской язык — вымышленный, условный язык, на котором изъясняются между собой лица, занимающиеся между собой мошенничеством, воровством. В России в различных местностях существуют различные Воровские языки; но все они, по-видимому, имеют общую основу. Предметом исследования они не служили, и сведения о них можно дать только отрывочные. Существует предание, что волжские разбойники имели свой условный язык, но единственные следы этого языка остались в поговорках: дуван дуванить (делить добычу), да сарынь на кичку.
А население Поволжья в то время было тотально нерусским. Точнее — неславянским. И это хорошо известно историкам. Колонизация этих территорий Московским государством только-только началась, ещё не смели в небытие самобытную культуру, религию и письменность народов Поволжья.
Православное духовенство, насаждая кнутом и пряником христианство, на основу народа — язык — не покушалось. Со временем его и так забыли. И десятки тысяч древних названий для русских — потомков нерусской России — стали совершенно непонятны.
Сарынь на кичку — значение выражения
Лем! — то есть, — Имя?! Звание?! Чьих будешь?!
И, как видно, купец прекрасно понял слово Степана Тимофеевича, в отличие от царских наемников в следующем рассказе. Садовников повествует о боестолкновении стрельцов с разинскими удальцами. Так как смутьянов не берет ни пуля, ни клинок, стрелецкий сержант зарядил пищаль крестом и угодил им в разинского есаула.
Стенька видит, что делать нечего, крикнул ребятам: Вода! (спасайся, значит).
В том, что Разин говорил на эрзянском языке нет ничего удивительного. Как пишут историки, Степан Тимофеевич знал аж 9 языков. К тому же, Разя — это средневековое прозвище эрзян, а отец великого атамана был родом из-под Саранска.
Так что, когда добры молодцы с абсолютно недобрыми физиономиями приказывали кораблям причалить к берегу, купцы понимали: бить-убивать не будут, но платить придётся.
Понятная команда в прошлом. Теперь, недеемся, понятная и для вас.
И нынешняя гражданская война была вызвана грядущим порабощением человеческой личности, что Казаки сразу-же поняли, не побоявшись активно выступить против огромного числа, политического мастодонта.
Есть-ли это специально казачий клич, ими самими созданный, или Казаки только восприняли его, как уже давно существовавший, сложившийся, например у ушкуйниковь — новгородцевъ-ляпуновъ?
В этом вопросе, как и вообще в темных исторических словах и фактах, существует немало предположений, но въ этом случае, можно сказать одно, что слово это имеет чисто местное происхождение и значение, ибо иностранной литературе оно совершенно не известно, до нее оно не дошло.
Это несомненная ошибка: от этого имени производят, и тоже без видимого основания, прозвание Арабов Сарацинами.
Кроме того, Дон не всегда целиком входил в Сарскую епархию (споры митрополитов из-за Червленого Яру).
В Волгу впадает довольно большая река Сура, жители по этой реке, не делая исключения из общего правила, могли у соседей прозываться Сурами. Так, например, Масуда, арабский писатель-географ, в 950 годах, говорит о реке Бертас, нынешний Буртас, что жители по этой реке, тоже впадавшей в Волгу, будучи сами турецкого поколения, носили название Бертасов (Буртасов) и что они много занимались судоходством.
Кроме того, в р. Суру впадают две реки, обе с названием Сарынки, на одной из них находится гор. Саранск, получивший свое имя от р. Саранки.
Воровской язык — вымышленный, условный язык, на котором изъясняются между собой лица, занимающиеся между собой мошенничеством, воровством. В России в различных местностях существуют различные Воровские языки; но все они, по-видимому, имеют общую основу. Предметом исследования они не служили, и сведения о них можно дать только отрывочные. Существует предание, что волжские разбойники имели свой условный язык, но единственные следы этого языка остались в поговорках: дуван дуванить (делить добычу), да сарынь на кичку.
А население Поволжья в то время было тотально нерусским. Точнее — неславянским. И это хорошо известно историкам. Колонизация этих территорий Московским государством только-только началась, ещё не смели в небытие самобытную культуру, религию и письменность народов Поволжья.
Православное духовенство, насаждая кнутом и пряником христианство, на основу народа — язык — не покушалось. Со временем его и так забыли. И десятки тысяч древних названий для русских — потомков нерусской России — стали совершенно непонятны.
Сарынь на кичку - конец топонимической загадке
Лем! — то есть, — Имя?! Звание?! Чьих будешь?!
И, как видно, купец прекрасно понял слово Степана Тимофеевича, в отличие от царских наемников в следующем рассказе. Садовников повествует о боестолкновении стрельцов с разинскими удальцами. Так как смутьянов не берет ни пуля, ни клинок, стрелецкий сержант зарядил пищаль крестом и угодил им в разинского есаула.
В том, что Разин говорил на эрзянском языке нет ничего удивительного. Как пишут историки, Степан Тимофеевич знал аж 9 языков. К тому же, Разя — это средневековое прозвище эрзян, а отец великого атамана был родом из-под Саранска.
Так что, когда добры молодцы с абсолютно недобрыми физиономиями приказывали кораблям причалить к берегу, купцы понимали: бить-убивать не будут, но платить придётся.
Читайте также:
- Банк как профессиональный участник рынка ценных бумаг кратко
- В чем заключается концепция поиска духа капитализма представителями новейшей юной исторической школы
- Что такое фриганизм кратко
- Социально педагогические связи школы и социальной среды
- Объясните в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия кратко