Санкции как инструмент современной политики кратко

Обновлено: 28.06.2024

Виды санкций против России

Существует несколько санкционных программ в отношении России.

Во-первых, это так называемый SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons). Это список физических и юридических лиц, чьи активы и собственность, если они находятся на территории США или во владении американского лица, считаются заблокированными. Ни одно лицо в США, будь то физическое или юридическое, не имеет права заключать какие-либо сделки с лицом из списка SDN, если только на это не получено специальное разрешение OFAC.

Во-вторых, это SSI (Sectoral Sanctions Identifications). Природа SSI сложна. Коротко говоря, санкции SSI направлены только на отдельные отрасли. Санкции SSI направлены на энергетический сектор России в трех подкатегориях: добыча залежей углеводородов в субарктике, добыча залежей глубоководных углеводородов и залежей сланцевых углеводородов, а также связанные с этой деятельностью услуги и поддержка. Санкции SSI также применяются к некоторым финансовым сделкам и операциям c ценными бумагами, ограничивая некоторым российским финансовым учреждениям возможность брать кредиты на западных рынках.

В-третьих, это санкции, связанные с Крымом. По общему правилу, любые сделки между США и лицами на территории Крыма запрещены, за исключением ограниченного объема гуманитарных и частных некоммерческих сделок на основании генеральных лицензий OFAC.

Существует широкий спектр санкций, администрируемых BIS, Государственным департаментом и другими государственными органами США, но для целей настоящего обзора они имеют меньшее значение. Эти санкции применяются в конкретных случаях и могут быть рассмотрены отдельно, если это необходимо.

Кого могут затронуть санкции США?

Проще назвать, кого не затрагивают санкции США. К ним относятся: (i) российские физические лица или российские компании, которые осуществляют операции только в российских рублях, не заключают сделок и не имеют связей с нероссийскими сторонами, не выезжают за границу, не имеют иностранных руководителей, сотрудников или бенефициаров, или (ii) иностранные (нероссийские) компании и физические лица, не имеющие никаких связей с Россией, прямых или косвенных.

Те, кто не подпадает под одну из двух указанных выше категорий, могут быть затронуты санкциями США. Это может произойти не только из-за прямого нарушения санкционного режима, но также из-за косвенного нарушения санкций по неосторожности или в результате попытки обойти санкции.

Косвенное нарушение санкций может иметь место из-за так называемого экстерриториального применения санкций США. Это означает, что американское лицо (физическое или юридическое) должно соблюдать санкции США независимо от его/ее местонахождения. В некоторых случаях это может вызвать прямой конфликт интересов. Наглядным примером является ситуация, когда сотрудник из США работает на российскую компанию (или ее дочернюю компанию), на которую OFAC налагает санкции. С одной стороны, этот человек обязан хорошо выполнять свою работу. С другой стороны, будучи гражданином США, ему/ей необходимо сделать все возможное, чтобы обеспечить блокировку/заморозку всех активов и собственности своего работодателя.

Другим примером экстерриториального применения санкций США являются так называемые вторичные санкции. Согласно CAATSA, к иностранному лицу могут быть применены санкции, если он/она содействует значительной сделке с лицом, на которое наложены санкции США, введенные в отношении России, или с его ребенком, супругом, родителем, родными братом или сестрой этого лица. Внеся в список SDN Китайский Департамент разработки оборудования и его директора Ли Шанфу на основании правила вторичных санкций CAATSA, OFAC создал первый тревожный прецедент экстерриториального применения американских нормативных правил к лицам из третьих стран. Это является основным фактором риска при ведении бизнеса с Россией, особенно для европейских и азиатских партнеров.

Существует еще одно обстоятельство, усложняющее ситуацию. Как следует из определенной судебной практики, существует риск того, что попытка применить санкции США в России может повлечь за собой ответственность для сторон, так как санкции Запада понимаются как противоречащие основам публичного порядка в России, а, следовательно, незаконны ab initio. Будучи вынужденным применить санкции США с одной стороны, и не применять их с другой, бизнес может оказаться между молотом и наковальней.

Кроме того, санкции США применяются не только к тем, кто непосредственно включен в списки SDN/SSI, но и к тем компаниям, в которых прямо или косвенно участвуют лица из этих списков на 50 или более процентов (так называемое Правило 50%). В некоторых случаях, для того чтобы выяснить, находится ли какая-либо конкретная компания под санкциями, может потребоваться значительное время, поскольку косвенный контроль может быть не столь очевидным.

Что делать?

Во-вторых, мы рекомендуем правильно оценить связанные с санкциями риски. Оценка риска может включать перекрестную проверку сторон в отношении санкций (особенно с учетом Правила 50%), анализ соответствующих договоренностей с точки зрения потенциального воздействия на них санкционных запретов, анализ санкционных оговорок в контрактах и другие юридические действия, способные выявить и оценить санкционные риски. Кроме того, на сегодняшний день в крупных компаниях принято разрабатывать внутренние правила и политики по санкционному комплаенсу.

Мы надеемся, что эта статья окажется полезной, хотя она и описывает достаточно базовые положения санкционной темы. Главное – понимать, что, несмотря на давление санкций США, иностранные и отечественные компании все же могут успешно работать в России. При этом ключевая необходимость для бизнеса заключается в том, чтобы знать, какие санкционные положения применимы в конкретных случаях.

Сущность и основы санкционной политики в современном мире

Санкционная политика – это политика реализации различного рода санкций в отношении различного рода субъектов.

Ключевым элементом санкционной политики выступают санкции. В общем смысле под ними следует понимать ограничительные меры политического и экономического порядка, используемые отдельно взятым государством или группой стран по отношению к другой стране в целях принуждения той к изменению своей политики.

Санкции могут применяться в отношении отдельно взятых физических или юридических лиц, некоторых секторов экономики определенных стран или государства в целом. Отдельное место в санкционной политике сегодня отводится ограничениям, оказывающим влияние на экономический рост и торговлю. В современном мире санкции, являясь одним из ключевых инструментов международной политики, получили довольно широкое распространение.

Ключевыми тенденциями санкционной политики в современном мире являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • превращение санкций в заметно более востребованную альтернативу использования военной силы;
  • постепенное вытеснение санкциями официальной дипломатии, что, в свою очередь, демонстрирует эрозию сложившихся институтов и правил игры;
  • демонстрация санкционной политикой изменений во внутренней политике стран;
  • стойкость к санкциям со стороны наиболее злостных нарушителей международного порядка;
  • санкции как триггер изменений в мировой финансовой архитектуре;
  • иллюстрирование новой реальности международных коалиций.

В современной системе международных отношений роль санкционной политики выходит за пределы исключительно технических средств принуждения одних государств к выполнению требований других стран. Сегодня санкции становятся неким индикатором трансформации властных отношений между странами, их суверенитета и образуемой ими иерархии международных отношений.

Международные механизмы санкционного воздействия в современном мире

Ключевую роль в современном мире играют экономические санкции. Именно они наиболее распространены в практике международных отношений XXI века. Основные их разновидности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные виды экономических санкций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Санкции торгового плана обычно налагаются на импорт из страны, в отношении которой они используются, и экспорт из нее. Санкции финансового плана обычно применяются по отношению к налогоплательщикам и чаще всего выражаются в денежной форме.

Помимо этого в современной практике международных отношений существует множество иных санкций, таких, например, как запрет на въезд в страну отдельных граждан.

В современном мире санкционная политика может преследовать различные цели. Как правило, основными мотивами введения санкций выступают демонстрация решимости или достижение каких-либо внутриполитических целей. К числу прочих целей использования механизмов санкционного воздействия в современном мире могут быть отнесены изменение политики отдельно взятых государств; прекращение военных действий; разрушение военного потенциала.

Современный механизм санкционного воздействия довольно развит. К числу наиболее масштабных санкций последних лет могут быть отнесены:

  • санкции Запада в отношении России из-за событий на Украине;
  • санкции США против Китая;
  • санкции США против разработчиков российской вакцины от COVID-19;
  • санкции против Ирана и др.

Общая эффективность санкционной политики в современном мире

Споры об эффективности санкционной политики и целесообразности ее проведения ведутся со времен окончания Первой мировой войны. Активное применение санкций по линии Совета Безопасности ООН выявило множественные недостатки этого инструмента и, прежде всего, их низкую эффективность. В большинстве случаев санкции не достигают поставленной цели, а само введение и применение санкционных режимов может отрицательно сказаться на авторитете соответствующих мер.

Итак, по различным причинам санкции, вводимые одной страной в отношении другой, могут потерпеть неудачу и не возыметь желаемого эффекта. К подобного рода причинам могут быть отнесены как разногласия внутри самого государства, реализующего санкционную политику, так и нехватка поддержки со стороны других стран. Кроме того, в некоторых случаях появляются внешние спонсоры, готовые компенсировать ущерб от санкций.

Практика показывает, что санкции в то виде, в котором мы их наблюдаем в современном мире, не способны привести к нужным результатам. Это, в свою очередь, означает, что эффективность санкционной политики относительно низка. Лишь взаимовыгодное сотрудничество стран способно привести к процветанию и развитию. Имеющие место быть спорные вопросы в современной системе международных отношений могут и должны быть решены в рамках диалога всех заинтересованных государств.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Дословный перевод с латинского звучит как строжайшее постановление (sanctio). Санкция — это составная часть правовой нормы, применяемая к лицу, нарушившего установленное данной нормой правило. Юридическая природа санкций заключается в их карательном характере. Их вполне можно рассматривать как наказание определенного рода, которое применяется в отношении нарушителя.

При этом наказание должно иметь юридически обоснованный механизм. О виде санкций, степени их строгости и особенностях применения, в правовом или ином акте должна указываться полная информация. Если подобной информации нет, то применение санкций рассматривается как отдельное правонарушение.

Незнание нарушителя о возможности применения санкций, не освобождает его от ответственности. Санкции должны иметь законный характер, с применением только в соразмерном допущенному правонарушению виде.

Каких видов бывают санкции

Учитывая, что санкции обязательно должны иметь только законный характер, целесообразно называть их юридическим инструментом. В мировой практике санкции по праву считаются наиболее эффективным средством по пресечению правонарушений. Ничто так не останавливает потенциального нарушителя, как неотвратимость возможного наказания. Виды санкций:

  • Уголовно-правовые — лишение свободы, смертная казнь (с 1996 года в РФ на применение смертной казни наложен мораторий).
  • Административно-правовые — штраф, арест, выдворение за пределы государства, и прочие.
  • Дисциплинарно-правовые — применяются в корпоративной практике.
  • Имущественно-правовые — штраф, пеня, неустойка, взыскание имущества.
  • Международно-правовые — применяются к государству или группе государств мировым сообществом за нарушение международных договоров и соглашений.

Механизм применения любого из видов санкций прописан в законах

Уголовно-правовые санкции

Лишение свободы — пример наиболее суровой санкции по действующему законодательству РФ. С точки зрения теории уголовного права, норма права имеет следующую структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Их значения:

  • Гипотеза — предписания, согласно которым необходимо следовать определенным правилам.
  • Диспозиция — само правило, которому необходимо следовать.
  • Санкция — последствия несоблюдения норм, указанных в диспозиции.

В отличие от некоторых других отраслей, в уголовном праве гипотеза, диспозиция и санкция идут отдельно друг от друга. Гипотеза с диспозицией прописываются в общей части УК РФ, санкция — в особенной части.

Административно-правовые санкции

Наиболее распространенным видом санкций в административном праве является штраф — денежная выплата, поступающая в бюджет Российской Федерации. Исчерпывающий перечень санкций указан в ст. 3.2 КоАП РФ. В их числе:

Санкции в виде лишения свободы применяются за действительно серьезные правонарушения

  • Предупреждение.
  • Административный штраф.
  • Изъятие предмета, при помощи которого было совершено административное правонарушение.
  • Лишение специального права.
  • Принудительное выдворение за пределы РФ — применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • Дисквалификация и приостановление деятельности.
  • Административный арест.
  • Запрет на посещение мест проведения спортивных мероприятий — санкция введена в преддверии проведения Чемпионата Мира по футболу в России летом 2018 года.

В большей степени перечисленные виды наказаний распространяются на физических лиц. Также в статье указаны санкции, применяемые в отношении и юридических лиц. Пункты 3-11 указанной статьи предусматриваются только КоАП РФ.

Дисциплинарно-правовые санкции

Система наказаний предусматривается в корпоративной практике. В трудовом праве нарушение дисциплины принято называть проступком. Под данный термин подпадают нарушения как норм трудового кодекса, так и условий трудового договора между работником и работодателем. Санкции, применяемые в отношении нарушителя называются дисциплинарными взысканиями. Они бывают следующих видов:

  • Замечание.
  • Выговор.
  • Увольнение в связи с соответствующими основаниями.

Как и в остальных отраслях права, в трудовом законодательстве обязательным условием применения дисциплинарного взыскания является его соразмерность с допущенным проступком. Если закон указывает на замечание или выговор по определенным основаниям, то более суровая санкция в виде увольнения применяться не должна. В противном случае работодатель может быть подвергнут административному наказанию.

Также в виде санкций могут быть использованы штрафы, предупреждения, административный арест

Имущественно-правовые санкции

Данный вид санкций применяется в договорных отношениях. Если одна сторона соглашения не выполняет или нарушает указанные в нем условия, то вторая сторона получает правовые основания на применение в отношении контрагента санкций. Классическим примером применения санкций по договору является несоблюдение заемщиком условий кредитного договора. Как правило, наблюдается следующая схема:

  1. Клиент нарушает график внесения платежей по кредиту.
  2. Руководствуясь условиями договора, кредитная организация начисляет на сумму основного долга штрафные проценты.

В данном случае санкцией признается начисление штрафных процентов. Тем самым, банк наказывает заемщика за неисполнение условий кредитного договора. Все остальные меры, такие как пеня, привлечение третьих лиц (коллекторских агентств), взыскание долга через суд, подпадают под систему санкций в отношении заемщика. Соответственно, и здесь термин предполагает для субъекта наступление негативных последствий.

Международно-правовые санкции

Применительно к Российской Федерации сейчас используются экономические санкции

Действия РФ на территории суверенной Украины были признаны мировым сообществом аннексией — военным (насильственным) присоединением одним государством части другого независимого государства. По этой причине в отношении России был применен ряд экономических санкций.

В международном праве под экономическими санкциями понимается система мер запретительного характера, блокирующих выход государства на определенные части мирового рынка. В другой интерпретации данные меры можно называть разновидностью экономической блокады со стороны группы государств, ведущих активную внешнюю политику.

Применяться они могут как к одной стране, так и сразу к нескольким. При этом, санкциям подвергается не только страна-нарушитель, но и государства, признающие ее действия законными и не противоречащими нормам международного права. По этой причине действия РФ не поддерживаются ни одним развитым государством.

Telegram
Facebook
Instagram
Twitter
Vkontakte
RSS
Yandex.Dzen

Научный сотрудник Института Кеннана в Центре им. Вудро Вильсона.

Нарушение Россией украинского суверенитета, начатое аннексией Крыма и продолженное поддержкой сепаратистов на востоке Украины, представляет собой беспрецедентное со времен Второй мировой и холодной войны разрушение международной системы отношений в Европе. Пока США и их европейские союзники действуют по уже знакомому сценарию – усиливают дипломатическое давление через адресные санкции против российских граждан и предпринимателей (а также сепаратистов). Окончательный результат этих мер еще предстоит оценить. Но уже очевидно, что санкции являются необходимым оружием в арсенале американской государственности.

Санкции, введенные против режима апартеида в Южной Африке в 1980-е гг., а также против Советского Союза в виде поправки Джексона–Веника, представляют собой менее агрессивный и более целенаправленный подход. В Южной Африке санкции были связаны с ограничениями инвестирования и призваны привлечь международное внимание к проблемам с правами человека при апартеиде, в то время как в Советском Союзе торговые ограничения увязывались с правом на эмиграцию. Эти санкции подвергались критике как символические действия, демонстрирующие активность политиков, но абсолютно бесполезные и неуместные. Такая критика приводит нас к главному вопросу – эффективны ли санкции как политический инструмент?

Эффективный инструмент или символический жест?

Эта новая стратегия имеет ряд преимуществ по сравнению с торговыми санкциями. Там, где торговые ограничения приводят к росту влияния и прибыли криминалитета и коррумпированных госслужащих, финансовые санкции оказывают обратное воздействие: банки и другие коммерческие структуры не любят риск, поэтому, когда им приходится выбирать, вести дела с человеком или организацией, против которых введены санкции, или продолжать работать с финансовой системой США и западных стран, то последние, как правило, выигрывают.

Сохранение эффективности санкций

Переход от торговых к адресным санкциям, а также совершенствование способов их применения превратило эту меру в гораздо более популярный политический инструмент, чем раньше. В связи с этим введение санкций требует большей осторожности. Адресные санкции основаны на доминировании Соединенных Штатов на мировых финансовых рынках, а также на прочной позиции доллара как самой популярной в мире валюты для ведения расчетов и хранения государственных резервов. Злоупотребление санкциями при условии нарастающей неприязни к такого рода принуждению со временем может поставить такие преимущества под угрозу. Многосторонние санкции, более эффективные по сравнению с односторонними, требуют значительных дипломатических усилий для их координации.

Но не только злоупотребление санкциями снижает их эффективность как политического инструмента. Плохо проработанные санкции, даже если цель их благородна, подрывают доверие к политике США на мировой арене. Одним из примеров является многолетнее одностороннее эмбарго в отношении Кубы. Экономические последствия для Кубы оказались достаточно серьезными, чтобы обвинять американцев, но недостаточными для падения режима. Без поддержки международных партнеров вместо изоляции Кубы Соединенные Штаты сами оказались в изоляции и предстали на международной арене как обидчики.

Это не значит, что американские политики должны постоянно искать способ досрочно завершить действие санкций. Для государств и негосударственных акторов, продолжающих нарушать международное право, поддерживать терроризм или разрабатывать ядерное оружие, роль санкций может заключаться скорее в ограничении действий, нежели в изменении поведения. Ключевым примером являются санкции ООН в отношении Северной Кореи.

Необходимый инструмент

Санкции как инструмент американского государственного влияния подверглись серьезным изменениям. Их действенность значительно повысилась за двадцать лет. Как и любой другой инструмент для достижения реальных целей, санкции следует применять правильно. Эффективность требует создания подходящей среды – международных коалиций, развитого государственного аппарата, способного разрабатывать сложные схемы, а также продуманной линии по поддержке санкций. Наконец, должна существовать стратегия завершения санкций, когда переговоры признаются более предпочтительными, чем ожидание полной капитуляции.

Каким образом санкции как инструмент государственного влияния помогут нам изменить поведение России в отношении Украины?

Очевидно, что санкции приносят результат. До сих пор США и Евросоюз сохраняли решимость и координировали свои действия. Но для достижения желаемого результата американо-европейские партнеры должны быть готовы к ужесточению санкций в качестве козыря за столом переговоров с российским правительством.

Американоцентричная валютная система обречена

Нижеследующие заметки представляют собой экспресс-оценки непосредственного ущерба, средне- и долгосрочных последствий беспрецедентного пакета финансовых санкций, наложенных на нашу страну в связи с началом специальной военной операции России на Украине.

Мы опросили ряд ведущих банковских аналитиков, к сожалению, их пресс-службы не осмелились оперативно согласовать цитаты. Так что вам придется поверить нам на слово — это не журналистские фантазии, а экспертиза практикующих финансистов.

Итак, ключевые тезисы.

Резервы не понадобятся

Из 643 млрд долларов накопленных Россией на 18 февраля международных резервов заморожено чуть больше половины — примерно 55%; 45% доступны. Неблокированные резервы представлены золотом, расположенным в хранилищах ЦБ на территории России, и инструментами, номинированными в китайских юанях. Есть еще 17 млрд СДР, специальной расчетной валюты МВФ, и небольшое количество наличной валюты. Количество юаней, по информации собеседников, сегодня уже больше, чем в последнем отчете Банка России на середину прошлого года.

Ликвидность неблокированных резервов разная для разных составляющих, но конвертировать их в доллары или евро в случае необходимости будет возможно. Способов достаточно — не только продажа, но и свопы, кредиты под залог с центральными банками стран, не поддержавших санкции, в частности с Народным банком Китая.

Другое дело, что тратить оставшиеся резервы на критический импорт, поддержку валютного рынка или другие срочные надобности нет никакого смысла: текущих поступлений от экспорта будет вполне достаточно.

Причина — обвал импорта. Он неизбежен по комбинации рыночных причин (имеются в виду скачок курса, пересмотр инвестиционных планов и другие истории) и рукотворных причин — ряд поставщиков из стран-санкционеров сворачивает поставки под нажимом регуляторов либо по собственной инициативе. Плюс к тому сильно ограничится туризм в Европу.

В результате Россия уже в ближайшие месяцы гарантированно получит переукрепленный платежный баланс даже в случае снижения стоимости экспорта на 30% — в качестве стрессовой гипотезы на это закладываются аналитики в случае объявления Россией либо Западом эмбарго на поставки наших энергоносителей в ЕС.

Отмены валютного рынка не будет

И даже в этом сценарии не понадобится каких-то экстренных мер по отказу от валютного рынка, переходу к нормированию распределения валюты, квотированию продаж наличной валюты, директивному курсу рубля. Это все лишнее. Для поддержания текущей сбалансированности валютного рынка вполне достаточно тех оперативных мер, которые были приняты на прошлой неделе: возвращения порядка обязательной продажи валюты экспортерами (в размере 80% выручки) и выборочных, дозированных ограничений по переводу безналичной и наличной валюты за рубеж.

Возникает вопрос: откуда же наблюдаемый скачок курса?

С одной стороны, есть ажиотажный спрос, который, впрочем, уже сбит грамотными действиями денежных властей, с другой — с предложением валюты в моменте есть технические сложности. ВТБ, обслуживающий значительную часть российского экспорта, подпал под блокирующие санкции. Нужно некоторое время для перевода контрактов в другие банки. Часть компаний-экспортеров нервничает, держит выручку на своих иностранных трейдерах. И третье. Только что введены разнообразные масштабные санкции, западный комплаенс пока ни в чем не разобрался, практически все платежи в адрес России заморожены до выяснения обстоятельств. Через какое-то время настанет ясность, разрешение будет получено, вся эта выручка начнет поступать.

А еще через какое-то время, повторяю, мы реально не будем знать, что делать с валютой, потому что она превращается в фантики. Как еще назвать нечто, что мы, получая в обмен на наш экспорт, не можем потратить? Валюты стран-санкционеров решениями их правительств становятся токсичными для нас. Возникает вопрос: а зачем с этим партнером продолжать вести торговые отношения?

Конец монополии SWIFT

Решение ЕС отключить от SWIFT семь российских банков, которые ранее оказались в блокировочном санкционном списке минфина США, операционального смысла не имеет. Как-то еще осложнить жизнь банкам из SDN-списка отключение от SWIFT неспособно. Но это политически громкое решение — давно грозились, и вот. ЕС создал впечатление усиления санкций, продемонстрировал трансатлантическую солидарность, не более.

Еще несколько лет назад никто не хотел рассматривать альтернативы SWIFT. Сейчас подобные аналоги начнут быстро развиваться.

Система информационной поддержки международных расчетов не обязана быть принципиально централизованной. Она может строиться на принципах двустороннего обмена информацией. Например, такая архитектура: крупные страновые либо региональные узлы (Россия, Иран, Китай, Латинская Америка), а между ними — расчетные шлюзы.

Момент истины

Наша реакция на финансовые санкции должна быть спокойной, но решительной. Будем делать, что делали: увеличивать долю расчетов в торговле со странами за периметром санкций в национальных валютах. Только если раньше это был почти академический посыл, долгосрочная цель, то теперь это императив практики. Если раньше Китай, например, сопротивлялся переходу в расчетах за энергоносители с долларов на наши валюты, то сейчас у нас выбора не будет. Возможно, пригодится и цифровой юань. В принципе это единственный в жизни шанс для Китая, чтобы превратить юань в одну из мировых валют.

Прямо сейчас для многих стран наступает момент истины: с кем они? Яркий пример — Южная Корея, которая сначала заявила о полной поддержке США, а затем добилась изъятия всех поставок своей потребительской электроники и автомобилей в Россию из санкционных ограничений.

Серьезный выбор стоит, например, перед бразильской Embraer: поставлять свои самолеты в Россию или нет? У них это life-time opportunity, другого шанса может и не быть. И это, безусловно, стратегическое решение, которое Embraer будет очень серьезно взвешивать. Если его взвесят неправильно, то придется жалеть все оставшееся время.

На Западе сейчас рисуют картинку, что весь мир выступил против России и нас отгораживают непроницаемым забором от остального мира. Это неправда. Забор Запад действительно строит коллективными усилиями; по одну его сторону — миллиард населения и половина глобального ВВП, по другую — шесть миллиардов населения и вторая половина ВВП. Россия не в одиночестве.

Читайте также: