Санаторная группа в детском саду что это такое

Обновлено: 03.07.2024

узнала, что у нас в саду есть санаторная группа, что это такое? и как условия в санаторной группе отличаются от обычных групп? какие дети попадают в санаторную группу?

Это группа для деток или очень часто болеющих, или например, есть такая ерунда, когда у ребенка постоянно Манту по показаниям из нормы выбивается и ребенок стоит на учете и под наблюдением у фтизиатра. Такая группа отличается более хорошим питанием (больше дают фруктов например, всякие полезные чаи,кислородные коктейли постоянно), всякими занятиями с упором на укрепление здоровья ( например массаж,ЛФК и прочее). Плюсы в том, что как правило детей в этой группе не так много, так как дают туда место по справке от того же фтизиатра, или иного врача о том, что да ребенок таки нуждается в посещении именно санаторной группы.Ну а мало детей - это значит и воспитатель может с ними заниматься более индивидуально. Ну и медицинские работники салика этих деток держат на постоянном контроле.Но в такую группу отдают не на всегда. То есть если здоровье у ребенка улучшилось, та же Манту пришла в норму, ребенка переведут через год в общую группу. То есть, по сути чтобы всегда ходить в такую группу нужно каждый год от врача справочку приносить.



Давайте проясним картину, санаторный детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники (3-6лет) получают дошкольное образование и оздоровление, а не лечение (Постановление Министерства образования РБ от 20.08.2013 №78). Отсюда делается вывод, что лечить Вашего ребенка в таком саду никто не будет, не потому, что не хотят, а потому как не могут и не имеют на это права!

1. Группы с меньшим количеством детей.

2. Питание пятиразовое, в которое включен второй завтрак: сок или фрукты.

3. Увеличены нормы основных продуктов питания: мясо, рыба, творог, молоко, сметана, масло сливочное и др.

4. В первые блюда вводится протертое мясо.

5. Оздоровительный массаж 2 раза в год, а также специальный массаж по назначению врача.

6. Щадящий распорядок дня.

7. Закаливающие мероприятия в группах, широкое использование массажных дорожек и троп здоровья.

8. Оздоровительные травяные чаи, введение в рацион отвара шиповника, С-витаминизация блюд.

9. Индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку.

10. Обеспечение психологического комфорта детям, забота о психическом здоровье, использование приемов релаксации и элементов психогимнастики.

11. Проведение коррекционной работы на основе диагностических данных о здоровье детей.

12. Усиленный контроль со стороны администрации за организацией питания, проведением оздоровительных и закаливающих процедур.

Для примера, перечень процедур одного санаторного садика г. Минска:

• ингаляции – через 1-1,5 месяца;

• магнитотерапия – через 2 месяца;

• биоптрон – через 2 месяца;

• оксигенотерапия (метод лечения заболеваний с применением кислорода) – через 3-4 месяца;

• УФО местное – через 2-3 месяца;

• массаж общий – не ранее, чем через 4-6 недель;

• турмалиновый коврик – через 2-3 месяца.

Лично для меня важным фактором выбора санаторного сада послужило наличие квалифицированного медицинского персонала в учреждении, где мой ребенок находится около десяти часов в сутки. А не приходящая медсестра из ближайшей поликлиники 2-3 раза в неделю, как это было у нас в обычном саду.

В Минске есть детские сады санаторного типа для часто болеющих детей, также есть санаторные группы при обычных садах, есть специальные сады по определенным заболеваниям (для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с ослабленным зрением, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с психофизическими особенностями в развитии, с онкологическими заболеваниями, для тубвиражных детей). Всю информацию о садах можно получить в Отделах образования каждого района.

Чтобы попасть в санаторный сад, необходимо заключение ВКК, которое туда направит ваш педиатр. Основанием для санаторного сада для часто болеющих детей является более шести заболеваний за последний год (в независимости от заболевания).

Если вам дают заключение ВКК о необходимости санаторного сада, то нужно идти в сам сад и договариваться, чтобы взяли, т.к. скорее всего там будет большая очередь, но места могут быть. Нужно, чтобы заведующая садом подписала вам заключение ВКК, потом идите в отдел дошкольного образования в вашей районной администрации и на основании подписанного заключения вам выпишут путевку. Можно и наоборот – начать с администрации, вдруг места окажутся? Но в любом случае, первым делом у вас на руках должно быть заключение ВКК, о его получении вы сможете все узнать у своего участкового педиатра.


Все детские сады имеют различную классификацию: дет.сад общеразвивающего вида — с приоритетным осуществлением какого-либо направления развития воспитанников – физического, интеллектуального, художественно-эстетического. Центры развития ребенка: такие детские сады должны иметь игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудии, детские театры. Детские сады компенсирующего вида — с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции (например, с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения и др.) Детские сады санаторного типа. Детские сады комбинированного вида — включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных в разном их сочетании.


В комбинированных детских садах бывают санаторные группы, (например д/с №109; 123) речь пойдёт о таких группах: в них ходят здоровые виражные по манту детки или те дети, которые были в контакте с туберкулезными больными (но дети сами здоровые). Иногда родители стремятся отдать туда своих детей, потому что там маленькие группы, улучшенное питание, плата за содержание детей в санаторных группах с родителей.не взимается, т.е оплачивает город.

Первое, чем санаторная группа отличается от обычной, — это количеством ребятишек в группе. Если в группе обыкновенного детского сада норма наполняемости — до 20 детей, то в аналогичной по возрасту группе санаторного сада должно быть до 15 воспитанников. В младших и ясельных группах эти нормы еще меньше — 12 человек. В таких группах, как правило, постоянный квалифицированный воспитатель и всегда есть няня.

Второе отличие — высокие нормы продуктов питания. Соки, фрукты ребятишки получают ежедневно, предусмотрено диетическое (например, вареная говядина порционными кусками) и гипоаллергенное питание. Меню для каждого малыша составляется индивидуально — в зависимости от медицинских показаний, ведь в группу санаторного типа берут, прежде всего, часто болеющих деток.

Третье отличие — наличие высококвалифицированного врача. В таких дошкольных учреждениях в режиме дня отведено время для оздоровительных процедур и занятий, скажем, по профилактике плоскостопия. В детсадах санаторного типа предусмотрен массаж, физиолечение, фиточаи и коктейли, ингаляции.

Чтобы попасть в группу санаторного типа, необходимо сначала обратиться к участковому педиатру, а затем получить направление от фтизиатра ( ставят ребенку манту и по ее реакции определяют риск). Если у ребенка увеличена манту, нужно получить на руки справку — направление для посещения санаторной группы либо садика санаторного типа. Путёвку врач-фтизиатр даёт на 1 год, через год может снять с учета (если все ОК) тогда ребенка переведут в обычную группу.

В своей работе санаторные группы руководствуются :

- Положением о санаторных группах для ослабленных и часто болеющих детей;

- Уставом МАДОУ;

- Типовым положением о дошкольном образовательно учреждении;

- Программно-методическими и нормативными документами, утвержденными Министерством образоывания, Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Отбор детей в санаторные группы проводится по заключениям участковых педиатров, врачей курирующих детские сады города, врачей – фтизиатров. Длительность пребывания детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах) устанавливается до одного года.

На время нахождения ребенка в санаторном дошкольном учреждении

(группе) за ним сохраняется место в детском дошкольном учреждении

общего назначения без учета его в списочном составе этого учреждения.

Комплектование санаторных групп проводится по возрастному принципу. Дети, посещающие эти группы, имеют следующие диагнозы:

- часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с патологией ЛОР-органов;

- рецидивирующие бронхиты, бронхиальная астма вне обострения;

- группа риска по развитию туберкулеза.

Ведущей патологией среди всех заболеваний являются заболевания органов дыхания. В 2010 году они составили 54 случая или 64,3%.

В санаторных группах детского сада проводится комплексная оздоровительная работа по трем направлениям: лечебно-профилактическая, лечебно-оздоровительная, закаливающие мероприятий – имеющая своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка.

Прием кислородных коктейлей;

Одним из направлений лечебно-оздоровительной работы является медикаментозная терапия. Она включает прием общеукрепляющих, иммуностимулирующих препаратов, витаминные комплексы с микроэлементами. Назначение препаратов проводится только с согласия родителей, в соответствии с диагнозом.

Закаливающие процедуры проводятся строго по назначению врача – педиатра Бабушкиной В. О.

прием на свежем воздухе

гимнастика для глаз

мытьё рук прохладной водой

полоскание горла после еды

ходьба босиком по массажной дорожке

сухое обтирание по Сперанскому

Опираясь на данные психолого — педагогической диагностики, результаты медицинского обследования детей, анкетирования poдителей, в детском саду ежегодно разрабатывается план оздоровительно — профилактической работы с детьми, который включает в себя комплекс мероприятий для участников педагогического процесса.

1. Обеспечение здорового ритма жизни:

Организация микроклимата и стиля жизни группы на основании устава ДОУ

2. Физические упражнения:

музыкально-ритмическая гимнастика в холле (понедельник, пятница)

физкультурно-оздорoвительные занятия совместно с воспитателем

подвижные и динамичные игры

профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, дыхательная, глазодвигательная, пальчиковая)

занятия музыкально-ритмическими движ ниями

3. Гигиенические и водные процедуры:

полоскание зубов и горла

обеспечение чистой среды

4. Свето-ваздушные ванны:

прогулки на свежем воздухе

обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

5. Активный отдых:

развлечения, досуги, праздники

6. Свето- и цветотерапия:

обеспечение светового режима

цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.

музыкальное сопровождение режимных моментов

музыкальное оформление фона занятий

музыкальная театральная деятельность

ходьба по йодо-солевым и ребристым дорожкам

10. Пропаганда ЗОЖ:

семинары-практикумы с родителями.

Решение задач оздоровления, укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ достигается не только системой нетрадиционных методов оздоровления и специальных мероприятий, обеспечения рационального и дифференцированного двигательного режима, но и разумной организацией жизни детей в группе, правильным чередованием различных видов деятельности, бережным отношением к потребностям и желаниям каждого ребенка.

Наряду с лечебно-оздоровительными мероприятиями в санаторных группах проводится воспитательно-образовательная работа с детьми, которая скорректирована в соответствии с их индивидуальными особенностями. Воспитатели для работы в этих группах подбираются более тщательно, т. к. они должны чувствовать и учитывать психическое и физиологическое состояние каждого ребенка.

Создана необходимая материальная база для успешной жизнедеятельности детей. В состав лечебно-оздоровительной базы включаются:

кабинет для проведения массажа;

зал лечебной физкультуры.

Результатом работы является снижение уровня заболеваемости детей в данных группах.

Анализ работы ДОУ за 2014–2015 учебный год Анализ годового плана по МАДОУ д/с №14 ст. Гривенской за 2014—2015 учебный год. Списочный состав детей по сентябрь 2014 года составлял 52.

Организация коррекционной логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями ФГОС до Современная система логопедической помощи дошкольникам, включающая непрерывный поиск эффективных методов и форм логопедической помощи детям,.

Организация опытно-экспериментальной работы в разновозрастной группе (из опыта работы) Я работаю в малокомплектном детском саду в разновозрастной группе. В моей группе дети от 2-х до 7-и лет. Наш детский сад – это маленький.

Читайте также: