Самостоятельная музыкальная деятельность детей в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Елена Геннадьевна Смурова
Консультация поможет правильно выстроить работу педагога при организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Автор: Елена Геннадьевна Смурова

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду - один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей - деятельность по инициативе самих детей.

Самостоятельная деятельность детей ярко проявляется в музицировании . Детское музицирование включает пение, ритмические движения и игру на музыкальных инструментах.

Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе.

Ветлугина определила формы проявления самостоятельной музыкальной деятельности детей:

- сюжетно-ролевые игры (напевание);

- самообучающие упражнения (один ребенок показывает другому как надо играть на музыкальных инструментах);

- в виде художественной самодеятельности, когда дети демонстрируют свои умения в исполнении знакомых попевочек .

В самостоятельной деятельности качество исполнения произведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она свидетельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состоявшемся развитии музыкальных способностей.

Самостоятельные музыкальные проявления у детей в некоторой степени могут быть показателем работы музыкального руководителя на занятиях.

К основным источникам самостоятельной музыкальной деятельности детей могут быть отнесены:

- праздники и вечера развлечений;

- театральные постановки и концерты;

- телевидение, видео, мультфильмы;

Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Но подобное про исходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками.

И, конечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов: ему могут понадобиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь - руководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать (т. е. нет соответствующей ситуации для выполнения замысла).

Руководство педагога (или родителей) здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, также является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для ребенка.

Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели должны не только продумывать репертуар и предоставлять детям музыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить способам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в дальнейшем. Уже на занятиях необходимо приучать дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь и т. д.

Структура самостоятельной деятельности (по Н.А. Ветлугиной):

1.Возникновение художественного замысла, продиктованного мотивами и художественным опытом ребенка. На этом этапе осуществляется выбор вида деятельности, привлечение участников, распределение ролей, подготовка материалов.

2.Самостоятельные действия по реализации замысла, определяемые уровнем владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.

3.Совершенствование и коррекция замысла и способов реализации.

4.Формы самостоятельной музыкальной деятельности. Факторы, влияющие на ее возникновение и протекание.

Для самостоятельного музицирования дети используют различные виды музыкальной деятельности.

Музыкальные игры и танцы имеют наибольшие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно- ролевые игры , и порой танец, пение занимают ведущее место.

Очень значимыми для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сами сочиняют попевки , песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на различных детских музыкальных инструментах, исполняя разученные на музыкальных занятиях попевки , песенки, услышанные где-то мелодии, или сочиняют свои. Интересно у старших дошкольников проходят инсценировки с использованием музыкальных инструментов. Инструменты в этом случае характеризуют какого-то персонажа или говорят за него. Музыкальные инструменты дети могут использовать индивидуально, объединяясь по 2-3 человека или, по своей инициативе, объединяется в оркестр вся группа.

Так же в самостоятельной практике детей может иметь место и слушанье. Когда воспитатель, по просьбе детей, ставит кассету или диск, и вся группа слушает вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Форма протекания самостоятельной музыкально-игровой деятельности ребенка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении — например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывают новые танцевальные движения, варианты игры или театрально-игровую сценку, т.е. они ищут свои варианты и способы действия.

Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:
а) сюжетно-ролевые игры;
б) игра- импровизирование на детских музыкальных инструментах;
в) песенные и танцевальные импровизации;
г) театрализованные представления импровизационного характера.
Однако в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:

а) игра с пением;
б) музыкально-дидактические игры, дополненные собственными вариантами;
в) сюжетно-ролевые игры (музыкальные игры-сказки, истории, концерт и прочее);
г) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль-игра);

д) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;
е) импровизированные ансамбли и оркестры.

Наличие богатой по содержанию и формам ее организации самостоятельной музыкально-игровой деятельности свидетельствует о достаточно высоком уровне развития детей, о наличии глубоких внутренних переживаний и способности актуализировать их в своем опыте. Самостоятельность ребенка, характер его музыкальных интересов, потребностей, предпочтений является показателем личностного отношения к тому, что он усваивает в процессе музыкального опыта. Весь комплекс характеристик самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей можно рассматривать в качестве свидетельства успешности музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Не редко, просят ребят придумать движение, для какого-либо танца. Такие творческие эксперименты проходят довольно удачно. Так же, используют самостоятельность одаренных детей в своих целях. Просят поработать в группе с детьми, у которых не получается то или иное движение. Этот опыт оказывает огромную помощь в работе над тем или иным танцем.

свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельная музыкальная деятельность является одной из сложных форм организации музыкальной деятельности детей, поскольку возникает она при наличии следующих условий:

-интереса ребенка к музыки ;

-наличия устойчивых умений , навыков детей, полученных на музыкальных занятиях;

-запаса музыкальных впечатлений;

-создания условий в групповом музыкальном центре;

-создания условий в семье.

Музыкальный руководитель открывает ребенку дверь в мир музыки, учит его правильно воспринимать язык музыкальных образов, вызывает и поддерживает интерес к музыкальному искусству. Разнообразие используемых педагогом методов и приемов, включение детей в разные виды музыкальной деятельности способствуют тому, что музыкальные занятия становятся источником для творческого вдохновения детей. Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, переносятся в самостоятельную деятельность.

Для того чтобы самостоятельная музыкальная деятельность детей была активной, важно, как отмечает С.И.Мерзлякова , уделять огромное внимание воспитанию инициативы, самостоятельности детей на музыкальных занятиях.

В пении педагогу следует обратить внимание на самостоятельное исполнение песен дошкольниками в сопровождении и без сопровождения инструмента, а также на включение в музыкальное занятие заданий на развитие песенного творчества.

В музыкально-ритмической деятельности дети учатся самостоятельно двигаться в пляске, хороводе. Используя знакомые элементы танцев, комбинируют их по- новому, придумывают новые движения, построения. Музыкальные игры, задания на развитие танцевального творчества, инсценировки песен развивают креативность, воображение, фантазию, т.е. качества, которые так необходимы для развития активной самостоятельной деятельности дошкольников.

Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у детей большой интерес. Ребята учатся играть знакомые попевки , импровизировать, подбирать мелодии по слуху. Разученный репертуар, не представляющий уже трудности, дети переносят в быт, используют в своих играх.

Таким образом, музыкальный руководитель, грамотно организуя музыкальное занятие, способствует приобретению форм самостоятельного поведения дошкольников.

Источником вдохновения для детского творчества являются не только музыкальные занятия, но и праздники, различные виды развлечений (тематические концерты, театральные постановки, музыкальные вечера, игры, хороводы и т.д.). Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, развивают инициативу, творческую выдумку.

Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его музыкальных способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая среда пребывания.

Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Её содержание следует системно усложнять по возрастам, наполняя проблемностью , что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной музыкальной деятельности.

В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям кто чем интересуется ( пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участие в музицировании. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной деятельности – это его соучастие в ней. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных детей и т. д.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельностью (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

Это не просто замена одних слов другими, а принципиально другой подход характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей. Как было показано, за музыкальную самостоятельную деятельность отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей, дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Музыкальные уголки создаются в детском саду с учетом возрастных особенностей детей и с каждым годом пополняются новыми инструментами,

музыкально-дидактическими играми и другими пособиями. Весь материал сразу не выкладывается, а вносится постепенно и периодически обновляется.

1 и 2 младшие группы

Средняя группа

Ко всему, что было в младшей группе, добавляются музыкальные игрушки, трехступенчатая лесенка, элементы декораций для драматизации; дидактические игры на определение тембров детских музыкальных инструментов; альбом с портретами композиторов.

Старшая группа

Подготовительная группа

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

В настоящее время большое значение уделяется развитию музыкально - творческих способностей детей. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Такие игры используются и во время занятий и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных особенностей детей. Организуются эти игры под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально – дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Музыкально – дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре .Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, поэтому воспитатель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребенок, следуя образцу воспитателя, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.

Музыкально – дидактические игры, находящиеся в уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Воспитатель должен пристально и внимательно следить за игрой и в случае необходимости приходить детям на помощь. Организуя музыкальные игры, необходимо предоставить детям больше самостоятельности. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия, как принято называть, уголок самостоятельной музыкальной деятельности, где бы дети могли самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально – дидактические игры, прослушивать музыку и т.д.

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей. В своей самостоятельной практике он применяет то, что усвоил на занятии:

1. Это музыкальный репертуар: игры, танцы, маленькие песенки для игры на инструментах и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх на прогулках.
Важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вызывали желание повторять выученные произведения.

2. Помимо занятий, определенное влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывает участие детей в утренниках и развлечениях.

Участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, построений плясок, инсценировок наши дети переносят в повседневную деятельность. Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок песен хороводов. Надо создавать такие условия и ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям и в музицировании действовать активнее, творчески.

Посещение нашими детьми музыкальных детских спектаклей также оставляет у детей сильное впечатление. В семье дети часто смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Дети с удовольствием смотрят выступления воспитанников из других групп детского сада, узнают знакомые п

есни, тут же их исполняют. Просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением, доставляет ребятам огромное наслаждение эмоциональное.

Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно

Музыкальный руководитель обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на музыкальных инструментах.
Совместно с воспитателем продумывает планирование работы, оформляет музыкальный уголок в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Наблюдает за детьми вместе с воспитателем в самостоятельной музыкальной деятельности. Наблюдая за детьми, музыкальный руководитель лучше может оценить творческие способности и наклонности детей, их приоритеты, желание музицировать самостоятельно и вовлекать других детей в музыкальные игры. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.
Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей. Музыкальный руководитель консультирует педагогов, дает необходимые рекомендации, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

• свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

• организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельная музыкальная деятельность является одной из сложных форм организации музыкальной деятельности детей, поскольку возникает она при наличии следующих условий:

-интереса ребенка к музыки;

-наличия устойчивых умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях;

-запаса музыкальных впечатлений;

-создания условий в групповом музыкальном центре;

-создания условий в семье.

Условия возникновения самостоятельной музыкальной деятельности

Музыкальный руководитель открывает ребенку дверь в мир музыки, учит его правильно воспринимать язык музыкальных образов, вызывает и поддерживает интерес к музыкальному искусству. Разнообразие используемых педагогом методов и приемов, включение детей в разные виды музыкальной деятельности способствуют тому, что музыкальные занятия становятся источником для творческого вдохновения детей. Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, переносятся в самостоятельную деятельность.

Для того чтобы самостоятельная музыкальная деятельность детей была активной, важно, как отмечает С. И. Мерзлякова, уделять огромное внимание воспитанию инициативы, самостоятельности детей на музыкальных занятиях.

В пении педагогу следует обратить внимание на самостоятельное исполнение песен дошкольниками в сопровождении и без сопровождения инструмента, а также на включение в музыкальное занятие заданий на развитие песенного творчества.

В музыкально-ритмической деятельности дети учатся самостоятельно двигаться в пляске, хороводе. Используя знакомые элементы танцев, комбинируют их по-новому, придумывают новые движения, построения. Музыкальные игры, задания на развитие танцевального творчества, инсценировки песен развивают креативность, воображение, фантазию, т. е. качества, которые так необходимы для развития активной самостоятельной деятельности дошкольников.

Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у детей большой интерес. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать, подбирать мелодии по слуху. Разученный репертуар, не представляющий уже трудности, дети переносят в быт, используют в своих играх.

Таким образом, музыкальный руководитель, грамотно организуя музыкальное занятие, способствует приобретению форм самостоятельного поведения дошкольников.

Источником вдохновения для детского творчества являются не только музыкальные занятия, но и праздники, различные виды развлечений (тематические концерты, театральные постановки, музыкальные вечера, игры, хороводы и т. д.). Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, развивают инициативу, творческую выдумку.

Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его музыкальных способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая среда пребывания.

Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Её содержание следует системно усложнять по возрастам, наполняя проблемностью, что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:

Оформление музыкальных уголков для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка. Также необходимы привлекательность, оригинальность, простота, доступность всего оборудования, доста-точное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т. д. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Музыкальные уголки оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро на-правлял бы активность своих воспитанников, побуждая применять навыки, полученные на музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада.

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам может выглядеть следующим образом

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет:

• образные музыкальные игрушки (зайчик, петушок, курочка, птенчик, собачка, котик и т. п.);

• игрушки-инструменты с фиксированным звуком-органчики, шарманки, свистульки, дудки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, большие и маленькие колокольчики, бубен, барабанчики, молоточки, шумики;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки, фортепиано и т. д.);

• атрибуты к музыкальным подвижным играм;

• атрибуты для детского танцевального творчества (по сезонам): флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п;

• ширма настольная с перчаточными игрушками;

• музыкальный центр и набор программных аудиозаписей;

• поющие и двигающиеся игрушки;

Перечень материалов для детей от 4-5 лет:

• пособия для воспитанников 1 и 2 младших групп;

• шумовые инструменты для детского оркестра: маракасы, деревянные ложки, кубики, палочки;

• фланелеграф или магнитная доска;

• атрибуты к подвижным музыкальным играм;

• атрибуты к творческим импровизациям: ленточки, цветные платочки, яркие султанчики, в том числе пособия, используемые на музыкальных занятиях;

• ширма настольная и набор игрушек;

• музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;

• музыкальный центр и набор программных аудиозаписей;

• материалы для экспериментирования со звуками: камешки, деревянные брусочки, газетная бумага, фантики и др.

Перечень материалов для детей от 5-6 лет:

• пособия для воспитанников младших и средней групп;

• бубны, барабаны, треугольники, колокольчики разного размера, кастаньеты, румба, трещотки, рубель;

• музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

• иллюстрации к произведениям представленной фонотеки;

• музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

• музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка);

• атрибуты к подвижным играм;

• ширмы: настольная и ширма по росту детей;

• разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

• элементы костюмов к музыкальным играм-драматизациям;

• элементы костюмов к знакомым народным танцам;

• атрибуты для детского танцевального творчества: разноцветные перышки, султанчики, шарфики, ленточки, листики, снежинки, цветы на запястье и др. ;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков;

Перечень материалов для детей от 6-7 лет:

• пособия для воспитанников младших, средней, старшей групп;

• музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

• иллюстрации к произведениям представленной фонотеки;

• музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые);

• набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

• атрибуты к подвижным играм;

• атрибуты для детского танцевального творчества: разноцветные перчатки, султанчики, платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки;

• элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.);

• музыкальный центр и набор программных аудиозаписей или дисков;

Музыкальный уголок, оформленный яркими, интересными пособиями, музыкально-дидактическими играми, детскими инструментами, игрушками, поможет ребенку прочувствовать всю красоту музыки, расширит представление о многообразии звуков в окружающем мире, разовьет его воображение, творческую активность.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельно сти

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности определяются следующими типами:

-исполнительская самостоятельная музыкальная деятельность;

-творческая самостоятельная музыкальная деятельность.

Для исполнительской деятельности характерны игры с пением, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления и игры-драматизации с включением отдельных видов музыкальной деятельности, концерты детской художественной самодеятельности, организованные стихийно по инициативе детей.

Творческая деятельность включает в себя сюжетно-ролевые игры, музицирование на детских музыкальных инструментах, песенную и танцевально-игровую импровизацию, театрализованные представления (импровизированного характера).

Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребенка. Участие педагога здесь носит косвенный характер. Воспитатель должен действовать осторожно, тактично, ненавязчиво. Его задача - побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог систематически (как минимум один раз в месяц) обновляет пособия в музыкальном уголке, пополняет его новыми атрибутами и дидактическими играми. С помощью музыкального руководителя подбирает музыкальное сопровождение разных мероприятий, фоновую музыку, тем самым обогащает музыкальные впечатления детей, укрепляет интерес к музыке.

Самостоятельная деятельность активности детей на прогулке и руководство ею (2-й слайд) Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:.

Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет

Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет Дошкольный возраст - уникальный период развития самостоятельности. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации.

Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (первая часть)

Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (первая часть) Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (1-я часть).Дошкольный возраст - уникальный период развития самостоятельности. В режиме дня.

Самостоятельная деятельность Вечернее время

Самостоятельная деятельность Вечернее время Самостоятельная деятельноcть Вечернее время. Самостоятельная деятельность детей- это свобода выбора каждым ребенком деятельности по интересам.

Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том,.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

Основные исследователи: Н.А.Ветлугина, В.Н.Кенеман, А.Н.Зимина, О.П.Радынова.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности.

Подготовить ребёнка к школе - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

Детское музицирование характеризуется тем, что ребёнок должен сам ориентироваться в музыке - сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

Для характеристики детской музыкальной деятельности важно отметить источники её возникновения, понять, откуда они черпают свои музыкальные впечатления.

Источники возникновения детского музицирования:

- Музыкальные занятия, где дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

- Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники и развлечения. Это яркие страницы жизни ребёнка. Часто сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

- Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности и в семье. Самые распространенные из них - это детские музыкальные аудио и видео передачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

Детские музыкальные передачи, концерты, увлекательные мультфильмы с занимательными персонажами вызывают у ребёнка желание повторять полюбившиеся ему песни.

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Основные виды детского музицирования:

- Значительным для музыкального развития дошкольников являются музыкальные игры, в которых отмечаются творческие проявления детей, элементы самообучения и закрепления музыкального материала.

В сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их
игровым действиям.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-
дидактические игры , которые развивают у ребят способность к различению основных
свойств музыкального звука: высота, динамика, ритм, тембр.

В самостоятельной практике детей может иметь место слушание музыки . Воспитатель по их просьбе используя аудиотехнику, даёт возможность послушать знакомую вокальную и инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности детей.

Условия для формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.

Роль воспитателя . В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто из них интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Воспитатель то включается в совместную игру, то показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.

Планируя приёмы руководства самостоятельной музыкальной деятельностью, воспитатель намечает следующие моменты:

- внесение нового оборудования для музыкальной деятельности (инструменты,
пособия, самодельные игрушки и т. д.), в каком порядке целесообразно это сделать;

намечает за кем необходимо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей;

наблюдает, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Практическое задание: (примеры косвенных методов руководства)

В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства , который становится более косвенным:

во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых, воспитатель организует условия , способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Вывод: Ежедневная работа с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагога, дает необходимые советы, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.

Роль воспитателя в самостоятельной деятельности детей

В начале учебного года воспитатель присматривается к детям : кто из них интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании.

Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия.

На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней . Воспитатель то включается в совместную игру, то показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.

Планируя приёмы руководства самостоятельной музыкальной деятельностью, воспитатель намечает следующие моменты:

- внесение нового оборудования для музыкальной деятельности (инструменты,
пособия, самодельные игрушки и т. д.), в каком порядке целесообразно это сделать;

намечает за кем необходимо понаблюдать , чтобы выяснить интересы,
склонности детей;

наблюдает, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не
односторонни ли их интересы.

Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным.

Читайте также: