Самообразование познавательное развитие дошкольников как успешность обучения в школе

Обновлено: 05.07.2024

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы. 2017 -2018 учебный год.

Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Направление:Познавательно-речевое.

Образовательная область:Познание.

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию познавательных знаний и умений у детей старшего возраста.

- Создание условий для формирования у детей познавательной компетентности;

- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с познавательного характера экспериментированием; - развитие у детей интереса к экспериментированию; - содействие процессу формирования у детей чувства ответственности в практической деятельности;

- оказание необходимой помощи семьям в вопросах познавательного воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями

Работа с детьми.

Познакомить детей с понятиями “Знание, познать”. Развивать интерес к познавательской деятельности. Способствовать воспитанию творческой личности.

2. "У каждого есть имя"

Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст

1."Семья – семь Я". Углубить представлениям детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Благополучие, дружная семья, родственники, любовь, забота, уважение, защита, обязанности, права

2. "В гостях хорошо, а дома лучше". Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.

1. "Кто где живет?". Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия

2. "Моя Родина".Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.

1. "Хочу или надо?" Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.

2. "Худо тому, кто добра не делает никому". Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.

1. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай". Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный.

2. "Секреты вежливости". Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.

1. "Дети и взрослые ". Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.

2. "Жизнь дана на добрые дела". Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.

1. "Как дружить без ссоры". Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.

2. "За свое постаю, а чужое не возьму". Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть)

1. "Труд и отдых". Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.

2. "Грамоте учиться всегда пригодиться". Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.

1. "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок". Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма.

2. Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков

Работа с родителями.

Самореализация.

Участие в системе методической работы в ДОУ

Подготовка и проведение открытого занятия – как форма подведения итоговое общей деятельности.

Открытое занятие по теме, самоанализ занятия.

2. Дыбина О. В Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика – синтез,2005.

3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. –М. : Мозаика – синтез, 2012

5. Санкина Л. К. Познание предметного мира. – Волгоград: Учитель, 2009

7. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М. : ТЦ Сфера, 2007.

План работы по самообразованию. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Месяц ФОРМА РАБОТЫ Срок отчета Сентябрь Подбор литературы по теме Составление картотеки Октябрь Организация уголка сенсорного развития.

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Шкитина Наталья Викторовна

Организация: МАОУ Начальная школа – детский сад № 52

Населенный пункт: Камчатский край, г. Петропавловск- Камчатский

При работе с детьми дошкольного возраста особое значение имеет систематическая, планомерная подготовка к школе. Практика показывает, что наименее успешны в школе интеллектуально пассивные дети, с недостаточно развитой познавательной активностью. Решать проблему интеллектуальной пассивности детей, отсутствия познавательного интереса, как одного из факторов школьной дезадаптации, возможно при соблюдении принципа преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной ступени и в начальной школе.

Целью работы в данном направлении является: создать условия для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала детей дошкольного возраста. Нами были определены следующие задачи:

  • изучить теоретические и практические материалы, исследования по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
  • использовать в работе наиболее эффективные формы, методы и приёмы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
  • создать картотеку игр на развитие познавательно - речевой активности дошкольников;
  • повысить родительскую компетентность в вопросах формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности по следующим причинам:

  • интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
  • развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
  • создаёт более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.

Снижение интереса и активности на занятии некоторых детей может быть связано либо со сложностью предлагаемого материала ребенку, либо его легкостью. Поэтому, готовясь к занятию, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Применение многосенсорного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, подразумевает изложение учебного материала с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие и запоминание детей. Например, на занятии по обучению грамоте при знакомстве с новым звуком и буквой совместно с детьми:

При организации различных видов деятельности целесообразно применение здоровьесберегающих технологий. Наряду с традиционными физкультминутками дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения, комплексы упражнений для глаз, вызывают интерес детей игры – энергизаторы, игры – релаксаторы. Для предупреждения утомления детей на занятии использую различные зоны группового помещения (за столами, в кругу, стоя у магнитной доски, сидя на ковре).

Занятие будет познавательным, если дети:

  • думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
  • удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
  • внимательны (настойчивы, проявляют волю);
  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Большое значение в формировании познавательной активности и познавательного интереса ребенка-дошкольника имеет специально организованное взаимодействие педагога с семьёй.

В индивидуальных беседах регулярно сообщается родителям о достижениях, успехах ребёнка. Наряду с этим, уделяется внимание выявленным проблемам обучения и развития, намечаются совместные шаги по их преодолению.

Взаимодействие педагогов и специалистов позволяет предупредить, возникновение факторов, формирующих школьную дезадаптацию. Сотрудничество воспитателя с педагогами и специалистами реализуется в следующих мероприятиях:

  • взаимопосещение занятий и уроков (воспитатель посещает уроки в первом классе, учитель посещает занятия в подготовительной группе);
  • участие в работе психолого-медико-педагогических консилиумов, педагогических советов, методических объединений;
  • совместная разработка тематических консультаций, родительских собраний;
  • ознакомление с результатами диагностических исследований воспитанников, осуществляемых специалистами ОУ (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем - логопедом).

Таким образом, целенаправленная работа воспитателя по формированию у детей познавательного интереса является предпосылкой успешной адаптации детей при переходе с дошкольной ступени обучения в начальную школу.




Темы по самообразованию: познавательное развитие дошкольников

29 марта, 2018 admin


Темы по самообразованию:

познавательное развитие дошкольников

Уважаемы коллеги!

Представляю вам основные формулировки тем по познавательному развитию дошкольников.

Вы сами можете разнообразить формулировки, взяв начало предложения от одной формулировки, а окончание – от другой.

Природный мир:

  1. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края.
  2. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к окружающему природному миру.
  3. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности.
  4. Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем природном мире посредством игровой деятельности.
  5. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
  6. Формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста об окружающем природном мире.
  7. Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности.
  8. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.
  9. Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим природным миром.
  10. Ознакомление детей дошкольного возраста с природными богатствами родного края посредством продуктивных видов деятельности (имеется в виду рисование, лепка, конструирование макетов из природного материала и т.д.).

Социальный мир:

  1. Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о малой родине и Отечестве.
  2. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством краеведения.
  3. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
  4. Формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений об окружающем социальном мире в проектной деятельности.
  5. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством коллекционирования.
  6. Позитивная социализация воспитанников дошкольной образовательной организации в различных видах детской деятельности.
  7. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды (про ИКТ).
  8. Развитие познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации (фраза из ФГОС) посредством проектной деятельности.

Исследовательская деятельность:

  1. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
  2. Развитие познавательного интереса и познавательных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности.
  3. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
  4. Формирование первичных представлений о мире у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования.

ФЭМП:

  1. Развитие основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр математического содержания.
  2. Математическое развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
  3. Математическое развитие детей дошкольного возраста посредством интерактивных игр и упражнений.
  4. Развитие поисково-исследовательской деятельности воспитанников на основе математического содержания.
  5. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания.
  6. Математическое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
  7. Развитие познавательного интереса воспитанников посредством игр математического содержания.
  8. Обогащение познавательной сферы детей дошкольного возраста посредством математического развития (общая тема).

Сенсорное развитие:

  1. Формирование сенсорного опыта у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
  2. Формирование графических навыков и умений у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
  3. Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения сенсорного опыта.
  4. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе речевой деятельности.
  5. Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
  6. Формирование сенсорного опыта детей дошкольного возраста посредством пескографии.
  7. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пескографии.

93 комментария к записи “Темы по самообразованию: познавательное развитие дошкольников”

Вера, сейчас эта формулировка больше похожа на доклад (Вы её потом примените обязательно при выступлении). Лучше сформулировать так: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством организации творческих групп. (Темы про профессиональную компетентность сейчас самые актуальные).

Бэла Геннадьевна, доброе утро! Спасибо большое.

Наталья, Вы правы. Не всегда можно найти диагностику по своей теме. Думаю, что можно сформулировать так (варианты):
1. Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сказки. (Диагностика по этому направлению должна быть в программе, на основе которой работает Ваш д/с («От рождения до школы, или «Детство, или др.)
2. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой. (По нравственному воспитанию диагностику найти можно).

Хотелось бы что-то с патриотическим воспитанием связать, т.к. состою в творческой группе по патриотическому воспитанию. может подскажите диагностику по патриотичекому воспитанию, или подкоррекктируйте тему к сказкам.

Наталья, Вы правы. Квест не обязательно упоминать в формулировке. Можно упомянуть в одной из задач, а можно и не упоминать.
Формулировка у Вас методически грамотная.

Спасибо Белла Генадьевна

Елена, спасибо большое за Вашу оценку моего труда!Очень приятно! А насчет цели и задач по самообразованию Вас абсолютно правильно учили. Они касаются не детей, а Вас. Будет такая глагольная лексика: создать условия, разработать, составить, внедрить.

Бела Геннадьевна, огромное спасибо!

Наталья, вот эта задача про нравственно-патриотическое грамотнее и лучше. Берите её.

Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Помогите, пожалуйста, сформулировать тему самообразования, связанную с одаренностью детей старшего дошкольного возраста. Может есть у вас уже что то по этой теме. Спасибо заранее.

Зинаида, по этой теме, к сожалению, у меня ничего нет. А сформулировать можно так: Педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях ДОУ.

Добрый вечер, Белла Геннадьевна! Помогите, пожалуйста сформулировать тему самообразования, если проблема, над которой я буду работать в следующий межаттестационный период: развитие комплекса условий, обеспечивающих эффективное познавательное развитие дошкольников.И цель и задачи.

Спасибо большое, Бэлла Геннадьевна!

Бела Геннадьевна, помогите пожалуйста с темой самообразования по патриотическому воспитанию в средней группе

Добрый вечер,Бела Геннадьевна! Подскажите пожалуйста как правильно сформулировать тему по самообразованию знакомство детей с профессиями в гендерном напралении. Спасибо.

Добрый день, Бела Геннадьевна! Подскажите как правильно сформулировать тему по самообразованию, работая старшим воспитателем. Я знаю что актуальна тема по профессиональной компетентности педагогов и брала её, когда были педагоги новаторы и профессионалы, а сейчас пришли молодые педагоги, которые не все знают в совершенстве дошкольную педагогику и методику. За раннее Вам благодарна

Леночка, спасибо! Приятно слышать! И Вам всех-всех благ! Все формулировки хороши, но мне нравится третья.

Бэла Геннадьевна!Спасибо за быстрый ответ, передаю вам благодарность от своих коллег за Ваш замечательный сайт! Это большое подспорье в нашей работе! Здоровья Вам и удачи!

Лилия, я Вам ответила по электронной почте. Посмотрите там, пожалуйста.

Эльмира, я ответила Вам на электронную почту. Посмотрите там, пожалуйста.

Бэла Геннадьевна!Здравствуйте, Помогите, пожалуйста, сформулировать тему по самобразованию. Развитие навыков мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактические и развивающие игры или просто в игровой деятельности?

Большое спасибо.Из познавательного развития хотела взять именно мышление, но может быть не как навык, а как психический процесс? И взять диагностику на развитие мышления до и после? А задачи взять:
1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, классификации.
2. развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
3. подготовка детей к обучению в школе.
или я запуталась?

Бэла Геннадьевна!Извините, не предупредила я работаю педагогом-психологом.Как мне тогда сформулировать тему лучше?

Бэла Геннадьевна! Спасибо

Уважаемая Белла Геннадьевна!Подскажите, пожалуйста, как правильно ли сформулирована годовая задача: Формирование основ толерантности, посредством проектного метода в практике работы педагогов ДОУ?

Светлана, надо писать так, как хочет начальство)))) Поэтому запишите такую формулировку: Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста в процессе реализации социальных проектов.

Наталья, тема очень хорошая и актуальная! План примерно такой: 1. Актуальность. 2. Создание условий для реализации темы (псих-пед. условия, РППС). 3. Формы, методы и технологии, которые применяете (или нужно применять). Примеры. 4. Работа с родителями. 5. Результаты.

Наталья, я рада что Вам смогла помочь! Спасибо за отзыв!

Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Я буду выступать на городском семинаре по экологическому воспитанию. Мне сказали рассказать об экологическом воспитании детей с ОВЗ на улице: на прогулке, на экол.тропе, плюс — опыты и эксперименты. Помогите, пожалуйста, сформулировать тему выступления и план. К сожалению, никто помочь не может.

Добрый день. Нужна ваша консультация по вопросам написания ИОП по теме : развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе реализации проектов от интересов детей

Спасибо большое! Очень благодарна!

Благодарю за помощь.

Здравствуйте Белла Геннадьевна. Помогите, пожалуйста сформировать тему самообразования, чтобы в ней звучало полилингвальность и этнокультура

Добрый вечер Белла Геннадьевна!Я не так уж и давно работаю стр.воспитателем и много чего еще не знаю.Какую тему по самообразованию лучше взять для себя?И какие документы у меня должны быть?Заранее спасибо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана по теме посково-исследовательская деятельность дошкольников.

Познавательно-исследовательская деятельность детей

Срок реализации- 1 год

Дата начала работы над темой 1.08.2017г.

Предполагаемая дата окончания работы 30.05.2018г.

Васильева Елена Равильевна

То, что я услышал, я забыл

Ш То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;

- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;

- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- содействие формированию у детей научной картины мира;

- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

• Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

• Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

• Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

• Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Актуальность темы

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Основные этапы реализации программы:

I.​ Подготовительный этап включает изучение практического опыта педагогов дошкольных образовательных учреждений и подбор диагностического инструментария, направленного на выявление уровня познавательной активности дошкольников. Проведение первичной диагностики познавательной активности дошкольников.

работа с детьми;

самостоятельная исследовательская деятельность детей;

взаимодействие с родителями.

В рамках вышеуказанных направлений осуществлялась реализация комплекса мероприятий для детей, а также взаимодействие различных учреждений по развитию познавательной активности и использованию проектно-исследовательской деятельности, проведение совместных мероприятий с участием детского сада и семьи.

В процессе реализации программы предполагается промежуточное исследование познавательной активности с целью корректировки ее содержания.

Содержание и структура проектно-исследовательской деятельности

План работы на год

Изучение методической литературы

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Анализ изученной литературы по данной теме

Работа с детьми

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Работа с семьёй

Газета для любознательных родителей.

День открытых дверей.

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.

Выступление на педагогическом совете.

Выступление на семинаре-практикуме.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

Заключительный этап включает в себя вторичную диагностику, анализ и интерпретацию результатов, и разработку психолого-педагогических рекомендаций для педагогов, родителей, администрации ДОУ по использованию проектно-исследовательской деятельности в развитии познавательной активности. Представление результатов инновационной деятельности в печати, а также в научных публикациях.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня познавательного интереса и познавательной активности;

Улучшение детско-родительских отношений;

Повышение мотивации дошкольников к участию в проектно-исследовательской деятельности;

Формирование и развитие умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников;

Индикаторами успешности работы по развитию познавательной активности воспитанников можно считать следующие:

- высокая познавательная активность дошкольников;

- осознанное обсуждение результатов поисковой и исследовательской деятельности;

- мотивационная готовность к участию в проектной деятельности;

- способность к рефлексии по поводу полученной информации;

- актуализация имеющихся знаний для решения проблемных ситуаций;

- использование полученных знаний и способов действий в жизненных ситуациях.

Требование к результатам освоения направленности содержания.

В результате освоения метода проектно-исследовательской деятельности дошкольник должен:

Приобрести опыт деятельности:

- самостоятельно находить ответы на некоторые возникающие вопросы путем экспериментирования, проявлять творчество, высказывать догадки, выдвигать гипотезы, проверять экспериментально; обсуждать результаты, делать умозаключения

- применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

С целью выявления уровня развития исследовательских навыков и познавательной активности дошкольников используется диагностика на основе следующих методик:

· когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

· мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

· эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

· действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев и показателей далее были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляяют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Считаем, что метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Дополнительная литература

1. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.- С.11-13.

3. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч.-1999.- № 6.-С. 91-94.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.

6. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7-9.

Периодические издания

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Перед собой я ставила следующие задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

В течение года я изучала следующую литературу:

Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе, Вентана-Граф, 2007 г.

Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли мне в работе с детьми старшей группы. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей, для педагогов.

В течение года я не только получала знания по данной теме, но я делилась ими со своими коллегами во время выступлений на педагогическом совете, на семинаре-практикуме.

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

Читайте также: