Почему бродского не изучают в школе

Обновлено: 02.07.2024

Как полагалось, Бродский пошел в школу семи лет, в 1947 году, но бросил учение уже в 1955-м. Советская школа никогда не была нацелена на образование в точном смысле этого слова, а то был едва ли не худший период в ее истории. Обучение по унифицированной программе для всей огромной страны было основано на зазубривании; о том, чтобы вырабатывать в детях навыки самостоятельного аналитического и критического мышления, развивать эстетическое чувство, не было и помину. В лучшем случае школа учила чтению, письму, счету и давала запас элементарных сведений в области естествознания и точных наук. Преподавание истории и литературы было полностью подчинено задаче идеологической индоктринации будущих советских граждан. Учебники по истории, литературе и даже географии были написаны суконным языком и напичканы пропагандой. По программе полагалось изучение одного иностранного языка, но языки преподавали по скверным учебникам и методикам, в слишком больших классах, слишком мало часов в неделю, и практически никто не оканчивал среднюю школу с умением читать и хотя бы элементарно объясняться на иностранном языке[57]. Большинство учителей были перегруженными работой, низкооплачиваемыми, нервными людьми. Чувство собственного достоинства в детях подавлялось. Было принято прилюдно стыдить, распекать, унижать ребенка за то, что он плохо понял урок, за шалость, или, в летнем лагере, за обмоченную простыню. К этому прибавлялись идеологическая обработка и то же прилюдное поношение за проступки в октябрятской и пионерской организациях (до комсомольского возраста Бродский в школе не удержался).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

В школе

В школе Тот, кто учился в советское время, знает, что такое принудительный школьный хор. Многие только со временем стали благодарны такой возможности — петь после уроков, когда хочется валандаться на улице, а другие — были сразу благодарны, что вместо хулиганства и

В школе

В школе Как полагалось, Бродский пошел в школу семи лет, в 1947 году, но бросил учение уже в 1955-м. Советская школа никогда не была нацелена на образование в точном смысле этого слова, а то был едва ли не худший период в ее истории. Обучение по унифицированной программе для всей

В ШКОЛЕ

В ШКОЛЕ Однажды осенью 1927 года я стоял на улице и с завистью смотрел на соседских ребят — они спешили в школу. Мне взгрустнулось: так бы и побежал с ними, но ждать еще целый год. Мне только семь, принимали тогда в школу с восьми лет.Из соседнего двора появился Василь — мой

V В средней школе

V В средней школе Я уже говорил, что ко времени женитьбы учился в средней школе. Все мы, трое братьев, учились в одной школе. Старший опередил меня на несколько классов, а брат, который женился одновременно со мной, — всего на один класс. Из-за женитьбы мы потеряли целый год.

Учеба в школе

Учеба в школе Если уж мне снятся страшные сны, так именно о школе…Однажды (это было в 20?й школе, где потом учились и мои дети) меня вызвали к доске. Я отправился, по словам классика, с легкостью в мыслях необыкновенной. Подошел к доске, увидел уравнение, взял мел. И тут

В ШКОЛЕ

В ШКОЛЕ Петр умер, но дело, начатое им на Урале, продолжало расти, приобретая все больший размах. И, как всегда бывает, вокруг этого нового дела закипела борьба интересов. Главное горное управление и частные предприниматели, династии всесильных Демидовых и Строгановых,

В школе и на сцене

В школе и на сцене Итак, наша семья переехала в новый квартал, и в следующий понедельник мы с Аидой, перейдя улицу, впервые пошли в новую школу. Что было особенного в этой школе, что отличало ее от других? Да, в общем, ничего, кроме того, что дети, которые собирались стать

В высшей школе

В высшей школе Призвание Александра Воейкова определилось в юношеском возрасте. Его привлекали естественные науки.В России того времени изучение естествознания лучше всего было поставлено в Петербургском университете. Как говорили современники, физико-математический

В школе Столярского

В школе юнг

В школе юнг Уходит бригантина от причала, Мои друзья пришли на торжество. И над водой, как песня, прозвучало: Один за всех и все за одного! Михаил Танич Выборг меня встретил мрачными развалинами вокзала. Война жестоко обошлась с этим маленьким городом. Был ранний час на

БОРЬБА В ШКОЛЕ

БОРЬБА В ШКОЛЕ После встречи с Крестинским шла усиленная работа в нашем комитете, заседания которого по моей просьбе почти всегда частным образом посещал В. В. Чернявский. Его присутствие упрощало нашу работу: все наши пожелания об увеличении кредитов находили своё

Дедовщина в школе

Дедовщина в школе Дикая история в школе:Мальчика-пятиклассника избили в школьном туалете. Избили так, что он потерял сознание и в тяжёлом состоянии попал в больницу…Мальчик был тихий и робкий, врагов у него не было, насолить никому не мог. В школу пришёл следователь.

II. В ШКОЛЕ ВАСИЛИАН

В Эмерсоновской школе

В Эмерсоновской школе Мэрилин Монро рассказывала, что в школе многие называли ее Мышкой – такой она была тихой и незаметной.Учителя о ней отзывались как о приятной, но некоммуникабельной и малоактивной девочке. Одноклассники же в основном ее просто не замечали. «В первый

В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ

В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ С приближением осени папа снова стал заговаривать о том, как важно получить образование, иметь специальность. Опять рассказывал, как сам учился, как дядя Михель уехал в Париж почти не зная французского языка. Уже в который раз ставил мне в пример Миру: она

Недавно в Петербурге открылась квартира-музей Иосифа Бродского - те самые "полторы комнаты" в легендарном доме Мурузи, где он жил вместе с матерью. Весь интерьер в точности повторен так, как он выглядел при жизни поэта. Поскольку музей Бродского частный, ему не могут быть переданы подлинные вещи поэта в собственность, только на временное хранение, и сейчас музеи ведут об этом диалог.

В свете этого события я задумалась о том, что никогда не изучала творчество такого любимого в Петербурге и известного среди многих людей Иосифа Бродского.

Выдержка из биографии Бродского

Почетный гражданин Санкт-Петербурга, получивший срок за тунеядство, не раз попадавший в психиатрические лечебницы и на допросы, близкий друг Анны Ахматовой, принужденный к эмиграции из России, Иосиф Бродский - известная личность с непростой и запутанной судьбой.

Иосиф Бродский родился в 1940 году в Ленинграде. На его юность пришлась блокада, голод и бедность. В 60-х за ним начали пристально следить КГБ, его дружба с известными антисоветскими идеологами и подвергавшиеся сомнению стихотворения о существующей власти послужили тому причиной.

При этом, Бродский с детства страдал различными невротическими заболеваниями, которые послужили развитию шизоидного расстройства личности. В ранние годы Иосиф Бродский несколько раз попадал в психиатрические лечебницы и однажды пытался покончить с собой.

Таким образом Бродский был приговорен к пяти годам принудительного труда в Архангельской области, в деревне Норинской. Там он занимался тяжелым физическим трудом, жил в тесной каморке и посвящал все свободное время изучению поэзии.

Биография Иосифа Бродского увлекательная и внушительная - в его жизни случались большие потрясения и радости, он много переезжал и дважды женился. Все подробности жизни Бродского я не сумею уместить в одну статью, поэтому очень советую почитать на просторах интернета.

Почему творчество Иосифа Бродского не проходят в школах?

Однако, изучив биографию Бродского, я задалась вопросом - почему я открыла для себя этого талантливого поэта и драматурга только сейчас, а не в школе или в вузе? Я заметила, что люди более старшего возраста знают о Бродском больше, чем молодежь, и мне понятно почему: ведь в государственной образовательной программе творчество Бродского не входит в обязательное изучение.

Однако, это суждение достаточно противоречиво, потому что каждый сможет назвать авторов, которые входят в школьную программу, и у которых судьба не менее шокирующая и порой травмирующая.

Другое мнение, почему творчество Иосифа Бродского не попало в образовательную программу, строится на том, что наша система образования в России не меняется годами. А, как известно, Иосиф Бродский был врагом советской власти, вне закона, что, видимо, является веской причиной игнорировать творчество поэта и писателя до сих пор.

" У современной России нет прав на Бродского" - так объясняют свою позицию приверженцы мнения о том, что Бродского не изучают в школе, потому что его творчество настолько всеобъемлюще и нестандартно, глубинно и философски очерчено, что понять его сможет не каждый.

Его творчество еще не изучено до конца и оно так неоднозначно, что давать его на изучение и самостоятельную интерпретацию школьникам - поступок нечестный, и даже опасный.

Изучая материалы для этой статьи, я нашла информацию о том, что в новейшей образовательной программе присутствует творчество Бродского и что некоторые учителя включают его в программу обучения (самовольно или нет - неизвестно). Хорошо, если так.

"Если искусство чему-то и учит, то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней — и наиболее буквальной — формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности — превращая его из общественного животного в личность".

А как вы считаете, нужно ли школьникам в старших классах изучать творчество великого русского и американского поэта и писателя Иосифа Бродского?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

учитель русского языка и литературы

Имя Иосифа Александровича Бродского включено в список авторов, чьи произведения должны изучаться в школе, но на их изучение отводится 1-2 урока. Почему?

Одной из причин является то, что он неоднозначный и непонятный для многих автор. Его творчество, конечно, изучено ещё не до конца.

Еще одна причина – изучение его творчества в конце 11 класса, не до этого…

Как педагог, работающий в среднем и старшем звене, начинаю изучать его творчество с 9 класса.

Впервые с ним мы знакомимся при подготовке к итоговому собеседованию. Нахожу статью о нём. Читаем пересказываем, вставляем цитату в текст.

Бродский - это человек, который сделал себя сам. У него очень много высказываний, изречений, которые актуальные и по сей день. В 11 классе мы знакомимся (дети сами находят) с заповедями И.Бродского и его афоризмами. Вашему вниманию приведены некоторые из них.

1. Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы. Вообще, старайтесь уважать жизнь не только за ее прелести, но и за ее трудности.

2. Умейте прощать. Мир, в который мы вступили, не имеет хорошей репутации. Это не милое местечко, как вы вскоре обнаружите, и я сомневаюсь, что оно станет намного приятнее к тому времени, когда вы его покинете.

Старайтесь не обращать внимания на тех, кто попытается сделать вашу жизнь несчастной. Таких будет много — как в официальной должности, так и самоназначенных.

3. Сосредоточьтесь на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом.

4. Старайтесь быть добрыми к своим родителям.

5. Старайтесь не слишком полагаться на политиков. Не столько потому, что они неумны или бесчестны, как чаще всего бывает, но из-за масштаба их работы, который слишком велик даже для лучших среди них.

6. Старайтесь быть скромными. Уже и сейчас нас слишком много — и очень скоро будет много больше. Это карабканье на место под солнцем обязательно происходит за счет других. Всегда помните, что рядом с вами всегда кто-то есть — ближний. Никто не просит вас любить его, но старайтесь не слишком его беспокоить и не делать ему больно.

4 мая 1961 года в СССР появился указ о борьбе с тунеядством. Согласно этому указу, лица, не работавшие более 4 месяцев в году, и жившие на нетрудовые средства, подлежали Уголовной ответственности. Самим громким процессом, связанным со статьей о тунеядстве, стал суд над Иосифом Бродским.

Очень интересно проходит в 11 классе урок-суд над Бродским. Заранее подбирается материал, распределяются роли. Есть и сам подсудимый, и судья, и защитники, и свидетели обвинения.

Суд применяет указ от 4/П. 1961 года: сослать Бродского в отдаленные местности сроком на пять лет с применением обязательного труда. Так он попадает в Коношский район Архангельской области.

Мы более подробно знакомимся с норинским периодом в жизни и творчестве И.Бродского. Он тяжело переживает разлуку с родителями, друзьями, любимой.

Самым важным при изучении его творчества как можно более образно дать представление о поэте как человеке, полагаясь на факты биографии. С этой целью ребятам предлагается самостоятельно найти воспоминания друзей о поэте.

В заключение хотелось бы сказать следующее: мы можем его любить или не любить, но дать детям возможность самим разобраться в творчестве Бродского должны. Соприкосновение с поэтическим миром поэта даёт богатую пищу уму и сердцу современного человека.

Не все великие поэты могут быть поняты. К сожалению, я с ним познакомилась лишь после школы, после чего была сразу же разочарована в школьном курсе литературы. Когда у преподавателя в вузе спросила, почему так обстоит дело, она мне ответила, что в школе надо давать образовательный стандарт без каких-либо выкрутасов.

Незнаю как сейчас (я закончил 11кл в 2000 г) Но в мое время изучали и его, правда вскольз и не особо подробно ( или я так учился что особо ни чего не помню?!)))). )

". И надо
всем пылают во тьме, как на празднике Валтасара,
письмена "Кока-колы".В заросшем пруду курзала
тихо журчит фонтан. Изредка вялый бриз,
не сумевший извлечь из прутьев простой рулады,
шебаршит газетой в литье ограды,
сооруженной, бесспорно, из
спинок старых кроватей. "
("Колыбельная трескового мыса")

Конечно, мой пример нарочито заУмен (у него есть стихи попроще))). Но Бродский для школьников сложен. Я так думаю.

Читайте также: