Самодержавие как феномен русской культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Авторская разработка на тему "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" по предмету "Культурология" содержит 65 страниц, 7 рисунков, 4 таблицы и 36 источников.

Ключевые слова: Культурология, Педагогика, Экономика предприятия, Иностранный язык .

Объектом исследования является анализ условий "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог", изучалась природа темы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".

Далее проводилось исследование актуальности "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" и определены тенденции развития тематики "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" рассматривает в книге "Русский мiръ. Пространство и время русской культуры. Альманах. №2, 2009", изданной в 2009 году и содержащей 372 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

Альманах предоставляет свои страницы авторам со всего мира, пишущим на русском языке, исследующим различные стороны русской культуры, ее связи с другими мировыми культурами. Проза, поэзия, мемуары, эссе, критика - все это нашло свое место в Альманахе "Русский мiръ".

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" касается Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова в монографии "Введение в историю русской культуры. Методические рекомендации по курсу". Данная книга была выпущена в издательстве "Владос" в 2001 году, содержит 96 стр.

Методические рекомендации написаны в помощь преподавателю, ведущему курс `Введение в историю русской культуры`. Рекомендации содержат программу, тематическое планирование и методические советы с вариантами уроков.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Феномен русской культуры Серебряного века". И. А. Биккулова определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2010 году в издательстве "Флинта, Наука". В описании книги сказано следующее.

Данное пособие посвящено проблематике постижения феномена русской культуры Серебряного века. Литература, живопись, музыка, театр, меценатство рубежа XIX-XX веков рассматриваются в широком историко-культурном контексте. Раскрывается взаимосвязь процессов жизни искусства и общественно-политических событий, мощно повлиявших на создание многомерной и универсальной русской культуры того периода. Особое внимание уделено воспоминаниям и размышлениям русских деятелей культуры о новаторском характере творчества рубежа двух веков. Для студентов-филологов и преподавателей гуманитарных дисциплин в вузах и общеобразовательных учреждениях.

  1. Исследования и научно-практические статьи управление культурой в условиях мегаполиса. В.А. Есаков, "Управление персоналом", № 24, декабрь 2007.
  2. Особенности заключения гражданско-правовых договоров с деятелями культуры и искусства. И. Зернова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  3. Учет форменной одежды, приобретенной за счет средств от приносящей доход деятельности. Т. Обухова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  4. Налоговые агенты при расчетах с иностранными организациями. Л. Ларцева, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  5. Расчеты бюджетного учреждения с потребителями коммунальных услуг. И. Гарнов, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.

Представленная работа посвящена теме "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".

Теоретическое значение изучения проблемы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Культурология образцы работ
Педагогика образцы работ
Экономика предприятия образцы работ
Иностранный язык образцы работ

  1. Исследования и научно-практические статьи управление культурой в условиях мегаполиса. В.А. Есаков, "Управление персоналом", № 24, декабрь 2007.
  2. Особенности заключения гражданско-правовых договоров с деятелями культуры и искусства. И. Зернова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  3. Учет форменной одежды, приобретенной за счет средств от приносящей доход деятельности. Т. Обухова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  4. Налоговые агенты при расчетах с иностранными организациями. Л. Ларцева, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  5. Расчеты бюджетного учреждения с потребителями коммунальных услуг. И. Гарнов, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  6. Профессиональная подготовка и переподготовка кадров. А. Репин, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  7. Вопросы кадровой службы: персональные данные. С. Валова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  8. Доходы и выручка по-русски. ПБУ 9/99 как зеркало работы Минфина России. В.Р. Захарьин, "Финансовые и бухгалтерские консультации", № 12, декабрь 2007.
  9. Целевое финансирование и целевые поступления. И. Зернова, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  10. Учет компьютерных программ. О. Заболонкова, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  11. Если в учреждении работает донор. Т. Николаева, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  12. Бухгалтерский и налоговый учет страхования урожая сельскохозяйственных культур. З.И. Кругляк, "Все для бухгалтера", № 13, июль 2007.
  13. Русский либерализм: мифы и реальность. И.С. Яртых, "Адвокат", № 6, июнь 2006.
  14. Безвозмездное поступление имущества в учреждения культуры: учет и налогообложение. В.В. Семенихин, "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 22, ноябрь 2012 г.
  15. Материальная помощь работникам учреждений культуры: виды и правила учета. Л. Салина, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2012 г.
  16. Минусы работы с кадровыми агентствами: мнения эйчаров. интервью с Н. Агарковой, начальником отдела управления корпоративной культурой, подбора и найма персонала Совкомбанка, Ю. Свитковской, директором департамента по персоналу Группы Компаний "ДМС", С. Шеиной, директором по персоналу Сибирского регионального центра ОАО "Альфастрахование", Е. Канатчиковой, директором департамента управления персоналом "Прагматик", Е. Козловой, директором по персоналу ООО "Комбинат Полуфабрикатов "Сибирский Гурман", О. Сечкиной, заместителем генерального директора по управлению персоналом компании "Кронос", Н. Семиковой, директором по персоналу ХК "Логопром" и др.. Е. Аверкович, "Управление персоналом", N 9, май 2012 г.
  17. Оценка качества услуг в сфере культуры: методология и методика формирования и измерения показателей. А.З. Фахрутдинова, "Руководитель автономного учреждения", N 4, апрель 2012 г.
  18. Законопроект противоположен нашей культуре. В.И. Слободчиков, "Юрист ВУЗа", N 2, февраль 2012 г.
  19. Контроль качества АРМ по условиям труда отвечает интересам работодателя. Из опыта работы Алтайского краевого центра охраны труда. В.П. Русских, "Охрана труда и техника безопасности в строительстве", N 10, октябрь 2011 г.
  20. Учреждения культуры: учет и налогообложение авторских прав с многократным воспроизведением. В.В. Семенихин, "Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", N 9, сентябрь 2010 г.
  21. Феномен города в социокультурном и политико-правовом измерении. Р.А. Ромашов, "Журнал российского права", № 11, ноябрь 2009.
  22. Комментарий к приказу Министерства здравоохранения РФ и социального развития РФ от 14.03.2008 № 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии" и приказу Министерства здравоохранения РФ от 31.03.2008 № 149н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг". Т. Сильвестрова, "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", № 6, июнь 2008.
  23. Проектные методы управления. Внедрение и развитие проектной культуры: европейский и российский опыт. Р. Сотер, "Кадровый менеджмент", № 5, май 2008.

Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.

Гладышева Марина Михайловна

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Представления о русском самодержавии (см. Терминологический словарь) и его роли в истории отечественной культуры претерпевали значительные изменения на разных этапах существования Российского государства. В период Московского царства и Российской империи самодержавие рассматривалось как некая надклассовая сила, сплачивающая своих подданных без различия их сословной и классовой принадлежности на основе общенационального идеала, единства веры и морали.

Содержание работы

1. Русское самодержавие как феномен культуры.
2. Реформы Петра I в области культуры.
3. Роль Екатерины II в культурной жизни России.
4. Образование и наука в дореволюционной России. Вклад M. Ломоносова в развитие культуры.

Содержимое работы - 1 файл

Культурология.doc

ТЕМА 23. КУЛЬТУРА ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ.

  1. Русское самодержавие как феномен культуры.
  2. Реформы Петра I в области культуры.
  3. Роль Екатерины II в культурной жизни России.
  4. Образование и наука в дореволюционной России. Вклад M. Ломоносова в развитие культуры.
  1. Русское самодержавие как феномен культуры.

Представления о русском самодержавии (см. Терминологический словарь) и его роли в истории отечественной культуры претерпевали значительные изменения на разных этапах существования Российского государства. В период Московского царства и Российской империи самодержавие рассматривалось как некая надклассовая сила, сплачивающая своих подданных без различия их сословной и классовой принадлежности на основе общенационального идеала, единства веры и морали. В советский период оценка самодержавия основывалась на формационном, отвлеченно-классовом подходе к этому явлению: "Самодержавие (абсолютизм, неограниченная монархия) есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и контроле за управлением. Самодержавие есть поэтому самовластие чиновников и полиции и бесправие народа.

Между тем, объективная, научно обоснованная оценка исторической роли российского самодержавия на всех этапах его существования приобретает в современных условиях особое значение. Поэтому целью данной лекции и является рассмотрение российского самодержавия как единой социокультурной формы, органически укорененной на национально-русской почве, отвечающей особенностям менталитета русской культуры и своеобразию социокультурной динамики России.

Раннее христианство и самодержавная власть. Императорская власть и христианская вера в мировой истории возникают почти одновременно. Не случайно византийские мыслители любили отмечать, что рождение Христа совпало с царствованием императора Августа. В их сознании язычество отождествляется с децентрализованностью государства, а окончательное воцарение единого всевластного цезаря, императора, означает установление Царства Божьего на земле - в форме самодержавного единовластия, сознается как материальный, политический аналог всемирной власти Христа, как воплощение идеалов христианства. Уже в ранневизантийской культуре монархическая власть со всеми ее ритуальными и эстетическими атрибутами выступает как знак божественной власти.

Органическое единство сильной деспотической власти ( классический пример - разнообразные восточные деспотии во главе с персидскими царями, ассирийскими монархами, египетскими фараонами) и христианства с его евангельской заповедью: "Воздайте кесарево кесарю, а Божие - Богу" было укоренено в психологии "маленького человека" - верноподданного империи, поглощенного системой огромного и всесильного государства. Человек почти без остатка включался в самодержавную государственную систему. Он от имени религии обязывался к государственному послушанию не за страх, а за совесть, он преклонялся перед магическим ореолом власти.

Таким образом, уже в ранней Византии религия (восточная ветвь христианства) и государственно-политическое устройство (самодержавная власть императора - цезаря) обрели друг друга как два взаимосвязанных и взаимообусловленных элемента культуры.

Характерны в этом отношении мысли константинопольского патриарха Антония по поводу церковного авторитета царской власти в его послании русскому великому князю Василию Дмитриевичу (1393 г.): "Святой царь занимает высокое место в церкви . Цари вначале упрочили и утвердили благочестие во всей вселенной; цари собирали вселенские соборы. Невозможно христианам иметь церковь и не иметь царя. Ибо царство и церковь находятся в тесном союзе и невозможно отделить их друг от друга.

Православие и католицизм: различные подходы к соотношению власти светской и духовной. Разделение некогда единой религии - христианства на две ветви: православие и католицизм, повлекло за собой и различные подходы к проблеме соотношения власти бога и власти императора-самодержца.

Западное христианство (католичество) предъявило претензии на такое объединение духовной и светской власти, которое предполагало распространение духовной централизованной иерархической власти папы на область социально-политических, внецерковных отношений.

Восточное христианство (православие) практически никогда не стремилось к действительной теократии, то есть к такой форме правления, при которой глава государства одновременно является его религиозной главой. Исключение составляет, пожалуй, единственная в своем роде попытка патриарха Никона установить в 1652-1653 годах некое подобие теократии. Фактически же эта попытка представляла собой особую форму духовно-светского двоевластия.

Преобладающей на протяжении всего русского средневековья была не столько идея разделения светской и духовной властей, сколько идея их тесного взаимодействия и внутренней глубокой соотнесенности, - своего рода идеал социокультурного равновесия светскости и духовности, с одной стороны, и авторитарности и коллективности ("соборности") - с другой. Однако закрепление соответствующих социокультурных функций: авторитарно- центростремительной - за светской властью (самодержавием) и коллегиально-центробежной, - за властью духовной (православием) - не могло не быть противоречивым, неустойчивым, потенциально взрывоопасным/

Самодержавие и православие: исторический опыт России. Хотя институт самодержавия на Руси сложился через несколько столетий после принятия христианства в восточном варианте, особенности русской культуры, православной церкви и национальных традиций изначально создавали потенциальные возможности для его укоренения в социокультурном пространстве Руси.

Фактически на века вперед самодержавие (и в византийском, и в русском вариантах) выступает как социокультурная форма существования восточного христианства (будущего православия). Православие же предстает как внутреннее оправдание культа светской власти нравственно-религиозным идеалом, как наполнение социально-политической формы организации общества духовно-культурным содержанием - идеологическим, этико-философским, эстетическим и собственно религиозным. Эта культурно-историческая традиция в дальнейшем проступает не только в формуле "Москвы - Третьего Рима" (принадлежащей старцу Филофею - из его послания Василию III, между 1515 - 1521), не только в обоснованиях идеала "просвещенной монархии" XVIII века или в знаменитом "триединстве" николаевского министра просвещения графа С.С.Уварова "самодержавие - православие - народность" в XIX веке, - эта традиция сказывается, уже в XX веке, и в мифологизации личности и деятельности Ленина, и в чисто религиозном "культе личности" И.Сталина, и в пародийном нагнетании официально-декларативного и декоративного "культа" Л.Брежнева.

Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации.

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций.

В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т. д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

3. Роль Екатерины II в культурной жизни России.

Вторая половина 18 в. явилась важным периодом в развитии русской культуры, и абсолютистскому государству принадлежала в этом процессе значительная, а порой и инициативная роль. Так, Екатерина II утверждала, что только "заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы". В 60-70 гг. ею была сделана попытка создать в стране систему воспитательно-образовательных учреждений. По поручению императрицы И. И. Бецкой - один из представителей педагогической мысли в России, взгляды которого формировались под влиянием идей Я. А. Каменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо - разработал "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". В соответствии с этим учреждением были отрыты училище при Академии художеств (1764), Общество двухсот благородных девиц (1764) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772). Среди созданных Бецким учебно-воспитательных учреждений одно имело особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт) Оно положило начало женскому среднему образовании в России. Воспитанницы делились на 4 возраста: 6-9, 9-12, 12-15, 15-18 лет.

Каждый возраст носил платья своего цвета: коричневого, голубого, сероватого и белого. Прием в первый класс производился раз в три года. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику, архитектуру, рисование, музыку и танцы. Давали девушкам и некоторые знания в области домашней экономии.

Однако созданные по проекту Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей. В 1782 г. для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом сербом Ф. И. Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану в городах создавались народные училища двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездных. Эти училища являлись всесословными содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных - Закон Божий, русский язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика, иностранный язык. Значение этой реформы трудно переоценить - речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.


В. И. Вернадский писал: «Под месторазвитием человеческих обществ мы понимаем определенную географическую среду, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общежития. Развивающиеся в этой среде социально-историческая среда и географическая обстановка сливаются в некое единое целое, взаимно влияя друг на друга. В разные исторические периоды и при разных степенях культуры человеческих обществ различную совокупность социально-исторческих и географических признаков образуют различные месторазвития в пределах одной и той же географической территории.

Самодержавие как феномен русской культуры

Литературные творения Д. Мережковского, проникнутые мистицизмом, говорят о том, что у их автора были возможные проблемы с психическим здоровьем.

Их основателями были: Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Иван III, Иван IV Грозный, Петр I, Николай I, Ленин, Сталин. Самое интересное, что варианты универсального государства порождали хаос. На раннем этапе развития российского государства самодержавие и православие были тесно связаны между собой.

Православие в истории отечественной культуры

Считается, что еретические течения в русле православия способствовали русскому возрождению. Его основные требования касались прежде всего религиозной веротерпимости, свободомыслия и обмирщения народной, праведной церкви.

Его приверженцы были глубоко уверены, что истоки русской народности берут свое начало в православной традиции, общности, мирском согласии, равнодушии к политике, глубокой религиозности и ненависти к революции. Духовная основа особого пути развития, по их мнению, – легкий путь в православной вере. Деятельность славянофилов связана с именами И. В. Киреевского и А. С. Хомякова. Характерной чертой русской культуры XIX в. было доминирование литературы среди остальных форм художественного изображения. Русская литература имеет ярко выраженную этическую направленность.

По мнению Бердяева, она связана с моралью. Русская литература полностью была соткана из гуманистических православных традиций: отзывчивость, чуткость к человеческой боли. В своих произведениях русские писатели поднимали вечные темы, говорили о губительности для общества фальши, лицемерия.

С болью за русский народ Гоголь сам говорит о моральном разложении личности, духовном омертвении высших слоев общества. Особое место в русской литературе занимают писатели-мыслители Толстой и Достоевский. В своих произведениях они обращались к праведности. Их творчество уходит глубоко в духовную ситуацию, отличительной особенностью которой было исчезновение религиозности и прежних моральных основ. Их творчество было направлено на то, чтобы вывести общество из того нравственного тупика, в котором оно находилось. Они ставили вечные вопросы о смысле жизни, о природе добра и зла и критериях их различия. На эти вопросы они предлагали свои ответы. Их герои шли к истине и обретали веру.

Раскол в социодинамике отечественной культуры

Серебряный век в истории отечественной культуры (конец XIX – начало XX в.)

Русская революция как социокультурный феномен

Революция предполагает стихийную смену общественного устройства, полную ликвидацию старых порядков. Данный инструмент является не самым удачным инструментом для решения назревших политических и социокультурных проблем. Можно сколько угодно анализировать причины революции и строить иллюзорные альтернативные варианты, как бы развивалась Россия без монархии и октябрьских событий 1917 г., но факт остается фактом – революция была выходом из ситуации.

Уже первые дни революции показали, что надежды на светлое будущее России не оправдались. Революция стала для России тяжелым испытанием. Но если посмотреть на процесс более объективно, то можно сказать, что практически всегда в России культура обслуживала власть и страшной трагедии не произошло. Культура по существу в странах с сильным авторитарными тенденциями является инструментом обслуживания власти. Культура используется во время революции для трансляции политических идей, образов и идеалов. Учитывая такой фактор, как повальная безграмотность широких слоев общества, произошел всплеск популярности некоторых средств наглядной агитации. Яркие образы на декоративных плакатах производили неизгладимые впечатления на публику, которую нужно было подвергнуть ресоциализации. Ресоциализация – процесс, в ходе которого общество усваивает новые социальные образцы и нормы.

Советский период сформировал мифы о богах и героях, меняющих и направляющих ход политической истории. Вождь мифологизировал действительность, гипнотически воздействовал на массы, лишь окружив себя тайной. Так сформировалось тоталитарное государство. Авторитет лидера тоталитарного государства по сути есть разделяемая иллюзия.

2. Игры на тему мировой революции.

3. Игры, рассматривающие внутренние проблемы СССР.

4. Борьба против Запада.

Другим мощным средством воспитания являлись праздники. Новая доктрина строила новые границы общества. Тоталитарный контекст включал в себя жесткие нормы тоталитарной морали, деление всего мира на черное и белое, манихейское объяснение неудач происками врагов, сочетание иррационального с символами и догмами нового строя. Цель требовала комплексного подхода к решению новых задач: это включало в себя принятие новых мер по воспитанию и перевоспитанию. Это и переименования городов, улиц, совхозов, заводов, школ, создание пионерских дружин. Именно в 1920-е гг. методы политического воспитания достигли своего пикового значения разнообразия… Именно в этот период культура становится по-настоящему массовой.

Задачей политической культуры СССР было формирование личности, обладающей, с одной стороны, сверхчеловеческими способностями, а с другой стороны – повиноваться политической фигуре, олицетворяющей власть.

Реферат на тему:

Определение самодержавия

самодержавие власть монархический правление

Самодержавие, монархическая форма правления в России, соответствовавшая традиционным идеалам русского народа, при которой носителю верховной власти - Царю, Императору - принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде.

Выбор народа

Первый самодержец

Итогом войн с Великим Литовским княжеством (1487-1494, 1500-1503 годы) явилось присоединение к Русскому государству Северной земли, а также городов Чернигов, Брянск и Гомель. Постепенно, начиная с 1483 года, происходит завоевание Западной Сибири: в 1483 и 1499 году были осуществлены Сибирские походы.

Таким образом, изначально под самодержцем и понимался властитель, не зависимый ни от какой сторонней внешней власти, никому не платящий дани, то есть являющийся сувереном.

Философия народа

Единство царя и народа

Это не передача Государю народного самодержавия, как бывает при идее диктатуры и цесаризма, а просто отказ от собственного самодержавия в пользу Божьей воли, которая ставит царя, как представителя не народной, а Божественной власти.

Для нехристианина этот политический принцип трудно понятен. Для христианина - он светит и греет как солнце. Подчинившись в царе до такой безусловной степени Богу, наш народ не чувствует от этого тревоги, а, напротив, успокаивается. Его вера в действительное существование, в реальность Божией воли выше всяких сомнений, а потому, сделав со своей стороны все для подчинения себя воле Божией, он вполне уверен, что и Бог его не оставит, а, стало быть, даст наибольшую обеспеченность положения.

Православная Вера, Самодержавный Царь и Русское Отечество являлись органически взаимосвязанными элементами, составляющими фундамент русского национального государства и сформированной на его основе Российской Империи. Все три указанных элемента сформировались под взаимным влиянием и обусловили соответствующие характерные черты государственного устройства. Царь, как Помазанник Божий, выступал как защитник Веры и Отечества; народ смотрел на Царя как на представителя Бога на земле, стремился к послушанию ему и хранил в чистоте свою Веру; Православная Вера через Церковь духовно питала и укрепляла и Царя, и народ. Все пронизывала идея Служения. В результате этого триединого существования и непрерывного развития свершилось чудо, необъяснимое с позиций материализма: в неблагоприятных условиях Севера евразийского континента образовалось мощное государство, имеющее огромную территорию и способное обламывать рога (как в прямом, так и в переносном смысле) посягающим на его суверенитет завоевателям.

Неограниченна власть царя

Эта тесная связь царя с народом, характеризующая нашу монархическую идею, выработана, собственно, не аристократической и не демократической Новгородско-казачьей Россией, но Россией земской, которая выросла вместе с самодержавием. Эта идея и стала характеристично русской, глубоко засев в народном инстинкте. Ни демократическая, ни аристократическая идея при этом не исчезли, но во все критические, решающие моменты Русской истории голос могучего инстинкта побеждал все шатания политических доктрин и возвышался до гениальной проницательности.

Смутное время

Ты, Боже, Боже, Спасе милостивый,

К чему рано над нами прогневался,

Наслал нам, Боже, прелестника,

Злого расстригу, Гришку Отрепьева.

Ужели он, расстрига, на царство сел?.

Это торжество самодержавия характеристично тем, что оно было произведено земской Россией в борьбе против русского аристократического начала и русского же демократического. Россия земская, т.е. именно национальная, выражающая типичные особенности национальности, - отвергла в смуте все другие основы, кроме самодержавной, и воссоздала его в том же виде, в каком рисовалось оно Иоанну Грозному и той земской России, которая свою культурно-государственную жизнь строила на православном миросозерцании. Восстановление самодержавия, потрясенного смутой, и было всецело делом земской России.

Царская Россия

Царь - не только направитель всех текущих правительственных дел в виде защиты внешней безопасности, внутреннего порядка, справедливости и связанных с этим вопросов законодательных и судебных. Царь есть направитель всей исторической жизни нации. Это власть, которая печется и о развитии национальной культуры, и об отдаленнейших будущих судьбах нации.

Царская власть развивалась вместе с Россией, вместе с Россией решала спор между аристократией и демократией, между Православием и инославием, вместе с Россией была унижена Татарским игом, вместе с Россией была раздроблена уделами, вместе с Россией объединяла старину, достигла национальной независимости, а затем начала покорять и чужеземные царства, вместе с Россией сознала, что Москва - Третий Рим, последнее и окончательное всемирное государство. Царская власть - это как бы воплощенная душа нации, отдавшая свои судьбы Божьей воле. Царь заведует настоящим, исходя из прошлого и имея в виду будущее нации. Отсюда, теоретически рассуждая, необходима полнейшая связь царя с нацией, как в том, что касается общего их подчинения воле Божией, так и в том, что касается самого тела нации, ее внутреннего социального строя, посредством которого толпа превращается в общественный организм.

В Русской царской власти эта связь практически была достигнута самим ее происхождением из: 1) церковной идеи и 2) родового, а затем 3) вотчинного строя. В самом процессе своего развития царская власть входила в связь и с церковным, и с социальным строем. Во всем этом было мало сознательности. Ее негде было взять. Византийская доктрина скорее может быть названа традицией, нежели доктриной, а идея церковная лишь делала строй религиозный направителем политического, но не исследовала объективных законов социальной жизни. Теоретического сознательного строения государственной власти - не могло быть. Но было очень сильное органическое сложение страны, которое давало возможность идее верховной власти осуществиться на очень правильных социальных основах.

Монархия в современной России

В нынешнее смутное время нет для Руси задачи важнее, чем обретение здорового национально-религиозного самосознания. А это значит, что русскому обществу необходимо достичь ясного понимания всех недостатков и изъянов своего сегодняшнего бытия, с одной стороны, а с другой - столь же ясно осмыслить тот нравственный идеал в национально-государственном устройстве, к которому следует стремиться каждому, кто небезразличен к судьбе нашей истерзанной и измученной страны.

На этом пути серьезнейшей вехой должно стать пристальное, вдумчивое и благоговейное изучение огромного русского исторического опыта, на протяжении долгих столетий неразрывно связанного с православной монархической государственностью.

Ныне же - чего греха таить - величие и слава, мощь и благочестие, державная крепость и соборное единство России повержены во прах. Русскому человеку - в который уже раз - предстоит начинать новый этап державного строительства на пепелище. И для того, чтобы такое строительство было успешным, всем нам жизненно необходимо сделать должные выводы из страшной русской трагедии XX века, вот уже которое десятилетие длящейся на Руси.

Каковы же эти выводы? Главный из них заключается в том, что именно монархия является оптимальной, исторически опробованной, естественной формой государственного бытия Российской цивилизации.

Отсюда непосредственно следует второй важнейший вывод: восстановление монархии в России немыслимо без одновременного духовного возрождения и всестороннего просвещения обманутого и оболганного русского человека, который стараниями разномастных политиканов сегодня окончательно запутался в вопиющих противоречиях эпохи. Необходимо найти действенные и эффективные способы, чтобы объяснить людям, что монархия означает вовсе не произвол бесконтрольной власти, но наоборот - самую совершенную форму правовой государственности, возводящую ответственность как правителей, так и подданных к высшим источникам правосознания: к совести, к патриотизму, к Богу и Его святым заповедям.

Верховная власть православного Государя одновременно есть покровительница народных святынь и гарантия политической стабильности общества, непреодолимая преграда на пути разрушительных партийных склок, вернейшая защита России от беспредела амбициозных и властолюбивых политиканов, рвущих страну на части во имя удовлетворения своих сребролюбивых и тщеславных вожделений. (Проходят столетия, но в этом отношении мало что меняется на Руси - боярские междоусобия по-прежнему остаются главным источником всех нестроений и смут.)
Для того чтобы эти простые истины стали, наконец, достоянием массового сознания, необходимо озаботиться изучением и переизданием классиков русского монархизма, подобных Льву Тихомирову или архиепископу Серафиму Соболеву. Процесс этот уже потихоньку начался. Но еще важнее - осмыслить проблематику Самодержавия, исходя из запросов современности, опираясь на тот бесценный трагический опыт, который приобретала страна за последнее столетие. Здесь - простор для деятельности современных православных историков и правоведов, специалистов в области государства и права, социологии и политологии. При этом все же надо ясно отдавать себе отчет в том, что никакое монархическое возрождение не станет возможным до тех пор, пока в высоких сановных кабинетах и в средствах массовой информации господствуют космополитизм и оголтелая русофобия, преклонение перед Западом и культ наживы, разврата и насилия.

Возможно ли восстановление самодержавия в России?

Кроме того, для восстановления прерванной в 1917 году исторической преемственности тысячелетнего Государства Российского необходимо, чтобы руководством к действию стали также следующие выводы из истории великой смуты XX века:

Первое . Монархия в России может быть восстановлена только как Русская государственная власть. Из поколения в поколение на протяжении долгих столетий именно Русский народ являлся державной опорой Государства Российского, хранителем его величия и мощи, носителем державного сознания Руси. Драгоценные качества именно русского характера - незлобивость и мужество, милосердие и доблесть, терпение и доброта - позволили нашему народу стать создателем и ядром огромной Империи, соединившей в едином гармоничном сплаве бесценное многоцветие народностей и культур Евразийского континента.

От века Великие князья Киевские и Владимирские, Цари Московские и Императоры Всероссийские одинаково сознавали себя Русскими Православными Государями, не унижая и не притесняя при этом никого из своих инородческих подданных. Нынешняя смута есть не что иное, как следствие жесточайшего антирусского террора, развязанного в первые десятилетия советской власти, и тихого геноцида Русского народа, не прекратившегося до сих пор.

В общем, можно смело, не боясь преувеличения, сказать: будет Русский народ силен и жизнеспособен - будет жива и необорима Держава Российская. Если же мы не сумеем вернуть русскому человеку его национальное достоинство, волю к жизни и к победе над врагами - погибнет и Русь, завершив свое тысячелетнее существование ужасами государственного распада и жестокой братоубийственной бойни.

Догматическое и юридическое основание Православное Самодержавие получило вскоре после своего рождения в знаменитых новеллах (т.е. законах) Императора Юстиниана († 565), признаваемых Церковью наравне с соборными деяниями и включенных в составленный святым Патриархом Фотием Номоканон, а затем и в Славянскую Кормчую.

Полно и ясно раскрыл мистический смысл русского Самодержавия великий молитвенник и чудотворец, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Он поучал: «Создав человека на земле как царя всех тварей земных, Царь Творец поставил затем царей разным народам и почтил их державою Своею и владычеством над племенами - правом управления и суда над ними. Пророк Даниил говорил: Владеет Вышний Царством человеческим и дает его, кому хочет (Дан. 4: 29). Премудрый Соломон возвещает всем царям: Дана есть от Господа держава вам и сила от Вышняго (Прем. 6: 3). В ознаменование этого дара и силы Божией, даруемой Царям от Господа, еще в Ветхом Завете Сам Господь установил священный обряд помазания Царей на царство… Этот священный обряд перешел и к христианским Царям России. Через него сообщается им необходимо нужный дар особенной мудрости и силы Божией…

Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентаристы! Отойди от меня, сатана, ты мне соблазн… От Господа подается власть, сила, мужество и мудрость Царю управлять своими подданными. Но да приближатся к престолу достойные помощники, имеющие правую совесть и страх Божий, и да бежат от престола все, в коих совесть сожжена, в коих нет совета правого, мудрого и благонамеренного…

Третье. Монархия в России может быть восстановлена только как соборная государственная власть. Глубоко ошибочно, лишено исторической опоры и пагубно укоренившееся, к сожалению, противопоставление Самодержавия и народного представительства. На деле же подлинное Самодержавие жизненно нуждается в истинном, не показном единстве с народом, которого невозможно достигнуть без развитой и всесторонней системы выборных учреждений.

Только соборы, вдохновленные великими религиозно-нравственными идеалами и справедливо представляющие все благонамеренные слои общества, все сословное, профессиональное и территориальное разнообразие современной России, могут стать орудиями для прекращения нынешней смуты. Исторический тому пример широко известен - это Смута начала XVII столетия, погашенная деяниями Великого Собора 1613 года.

Список литературы

. Энциклопедия истории России.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Читайте также: