Самоанализ деятельности педагога психолога доу

Обновлено: 05.07.2024

Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности.

Самоанализ деятельности обладает рядом функций:

Целью представления самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:

· в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики,

· в профильной области знаний,

· в умении творчески решать педагогические (управленческие) задачи,

· в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания (управления),

· в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические (управленческие) технологии и их элементы,

· в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников),

· в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,

· в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) и собственное самообразование.

Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы его дальнейшего профессионального развития. в своем самоанализе я постаралась учесть все эти принципы и представляю его в своем варианте.

С 2001 года работаю в дошкольном учреждении по данной специальности.

Владею знаниями нормативно-правовых документов в области дошкольного образования, ориентируюсь в современных достижениях педагогической науки и практики. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень через изучение научно-методической литературы, посещение сетевых методических сообществ, семинаров, конференций, прохождение курсов повышения квалификации:

-2013г.- Институт развития образования Иркутской области по теме:

Основная цель работы: создание условий для психологической поддержки всех участников образовательного процесса по реализации образовательной программы.

Воспитательно-образовательный процесс с детьми организую в соответствии с годовыми задачами учреждения и согласно комплексно-тематическим планам. Отдаю приоритет интеграции образовательных областей, используя различные виды детской деятельности.Владею современными технологиями в работе с дошкольниками.

- здоровьесберегающая (проведение психогимнастики, релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковых игр);

- социо-игровая (игры на развитие коммуникативной и эмоционально – волевой сферы детей);

–Личностно-ориентированная (с учетом типа личности и индивидуальным подходом).

Постоянно применяю и информационно-компьютерные технологии, позволяющие расширить возможности организации работы со всеми участниками образовательного процесса, в соответствии с современными возможностями.

Работа ведется в трех направлениях. Первое направление - работа с детьми, посещающими дошкольное учреждение. Свою работу с детьми я выстраиваю с учетом результатов первичных диагностик.

Психологическая диагностика направлена на изучение психического развития и становления личности воспитанников:

- эмоционально-волевая и личностная сфера;

- межличностные отношения и коммуникативные способности;

- психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Психокоррекционно-развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на следующие сферы воздействия:

эмоционально-волевая (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль);познавательная (низкий уровень развития познавательных процессов);коммуникативная (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми).Основные методы коррекционных воздействий:

индивидуальная игровая терапия (сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, релаксационные, графические и др.);сказкотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребёнком);куклотерапия (проигрывание сюжета, который является травмирующим для ребёнка);арттерапия (рисование, драматизация);психогимнастика;релаксация (нервно-мышечное расслабление, визуализация);психокоррекционные игры.В группах раннего возраста для облегчения протекания периода адаптации и развития психических процессов проходит цикл игровых занятий по программе А.С. Роньжиной.Результаты адаптационного периода за период 2011-14г.г показали положительную динамику в среднем 33%.

По данным мониторинга результаты школьной готовности детей и адаптации первоклассников, выпускников ДОУ стабильны. Повторная диагностика школьной готовности, развития коммуникативных качеств показывает стабильную положительную динамику (в среднем 32%).

Коррекционная работа в данном направлении заключается:

2) закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);

3) обучении релаксационным техникам.

4)формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

5) развитие позитивной самооценки.

Таким образом, в ходе использования вышеперечисленных образовательных технологий можно уверенно сказать, что данные технологии делают развивающую и коррекционную работу ярче, эффективнее и интереснее. Проблемные стороны развития ребенка быстрее приходят в норму. Динамика развития эмоционально – волевой сферы в среденем за 5 лет 31%.

Третье направление - работа с педагогическим коллективом.В этом направлении решаются следующие задачи: формирование устойчивой мотивации к саморазвитию; закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей; индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с их родителями; формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы. С педагогами и сотрудниками в течение учебного года провожу индивидуальные консультации и групповые занятия на снятие эмоционального напряжения, по профилактике синдрома эмоционального выгорания, на сплочение коллектива, семинары-практикумы, занятия с элементами тренинга,так же ведется работа с молодыми специалистами.

Все эти три направления работы нашли свое отражение в4 блоках:

Блок 1. Сопровождение процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Цель: оказание помощи участникам воспитательно-образовательного процесса в преодолении трудностей адаптационного периода.

Блок 2.Развитие высших психических функций в дошкольном возрасте.

Цель: развитие психических процессов у детей дошкольного возраста.

Блок 3. Формирование навыков общения и произвольной регуляции эмоционального состояния в старшем дошкольном возрасте.

Основная цель моей профессиональной деятельности - это сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Обозначенная цель реализуется через следующие задачи:

1. Создать условия, способствующие эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ.

2. Создать условия для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных особенностей.

3. Повысить уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

• взаимодействие с родителями через психологическое просвещение и занятия с элементами тренинга по имеющимся вопросам и выявленным проблемам в результате проведенных исследований, знакомство с возрастными и психологическими особенностями дошкольников, улучшение детско-родительских отношений;

• адаптация детей раннего младшего возраста к детскому саду при поступлении, основываясь на методическую литературу "Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия" И. В. Лапина. - Изд. 2-е, г. Волгоград: "Учитель", 2015;

• развитие личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у воспитанников, психических процессов детей ("Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет" Ю. В. Веприцкая, изд. "Учитель", г. Волгоград, 2011; "Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий" авт. -сост. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина, изд. 2-е, издательство "Учитель", 2014; "Комплексные занятия с детьми 3-7 лет, формирование мелкой моторики, развитие речи" авт. -сост. Н. Л. Стефанова, г. Волгоград, изд. "Учитель", 2014);

Важным аспектом в реализации рабочей Программы педагога-психолога является внедрение фронтальных занятий с воспитателями и учителем - логопедом по плану взаимодействия с детьми с общими нарушениями речи (Приложение 1).

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

- Культурно-исторический подход Л. С. Выготского.

- Деятельностный подход (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец,

А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.).

- Личностный подход (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец,

А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.).

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

• сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

• формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

• формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

• развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

• развития потребности в реализации собственных творческих способностей.

В рамках реализации Программы все участники воспитательно-образовательного процесса пройдут несколько ступеней развития на протяжении всего периода дошкольного детства и достигнут следующих результатов:

1. В период реализации адаптационного блока программы для детей 2-3 лет и их родителей после проведенного первичного и повторного диагностирования детей, посещающих адаптационную группу, выявлена положительная динамика уровня адаптированности малышей к детскому саду.

2. В результате взаимодействия педагога-психолога с детьми 4-5 лет в рамках реализации личностно-коммуникативного блока программы сформировано позитивное межличностное взаимодействие детей в группе, признана ценность и уникальность каждого ребенка, сформировано умение вслушиваться в речь окружающих.

3. По итогам реализации эмоционально-волевого блока программы с детьми 4-6 лет у воспитанников развиты такие качества, как усидчивость, терпение, целеустремленность, развита мелкая моторика и повышена произвольность внимания, развита способность выражать свои эмоции и чувства мимикой, пантомимикой, речевой интонацией, улучшение взаимоотношений в детском коллективе.

4. В результате реализации коррекционно-развивающего блока программы преодолены у детей 5-7 лет тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями, ориентирование воспитанников на собственные возможности в преодолении страхов путем рисования, освоены навыки творческой саморегуляции и повышен уровень уверенности в себе, снижена агрессивность.

- сформировано реальное представление о себе и своих возможностях;

- сформированы мотивационные предпочтения, инициативность и самостоятельность;

- развито наглядно-образное мышление;

- развита зрительная координация и тонкая моторика руки;

- сформировали положительное отношение к предстоящему обучению в школе;

- сформировали устойчивость, произвольность и переключение внимания и увеличили объем запоминания.

Через проведение родительских собраний, консультаций и психолого-педагогических мероприятий сформировали положительную динамику в:

- преодолении конфликтных ситуаций посредствам умения использовать эффективные методы общения, разработали необходимую стратегию поведения в данной ситуации;

- период адаптации/дезадаптации детей к детскому саду через создание психологических условий успешной адаптации, преодоление негативного отношения к детскому саду, преодоление у ребенка самоизоляции, тревожности и страхов;

- организации игрового общения между родителями и детьми и художественно-творческой деятельности ребенка в семье, организации предметно-развивающей среды, преодолении трудностей во взаимоотношениях с окружающими.

- повышении родительской компетентности по вопросам возрастных и индивидуальных особенностях детей, использовании приемов эффективного общения;

- формировании компонентов готовности к школе.

Через активное взаимодействие с педагогами в рамках фронтальных занятий, педагогических советов, круглых столов, индивидуальных консультаций, совместных мероприятиях были достигнуты следующие результаты:

- представлены современные подходы к проблеме психологической безопасности, причинах её нарушения в образовательном процессе и условиях её обеспечения в учреждении;

- сформировано представление о показателях психического здоровья детей разного возраста и признаках его нарушения;

- расширили навыки взаимодействия педагогов с детьми в рамках внедрения ФГОС ДО (репрезентативная система познания окружающего мира детьми и педагогами) через практические игры и упражнения;

- приобретены навыки использования эффективных способов саморегуляции своих психических состояний через проведение релаксационных упражнений с педагогами;

- определены стили взаимодействия педагога с детьми как условие охраны и укрепления их психического здоровья.

Формы психолого-педагогического сопровождения участников Программы:

Методы, используемые на занятиях:

• метод практических заданий по положению Л. С. Выготского;

• игра (как основной прием в дошкольном возрасте);

• наглядные, словесные методы (чтение, рассматривание);

• прослушивание музыкальных произведений, соответствующих возрасту, обсуждение;

• рисование по заданной теме, под музыку и чтению рассказов, стихотворений и отрывков из художественных произведений;

• сказкотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребёнком);

• куклотерапия (проигрывание сюжета, который является травмирующим для ребёнка);

• эмоциональные качели (переход от состояния опасности к состоянию безопасности);

• выставка рисунков и коллективно-творческих работ;

• наблюдение, беседа, собеседование, тестирование;

• анализ результатов деятельности.

Приёмы, используемые в рамках реализации Программы:

o переживание эмоций за счет возможности творческой саморегуляции;

o переживание безопасности за счет создания условности ситуаций;

o десенсибилизация страха (привыкание);

o анатомирование явлений и процессов (объяснение, что собой представляет тот или иной предмет, явление или процесс).

Воспитательно-образовательный процесс с детьми организуется в соответствии с годовыми задачами учреждения и согласно комплексно-тематическим планам. Приоритет отдан интеграции образовательных областей, используя различные виды детской деятельности. Во взаимодействии со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса применяются современные технологии:

- здоровьесберегающая (проведение психогимнастики, релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковых игр);

- социо-игровая (игры на развитие коммуникативной и эмоционально – волевой сфер детей);

–личностно-ориентированная (с учетом типа личности и индивидуальным подходом к каждому участнику).

Систематически применяются и информационно-компьютерные технологии, позволяющие расширить возможности организации работы со всеми участниками образовательного процесса, в соответствии с современными возможностями (Приложение 11).

В рамках повышения своего профессионального уровня организовано:

• изучение научно-методической литературы;

• посещение сетевых методических сообществ, районных методических объединений;

Также необходимо отметить ценность существования районного методического отделения педагогов-психологов ДОУ. Взаимодействие с участниками объединения предоставило возможность представлять свой опыт работы на муниципальном уровне. А знакомство с коллегами, эмоциональная поддержка, обмен профессиональным опытом – это то, чего не хватало в моей деятельности, это стимул к дальнейшему саморазвитию, личностному росту.

Результативность моей деятельности отслеживается в процессе анализа эффективности всех блоков Программы, изучения эмоционального благополучия воспитанников, отзывов и рекомендаций педагогов и родителей, а также по результатам диагностики сформированности у детей навыков и умений, адекватной самооценки, инициативы и самостоятельности, а также развития психических процессов (входящая и исходящая диагностика по каждому блоку Программы).

Перспективы деятельности

Для более эффективного структурирования деятельности педагога-психолога необходимо создание и развитие электронного банка данных документов: психолого-педагогических карт адаптации малышей к ДОУ, психологических и коррекционно-развивающих карт воспитанников.

Одним из важнейших условий деятельности считаю повышение профессионализма.

За время деятельности педагога-психолога МБДОУ принимала участие в конкурсе на муниципальном уровне:

Являюсь куратором участников в Международном детском творческом конкурсе рисунков и поделок (февраль 2016 г.).

К своей деятельности стараюсь подходить творчески и с любовью. Участие в культурно-массовых мероприятиях ДОУ способствует улучшению взаимоотношений с участниками воспитательно-образовательного процесса.

Образец характеристики инструктора по физической культуре ДОУ на высшую квалификационную категорию Характеристика – представление ФИО (Р. п.) инструктора по физической культуре наименование учреждения по Уставу (Р. п., города… области.

Образец характеристики педагога-психолога на первую квалификационную категорию Характеристика-представление ФИО (в Р. п.) педагога-психолога название учреждения в соответствии с Уставом, города …. области, года рождения,.

Образец характеристики учителя-дефектолога на первую квалификационную категорию В Главную аттестационную комиссию ХАРАКТЕРИСТИКА — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИО (в Р. п.) учителя-дефектолога полное название учреждения в соответствии.

Основные формы аттестации педагога ДОУ сегодня Процедура экспертизы уровня квалификации педагогических работников на сегодня предполагает следующие основные формы аттестации: • Защита.

Роль педагога-психолога в ДОУ

Роль педагога-психолога в ДОУ Когда я начала работать педагогом-психологом в детском саду, то столкнулась с одной проблемой. Как распределить рабочее время с детьми?.

Справка для аттестации на первую квалификационную категорию. Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия [h3] Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия. [/h3] Дана Романишко Татьяне Леонидовне, воспитателю МБДОУ –детского сада.

Заявление на высшую квалификационную категорию. Прошу аттестовать меня в 2015 учебном году на высшую квалификационную категорию по должности воспитатель. В настоящее время имею первую.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

С 2001 года работаю в дошкольном учреждении по данной специальности.

Владею знаниями нормативно-правовых документов в области дошкольного образования, ориентируюсь в современных достижениях педагогической науки и практики. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень через изучение научно-методической литературы, посещение сетевых методических сообществ, семинаров, конференций, прохождение курсов повышения квалификации:

-2013г.- Институт развития образования Иркутской области по теме:

Основная цель работы : создание условий для психологической поддержки всех участников образовательного процесса по реализации образовательной программы.

Воспитательно-образовательный процесс с детьми организую в соответствии с годовыми задачами учреждения и согласно комплексно-тематическим планам. Отдаю приоритет интеграции образовательных областей, используя различные виды детской деятельности.Владею современными технологиями в работе с дошкольниками.

- здоровьесберегающая (проведение психогимнастики, релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковых игр);

- социо-игровая (игры на развитие коммуникативной и эмоционально – волевой сферы детей);

– Личностно-ориентированная (с учетом типа личности и индивидуальным подходом).

Постоянно применяю и информационно-компьютерные технологии, позволяющие расширить возможности организации работы со всеми участниками образовательного процесса, в соответствии с современными возможностями.

Работа ведется в трех направлениях . Первое направление - работа с детьми , посещающими дошкольное учреждение. Свою работу с детьми я выстраиваю с учетом результатов первичных диагностик.

Психологическая диагностика направлена на изучение психического развития и становления личности воспитанников:

- эмоционально-волевая и личностная сфера;

- межличностные отношения и коммуникативные способности;

- психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Психокоррекционно-развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на следующие сферы воздействия:

эмоционально-волевая (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль);

познавательная (низкий уровень развития познавательных процессов);

коммуникативная (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми).

Основные методы коррекционных воздействий:

индивидуальная игровая терапия (сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, релаксационные, графические и др.);

сказкотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребёнком);

куклотерапия (проигрывание сюжета, который является травмирующим для ребёнка);

арттерапия (рисование, драматизация);

релаксация (нервно-мышечное расслабление, визуализация);

В группах раннего возраста для облегчения протекания периода адаптации и развития психических процессов проходит цикл игровых занятий по программе А.С. Роньжиной.Результаты адаптационного периода за период 2011-14г.г показали положительную динамику в среднем 33%.

По данным мониторинга результаты школьной готовности детей и адаптации первоклассников, выпускников ДОУ стабильны. Повторная диагностика школьной готовности, развития коммуникативных качеств показывает стабильную положительную динамику (в среднем 32%).

Коррекционная работа в данном направлении заключается:

2) закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);

3) обучении релаксационным техникам.

4)формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

5) развитие позитивной самооценки.

Таким образом, в ходе использования вышеперечисленных образовательных технологий можно уверенно сказать, что данные технологии делают развивающую и коррекционную работу ярче, эффективнее и интереснее. Проблемные стороны развития ребенка быстрее приходят в норму. Динамика развития эмоционально – волевой сферы в среденем за 5 лет 31%.

Третье направление - работа с педагогическим коллективом .В этом направлении решаются следующие задачи: формирование устойчивой мотивации к саморазвитию; закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей; индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с их родителями; формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы. С педагогами и сотрудниками в течение учебного года провожу индивидуальные консультации и групповые занятия на снятие эмоционального напряжения, по профилактике синдрома эмоционального выгорания, на сплочение коллектива, семинары-практикумы, занятия с элементами тренинга,так же ведется работа с молодыми специалистами.

Все эти три направления работы нашли свое отражение в4 блоках:

Блок 1. Сопровождение процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Цель: оказание помощи участникам воспитательно-образовательного процесса в преодолении трудностей адаптационного периода.

Блок 2. Развитие высших психических функций в дошкольном возрасте.

Цель: развитие психических процессов у детей дошкольного возраста.

Блок 3. Формирование навыков общения и произвольной регуляции эмоционального состояния в старшем дошкольном возрасте.

Цель: обучение навыкам продуктивного общения.

Развитие эмоционально-волевой сферы:

Блок 4. Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Цель: способствовать формированию предпосылок учебной деятельности дошкольника.

Активно принимаю участия в конкурсах на различных уровнях:

Принимаю активное участие в международных, региональных и муниципальных практических конференциях, семинарах,награждена сертификатами и дипломами за активное участие.

В течении 2011-2014г. награждена дипломами, грамотами департамента образования г. Братска, а так же Благодарностью Министерства образования Иркутской области за достигнутые успехи в деле воспитания детей дошкольного возраста.

Профессия педагога-психолога для меня:
- способ самовыражения;
- занятие, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы;
- профессия как форма самопознания;
- профессия, которая позволила изменить взгляд на многие события моей собственной жизни;
- профессия, которая позволяет мне быть рядом с теми, кого я люблю.
Стараюсь учить добру, уважению друг к другу, честности. Люблю детей, в каждом стараюсь видеть ЛИЧНОСТЬ.

Оценить 1872 0

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Николаевой Ольги Александровны

Делай только то, что духовно

поднимает тебя, и будь уверен,

что этим самым ты более всего

можешь быть полезен обществу.
Л.Н. Толстой

Общий педагогический стаж – 2 года

Стаж работы педагогом-психологом – 2 года

Профессия педагога-психолога для меня:

- занятие, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы;

-- профессия как форма самопознания;

- профессия, которая позволила изменить взгляд на многие события моей собственной жизни;

- профессия, которая позволяет мне быть рядом с теми, кого я люблю.

Стараюсь учить добру, уважению друг к другу, честности. Люблю детей, в каждом стараюсь видеть ЛИЧНОСТЬ.

Нам вверены детские души! Именно им мы помогаем найти своё место в этом огромном взрослом мире! У ребёнка всё ещё только начинается! И потому мое главное психологическое кредо: не навреди!

Я согласна с высказыванием: "Учатся только у тех, кого любят, Любят тех, у кого испытывают успех!"

Главным достижением в своей деятельности я считаю признание и уважение учеников, чего сегодня добиться не так уж и просто.

Основная цель моей профессиональной деятельности – обеспечение условий для полноценного психологического и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями развития и состояния здоровья, становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Согласно задач образовательного учреждения я, как педагог-психолог, решаю следующие задачи:

1. Дифференцированная психологическая диагностика, направленная на определение сохранных зон развития;

2. Снижение эмоционального напряжения обучающихся, педагогов;

3. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;

4. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;

5. Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоционально-волевой сферы, коррекция поведенческих проблем.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа ведется по основным направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, психопрофилактика и консультирование, методическая работа.

Широко использую в практической деятельности информационно-коммуникативные технологии.

Имею достаточные знания и умения в области основ теории педагогики и психологии, возрастной физиологии, понимаю значимость психологической службы в школе в современных социально-экономических условиях.

Психолого-педагогическую работу провожу на основании следующих видом деятельности:

Диагностика. Зачастую у педагогов школы возникает представление, что работа психолога с ребенком включает в себя только тестирование, тогда как диагностика - прикладная форма деятельности школьного психолога. Возникает несколько проблем, связанных с диагностической работой психолога в школе: что делать с результатами тестирования, как привести методики в соответствие с конкретными учебными проблемами. Методы диагностики должны быть еще и развивающими, использоваться как развивающие.

Условия диагностики детей в школе ставят требованием экономичность процедуры, которая должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени от школьных занятий, должна быть многофункциональной, одновременно служа как средством диагностики, так и развития психических функций, давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка. Наблюдение - один из основных методов, относящихся к так называемым эмпирическим методам, т. е. основанным на практике, и заключается в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений. Я использую метод наблюдения для изучения отдельных учеников (особенностей их личности и взаимодействия с другими детьми) и целых классных коллективов (взаимоотношений в них, ролевого распределения). Основными задачами данного метода считаю - наблюдение взаимоотношений ребенка в различных ситуациях (с друзьями и теми, кто к друзьям не относится, в ситуации одобрения, принятия и непринятия, конфликта и т. д.).

Особое внимание в начале учебного года уделяю учащимся 5 класса, впервые пришедшим в среднее звено из начальной школы. Проблема процесса адаптации пятиклассников становится особенно актуальной в данный период. Провожу групповые развивающие занятия на развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение.

В 2015-2016 учебном году была организована творческая группа педагога-психолога и педагогов-классных руководителей 5-х классов с целью изучения вопроса обеспечения эффективного развития УУД пятиклассников как участников образовательного процесса в условиях адаптации к обучению в среднем звене школы. Систематически проводились заседания группы.

На особом контроле находятся те, кто пропускает занятия, с ними также проводятся индивидуальные беседы, консультирования.

В выпускных 9-х, 11-х классах провожу работу по психологической готовности к ЕГЭ: диагностику, тренинги по различным проблемам, в том числе по проблемам, связанным с боязнью предстоящих экзаменов. Даю рекомендации по подготовке и поведению во время экзамена, учитывая свою работоспособность, темперамент и подверженность стрессу. Выпускники обучаются простейшим приемам релаксации.

Составной частью моей деятельности как педагога-психолога является работа с родителями. Это родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации. Выступления на родительских собраниях (См. отчет о просветительской деятельности)

Стараюсь не останавливаться на достигнутом, изучаю новое, передовое пытаюсь внедрять его в практическую деятельность.

Коррекционная и развивающая работа.

Диагностика, проводимая психологом как плановое мероприятие или по запросу педагогов, служит основой для определения направления коррекционно-развивающей работы.

добровольность участия ребенка в психокоррекционной работе (согласие родителей для детей до 5-6 классов),

учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей,

последовательность и преемственность форм и методов работы.

Психокоррекционная работа проходит как групповая и индивидуальная работа, опирается на набор коррекционных программ, разработанных с учетом возраста и проблем детей.

Провожу индивидуальные занятия по снятию эмоционального напряжения и коррекции тревожности у детей.

Психопрофилактика и консультирование.

В отношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами. Большинство родителей проявляют безразличие и непонимание проблем ребенка, игнорирование рекомендаций. Поэтому работа психолога строится как ориентированный процесс краткосрочного информирования клиентов.

С детьми младшего школьного возраста психологическое консультирование проводится в рамках кратковременного и преимущественно одноразового воздействия в следующих ситуациях:

- при внезапном появлении дизадаптивного состояния, которое нарушает требуемые в условиях образовательного учреждения правила как в учебное время, так и во внеучебное.

Консультирование с детьми старшего школьного возраста проводится как индивидуальная работа и чаще всего по следующему кругу вопросов:

трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии;

обучение подростков навыкам самопознания и самоанализа;

оказание психологической помощи и поддержки школьникам в сложных ситуациях.

В своей работе обязательно учитываю общий уровень готовности учащихся работать с методиками и степень адекватности методик и тем обсуждения интеллектуальным возможностям учащихся. Порой расторможенное поведение учащихся при консультировании вызывает проблему, поэтому стараюсь поддерживать высокую динамику проведения занятия , чтобы в течении определенного времени дети просто не успели отвлечься, использую дополнительные темы обсуждения, при снижении мотивации, чтобы переключить внимание учащихся на новый материал.

Психологическое консультирование педагогов провожу на темы не только связанные с особенностями развития детей школы, но и на темы, актуальные для профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Методическая работа.

В течение всего периода моей работы педагогом-психологом пополняется и обновляется картотека стимульного материала, библиотека кабинета, созданы электронные презентации к занятиям. В настоящее время в кабинете имеется необходимая литература, подобраны и классифицированы по направлениям диагностические методики, создан небольшой банк коррекционных и релаксационных упражнений. В октябре 2015 года была оборудована сенсорная комната.

Публиковала на всероссийском, муниципальном уровнях статьи, рекомендации, беседы, тренинги для учащихся, педагогов и родителей;

Мною разработаны: программа психолого-педагогического сопровождения при переходе на ФГОС ООО на основании примерной основной образовательной программой основного общего образования; Программа психолого-педагогического сопровождения при переходе на ФГОС НОО на основании примерной основной образовательной программой основного общего образования, адаптированные программы индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ на основе примерных адаптированных программ.

Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса.

Таким образом, читаю свою деятельность удовлетворительной.

В 2016-2017 учебном году считаю необходимым усилить работу по направлениям:

- формирование ЗОЖ и решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- раннее выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и оказание социальной и психолого-педагогической помощи, осуществление мер по социальной защите и реализации прав и свобод личности обучающихся из данной категории семей;

- организацию Недели психологии. Неделя психологии в школе - просветительско-профилактическое мероприятие, целью которого является развитие творческого потенциала детей, приобщение к психологической культуре, способствующее личностному росту и самоактуализации каждого ребенка и педагогов школы;

-особое внимание уделить решению проблем, выявленных в ходе психологических мониторингов и изучения воспитательно-образовательного процесса в ОУ.


Добрый день, с вами на связи Сухих Татьяна. Продолжу тему, интересную для работников педагогической сферы и, надеюсь, для всех, кто интересуется воспитанием детей, – оценка собственной профессиональной деятельности. На очереди – самоанализ психолога ДОУ.

Воспитатель и психолог: что общего?

Меня всегда интересовали вопросы психологии, особенно детской. Я рада, что сегодня нам, воспитателям, специалисты-психологи помогают решать трудные воспитательные задачи. Раньше не принято было заострять особое внимание на детских проблемах. Считалось, если ребенок плохо себя ведет, то поможет единственный действенный метод – поставить в угол.

Никто не разбирался с личностными проблемами малышей, считая, что их не может быть по определению. А вот чрезвычайно тихие дети – это была самая любимая категория воспитанников. И ничего, что чрезмерная зажатость – нехороший признак? Петя – молодец, он сидит в уголке и не шумит…

Не было ни желания, ни достаточных знаний у воспитателей моего детства, чтобы разбираться в проблемных ситуациях. Был набор методов устранения непослушания – и хватит. Я ни в коей мере не хочу обидеть старшее поколение коллег. Детишек было в детском саду много, нянь – мало, а требования санстанции, методистов, заведующей – высокие. Вот и сидели дети тихо на коврике или на стульчиках в ряд, сложив ручки лодочкой на коленях.

psiholog

В наше время ребенок рассматривается как самостоятельная и неповторимая личность, у которой могут быть такие же серьезные психологические проблемы, как и у взрослого. Занятия психолога с ребятами, родителями и воспитателями – имеют колоссальное значение для создания наиболее благоприятной обстановки в садике для взрослых и детей.

Для тех, кому интересно узнать о нюансах профессиональной деятельности детских психологов и самим специалистам по вопросам детской души, полезно почитать тематические материалы.

Сокровища методической литературы

psiholog-2

Что интересного можно узнать из самоанализа деятельности детского психолога?

Мне нравится, что Интернет открывает перед нами все секреты. Буквально все можно изучить, не выходя из дому – будь то подготовка космонавта к полету на Луну или тонкости приготовления блюд из невиданных ингредиентов.

Так и сфера педагогической деятельности тоже перестала быть секретной. Любой родитель, воспользовавшись методической литературой для аттестации педагога, может проверить, правильно ли воспитывает и обучает их ребенка садик или школа.

Тайны деятельности педагога-психолога я тоже могу открыть для вас, изучив несколько образцов самоанализа.

Итак, задачи психологов в ДОУ – способствовать формированию хорошего психологического климата в садике, создать атмосферу взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, свободного развития каждого ребенка, исправлять нарушения в развитии, эмоциональном состоянии детей и педагогов, обеспечить готовность ребят к школе, возможность индивидуального творческого роста дошкольников.

Эти задачи реализуются с трех сторон:

Профессиональная и личная помощь воспитателям.

Работа с ребятами на протяжении учебного года заключается в диагностике и формировании коррекционных групп, с которыми ведутся целенаправленные занятия. В зависимости от выявленных проблем у дошкольников, психолог проводит коррекцию психической и эмоциональной сферы.

Занятия педагога-психолога по коррекции психической сферы направлены на динамическое развитие памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения, речи. Кроме того, специалист всячески способствует активизации познавательных возможностей дошкольников.

mir-doshkolyat

Коррекция эмоционального состояния детей заключается в снижении тревожности, агрессии, напряжения, развитии навыков самоконтроля, формировании адекватной самооценки. Это все способствует успешной социализации малышей в коллективе.

В самоанализе психолог подводит итоги своей деятельности, подкрепляя выводы результатами диагностики и анализа динамики развития подконтрольных деток.

Взаимодействие психолога и родителей – залог психологического здоровья детей

Как я уже писала выше, задача специалиста – сформировать доверительные отношения с родителями деток, чтобы обеспечить взаимопонимание и взаимоподдержку в вопросах воспитания. Для этого проводятся индивидуальные и групповые консультации, организована возможность воспользоваться телефоном или сообщить о проблеме психологу в письменном виде.

roditeli

Психолог активно формирует здоровый и мотивированный коллектив, который сможет достичь высокого профессионального уровня…

Читайте также: