С теоретической деятельности ричмонд начинает оформляться школа социальной работы

Обновлено: 30.06.2024

Таблица 1. Определение социальной работы (Ричмонд М.)

Определение 1915 г.

Определение 1917 г.

Понятие и сущность социального диагноза

Определение социального диагноза (social diagnosis), которое сформулировала М. Ричмонд, в основе имело тщательное исследование непосредственной социальной среды клиента, включая настоящую и прошлую (для осознания случая). Такая постановка вопроса стала существенным вкладом, которая сформировала профессиональную деятельность социального работника в период нищеты, которая рассматривалась в качестве основного порока человеческого характера.

Основной момент в работе со случаем по исследованиям М. Ричмонд заключался в социальном диагнозе. Здесь базой являлся медицинский подход к диагнозу, позволяющий произвести описание болезни исходя из ее индивидуальной этиологии. Ричмонд выстроила собственное понимание диагноза с применением его к социальному случаю, основной изучения которого являлось описание социальных отношений людей и определенных сложностей, с которыми они могут столкнуться в своей жизни и деятельности.

Понятие и сущность социального диагноза

Рисунок 1. Социальный диагноз

Социальный диагноз как понятие позволяет проводить анализ ситуации клиента в соответствии с двумя измерениями человека и его проблем:

  • личный жизненный путь, с особенностью его развития;
  • личный жизненный путь, который усложняется социальными условиями.

Данная бинарная комбинация позволила наметить стратегии помощи, учитывая изменение индивидуальных стратегий и окружающей социальной среды. В социальном диагнозе Ричмонд выделила несколько проблемных участков, требующих осмысления сотрудником, работающим в социальной сфере:

  • определить индивидуальные социальные отношения клиента;
  • выявить проблемы в данных отношениях;
  • определить возможность непосредственно влиять на регулирование этих отношений.

Заимствование технических процедур работы с клиентами происходило из психологических и психиатрических теорий. При этом социологический и экономический подходы повлияли на выстраивание научного знания по отношению к формированию индивидуальности человека. В годы Великой депрессии значительно увеличилось значение и актуальность экономических теорий. В то время происходит исследование экономических потребностей клиента, условий их жизни с целью разработки эффективных стратегий поддержки и помощи.

В соответствии с концепцией Ричмонд, интервенция с позиции социального работника осуществляется как директивным, так и недирективным лечебным методом (рис. 2).

Понятие и сущность социального диагноза

Рисунок 2. Интервенции диагностического подхода

Недирективное воздействие представляет собой косвенную методику лечения. Здесь помощь заключалась в окружении клиента, изменении среды его обитания.

При взаимодействии с соцработником клиенты должны были сформировать объективную картину собственной ситуации, определить личностную и социальную зависимость, отношения в социальных институтах и обществе в целом, которые осложняют социальное функционирование.

  • получение сведений;
  • диагноз (изучение состояния социального отклонения);
  • прогноз (предполагает перспективы улучшения);
  • терапия (помощь клиенту).

При осуществлении индивидуальной работы с клиентом эта книга наметила переход от методов моральных убеждений и альтернатив к другим методам, включающим воздействие и социально-психологическое взаимодействие.

В дальнейшем процедуру оформили в метод индивидуальной работы, который становится основополагающим в технологиях социальной работы (рис. 3.).

Понятие и сущность социального диагноза

Рисунок 3. Этапы работы с клиентом

Особенности теории Ричмонд М.

М. Ричмонд в 20-х гг. провела реформирование метода индивидуальной работы, что проявилось в том, что в практику были привнесены элементы психоанализа. Это определило возможность анализа интрапсихических процессов анализировать в контексте социальных проблем.

Посредством использования психоанализа расширилось представление о диагнозах, что давало научный метод исследования не только человека, но и социальных отклонений. Интерпретация окружающей среды, в которой находились клиенты, происходила в соответствии с единой научной схемой и логикой.

Эти подходы представляли личность в качестве совокупности биологических факторов и факторов развития, которые были связаны отношениями с другими людьми и с представлением клиента о себе. Жизнь человека включала совокупность сложнейших и противоречивых отношений с другими индивидами, что определялось многообразием человеческих отношений, взаимозависимостью и самовыражением.

Кроме этого Ричмонд разработала принципы взаимодействия социальных работников и клиентов, называющиеся принципами ментальной гигиены, включая:

  • симпатия к клиенту;
  • предпочтение;
  • поощрение;
  • построение совместных ясных планов действий с клиентом.

В дальнейшем данные принципы стали основой этического кодекса соцработника.

Теоретическая деятельность М. Ричмонд положила начало формированию подхода, школы социальной работы, получившей название диагностическая школа (подход с позиции диагностики в социальной работе).

Теория ситуации и личности социально нуждающегося человека потребовала понимания, как самого клиента, так и его семьи, родственных связей и работы местных социальных агентств. Концепция Ричмонд определяла принципы индивидуальной социальной работы, которые включали:

481. С теоретической деятельности М. Ричмонд начинает оформляться школа социальной работы, которая получила свое название:
• диагностический подход

482. С технологических позиций в социальной работе при решении личностных проблем следует придерживаться определенных принципов, за исключением:
• опоры на финансовые ресурсы клиента

483. С учетом нормативно-законодательной базы, проработка асоциальных явлений обеспечивает рост .
• социальных гарантий населению

484. Сбор и анализ информации, определение задач осуществляются на технологическом этапе:
• формулирования цели

485. Сбор, анализ и систематизация информации о качествах (способностях) человека, результатах его работы за определенный период времени — это:
• оценка кадров

486. Связи, выступающие сущностью народности, — это:
• территориальные

487. Связи, выступающие сущностью нации — это:
• экономические

488. Серьезным фактором, влияющим на изменение идеологических позиций, является:
• политическая борьба партий

490. Система государственного патернализма .
• исключала все другие формы благотворительности

491. Система государственного призрения сложилась в России при:
• Екатерине II

492. Система профессиональных знаний социального работника включает в себя:
• знания о природе человека и его социальном окружении
• теорию и методы социальной работы
• технологии социальной работы

493. Система социального обслуживания в РФ обеспечивает разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на уровне:
• территориальном

494. Сложная семья — это:
• две супружеские пары

495. Служба по совместной деятельности психологов и социальных работников в разрешении проблем школьного обучения — это:
• школьная психологическая служба

1. М. Ричмонд как основательница диагностической школы социальной работы.

3.Развитие диагностического подхода в середине ХХ столетия.

4.Теоретические взгляды функциональной школы социальной работы.

5.Функциональный подход в индивидуальной социальной работе.

Литература:

1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. – М., 1992.

2. Барбру Леннер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению. – М., 1998. – 232 с.

3. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М., 2000.

4. Энциклопедия социальной работы: В 3-х т. – Т.1. – М, 1993.

Мэри Элен Ричмонд (1861 — 1928) родилась в городе Беллевилл (Belleville) (штат Иллинойс). Инвалид детства, она рано осиротела.

Став взрослой, долгое время не могла найти себе работу, пользуясь случайными заработками.

В 1891 г. она стала Ге­неральным секретарем Благотворительного общества и прора­ботала на этом посту 18 лет. По ее инициативе в 1898 г. начала работать первая национальная школа прикладной филантро­пии (в настоящее время это факультет социальной работы Ко­лумбийского университета).

В 1909 г. она назначается директо­ром Благотворительной организации в Нью-Йорке. С 1918 г. у М.Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с кол­леджем Смита, почетным магистром которого она становится в 1921 году.

Это звание ей было присвоено за научную разработку новой профессии — социальная работа, — которой она посвятила всю свою жизнь.

Концепции бедности и самопомощи наложили определенный отпечаток в подходах кейсворк (casework) — инди­видуальной работы. Метод кейсворк предполагал предваритель­ное изучение условий жизни нуждающихся и их семей.

М.Рич­монд задумывает найти логическое обоснование процедуры исследования, позволяющей объективно познать причины индиви­дуального неблагополучия личности. Но в конце XIX в. теории филантропии базировались на философских концепциях, а социо­логический инструментарий только оформлялся, вот почему в данной книге М.Ричмонд не удается решить эту проблему.

На окончательное оформление данных подходов повлияли, по мнению исследователей, следующие факторы.

1. Прежде всего следует назвать работы З.Фрейда. До 1917г. Фрейд был известен в США только небольшому кругу специалистов, в основном психиатрам и врачам. В 1909 г. он первый раз побывал в США и читал лекции в Университете Кларка в штате Массачу­сетс. Несмотря на это М. Ричмонд включает в методологию анали­за случая подходы психоанализа и исследует психологические и интрапсихические процессы в контексте социальных проблем ин­дивида, обосновывая научную процедуру диагностирования.

2. Другим фактором стала дискуссия о социальном реформирова­нии, которую возглавила Джеймс Аддамс, положившая начало социальной работе как практике. Она с 1889 года помогала переселенцам, оказавшимся в Америке без знания языка, без жилья и работы. Ее деятельность тре­бовала не отдельных акций, а выработки долговременной тактики социального реформирования и развития социального законода­тельства. Вот почему Дж. Аддамс и ее последователи считали, что не индивидуальные акции могут решить проблему бедности в целом, а только профилактическая работа, реформирование обще­ства и социальное законодательство.

2.В основу социальной работы М. Ричмонд была положена медицинская модель, которую схематично можно представить следующим образом:

· определенные пози­тивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом,

· активизацию клиента в решении его соб­ственных проблем.

Доминирующими техниками в этой связи дол­жны были стать внушения, убеждения, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, че­стность, участие.

В процессе взаимодействия с социальным работником клиент дол­жен был получить объективную картину своей ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих социальное функционирование.

Вместе с тем в этой книге впервые были обобщены подходы к индивидуальной интервенции, которые состояли из следующих основных этапов:

· диагноз (исследование состояния социального отклонения);

· прогноз (предположения перспективы улучшения);

· лечение (оказание помощи клиенту).

В 1920-е гг. М. Ричмонд реформирует метод индивидуальной ра­боты, поскольку в практику привносятся элементы психоанализа, а это позволяло интрапсихические процессы анализировать в контексте социальных проблем. Психоанализ расширил представле­ние о диагнозе, так как предложил научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений, что было особен­но важно для социальных работников. Окружающая среда, в кото­рой находился клиент, теперь интерпретировалась в единой науч­ной схеме и логике.

В этих подходах личность представлялась как совокупность био­логических факторов и факторов развития, связанных отношени­ями с другими людьми и с самопредставлениями клиента. Жизнь индивида виделась как совокупность сложных и противоречивых отношений с другими людьми, поскольку это обусловлено мно­гообразием человеческих отношений, взаимозависимостью, самовыражением.

· отдавать ему предпочтение.

· строить с ним совместные ясные планы действий.

3.Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем вете­ранов первой мировой войны и членов их семей.

В качестве теоретической основы взаимодействия социального ра­ботника и клиента ею была взята медицинская модель, однако идеи М. Ричмонд были восприняты прямо противоположным образом, противоречащим ее собственным взглядам. Среди социальных работников представители именно диагностической школы испытали самое силь­ное влияние идей 3. Фрейда. Основное внимание они сосредоточи­вали на внутреннем мире клиента, отодвигая на задний план социаль­ные процессы и социальную среду. При этом основной акцент делался ими на диагнозе.

Представители этой школы утверждали, что для оп­ределения лечения необходимо собрать как можно больше объектив­ных данных о клиенте и о его ситуации. С усилением влияния психоа­нализа основной акцент перемещается на сбор информации о детстве клиента, оценку его личности, в то время как оценка ситуации стано­вится вторичной.

Дальнейшее развитие диагностических подходов связано деятельностью Г. Гамильтон, которая расширяет понятие диагноза и предлагает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысливается, и он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы. По сути дела, диагноз выступал в качестве модели, которая дает представление о том, как человек встречается с ситуацией.

Это позволило Г. Гамильтон увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценочную проблематику.

Ситуационный подход в диагностической школе внес две стра­тегии:

Разви­тие предвидения у клиента диагностическая школа рассматривала как приоритетное направление, так как оно позволяет освобож­даться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяло социальному работнику эф­фективно осуществлять интервенции. Применяя элементы психо­анализа, социальные работники использовали возможности па­мяти и конфликта, чтобы вскрыть области сознательного и доступные области бессознательного.

Психологическая поддержка направлена на обретение уверен­ности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избирательные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие ас­пекты поведения клиента.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мэри Элен Ричмонд (1861 — 1928) родилась в городе Беллевилл (Belleville) (штат Иллинойс). Инвалид детства, она рано осиротела.

В 1891 году она становится Генеральным секретарем Благотворительного общества и проработала на этом посту 18 лет. По ее инициативе в 1898 году начала работать первая национальная школа прикладной филантропии (в настоящее время это факультет социальной работы Колумбийского университета). В 1909 году она назначается директором Благотворительной организации в Нью-Йорке. С 1918 года у М.Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с колледжем Смита , почетным магистром которого она становится в 1921 году.

В 1891 году она становится Генеральным секретарем Благотворительного общества и проработала на этом посту 18 лет. По ее инициативе в 1898 году начала работать первая национальная школа прикладной филантропии (в настоящее время это факультет социальной работы Колумбийского университета).

В 1909 году она назначается директором Благотворительной организации в Нью-Йорке.

С 1918 года у М.Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с колледжем Смита , почетным магистром которого она становится в 1921 году.

Придерживаясь той точки зрения, что проблемы бедности связаны с индивидуальными особенностями человека и что индивид в силах помочь себе самому, имея определенные ресурсы, дружеские визитеры пытались заставить нуждающихся изменить свой образ жизни (найти работу, не употреблять алкоголь и т.д.).

Также Мэри Ричмонд разработала анкету, которая является одним из первых вариантов проведения социологического опроса. Анкета состояла из 27 глав и касалась абсолютно всех сторон жизни клиента.

Несмотря на ухудшение здоровья в конце 1920 -х годов, Мэри Эллен Ричмонд продолжала работать, вплоть до кончины от рака В Нью-Йорке, 12 сентября 1928 года. Пройдя путь от бедной сироты до патриарха теории и практики социальной работы,добилась нового более взвешенного и гуманного подхода к пониманию социальных проблем семьи и методов их решения.

Несмотря на ухудшение здоровья в конце 1920 -х годов, Мэри Эллен Ричмонд продолжала работать, вплоть до кончины от рака В Нью-Йорке, 12 сентября 1928 года.

Мэри Элен Ричмонд (1861 — 1928) родилась в городе Беллевилл ( Belleville ) (штат Иллинойс). Инвалид детства, она рано осиротела.

Это звание ей было присвоено за научную разработку новой профессии — социальная работа, — которой она посвятила всю свою жизнь.

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ

Тем не менее концепции бедности и самопомощи наложили определенный отпечаток в подходах кейсворк ( casework ) — индивидуальной работы. Метод кейсворк предполагал предварительное изучение условий жизни нуждающихся и их семей. М.Ричмонд задумывает найти логическое обоснование процедуры исследования, позволяющей объективно познать причины индивидуального неблагополучия личности. Но в конце XIX в. теории филантропии базировались на философских концепциях, а социологический инструментарий только оформлялся, вот почему в данной книге М. Ричмонд не удается решить эту проблему.

На окончательное оформление данных подходов повлияли, по мнению исследователей, следующие факторы.

Прежде всего следует назвать работы 3. Фрейда. До 1917г. Фрейд был известен в США только небольшому кругу специалистов, в основном психиатрам и врачам. В 1909 г. он первый раз побывал в США и читал лекции в Университете Кларка в штате Массачусетс. Несмотря на это М. Ричмонд включает в методологию анализа случая подходы психоанализа и исследует психологические и интрапсихические процессы в контексте социальных проблем индивида, обосновывая научную процедуру диагностирования.

Другим фактором стала дискуссия о социальном реформировании, которую возглавила Дж. Аддамс. Ее работа в сеттльментах требовала не отдельных акций, а выработки долговременной тактики социального реформирования и развития социального законодательства. Вот почему Дж. Адцамс и ее последователи считали, что не индивидуальные акции могут решить проблему бедности в целом, а только профилактическая работа, реформирование общества и социальное законодательство. В некотором смысле процедуры, которые предлагались сторонниками Дж.Аддамс, были ненаучными, они предполагали погружение в сеттльмент, что означало совместно проживать с клиентами и своим примером помогать изменять им жизнь. Хотя Дж. Аддамс и была удостоена Нобелевской премии в 1931 г., тем не менее ее подходы не были столь эффективны, как подходы М.Ричмонд [11. — С. 48 — 50].

Конечно же, эти факторы активизировали работу над книгой, но сам процесс практики, развивавшийся на микро- и макроуровне, настойчиво требовал осмысления того накопившегося опыта, который был сформирован в деятельности дружеских визитеров.

В процессе взаимодействия с социальным работником клиент должен был получить объективную картину своей ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих социальное функционирование.

Вместе с тем в этой книге впервые были обобщены подходы к индивидуальной интервенции, которые состояли из следующих основных этапов:

получение информации;

диагноз (исследование состояния социального отклонения);

прогноз (предположения перспективы улучшения);

лечение (оказание помощи клиенту) [6; 14].

В 1920-е гг. М. Ричмонд реформирует метод индивидуальной работы, поскольку в практику привносятся элементы психоанализа, а это позволяло интрапсихические процессы анализировать в контексте социальных проблем. Психоанализ расширил представление о диагнозе, так как предложил научный метод изучения не только личности, но и социальных отклонений, что было особенно важно для социальных работников. Окружающая среда, в которой находился клиент, теперь интерпретировалась в единой научной схеме и логике.

В этих подходах личность представлялась как совокупность биологических факторов и факторов развития, связанных отношениями с другими людьми и с самопредставлениями клиента. Жизнь индивида виделась как совокупность сложных и противоречивых отношений с другими людьми, поскольку это обусловлено многообразием человеческих отношений, взаимозависимостью, самовыражением [1; 18].

симпатизировать клиенту,

отдавать ему предпочтение;

поощрять его;

строить с ним совместные ясные планы действий [8. — С. 208].

Читайте также: