Классификация методов и приемов экономического анализа кратко

Обновлено: 02.07.2024

Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки системы показателей специальными приемами. Он состоит из ряда последовательно осуществляемых действий:

• наблюдение за объектом, расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид;

• систематизация, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на результативные показатели;

• обобщение построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Характерные черты метода следующие.

• Необходимость постоянных сравнений.

• Необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса. Например, научно-технический прогресс (НТП) оказывает положительное влияние на рост производительности труда, наращивание прибыли и повышение уровня рентабельности, но при этом может иметь место загрязнение окружающей среды.

• Системность и комплексность проведения экономического анализа; изучение хозяйственной деятельности предприятий проводится с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей. Так, с внедрением новой техники увеличиваются издержки производства, но при этом возрастает производительность труда, что, в свою очередь, способствует экономии заработной платы. И если темпы роста производительности труда будут превышать темпы роста издержек на содержание и эксплуатацию новой техники, то управленческое решение экономически обоснованно и правомерно.

• Установление причинно-следственных связей, т. е. выявление причин изменений экономических показателей и прогноз возможных тенденций.

• Определение количественного влияния факторов на результативные показатели деятельности фирмы, расчет экономических потерь и резервов предприятия.

Классификация методов экономического анализа следующая: Неформализованные методы основаны на отражении аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.

К формализованным относятся методы, которые позволяют представить показатели в строгой зависимости (преимущественно математической). Среди них выделяют:

• классические методы экономического анализа (балансовый способ, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц), интегральный и логарифмический методы);

• традиционные методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировок, индексный метод);

• математико-статистические методы изучения связей (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ);

• методы финансовых вычислений;

• методы теории принятия решений (метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2 Метод и методика экономического анализа

Глава 2 Метод и методика экономического анализа 2.1. Понятия метода и методики экономического анализа Под методом экономического анализа следует понимать способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на показатели

5. Метод и методика экономического анализа

5. Метод и методика экономического анализа Принципы метода экономического анализа: сравнение, детализация, элиминирование, использование объективный основ взаимосвязи экономических показателей.Методологическую основу экономического анализа предприятия

2.3 Методы экономического анализа

2.3 Методы экономического анализа Методы изучения хозяйственной жизни могут быть разделены на общенаучные и частные. Общенаучные методы – это диалектико-материалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых.

20. Задачи экономического анализа

20. Задачи экономического анализа Задачи экономического анализа связаны с его содержанием и предметом, а также с социально-экономической тактикой и стратегией предприятия на ближайшую и длительную перспективы. К числу важнейших из них относятся:• проверка реальности и

31. Виды экономического анализа

31. Виды экономического анализа Экономический анализ является элементом управления, который позволяет получить объективную информацию о хозяйственно-финансовой деятельности организации для обоснования грамотных управленческих решений и регулирования ее развития.

51. Метод и методика экономического анализа

51. Метод и методика экономического анализа Методологическую основу экономического анализа предприятия представляет моделирование характера взаимосвязи результативного показателя с показателями-факторами.Метод экономического анализа – это диалектический подход и

101. Классификация видов экономического анализа

101. Классификация видов экономического анализа В зависимости от цели предлагается выделять теоретический (политэкономический) анализ, задачей которого является раскрытие сущности изучаемого явления или процесса и причинно-следственных связей его изменения.

§ 1. Характерные черты экономического развития Германии в XVI – первой половине XIX века

§ 1. Характерные черты экономического развития Германии в XVI – первой половине XIX века Экономика Германии в период Позднего Средневековья. Зарождение рыночной экономики в Германии происходило гораздо позже, чем в Англии или Франции, где в XV–XVI веках началось разложение

Вопрос 1 Предмет, объект и содержание экономического анализа

Вопрос 2 Принципы экономического анализа

Вопрос 2 Принципы экономического анализа Экономический анализ, как и любая наука, имеет принципы, или требования, которым она должна

Вопрос 3 Цель и задачи экономического анализа

Вопрос 3 Цель и задачи экономического анализа Цель экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций заключается в поиске и измерении резервов повышения эффективности производства, роста конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Задачи

Вопрос 4 Классификация видов экономического анализа

Вопрос 4 Классификация видов экономического анализа Виды экономического анализа классифицируют:• по содержанию и полноте изучаемых объектов (комплексный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ отдельных подразделений, тематический анализ отдельных

Вопрос 7 Методика проведения комплексного экономического анализа

Вопрос 7 Методика проведения комплексного экономического анализа В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Методика

Вопрос 10 Информационные источники экономического анализа

Вопрос 10 Информационные источники экономического анализа Все источники информации для проведения экономического анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные,

Вопрос 13 История развития экономического анализа

Вопрос 13 История развития экономического анализа Экономический анализ, как и любая другая наука, имеет свою историю развития. Она неразрывно связана с состоянием экономики той или иной формации. Все происходящие изменения являлись следствием совершенствования

Вопрос 40 Анализ состава и структуры затрат. Особенности анализа постоянных и переменных затрат

Вопрос 40 Анализ состава и структуры затрат. Особенности анализа постоянных и переменных затрат Оценка состава и структуры затрат проводится на основе сопоставления удельного веса фактических данных отчетного года с данными прошлых лет или плановыми значениями по

Метод экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа

Метод – это способ достижения основных целей исследуемой науки путем упорядоченного исследования всех явлений и процессов.

Этот метод включает как теоретические, так и практические операции познания, на основании которых делаются выводы.

Метод экономического анализа это система теоретико-познавательных категорий, принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов и научного инструментария.

В. В. Ковалева и О. Н. Волкова под методом экономического анализа понимают определенную комбинацию из трех составляющих .

1. Категории науки (фактор, модель, система, затраты, доходы и т. д.).

2. Принципы экономического анализа, используемые в разных областях познания – системность, научность, конкретность, комплексность, объективность.

3. Научный инструментарий – способы, приемы и средства, используемые в анализе для достижения цели.

Существует несколько классификаций методов и приемов экономического анализа. Самой информативной классификацией является деление приемов и методов по степени их формализованности.

Все аналитические методы подразделяются на следующие виды :

1) неформализованные (эвристические) – методы, основанные на описании логических, аналитических процедур;

2) формализованные (математические) – методы, основанные на строгих аналитических зависимостях.

К неформализованным относятся следующие методы :

1) метод творческого поиска;

2) метод интуитивных экспертных оценок.

К формализованным относятся следующие методы :

1) традиционные методы обработки информации:

а) сравнение относительных и средних величин;

2) математическое описание факторных моделей;

3) методы факторного анализа:

а) детерминированный факторный анализ (цепные подстановки, индексный метод, абсолютные разницы, относительные разницы, интегральный и т. д.);

б) стохастический факторный анализ (корреляционный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ, многомерный факторный анализ);

4) оптимизация показателей (экономико-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр, исследование операций);

5) приемы и методы финансовой математики.

Основные правила организации экономического анализа

От обоснованности, своевременности, целесообразности и полноты управленческих решений полностью зависят увеличение производства предприятия, повышение эффективности деятельности и многие другие факторы. Результаты деятельности экономического анализа зависят от его правильной организации. Организация экономического анализа должна соответствовать определенным требованиям – принципам экономического анализа. Выделяют следующие основные принципы экономического анализа :

1) научный характер анализа;

2) четкое распределение обязанностей;

3) регламентацию и унификацию.

Научный характер анализа является важнейшим принципом организации экономического анализа, так как собственно сам анализ должен строиться на плановой основе и новейших методиках его проведения с использованием передового опыта и действовать с учетом экономических законов в пределах отдельного предприятия.

Четкое распределение обязанностей между отдельными исполнителями является важным принципом организации, так как чем рациональнее распределены обязанности, тем полнее экономический анализ, исключается возможность дублирования одной и той же работы различными службами и специалистами.

Регламентация и унификация являются основополагающими принципами организации экономического анализа.

Регламентация – это разработка для каждого исполнителя обязательного минимума соответствующих таблиц и выходных форм.

Унификация (стандартизация) – создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ для проведения анализа, что обеспечивает сопоставимость результатов анализа на высоком уровне управления, увеличивает вероятность объективности оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений, экономит время и способствует повышению эффективности его использования.

Экономический анализ на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы проведения экономического анализа:

1) определение субъектов и объектов экономического анализа, выбор организационных форм, их изучение и четкое распределение обязанностей между отдельными специалистами данной области;

2) планирование аналитической работы. Вся работа по проведению анализа на предприятии должна планироваться, данные планы должны строго соблюдаться. Планы могут быть комплексными и тематическими;

3) информационное обеспечение анализа, а также обеспечение необходимыми методическими пособиями по правильному его проведению;

4) оформление результатов анализа;

5) контроль за внедрением в производство, исходя из результатов деятельности предприятия.

Организационные формы и исполнители экономического анализа

Организационная форма анализа, которая используется предприятием, выбирается, исходя из состава аппарата и технического уровня управления.

Деятельностью экономических служб в зависимости от величины предприятия руководят разные специалисты. Например, на крупных предприятиях все экономические службы возглавляет главный экономист, который, в свою очередь, является заместителем директора по экономическим вопросам, а на средних и малых предприятиях аналитической работой руководит начальник планового отдела или главный бухгалтер.

Эффективность функционирования любой экономической структуры зависит от состава его членов, их взаимодействия, насколько правильно и четко распределяются обязанности в управлении производством.

Целесообразно как можно больше привлекать к анализу экономики предприятия и его подразделений их руководителей, главных функциональных специалистов и передовиков производства. В аналитической работе обязательно должны принимать участие члены советов трудовых коллективов и члены различных общественных организаций .

Анализ имеет практическое значение только при рациональном распределении обязанностей по выполнению аналитической работы между главными специалистами предприятия и его структурных подразделений.

В результате анализа выявляются новые резервы повышения эффективности предприятия, с учетом которых и происходит совершенствование технологии производства, организации труда, использование ресурсосберегающих технологий, увеличение объема, повышение качества продукции и ее ассортимента.

Для того чтобы достичь в аналитической работе высокого уровня, необходимо использовать наиболее эффективные организационные формы, в которых участвуют все функциональных службы подразделений предприятия, принимающие управленческие решения, и аналитическая работа должна проводиться по согласованному и единому для всех плану.

Главный экономист предприятия объединяет всю работу, осуществляет методологическое и методическое руководство по анализу деятельности предприятия.

Специалисты планово-экономического отдела контролируют выполнение планов по снабжению, производству и реализации продукции, изучают динамику норм трудовых затрат, изменение уровня себестоимости, изучают технологию производства, порядок оплаты труда, его производительность и др.

Специалисты учетно-финансового отдела подробно изучают все статьи бухгалтерского баланса, отчетность, выполнение различных производственных планов и других финансовых показателей.

Специалисты производственного отдела анализируют соблюдение технологии производства и т. д.

Планирование аналитической работы

Важным условием, от которого зависят действенность, эффективность и результативность экономического анализа являются правильная организация и планомерный характер деятельности. В настоящее время, когда роль и значение экономического анализа резко возрастают, нельзя, чтобы предприятие работало без конкретного плана. В связи с чем составным элементом в организации аналитической работы и является планирование деятельности предприятия.

В настоящее время организация экономической работы предусматривает составление на предприятии следующих планов :

1) комплексного плана;

2) тематического плана.

Комплексный план составляется на 1 год. Разработчиком этих планов на предприятии является специалист, который руководит аналитической работой на предприятии. Этот план по содержанию напоминает некое расписание аналитических исследований, в котором, кроме целей и задач анализа, приводятся обязательные вопросы, исследуемые в течение года, определяется время для рассмотрения каждого вопроса.

Тематический план представляет собой план проведения анализа по определенным вопросам, которые рассматриваются более конкретно. Данный вид анализа изучает объекты, субъекты, этапы и сроки анализа, исполнителей и т. д.

При выполнении намеченного в плане объема аналитической работы необходимо соблюдать определенную последовательность.

Выделяют следующие основные этапы проведения аналитической работы :

1) составление рабочей программы экономического анализа конкретных объектов и предмета с учетом его цели и задач;


КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Существуют различные классификации методов экономического анализа, выделяют неформализованные и формализованные методы анализа.

Неформализованные методы основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построение систем показателей, построение систем аналитических таблиц.

К формализованным методам относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки этих методов.

Классические методы экономического анализа: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.

Традиционные методы экономического анализа: использование средних и относительных величин; прием сравнения, сводки и группировки, графический, индексный.

Прием сравнения заключается в составлении экономических показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.

Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессивный анализ, дисперсионный анализ и другие, вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теорий принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приемы, ранее не используемые в нем.

Процесс экономического анализа включает в себя обработку разнообразных формальных и неформальных данных, важных для целей анализа. Некоторая информация используется во всех разновидностях экономического анализа, другая служит для получения специфических результатов.

В.Г.Когденко отмечает: «Методика экономического анализа состоит из следующих взаимосвязанных блоков:

- анализа имеющихся факторов производства;

- анализа экономических результатов деятельности организации;

- анализа финансового состояния;

Для получения необходимых данных о финансовом состоянии организации и анализа её финансово-экономической деятельности необходимо использовать, прежде всего, бухгалтерскую отчетность.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета, как отмечается в указанной концепции, состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучить эту информацию.

Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы законодательной и исполнительной власти, работники науки и общественность в целом.

Основные интересы пользователей информации из бухгалтерской отчетности организации представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Интересы внешних пользователей информации из бухгалтерской отчетности организации

Интерес к информации

О рискованности и доходности, предполагаемых или осуществляемых ими инвестиций; возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями; способности организации выплачивать дивиденды

О своевременности погашения займов и выплаты соответствующие процентов

О выплате в срок причитающихся им сумм

Покупатели и заказчики

О продолжительности деятельности организации

Органы законодательной и исполнительной

О распределении ресурсов, об экономическом регулировании, разработке и реализации общегосударственной социально-экономической политики и налогообложении, о возможности статистического наблюдения

О возможности доступа к информации для проведения анализа, выявления тенденций и закономерностей происходящих процессов и для разработки выводов научного характера

Общественность в целом

О роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях

Что касается информации для внутренних пользователей, то цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей, формируется, в том числе, на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам её деятельности, изменениям в её финансовом положении.

Бухгалтерская отчетность дает достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах деятельности организации.

Для получения необходимых данных о финансовом состоянии организации и анализа её финансово-экономической деятельности необходимо использовать, прежде всего, основной источник информации – бухгалтерский баланс, в котором отражается моментное финансовое состояние на определенную дату. Информация в балансе представлена таким образом, что можно проследить состав средств, находящихся в распоряжении организации и источники финансирования этих средств. Баланс основан на принципе двойной записи.

Для того чтобы умело использовать данные баланса, аналитик должен четко знать форму баланса, его содержание (что указывается по каждой статье баланса), уметь читать и анализировать показатели баланса [5, с. 32].

Анализ бухгалтерского баланса – одна из основ для принятия решения по управлению ресурсами организации. Оценка уровня показателей, рассчитываемых на базе балансовых данных, производится исходя из отраслевой принадлежности и конкретных условий деятельности организации.

Баланс позволяет рассчитать и оценить:

- уровень и динамику мобильности имущества;

- состав и структуру оборотных активов;

- соотношение собственных и заемных источников финансирования;

- соответствие структуры источников финансирования структуре активов;

- величину и достаточность собственных и оборотных средств;

- состав и величину дебиторской и кредиторской задолженности и причины их изменения за период.

Для более точной оценки аспектов деятельности организации, названных выше, балансовые данные должны быть расшифрованы с помощью привлечения других форм отчетности и первичных документов бухгалтерского учета. Расшифровка балансовых данных позволяет дать более точную оценку величины собственных оборотных средств, уровня платежеспособности, соотношения собственных и заемных источников финансирования, состояния расчетов с дебиторами и кредиторами.

Метод можно рассматривать и с точки зрения теории, и с позиции практики.

С теоретической позиции описание и характеристика финансового анализа отражается в его методологии как учение о принципах строения, формах и методах научного познания.

С точки зрения практики метод – это совокупность конкретных приемов и способов, которые позволяют практически изучить данный объект или же явление.

В широком смысле метод экономического анализа – это система теоретико-познавательных категорий, регулятивных принципов изучения финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и научного инструментария.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

  • Исследование системы экономических показателей, с помощью которой количественно оцениваются отдельные стороны хозяйственной деятельности компании. Все показатели разделяются на подсистемы в зависимости от объекта анализа. Другими словами, каждое экономическое явление описывается не одним показателем, а целым комплексом;
  • Изучение системы показателей в их взаимосвязи и взаимозависимости. Исследование взаимосвязи требует выделения результативного показателя, а также факторов на него влияющих. При анализе факторы-показатели принято разделять на внешние и внутренние, основные и не основные, определяющие и не определяющие. Это позволяет отыскать экономические рычаги воздействия на потенциал предприятия;
  • Количественная оценка влияния факторов на результативные показатели.

Готовые работы на аналогичную тему

Использование метода экономического анализа включает следующие процедуры:

  1. Выявление системы показателей, которые определяют объект по заданному направлению;
  2. Установление взаимозависимости показателей и определение групп взаимозависимых показателей;
  3. Определение типа взаимосвязи показателей;
  4. Выбор приемов и способов, необходимых для изучения взаимосвязи.

Вся совокупность приемов и способов, которые используются в исследовании хозяйственных процессов, называется методикой экономического анализа (инструментарием анализа).

Формализованные и неформализованные методы экономического анализа

Существуют различные классификации методов экономического анализа. Наиболее часто выделяют формализованные и неформализованные методы. Основу первых составляют достаточно строгие формализованные зависимости. Вторая группа методов основана на описании на логическом уровне аналитических процедур, а не с помощью строгих зависимостей аналитического характера. В данном случае нельзя сказать, что полностью отсутствуют какие-либо формальные ограничения и процедуры, но для неформализованных методов особенно существенен элемент субъективизма.

К формализованным (математическим) методам экономического анализа относятся:

  • Элементарные методы микроэкономики: балансовый метод, интегральный метод, метод элиминирования и т.д.;
  • Традиционные методы: метод группировки, метод средних величин, индексный метод, традиционные методы анализа рядов динамики;
  • Методы стохастического моделирования: корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ, современный факторный анализ, метод обработки пространственно-временных совокупностей и т.д.;
  • Методы финансовых операций: метод оценки денежных потоков, метод дисконтирования и наращения;
  • Методы теории принятия решений: метод прогнозирования и ситуационного анализа, линейное программирования и имитационное моделирование, методы построения дерева решений, метод анализа чувствительности и т.д..
  • Метод сравнения;
  • Метод разработки системы показателей;
  • Метод детализации;
  • Метод построения аналитических таблиц;
  • Эвристический метод и т.д.

Наиболее распространенные методы экономического анализа

Самыми распространенными методами экономического анализа являются:

  • Метод абсолютных величин, относительных и средних;
  • Вертикальный и горизонтальный анализ;
  • Трендовый и факторный анализ;
  • Анализ при помощи финансовых коэффициентов.

С помощью абсолютных показателей можно охарактеризовать численность, объемы изучаемого явления или процесса. Такие показатели всегда имеют единицы измерения:

  • Натуральные;
  • Условно-натуральные;
  • Стоимостные или денежные.

Абсолютные показатели можно получить, подсчитав собранные данные или же расчетным путем.

Относительные показатели являются отношением абсолютных показателей, т.е. сколько единиц одного показатели приходится на единицу другого.

При анализе финансово-хозяйственной деятельности необходимо рассматривать во взаимосвязи абсолютные и относительные значения.

Средняя величина представляет собой обобщающую характеристику исследуемого признака в анализируемом объеме данных и показывает типичный уровень на единицу совокупности при заданных условиях времени и места.

При вертикальном анализе финансовый отчет представляется в виде относительных показателей, что позволяет проследить удельный вес каждого параметра в итоге.

При горизонтальном анализе выстраивается одна или несколько аналитических таблиц, где абсолютные показатели дополняются относительными.

Трендовый анализ является частью перспективного анализа, который необходим при финансовом прогнозировании.

Факторный анализ представляет собой методику системного и комплексного исследования и измерения влияния факторов на значение результативных показателей.

Финансовые коэффициенты используются как правило при анализе финансового состояния компании, являются относительными показателями, определяемыми по данным финансовой отчетности.


Оглавление

  • 1. Понятие экономического анализа. История его возникновения и развития
  • 2. Роль экономического анализа в управлении производством
  • 3. Особенности экономического анализа в условиях перехода к рыночной экономике
  • 4. Предмет и принципы экономического анализа
  • 5. Содержание экономического анализа
  • 6. Связь экономического анализа с другими дисциплинами
  • 7. Виды экономического анализа
  • 8. Система экономической информации
  • 9. Источники экономического анализа
  • 10. Система показателей экономического анализа
  • 11. Подготовка исходных аналитических данных
  • 12. Методы экономического анализа. Классификация приемов и методов
  • 13. Использование абсолютных, относительных и средних величин

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория экономического анализа. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

12. Методы экономического анализа. Классификация приемов и методов

Метод — это способ исследования, способ познания предмета науки, способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования явлений природы и общества.

Характерные черты метода АХД:

1) использование системных показателей измерения экономических явлений;

2) выбор измерительной оценки в зависимости от особенностей анализируемых явлений;

3) выявление и измерение факторов, их взаимосвязи и влияния на составляющий показатель с помощью математических, статистических и учетных приемов;

4) необходимость постоянных сравнений экономических показателей;

5) изучение внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления и процесса;

6) изучение хозяйственной деятельности с учетом всех взаимосвязей;

7) установление причинно-следственных связей и количественная характеристика.

Методы экономического анализа:

1) диалектический метод;

2) метод индукции и дедукции;

3) системный подход;

Диалектический метод познания — это способ подхода к изучению предмета экономического анализа.

Принципы диалектического метода.

1. Все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии.

2. Каждый процесс, каждое явление — это единство и борьба противоположностей.

3. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связей с другими.

Индукция — это способ исследования причинных связей, при котором изучение ведется от частного к общему. Используется в сочетании и единстве с методом дедукции.

Дедукция — это способ изучения причинных связей, при котором исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов к причинам.

Принципы системного подхода.

1. Динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы.

2. Комплексность, целостность, соподчиненность.

3. Выделение ведущего звена среди элементов системы.

4. Максимальное разделение изучаемых явлений и процессов на элементы и их систематизация.

5. Построение структурно-логических схем.

Детализация — это способ выделения составных частей экономических явлений и процессов.

Метод экономического анализа — это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности функционирования организации.

Классификация приемов (способов) АХД.

1. Логические способы обработки информации — сравнения; подсчет относительных и средних величин; группировки; графический; балансовый; эвристический способы.

2. Способы детерминированного факторного анализа — цепные подставки; подсчет абсолютных и относительных разниц; пропорциональное деление; логарифмирование; индексный и интегральный способы.

3. Способы стохастического факторного анализа — корреляционный анализ; дисперсионный анализ; колигонентный анализ; математический многомерный факторный анализ; дискриминантный анализ.

4. Способы оптимизации показателей — программирование (линейное; нелинейное); теория массового обслуживания; теория игр; исследование операций; теория нечетких множеств и т. д.

Читайте также: