С какой целью создаются школы

Обновлено: 05.07.2024

Цель , задачи и функции работы школы .

Цель:

Создание условий для личностно-ориентированного развития обучающихся, формирования творческого и профессионального потенциала субъектов образовательного процесса на основе реализации годового плана и педагогического проекта.

Обеспечивать высокий уровень профессиональной компетентности педагогов путем непрерывного совершенствования уровня педагогического мастерства в организации образовательного процесса через модернизацию школьной методической работы.

Оптимизировать процесс обучения учащихся на основе обеспечения реализации прав каждого ребенка на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями.

Продолжить развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся с учетом их профессиональных намерений, интересов, образовательных запросов и социализации посредством организации работы с одаренными детьми в условиях учреждения общего среднего образования.

Создавать образовательную среду, способствующую духовному, нравственному и физическому воспитанию учащихся посредством реализации модели шестого дня.

Совершенствовать систему воспитательной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, формированию навыков здорового образа жизни.

Обеспечивать безопасные условия пребывания учащихся в учреждении образования и организации образовательного процесса на основе внедрения здоровьесберегающих, информационных технологий, модернизации технологических процессов и оборудования столовой, актового и спортивных залов, соблюдения санитарно-гигиенического состояния и

удовлетворение потребности обучающихся (воспитанников) в самообразовании и получении дополнительного образования;

организационную, предполагающую организацию образовательного процесса, в том числе разработку учебного плана и расписания занятий;

установление системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с настоящим Уставом;

развитие материально-технической базы в пределах, закрепленных за школой бюджетных и собственных средств. охраны труда учебных кабинетов и классов.

Цели и задачи, предмет деятельности школы

Основными задачами Школы являются:

  • создание условий для формирования образованной и развитой личности, адаптированной к жизни в обществе, способной к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • формирование духовно-нравственной личности;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • удовлетворение потребностей, обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в соответствии с их склонностями, способностями, интересами;
  • обеспечение высокого качества образования, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам, а также дополнительного профильного до профессионального образования;
  • охрана жизни и укрепление здоровья обучающихся;
  • создание максимально благоприятных условий для развития творческого потенциала обучающихся, овладение ими навыками самообразования, научно-исследовательской деятельности.

Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

Деятельность Школы основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономии светского характера образования.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями основных общеобразовательных программ трех ступеней образования:

  • I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
  • II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);
  • III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

Содержание образования в Школе определяется образовательными программами, утвержденными и реализуемыми Школой самостоятельно.

Основные общеобразовательные программы в Школе разрабатываются на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должны обеспечивать достижения обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

С учетом потребностей и возможностей личности основные общеобразовательные программы в Школе осваиваются в очной форме. Школа, по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей), содействует освоению образовательных программ в форме семейного образования, самообразования или экстерната, обучение по данным формам регламентируется соответствующим Положением.

Обучение по индивидуальным учебным планам на дому осуществляется по заключению врачебно-квалификационной комиссии или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Допускается сочетание указанных форм освоения общеобразовательных программ.

С учетом интересов родителей (законных представителей) обучающихся, по согласованию с Учредителем и при наличии соответствующей лицензии (в необходимых случаях) в Школе могут открываться профильные, экспериментальные классы, реализовываться программы дополнительного и дошкольного образования.

Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует федеральный государственный образовательный стандарт.
Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образования является базой для получения основного общего образования. На первой ступени обучения вводятся дополнительные общеобразовательные программы, которые направлены на развитие обучающихся и позволяют подготовить обучающихся к успешному освоению образовательных программ на последующих ступенях. В дополнение к обязательным предметам могут быть введены дополнительные образовательные предметы по выбору родителей и учащихся.

Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. В дополнение к обязательным предметам вводятся новые учебные предметы, факультативные курсы и различные формы внешкольных занятий, а также предметы по выбору, направленные на более полное развитие способностей учащегося, с учетом преемственности в системе образования. По согласованию с учащимися, их родителями (законными представителями) организуется обучение по разно уровневым программам.

Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, элективные курсы в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Школа реализует основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Школа реализует дополнительные образовательные программы следующих направлений:

  • Подготовка детей к школе;
  • Адаптивные группы по подготовке детей к условиям школьной жизни;
  • Подготовительные курсы к ЕГЭ с нормативным сроком освоения 1 год;
  • Компьютерная графика. Программирование в VisualBasic и Delphi; Web-дизайн; Обработка видео с нормативным сроком освоения до 5 лет;
  • Спортивная секция (баскетбол, волейбол, туризм, восточное единоборство) с нормативным сроком освоения до 5 лет;
  • Кружки: кройки и шитья; экскурсоводов; краеведов с нормативным сроком освоения до 5 лет;
  • Студии: вокальная; хореографическая; театральная; изобразительного искусства; фито дизайн с нормативным сроком освоения до 5 лет;
  • Мастерские по народным промыслам (мягкая игрушка; соломка; резьба по дереву) с нормативным сроком освоения до 5 лет.

Дополнительные образовательные программы включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
При наличии соответствующей лицензии (в необходимых случаях) Школа может оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные основными образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами:

  • осуществлять обучение по дополнительным образовательным программам, указанным в п.2.22. настоящего Устава;
  • организовывать изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
  • проводить репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
  • создавать студии, группы, секции, работающие по программам дополнительного образования детей, указанным в п.2.22. настоящего Устава;
  • создавать группы по адаптации детей к условиям школьной жизни.

Школа также может осуществлять следующие виды деятельности:

  • внешнеэкономическая деятельность;
  • приносящая доход деятельность (сдача имущества в аренду, возмездное оказание услуг).

Порядок оказания платных дополнительных образовательных и (или) иных услуг:

  • платные дополнительные образовательные и (или) иные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджета;
  • потребность в платных дополнительных образовательных и (или) иных услугах определяется путем анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся;
  • Школа составляет и утверждает смету доходов и расходов по внебюджетным средствам;
  • Школа разрабатывает Положение о платных дополнительных образовательных и (или) иных услугах;
  • Школа заключает договора с родителями (законными представителями) об оказании платных дополнительных образовательных и (или) иных услугах, форма договора утверждается Школой;
  • Школа заключает договора с педагогическими работниками на выполнение платных дополнительных образовательных и (или) иных услуг;
  • директор издает приказ об организации платных дополнительных образовательных и (или) иных услуг.

Доход от оказания платных дополнительных образовательных и (или) иных услуг Школы используется ей в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями.

Для достижения поставленных целей и задач Школа имеет право в порядке, установленном действующим законодательством:

  • самостоятельно, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы;
  • разрабатывать и утверждать учебный план, годовой план воспитательно-образовательной работы Школы и расписание занятий;
  • разрабатывать и утверждать Программу развития Школы, графики работы сотрудников, расписания занятий дополнительного образования;
  • выбирать формы, средства, методы обучения и воспитания, пособия в пределах, определенных законодательством;
  • самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
  • реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе платные, за пределами основных образовательных программ, определяющих статус Школы;
  • осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
  • вести приносящую доход деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых Школа создана, и соответствует указанным целям. Осуществление указанной деятельности Школой допускается, если это не противоречит федеральным законам;
  • образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в т. ч. с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений);
    привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансирования и материальных средств, включая использование банковского кредита;
  • осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • предоставлять Учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • осуществлять подбор, прием на работу и расстановку кадров, нести ответственность за уровень их квалификации;
  • использовать и совершенствовать методики образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий;
  • разрабатывать и утверждать по согласованию с Учредителем годовые календарные учебные графики;
  • устанавливать заработную плату работникам Учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размер их премирования в соответствии с действующей системой оплаты труда;
  • разрабатывать и принимать правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные акты;
  • самостоятельно осуществлять образовательный процесс в соответствии с настоящим Уставом и лицензией;
  • содействовать деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений (при наличии);
  • сдавать в аренду в установленном порядке закрепленное за Школой на праве оперативного управления имущество и объекты собственности Школы (договору аренды предшествует экспертная оценка последствий сдачи в аренду имущества, закрепленного за Школой);
  • осуществлять платные услуги на договорной основе при наличии соответствующей лицензии (в необходимых случаях);
  • осуществлять материально-техническое обеспечение деятельности и развитие объектов социальной сферы;
  • давать предложения Учредителю для планирования своей деятельности и определения перспектив развития исходя из основных экономических показателей, наличия спроса на выполняемые работы, оказываемые услуги;
  • выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к ее основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами;
  • с согласия Комитета и Учредителя быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций;
  • образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в т. ч. с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений).

Учредитель вправе приостановить приносящую доходы деятельность Школы, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, до решения суда по этому вопросу.

  • выполнять муниципальные задания и план финансово-хозяйственной деятельности для Школы в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом основной деятельностью, установленные Учредителем;
  • обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам Школы заработной платы и иные выплаты, в соответствии с действующим законодательством;
  • обеспечивать работникам Школы безопасные условия труда;
  • обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты работников Школы;
  • предоставлять государственным и муниципальным органам информацию о деятельности Школы в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
  • обеспечивать содержание в надлежащем состоянии закрепленного за Школой движимого и недвижимого имущества, своевременно проводить капитальный и текущий ремонты имущества;
  • осуществлять мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством.

Школа (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) несет ответственность за:


Поговорим о том, что такое миссия школы. Мы подробно рассмотрим все аспекты современного образования, начиная с азов. Также попытаемся разобраться в том, выполняет ли школа на сегодняшний день все поставленные задачи, и может ли она на достойном уровне реализовывать возложенную на нее функцию.

Понятие

Когда говорим о миссии школы, то подразумеваем цели и задачи, которых она должна достигнуть. На сегодняшний день миссия заключается в том, чтобы дать подрастающему поколению максимально качественное образование, которое будет соответствовать государственным стандартам, а также будет находиться на таком уровне, чтобы его ценили за рубежом.

миссия школы по фгос примеры

Официальные определения

Углубимся в официальные понятия. Что такое миссия школы по ФГОС? Примером может служить вытяжка из Федерального закона об образовании, в котором прописано, что качеством образования является комплексная характеристика, выражающаяся в том, насколько процесс обучения и его результаты соответствуют стандартам и требованиям, а также потребностям лица, которое проходит обучение. Но в современном мире под качеством образования понимают не только его соответствия каким-то нормам и стандартам. В первую очередь в это понятие закладывается возможность учебного заведения самостоятельно функционировать. При этом рассматривается как школа в целом, так и работа каждого отдельного педагога. Большое внимание уделяется не только тому, как ученики усваивают знания, но и тому, как педагоги их преподносят, какова эффективность их работы и общие показатели.

Структура

Миссия современной школы имеет довольно четкую структуру. Она состоит из педагогических целей, о которых мы будем говорить ниже, целях первого, второго и третьего уровней. Структура представляет собой иерархическую систему ценностей, которая дает общее понятие о направлении деятельности педагогов.

Структурное деление в школе происходит благодаря нескольким веткам власти. Так, во главе находится директор, который занимается основными вопросами, касающимися того, чтобы школа и дальше развивалась, наращивала обороты. Также в обязанности директора входит контроль за тем, каким образом и на каком уровне осуществляется образовательный процесс.

миссия начальной школы

Воспитательная работа

У директора обязательно есть несколько заместителей. Чаще всего это заместители по воспитательной, учебной и культурной работе. У каждого из них идет четкое разделение обязанностей. Так, заместитель по воспитательной работе работает с учениками из многодетных семей, с теми, кто имеет проблемы в общении со сверстниками и педагогами. Он контролирует общую дисциплину и атмосферу, царящую в стенах учебного заведения. Все вопросы, связанные с тем, как ученики проводят свое свободное время за пределами школы, тоже лежат на его плечах. Он должен позаботиться о том, чтобы все дети, независимо от условий в их семье, развивались и обучались в равных условиях, получали качественные знания. Заместитель по учебной работе занимается решением вопросов, связанных непосредственно с обучением. Так, он следит за тем, чтобы все учебники и дополнительные материалы были в наличии, чтобы все ученики получали достаточно внимания на уроке, каждый мог реализовать свой потенциал и задать учителю те вопросы, которые волнуют. Также в круг обязанностей входит организация и контроль дополнительных встреч и консультаций, на которых дети могли бы уточнить спорные моменты и догнать своих сверстников, если они отстали по разным причинам.

Учебная работа

Заместитель по учебной работе старается максимально реализовать миссию школы по ФГОС. Примеры своих достижений он тщательно фиксирует для создания положительной статистики. Этот человек всегда в курсе новых изменений и поправок к закону об образовании. Фактически ключевая задача школы лежит именно на нем.

миссия современной школы

Культурная работа

Заместитель по культурной работе занимается вопросами организации детского досуга. Он организовывает различные праздники и мероприятия, посвященные национальным событиям. Также он пытается организовать досуг детей, устраивая утренники, посиделки с педагогами. На его плечи возложены вопросы того, как лучше обустроить актовый зал в школе, как привлечь детей к выступлениям, как мотивировать их совершенствоваться и развивать свои ораторские и актерские способности. Этот человек понимает, что наряду с важностью образования особое внимание следует уделять культурному развитию ученика. Ведь может быть такое, что человек не найдет тебя в точных науках, но прекрасно реализуется как талантливая творческая личность. При этом на деятельности заместителя по культурной работе отражается политика и миссия школы. Так, если школа имеет узконаправленный профиль, а ее деятельность направлена исключительно на получение знаний, то работа массовика-затейника в таком коллективе будет довольно трудной. Но при этом надо сказать, что перегиб в любую сторону ни к чему хорошему не приводит. Конечно, первоочередной миссией школы является именно получение знаний, но не стоит забывать о комплексном развитии личности.

Педагогические цели

С обсуждаемой темы плавно перейдем к педагогическим целям. Эта тема очень близка к тому, о чем мы только что говорили, ведь цели педагогики заключается не в только в том, чтобы дать ребенку качественно образование. Все цели условно делятся на три уровня. Первый уровень показывает первоочередные цели, а именно получение детьми профессиональных знаний и личностное развитие каждого ученика.

социальная природа и социальная миссия школы

Цели второго уровня более обширные. Сюда относятся специализированная профессиональная подготовка, обучение ребенка навыкам управления, подготовка в сфере экономики и права, развитие ребенка в психолого-педагогическом направлении, общекультурное развитие личности, а также привитие духовно-нравственных ценностей, патриотическое воспитание, развитие эмоционального интеллекта и воли.

Цели третьего уровня представляют собой пути реализации основополагающих целей, о которых мы говорили выше. Они заключаются в том, что повышается общий культурный уровень и уровень профессиональных знаний, совершенствуются педагогические навыки учителей, совершенствуется методологическое обеспечение учебного процесса, повышается уровень организации воспитательной работы, ученикам прививаются навыки эффективного общения и коммуникации, они все чаще привлекаются к научно-исследовательской работе.

Классификация

Рассмотрим классификации миссий и задачи школы. При этом отметим, что все это должно работать в комплексе, а разделение на отдельные группы существует лишь для того, чтобы лучше понимать каждое направление деятельности.

миссия и ценности школы

  • развитие личности;
  • развитие профессиональных качеств;
  • обучение;
  • воспитание;
  • научно-педагогическая деятельность;
  • совершенствование системы образования;
  • управленческая деятельность;
  • создание новых методик воспитания и обучения;
  • активная практика;
  • психологическая подготовка.

Проанализировав этот список, мы можем сделать вывод, что цели школы напрямую зависят от основополагающих принципов, на базе которых она работает.

Младшая школа

Отметим, что миссия начальной школы намного более сложная и многогранная, чем цель средней и старшей школы. Именно младшая школа закладывает основы, на базе которых в более старшем возрасте ребенок может двигаться вперед и познавать новые дисциплины.

Учителя младших классов – это люди, от которых в первую очередь зависит то, насколько успешным ученик будет в дальнейшей деятельности. Именно они призваны превратить ребенка в ученика. Конечно, нельзя забывать о роли родителей, на которых тоже возложена функция того, что они должны подготовить своих детей к школе. И все же преподаватель младших классов работает с огромной ответственностью, которая возложена на него базовыми принципами образования.

Именно поэтому требования, которые предъявляются к ним, несколько выше. Они должны хорошо знать основы того, чему учат детей. Но это не главный признак, поскольку знания на этом этапе элементарны. Основное конкурентное преимущество учителя младших классов заключается в том, что он должен уметь донести информацию до ребенка в таком виде, чтобы он максимально качественно понял ее, и захотел изучать предмет дальше. Последнее уточнение очень важно, поскольку многие учителя могут донести что-то до своих учеников. Но сделать так, чтобы ребенок захотел задавать вам вопросы дальше и разбираться в этой теме, довольно сложно, для этого действительно нужно быть хорошим педагогом и психологом.

миссия и задачи школы

Какие требования предъявляются современной школе?

Миссия школы сегодня очень многогранна. Родители хотят, чтобы их дети получили не только качественные знания, но и обучились некоторым умениям. Например, при опросах родителей было выяснено, что они желают видеть подобные навыки у своих детей:

  • умение искать информацию;
  • критически изучать данные;
  • вырабатывать собственное мнение и делать оценки;
  • умение отстаивать свою точку зрения.

Проанализировав все, можно отметить, что ценности школы соответствуют всем требованиям, которые предъявляют родители. Но проблема появляется тогда, когда школа не может на достойном уровне реализовывать свои задачи. Тем не менее в идеальном варианте современная школа — это открытая и безопасная среда, которая формирует ребенка не только с образовательной точки зрения, но и с психологической. Естественно, не будем упоминать о том, что главным требованием к современной школе является получение хороших знаний, которые идут в ногу со временем, и пригодятся ученикам в реальной жизни.

миссия школы сегодня

Социально-культурные аспекты

Социальная природа и социальная миссия школы заключается в том, чтобы ребенок окончил учебное заведение не только с определенным багажом знаний, но и был психологически зрелым. Мы частично затрагивали этот вопрос ранее, но не уделяли ему достаточно внимания. Культурная миссия школы существует не только для того, чтобы развлекать детей в период их досуга. В первую очередь она направлена на то, чтобы способствовать межличностному общению детей, формированию их эмоциональной и психологической устойчивости. В этом смысле школа выполняет важнейшую функцию, заключающуюся в становлении будущей личности. Ведь именно в стенах учебного заведения ребенок проводит большую часть своего дня, значит, и всего периода взросления.

Формирование личности

Именно поэтому очень важно, чтобы учебное заведение создавало благоприятные условия для формирования личности. Педагоги должны следить за тем, чтобы в коллективе была здоровая конкуренция. К сожалению, на сегодняшний день ситуация в российских школах не всегда безоблачна. Очень часто дети конфликтуют довольно жестко и даже жестоко. Все это активно освещается в СМИ, что порождает другие проблемы. Так, дети, видя, что происходит в других школах, бессознательно делают для себя вывод, что такое поведение является нормой. Когда возникает подобная ситуация в их жизни, то они, если напрямую не участвуют в конфликте и не проявляют жестокости, то считают эту ситуацию нормальной и бездействуют.

культурная миссия школы

Миссия и ценности школы должны формироваться вокруг ученика, потому что только тогда она сможет на должном уровне заботиться о нем. В первую очередь акцент должен делаться не на том, чтобы как можно больше знаний ребенок освоил, а на том, чтобы он сформировался как здоровая и сильная личность. Если он захочет, то быстро догонит сверстников и освоит новый материал.

В противоположной же ситуации, когда психологический комфорт ребенка нарушен, у него пропадает интерес к учебе, даже если до этого показывал хорошие результаты. Конечно, он может продолжать учиться на достойном уровне, но поскольку его будет что-то тревожить, его результаты станут стабильными, то есть он не сможет использовать по максимуму свой потенциал.

Анализ представленных в современной научной литературе подходов к пониманию и описанию школы позволяет сделать вывод, что в последние годы произошли существенные перемены во взглядах на нее научного сообщества вследствие распространения теорий организации и управления (менеджмента), расширения самостоятельности и автономности ОУ, изменения социального заказа на общее образование и действия других факторов.

Не претендуя на полноту характеристики этих изменений, зафиксируем некоторые из них, значимые для нас.

1. Если в работах советского периода возможности моделирования и проектирования школы были объективно весьма ограниченными и ее существующее устройство воспринималось как данность и нечто само собой разумеющееся, то современные исследования принимают на вооружение проектно-разработческую парадигму. Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко, В.С. Лазарев, В.И. Слободчиков и др. рассматривают развивающуюся и сознательно развиваемую школу как объект моделирования, проектирования и конструирования. Такой подход ориентирует как исследования, так и практику управления на значительно большие усилия по познанию и пониманию данного социального института, его назначения, строения, функционирования и развития.

2. Если в прежние годы школа представляла собой преимущественно совокупность педагогических (учебно-воспитательных) процессов и прямо декларировалось, что объектом управления выступает учебно-воспитательный процесс, то сейчас утверждается и становится преобладающим осмысление ее как особой разновидности социальной организации, которой присущи все соответствующие атрибуты (взаимодействие с внешней средой, ориентация на удовлетворение определенных потребностей и достижение внешних и внутренних целей, использование ресурсов, наличие коллектива, внутренней среды, организационной структуры и культуры, разделение труда, потребность в управлении и др.) и где наряду с собственно образовательными осуществляются и другие задачи, значимые для достижения организационных целей (В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, М.М. Поташник, К.М. Ушаков, Л.И. Фишман и др.).

3. Школа все чаще начинает пониматься и исследоваться не просто как первичное звено и базовый элемент системы общего образования, но и как целостная, целеустремленная, динамическая социально-педагогическая модель, имеющая определенный набор компонентов (в том числе инвариантных, присущих любому общеобразовательному учреждению). С этим изменением неразрывно связана тенденция рассмотрения школы с позиций системного подхода, предполагающая последовательное выявление и содержательное описание ряда ее аспектов как системы (компонентного, структурного, функционального, коммуникативного, историко-генетического, интегративного, управленческого).

потенциально адаптивны, способны в определенных пределах приспосабливаться к изменениям во внешней среде (иногда вынужденно и с опозданием, иногда – осмысленно и даже с опережением);

субъектны и активны, обладают произвольным поведением, имеют собственные потребности и стремление к их удовлетворению;

как правило (прежде всего – в лице своих управляющих), ставят и преследуют собственные цели, при этом они не только адаптируются к среде как данности, но и пытаются по мере возможностей ее изменить, адаптировать в своих интересах;

могут учреждаться по плану, однако реальное предприятие всегда будет отличаться от своего проекта, что порой сильно травмирует проектировщиков и создателей;

имеют сознание и самосознание (хотя и не знают о себе всего); для них очень важны своя история, биография, отношение к прошлому, настоящему и будущему; в их жизни можно обнаружить критические события, сыгравшие поворотную роль;

способны к самодостройке, самосозиданию, самосовершенствованию (что не присуще механическим системам);

порой подчиняются внешнему управлению и диктату обстоятельств, но истинный источник их развития – внутренний и находится в них самих;

компетентны по отношению к определенным задачам и ситуациям, что-то делают хорошо, что-то хуже; наличие особой компетентности дает конкурентные преимущества;

эмоциональны; им присущи преобладающий настрой, тонус, темп, ритм жизнедеятельности, различные функциональные состояния – они могут находиться в отличной форме или, напротив, работать вяло и апатично, болеть или выздоравливать, переживать кризисы, которые очень важны для их выживания и развития.

Организации рождаются, проходят путь становления, выживают, функционируют, совершенствуются; порой умирают, причем делают это крайне неохотно, отчаянно борясь за существование.

6. В условиях высокой степени унификации и единообразия образовательных учреждений школа была реализатором, исполнителем общих государственных целей образования, и на первом плане оказывалась ее способность транслировать всем учащимся его единое содержание. А сегодня при законодательно утвержденном принципе автономности ОУ на первый план выходит понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы, творчески осмысливающей социальный заказ на образование и способной преобразовывать его в конкретный набор целей, отличных от целей других учебных заведений.

Старый, традиционный, и новый взгляды на школу отражены в таблице.

Читайте также: