С какой целью создана рсчс какие причины обусловили создание этой системы обж 9 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Когда и с какой целью была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

В нашей стране в апреле 1992г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ. органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

2. Какие основные задачи решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?

Основными задачами и решениями РСЧС являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, созданных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. С какой целью созданы функциональные и территориальные подсистемы РСЧС?

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административному территориальному делению этих территорий.

4. Какими силами и средствами располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?

Основу сил РСЧС составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

К тому же на каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

5. Какое ведомство отвечает за организацию защиты учащихся и персонала общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций?

Общеобразовательные учреждения являются объектом функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством образования и науки РФ, для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

РСЧС создана для прогнозирова­ния, предотвращения и ликвидации раз­личных чрезвычайных ситуаций, обеспече­ния постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в чрезвычайных си­туациях.

Основная цель создания РСЧС — объ­единение усилий центральных органов фе­деральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, районов, а также организаций, учреждений и предприятий для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций.

Причинами создания этой системы послу­жили чрезмерная концентрация промыш­ленности в отдельных регионах, усложне­ние технологических процессов, широкое использование взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, из­нос технологического оборудования. Кро­ме того, в последние годы наблюдается рост количества аварий и катастроф, уве­личение числа человеческих жертв, воз­растание материального ущерба от чрезвы­чайных ситуаций техногенного характера. Велики также социально-экономические последствия природных чрезвычайных ситуаций. Опыт ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий показывает необходимость повышения опе­ративности управления процессами пред­упреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выхода на качественно новый уровень готовности населения и специалистов-спасателей к действиям в чрезвычай­ных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Необходимость её образования стала очевидной в конце XX в., когда наши сограждане стали в одночасье жить в другой стране — в новой России. Изменилось очень многое — политический строй, общественный обиход, экономический уклад. Стали меняться психология людей, характер их отношений, детали быта. Появлению РСЧС предшествовало создание 27 декабря 1990 г. федерального органа исполнительной власти --Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР, который в 1994 г. был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В нашей стране это министерство не без оснований называют Чрезвычайной службой России. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря объявлено Днем спасателя Российской Федерации.

РСЧС создана для прогнозирова­ния, предотвращения и ликвидации раз­личных чрезвычайных ситуаций, обеспече­ния постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в чрезвычайных си­туациях.

Основная цель создания РСЧС — объ­единение усилий центральных органов фе­деральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, районов, а также организаций, учреждений и предприятий для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций.

Причинами создания этой системы послу­жили чрезмерная концентрация промыш­ленности в отдельных регионах, усложне­ние технологических процессов, широкое использование взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, из­нос технологического оборудования. Кро­ме того, в последние годы наблюдается рост количества аварий и катастроф, уве­личение числа человеческих жертв, воз­растание материального ущерба от чрезвы­чайных ситуаций техногенного характера. Велики также социально-экономические последствия природных чрезвычайных ситуаций. Опыт ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий показывает необходимость повышения опе­ративности управления процессами пред­упреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выхода на качественно новый уровень готовности населения и специалистов-спасателей к действиям в чрезвычай­ных ситуациях.

Вопрос 2. Расскажите об основных задачах РСЧС.

Основные задачи РСЧС:

  • разработка и реализация законов и дру­гих необходимых документов, регулирую­щих вопросы защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-тех­нических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функциониро­вания предприятий, учреждений и орга­низаций в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям ор­ганов управления, сил и средств, предназ­наченных для предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и представление информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально- экономических последствий чрезвычай­ных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и мате­риальных ресурсов для ликвидации чрез­вычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспер­тизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социаль­ной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гума­нитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей граж­дан в области защиты от чрезвычайных си­туаций;
  • международное сотрудничество в облас­ти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Вопрос 3. Из каких подсистем и уровней со­стоит РСЧС? Чем отличается территориальная под­система от функциональной подсистемы?

РСЧС состоит из территориаль­ных и функциональных подсистем и име­ет пять уровней: федеральный, региональ­ный, территориальный, местный и объек­товый.

Территориальные подсистемы создают в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций в пределах их террито­рий, и состоят они из звеньев, соответст­вующих административно-территориаль­ному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы создают федеральные органы исполнительной влас­ти для организации работы по защите насе­ления и территорий от чрезвычайных ситу­аций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Таких подсистем насчитывается около тридцати. В частнос­ти, это подсистемы наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и геофизическими явлениями и состояни­ем окружающей среды на базе Росгидроме­

та; охраны лесов от пожаров на базе Феде­ральной службы лесного хозяйства Россий­ской Федерации; контроля обстановки на потенциально опасных объектах на базе Госгортехнадзора России и Госатомнадзора России; сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Россий­ской академии наук.

Вопрос 4. Расскажите о координирующих ор­ганах РСЧС всех уровней.

Координирующими органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне — правительст­венная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, ко­миссии по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций и обеспече­нию пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на территориальном уровне (на террито­рии субъекта Российской Федерации) — комиссии по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций и обеспече­нию пожарной безопасности органов ис­полнительной власти субъектов Россий­ской Федерации;
  • на местном уровне — на территории района, города (района в городе) — комис­сии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
  • на объектовом уровне (на территории организации или объекта) — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций и обеспечению пожар­ной безопасности организаций.

В пределах федеральных округов коор­динирующие функции выполняют полно­мочные представители Президента Рос­сийской Федерации.

РСЧС это принятая аббревиатура, при помощи которой кратко обозначают систему органов, существующих ради охраны населения страны и ее территории от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС).

РСЧС- расшифровка и цель создания

Герб РСЧС

Рассматривая историю возникновения, система, впервые появившаяся на свет в 1992 г., имела своё чёткое предназначение и цель.

Она была необходима для объединения в одно целое всех существующих органов управления, сил и средств, находящихся в границах российских земель, отвечающих за разрешение вопросов по надлежащему предоставлению сохранности и защищенности площади своей страны и народа, населяющего ее, от ЧС.

Задачи и функции РСЧС

Ликвидация ЧС

Такая система необходима для выполнения трех наиболее важных функций:

профилактика и устранение возможности наступления крушений, стихийных бедствий и других патогенных ситуаций;

значительное снижение количества вреда, принесенного ЧС;

предотвращение самих происшествий и их результатов.

7e5c9

В соответствии с задачами РСЧС необходима для:

создания и предварения в жизнь нормативно-правовых актов, содержание которых связанно с защитными действиями от ЧС;

воплощения специализированных программ по профилактике и уничтожению ЧС;

обеспечения режима и готовности органов, специально созданных для исполнения всех необходимых действий при ЧС;

предварительной работы с различными категориями населения страны по подготовке к действиям в ЧС (проведение специальных учений, тренингов, квестов и других мероприятий);

расчета ущерба, нанесенного ЧС;

организации резерва необходимых ресурсов - как финансовых, так и материальных, необходимых для сведения на нет самой ситуации и ее последствий;

проведения акций и других мероприятий для сбора денег и другой необходимой помощи людям, понесшим утраты или получившим ранения при ЧС (организуются места сбора пострадавших, обеспечивается горячее питание, первая медпомощь и т. д.);

международного сотрудничества (осуществляется при масштабных катастрофах, поражающих большую часть площади страны, в этих случаях гуманитарная помощь может оказываться при помощи поддержки других стран).

Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

56

Структура данной системы состоит из пяти уровней:

Федеральный - данный уровень составляют централизованные органы подчинения федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ).

Межрегиональный - образован из шести округов, в которые вошли: центральный (Москва), Северо-Западный (СПб), Приволжско-Уральский, Сибирский, Южный, Дальневосточный. При этом в каждый округ входят земли, находящиеся в границах нескольких субъектов страны.

Региональный - уровень состоит из ОИВ определенного субъекта.

Муниципальный - к нему относится вся территория города.

Объектовый - охватывает территории предприятий.

На рисунке представлена таблица, включающая в себя все уровни РСЧС. Все данные территориальные звенья действуют для наиболее эффективного решения повседневных задач, координации действий, исполнения и регулирования.

Координационные органы РСЧС

В их составе находятся: комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и противопожарной безопасности ФОИВ, ОИВ субъекта, ОИВ ОМСУ и существующие организации.

57


Основные задачи КЧС

Задачами КЧС являются:

руководство над организацией по подготовке и приведению в исполнение действий по ликвидации ЧС;

увеличение степени безопасности неустойчивых объектов;

подготовка и воплощение специальных программ по устранению ЧС;

принятие участия в действиях, нацеленных на охрану населения от ЧС и их последствий;

упорядочивание подготовки персонала организаций к необходимым действиям при наступлении ЧС;

регулирование проведение аттестации спасателей.

Органы управления РСЧС

На каждом уровне все органы управления подразделяются на органы повседневного управления, координационные и постоянно действующие.

58

Силы и средства РСЧС

К силам, всегда находящимся в полной готовности можно отнести: аварийно-спасательные службы и формирования, а также общественные объединения, в арсенале которых имеются специализированное оборудование, техника и приспособления.

Основные направления деятельности РСЧС

На сегодняшний день РСЧС является одним из ключевых звеньев государственной власти.

го

Приоритетными направлениями деятельности системы РСЧС являются:

разработка возможных оргтехмероприятия по защите земель РФ и ее народа от ЧС, которые впоследствии могут быть внесены в закон;

регулирование функционирования РСЧС;

контроль за работой подразделений МЧС;

исполнение работ, нацеленных на профилактику ЧС;

профессиональная подготовка профессионалов по спасению населения;

финансирование и материально-техническая поддержка РСЧС.

На данный момент она отлично справляется со своей работой и превосходит все ожидания. Благодаря деятельности данной системы, во всех уголках России эффективно организована работа с населением, проводятся всевозможные тренинги, лекции, на которых сотрудники рассказывают не только взрослым, но и детям (даже детсадовского возраста) о том, что из себя представляет ЧС, как необходимо себя вести при ее наступлении и какие меры следует соблюдать для недопущения ее возникновения.

Вплоть до сегодняшнего времени эта структурированная система позволяет действенно организовать работу входящих в нее подразделений, способствует проведению всех необходимых мероприятий, направленных на профилактику ЧС, спасение людей от гибели и уничтожение последствий от различных катаклизмов и других катастроф.


Развитие системы защиты населения в экстремальных ситуациях происходило в России в ходе трех условно выделенных этапов.

Первый этап – с 1920-х гг. до 1987 г. На этом этапе система безопасности жизнедеятельности населения создавалась в двух обособленно выделенных направлениях:

обеспечение безопасности в производственной среде;

защита населения при стихийных бедствиях и в условиях воздействия поражающих факторов во время возможной войны.

Концепция обеспечения безопасности в производственной сфере в этот период исходила из того, что реальные производственные опасности и последствия их возникновения могли распространяться только локально, в пределах народно-хозяйственного объекта. Поэтому достаточно было иметь отраслевые системы безопасности, базирующиеся на правилах промышленной санитарии и техники безопасности конкретного предприятия или производства, действующих в пределах производственных территорий.

Обеспечение защиты населения в военный период возлагалось на систему гражданской обороны.

Системе ГО также вменялось в обязанность обеспечение жизнедеятельности населения в период стихийных бедствий (наводнениях, землетрясениях, ураганах и др.)

Второй этап – с 1987 по 1991 г. Его можно охарактеризовать как период переоценки взглядов на концепцию функционирования и развития общегосударственной системы зашиты населения от ЧС в мирное время. Для современных объектов экономики, энергетики, перерабатывающей промышленности, транспорта характерна концепция опасностей, связанная с широким использованием в больших объемах и накопление на ограниченном пространстве атомных и химических энергоносителей, СДЯВ, способных гореть, взрываться, заражать при аварийной ситуации значительные территории и наносить значительный урон населению.

Возникла необходимость создания качественно новых уровней безопасности, уровней инженерно-технических и организационных мероприятий, способных предотвратить крупные аварии и катастрофы, уменьшить число потенциальных жертв, а также объединить усилия различных ведомств и служб по оперативному реагированию при ЧС. Практика действий по защите населения и ликвидации их последствий показала, что существовавшая до этого система ГО по своему статусу, структуре и силам не может обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих и порождаемых ЧС. Стало очевидным, что стране необходим орган, который смог бы разработать и внедрить в практику концепцию создания принципиально новой государственной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

Третий этап – с конца 1991 г. по настоящее время. Это этап становления и развития Единой государственной системы защиты населения и территорий от ЧС. Новая концепция защиты населения от ЧС реализуется через единую государственную политику, сущность которой представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, организационных мер, направленных на предотвращение и ликвидацию ЧС с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды. Реальное воплощение в жизнь новой концепции стало возможным с созданием МЧС России.

Создана РСЧС в 1992 г. в целях координации деятельности органов государственного управления РФ всех уровней по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Она должна предупреждать, а в случае их возникновения в мирное и военное время – ликвидировать последствия, обеспечивать безопасность населения, защищать окружающую среду и уменьшать ущерб народному хозяйству.

Читайте также: