Что необходимо делать россии перед лицом угроз и вызовов 21 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Интегрированный урок: обществознание и история.

Кислякова Елена Васильевна,

Рыбакова Татьяна Владимировна

Цель урока - достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознать трагичность положения всего человечества перед лицом угроз и вызовов XXI века, увидеть необходимость повсеместного распространения гуманизма, образования и культуры и своего участия в этом процессе.

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа и систематизации информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – знать основные проблемы, возникшие перед человечеством в последние десятилетия, понимать причины их появления, уметь объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов, извлекать нужную информацию из неадаптированного текста, использовать приобретенные знания и умения для оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей

1. Показать проблемы, стоящие перед обществом, особенности и перспективы развития современного общества.

2. Раскрыть роль и место России в мировом развитии и решении глобальных проблем.

3. Способствовать формированию и развитию политической культуры, активной жизненной позиции, позитивных качеств личности.

4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, учащихся в различных видах учебной деятельности.

проектор; мультимедийная аппаратура

презентации в программах PowerPoint, компьютер, интерактивная доска SMART Board 680i5

Тип урока: повторительно-обобщающий.(интегрированный по истории и обществознанию)

Форма проведения : пресс-конференция с участием команд

Содержание урока охватывает документальные материалы, публицистические данные, исследовательские наработки и т.д.

Словарь урока: Современное общество, модернизация, глобализация, мировая система, глобальные проблемы, Римский клуб, гуманизм, политическое поведение, Киотское соглашение, терроризм.

План изучения нового материала:

1. Особенности современного мира:

а) компьютерная революция.

б) процесс глобализации

2. Глобальные проблемы современности

3. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем.

в) угрожающие масштабы невежества, отчуждения от культуры

4. Возможная альтернатива развития общества

Используемые методы – эвристический: беседа, анализ текста на обществоведческую тему, обобщение, сопоставление, перенос теоретических положений на реальность (дедукция), вывод закономерностей на основе характерных фактов (индукция).

1.1 Приветствие, контроль посещаемости.

1.2 Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

Этап проверки домашнего задания:

Новая тема, цели и задачи, план изучения.

Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала:

Что собой представляет современный мир?

Этап изучения нового материала:

5.1 Мировое сообщество. Происхождение и сущность глобальных проблем.

5.2 Классификация глобальных проблем. Общее и частное.

5.3 Россия в мировом сообществе.

5.4 Перспективы развития мирового сообщества. Поиски путей разрешения глобальных проблем.

Этап закрепления и обобщения нового материала:

6.1 Практические выводы по теме с.340-341.

6.2 Основные понятия и положения по теме.

Этап контроля и самоконтроля:

7.1 Выводы и замечания по ходу занятия.

7.2 Оценивание работы учащихся на занятии.

Этап информации о домашнем задании:

1. Ядерная угроза . 2. Международная безопасность и суверенитет . 3. Колонизация для контроля над природными ресурсами . 4. Техногенные и экономические угрозы . 5. Угроза экологии . 6. Новые болезни и эпидемии . 7. Повторение (схемы) . 8. Домашнее задание . План урока

1. Ядерная угроза.: 1. Ядерная угроза. Наращивание ядерного потенциала некоторыми странами. Несмотря на распад СССР и военное ослабление России в 90-е гг., США все эти годы наращивали ядерный потенциал. Общемировые военные затраты составляют около 1 трлн. $ в год, из них более половины – 600 млрд. $ – приходится на США (для сравнения, военный бюджет России в 2009 г. – 50 млрд. $ ). Вызывает тревогу рост расходов на вооружение беднейших стран мира: Конго, Руанда, Судан, Ботсвана, Уганда удвоили свой военный бюджет с 1985 по 2000 гг. Появление новых глобальных противоречий между ядерными странами (противостояние между США и исламским миром; конкуренция между США и Китаем за глобальное лидерство; ухудшение отношений между Россией и НАТО, продвижение НАТО на восток, при-знание Россией Абхазии и Южной Осетии).

Угроза локального ядерного конфликта, который может иметь глобальные последствия. Сегодня число стран, обладающих ядерным оружием, постоянно увеличива-ется. Постоянные конфликты между Индией и Пакистаном создают угрозу применения ядерного оружия этими государствами. Израиль, обладающий ядерным оружием, вполне способен его применить в одном из очередных кон-фликтов со своими арабскими

соседями. Есть данные, что атомные военные программы ведутся в Иране и КНДР. Отсутствие системы нераспрос-транения ядерного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия, подписанный в 1967 г. первыми ядерными державами – США, СССР и Великобританией, – оказался неэффективен. США создавая систему ПРО (противоракетной обороны), факти-чески снимают с себя ответственность за распространение ядерного оружия.

2. Международная безопасность и суверенитет.: Разрушается вся система между-народного права: некоторые страны пытаются заменить собой между-народные институты, присвоив себе право самостоятельно опре-делять, где необходимо внешнее вмешательство для поддержания международной безопасности. ООН находится в глубоком кризисе, неспособна помогать в решении серьезных конфликтов. В этих условиях США и ряд стран Западной Европы начали самосто-ятельно решать, где может исполь-зоваться их право на нарушение национального суверенитета (Юго-славия, Сербия, Афганистан, Ирак). В этой же плоскости лежит и следующая угроза ™ 2. Международная безопасность и суверенитет.

4. Техногенные и экономические угрозы.: Аварии на атомных и гидро- электростанциях, взрывы на химических предприятиях. Зависимость человека от машин и технологий (аварии в электросетях способны парализовать жизнь десятков млн. чел.; современный человек уже не может представить себе жизнь без компьютера, телевизора, мобильного телефона, Интернета, международных платежных систем, сбои в работе которых могут привести к глобальной электронной катастрофе); Проблемы в экономике крупных стран могут вызвать всемирный экономический кризис (обвал доллара США моментально приведет к финансо-вому краху многих стран, где доллар играет роль резервной валюты; сбой в системе газоснабжения из России обрушит экономику Европы и т.д.). 4. Техногенные и экономические угрозы.

П о в т о р и м : Угрозы и вызовы XXI века Ядерная угроза Разрушение сис-темы международ-ного права Колонизация для контроля над природными ресурсами Наращивание ядер - ного потенциала некоторыми странами Угроза локального ядерного конфликта который может иметь глобальные последствия Появление новых глобальных проти - воречий между ядерными странами Аварии на атомных и гидро- электростанциях, взрывы на химических предприятиях Зависимость человека от машин и технологий Проблемы в экономике крупных стран могут вызвать всемирный экономический кризис Отсутствие сис - темы нераспрос-транения ядерного оружия Техногенные и экономические угрозы Угроза экологии Новые болезни и эпидемии и другие

КАК ИЗВЕСТНО, интересы любого суверенного, независимого государства, прежде всего экономические и политические, не могут всегда и во всем совпадать с интересами других государств, а противоречия между ними содержат в себе конфронтационный потенциал и являются источниками опасности. Именно из них возникают, с одной стороны, политические намерения, а с другой - практические действия государств по реализации своих интересов, которые трансформируются в различного рода угрозы и вызовы. В этом плане не является исключением и Россия: вероятность проецирования опасностей, угроз и вызовов ее безопасности со стороны стремительно меняющегося мира в среднесрочной перспективе, безусловно, сохраняется.

По мнению ряда экспертов, многие современные вызовы безопасности России являются таковыми прежде всего потому, что наше государство, гражданское общество, правящие элиты дают для этого повод своей политикой, своим поведением, своими делами. Сегодня главная проблема для России - это даже не экономика периода реформирования, а психология уровня страны третьего мира, потеря способности к самооценке, нетребовательность и непритязательность в качестве нации-государства. Нынешний идеологический вакуум, практическая неразработанность и неосознанность национальных интересов России крайне затрудняют осуществление реформ, проведение эффективной внешней и внутренней политики.

Новый, постиндустриальный XXI век не принес подавляющему большинству стран спокойствия и процветания. Лишь небольшое число государств Европы, Америки и Азии смогли адаптироваться к новым условиям, хотя и в этих странах немало людей, недовольных своей жизнью. В целом облик мира в XXI веке определяется рядом глобальных негативных факторов, которые провоцируют нестабильность в отдельных регионах. Это прежде всего истощение невозобновляемых природных ресурсов, продолжающийся процесс раздела сфер влияния, наличие спорных территорий, незавершенность формирования центров силы, национальные и конфессиональные противоречия, ухудшение общемировой экологической обстановки. Все перечисленные проблемы в полной мере отражаются и на России.

Глобализация затронула все сферы жизнедеятельности, в том числе и сферу безопасности. Зона стабильного мира, которая включает Северную Америку, страны Европейского союза и НАТО, Россию, Китай, Индию, Японию, Австралию, большую часть Латинской Америки, Украину, Казахстан, Белоруссию, ЮАР и некоторые другие страны, расширилась. Но на нее все сильнее воздействует зона дефицита безопасности (Ближний и Средний Восток, Центральная Азия, большая часть Африки и Юго-Восточной Азии, Кавказ и Балканы), которая стала теперь еще менее стабильной.

Глобализация, способствуя подъему национального самосознания в большинстве государств мира, приведет к увеличению числа самостоятельных государств в обозримой перспективе. Если после Второй мировой войны при создании Организации Объединенных Наций в нее вошли 50 стран, то сейчас в этой организации их представлено 190, а всего в мире насчитывается около 230 стран. Через полвека их может стать больше в разы. Принцип территориальной целостности отступает и будет, по всей вероятности, отступать перед принципом права наций на самоопределение. Крупные многонациональные государства, включая Россию, столкнутся с растущей проблемой сепаратизма. А в ареале развитых стран национальные государства будут все больше утрачивать свой смысл, как на наших глазах стираются национальные границы в Западной Европе.

Еще вчера человечество могло использовать опыт, накопленный тысячелетиями своей истории, по выработке необходимых мер в случае возникновения той или иной угрозы. В конце XX века довольно хорошо работали традиционные инструменты мировой политики для разрешения опять же достаточно традиционных форм конфликтов, что обеспечивало военную безопасность общества. Классическая экономика давала возможность использовать такие методы управления, которые позволяли избегать мировых экономических кризисов, что в свою очередь делало безопасной экономическую сферу. Четкие правила взаимодействия в условиях капиталистической или социалистической модели, в устоявшихся границах сфер влияния обеспечивали достаточно низкий уровень преступности и криминализации общества в целом - личной безопасности индивида мало что угрожало.

В современных условиях этот накопленный опыт практически бесполезен, человечество сталкивается с вызовами и угрозами принципиально новой для него природы, к которым оно еще не успело адаптироваться и выработать контрмеры. Особую актуальность приобретает деятельность по обеспечению собственной безопасности - безопасности в самом широком смысле, охватывающей все сферы жизни и деятельности человека. Именно с неопределенностью формирующихся угроз связан сегодня настоящий ажиотаж, охвативший ряд ведущих государств мира.

При этом тенденции развития международной обстановки на среднесрочную перспективу в принципе просматриваются достаточно хорошо уже сегодня, хотя вряд ли возможно механически пролонгировать современную ситуацию на будущее. По всей вероятности, будет продолжаться рост противостояния, в том числе весьма жесткого, по линии мировой Север - мировой Юг. Как рудимент прошлых геополитических структур останутся прежними и, не исключено, появятся новые противоречия по линии Восток - Запад, трансформированные во многом, к сожалению, в проблему отношений Россия - западное сообщество.

Как бы ни представлялось соблазнительным и желанным некоторым горячим головам по обе стороны Атлантики существование без России или управление ею как колонией, это вряд ли осуществимо. Век антагонистического идейного противостояния остался позади и мировое сообщество в целом понимает значимость России как геополитического и экономического игрока на цивилизационной арене, проявляя при этом заинтересованность в ней по следующим основным направлениям:

в качестве оппонента (конкурента, противника), прежде всего в сфере стратегического оружия. Геополитическая конкуренция со стороны России, особенно в сфере экономики, пока не воспринимается серьезно;

как к источнику природно-сырьевых ресурсов, хотя роль России после распада СССР с этой точки зрения ощутимо сократилась;

в качестве потенциального партнера по поддержанию регионального и глобального равновесия, в том числе как элемента миротворческих (стабилизирующих) сил;

как все еще значимый, а в ряде случаев решающий аргумент, который неплохо от случая к случаю демонстрировать перед партнерами (оппонентами), собственной общественностью и т. д.;

как важный инфраструктурный мост (транзитный коридор);

Для более полного понимания и выработки путей устранения существующих и потенциальных угроз, стоящих перед Российской Федерацией, необходимо, по нашему мнению, их систематизировать и разработать определенный механизм оценки. При этом следует, во-первых, существенно сократить само количество вызовов, тщательно их отфильтровав и выяснив, что действительно является вызовом, а что не подходит под это определение, поскольку требует минимальных усилий для нейтрализации (реагирования), например, путем демонстрации флага, дипломатического маневра, отдельных демонстративных шагов или даже бездействия в условиях формирующегося миропорядка.

Во-вторых, среди уже выявленных вызовов выделить те, ответы на которые можно отложить, поскольку они не являются вызовами для России именно в данный конкретный исторический момент.

При этом необходимо понимать, что достижения на внешнем фронте так и останутся малозначимым фактором, если Россия не предстанет перед мировым сообществом в качестве экономически сильного, мощного в военном отношении, идеологически оснащенного, ответственного, обладающего чувством собственного достоинства и покончившего с некомпетентным экспериментаторством субъекта международных отношений.

Как ответит Россия на вызовы переходного миропорядка? М.: ИНБСИ, 2004;

Тренин Д. Войны XXI века. М., 2005.

Мир вокруг России: 2017. М.: СВОП, 2007.

Питерс P. Constant Conflict by Ralph Peters. Parameters. 2005. Summer.

Шмидт. США должны нести особую ответственность за свои действия // Независимая газета. 2007, октябрь.

Онлайн-книги

Цель урока - достичь результатов:
1. Личностный результат – увидеть трагичность положения всего человечества перед лицом угроз и вызовов XXI века, необходимость повсеместного распространения гуманизма, образования и культуры и своего участия в этом процессе.
2. Метапредметный результат – анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, формулировать и решать познавательные задачи

Особенности современного мира:

а) компьютерная революция и её проявления (информационное общество);
б) процесс глобализации (политическая- G 20; экономическая — ВТО; культурная — Евровидение)

Точка зрения Главы Российского государства В.В.Путина (слайд №6 Notebook )
Контроль на этапе окончания учебной темы (задания типа А, Б5, С5)
Слайды в PowerPoint (задания )
Взаимопроверка.
Оценки за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Итоговый урок. Общество и человек перед лицом угроз ХХIвека" предназначена для учителей и учащихся 11 класса (УМК Л.Н. Боголюбова) базовый уровень, академический учебник. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Обществознание, 11 Урок № 63 Заключительный урок. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Д.З.: § 29 /часть 1/, ?? (с.343) © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, 11

Заключительный урок. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Д.З.: § 29 /часть 1/, ?? (с.343)

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока Изучить основные положения процессуального права; дать представления об административной юрисдикции, особенностях конституционного судопроизводства. Развивать критическое мышление учащихся, речь, умение выражать мысли, коммуникативные способности. Содействовать правовому воспитанию.

Универсальные учебные действия

Понятия, термины

Изучение нового материала

  • Особенности современного мира.
  • Компьютерная революция.
  • Знания, умения и навыки в информационном обществе.

Вспомните. Можно ли предвидеть будущее? Каким будет XXI век? Есть ли возможность в новом веке решить проблемы, оставшиеся в наследство от века ХХ?

1. Особенности современного мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы , являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня.

Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали прежде и были актуальны во все времена.

Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду.

Происхождение и сущность глобальных проблем Ныне, на рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин

Происхождение и сущность

глобальных проблем

Ныне, на рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин "глобальный" ведёт своё происхождение от латинского слова "глобус", то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Происхождение и сущность глобальных проблем Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы представляют собой специфическое порождение именно современной эпохи, следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития.

Происхождение и сущность

глобальных проблем

Будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы представляют собой специфическое порождение именно современной эпохи, следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития.

Классификация глобальных проблем

Классификация глобальных проблем

Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами:

Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам:

Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам:

Поиски путей разрешения

глобальных проблем

Вновь обретает приоритетное место среди глобальных проблем вопрос предотвращения мировой термоядерной войны со всеми её тяжелейшими последствиями для судеб человечества; первостепенное внимание учёных и политиков приковывает процесс разрушения среды обитания человечества и поиск путей её сохранения.

Поиски путей разрешения

глобальных проблем

Поиски путей разрешения глобальных проблем Человечество уже переступило ту черту, когда существующий тип экономического роста с его экстенсивным, высокоотходным, ресурсоемким производством становится неприемлемым с точки зрения того ущерба, который он наносит окружающей среде и здоровью людей. Одна из важнейших задач сегодняшнего дня – устранение противоречия между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда – стремление к созданию принципиально новых, ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий, поиски путей надежного захоронения всевозможных (радиоактивных, химических) смертоносных отходов, разработка эффективных методов и предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленных загрязнений и т.п.

Поиски путей разрешения

глобальных проблем

Человечество уже переступило ту черту, когда существующий тип экономического роста с его экстенсивным, высокоотходным, ресурсоемким производством становится неприемлемым с точки зрения того ущерба, который он наносит окружающей среде и здоровью людей.

Одна из важнейших задач сегодняшнего дня – устранение противоречия между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда – стремление к созданию принципиально новых, ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий, поиски путей надежного захоронения всевозможных (радиоактивных, химических) смертоносных отходов, разработка эффективных методов и предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленных загрязнений и т.п.

Практические выводы 1 2 3 4

Практические выводы

Практические выводы 3 4

Практические выводы

Контрольные вопросы Может ли наука предвидеть будущее? Назовите и охарактеризуйте основные проблемы ХХ I века. Каковы возможные пути решения каждой из глобальных проблем? В чём состоит ведущая тенденция в жизни общества в начале ХХ I века? Что означает предлагаемые учёными названия нового этапа в развитии общества? Чем отличается постиндустриальное (информационное) общество от индустриального? Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно жить и работать в меняющемся обществе?

Контрольные вопросы

  • Может ли наука предвидеть будущее?
  • Назовите и охарактеризуйте основные проблемы ХХIвека.
  • Каковы возможные пути решения каждой из глобальных проблем?
  • В чём состоит ведущая тенденция в жизни общества в начале ХХIвека?
  • Что означает предлагаемые учёными названия нового этапа в развитии общества?
  • Чем отличается постиндустриальное (информационное) общество от индустриального?
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно жить и работать в меняющемся обществе?
  • Обществознание. Учебник для 11кл. Базовый уровень.
  • Под редакцией Л. Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева. М., Просвещение,2008.
  • Ресурсы сети Интернет.
  • Бабынин Сергей Анатольевич, преподаватель истории и обществознания ГОУ НПО ПУ №16, г. Строитель Белгородской области


-80%

Читайте также: