Мотивация учебной деятельности учащихся музыкальной школы по классу гитары курсовая работа

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Пикулина Галина Борисовна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №3"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Проблемы мотивации учащихся ДМШ по классу гитары"
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Методическая разработка

преподаватель по классу гитары Пикулина Г.Б.

Сургут – 2021

Основные категории мотивации обучения;

Причины снижения интереса к обучению;

Методы повышение мотивации обучения;

Список используемой литературы.

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-

организованность, активность и

способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

изучению музыкальной психологии и педагогики.

Д.К. Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха

О повышении активности и стимуляции учебной работы говорится в трудах Г.М.

Цыпина, В.М. Подуровского, Н.В. Суслова, Б. Кременштейна.

Изучение взаимоотношений учителя и ученика находилась в центре внимания таких

ученых, как Г.Г. Нейгауз, А.П. Щапов, Л.Г. Арчажникова, С.Е. Фейнберг, В. Ражников.

Ю.Б Алиев разработал методику проблемно-творческого приобщения ученика к музыке.

О повышении интереса и любви к музыке и музыкальным занятиям говорится в работах Т.

Юдовиной-Гальпериной, Т. Смирновой, Л. Светличной, И. Домогацкой, Л. Осмоловской,

Сергеева, Н. Дьяченко, Л. Хереско и многих других.

мотивации деятельности, которые интенсивно развиваются педагогами до настоящего

Основные категории мотивации обучения.

В условиях возрастающего интереса к гитаре, можно отметить увеличение числа

желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной. В

нашей музыкальной школе никогда не было проблем с набором в класс гитары. Из года в

год очень много желающих заниматься и некоторым детям не удаётся поступить к нам в

преподаватели начинают замечать как ослабевает первоначальный интерес к инструменту

у детей. Поэтому в данной ситуации становится необходимо рассмотреть такой важный и

актуальный аспект процесса обучения учеников ДМШ, как мотивация их занятий.

Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны

с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся

овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с

окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности ребенка в общении с другими

людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе

доступных ему общественных отношений.

Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре не только на гитаре,

зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные причины

интереса к гитаре. К ним относятся в первую очередь желание детей повысить уважение к

себе со стороны сверстников. Иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания

Большое количество детей приходят в ДМШ под влиянием родителей. Гитара привлекает

своей мобильностью и красотой звучания. Эти и многие другие факты увеличивают ее

популярность в России и во всем мире.

Причины снижения интереса к обучению.

Любой педагог в своей практике постоянно сталкивается с проблемой мотивации

учащихся, а также с проблемой снижения интереса к инструменту в начале обучения, в

частности к гитаре. Почему же так происходит?

мнение о гитаре как об инструменте, пригодном только для простейшего аккомпанемента

пению. Поэтому, большинство детей, приходящих в ДМШ не представляют себе объема

требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с

большой нагрузкой по специальности, а также по другим дисциплинами.

Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной

практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не

видят конечных результатов. Занятия на любом музыкальном инструменте, в том числе и

на гитаре, в определённой степени сложнее, чем занятия в других отраслях искусства,

например в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он


Автор доклада-выступления на педагогическом совете отмечает, что в настоящее время возрастает интерес обучения игре на гитаре. Гитара становится все более популярной. Большой приток учащихся в детскую музыкальную школу должен был бы вызвать рост уровня исполнительского мастерства. К сожалению, уровень игры остается невысоким. В данной ситуации важным является мотивация детей к обучению игре на гитаре. Далее автор делится опытом практической работы по развитию мотивации у детей.

Содержимое разработки

Формирование мотивации учащихся детской музыкальной школы

к обучению игре на гитаре

В.В.Латунов

В настоящее время всё более возрастает интерес обучения игре на гитаре и увеличивается число желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной. Большой приток учащихся в детскую музыкальную школу должен был бы вызвать рост уровня исполнительского мастерства. К сожалению, уровень игры остается невысоким. В данной ситуации важным является мотивация детей к обучению игре на гитаре.

Все мотивы обучения можно подразделить на две большие группы. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Вторая группа мотивов связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные причины интереса к гитаре. К ним относятся в первую очередь желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников. Иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная композиция или песня. Большое количество детей приходят в ДМШ под влиянием родителей. Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания.

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с проблемой снижения интереса к инструменту в начале обучения. Это связано с тем, что в современном обществе сложилось неправильное отношение к искусству игры на классической гитаре. Подавляющее большинство считает гитару несерьезным инструментом. Бытует мнение о гитаре как об инструменте, пригодном только для простейшего аккомпанемента пению. Поэтому, большинство детей, приходящих в ДМШ не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по другим дисциплинами.

Стоит также отметить, что в системе отечественного музыкального образования гитара не имеет академического статуса и ошибочно находится в народном отделе.

Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов.

Кроме того занятия ученика в музыкальной школе, как правило, имеют профессиональную направленность. Однако, не все выпускники музыкальных школ становятся профессиональными музыкантами. Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в музыкальную школу, не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент, вкладывать в обучение ребенка много времени, сил и средств?

Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребенка с программой ДМШ. Добровольно возникшее желание играть на гитаре перерастает в обременительную обязанность. Дети и родители крайне мало слышат в исполнении на гитаре классической музыки. Многим людям привычнее видеть гитару в компаниях, и слышать исполнение лёгкой музыки. Сталкиваясь на уроках с классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, возникают проблемы с подбором репертуара. Образцы классической музыки, на основе которых и должно происходить овладениями навыками игры на музыкальном инструменте кажутся детям, и что особенно немаловажно, и родителям, слишком серьезными или даже скучными. И как следствие, интерес к овладению гитарой постепенно пропадает.

Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к гитаре, так и к классической музыке в целом.

Считаю, что задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.

Для поддержания интереса к занятиям необходимо учитывать как внешние, так и внутренние мотивы, т.е. психологические особенности каждого учащегося.

Для успешного решения проблемы мотивации учащихся, преподавателю хорошо применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. И, конечно же, выбор репертуара с учётом желаний учащегося играет в этом вопросе немаловажную роль. Но всегда следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога классической гитары заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания играть на гитаре.

Повышению интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая практика.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту. Следует помнить, что истинная мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяжении педагогического процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно всех его аспектов.

Список литературы:

Петрушин В.И. Музыкальная психология.

Учебное пособие для студентов средних и высших заведений. М., 1993.

Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л.: Музыка,1974.

Дудинский К. А. Методические статьи. Научные тезисы. - 2007.


-75%

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблемы мотивации учащихся ДМШ по классу гитары.

Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс.

Вопросы мотивации - о целях, причинах и формах активной деятельности — занимали ученых уже в те далекие времена, когда о специализации наук не было и речи. Ее изучение имеет давнюю историю. Уже в учениях древних мыслителей обосновывался объективно-причинный подход к мотивации. Более широкое изучение проблемы начинается в XV в., в период распространения идей гедонизма, которые провозглашали удовольствие, наслаждение высшим благом и целью жизни. Изложение вопросов мотивации встречается у Спинозы, Гоббса, Декарта в XVII в. В конце XVII в. цели мотивации поведения рассматриваются как стремление к балансу, равновесию между удовольствием и неудовольствием. Разработкой вопросов мотивации занимались различные школы: интроспективная психология (У. Джеймс), бихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл), представители гештальтпсихологии (К. Левин), психоанализа (3. Фрейд). Вслед за эволюционной теорией Ч. Дарвина психологи начали широкие исследования инстинкта животных и человека (3. Фрейд, Э. Томлен, У. Мак-Дауголл и др.). Они утверждали принципиальную возможность понимания человека по аналогии с поведением животных. Этот биологизаторский подход проявился в отождествлении поведения человека с элементарными поведенческими актами животных.

В основе понимания мотивации в начале XX в. лежит ряд концепций, обусловленных нарастанием идеологической реакции в период перехода от капитализма к империализму. В этих концепциях принижается роль сознания, биологизируются поведение и общественная жизнь. В разных странах мира почти одновременно началась плодотворная работа выдающихся основоположников современных направлений в изучении мотивации. В Австрии - 3. Фрейд, в Германии - К. Левин, в Англии - У.

Мак-Дауголл, в Америке - У. Джеймс, Э. Торндайк, Д. Аткинсон, Д. Макклелланд.

Для нас важно отметить труды отечественных и зарубежных музыкантов. Так, например, В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта. О повышении активности и стимуляции учебной работы говорится в трудах Г.М. Цыпина, В.М. Подуровского, Н.В. Суслова, Б. Кременштейна. Изучение взаимоотношений учителя и ученика находилась в центре внимания таких ученых, как Г.Г. Нейгауз, А.П. Щапов, Л.Г. Арчажникова, СЕ. Фейнберг, В. Ражников. Ю.Б Алиев разработал методику проблемно-творческого приобщения ученика к музыке. О повышении интереса и любви к музыке и музыкальным занятиям говорится в работах Т. Юдовиной-Гальпериной, Т. Смирновой, Л. Светличной, И. Домогацкой, Л. Осмоловской, Н. Ветлугиной, В. Игнатьева, Л. Игнатьевой, Н. Кончаловской, П. Синявского, В. Сергеева, Н. Дьяченко, Л. Хереско и многих других. Они внесли решающий вклад в создание подходов к исследованию мотивов и мотивации деятельности, которые интенсивно развиваются педагогами до настоящего времени.

2. Основные категории мотивации обучения.

В условиях возрастающего интереса к гитаре, можно отметить увеличение числа желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной. Большой приток учащихся в ДМШ должен был бы вызвать стремительный рост уровня исполнительского и педагогического мастерства. К сожалению, уровень игры учащихся ДМШ по сравнению с другими странами и другими инструментами, остается невысоким. Поэтому в данной ситуации становится необходимо рассмотреть такой важный и актуальный аспект процесса обучения учеников ДМШ, как мотивация их занятий. Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре не только на гитаре, но и на любом другом инструменте. Следует отметить, что проблематика мотивации в контексте гитары не рассматривалась обширно и требует пристального внимания и изучения.
Мотивацией называется совокупность побуждений к деятельности. В данном случае под деятельностью мы понимаем обучение игре на гитаре. Учебная деятельность учащихся ДМШ побуждается целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мотивы второстепенные, не имеющие самостоятельного значения, подчинены, так или иначе, мотивам ведущим.

В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные причины интереса к гитаре. К ним относятся в первую очередь желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников. Иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная композиция или песня. Большое количество детей приходят в ДМШ под влиянием родителей. Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания. Эти и многие другие аспекты увеличивают ее популярность в России и во всем мире.

3. Причины снижения интереса к обучению.

Любой педагог в своей практике постоянно сталкивается с проблемой мотивации учащихся, а также с проблемой снижения интереса к инструменту в начале обучения, в частности к гитаре.

В настоящее время мотивационная сторона обучения школьников, на взгляд исследователей, наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно. Сложность данной работы заключается в том, что в современном обществе сложилось неправильное отношение к искусству игры на классической гитаре. Подавляющее большинство считает гитару несерьезным инструментом. Бытует мнение о гитаре как об инструменте, пригодном только для простейшего аккомпанемента пению. Поэтому,

большинство детей, приходящих в ДМШ не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по другим дисциплинами.

Стоит также отметить, что в системе отечественного музыкального образования гитара не имеет академического статуса и ошибочно находится в народном отделе.

Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов. Занятия на любом музыкальном инструменте, в том числе и на гитаре, в определённой степени сложнее, чем занятия в других отраслях искусства, например в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. Важно помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости обнаруживаются в первые годы обучения.

Кроме того занятия ученика в музыкальной школе, как правило, имеют профессиональную направленность. Однако известно, что не все выпускники музыкальных школ становятся профессиональными музыкантами. Обучение музыке сегодня связано с множеством хлопот, и, к сожалению не имеет перспектив. Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в музыкальную школу, не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент, вкладывать в обучение ребенка много времени, сил и средств?

Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребенка с программой ДМШ. Добровольно возникшее желание играть на гитаре перерастает в обременительную обязанность. Как уже было сказано выше, в современном обществе сложилось неверное отношение к искусству игры на классической гитаре. Дети и родители крайне мало слышат в исполнении на гитаре классической музыки. Многим людям привычнее видеть гитару в компаниях, и слышать исполнение лёгкой музыки. Сталкиваясь на уроках с классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, возникают проблемы с подбором репертуара. Образцы классической музыки, на основе которых и должно происходить овладениями навыками игры на музыкальном инструменте кажутся детям, и что особенно немаловажно, и родителям, слишком серьезными или даже скучными. И как следствие, интерес к овладению гитарой постепенно пропадает.

Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к гитаре, так и к классической музыке в целом.

4. Повышение мотивации обучения.

Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желании играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях.

Для успешного решения проблемы мотивации учащихся, преподавателю хорошо применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. И, конечно же, выбор репертуара с учётом желаний учащегося играет в этом вопросе немаловажную роль. Но всегда следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога классической гитары заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания играть на гитаре.

Повышению интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая практика. Также целесообразно использовать возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, Интернета и т.п.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту. Следует помнить, что истинная мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяжении педагогического процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно всех его аспектов.
В области обучения игры на классической гитаре в нашей стране данная проблема усугубляется также отсутствием устойчивых традиций в этой сфере. Ощущается дефицит серьезных научно-методических разработок и искусствоведческих работ. В практике обучения учащихся в музыкальной школе по формированию мотивации имеются существенные противоречия.

Проблематика мотивации применительно к обучению гитаре в ДМШ требует научного и комплексного подхода. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей преподавания гитары в целом. Общий подъем интереса к гитаре необходимо поддерживать современными специально разработанными методиками, которые будут направлены на развитие личности и ее системы культурных ценностей. Исследователи данного вопроса считают, что серьезных результатов в повышении уровня исполнительского мастерства на гитаре позволят добиться повышение статуса классической гитары в системе музыкального образования, перевод ее из народного отдела в самостоятельный (гитарный отдел), реклама и пропаганда классической гитары в СМИ и Интернете.

Список литературы:

Петрушин В.И. Музыкальная психология.
Учебное пособие для студентов средних и высших заведений. М., 1993.

Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л.: Музыка,1974.

Дудинский К. А. Методические статьи. Научные тезисы. - 2007.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматриваются проблема мотивации и способы ее повышения у учащихся ДМШ и ДШИ в классе гитары.

Проблема мотивации и практические способы ее повышения у учащихся ДМШ и ДШИ в классе гитары.

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Вопросы мотивации широко рассматриваются в работах отечественных психологов: Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н. и др. В настоящее время насчитывается несколько десятков теорий мотивации.

В условиях возрастающего интереса к гитаре можно отметить увеличение числа желающих обучаться игре на этом инструменте. Гитара становится все более популярной.

Большой приток учащихся в ДМШ должен был бы вызвать стремительный рост уровня исполнительского и педагогического мастерства. К сожалению, уровень игры учащихся музыкальных школ по сравнению с другими странами и другими инструментами остается невысоким.

Мотивация и категории мотивов обучения.

В последнее время гитара является одним из популярнейших инструментов в России. Повсеместно наблюдается большое количество желающих учиться игре на ней. Но из-за ряда проблем при обучении в ДМШ интерес к игре на гитаре может снизиться или угаснуть вовсе. Поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть такой важный аспект процесса обучения, как мотивация занятий учеников.

Мотивация называется совокупность побуждений к деятельности. В данном случае под деятельностью необходимо понимать обучение игре на гитаре. Учебная деятельность учащихся ДМШ побуждается целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мотивы второстепенные, не имеющие самостоятельного значения, подчинены мотивам ведущим.

Все мотивы обучения можно разделить на две категории:

связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения.

К ним относятся: познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, т.е. потребности ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением.

Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре не только на гитаре, но и на любом другом инструменте.

В соответствии с данным разделением можно выделить основные причины интереса к гитаре:

в первую очередь: желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников;

иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения (достаточно часто это эстрадная композиция или песня).

Большое количество детей приходят в музыкальную школу под влиянием родителей. Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания. Эти и многие другие аспекты увеличивают ее популярность в России и во всем мире.

Некоторые основные причины снижения мотивации у учащихся ДМШ в классе гитары.

На этапе формирования методики преподавания гитары необходимо уделить внимание вопросам определения целей и задач обучения игре на гитаре.

В процессе освоения инструмента педагогу необходимо объяснить ученику и его родителям цели и перспективы обучения. И поэтому необходимо рассмотреть некоторые основные причины снижения интереса к гитаре в начале обучения.

Большинство детей, приходящих в музыкальную школу, не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой по специальности и другим дисциплинам.

Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся их родители не понимают и не видят конечных результатов.

Другая распространенная причина — несоответствие желаний ребенка программе ДМШ. Довольно часто у учащихся наблюдается снижение мотивации вследствие отсутствия интереса к классическому репертуару, серьезной музыке. Несмотря на растущее количество концертов, конкурсов, фестивалей преобладает отношение к классической гитаре как к эстрадному инструменту, предназначенному для аккомпанемента.

Добровольно возникший интерес играть на гитаре перерастает в обременительную обязанность. Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательной школе.

По этим причинам начинается снижение интереса, как к гитаре, так и к классической музыке в целом, уже на первом этапе обучения.

Некоторые способы повышения мотивации учащихся ДМШ в классе гитары.

Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами:

учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желание играть отражаются атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях.

очень важный и эффективный способ повышения мотивации — не упускать из вида цель. Необходимо регулярно обращать внимание ученика на те преимущества, которые возникнут после достижения цели. Другим действенным способом является похвала за любые достигнутые результаты.

повышать интерес к классической музыке необходимо путем посещения учащимися концертов, лекций на интересные темы, просмотром видеозаписей выступлений известных исполнителей, а так же посещением выставок, музеев, театров и т.д.

концертная деятельность, ансамблевая практика с другими учащимися, педагогом (не только с гитарой, но и с другими инструментами — скрипкой, фортепиано, домрой) также способствует повышению интереса к занятиям.

Сюда же можно отнести и групповые занятия. Участие в различных конкурсах, совместные поездки на гитарные фестивали, где, кроме концертов, есть возможность непосредственного общения с музыкантами, также положительно влияют на развитие и укрепление мотивации.

Кроме этого необходимо регулярно устраивать концерты класса. Это могут быть как выступления в собственной школе, так и выездные концерты в содружестве с педагогами из других музыкальных школ.

важную роль в формировании мотивации играет постоянная работа с

родителями. Необходимо регулярно проводить общие родительские собрания, индивидуальные беседы, во время которых, кроме обсуждения вопросов успеваемости, формировать правильные представления о целях и задачах обучения в ДМШ, классической музыке, классической гитаре. Например, объяснить, что в задачу ДМШ входит развитие культуры учащегося, а не воспитания из него профессионального музыканта; профессия музыканта может быть успешной и прибыльной и т.п.

В дополнение к учебной программе полезно заниматься с учащимися песенным аккомпанементом и основами импровизации.

Необходимо также отметить, что собственная заинтересованность педагога является важной составляющей мотивации. Кроме того, большое значение имеют отношение педагога к ученику, уважение к чужому мнению.

Мотивация является одной из важнейших составляющих учебного процесса. Применение вышеприведенных методов и способов должно быть направлено не только на решение конкретных проблем, но и на формирование и развитие долговременной мотивации учащихся в соответствии с конкретными задачами учебного заведения.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что у каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту.

Проблематика мотивации применительно к обучению гитаре в ДМШ требует комплексного научного подхода. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей преподавания гитары в целом.

Общий подъем интереса к гитаре необходимо поддерживать современными специально разработанными методиками, которые должны быть направлены на развитие личности и укрепление системы культурных ценностей.

Серьезных результатов в повышении уровня исполнительского мастерства на гитаре позволит добиться повышения статуса классической гитары в системе музыкального образования.

Борисевич В.Г. Формирование исполнительской культуры учащихся гитаристов в системе дополнительного образования., Классическая гитара.: Современное исполнительство и преподавание.- Тамбов, 2007.

Дудинский К.А. Проблематика мотивации учащихся ДМШ на классу гитары. - Тамбов, 2007.

Карнеги А. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. - М.: ОНИКС, 1997.

Читайте также: