Имеет ли право учитель занижать оценки за почерк в начальной школе закон

Обновлено: 04.07.2024

Учителю не выгодно занижать оценки, ведь он постоянно отчитывается об успеваемости в классе. Однако нередки случаи, когда родители уверены – оценку его ребенку снизили незаслуженно.

− В работе нет ошибок, но учитель снял балл за почерк и исправления. Он прав?

В каждой школе есть своя система оценивания, которой руководствуются учителя. Очень часто один из критериев высокой отметки – работа должна быть написано аккуратно и разборчивым почерком.

− Ребенок знает предмет, но плохо себя ведет, поэтому ему постоянно ставят плохие оценки.

Учитель имеет право ставить низкие оценки в дневник за неудовлетворительное поведение в школе. Обычно это также предусмотрено внутренними положениями школы.

Однако в журнал такие отметки также попадать не должны, поскольку там отражаются критерии успеваемости учащегося. Таким образом, плохое поведение не повод снижать итоговую оценку за четверть, полугодие или год.

− У ребенка конфликт с учителем, ему явно снижают оценки из-за личной неприязни.

Личное отношение преподавателя никогда не должно отражаться на выставляемых отметках. Это хорошо известно всем педагогам, однако подобные споры между родителями и учителями не редкость.

Есть нюанс: преподаватель может поставить оценку на балл выше или ниже по педагогическим соображениям. Например, занизить ее отличнику, который начал лениться. Это очень спорная методика, хотя часто применяется. Поговорите с учителем и выясните, какими соображениями он руководствовался при выставлении отметки.

− Учитель навязывает дополнительные платные занятия и занижает оценки тем, кто на них не ходит.

Это незаконно. Если учитель требует деньги за что-то, проверьте на сайте школы, что это за услуга и сколько она стоит. Не хотите платить – имеете право. Обязательную программу вам обязаны обеспечить за счет бюджета.

Куда жаловаться?

Чтобы выяснить, по каким критериям формируется оценка, обратитесь к классному руководителю. Он покажет вам действующий школьный регламент.

Если все-таки выясняется, что преподаватель занижает оценку не по правилам, всегда может помочь решить конфликт завуч или директор. Также вы можете обратиться в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением.

Помните, педагог тоже имеет академическую свободу и право на выражение своего мнения и выбор методики преподавания.


Собираете в одну папочку все её фокусы - занижение отметок за неаккуратный почерк, то есть за прилежание, комментарии к отметкам, вырванные листы из дневника и прочее и прочее и очень спокойно идёте к директору, но не одна, а с кем нибудь, например, из совета школы. Очень спокойно выкладываете всё это на стол и предлагаете директору навести порядок ПОКА самостоятельно. В противном случае Вы пойдете куда угодно, вплоть до Павла Алексеевича Астахова.
И непременно напомните директору, что хотя Вы по словам учительницы и безалаберная мать, но ребенка в обиду никогда не дадите. Вам терять особенно нечего. В отличие от учительницы.
И на прощанье спросите у директора, хорошо ли она Вас поняла.


Формально - да, но на практике это можно повернуть в любую сторону. Например, если почерк такой, что между 3, 5, 8 нет никакой разницы, а двойка больше похожа на корявую единицу - учителю каждый раз бегать к ученику и уточнять, что он имел в виду под этой закорючкой?


Зато в школьном "Положении о ведении тетрадей" вполне может быть пункт типа " Все записи в тетрадях учащиеся должны делать ручкой с синей пастой четко, грамотно, красиво, соблюдая следующие правила и требования:
Писать аккуратным разборчивым почерком
".

теперь дошло до того, что вырывает листы из дневника, объясняя это тем что некрасиво, неаккуратно заполнен.


А вот это уже ненормально. Ладно ещё, перечеркнуть что-то, пометку сделать, замечание написать - но вырывать.

Зато в школьном "Положении о ведении тетрадей" вполне может быть пункт типа "Все записи в тетрадях учащиеся должны делать ручкой с синей пастой четко, грамотно, красиво, соблюдая следующие правила и требования:
Писать аккуратным разборчивым почерком".


Вот пусть и предъявит родителям это положение. Красиво - понятие субъективное. К тому же тогда в Положении должно быть прописаны санкции за нарушение. Пусть покажет документ, где разрешено снижать отметку именно за почерк (мы не берем те случаи, где не разберешь совсем, что написано), к тому же скорее всего снижают даже не за почерк, а за исправления. Но почерк и то, что родители не занимаются ребенком - как связано?


Почему не берём? Вы не допускаете такой возможности? Хотя и этот случай при желании можно трактовать как "просто почерк такой".


Называть родительницу плохой матерью и т.п. учительнице, конечно, не стоило, но связь между обстановкой в семье и почерком тоже есть. Например, нелады в семье (даже вполне благополучной со стороны) ведут к нервозности ребёнка, а когда ребёнок "на нервах" - о каком почерке можно говорить? Я не говорю, что здесь именно этот случай, но связь есть.


Александр Игрицкий

Зато в школьном "Положении о ведении тетрадей" вполне может быть пункт типа "Все записи в тетрадях учащиеся должны делать ручкой с синей пастой четко, грамотно, красиво, соблюдая следующие правила и требования:
Писать аккуратным разборчивым почерком".


Вот пусть школа сначала и поставит ученику чёткий и разборчивый почерк. Не поставила? Тогда работайте с таким почерком, какой поставили.

Формально - да, но на практике это можно повернуть в любую сторону. Например, если почерк такой, что между 3, 5, 8 нет никакой разницы, а двойка больше похожа на корявую единицу - учителю каждый раз бегать к ученику и уточнять, что он имел в виду под этой закорючкой?


Да. Каждый раз спрашивать ученика, какая написана цифра.
Или учить писать эти самые цифры.
Если учитель не может убедиться в правильности решения, как же он может оценивать работу?
Хрень!
Тяжело? А никто и не спорит! И хорошо ещё, что таких учеников один-два!
Но нельзя оценивать почерк. Хоть застрелитесь, но нельзя!


И это чистейшей воды произвол! За сам факт исправления снижать отметку нельзя. Разве никто и никогда не ошибается? Тысячу раз. Ошиблись, переделали, и всё хорошо. А если исправление сделано не очень аккуратно,и учитель не понимает, что же должно быть написано окончательно, снова нельзя оценивать тот вариант, о котором у учителя нет определенного мнения.


Предложите это сделать, допустим, банку, бухгалтерии и т.п. - какие будут варианты? Скорее всего, не более двух: либо переписываете до тех пор, пока не будет всё понятно, либо они трактуют так, как это видится.


Учитель-то отработает - профессия учит разбираться в каракулях, но ребёнку с этим жить. А в жизни не всё удастся списать на "у меня почерк такой".


Александр Игрицкий

Предложите это сделать, допустим, банку, бухгалтерии и т.п. - какие будут варианты? Скорее всего, не более двух: либо переписываете до тех пор, пока не будет всё понятно, либо они трактуют так, как это видится.


Вы считаете сравнение банка с учителем и плательщика с учеником правомерными?
Не могу согласиться.
Банк и бухгалтерия не будут исследовать непонятные значки, а просто вернут документы, в лучшем случае поставив карандашиком вопросик.
И правильно сделают.
Мне самому возвращали банковские документы только потому, что на платежке не очень отчетливо напечатана цифра. И никто никогда на банк "бочку не катил". Я и сам никогда не подписывал ни один финансовый документ до тех пор, пока не убеждался в его правильности от начала и до конца.
Только не нужно всё это тащить в школу.

За сам факт исправления снижать отметку нельзя. Разве никто и никогда не ошибается? Тысячу раз. Ошиблись, переделали, и всё хорошо.


Не знаю, как в начальной школе, но в действующих нормах оценок письменных работ по русскому языку есть такой пункт: пятёрка не выставляется при наличии 2-х исправлений с неверного на верное (т.е. когдане просто поправка, а исправлена ошибка), а при наличии 4 исправлений снижается на 1 балл любая оценка, но это не должно приводить к отрицательной оценке. А вообще сейчас все эти вопросы отданы школе - школа определяет такие вещи локальным актом. Так что, возможно, такой пунктик у них и есть.Конечно, не до вырывания листов.
Меня напрягает другое: мы выслушали только одну сторону конфликта и обрушились с критикой на другую. Кто знает, чем спровоцирована такая реакция учителя. Конструктивными советами поделилась только chaika:

А еще лучше бегите из этого класса - вашему ребенку с ней еще два года мучиться, это же постоянный стресс.
А мальчика покажите неврологу, плохой почерк и постоянные исправления могут быть признаком некоторых заболеваний нервной системы. Да в конце концов он может пачкать из-за того, что боится! Развивайте моторику, лепите, рисуйте мелкие детали, раскрашивайте раскраски с множеством деталей.


Согласна и с первым, и со вторым. Почерк действительно нужно и можно улучшать, и процесс это длительный. Это я по опыту знаю, как мама, вырастившая двоих детей. А поскольку конфликт с учителем продолжается не один год, то непонятно, ради чего подвергать ребёнка стрессу - чтобы поставить на место неправильную учительницу? Дороговато, однако.


Александр Игрицкий

А поскольку конфликт с учителем продолжается не один год, то непонятно, ради чего подвергать ребёнка стрессу - чтобы поставить на место неправильную учительницу? Дороговато, однако.


Боже упаси! Уверен, что все мамы смотрят на жизнь без розовых очков.
Если для ребенка это болезненный конфликт, то уходить однозначно. Но бывает и нет, а школа рядом, приятели и почее. Зачем из-за одного человека менять насиженное место?


Вопрос. Имеет ли право учитель в начальной школе снижать оценки за почерк, клеточки и прочие прелести оформления? И есть ли в свободном доступе какие-то нормативные документы, регламентирующие этот процесс? Хочу вооружиться этими знаниями и поговорить с педагогом.

Ответ. Каждая школа сама вправе решать, за что ставится оценка. И можно ли её снижать за плохой почерк и выход за клеточки. Существует школьный регламент, которым пользуется каждый учитель. В нашей школе, как и в большинстве других, оценка за почерк не снижается.

Чтобы родителю понять, имеет ли право учитель снижать оценки не за знания, а именно за оформление, ему стоит обратиться к руководству школы за уточнением. У московских школ, как правило, этот регламент есть на сайте в открытом доступе.

Если всё-таки выясняется, что оценки снижаются не по правилам, стоит обратиться к классному руководителю. Он должен помочь. Если он не может урегулировать эту ситуацию или он сам снижает оценки за почерк, всегда можно обратиться к завучу или директору.

Ваш ребенок усердно учится, правильно выполняет домашние задания, но у него в дневнике все чаще появляются плохие оценки за поведение или неаккуратный почерк? Учителя считают снижение балла мотивирующим приемом, а родители несправедливостью. В итоге школьник не может понять, что от него хотят, и почему он должен стараться учиться, если все равно получит тройку. Кто прав в этой ситуации? К чему приводит наказание?

К вопросу о почерке

На форумах мам регулярно появляются посты о том, что ребенку несправедливо снижают оценку за почерк. Подобный воспитательный процесс практикуется во многих школах. Но почему? Дело в том, что учитель младших классов должен проверять не только знания, но и обучать малыша дисциплине, аккуратности, усидчивости.

Тем временем примерный ребенок, который старательно делает домашнее задание, внимательно слушает на уроках и даже дает списывать правильные ответы менее подготовленным ребятам, получает оценку ниже, чем остальные. Это расстраивает малыша и через время приводит к выводу, что чтобы он ни делал, к нему придираются, и балл все равно будет низким. Подобные мысли не мотивируют, а наоборот, заставляют сложить руки и плыть по течению.

Как должны выставлять оценки?

  • контролировать и проверять себя;
  • самостоятельно научиться оценивать свои действия;
  • находить ошибки и устранять их;
  • уметь применять знания в нестандартных ситуациях.

Оценка и отметка выполняет не только оценивающую функцию, но и воспитательную, эмоциональную, информационную и управленческую. Балл улучшает мотивацию к любому виду деятельности, снимает страх учеников перед контрольными работами, создает эмоциональный фон. Чтобы оценка не огорчила ребенка и не усугубила низкую самооценку, эмоциональная реакция учителя должна соответствовать детской. Если педагог покажет беспокойство, поддержит и скажет, что все обязательно получится, малыш постарается скорее добиться нужного результата.

Кроме этого учитель должен понимать, что оценки выставляются не только для ученика и его родителей. Они показывают пробелы и недостатки в организации учебного процесса и недоработки педагога. Это устанавливает своеобразную связь между ребенком и взрослым.

  • в тетради не меньше 2-х небрежных исправлений;
  • работа плохо читаема, содержит много зачеркиваний, ненужных сокращений;
  • отсутствуют поля и красные строки.

Позиция учителя с оценочной точки зрения считается правильной, так как помогает объективно ответить не только на вопрос качества полученных знаний, но и приложенных стараний. А разве педагог младшей школы не должен научить ребенка организовываться во всех жизненных сферах?

Советы родителям

Если вы заметили в дневнике оценку, написанную через дробь, и вторая ниже первой, не спешите идти ругаться в школу. Во-первых, она не выставляется в журнал и не отразится в табеле. А во-вторых, обратите внимание на сигнал учителя. Задумайтесь о том, какие трудности ждут вашего ребенка, если он не научится разборчиво писать, а любые документы будет в будущем заполнять с помарками и неаккуратными исправлениями. Не самая приятная картина, правда?

Чтобы ребенок не расстраивался, его самооценка не снизилась, а желание учиться не пропало, нужно:

  • поговорить с учителем и попросить мягко обосновывать плохую оценку малышу;
  • объяснить школьнику важность каллиграфии;
  • развивать мелкую моторику не только с помощью письма, а выполнением кропотливой мелкой работы, например, можно заняться лепкой или бисероплетением;
  • похвалить за высокий уровень знаний и выразить гордость за то, что сегодня в тетради написано все красивее, чем вчера.

Школьник поймет претензии учителя, и не будет стараться улучшить результат. При этом вы не потеряете с ребенком связь и сможете радоваться его успехам вместе с ним. Не ругайте малыша, а покажите ему свою поддержку, заботу и любовь. Тогда вы со всем справитесь и больше не вернетесь к вопросу почерка.

Двойка за плохое поведение

В сети нередко звучит информация о том, что в дневник оценку за плохое поведение ставить нельзя. Но так ли это? В соответствии с требованиями Устава школы, документ служит не только для записи расписания уроков, заданий на дом и учета знаний, но и для информации для родителей. Отметка для поведения – это сигнал о том, что нужно подтянуть дисциплину, поэтому вполне может появляться на страницах. Но есть существенный нюанс: учитель-предметник не имеет на это право. Подобную запись может сделать только классный руководитель.

Что делать родителям?

Плохое поведение ребенка зависит от разных обстоятельств: особенностей характера, воспитания, временного конфликта с одноклассниками. В любом случае родители должны проявить должное внимание и помочь малышу решить проблему, так как это доставляет неудобство окружающим. Давайте выясним причины плохого поведения и найдем методы решения.

Помните, что плохое поведение может быть разным. Одни дети хулиганят, другие эпатируют публику. Поддерживайте связь с классным руководителем, узнавайте подробности и решайте каждый случай отдельно. Тогда вы поможете своему ребенку проявлять себя в коллективе с положительной стороны.

Подведем итоги

Как мы выяснили, учитель может ставить в дневник ученика младших классов оценку за почерк и поведение. Она не влияет на результат в конце четверти, но помогает родителям своевременно обнаружить проблему в развитии ребенка.

Не спешите выносить вопрос на педсовет, пока не выяснили причину плохой отметки, подружитесь с классным руководителем и всегда будете знать о насущных проблемах. А ведь решать их нужно по мере поступления, иначе затягивание приведет к негативным последствиям.

Если вы заметили правонарушение учителя, когда он выставил отметку за поведение или почерк в журнал, сигнализируйте об этом директору. Устав школы должен соблюдаться, а личное развитие не может влиять на оценку уровня знаний.

Читайте также: