Как правильно оформить титульный лист положения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока ( учебного занятия), теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

В зависимости от цели, задач, качества и значимости методические разработки могут быть разных уровней и направлений, выполнятся в разных формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, методическая разработка, методические указания, презентации и др.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного урока ( учебного занятия);

разработку серии уроков ( учебных занятий);

разработку темы программы;

разработку частной (авторской) методики преподавания предмета (дисциплины);

разработку общей методики преподавания предметов (дисциплин);

разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета;

методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;

разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов и т.д.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

тщательно подойти к выбору темы разработки - тема должна быть актуальной, известной педагогу. По данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт;

определить цель методической разработки;

внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;

составить план и определить структуру методической разработки;

определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям:

Презентация должна отражать:

актуальность выбранной темы;

соответствие содержания презентации теме методической разработки;

соответствие материала современному уровню развития науки и техники;

правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;

иллюстрационный материал презентации;

читаемость и дизайн текста;

цветовое решение презентации;

оптимальность количества слайдов;

эффективность применения анимации.

Презентация прилагается к методической разработке в электронном виде или на бумажном носителе. Презентация распечатывается в виде выдач по 2 слайда на лист формата А4. Необходимо учитывать, что цветное изображение усиливает эффективность восприятия. Презентация выполняется в программах, установленных на компьютерах колледжа.

Требования к структуре и оформлению

методической разработки

    1. Структура методической разработки

    Методическая разработка должна содержать следующие структурные элементы:

    1. Титульный лист.
    2. Аннотация.
    3. Содержание.
    4. Перечень условных обозначений (при необходимости);
    5. Введение.
    6. Основная часть, разбитая на главы (при необходимости – на пункты и подпункты)
    7. Заключение.
    8. Список использованных источников.
    9. Приложения.

    Титульный лист

    Методическая разработка начинается с титульного листа, на котором размещаются:

    наименование вышестоящей организации;

    наименование учреждения образования;

    название темы (раздела) (при необходимости);

    сведения об авторе (название должности, инициалы и фамилия);

    выходные данные (год написания работы).

    Наименования вышестоящей организации и учреждения образования приводятся полностью, печатаются строчными буквами (кроме заглавных) жирным шрифтом (размер шрифта 14).

    Название разработки печатают прописными буквами жирным шрифтом (размер шрифта 22).

    Название дисциплины печатают строчными буквами (кроме заглавной) жирным шрифтом (размер шрифта 18).

    Ниже строчными буквами ( с первой прописной) жирным шрифтом приводят название темы (раздела), размер шрифта 18.

    Выходные данные приводятся с указанием года написания работы (жирным шрифтом, размер шрифта 14).

    На обратной стороне титульного листа указывается цикловая комиссия, на заседании которой рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии.

    Пример оформления титульного листа приведен в приложении А.

    В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

    В содержании последовательно располагаются заголовки всех элементов методической разработки с указанием номера соответствующей части и номера страницы. Содержание включает также перечень приложений (приложение Б).

    Во введении (не более 0,1% от объема разработки) отражается обоснование актуальности темы, определяются области, в рамках которых проводится описание, цель и предполагаемый конечный результат работы.

    Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть методической разработки.

    В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом перед составлением методической разработки; также к заключении можно отразить вопрос перспективной работы (исследования) над данной темой.

    В списке использованных источников указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку.

    Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно приложению В.

    Приложения (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) оформляются на отдельных листах.

    Наличие внешней рецензии необходимо для рабочих учебных программ, которые утверждаются директором колледжа. Внешние рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжей, специалистами ВУЗов, предприятий соответствующего профиля. Наличие внутренних рецензий необходимо на все другие виды методических разработок в случае их представления на конкурсы, для публикации в периодической печати, т.е. для дальнейшего широкого использования. Данный вид рецензий может выполняться опытными преподавателями колледжа.

    Рецензия должна содержать: наименование темы и автора методической разработки; упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений; краткий перечень основных вопросов, изложенных в методразработке; обязательную характеристику метод разработки с точки зрения ее актуальности; перечень положительных сторон метод разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости метод разработки; вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или учащихся; должность и место работы рецензента, его подпись.

    Рецензия прилагается к методической разработке.

    2.2. Общие правила оформления

    Оформляют разработку с применением технических средств на одной стороне листа формата А 4 (210х297) [1] . Количество знаков в строке должно составлять 60—70, межстрочный интервал — одинарный компьютерный количество тексто­ вых строк на странице — 39-40.

    Расстояние от левого края листа до начала текста 30 мм , от правого края не менее 8 мм , сверху и снизу – 20 мм от края листа.

    При компьютерном наборе используется гарнитура шрифта Times New Roman , размер – 14.

    Шрифт печати должен быть прямым, четким, черно­ го цвета, одинаковым по всему тексту. Разрешается использовать компьютер­ ные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах , важных особенностях. Для этого можно применять: разное начертание шрифта (кур­ сивное, полужирное, курсивное полужирное), выделение с помощью разрядки, подчеркивания и др. Запрещается использование средств редакти­ рования и форматирования текста (уплотнение, коррекция интервалов, по­ лей и т. п.) .

    Абзацы в тексте начинают отступом, равным 12,5 мм .

    При наличии опечаток, описок и графических неточностей, обнаруженных в процессе выполнения работы, допускаются исправления, но не более 2-х на 1листе.

    Повреждение листов работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.

    Текст разработки при необходимости разделяют на главы, пункты, подпункты и абзацы.

    Главы нумеруются арабскими цифрами, после которых точка не ставится и записываются с абзацного отступа.

    Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и записываются с абзацного отступа.

    Подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Номер подпункта включает номер пункта и номер подпункта, после которых ставятся точки. Нумерация пунктов должна быть сквозной для всей работы.

    Абзацы не нумеруются.

    Если глава состоит из одного пункта, он также нумеруется.

    Главы должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать их содержание. Пункты и подпункты могут иметь заголовки при необходимости. Заголовок печатается с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой. В заголовках не допускается перенос слов на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.

    Расстояние между заголовками и текстом должно иметь полуторный компьютерный интервал.

    Расстояние между заголовками раздела и подраздела - одинарный компьютерный интервал.

    Две строчки заголовка отделяются друг от друга расстоянием точно 14 пт.

    Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

    Перед каждой позицией перечисления, выделенной абзацным отступом, дефис и никакой другой знак не ставится. Абзацный отступ используют только в первой строке, вторую строку приводят без абзацного отступа. После перечисления, кроме последнего, ставится точка с запятой.

    Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа.

    Нумерация листов работы и приложений, входящих в нее, должна быть сквозная.

    В методической разработке должны применяться термины и определения, установленные действующими стандартами специальности и терминологическими словарями.

    В тексте не допускается:

    применять обороты разговорной речи;

    применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском(белорусском) языке;

    применять произвольные словообразования;

    применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской (белорусской) орфографии.

    В разработке допускаются ссылки на стандарты и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.

    Ссылки следует давать на документ в целом или на его разделы и приложения.

    Ссылки на подразделы, пункты, подпункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.

    При ссылке на стандарты указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии записи обозначения с годом утверждения в Списке использованных источников.

    2.2.2. Оформление иллюстраций и приложений

    Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту разработки (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его.

    Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

    Например – Рисунок А.3.

    Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например – Рисунок 1.1.

    Материал, дополняющий текст методической разработки, допускается помещать в приложение.

    Приложение оформляют как продолжение работы на последующих ее листах.

    В тексте разработки на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них.

    В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

    Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в разработке, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.

    Сноски в тексте располагаются с абзацного отступа после текста внизу страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста горизонтальной линией, длина которой равна 15 знакам печатающего устройства.

    Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.

    Знак сноски выполняется арабскими цифрами на уровне верхнего обреза шрифта.

    Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

    Если сносок мало допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками. Применять более четырех звездочек не рекомендуется.

    2.2.4. Построение таблиц

    Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы при его наличии должно быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей. При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

    Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

    Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

    Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. Расстояние от левого края листа до границ таблицы не менее 25 мм , от правого не менее 10 мм .

    Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

    Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм . Головка таблицы должна быть отделена двойной линией от остальной части таблицы.

    Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

    При подготовке к аттестации каждый педагогический работник должен четко представлять, как сделать портфолио воспитателя , чтобы оно соответствовало всем требованиям и служило для представления собственного опыта. Чтобы его составить правильно, надо приложить немало усилий, об этом знает каждый, перед кем поставлена такая насущная цель. Однако следует знать, что именно этот наполненный документами портфель заменит годами существовавшую папку по самообразованию, которая не имела четкой структуры, поэтому в настоящее время утратила свою актуальность.

    Образцы титульных листов для ДОУ

    Изготовить титульный лист правильно для воспитателей помогут образцы работ, которые мы предлагаем скачать бесплатно для ознакомления.

    Поможем с дистанционным обучением

    Отправте заявку на бесплатный расчет стоимости

    Как правильно оформлять титульный лист для ДОУ

    Титульный лист ДОУ несет не только общую информацию о воспитателе , но и создает определенные впечатления о нём, а также влияет на последующую оценку деятельности данного работника. К оформлению этого листа следует всегда относиться с особенным вниманием и аккуратностью. Перегружать информацией его не стоит, однако и упустить что-то тоже нельзя.

    • полное наименование образовательного учреждения по Уставу;
    • где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола);
    • полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.);
    • составлена на основе …… (примерной образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы ДОУ);
    • срок реализации программы (учебный год);
    • Ф. И. О. и должность автора (авторов);
    • название города;
    • год разработки программы.

    В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако своевременно и корректно оформленная документация, может стать нашим первым помощником, т.к. порядок в документации, умение быстро найти и проанализировать имеющиеся материалы помогут педагогу при подготовке к новому учебному году, аттестации воспитателя.

    Документация воспитателя включает в себя следующие подпункты:

    1. Обязательная документация, куда входят все документы, связанные с организацией воспитательного процесса.
    2. Информационно – нормативная документация, в данный подпункт входят все служебные и должностные инструкции, общие сведения о группе, информация о методическом обеспечении воспитательно – образовательного процесса группы.
    • Рабочая программа.
    • Календарный план воспитательно-образовательной работы,
    • . Табель посещаемости детей.
    • Паспорт группы.

    Информационно-нормативная документация воспитателя:

    1. Служебные и должностные инструкции:

    1. 1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.

    1. 2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.

    1. 3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.

    1. 4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
    2. Общие сведения о группе:
    3. 1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ).
    4. 2. Режимы группы (на холодный, теплый, адаптационный периоды года).
    5. 3. Сетка НОД (основная и дополнительных занятий в кружках).
    6. 4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей).
    7. 5. Сведения о детях и их родителях.
    8. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
    9. 1. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год.
    10. 2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем).
    11. 3. Перспективное планирование по разделам программы.
    12. 4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
    13. 5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам областных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).

    Попробуем рассмотреть значение каждого документа в отдельности.

    1. Рабочая программа группы.

    Рабочая программа воспитателя — должна быть составлена на основе образовательной программы ДОУ. Она должна быть построена в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей.

    Примерная структура рабочей программы воспитателя

    1. Титульный лист (наименование, статус программы, автор программы)
    2. Пояснительная записка (концепция, цели и задачи курса, структура программы и пояснения к ней, особенности программы)
    3. Объем учебной нагрузки
    4. Календарно-тематический план
    5. Содержание учебного материала, включающего в себя, федеральный, региональный компонент государственного образовательного стандарта, предусмотренный примерной программой
    6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
    7. Список литературы
    8. Календарный план группы.

    Технология разработки календарных планов

    • Общий алгоритм — канва.
    • Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
    • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
    • Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
    • Учитывать степень усложнения материала.
    • Соответствие программно-методическому обеспечению.
    • Включать все виды деятельности.
    • Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

    2. 1. Алгоритм составления календарного плана воспитателя.

    • Титульный лист
    • Список детей группы, с указанием даты рождения детей.

    Для коррекционных групп (логопедические, дефектологические), список детей по подгруппам, с указанием диагноза ПМПК.

    • Расписание сетки НОД на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4. 1. 3049-13)
    • Планирование утренней гимнастики (с изменениями на 2 неделю)
    • Комплекс артикуляционной гимнастики.
    • Комплекс пальчиковой гимнастики.
    • Комплекс гимнастики пробуждения
    • План взаимодействия с родителями.
    • Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты),

    планирование совместной деятельности воспитателя с детьми,

    планирование самостоятельной деятельности детей.

    3. Табель посещаемости детей группы.

    Табель посещаемости, необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и планомерное проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка). Также табель посещаемости, помогает воспитателю, медицинскому персоналу, отследить заболеваемость детей в определенный период.

    4. Сведения о детях и их родителях.

    В официально принятой практике в специальном журнале (тетради) обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу:

    • Фамилия, имя ребенка
    • Дата рождения
    • Адрес проживания и телефоны
    • ФИО родителей, бабушек и дедушек

    5. Журнал приема и сдачи смен.

    Данный журнал свидетельствует о приеме и сдачи смен двумя воспитателями, работающими на данной группе.

    В журнале указывается дата и фиксируется количество детей, которые воспитатель принял в группу, делаются отметки о состоянии здоровья детей (кожа, температура, педикулез). А также воспитатель делает пометки об изменениях, которые произошли в группе течении первой половине дня (уход детей домой, по причине родителей, ребенок заболел и.т. д.). Второй воспитатель, заступивший на работу и работающий во вторую половину дня, также делает в журнале запись о том, какое он количество детей принял, как прошел сон детей, отмечает какими дети ушли домой (здоровые, или же у кого — то из детей поднялась температура, могла случиться травма и.т. д.). Все вышеуказанное, должно найти свое отражение, в журнале приема и сдачи смен.

    6. Журнал питьевого режима.

    В соответствии с режимом СанПиН питьевой режим в ДОУ организован с использованием кипяченой воды при условии её хранения не более 3 — х часов.

    Следовательно, воспитатель, должен каждые последующие три часа, менять воду в графине, (не зависимо от того, была ли она использована или нет). Тара перед каждым забором воды обрабатывается, время каждого забора воды фиксируется в журнале питьевого режима группы.

    7. Журнал наблюдения за длительно отсутствующими детьми.

    В группах дошкольного возраста ведется журнал наблюдения за длительно отсутствующими детьми. Которые отсутствовали после перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней (за исключением выходных и праздничных дней), детей принимают в дошкольные организации только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания.

    В журнале осуществляется утренний и вечерний фильтр, оформленный в виде таблицы. В группах раннего возраста, ведется тетрадь ежедневного наблюдения за детьми, где отмечается утренний и вечерний фильтр (температура, зев, кожа, педикулез), а также сетка стула (наблюдение ведется в первую и вторую половину дня).

    8. Журнал кварцевания.

    Журнал кварцевания необходим для отслеживания проведения профилактических мер вследствие эпидемиологических вспышек в группе.

    В журнале отмечается дата кварцевания, наличия кварцуемого помещения, условия обеззараживания, длительность и режим облучения.

    9. Журнал по самообразованию.

    Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Воспитатель должен вести тетрадь по самообразованию, записывая в нее название изученной литературы, название и автора заинтересовавшей его статьи, указывая страницы с наиболее значимой информацией. Далее следует обсудить изученный материал с коллегами на педагогическом совещании или педсовете. При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора. т.е. представить практическое применение изученной темы. Тема по самообразованию, должна соответствовать задачам ДОУ на новый учебный год.

    10. Индивидуальная карта развития ребенка.

    Цель Карты – организация помощи детям и педагогам в создании оптимальных условий обучения с учетом индивидуальных особенностей на основе проведения комплексного диагностического обследования.

    Диагностику воспитатель должен проводить в начале, середине и конце учебного года, что даст ему возможность сравнить результаты усвоения детьми программы и своевременно провести коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм.

    Все результаты мониторинга отражаются в нескольких документах;

    • Срезы по каждым образовательным областям.
    • Сводная таблица, датированная датой и месяцем проводимого обследования.
    • График уровня развития мониторинга.
    • Информационная справка на начало диагностирования и аналитическая справка на середину и конец года.

    Технология составления Информационной справки.

    1. Указывается, общий показатель уровня освоения программного материала, а также чему равно процентное отношение.
    2. Прописывается количество детей, их процентное соотношение, по каждому уровню развития усвоения программного материала.
    3. Указывается процентное соотношение детей (прописываются их фамилии, имена), показавшие по итогам диагностического обследования низкий уровень усвоения программного материала.
    4. Указываются предполагаемые причины данного явления.
    5. Делается анализ качества усвоения детьми по разделам образовательных областей программы по каждому уровню.
    6. Указывается предполагаемая причина низкого уровня.
    7. Делаются выводы.
    8. Проводится сравнительный результат диагностики, за год в виде диаграммы (начало года, середина, конец года).
    9. Указывается, кто составил справку, подпись.
    10. Паспорт группы детского сада.

    Паспорт группы детского сада – это документ, отражающий структуру, условия, содержание работы данной группы, а также важнейшие показатели ее деятельности.

    Паспорт группы детского сада разрабатывается на основе Положения о группе и отражает ее направленность (общеразвивающая, компенсирующая, комбинированная, оздоровительная).

    Примерное содержание паспорта группы:

    • Группа (название, возраст, направленность).
    • Сведения о педагогах, работающих с детьми (Ф. И. О., образование, стаж работы, квалификация, сведения о курсовой подготовке).
    • Списочный состав детей с датами рождения.
    • Сведения о родителях.
    • Социальный паспорт группы.

    (Включает в себя информацию о Ф.И. О. ребенка, дату его рождения, Ф.И. О. родителей, информацию о детях из не полных семей, многодетных семьях, детей состоящих на попечении, дети, чьи родители инвалиды, семьи находящиеся в социально – опасном положении, малообеспеченные семьи)

    • Табель посещаемости.
    • Антропометрические данные детей группы.

    (Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных антропометрических показателей (рост, масса тела, окружности грудной клетки и головы. Антропометрическое исследование проводиться 2 раза в год. Весна — осень)

    (Указываются диагнозы детей, с которыми они поступили в ДОУ, это основной, речевой и сопутствующий)

    Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья.

    В листе врачебных назначений, указывается дата, вес ребенка, группа здоровья.

    В группах компенсирующей направленности, вписывается заключение учителя — дефектолога, или учителя — логопеда, заключение педагога — психолога.

    Данный документ оформляется в виде таблице, в которой указывается все оборудование группы (мебель), и его количество.

    • Состояние условий для охраны жизни и здоровья детей в группе.

    (В данном документе воспитатель отмечает состояние мебели, помещения группы, освещения, состояние пособий к занятиям, состояние игрового материала, подбор игрового материала, и ставиться отметка о том, кто провел проверку всего выше указанного. Данная проверка проводится каждую неделю, в течение всего года. Кроме того времени, когда дошкольное учреждение закрыто на плановый ремонт).

    • Состояние условий для охраны жизни и здоровья детей в группе.

    В данном документе еженедельно, в течение всего года, отмечается состояние группового участка, ограждение участка, выносной материал. Отмечается безопасность проведения прогулки, оборудование участка, выносной игровой материал. В зимний отрезок времени, отмечается заледенелость участка. И ставиться отметка о том, кто провел контроль. (Зав. ДОУ или заместитель заведующего по ВОР.)

    ВложениеРазмер
    metodichka.doc 433.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое учреждение

    Требования к оформлению документов

    Данные методические разработки содержат практический материал по ведению документации.

    Материалы предлагаемого пособия окажут специалистам практическую помощь в ведении документов и отчетности.

    Муниципальное казённое учреждение

    Требования к оформлению документов

    методические рекомендации для воспитателей и специалистов

    Правила оформления и составления документов

    Рекомендации по набору текста

    Список принятых сокращений

    Правила оформления конспекта занятия / мероприятия

    Правила для оформления таблиц

    Правила оформления плана воспитательно-реабилитационной работы на месяц

    Правила оформления самоанализа проведенного занятия

    Правила оформления отчета проведенного мероприятия

    Правила оформления отчета тематической недели

    Правила оформления отчета группы за квартал, полугодие, 9 месяцев, год

    Рекомендации по оформлению сценариев массовых мероприятий

    Рекомендации по оформлению текстов выступлений на семинарах, педсоветах

    Характеристика на воспитанника

    Правила оформления списка литературы

    Работа с официальными документами – является важным аспектом работы любого предприятия: в организациях создаются документы, отражающие результаты и ведение производственной деятельности, финансовое состояние, работу с персоналом, материально-техническое обеспечение и т.п. В связи с этим, можно сказать, что от того как налажена работа с документами, во многом зависят оперативность и качество принимаемых решений, эффективность их выполнения и деятельность организации в целом.

    В работе воспитателя и специалиста необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленные своевременно и корректно, они могут стать нашими первыми помощниками.

    В методических рекомендациях рассматриваются вопросы, знания которых необходимы для эффективной работы

    Данные материалы призваны помочь специалистам в правильном оформлении документов.

    Рекомендации будут полезны не только начинающим, но и опытным специалистам.

    Правила оформления и составления документов

    Бумага для документов, как и бланки должна быть белой.

    1. Не используйте иные языки набора кроме русского и английского. Не смешивайте русские и латинские буквы в одном слове.
    2. Не используйте более одного пробела – используйте абзацные отступы и табуляцию.
    3. Используйте возможности, предоставляемые текстовым редактором, - автоматическое использование сносок, автоматический перенос или автоматический запрет переносов, создание списков, автоматический отступ и так далее.

    Рекомендации по набору текста

    При компьютерном наборе текста необходимо соблюдать определенные правила. Это позволит получить тексты, близкие по оформлению к оригинал-макетам, используемым при издании книг. Кроме того, правильно оформленные и структурированные тексты легче перенести с одной платформы на другую (т.е. прочитать в другой операционной системе) или опубликовать в глобальной сети Internet.

    Если дата записывается цифрами, то слова года или сокращение г. после даты не требуется.

    Список принятых сокращений

    Сокращению подлежат различные части речи.

    Для всех грамматических форм одного и того же слова применяют одно и то же сокращение, независимо от рода, числа, падежа, лица и времени.

    Допустимо использование общепринятых сокращений.

    При сокращении слов применяют усечение, стяжение или комбинированный метод. Вне зависимости от используемого метода при сокращении должно оставаться не менее двух букв.

    Пример ; институт – ин-т; типография – тип.; школа – шк.

    Сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов

    Пример : век – в.; год – г.; страница – с.

    В конце сокращения ставят точку.

    Пример: автор – авт.

    Точку не ставят, если сокращение образовано стяжением, и сокращенная форма оканчивается на ту же букву, что и полное слово.

    Пример: издательство – изд-во

    Точку не ставят также при сокращении слов, обозначающих единицы величин по ГОСТ 8.417.

    Пример: грамм – г; киловатт – кВт; километр – км; сутки – сут; минута – мин; час – ч

    Стандартизированы следующие виды сокращений:

    • почтовые сведения (г., обл., р-н, п.я., ст., отд. и т. п.);
    • наименование должностей и званий (проф., член-корр., канд. техн. наук, зав., зам., и.о., пом. и т. п.);
    • названия документов (ГОСТ, техплан, ТЗ, спецзаказ и т. п.);
    • слово год (г., гг., 1996/97 отчетном году);
    • денежные единицы (2000 руб.; 80 коп., но 2000 р. 80 к.; 4 тыс., 6 млн);
    • текстовые обозначения (т. д., т. п., см., пр., напр., др., с., гл., с. г.).

    Примеры стандартизированных сокращений:

    • т. е. - то есть (после перечисления);
    • и т. д. - и так далее (после перечисления);
    • и т. п. - и тому подобное (после перечисления);
    • и др. - и другие (после перечисления);
    • и пр. - и прочие (после перечисления);
    • см. - смотри (при ссылке, например, на другую часть документа);
    • ср. - сравни (при ссылке, например, на другую часть документа);
    • напр. – например;
    • в. - век (при обозначении цифрами веков, годов);
    • вв. - века (при обозначении цифрами веков, годов);
    • г. - год (при обозначении цифрами веков, годов);
    • гг. - годы (при обозначении цифрами веков, годов);
    • т. – том;
    • тт. – томы;
    • н. cm. - новый стиль;
    • cm. cm. - старый стиль;
    • н. э. - нашей эры;
    • г. – город;
    • обл. – область;
    • р. – река;
    • оз. – озеро;
    • о. – остров;
    • стр. – страница;
    • акад. – академик;
    • доц. – доцент;
    • проф. – профессор;
    • ж. д. - железная дорога;
    • ж.-д.- железнодорожный;
    • им. - имени.

    Правила оформления конспекта занятия / мероприятия

    Конспект занятия, развлечения оформляется на отдельных листах форматом А4, шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал полуторный. В каждом конспекте подробно указывается тема, цель, материалы и оборудование, предварительная работа с детьми и ход занятий.

    Начнем с титульного листа. Титульный лист не нумеруется. Вверху титульного листа указывается полное название вашего учреждения (шрифт 14, интервал межстрочный одинарный). Посередине листа идет надпись:

    Конспект (шрифт 20)

    Занятия по _________________

    (шрифт 14, интервал полуторный)

    Ниже название конспекта справа указывается фамилия автора конспекта и его должность: Иванова И.П., воспитатель (шрифт 14, интервал одинарный).

    В конце титульного листа, посередине, пишется город, а еще ниже год (шрифт 14, интервал одинарный).

    Следующий лист начинается с цели занятия. Цель – конечный результат, то, к чему мы стремимся (всегда имя существительное).

    Задачи – то, что требует исполнения, решения (всегда глагол).

    Материалы и оборудование : прописываются все используемые материалы, наглядные пособия, оборудование.

    Предварительная работа : описывается вся предварительная работа, как педагога, так и совместная с детьми. Образец оформления в приложении 1.

    На титульном листе допускается применять картинки, цветной шрифт.

    • образовательные;
    • развивающие;
    • воспитательные;
    • коррекционные

    Материалы и оборудование:

    Ход занятия / мероприятия

    I . Организационный момент

    II. Основная часть.

    Состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

    По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.

    Правила для оформления таблиц

    Таблица - форма представления текста, содержащего информацию, характеризующую несколько объектов по ряду признаков. Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

    Создавать таблицы, используя возможности Word (Таблица – добавить таблицу) или MS Excel. Таблицы, набранные вручную не могут быть использованы.

    Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

    При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

    Графы таблиц должны быть пронумерованы. Если таблица печатается более чем на одной странице, на последующих страницах заголовочная часть таблицы и номера граф продолжаются.

    Заголовки граф пишутся с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно целое с заголовком, т.е. поясняют его. Если подзаголовок имеет самостоятельное значение, то он пишется с прописной буквы. Точки в заголовках и подзаголовках граф не проставляются.

    Заголовки и подзаголовки граф и строк таблицы выражаются именем существительным в именительном падеже единственного числа. В заголовках и подзаголовках строк и граф таблицы употребляются только общепринятые условные обозначения.

    Шрифт таблиц Times New Roman, размер 12 (при необходимости шрифт можно уменьшить до 10), межстрочный интервал одинарный.

    При подготовке к аттестации каждый педагогический работник должен четко представлять, как сделать портфолио воспитателя , чтобы оно соответствовало всем требованиям и служило для представления собственного опыта. Чтобы его составить правильно, надо приложить немало усилий, об этом знает каждый, перед кем поставлена такая насущная цель. Однако следует знать, что именно этот наполненный документами портфель заменит годами существовавшую папку по самообразованию, которая не имела четкой структуры, поэтому в настоящее время утратила свою актуальность.

    Образцы титульных листов для ДОУ

    Изготовить титульный лист правильно для воспитателей помогут образцы работ, которые мы предлагаем скачать бесплатно для ознакомления.

    Поможем с дистанционным обучением

    Отправте заявку на бесплатный расчет стоимости

    Как правильно оформлять титульный лист для ДОУ

    Титульный лист ДОУ несет не только общую информацию о воспитателе , но и создает определенные впечатления о нём, а также влияет на последующую оценку деятельности данного работника. К оформлению этого листа следует всегда относиться с особенным вниманием и аккуратностью. Перегружать информацией его не стоит, однако и упустить что-то тоже нельзя.

    • полное наименование образовательного учреждения по Уставу;
    • где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола);
    • полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.);
    • составлена на основе …… (примерной образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы ДОУ);
    • срок реализации программы (учебный год);
    • Ф. И. О. и должность автора (авторов);
    • название города;
    • год разработки программы.

    В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако своевременно и корректно оформленная документация, может стать нашим первым помощником, т.к. порядок в документации, умение быстро найти и проанализировать имеющиеся материалы помогут педагогу при подготовке к новому учебному году, аттестации воспитателя.

    Документация воспитателя включает в себя следующие подпункты:

    1. Обязательная документация, куда входят все документы, связанные с организацией воспитательного процесса.
    2. Информационно – нормативная документация, в данный подпункт входят все служебные и должностные инструкции, общие сведения о группе, информация о методическом обеспечении воспитательно – образовательного процесса группы.
    • Рабочая программа.
    • Календарный план воспитательно-образовательной работы,
    • . Табель посещаемости детей.
    • Паспорт группы.

    Информационно-нормативная документация воспитателя:

    1. Служебные и должностные инструкции:

    1. 1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.

    1. 2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.

    1. 3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.

    1. 4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
    2. Общие сведения о группе:
    3. 1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ).
    4. 2. Режимы группы (на холодный, теплый, адаптационный периоды года).
    5. 3. Сетка НОД (основная и дополнительных занятий в кружках).
    6. 4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей).
    7. 5. Сведения о детях и их родителях.
    8. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
    9. 1. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год.
    10. 2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем).
    11. 3. Перспективное планирование по разделам программы.
    12. 4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
    13. 5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам областных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).

    Попробуем рассмотреть значение каждого документа в отдельности.

    1. Рабочая программа группы.

    Рабочая программа воспитателя — должна быть составлена на основе образовательной программы ДОУ. Она должна быть построена в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей.

    Примерная структура рабочей программы воспитателя

    1. Титульный лист (наименование, статус программы, автор программы)
    2. Пояснительная записка (концепция, цели и задачи курса, структура программы и пояснения к ней, особенности программы)
    3. Объем учебной нагрузки
    4. Календарно-тематический план
    5. Содержание учебного материала, включающего в себя, федеральный, региональный компонент государственного образовательного стандарта, предусмотренный примерной программой
    6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
    7. Список литературы
    8. Календарный план группы.

    Технология разработки календарных планов

    • Общий алгоритм — канва.
    • Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
    • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
    • Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
    • Учитывать степень усложнения материала.
    • Соответствие программно-методическому обеспечению.
    • Включать все виды деятельности.
    • Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

    2. 1. Алгоритм составления календарного плана воспитателя.

    • Титульный лист
    • Список детей группы, с указанием даты рождения детей.

    Для коррекционных групп (логопедические, дефектологические), список детей по подгруппам, с указанием диагноза ПМПК.

    • Расписание сетки НОД на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4. 1. 3049-13)
    • Планирование утренней гимнастики (с изменениями на 2 неделю)
    • Комплекс артикуляционной гимнастики.
    • Комплекс пальчиковой гимнастики.
    • Комплекс гимнастики пробуждения
    • План взаимодействия с родителями.
    • Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты),

    планирование совместной деятельности воспитателя с детьми,

    планирование самостоятельной деятельности детей.

    3. Табель посещаемости детей группы.

    Табель посещаемости, необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и планомерное проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка). Также табель посещаемости, помогает воспитателю, медицинскому персоналу, отследить заболеваемость детей в определенный период.

    4. Сведения о детях и их родителях.

    В официально принятой практике в специальном журнале (тетради) обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу:

    • Фамилия, имя ребенка
    • Дата рождения
    • Адрес проживания и телефоны
    • ФИО родителей, бабушек и дедушек

    5. Журнал приема и сдачи смен.

    Данный журнал свидетельствует о приеме и сдачи смен двумя воспитателями, работающими на данной группе.

    В журнале указывается дата и фиксируется количество детей, которые воспитатель принял в группу, делаются отметки о состоянии здоровья детей (кожа, температура, педикулез). А также воспитатель делает пометки об изменениях, которые произошли в группе течении первой половине дня (уход детей домой, по причине родителей, ребенок заболел и.т. д.). Второй воспитатель, заступивший на работу и работающий во вторую половину дня, также делает в журнале запись о том, какое он количество детей принял, как прошел сон детей, отмечает какими дети ушли домой (здоровые, или же у кого — то из детей поднялась температура, могла случиться травма и.т. д.). Все вышеуказанное, должно найти свое отражение, в журнале приема и сдачи смен.

    6. Журнал питьевого режима.

    В соответствии с режимом СанПиН питьевой режим в ДОУ организован с использованием кипяченой воды при условии её хранения не более 3 — х часов.

    Следовательно, воспитатель, должен каждые последующие три часа, менять воду в графине, (не зависимо от того, была ли она использована или нет). Тара перед каждым забором воды обрабатывается, время каждого забора воды фиксируется в журнале питьевого режима группы.

    7. Журнал наблюдения за длительно отсутствующими детьми.

    В группах дошкольного возраста ведется журнал наблюдения за длительно отсутствующими детьми. Которые отсутствовали после перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней (за исключением выходных и праздничных дней), детей принимают в дошкольные организации только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания.

    В журнале осуществляется утренний и вечерний фильтр, оформленный в виде таблицы. В группах раннего возраста, ведется тетрадь ежедневного наблюдения за детьми, где отмечается утренний и вечерний фильтр (температура, зев, кожа, педикулез), а также сетка стула (наблюдение ведется в первую и вторую половину дня).

    8. Журнал кварцевания.

    Журнал кварцевания необходим для отслеживания проведения профилактических мер вследствие эпидемиологических вспышек в группе.

    В журнале отмечается дата кварцевания, наличия кварцуемого помещения, условия обеззараживания, длительность и режим облучения.

    9. Журнал по самообразованию.

    Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Воспитатель должен вести тетрадь по самообразованию, записывая в нее название изученной литературы, название и автора заинтересовавшей его статьи, указывая страницы с наиболее значимой информацией. Далее следует обсудить изученный материал с коллегами на педагогическом совещании или педсовете. При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора. т.е. представить практическое применение изученной темы. Тема по самообразованию, должна соответствовать задачам ДОУ на новый учебный год.

    10. Индивидуальная карта развития ребенка.

    Цель Карты – организация помощи детям и педагогам в создании оптимальных условий обучения с учетом индивидуальных особенностей на основе проведения комплексного диагностического обследования.

    Диагностику воспитатель должен проводить в начале, середине и конце учебного года, что даст ему возможность сравнить результаты усвоения детьми программы и своевременно провести коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм.

    Все результаты мониторинга отражаются в нескольких документах;

    • Срезы по каждым образовательным областям.
    • Сводная таблица, датированная датой и месяцем проводимого обследования.
    • График уровня развития мониторинга.
    • Информационная справка на начало диагностирования и аналитическая справка на середину и конец года.

    Технология составления Информационной справки.

    1. Указывается, общий показатель уровня освоения программного материала, а также чему равно процентное отношение.
    2. Прописывается количество детей, их процентное соотношение, по каждому уровню развития усвоения программного материала.
    3. Указывается процентное соотношение детей (прописываются их фамилии, имена), показавшие по итогам диагностического обследования низкий уровень усвоения программного материала.
    4. Указываются предполагаемые причины данного явления.
    5. Делается анализ качества усвоения детьми по разделам образовательных областей программы по каждому уровню.
    6. Указывается предполагаемая причина низкого уровня.
    7. Делаются выводы.
    8. Проводится сравнительный результат диагностики, за год в виде диаграммы (начало года, середина, конец года).
    9. Указывается, кто составил справку, подпись.
    10. Паспорт группы детского сада.

    Паспорт группы детского сада – это документ, отражающий структуру, условия, содержание работы данной группы, а также важнейшие показатели ее деятельности.

    Паспорт группы детского сада разрабатывается на основе Положения о группе и отражает ее направленность (общеразвивающая, компенсирующая, комбинированная, оздоровительная).

    Примерное содержание паспорта группы:

    • Группа (название, возраст, направленность).
    • Сведения о педагогах, работающих с детьми (Ф. И. О., образование, стаж работы, квалификация, сведения о курсовой подготовке).
    • Списочный состав детей с датами рождения.
    • Сведения о родителях.
    • Социальный паспорт группы.

    (Включает в себя информацию о Ф.И. О. ребенка, дату его рождения, Ф.И. О. родителей, информацию о детях из не полных семей, многодетных семьях, детей состоящих на попечении, дети, чьи родители инвалиды, семьи находящиеся в социально – опасном положении, малообеспеченные семьи)

    • Табель посещаемости.
    • Антропометрические данные детей группы.

    (Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных антропометрических показателей (рост, масса тела, окружности грудной клетки и головы. Антропометрическое исследование проводиться 2 раза в год. Весна — осень)

    (Указываются диагнозы детей, с которыми они поступили в ДОУ, это основной, речевой и сопутствующий)

    Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья.

    В листе врачебных назначений, указывается дата, вес ребенка, группа здоровья.

    В группах компенсирующей направленности, вписывается заключение учителя — дефектолога, или учителя — логопеда, заключение педагога — психолога.

    Данный документ оформляется в виде таблице, в которой указывается все оборудование группы (мебель), и его количество.

    • Состояние условий для охраны жизни и здоровья детей в группе.

    (В данном документе воспитатель отмечает состояние мебели, помещения группы, освещения, состояние пособий к занятиям, состояние игрового материала, подбор игрового материала, и ставиться отметка о том, кто провел проверку всего выше указанного. Данная проверка проводится каждую неделю, в течение всего года. Кроме того времени, когда дошкольное учреждение закрыто на плановый ремонт).

    • Состояние условий для охраны жизни и здоровья детей в группе.

    В данном документе еженедельно, в течение всего года, отмечается состояние группового участка, ограждение участка, выносной материал. Отмечается безопасность проведения прогулки, оборудование участка, выносной игровой материал. В зимний отрезок времени, отмечается заледенелость участка. И ставиться отметка о том, кто провел контроль. (Зав. ДОУ или заместитель заведующего по ВОР.)

    Читайте также: