С какой целью распределительные шестерни устанавливают по меткам кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Газораспределительный механизм

Газораспределительный механизм служит для своевременного впуска в камеры сгорания горючей смеси (карбюраторные и газосмесительные двигатели) или воздуха (дизельные двигатели) и выпуска из них отработавших газов.

Газораспределительные механизмы различают по расположению клапанов в двигателе. Они могут быть с верхним (в головке цилиндров) и нижним (в блоке цилиндров) расположением клапанов. Наиболее распространен газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов, что облегчает доступ к клапанам для их обслуживания, позволяет получить компактную камеру сгорания и обеспечить лучшее наполнение ее горючей смесью или воздухом.

Газораспределительный механизм (рис. 8) состоит из:

• механизма привода распределительного вала;

Рис. 8. Газораспределительный механизм V-образного двигателя

с верхним расположением клапанов

Работу газораспределительного механизма рассмотрим на примере двигателя с V-образным расположением цилиндров.

блок распределительных шестерен. При цепном или ременном приводе вращение распределительного вала осуществляется с помощью соответственно цепной или зубчатой ременной передачи (рис. 9).

При вращении распределительного вала кулачок набегает на толкатель и поднимает его вместе со штангой. Верхний конец штанги надавливает на регулировочный винт, установленный во внутреннем плече коромысла. Коромысло, проворачиваясь на своей оси, наружным плечом нажимает на стержень клапана и открывает отверстие впускного или выпускного клапана в головке цилиндров строго в соответствии с фазами газораспределения и порядком работы цилиндров.

Под фазами газораспределения понимают моменты начала открытия и конца закрытия клапанов, которые выражаются в градусах угла поворота коленчатого вала относительно мертвых точек. Фазы газораспределения подбирают опытным путем в зависимости от числа оборотов двигателя и конструкции впускных и выпускных патрубков.

Заводы-изготовители указывают фазы газораспределения для своих двигателей в виде таблиц или диаграмм. Правильность установки газораспределительного механизма определяется по установочным меткам, которые располагаются на распределительных шестернях или приводном шкиве блока цилиндров двигателя. Отклонение при установке фаз приводит к выходу из строя клапанов или двигателя в целом. Постоянство фаз газораспределения сохраняется только при соблюдении регламентируемого теплового зазора в клапанном механизме данной модели двигателя. Нарушение величины этого зазора приводит к ускоренному износу клапанного механизма и потери мощности двигателя.

Последовательность чередования одноименных тактов в различных цилиндрах называется порядком работы цилиндров двигателя , который зависит от расположения цилиндров и конструктивного исполнения коленчатого и распределительного валов.

hello_html_3dc10b0d.jpg

Детали газораспределительного механизма двигателя A3ЛK-412:

1 — ось коромысел выпускных клапанов; 2 и 12 — шайбы; 3 — втулки; 4 — пружины; 5 — коромысла; 6 — болт; 7 — планка; 8 — звездочка; 9 — штифт; 10 — распределительный вал; 11 — винт; 13 — установочный фланец; 14 — контргайка; 15 — нажимной винт; 16 — колпачок; 17 — сухари; 18 — наконечник клапана; 19 — упорная шайба; 20 и 23 — опорные шайбы; 21 — внутренняя пружина клапана; 22 — наружная пружина клапана; 24 — направляющие втулки; 25 — седло выпускного клапана; 26 — седло впускного клапана; 27 — выпускной клапан; 28 — впускной клапан; 29 — ось коромысел впускных клапанов.

Рис. 9. Цепной привод газораспределительного механизма с верхним расположением распределительного вала:1 — коленчатый вал; 2 — ведущая звездочка; 3 — цепь; 4 — башмак натяжного устройства; 5 — натяжное устройство; 6 — ведомая звездочка; 7 — распределительный вал; 8 — рычаг привода клапана; 9 — клапаны; 10 — втулка регулировочного болта; 11 — регулировочный болт; 12 — успокоитель цепи; 13 — звездочка привода масляного насоса и прерывателя-распределителя

У четырехцилиндровых однорядных двигателей такты чередуются через 180° и порядок работы цилиндров может

В V-образных восьмицилиндровых четырехтактных двигателях шатунные шейки коленчатого вала располагаются под углом 90°, и при угле развала двигателя 90° одноименные такты будут перекрываться в левом ряду цилиндров по отношению к правому ряду на 90° или 1/4 оборота коленчатого вала (см. приложение). Эти двигатели имеют следующий порядок работы цилиндров: 1—5—4—2—6—3— 7—8 (рис.10).

Рис. 10. Схема порядка работы цилиндров 4-тактного восьмицилиндрового V-образного двигателя быть 1—3—4—2 (АЗЛК, ВАЗ) или 1—2—4—3 (ГАЗ).

Знание порядка работы цилиндров необходимо для правильного подсоединения проводов к свечам зажигания карбюраторных двигателей или трубопроводов высокого давления дизельных двигателей, а также при регулировке тепловых зазоров клапанного механизма.

ДЕТАЛИ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА

Распределительный вал служит для открытия и закрытия клапанов газораспределительного механизма в определенной последовательности согласно с порядком работы цилиндров двигателя.

Распределительные валы отковывают из стали с последующей цементацией и закаливанием токами высокой частоты. На некоторых двигателях валы отливают из высокопрочного чугуна. В этих случаях поверхность кулачков и шеек вала отбеливается и затем шлифуется. Для уменьшения трения между шейками и опорами в отверстия запрессовывают стальные, покрытые антифрикционным слоем, или металлокерамические втулки.

Между опорными шейками распределительного вала располагаются кулачки, по два на каждый цилиндр, — впускной и выпускной. Помимо этого на валу крепится шестерня для привода масляного насоса и прерывателя-распределителя и имеется эксцентрик для привода топливного насоса.

Шестерни распределительных валов изготовляют из чугуна или текстолита, приводную распределительную шестерню коленчатого вала — из стали. Зубья у шестерен косые, что вызывает осевое перемещение вала. Для предупреждения осевого смещения предусмотрен упорный фланец, который закреплен на блоке цилиндров между торцом передней опорной шейки вала и ступицей распределительной шестерни (рис. 11).

В четырехтактных двигателях рабочий процесс происходит за четыре хода поршня или два оборота коленчатого вала.Это возможно, если распределительный вал за это время сделает в два раза меньшее число оборотов. Поэтому диаметр шестерни, установленной на распределительном валу, делают в два раза большим, чем диаметр шестерни коленчатого вала.

Рис. 11. Устройство для ограничения осевого и смещения распределительного вала

Для правильной работы двигателя кривошипы коленчатого вала и кулачки распределительного вала должны находиться в строго определенном положении относительно друг друга. Поэтому при сборке двигателя распределительные шестерни вводятся в зацепление по имеющимся на их зубьях меткам: одной — на зубе шестерни коленчатого вала, а другой — между двумя зубьями шестерни распределительного вала. На двигателях, имеющих блок распределительных шестерен, установка их производится также по меткам (рис. 12).

Толкатели передают усилие от кулачков распределительного вала к штангам. Изготовляют их из чугуна и стали. Толкатели бывают цилиндрическими, грибовидными или роликовыми и имеют сферические углубления, в которые входят нижние концы штанг. Перемещаются толкатели в направляющих, выполненных в блоке цилиндров, либо в прикрепленных к нему специальных корпусах. Для предотвращения неравномерности износа их рабочих поверхностей толкатели все время провертываются вокруг своих осей за счет выпуклой поверхности их нижней головки и скошенной поверхности кулачка распределительного вала.

Рис. 12. Совмещение меток распределительных шестерен

Штанги передают усилие от толкателей к коромыслам и выполняются в виде полых цилиндрических стержней из стали с закаленными наконечниками или в виде дюралюминиевых трубок с запрессованными с обеих сторон сферическими стальными наконечниками. Штанга упирается с одной стороны в углубление толкателя, а с другой в сферическую поверхность регулировочного винта коромысла.

Коромысло передает усилие от штанги к клапану. Выполняют его в виде двуплечего рычага, посаженного на ось. Плечо коромысла со стороны клапана длиннее, чем со стороны штанги-толкателя, что позволяет уменьшить высоту подъема штанги толкателя. В короткое плечо коромысла ввернут регулировочный винт с контргайкой для установки теплового зазора в клапанном механизме. Для уменьшения трения коромысла об ось в отверстие запрессовывается бронзовая втулка. Устанавливают коромысла на полых стальных осях, которые бывают общими для всех цилиндров или изготовляются отдельно для каждого цилиндра. Оси закрепляются в стойках на головке цилиндров двигателя. От продольного перемещения коромысло удерживается при помощи цилиндрических пружин. Клапаны служат для периодического открытия и закрытия отверстий впускных и выпускных каналов в зависимости от положения поршня в цилиндре и от порядка работы двигателя.

Клапан (рис. 13) состоит из тарельчатой плоской головки и стержня. Головка имеет узкую рабочую кромку — фаску, скошенную под углом 45 или 30°. Диаметр головки впускного клапана больше, чем выпускного, что обеспечивает более быстрое заполнение камеры сгорания цилиндра зарядом горючей смеси.

Впускные клапаны изготовляют из хромистой стали; выпускные клапаны или их головки — из жаростойкой стали. Седла клапанов запрессованы в головку или блок цилиндров и изготовляются из жаропрочного чугуна. На фаску головки клапанов иногда наплавляют жаростойкий сплав.

Фаска головки клапана должна плотно прилегать к фаске седла клапана. С этой целью сопрягаемые поверхности притирают. Так как выпускной клапан из-за омывания его отработавшими газами испытывает большие температурные нагрузки по сравнению с впускным клапаном, его стержень заполняют металлическим натрием. Металлический натрий имеет высокую теплопроводность и низкую температуру плавления, чем способствует отводу тепла от головки к стержню, затем к направляющей втулке. Выпускные клапаны также могут иметь механизм их принудительного проворачивания при работе, что предотвращает их заедание и обгорание.

Рис. 13. Клапан и детали крепления

Клапан к седлу прижимается одной или двумя клапанными пружинами (в последнем случае пружины должны иметь различное направление витков с целью гашения колебаний).

Стержень клапана цилиндрический и в верхней части имеет выточку для фиксации деталей крепления клапанной пружины. Стержни клапанов перемещаются по чугунным или металлокерамическим направляющим втулкам, запрессованным в головку цилиндров двигателя.

Для предотвращения попадания масла в камеру сгорания цилиндра по зазору между стержнем клапана и его направляющей втулкой ставят уплотнение из маслобензостойкой резины в виде колпачка или сальника.

В настоящее время при производстве двигателей легковых автомобилей все чаще применяют четырехклапанную конструкцию, когда в каждом цилиндре установлены два впускных и два выпускных клапана. Совместно с расположением свечи зажигания по центру камеры сгорания это улучшает наполнение цилиндров свежим зарядом горючей смеси, сокращает время сгорания рабочей смеси и улучшает топливную экономичность двигателя.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Prakticheskaya_rabota (1).doc

- Поршень.
- Днище.
- Головка.
- Бобышки.
- Компрессионные и маслосъемные кольца.
- Поршневой палец.
- Шатун.
- Клеенчатый вал.
- Моховик.
- Вкладыши.
В не подвижные кривошипные шатунные механизмы входят детали как;
- Блок цилиндра.
- Гильзы цилиндров.
- Головка блока.
- Прокладки головки блока.
- Крышка головки блока.
- Поддон.
- Детали уплотнения и крепления.
2. В газораспределительный механизм (ГРМ) входят детали как;
- Распределительного вала.
- Рычаги привода клапанов.
- Впускных и выпускных клапанов с пружинами.
- Впускных и выпускных каналов.
- Клапана.
- Направляющие крепления.
Задание №2.
1.-поршень
- маховик
- шатун с крышкой
- коленчатый вал
- зажигание
- распределительный вал
2. ваз 2106
-В задней опоре имеются гнезда для установки упорных полуколец , удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений. Спереди устанавливается стало- алюминиевое полукольцо, а сзади — металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом.
-Распределительный вал вращается на пяти опорах в специальном корпусе , а от осевых перемещений удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.

Размещение основных узлов и агрегатов в моторном отсеке
1 – радиатор;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – всасывающий патрубок;
4 – корпус воздушного фильтра;
5 – пробка маслозаливной горловины;
6 – вакуумный усилитель тормозов;
7 – бачок тормозной системы;
8 – бачок гидропривода выключения сцепления
9 – расширительный бачок системы охлаждения;
10 – бачок омывателя;
11 – катушка зажигания;
12 – крышка (пробка) радиатора;
13 – электровентилятор;
14 – верхний шланг радиатора;
15 – прерыватель-распределитель;
16 – крышка головки блока цилиндров.

Схема работы четыректактного двигателя:
а - впуск горючей смеси.
б - сжатие рабочей смеси.
в - рабочий ход.
г - выпуск отработавших газов.
1 - коленчатый вал.
2 - распределительный вал.
3 - распределительная шестерня.
4 - карбюратор,
5 - впускной трубопровод.
6 - впускной клапан.
7 - цилиндр.
8 - выпускной клапан.
9 - пружина клапана.
10 - поршень.
11 - толкатель.
12 - картер.
13 - шатун.
14 - водяная рубашка.
15 - свеча.
16 - головка цилиндра.
17 - поршневой палец.
18 - выпускной трубопровод.

Восьми цилиндровый двигатель. ЗИЛ 130.


1 - масляный насос; 2 - блок цилиндров; 3- поршень; 4 - прокладка головки блока; 5 - выпускной газопровод; 6 -крышка головки блока; 7-коромысло; 8 - головка блока; 9 - штанга коромысла; 10 - фильтр центробежной очистки масла; 11 - карбюратор; 12 - привод распределителя зажигания; 13 - распределитель зажигания; 14 - впускной газопровод; 15 -указатель уровня масла; 16 - свеча; 17 - щиток свечей; 18 - толкатель; 19 - щиток стартера; 20- стартер; 21 - масляный поддон; 22-маслоприемник.

Тепловые зазоры в механизме газораспределения регулируйте на холодном двигателе не ранее чем терез 30 мин после его останова.

При регулировании тепловых зазоров коленчатый вал устанавливайте последовательно в положения I, II, III, IV (табл. 3), которые определяются поворотом коленчатого вала относительно начала впрыскива-топлива в первом цилиндре на угол, указанный в таблице. При каждом положении регулируйте одновременно зазоры клапанов двух цилиндров в порядке работы: 1—5—4—2—6—3—7—8.

Значение параметра при положениях коленчатого вала

Угол поворота коленчатого вала

Цилиндры регулируемых клапанов

Контрольный вопросы.
1. Каковы последствия повышенного износа цилиндра и поршневых колец?
-Нормальная работа двигателя в значительной мере зависит от износа цилиндров. Износ рабочей поверхности цилиндра выражается в увеличении диаметра и сопровождается искажением ее геометрической формы. В результате износа цилиндр по длине приобретает форму неправильного конуса, а по диаметру овала. Основными причинами, вызывающими износ цилиндров на конус, являются истирающее действие поршневых колец и газовая коррозия.
-Поршневые кольца подвергаются износу, когда они двигаются вверх и вниз вместе с поршнем в цилиндре. Износ происходит как вследствие взаимодействия с механическими деталями (стенками цилиндра и поршневыми канальцами), так и вследствие воздействия на них горячих отработанных газов. Имеет место также химический износ, так как в топливе (особенно в дизельном) содержится сера. Для минимизации степени износа их изготовляют из износостойких материалов, таких как чугун, и они имеют специальное покрытие, повышающее износостойкость. Кроме износа можно встретить поломку кольца на несколько частей а так же залегание закоксовывание из за того что в канавке скопились несгоревшие частицы сажи масла и др.
2. Крышка нижней головки шатуна крепится двумя болтами. Болты предохраняются от самоотвинчивания специальными замковыми шайбами. На двигателях, выпущенных после 1973 г., замковые шайбы не ставятся. Крышки нижней головки шатуна невзаимозаменяемы. Для обеспечения комплектности при сборке на стыке крышки с шатуном со стороны длинного болта выбиты числовые метки, одинаковые для шатуна и крышки. Число обозначает условный порядковый номер шатуна.
3. Для установки поршней с шатунами блок цилиндров повернуть цилиндрами вверх. Поочередно, один за другим, взять поршень с шатуном в сборе. Тщательно протереть салфеткой постели под вкладыши в нижней головке шатуна, отвернуть гайки is снять крышку шатуна и прокладки, установленные между шатуном и крышкой. Надеть на шатунные болты латунные или медные наконечники, предохраняющие зеркало цилиндров от повреждений при установке шатуна с поршнем.

Проверить и продуть отверстие в нижней головке шатуна, служащее для разбрызгивания смазки на стенки цилиндров н на кулачки распределительного вала, вставить вкладыши в шатун и в крышку, проверить совпадение масляных каналов. Протереть салфеткой верхние вкладыши шатуна и поршень, установить на поршень кольца и правильно расположить стыки колец на поршне. Протереть салфеткой цилиндр блока и шатунную шейку вала.

Смазать чистым маслом для двигателя поверхности шатунного вкладыша, поршня, поршневых колец и цилиндров.

Надеть на поршни со стороны юбки приспособление К-1288 и установить в цилиндр поршень вместе с шатуном. Метка на днище поршня должна быть направлена в сторону передней части двигателя. Поршневые кольца в приспособлении должны свободно сжиматься. Продвигая поршень по цилиндру деревянной оправкой довести подшипник шатуна до шейки коленчатого вала. Смазать маслом шатунную шейку вала и подтянуть нижнюю головку шатуна к шатунной шейке. Снять предохранительные наконечники с шатунных болтов, поставить на место прокладки и нижнюю крышку шатуна, закрепив ее. Боковая сторона шатунных крышек с выбитым порядковым номером шатуна должна быть направлена в сторону клапанной камеры блока. Убедиться, что диаметральные зазоры в шатунных подшипниках подобраны нормально. Проверить суммарный зазор между торцами шатунных подшипников и торцами коленчатого вала при помощи щупа. Зазор должен быть 0,075—0,260 мм.

Установку поршней с шатунами в сборе целесообразно производить в следующей последовательности цилиндров 1-й и 6-й; 2-й и 5-й; 3-й и 4-й.

4. Распределительные шестерни необходимы для передачи вращения от коленчатого вала двигателя распределительному валу, валу топливного насоса, масляному насосу и другим механизмам.
При передаче вращения от коленчатого к распределительному валу и кулачковому валику топливного насоса распределительные шестерни должны точно выдерживать отношение числа оборотов этих валов и направление вращения.
5. Неквалифицированный проведенный ремонт ГРМ не своевременное замена масла и не качественное топливо.
6. Увеличение или уменьшение тепловых зазоров отрицательно сказывается на работе механизма газораспределения и двигателя в целом.

При слишком больших зазорах растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей привода клапанов. При очень малых зазорах и их отсутствии не обеспечивается герметичность камеры сгорания, двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности.

Клапаны перегреваются, что может повлечь за собой прогар фасок. При отсутствии зазора появляются задиры на тарелке толкателя и рабочей поверхности кулачка распределительного вала.

7. Выставляйте ВМТ такта сжатия по меткам на шкивах распредвалов (при установке по меткам на маховике или шкиве коленвала в этом положении может находиться поршень либо 1-го, либо 4-го цилиндра). После этого обязательно убедитесь в совпадении меток на маховике либо на зубчатом шкиве коленчатого вала (если снят шкив привода генератора). Если при этом метка на маховике или шкиве коленвала не совпадает, значит, нарушена установка фаз газораспределения (поршень 1-го цилиндра не установлен в ВМТ). В этом случае необходимо снять ремень привода распредвала и провернуть коленвал до совмещения меток.
Вывод: я закрепил знания по устройству и работе КШМ и ГРМ.

Они называются распределительными, т. к. помогают правильно распределить момент зажигания в цилиндрах и вовремя открывать/закрывать клапаны. Для этого повороты коленчатого и распределительного валов должны быть чётко согласованы. Совмещением меток на шестернях при сборке добиваются этого согласования.

Устанавливают распределительные валы и коленвал относительно друг - друга. Для обеспечения эффективнных фаз газораспределения

4 тактный двигатель. 1 такт - впуск, поршень идет вниз, впускной клапан открывается. 2 такт - сжатие, впускной клапан закрылся еще в конце предыдущего такта, поршень идет вверх. 3 такт - горение (он же рабочий ход) , свеча поджигает сжатую смесь, поршень под воздействием давления расширяющихся газов идет вниз. 4 такт - выпуск, открывается выпускной клапан, поршень идет вверх.

Теперь представь, что поршень у тебя ходит по описанию, а клапана на 1 такт смещены. Что получится? Цикла не будет. На втором такте так вобще, поршень идет вверх, а клапан открывается (идет вниз) . И встретились. Поршню деваться некуда, он помассивнее клапана. Что произойдет? Клапан загнется.

Распределительные шестерни изготовляют косозубыми, что обеспечивает их бесшумную работу. На двигателе КамАЗ привод распределительного вала осуществляется пятью распределительными шестернями, расположенными в задней части блока цилиндров. [3]

Распределительные шестерни ( рис. 148) приводят в действие газораспределительный механизм и магнето. Ведущей является шестерня коленчатого вала. Шестерни расположены в верхнем картере и закрыты крышкой. [4]

Распределительные шестерни ( рис. 17) стальные, косозубые, за исключением шестерен / привода масляного насоса и ведущей ее шестерни 3, которые имеют прямые зубья. Шестерни размешаются в картере шестерен. Они предназначены для передачи вращения от коленчатого вала на распределительный вал, валы топливного, гидравлического и масляного насосов. Вращение от коленчатого вала на распределительный вал и вал топливного насоса передается через промежуточную шестерню 6, которая свободно вращается на оси, запрессованной в блок-картер. В центральное отверстие промежуточной шестерни запрессована бронзовая втулка. От осевого перемещения промежуточная шестерня удерживается шайбой, прикрепленной болтами к торцу оси. Вследствие того, что у четырехтактных двигателей распределительный вал и вал топливного насоса должны вращаться в два раза медленнее, чем коленчатый вал, их шестерни имеют в два раза большее число зубьев, чем шестерня коленчатого вала. [6]

Распределительные шестерни при сборке следует вводить в зацепление по меткам. Метка О на зубе шестерни коленчатого вала должна совпадать с риской между зубьями шестерни распределительного вала ( фиг. [7]

Распределительные шестерни при сборке следует вводить в зацепление по меткам. Метку О на зубе шестерни коленчатого вала необходимо совмещать с меткой О, имеющейся между зубьями шестерни распределительного вала ( фиг. [8]

Распределительные шестерни должны быть при сборке установлены так, чтобы метки, имеющиеся на них, совпадали ( фиг. [9]

Распределительные шестерни служат для привода распределительного вала, топливного насоса, насоса системы смазки и гидросистемы трактора. Шестерня распределительного вала соединяется с ведущей шестерней коленчатого вала или непосредственно, или через промежуточную шестерню у некоторых моделей двигателей. [11]

Распределительные шестерни стальные размещены в картере шестерен. Вращение от шестерни 12 ( рис. 8) коленчатого вала передается промежуточной шестерне 2, свободно вращаюдойся на опорной оси 8, крепящейся к блоку цилиндров. С промежуточной шестерней находится в зацепледии шестерня 5 распределительного вала и шестерня / привода топливного насоса, вращающаяся на цилиндрической поверхности установочного фланца топливного насоса. [12]

Распределительные шестерни закрывают крышкой, которая крепится к переднему торцу блока. [14]

Читайте также: