С какой целью достоевский уделяет большое внимание описанию улиц петербурга и интерьера кратко

Обновлено: 02.07.2024

Какую роль играет Петербург в романе Достоевского "Преступление и наказание"?

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 1 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 2 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 1 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 0 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 6 из 14

1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию, сфор­му­ли­ро­ва­на соб­ствен­ная точ­ка зре­ния, но не все те­зи­сы убе­ди­тель­но обос­но­ва­ны; и до­пу­ще­ны 2 фак­ти­че­ские ошиб­ки.
2. В текст со­чи­не­ния вклю­че­ны тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия, но в их упо­треб­ле­нии до­пу­ще­на 1 ошиб­ка.
3. Текст при­вле­ка­ет­ся раз­но­сто­ронне, но не все­гда обос­но­ван­но, и име­ют­ся от­дель­ные слу­чаи при­вле­че­ния тек­ста вне пря­мой свя­зи с вы­дви­ну­тым те­зи­сом.
4. В со­чи­не­нии про­сле­жи­ва­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ный за­мы­сел, но есть на­ру­ше­ния ком­по­зи­ци­он­ной свя­зи меж­ду смыс­ло­вы­ми ча­стя­ми.
5. В со­чи­не­нии до­пу­ще­но бо­лее 5 ре­че­вых оши­бок.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Интерьеры квартир героев романа

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.

– текст художественного произведения;
– определения терминов (эпизод, пейзаж, сцена, интерьер);
– способы создания пейзажа, интерьера в произведении;
– изображение Петербурга в произведениях русских писателей и поэтов.

2. Учащиеся должны уметь:
– читать и понимать текст;
– находить в тексте ответ на вопрос;
– выстраивать ход мыслей;
– систематизировать собранный материал;
– использовать опорные слова и обороты речи при оформлении мыслей;
– пользоваться словарем литературоведческих терминов;
– работать в режиме времени;
– оформлять работу в едином орфографическом режиме.

Цель: актуализировать ранее изученный материал, необходимый для усвоения нового.

Тема Санкт-Петербурга в литературе 19 века традиционная. В каких произведениях известных вам писателей встречается описание города? Каким предстает город в этих описаниях?

События романа происходят в Петербурге. К.В.Мочульский в работе о романе Достоевского пишет: “В мире Достоевского место и обстановка мистически связаны с действующими лицами. Это не нейтральное пространство, а духовные символы… На протяжении романа – несколько кратких описаний города… но этих немногих острых черт достаточно, чтобы мы почувствовали городской и духовный пейзаж”. Вспомните и запишите, что такое пейзаж, интерьер.

Вспомните, с какой целью писателем дается в произведении пейзаж, интерьер.

Запишите в тетрадь.

Запишите в тетрадь.

Цель: знакомство с эпизодами романа, в которых разворачивается трагедия “маленького человека” на улицах Петербурга.

Задание. Найдите в тексте романа и подготовьтесь к работе со следующими главами:

  1. пейзажи – 1 ч. 1 гл.; 2 ч. 1, 2, 6 гл.; 5 ч. 5 гл.; 6 ч. 6 гл.;
  2. сцены уличной жизни – 1 ч. 1 гл.; 2 ч. 2 , 6 гл.; 5 ч. 5 гл.; 6 ч. 6 гл.;
  3. интерьеры – 1 ч. 2, 3 гл.; 2 ч. 7 гл.; 4 ч. 4 гл.; 6 ч. 3 гл.

Самостоятельная работа (3-5 минут).

Активная познавательная деятельность.

Цель: научить работать с текстом художественного произведения.

Задание. Постарайтесь ответить на данные вопросы:

1. С какой целью Достоевский уделяет большое внимание описанию улиц Петербурга и интерьера?

2. Какие люди встречаются на улицах Петербурга? Найдите и проанализируйте следующие эпизоды:

а) пьяный в телеге, запряженной ломовыми лошадьми (1 ч., 1 гл.);
б) встреча с пьяной девушкой (1 ч., 4 гл.);
в) в распивочной с Мармеладовым (1 ч., 2 гл.);
г) сон о забитой кляче (1 ч., 5 гл.);
д) сцена на Николаевском мосту, удар бича и покаяние (2 ч., 2 гл.);
е) шарманщик и толпа женщин у распивочной (2 ч., 6 гл.);
ж) сцена поминок у Мармеладовых (4 ч., 2,3 гл.);
з) Катерина Ивановна с детьми на улице (5 ч., 7 гл.)?

3. Какое впечатление производят эти сцены уличной жизни?

4. Каково место проживания героя? Какие слова использует автор для описания его комнаты? (1 ч., 3 гл.)

5. Для чего автор дает подробное описание комнаты Сони? Какие детали интерьера особенно выделяет автор? (4 ч., 4 гл.)

6. На какие мысли наталкивает читателя описание комнаты Мармеладовых? (2 ч., 7 гл.)

7. Каков трактир, в котором исповедуется Свидригайлов? (4 ч., 3 гл.)

8. Как использует Достоевский световые эффекты в описании интерьеров?

9. Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

10. Найдите изображения летнего Петербурга:

а) “отвратительный и грустный колорит” городского дня (1 ч., 1 гл.);
б) “великолепная панорама Петербурга” (2 ч., 2 гл.);
в) вечерний Петербург (2 ч., 6 гл.);
г) вид из окна комнаты Раскольникова (4 ч., 5 гл.);
д) грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова

(4 ч., 6 гл.). Какое впечатление оставляют эти описания?

11. Какова атмосфера улицы (пейзаж, воздух)?

12. Как эти описания характеризуют психологическое состояние героя?

Отвечая на вопросы, используйте вспомогательный материал:

1. Автор, писатель, мастер слова, художник слова.

2. Изображает, описывает, пишет, создает, повествует, говорит, рассказывает, утверждает, раскрывает, отмечает, выделяет, воспроизводит, рисует, высмеивает, иронизирует, негодует, понимает, мыслит, думает, размышляет и т.д.

3. Думаю, считаю, на первый взгляд кажется, представляется, хочется понять, помогает понять, можно предположить, помогает определить мое отношение; вызывает сочувствие, сопереживание, уважение, презрение, радость, вызывает негодование, неприятие.

4. Роман, произведение, текст, жизненная история, ситуация, эпизод.

5. Мастерство автора, автора волнует, душевное состояние, с точки зрения, по мнению автора, читателя, сразу же захватывает читателя, один из интересных эпизодов, моментов; человечность отношений и т.д.

Выполнение письменно в рабочей тетради (в виде тезисов) вопросов

Цель: проверить умение систематизировать собранный материал и выстраивать ход мыслей.

Задание. Сделайте вывод по теме урока. Запишите его при помощи данного ниже плана.

  1. Образ Петербурга – традиционная тема русской литературы.
  2. Сцены уличной жизни в романе.
  3. Интерьеры “петербургских углов”.
  4. Городской пейзаж.
  5. Общее впечатление города в романе.

Выполните на отдельном листе (15–20 минут)

Интерье́р (фр. intérieur внутренний) архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания , обеспечивающее человеку благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.

(от франц. intérieur â нутренний), 1) в архитектуре внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, комната, зал и т. п.). Функциональное назначение И. как среды, отвечающей тем или иным процессам человеческой жизнедеятельности, определяет архитектурное решение И. (его абсолютные размеры, форму, пропорции, освещённость, ритм размещения опор, оконных и дверных проёмов, выступов, ниш, членений стен, их масштабные соотношения) и характер его убранства (меблировку, оборудование). Одновременно архитектурная композиция и убранство И. служат его художественной организации, повышению эмоциональной активности И. для целенаправленного воздействия на душевное состояние человека, его настроение. И. создаётся во взаимосвязи с планировочной и пространственной структурой сооружения и с его конструктивной основой. Вместе с тем архитектурное решение И. получает порой известную автономность, так как может создаваться с использованием дополнительных конструктивных элементов (подвесные потолки, приподнятые настилы, перегородки и т. п.), не только позволяющих видоизменять реальный объём той или иной пространственной ячейки сооружения, но и обеспечивающих возможность её трансформации (например, в японском жилом доме). В тесной связи с архитектурой И. создаются украшающие его монументальные росписи, рельефы, статуи, мозаики, витражи. Нередко эмблемы, включаемые в орнамент, сюжеты декоративных панно конкретизируют идейный смысл И. Убранство И. формируется из произведений декоративно-прикладного искусства в органическом сочетании с архитектурой помещения. Деление И. на отдельные части (зоны), различные по своему назначению (нефы, трансепт и алтарная часть храма; амфитеатр, партер и сцена зрительного зала), нередко предусмотренное его архитектурной композицией, в большой мере подчёркивается подбором и размещением предметов убранства.

(франц. paysage, от pays страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа. Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, искусство П. несёт в себе большой мировоззренческий смысл.А.С.Пушкин. “Медный всадник” – воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, талантливости ее народа. “Евгений Онегин” – великолепные архитектурные ансамбли, белые ночи.

Н.В.Гоголь. “Петербургские повести” – город великолепен, но человек в нем обезличен; город холодный, равнодушный, враждебный человеку; оборотень с двойным лицом.

Н.А.Некрасов. “О погоде”, “На улице” – город контрастов (ослепительно яркий и уродство, болезнь); здесь хаос и дисгармония; ощущение безнадежности, невозможности найти хоть какую-нибудь душевную опору.

Петербург не раз становится действующим лицом русской литературы. Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых “серединных улицах”, в холодных угловых домах, где люди “так и кишат”. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. “серединным улицам” идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню… Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса… В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга “враждебно и с недоверчивостью”. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры “петербургских углов” не похожи на человеческое жилье: “каморка” Раскольникова, “проходной угол” Мармеладовых, “сарай” Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, – все это темные, сырые “гробы”.

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры “углов” – создает общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в каморках, “похожих на гроб”, на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Краткое описание образа

Описание Петербурга в романе Ф.М. Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём.

Однако город представлен не таким красивым и роскошным, как, например, у А.С.Пушкина в романе “Евгений Онегин”. “Полнощных стран краса и диво” — так А.С.Пушкин назвал Петербург. Но в романе Ф.М.Достоевского всё иначе:

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…”

Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег.

У Достоевского Петербург — грязный, пыльный, повсюду нищета и пьянство:

“...вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.”

Этот город враждебен человеку. Разумеется, всё это привело к появлению теории и подтолкнуло Родиона Раскольникова к совершению преступления.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи.

За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом.

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа.

Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте.

Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Сочинение про Петербург Достоевского

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга.

Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка (девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство.

Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму:

Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.

По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах.

Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

Петербург в романе Достоевского

Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.

Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши.

Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.

В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.

Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.

В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.

Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.

В целом можно сказать, что каждый писатель представляет Петербург по-своему. Это зависит и от сюжета произведения, и от характера писателя, и от того, что он хотел выразить. Судя по другим произведениям Ф.М. Достоевского, автор желает выразить сочувствие “маленькому человеку”, ему искренне жаль таких людей.

Читайте также: