С какой целью бояре решили призвать на русский престол польского королевича кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из переломных моментов в истории российской государственности эпохи Смуты стал эпизод призвания на российский трон представителя польской династии, будущего польского короля Владислава IV Вазы.

17 (27) июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с воеводой Захарием Ляпуновым, ворвались в царский дворец, заставили Василия Шуйского отречься от престола, и в тот же день насильно постригли его в монахи. Бояре решили совместно избрать нового царя, поэтому прекратили междоусобную войну и сформировали коалиционный орган управления. Новое правительство состояло из семи членов Боярской думы: князей Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, А. В. Трубецкого, Б. М. Лыкова, а также бояр И. Н. Романова и Ф. И. Шереметева.

17 (27) августа 1610 г. Семибоярщина заключила со стоявшим под Москвой польским гетманом С. Жолкевским договор, согласно которому русским царём признавался сын польского короля Сигизмунда III — королевич Владислав. Бояре рассчитывали избавиться от польских интервентов и сохранить свою власть над страной, заставив Владислава делегировать ряд полномочий Боярской Думе и Земскому собору. Кроме того, королевич должен был признать за служилыми людьми личную и имущественную неприкосновенность, принять православие, ограничить количество приближённых лиц из Польши. Поляки формально приняли все условия, но интервенцию не прекратили. Кроме того, Сигизмунд III требовал, чтобы боярское правительство признало царём России не его сына, а его самого. Такое отношение короля к договору и изменение обстоятельств в Московском государстве, где разгорелась борьба против польской и шведской интервенции, завершившаяся избранием на престол Михаила Романова, помешали польскому королевичу занять московский престол.

Попытки Владислава стать русским царём продолжались до 1634 г., когда по Поляновскому мирному договору он вынужден был окончательно отказаться от своих притязаний в обмен на возврат Польше территорий, захваченных Россией в ходе Смоленской войны 1632–1634 гг.

Лит.: Божерянов И. Н. Великая разруха Московского государства (1598–1612) со времени прекращения Царей рода Рюрика до избрания Царя из рода Романовых. М., 1912.

Сразу надо оговорить: представление о том, что в Смутное время начала XVII века основное противостояние развёртывалось по линии Россия—Польше, неверно. В Смутное время противостояли друг другу различные политические лагеря русского общества. Какие-то элементы из Речи Посполитой примыкали к русским силам, причём, по причине своей собственной неоднородности, далеко не к одной.

Как вела себя собственно польская знать

До лета 1610 года поляки, участвовавшие в московской Смуте, примыкали сначала к первому, потом ко второму Лжедмитрию. Не следует считать это движение польской шляхты массовым. Напротив, на Москву за удачей ехали тогда, главным образом, авантюристы, отщепенцы польского общества. Известно неодобрительное отношение многих польских магнатов к авантюрам самозванцев. Кроме того, значительная часть шляхты была занята в то время своим излюбленным делом – мятежами против королевской власти в самой Польше.

Положение изменилось в 1610 году, когда польское участие в Смуте получило легитимацию. Осенью 1609 года польский король Сигизмунд III начал осаду Смоленска, намереваясь вернуть его Литве. В начале 1610 года группа московских бояр во главе с Михаилом Салтыковым заключила под Смоленском договор с Сигизмундом об условиях призвания на московский престол его сына Владислава. Летом 1610 года, после свержения царя Василия Шуйского, более значительная группа московской знати, во главе с патриархом Гермогеном, уже открыто призвала царствовать польского королевича. Для обеспечения его царствования в Москву, с ведома и одобрения временного боярского правительства, вступил польско-литовский корпус под началом Гонсевского.

Русские политические лагеря

Условия, на которых призывался Владислав

Тайный договор 4 февраля 1610 года, по которому часть московской знати изъявляла готовность признать царём Владислава, содержал такие важнейшие условия: никого не наказывать без суда, родственники не отвечают за вину преступника, их имущество не конфискуется, никто без суда не лишается чинов и званий, за заслуги царь повышает людей в чинах, московским людям вольно ездить за рубеж для учения, никто никого не принуждает к перемене веры.

Открытый договор с поляками о призвании Владислава от 17 августа 1610 года, составленный большей частью московского боярства и высшим духовенством во главе с патриархом, носил более консервативный характер. Из него была исключена статья о свободном выезде за границу для учения, а статья о возвышении малочиновных людей за заслуги была заменена другой – о непозволении возвышать иноземцев перед московскими людьми.

Тем не менее, основной характер соглашения сохранился. Это была, по сути, первая русская конституция, ограничение власти монарха двусторонним договором и законом.

Что помешало победе конституционных начал

Две соседние конституционные монархии с общей династией имели бы меньше поводов для взаимной вражды и больше оснований для взаимного сближения. В то же время, при соблюдении договора об условиях призвания Владислава на трон, не было никакой опасности изменения государственной религии в Московском государстве с православия на католичество или униатство.

Поляки, не пожелав прислать избранного московитами царя Владислава, сами упустили плоды своей победы, когда правящий класс Московского государства мирно отдавался им в руки, и тем самым предопределили падение своего королевства в борьбе с Россией, случившееся к концу следующего XVIII столетия.

Члены Семибоярщины поставили королевичу Владиславу следующие условия:

- защита прав и интересов православной церкви, запрет на строительство католических храмов, сохранность за православными монастырями и церквями их земельных владений;

- все русские бояре, дворяне и приказные люди должны остаться на своих постах и должностях; запрет полякам и литовцам занимать государственные должности в России;

- сохранность существующих в России порядков и традиций, в том числе привилегий и доходов боярских и княжеских фамилий;

- правосудие в России должно было проводиться по существующему Судебнику.

2. Какая группа условий поставлена в договоре на первое место? Чем вы это объясните?

В данном договоре на первое место поставлена группа условий религиозного характера – прежде всего защита прав Русской православной церкви. Это объясняется тем, что русская знать серьезно опасалось, что в случае воцарения поляка Владислава Сигизмундовича, в России может начаться насильственное насаждение католической веры. Ведь в Речи Посполитой большинство населения было католиками.

3. Предположите, стал бы польский претендент после своего воцарения выполнять эти условия или нет. Аргументируйте своё мнение.

Скорее всего, в случае воцарения на российском престоле Владислав Сигизмундович не стал бы выполнять этих условий. В особенности тех, что касались религии и церкви. Это объясняется тем, что, будучи поляком по происхождению, он стал бы внедрять свои порядки и традиционную для него католическую веру. Тем более, что руководство католической церкви уже давно мечтало распространить своё влияние в России, а в перспективе – уничтожить православную веру как таковую. Для достижения данной цели они использовали любые средства и возможности (например, Лжедмитрия I). К тому же, по всей видимости, королевич Владислав стал бы раздавать земли и имения верным ему полякам и литовцам, и тем самым бы нарушил права русской знати (не следует забывать, что много шляхтичей приняло участие во вторжении в Россию для того, чтобы получить в награду земельные угодья). Уверен, что выбирая между чужими ему русскими боярами и дворянами, и преданными поляками и литовцами, он однозначно выбрал бы последних.

Стр. 90

Вопросы в конце параграфа

1. Почему период правления Семибоярщины историки называют междуцарствием? В чём заключались особенности политики центральной власти в этот период?

Период правления Семибоярщины называют междуцарствием потому, что в это в это время в России отсутствовал законный царь, а вся власть принадлежала боярской аристократии. Особенность политики центральной власти в этот период состояла в том, чтобы поставить на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – королевича Владислава, но при выполнении им определённых условий.

2. Расскажите, при каких обстоятельствах московские бояре присягнули польскому королевичу Владиславу как московскому царю. Выскажите суждение о том, что лежало в основе этого поступка.

Московские бояре присягнули польскому королевичу Владиславу при крайне неблагоприятных условиях. После поражения у с. Клушина лучшие русские войска были разбиты. Практически под стенами Москвы находились польско-литовские войска, во главе с С. Жолкевским, в Калуге – Лжедмитрий II со своими сторонниками, все жё надеющейся заполучить русский престол, а на севере хозяйничали шведские войска, желающие захватить Новгородскую землю. Поэтому решение о присяге королевичу Владиславу было совершено в безвыходной ситуацией. Скорее всего, члены Семибоярщины таким путём надеялись договориться с Речью Посполитой о мире, прекратить польско-литовскую интервенцию, а также бесконечные претензии на русский престол различных самозванцев.

дворяне, посадские люди, казаки, стрельцы

Русская Православная церковь сыграла важную роль в событиях Смутного времени. И хотя священнослужители и монахи не обязаны были заниматься военным делом, в случае необходимости они нередко становились на защиту родной земли от иностранных захватчиков (самый яркий пример – героическая оборона Троице-Сергиева монастыря в 1608 – 1610 гг.). Характерной чертой православного духовенства было то, что оно почти всегда поддерживало законную власть, а точнее того, кто занимал царский престол. Тем самым такая позиция способствовала единству государства и народа. Поэтому церковные иерархи чаще всего выступали против самозванцев и бунтовщиков (например, осуждали восстание И. Болотникова). Также следует отметить, что такая позиция церкви положительно влияла на настроения и умы населения России, а в решающие 1610 – 1612 гг. вдохновила русский народ на национально-освободительную борьбу с литовско-польскими захватчиками.

Естественно, что большое значение имели личная позиция и взгляды того или иного церковного иерарха. К примеру, патриарх Иов (1589 – 1605) до последнего поддерживал Бориса Годунова и его сына Фёдора, даже когда почти всё боярство переметнулось к Лжедмитрию I, за что и поплатился своим саном. Новый патриарх Игнатий (1605 – 1606), напротив, был ставленником самозванца и поэтому принимал выгодные для него решения: например, одобрил его брак с католичкой Мариной Мнишек. Поэтому и не удивительно, что после воцарения Василия Шуйского он был устранен и сослан в монастырь. Однако следующему патриарху – Гермогену (1606 – 1612) судилось стать известнейшей фигурой в период Смуты. Прямой, неприклонный и решительный, он всегда оставался предан православию, государю и своему народу. Во времена осады Москвы Лжедмитрием II, он призывал русских воинов сохранять верность своей присяге, не поддаваться на уговоры врага и бороться с самозванцем. Однако главной заслугой Гермогена стала его героическая деятельность в период польско-литовской окупации. Патриарх решительно выступал против кандидатуры королевича Владислава, и стал открыто призывать русский народ объединиться, защитить православие и свою родную землю от захватчиков-иноверцев. Его выступления повлияли на формирование первого всенародного ополчения, а потом – и второго. Гермоген не поддался на угрозы и репрессии поляков, и остался верен своим убеждением. Ценой собственной жизни. К сожалению, он не увидел освобождение Москвы собственными глазами. Однако его призывы всё же принесли свои плоды, и Российское государство возродилось из пепла.

6*. Рассмотрите проблему. В Средние века случалось, что после пресечения царствующей династии приглашали правителя из другой страны. Почему призвание на царство королевича Владислава было воспринято многими русскими людьми как изменническое действие?

Действительно, приглашение правителя из другой страны хоть было редкостью, однако случалось в европейской истории. К примеру, в 1573 г., после пресечения династии Ягеллонов, сейм Речи Посполитой пригласил занять пустующий королевский престол французского принца Генриха Валуа.

Однако в случае с Россией приглашение на царствование королевича Владислава было, мягко говоря, неуместным, и даже более того – проявлением государственной измены. Дело в том, что с первых дней Смутного времени Речь Посполитая заняла откровенно враждебную позицию по отношению к Российскому государству и делала всё для того, чтобы ослабить его, поставить на российский престол самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, навязать русскому народу чужую им религию, отобрать ряд русских земель (Черниговщину и Смоленщину). Однако и этого было недостаточно для удовлетворения амбиций польской и литовской знати. Поэтому в окружении короля Сигизмунда III постепенно созрел план по расчленению и полному уничтожению Российского государства.

Естественно, в таких условиях приглашение на царствование сына злейшего врага России, многими русскими было воспринято как проявление предательства. Кроме того, королевич Владислав был католиком, не желающим переходить в православную веру, что было вдвойне неприемлемым. Также следует отметить, что и представители боярской аристократии, и простонародье не могли так просто воспринять над собой монарха, который ещё вчера был их противником и возглавлял тех, кто убивал русских людей.

Учитывая вышеизложенное, королевич Владислав мог занять престол российский разве что силой. Он не имел поддержки среди знати и простого русского народа. Вполне возможно, если бы бояре пригласили на царствование представителя королевской династии другого государства (например, Франции или Германии), то такая бы кандидатура нашла бы поддержку среди русского общества. Но только не сына польского короля.


Смутные времена

К началу 1610 года Россия стояла на самом краю пропасти. В высших кругах были озабочены не только вопросом преодоления глубочайшего социально-экономического и политического коллапса, но и проблемой сохранения целостности государства. Обстоятельства были таковы, что Россия кроме войны с Речью Посполитой была охвачена восстаниями Лжедмитрия II и Ивана Болотникова, а также постоянно подвергалась опасности нападения ногайцев и крымчаков.

Враждебный настрой усилился после смерти талантливого полководца Михаила Скопина-Шуйского. В народе твердили, что храбрый Скопин, спасший Россию, получил от Василия Шуйского в награду — яд. Болезненное поражение войск Дмитрия Шуйского (брата царя) от гетмана Жолкевского под Клушином ещё более приблизило конец царствования Василия.

Власть семи

В итоге решили прислушаться к мнению возглавлявшего Боярскую думу князя Мстиславского, который предложил избрать на московский престол 15-летнего королевича Владислава, сына польского короля из шведской династии Ваза Сигизмунда III.

Российский историк-славист Борис Флоря соглашательское поведение членов Боярской думы объясняет оторванностью их от связей на местах. В условиях начавшейся гражданской войны правящая элита оказалась неспособной серьезно влиять на внутриполитические процессы, ослабевшая центральная власть была не в состоянии сохранить прерогативы знати, пишет историк. Только поддержка нового монарха должна была вернуть московской элите ее традиционное положение в обществе.

Несостоявшийся царь

Патриарх Гермоген дал свое согласие на кандидатуру Владислава при условии, что королевич примет православие. А вот смириться с решением о вводе польских войск в Москву он не мог. Тем не менее бояре вопреки воле патриарха и подавляющей части населения открыли ворота перед войском гетмана Станислава Жолкевского, мотивируя этот шаг желанием защитить столицу от армии Лжедмитрия.

21 сентября 1610 года поляки вошли в Москву, после чего город погрузился в хаос. Всюду хозяйничали оставленные без присмотра польские солдаты, к которым присоединилась местная чернь. Грабежи, насилие и убийства стали в те дни обыденным явлением.

Тем временем под Смоленск была отправлена делегация во главе с Патриархом Филаретом и князем Голицыным, чтобы обговорить условия воцарения Владислава. Переговоры затянулись. К русскому посольству проявили явное неуважение: их поселили в палатках, поставленных прямо на болоте, и держали впроголодь.

Как отмечали летописцы, многие члены посольства проявили малодушие, пали на колени и целовали крест самому Сигизмунду. Филарет и Голицын стояли на своем: на престол Владислав сядет только после перехода в православие. Польская же сторона пыталась добиться признания права на московскую корону для самого Сигизмунда, разумеется, без отказа от католичества.

Соглашение с Польшей, инициированное Боярской думы, поддержали многие московские чины, а также власти некоторых регионов, так как по его условиям предусматривалось не только принятие Владиславом православия, но и вывод польско-литовских войск с русских земель при сохранении суверенитета и территориальной целостности.

Нужно сказать, что польские правящие круги по-разному видели перспективу взаимоотношений с Русским царством: от династического союза с образованием унии (Жолкевский) до низведения Руси на уровень испанских колоний в Вест-Индии (Сигизмунд).

Взгляд историков

Читайте также: