Можно ли в школе организовать религиозное объединение

Обновлено: 05.07.2024

Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

Свобода обучения религии и религиозного воспитания, право религиозных организаций организовывать профессиональное образование будущих священнослужителей и религиозного персонала гарантированы рядом норм международного права.

Религиозное образование включает:

2) обучение религии и религиозное воспитание последователей религиозного объединения (взрослых или детей; членов, участников религиозного объединения или собирающихся вступить в него);

3) обучение религии и религиозное воспитание в учрежденных религиозными организациями образовательных учреждениях;

4) профессиональное религиозное образование будущих священнослужителей и религиозного персонала в духовных образовательных учреждениях.

Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности [1] , образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что изучение религии в религиозных объединениях (если оно не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании) либо вовсе не подпадает под понятие образовательной деятельности, либо относится к образовательной деятельности, не подлежащей лицензированию.

1) общеобразовательное учреждение, в котором преподаются все предусмотренные государственные образовательные программы, которое проходит государственную аккредитацию и получает право выдавать диплом государственного образца. Религиозное образование в таком образовательном учреждении осуществляется одновременно с общим образованием;

2) учреждение дополнительного образования (воскресные школы, курсы и т. п.). Ввиду обязательности общего образования учащиеся в таких учреждениях должны также получить и основное общее образование в другом образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Государственные образовательные программы, которые могут реализовываться в образовательных учреждениях, подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается уполномоченным органом исполнительной власти. Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

При лицензировании проверяется соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. В ходе лицензирования образовательных учреждений, создаваемых религиозными организациями, не производится проверка, какому вероучению и в каком объеме обучают учащихся.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

«а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее — лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

Итак, государственное лицензирование обязательно для любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, вне зависимости от объема и содержания образования, его религиозного или светского характера. Поэтому лицензирование должна проходить и создаваемая религиозной организацией негосударственная православная общеобразовательная гимназия, школа или вуз и духовное образовательное учреждение (см. далее).

Условием признания того, что государственное или негосударственное образовательное учреждение дает образование, соответствующее государственным стандартам (требованиям) и что выпускники действительно получают полноценное общее или высшее образование, является прохождение государственной аккредитации. Таким образом, аккредитация, в отличие от лицензирования, является добровольной, ее прохождение обусловлено потребностью придать общепризнанный, юридически значимый статус образованию, которое дает данное образовательное учреждение.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Образовательные учреждения и научные организации, за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), заверяют выдаваемые ими документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Если государственную аккредитацию проходит православное образовательное учреждение (школа, гимназия, университет), преподаваемые в нем религиозные образовательные программы, на которые не существует государственных образовательных стандартов, не являются объектом контроля и аккредитации.

Таким образом, учреждения профессионального религиозного образования обладают всеми правами и обязанностями, установленными для религиозных организаций, и, одновременно, правами и обязанностями образовательных учреждений. В то же время, поскольку не существует и не может существовать государственных образовательных стандартов для подготовки профессионального священнослужителя, государственная аккредитация таких учреждений не производилась до 2008 г.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Обратим внимание, что законодатель не изменил статус собственно религиозного профессионального образования — успешное завершение обучения будущего священнослужителя по программам духовного образования не дает права выпускнику духовного образовательного учреждения считаться человеком с высшим образованием. Но если в дополнение к этому духовному образованию в семинарии он получил высшее образование по теологии, юриспруденции, истории, философии или любой иной образовательной программе, по которой установлен государственный образовательный стандарт, и если семинария имеет соответствующую государственную аккредитацию, он вправе получить диплом государственного образца.

Фактически это нововведение означает, что учащиеся духовных учебных заведений должны освоить двойную учебную нагрузку — для подготовки священнослужителя и в соответствии со светской образовательной программой. Однако значительная часть учебной нагрузки в духовных образовательных учреждениях часто приходится на долю общеобразовательных предметов (история, иностранные языки, философия и т. д.), что делает возможность получения двух дипломов вполне реальной. Можно найти варианты организации учебного процесса, не требующие повторного изучения предметов, входящих как в светские, так и в духовные образовательные программы.

[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 174.

Во-первых, Конституция говорит лишь о том, что т. к. Россия является светским государством, на её территории не допускается понуждение к исповеданию той или иной религии, равно как и навязывание против воли человека того или иного вероисповедания. В добровольном порядке это вполне допускается в любых, даже государственных, учреждениях. В тоже время государство всячески поддерживает религию, помогает и содействует её развитию. Об этом прямо говорится в некоторых статьях Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях":
"Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий. "
По поводу вопроса можно сказать следующее: религиозное объединение (именно как объединение) может быть создано только в частной школе, т. к. оно является самостоятельным юридическим лицом. А в пункте 3 статьи 6, приведённого выше закона, сказано:
Статья 6. Религиозные объединения
3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.
Однако, согласно пункту 4 статьи 5 упомянутого ранее закона, в государственных общеобразовательных учреждениях (школах) могут проводиться религиозные занятия, как самостоятельные (вне рамок образовательной программы) , так и в форме "кружков", что как раз и будет являться неким "объединением" в общем понимании этого слова:
Статья 5. Религиозное образование
4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Удачи Вам!

Статья 14 Конституции РФ
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Десять баллов можете оставить себе. , Вставить в рамочку и повесить на видное месте в своей комнате (кабинете, классе и т. п) .

Статья 5. Религиозное образование

О теологическом и религиозном образовании, см. ст. 87 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью.

О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений см. письмо Минобразования РФ от 4 июня 1999 г. N 14-53-281ин/14-04

В целях обеспечения соблюдения норм международных актов о правах человека о необходимости содействия государства религиозным объединениям в реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий, основываясь на принципах светского характера российского государства и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, учитывая, что никакая религия или идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч.2 ст.13, ч.1 ст.14, ч.2 ст.30 Конституции Российской Федерации / "Российская газета", 1993 г., N 237), что никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (п.5 ст.3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" /Собрание законодательства Российской Федерации 1997 г., N 39, ст.4465; 2000 г., N 14, ст.1430; 2002 г., N 12, ст.1093; N 30, ст.3029), запрещается вовлечение детей (ч.3 ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 /Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып.XXXII, с.36 и в "Ведомостях Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17 (1831); ч.4 ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. /Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып.XXXII, с.44 и в "Ведомостях Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17 (1831), ст.291, в "Библиотечке Российской газеты", выпуск N 22 - 23, 1999 г.) в религиозные объединения и обучение их религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (п.5 ст.3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"), а также в целях создания благоприятных условий для реализации прав граждан на свободу совести, в соответствии с принципами государственной политики в области образования, в соответствии с п.4 ст.5 и п.3 ст.18 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" приказываю:

1. Администрациям государственных и муниципальных образовательных учреждений при предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ учитывать следующее:

1.1. Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.

1.2. Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

1.3. Используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия, включая аудио- и видеоматериалы, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.*

1.4. Религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, сопровождаемой выдачей временного свидетельства о государственной регистрации, в соответствии с п.3 ст.27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", не пользуются правами, предоставленными п.4 ст.5 указанного Федерального закона.

2. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра Л.С.Гребнева.

* С учетом положений пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Регистрационный N 4955

Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.

Приказ Минобразования РФ от 1 июля 2003 г. N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ"

Регистрационный N 4955

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 13 августа 2003 г. N 160, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", сентябрь 2003 г., N 26, в приложении к "Российской газете" - "Новые законы и нормативные акты", 2003 г., N 32, в журнале "Вестник образования России", сентябрь 2003 г., N 18, в Бюллетене Министерства образования Российской Федерации, 2003 г., N 10, в журнале "Вестник образования", октябрь 2003 г., N 20

Витя Гордин


Витя Гордин

Команда: За нами - будущее.
МБОУ СОШ 60 имени Владимира Завьялова

1- В соответствии с Конституцией РФ (ст.17) Россия – светское государство. Религиозные объединения отделены от государства. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Т.о. директор школы не может разрешить создание в муниципальной школе религиозного объединения.
Показать полностью.

2-Нет. По российскому законодательству лицо, не достигшее 18 лет, вступая в брак, приобретает полную гражданскую дееспособность. В этом случае попечители перестают нести ответственность по обязательствам своего подопечного.

3-Действия работодателя неправомерны. Основанием обращения Обуховой в суд является то, что работодатель нарушил ст.37 Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на труд, и ст. 3 Трудового кодекса РФ, которая запрещает дискриминацию в сфере труда по возрасту.

4- Не обязана. В соответствии со ст. 87 Семейного кодекса РФ суд может освободить Елену от уплаты алиментов своему отцу, учитывая то обстоятельство, что им фактически не выполнялись обязанности родителя

5-Противоречит. Противоречит обязательство Нины не обращаться в суд и не работать, а также взаимное обязательство Нины и Алексея не заключать повторные браки.

Кирилл Кудрявцев


Кирилл Кудрявцев

МБОУ СОШ 84 "Патриот" г. Барнаул
1. Нет, в школе запрещены религиозные объединения
2. Нет, эманципирован и несёт за себя ответственность сам
3. Нет, возраст не может быть причиной отказа
4. Да, так он является родственником и имеет право, но окончательное решение зависит от суда
5. Да, противоречит, потому что брак является исключительно добровольным

Читайте также: