С какими типами стилей связан стиль композиторской школы кружка аргументируйте свой ответ
Обновлено: 04.07.2024
наше время позволяют расширять кругозор школьников, развивают эстетичес кие чувств.
Задача педагога музыкальной школы – облегчить детям сложный путь в мир
музыки, у читывая реалии совреме нного мира. М узыка, которую они слышат вокр у г,
которую они играют, определяет их вкус, формирует д у ховные скло нности. Поэтом у так
важно раскрыть перед детьми вз аимосвязь между музыкальным наследием прошлого и
современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров.
Умение подобрать для каждого ученика наилу чший реперт у ар – важнейший
показатель п едагогического мастерства. Программ а у ченика должн а быть ра знообразной
полно, выразительнее и осмысленно исполнить произведение какого - либо автора.
В историю русской музыкальной культуры Михаил Иванович Глинка вошел как
основоположник национальной к омпозиторской школы. Сочинения Глинки оказали
сильное влияние н а последующие поколения композиторо в, в том числе
Знания особенностей композиторского стиля М.И.Глинки поможет преподавателю
наиболее полно раскрыть образы, при ёмы исполнения фортепианных пьес средних,
Какие быва ют стили му зыки? Му зыкальный стиль – понятие ёмкое и многогранное.
Его м ожно определить к ак образн ое единство, совок у пность средств выражения
художественного и идейного содержания с помощью языка му зыки.
Понятие стиля му зыки настолько широко, что сама с амой напрашивается его
конкретизация: этот термин относят к ак к различным эпо хам, жанрам , направлениям и
школам, так и к отдельным композиторам и даже исполнителям.
Понятие стиля эпохи акцентирует внимание на историческом аспекте.
Существует много классификаций, одни из которых выделяют наиболее кру пные
исторические эпохи в развитии музыки (Возрождение, Барокко, Классицизм,
Современность и т. д. ), а другие, наоборот, дробят историю му зыки на относительно
небольшие периоды, выделенные ранее др угими искусствоведческими дисциплинами
Классическим п римером с тиля эпохи является м у зыка барокко, характерные черты
которой – интерес к внутреннему мир у личн ости, драматизм, контрастное изображение
сил природы, развитие оперы и ин стру ментальной музыки (К. Монтеверди, А. Вивальди,
Стиль жанра отражает специфик у содержания, музыкальных приёмов и
особенностей тех или иных му зыкальных жанров, которые, в свою очередь, могут
Поэтому поняти е стиля наиболее приемлемо для тех жанров, в которых ярко
выражены наиболее об щие черты. Сюда мож но отн ести жанры, в основе которых лежит
народная музыка (разли чные обрядовые песни, народные танцы), церковные песнопения,
Если же брать произведения к ру пных фо рм (опера, оратори я, симфония и т. п .), то и
здесь стиль жанра всегда явно прочитывается, несмотря на то, что на него накладываются
Если композитор п риду мывает какой - нибудь новый жанр, то в этом случае черты
жанрового стиля сразу установить сложно – для этого должно пройти время, в течение
которого появятся и д ругие произведения в таком же жанре. Так было, к примеру , с
композиторы стали смело называть свои пьесы таким же именем.
Стиль музыкального направления во многом перекликается со стилем эп охи: ведь
некоторые направления рассматриваются му зыковедами как целые эпохи в м у зыке.
Но есть и такие направления, для которых можно выделить свойственные только им
стилистические нюансы. К таким относится венская классическая школа (Л.В.Бетховен,
Й.Гайдн, В.А.Моцарт). Класс ическое направление характеризу ется простотой,
выразительностью, богатым гармоничес ким языком, детальным развити ем темы.
Говоря о том, какими бывают стили м у зыки, нельзя пройти мимо национальных
Основой национального музыкального с тиля является фольклорное на чало. Многие
великие композиторы вдохновлялись народными мелодиями, вплетая их в свои творения.
Некоторые произведения даже и меют соответству ющие н азвания (например, « Венгерские
Если подойти к вопрос у о том, к акие бывают ст или музыки, с точк и зрения
композиторских школ, отдельных композиторов и музыкантов, то можно выделить ещё
Если композиторской школе свойственна высокая степень общности
художественных приёмов, то логично выделить и стиль, прису щий этой школе.
Можно говорить о стилях полифонических шк ол эпохи Ренессанса, о стилях
различных италья нских оперных школ XVII века или стилях инструментальных школ
В русской музыке XIX века тоже существовало творческое объединение
группу комп озиторов проявлялась в единой линии развития, выборе сюжетов, опоре на
Композиторский стиль – понятие, которое гораздо проще кон кретизировать, ведь
творчество любого к омпозитора ограничено сравнительно небольши м временным
периодом и определёнными тенденциями музыкальной эп охи. Так, бу квально по п ервым
тактам можно у знать, напри мер, му зык у Моцарта или Россини.
Естественно, что композитор, как и любой человек, в течение жизни меняется,
и это накладывает отпечаток на стиль его творчества. Но каки е - то стилевые черты всё
равно остаются неизменными, присущими только ему, являются своеобразной «визитной
выразительности, которая сл ужит воплощению того или и ного идейно - образного
содержания. Понятие стиля в музыке, отражающее ди алектическую взаимосвязь
содержания и формы, является сложным и м ногозначным. При безусловной зависимости
от содержания оно всё же относи тся к области формы, под которой понимается вся
совокупность м у зыкальн о - выразительных средств, включающая элементы музыкального
языка, принципы формообразования, композиционные приёмы. Понятие сти ля
подразумевает общность стилевых признаков в музыкальном прои зведении, к оренящу юся
в соци ально - исторических ус ловиях, в мировоззрении и мироощущении х у дожников, в их
творческом методе, в общих закономерностях музыкально - исторического п роцесса.
Историческую роль Глинки в му зыке можно сравнить с ролью П у шкин а в
русской литературе. В самом характере дарования двух современников мн ого
родственного. По словам Белинского, как и П ушкин, Глинка у мел соединять «изящно
творчество п оэта и композитора образцом подлинно классического х удожественного
творчества, которое основано н а слиянии глубокой вн у тренней правды и ши роты
содержания с гармонической ясность ю, стройностью и законченностью формы. Подобно
Пушкину Гли нка у ниверсален. В своём творчестве он показал многообразн ые стороны
русской жизни и р у с ского характера. Он создатель р ус ской классической оперы и
русского классического романса. Он заложил основы классического русского
симфонизма. Ве ликое историческое значение Глинки определило и др угое качество -
художник гл у боко национальный, он обладал Даром постижени я психологии и образа
мысли других н ациональностей. Его Восток, Италия, Испания - пример творческого
Расцвет творчества Г линки совпал с эп охой романти зма. Глинке была близка
концепция романтиков о национальной самобытности и х арактерности. Но романтиком
свойственны специфические черты романтизма - усиленное внимание к личности,
субъективному, скептическое отношение к окру жающему, п атетичность выражения
чувств. Ч у ждое наци ональной ограниче нности, творчество Глинки при всей своей
классичности не принадлежит ни классицизму , ни романтизм у . Но от романтизма он
унаследовал прогрессивные черты - умение находить прекрасное в обыденном. В
истории русской музыки он первый достиг совершенства в еди нс тве правдивого и
прекрасного, передавая образы окружающей действительности в изящной, стройной и
С творчеством Глинки му зыковедени е в России при обрело достойный объект
исследования для постановки больши х му зыкальн о - эстетических проблем , на основе
анализа его творчества возникает профессиональная литерату ра о м у зыке.
Произведения Глинки рассматриваются в и сторическом, эстетическом, музыкально -
творческом аспектах. Его произведения служат п редметом крити ческих статей,
посвященных проблемам музыкального те атра и музыкального и сполнительства,
проблемам оперной драмат ургии, принципов симфонизма, специфики музыкального
Характеристика творчества. М.И. Гли нка, впитав дости жения
западноевропейской му з ыкальной культуры, в совершенстве овладев высоким
мастерством, выра ботал свою систем у эстетических взглядов, которой п одчинён его
стиль. Он создал национальный стиль и язык русской классической му зыки, который
явился фундаментом всего бу д у щего развития русской к лассической школы.
Определяющим элементом его музыки является мелодия. Мелодия характериз у ется
распевностью, плавностью, типичны обороты: секстовые и гексахордовые попевки,
опевание квинтового тона, ни сходящий х од от к винты к тонике лада. П есенность
М.И.Глинка глубоко проник в самую п рироду народной м у зыки, поняв
существенные особенности народного музыкального мышления, народной мелодии,
лада и ритма. Язык народной песни стал для него своим, родным языком.
Плавность голосоведения, рельефн ость мелодического рисунка - всё это коренн ые
традиции народной подголосочной полифонии. Свобода, н ескованнос ть голосоведения
характерные для гармонического и по лифониче ского мышл ения Глинки, его техни ка
расслоения голосов, любовь к прозрачному двух и трёхголосию - всё это связано со
стилем н ародного многоголосия. Глинка в совершенстве владел методом вариантного
развития. Полифония Глинки и похожа и н е похожа на к лассические образцы.
Композитор использует классические западноевропейские формы фуги, канона,
имитации, п одвижного контрапункта, н о они национально - рус ского характера. Приёмы
вариантно - попевочного развития вслед за Глинкой применяли Чайковский, Рахманинов
Глинка поэтически претворил русский народный колорит, п рименив оригинальные
ладовые обороты, при нцип ладовой переменности, типичные лады русской народной
Романсы и песни. К области романса Глинка обращался на протяжении всего
творческого п у ти. Им н аписано свыше 70 романсов. В них выражены разли чные
чувства: любовь, разочарование, восторг, душевный порыв. В не которых романсах
запечатлены карти ны природы и быта. Глинка охватывает все виды современного ему
вальс, мазурку, поль ку . Он обращается к жанрам, свойственным м у зыке других
народов: к испанскому болеро, итальянской баркаролл е.
Многообразны и формы романсов - простая к у п летная форма, трех частная, рондо,
сложная форма, где п роисходит смена разных эпизодов, связанных единой линией
Композитором использованы тексты 20 поэтов. Сохраняя единств о своего стиля,
Глинка сумел отобраз ить в музыке о собенности поэтического языка, при су щи е
различным авторам. Он воплощает в м у зыке романса прежде вс его общее настроение
текста, его главный поэтический образ. Гла вным средством воплощения содержания
романса является на певная мелодия ши рокого дыхания, порой с отдельными
речитативными изобразительными интонациями, отличающаяся единством всех
Фортепианная партия играет большую роль в романсах Глинки, особенно в зрелых .
Вступления, вводящие в н астроение и обста новку действия, имею тся в больши нстве
романсов. В вокальных партиях Глинка проявил прекрасное знание возможностей
язык романсов Глинки не сложен, но в них можно встретить очень и нтересные
гармонические штрихи: пониженная VI ст у п ень и большое число субдоминантовых
Оперы Глинки определили собой п у ть ра звития оперного жанра в Р оссии. В
принципах музыкальной драматургии, в образн ом строе и в методах разработки
народно - национального тематизма оп еры Глинки явились основой для творчества
Русская опера п рошла большой последующий п у ть развития, но неизменным
оставалось: гл убокое пони мание исторической темы с позиций современности, веду щая
роль народа, сквозное проведение вед ущей мысли и основного к онфликта,
выраженного средствами симфонического развити я; реал истическое воплощение
главных характеров и творческое использование народно - национальных истоков.
Принципы ансамблевого п исьма, присущая композитору пластичность и ясность
самостоятельных мелодических линий, нашли п родолжение в операх Римского -
танцев II действия не является вставным, д екоративным номером, что наблюдалось в
творчестве композиторов до Глинки. Являясь одним из важных элементов
драматического действия, она намечает тот п у ть симфони зации русского балета,
Для фортепианного творчес тва этого периода характерно расширение круга
образов и жанровой сферы. В связи с событиями Отечественной войны появляется
большое количество патриотических сочинений. Лучшие из эт их сочин ений завоевали
любовь слу шателей и исполнялись в течение длительного време ни после окон чания
войны, преимущественно в виде п ереложений для д у х ового орк естра.
На протяжении 30— 40 - х годов в связи с развитием ром антизма в России, как и на
Западе, усилился интерес к ли рическим сочинениям различных жанров. Мн ого таких
пьес п исал И. Ласковский. Они привлека ют своей мелодичност ью, изяществом,
Связь с русской народной музыкой проявилась в ин струме нтальном творчестве А.
Алябьева, А. Г у рилева, А. Е саулова и других авторов бытового романса. В и х
фортепианных сочинениях нашли отражение многие ос обенности мелодико -
гармонического языка р усской вокальной лирики первой половины X IX века. Наиболее
ярким и национально - самобытным было фортепианное творчество Глинки.
Михаил Иванович Гли нка превосходно владел фортепи ано. Его исполн ение
отличалось поэтичностью и од у х отворенностью. «Такой мягкости и п лавности такой
страсти в зв у к ах и совершенного отсутствия деревянных к лавишей, — вспоминает А. П.
Керн, — я никогда ни у кого не встречала! У Гли нки клавиши пели от прикосновения его
красочность игры композ итора. Рассказывая о воспроиз ведении автором на фортепиано
бесподобную по чисто русской забубенности вещь в концерте, то к ней почти н ичего не
прибавило оркестровое исполнение, даже кое - что поубавило в огне и стремительности
Глинка создал немало произведений н а темы народных песен. Его « К априччио на
вариационности с элементами симфонической разработки, что еще ни в одном р у с ском
фортепианном сочинени и не встречалось. Новаторство композ итора сказалось и в
использовании подголосочной полифонии; в таком развитом виде н е применявшейся его
предшественниками. Ясное п редставление об этом ти пе изложения у Глинки может дать
народного п ения — чередование одноголосных запевов с хоровым многоголосием и
вводит дополняющие голоса, являющиеся вариантами основного напева.
Подобно русским композиторам конца XVIII — начала XIX столетия, Глинка
проявил большой интерес к жанру фортепи а нных вариаций. По сравне нию со своими
предшественниками он сильно развил этот жанр. Глинка создал вариационные ц иклы не
и на с обственную тему , на темы Моцарта, Керу би ни, Беллин и, итальянского романса
Глинка более гл у боко раскрывает их содержание и н аряду с эт им переосм ысливает его.
характер, что соответству ет поэтической идее стихотворения Дельвига. В «Вариациях на
Глинка преодолел аморфность структуры, с войственную многим фортепианным
вариациям предшествующих русс ких композиторов. Его ц иклы стройны и лаконичны.
Они состоят всего из пяти - шести вариаций. В сочинениях зрелого период а важную
драматургическую роль играют финалы, которым автор придал обобщающий характер.
первый классический образец русского нок тюрна. Она близка сочинениям Фильда своим
поэтическим колоритом и мастерским восп роизведением пения на фортепиано. Но
интонационный строй ее типично ру сский, связанный с песенно - романсной лирикой
Глинки и авторов бытового романса. Существенное отличие пьесы от ноктюрнов Фи льда
заключается также в развитии тематического материала. Фильд расцвечивает тему,
разукрашивает ее инстр у ментальными колоратурами, что находи тся в соответстви и с
лирически - созердательными образами его му зыки. Глинка стремится у г лубить ли ричес кое
содержание темы, усилить эмоциональное напряжение музыки. Он достигает этого сперва
перенесением темы в средний, более н асыщенный регистр, затем п олифонизацией тк ани,
введением дополняющих голосов, родственных теме и воспро изводящих ее основн у ю
свойственные оркестровым произ ведениям и х ору : он придает ей и ну ю, более
насыщенную тембровую окраску и использ уе т п олифонические при емы, близкие
русскому народном у многоголосию. Это своеобразное развитие стало в дальнейшем
типичным для многих лирических произведений Чайковского и других р ус ских
В довольно обширн ой гру ппе танцевальных пьес Глинк и отче тливо сказалась
тенденция к психологическому углублению х у дожественного образа. Ранни е мазурки,
котильон еще напи саны в д у х е бытовой м узыки. В дальнейшем тан цевальные п ьесы
Глинки у трачивают прикладной характер. На первый план в них выдвигается лирико -
для фортепиано в четыре руки (он часто и сполняется в орке стровом переложении).
Глинка п исал также форт епианные фуги. Л уч шая из них — a- moll. Это первый
В творчестве Глинки соче таются отдельные черты классицизма и романтизма.
Однако в целом тво рческий облик композитора оп ределяется не этими чертами.
Представители классициз ма, как правило, оценивали и изображал и действительность с
позиций умозрительных идеалов, и каждый герой был у них в оплощением какой - либо
одной идеи и ли морального качества (мужества, справедливости, коварства и т.д.).
Индивидуальное в чел овеке поглощалось общи м. Романти ков, н апротив, интересовало в
первую очередь всё несбыточное, исключительное, не подвластное разу му.
Главной же заботой Глинки было правдивое раскрытие сущности происходящих в
самой жизни реальных событий, душевных переживаний человека. В каждом отдельном
явлении он стремился найти общее, типичное, а с др угой стороны, обобщающие мысли
обязательно воплощал в конк ретных образах – полнок ровных, жизненных, реальных. Эт и
Реалистические устремления были присущи русской м у зык е и до Глинки. Но
проявлялись они лишь в частных жизненных наблюдениях и зарисовках. Глинка же
первым из русских композиторов поднялся до больших жизненных обобщений, до
реалистического отражения действительности в целом. Его творчество открыло эпох у
Читайте также: