С какими типами стилей связан стиль композиторской школы кружка аргументируйте свой ответ

Обновлено: 04.07.2024

наше время позволяют расширять кругозор школьников, развивают эстетичес кие чувств.

Задача педагога музыкальной школы – облегчить детям сложный путь в мир

музыки, у читывая реалии совреме нного мира. М узыка, которую они слышат вокр у г,

которую они играют, определяет их вкус, формирует д у ховные скло нности. Поэтом у так

важно раскрыть перед детьми вз аимосвязь между музыкальным наследием прошлого и

современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров.

Умение подобрать для каждого ученика наилу чший реперт у ар – важнейший

показатель п едагогического мастерства. Программ а у ченика должн а быть ра знообразной

полно, выразительнее и осмысленно исполнить произведение какого - либо автора.

В историю русской музыкальной культуры Михаил Иванович Глинка вошел как

основоположник национальной к омпозиторской школы. Сочинения Глинки оказали

сильное влияние н а последующие поколения композиторо в, в том числе

Знания особенностей композиторского стиля М.И.Глинки поможет преподавателю

наиболее полно раскрыть образы, при ёмы исполнения фортепианных пьес средних,

Какие быва ют стили му зыки? Му зыкальный стиль – понятие ёмкое и многогранное.

Его м ожно определить к ак образн ое единство, совок у пность средств выражения

художественного и идейного содержания с помощью языка му зыки.

Понятие стиля му зыки настолько широко, что сама с амой напрашивается его

конкретизация: этот термин относят к ак к различным эпо хам, жанрам , направлениям и

школам, так и к отдельным композиторам и даже исполнителям.

Понятие стиля эпохи акцентирует внимание на историческом аспекте.

Существует много классификаций, одни из которых выделяют наиболее кру пные

исторические эпохи в развитии музыки (Возрождение, Барокко, Классицизм,

Современность и т. д. ), а другие, наоборот, дробят историю му зыки на относительно

небольшие периоды, выделенные ранее др угими искусствоведческими дисциплинами

Классическим п римером с тиля эпохи является м у зыка барокко, характерные черты

которой – интерес к внутреннему мир у личн ости, драматизм, контрастное изображение

сил природы, развитие оперы и ин стру ментальной музыки (К. Монтеверди, А. Вивальди,

Стиль жанра отражает специфик у содержания, музыкальных приёмов и

особенностей тех или иных му зыкальных жанров, которые, в свою очередь, могут

Поэтому поняти е стиля наиболее приемлемо для тех жанров, в которых ярко

выражены наиболее об щие черты. Сюда мож но отн ести жанры, в основе которых лежит

народная музыка (разли чные обрядовые песни, народные танцы), церковные песнопения,

Если же брать произведения к ру пных фо рм (опера, оратори я, симфония и т. п .), то и

здесь стиль жанра всегда явно прочитывается, несмотря на то, что на него накладываются

Если композитор п риду мывает какой - нибудь новый жанр, то в этом случае черты

жанрового стиля сразу установить сложно – для этого должно пройти время, в течение

которого появятся и д ругие произведения в таком же жанре. Так было, к примеру , с

композиторы стали смело называть свои пьесы таким же именем.

Стиль музыкального направления во многом перекликается со стилем эп охи: ведь

некоторые направления рассматриваются му зыковедами как целые эпохи в м у зыке.

Но есть и такие направления, для которых можно выделить свойственные только им

стилистические нюансы. К таким относится венская классическая школа (Л.В.Бетховен,

Й.Гайдн, В.А.Моцарт). Класс ическое направление характеризу ется простотой,

выразительностью, богатым гармоничес ким языком, детальным развити ем темы.

Говоря о том, какими бывают стили м у зыки, нельзя пройти мимо национальных

Основой национального музыкального с тиля является фольклорное на чало. Многие

великие композиторы вдохновлялись народными мелодиями, вплетая их в свои творения.

Некоторые произведения даже и меют соответству ющие н азвания (например, « Венгерские

Если подойти к вопрос у о том, к акие бывают ст или музыки, с точк и зрения

композиторских школ, отдельных композиторов и музыкантов, то можно выделить ещё

Если композиторской школе свойственна высокая степень общности

художественных приёмов, то логично выделить и стиль, прису щий этой школе.

Можно говорить о стилях полифонических шк ол эпохи Ренессанса, о стилях

различных италья нских оперных школ XVII века или стилях инструментальных школ

В русской музыке XIX века тоже существовало творческое объединение

группу комп озиторов проявлялась в единой линии развития, выборе сюжетов, опоре на

Композиторский стиль – понятие, которое гораздо проще кон кретизировать, ведь

творчество любого к омпозитора ограничено сравнительно небольши м временным

периодом и определёнными тенденциями музыкальной эп охи. Так, бу квально по п ервым

тактам можно у знать, напри мер, му зык у Моцарта или Россини.

Естественно, что композитор, как и любой человек, в течение жизни меняется,

и это накладывает отпечаток на стиль его творчества. Но каки е - то стилевые черты всё

равно остаются неизменными, присущими только ему, являются своеобразной «визитной

выразительности, которая сл ужит воплощению того или и ного идейно - образного

содержания. Понятие стиля в музыке, отражающее ди алектическую взаимосвязь

содержания и формы, является сложным и м ногозначным. При безусловной зависимости

от содержания оно всё же относи тся к области формы, под которой понимается вся

совокупность м у зыкальн о - выразительных средств, включающая элементы музыкального

языка, принципы формообразования, композиционные приёмы. Понятие сти ля

подразумевает общность стилевых признаков в музыкальном прои зведении, к оренящу юся

в соци ально - исторических ус ловиях, в мировоззрении и мироощущении х у дожников, в их

творческом методе, в общих закономерностях музыкально - исторического п роцесса.

Историческую роль Глинки в му зыке можно сравнить с ролью П у шкин а в

русской литературе. В самом характере дарования двух современников мн ого

родственного. По словам Белинского, как и П ушкин, Глинка у мел соединять «изящно

творчество п оэта и композитора образцом подлинно классического х удожественного

творчества, которое основано н а слиянии глубокой вн у тренней правды и ши роты

содержания с гармонической ясность ю, стройностью и законченностью формы. Подобно

Пушкину Гли нка у ниверсален. В своём творчестве он показал многообразн ые стороны

русской жизни и р у с ского характера. Он создатель р ус ской классической оперы и

русского классического романса. Он заложил основы классического русского

симфонизма. Ве ликое историческое значение Глинки определило и др угое качество -

художник гл у боко национальный, он обладал Даром постижени я психологии и образа

мысли других н ациональностей. Его Восток, Италия, Испания - пример творческого

Расцвет творчества Г линки совпал с эп охой романти зма. Глинке была близка

концепция романтиков о национальной самобытности и х арактерности. Но романтиком

свойственны специфические черты романтизма - усиленное внимание к личности,

субъективному, скептическое отношение к окру жающему, п атетичность выражения

чувств. Ч у ждое наци ональной ограниче нности, творчество Глинки при всей своей

классичности не принадлежит ни классицизму , ни романтизм у . Но от романтизма он

унаследовал прогрессивные черты - умение находить прекрасное в обыденном. В

истории русской музыки он первый достиг совершенства в еди нс тве правдивого и

прекрасного, передавая образы окружающей действительности в изящной, стройной и

С творчеством Глинки му зыковедени е в России при обрело достойный объект

исследования для постановки больши х му зыкальн о - эстетических проблем , на основе

анализа его творчества возникает профессиональная литерату ра о м у зыке.

Произведения Глинки рассматриваются в и сторическом, эстетическом, музыкально -

творческом аспектах. Его произведения служат п редметом крити ческих статей,

посвященных проблемам музыкального те атра и музыкального и сполнительства,

проблемам оперной драмат ургии, принципов симфонизма, специфики музыкального

Характеристика творчества. М.И. Гли нка, впитав дости жения

западноевропейской му з ыкальной культуры, в совершенстве овладев высоким

мастерством, выра ботал свою систем у эстетических взглядов, которой п одчинён его

стиль. Он создал национальный стиль и язык русской классической му зыки, который

явился фундаментом всего бу д у щего развития русской к лассической школы.

Определяющим элементом его музыки является мелодия. Мелодия характериз у ется

распевностью, плавностью, типичны обороты: секстовые и гексахордовые попевки,

опевание квинтового тона, ни сходящий х од от к винты к тонике лада. П есенность

М.И.Глинка глубоко проник в самую п рироду народной м у зыки, поняв

существенные особенности народного музыкального мышления, народной мелодии,

лада и ритма. Язык народной песни стал для него своим, родным языком.

Плавность голосоведения, рельефн ость мелодического рисунка - всё это коренн ые

традиции народной подголосочной полифонии. Свобода, н ескованнос ть голосоведения

характерные для гармонического и по лифониче ского мышл ения Глинки, его техни ка

расслоения голосов, любовь к прозрачному двух и трёхголосию - всё это связано со

стилем н ародного многоголосия. Глинка в совершенстве владел методом вариантного

развития. Полифония Глинки и похожа и н е похожа на к лассические образцы.

Композитор использует классические западноевропейские формы фуги, канона,

имитации, п одвижного контрапункта, н о они национально - рус ского характера. Приёмы

вариантно - попевочного развития вслед за Глинкой применяли Чайковский, Рахманинов

Глинка поэтически претворил русский народный колорит, п рименив оригинальные

ладовые обороты, при нцип ладовой переменности, типичные лады русской народной

Романсы и песни. К области романса Глинка обращался на протяжении всего

творческого п у ти. Им н аписано свыше 70 романсов. В них выражены разли чные

чувства: любовь, разочарование, восторг, душевный порыв. В не которых романсах

запечатлены карти ны природы и быта. Глинка охватывает все виды современного ему

вальс, мазурку, поль ку . Он обращается к жанрам, свойственным м у зыке других

народов: к испанскому болеро, итальянской баркаролл е.

Многообразны и формы романсов - простая к у п летная форма, трех частная, рондо,

сложная форма, где п роисходит смена разных эпизодов, связанных единой линией

Композитором использованы тексты 20 поэтов. Сохраняя единств о своего стиля,

Глинка сумел отобраз ить в музыке о собенности поэтического языка, при су щи е

различным авторам. Он воплощает в м у зыке романса прежде вс его общее настроение

текста, его главный поэтический образ. Гла вным средством воплощения содержания

романса является на певная мелодия ши рокого дыхания, порой с отдельными

речитативными изобразительными интонациями, отличающаяся единством всех

Фортепианная партия играет большую роль в романсах Глинки, особенно в зрелых .

Вступления, вводящие в н астроение и обста новку действия, имею тся в больши нстве

романсов. В вокальных партиях Глинка проявил прекрасное знание возможностей

язык романсов Глинки не сложен, но в них можно встретить очень и нтересные

гармонические штрихи: пониженная VI ст у п ень и большое число субдоминантовых

Оперы Глинки определили собой п у ть ра звития оперного жанра в Р оссии. В

принципах музыкальной драматургии, в образн ом строе и в методах разработки

народно - национального тематизма оп еры Глинки явились основой для творчества

Русская опера п рошла большой последующий п у ть развития, но неизменным

оставалось: гл убокое пони мание исторической темы с позиций современности, веду щая

роль народа, сквозное проведение вед ущей мысли и основного к онфликта,

выраженного средствами симфонического развити я; реал истическое воплощение

главных характеров и творческое использование народно - национальных истоков.

Принципы ансамблевого п исьма, присущая композитору пластичность и ясность

самостоятельных мелодических линий, нашли п родолжение в операх Римского -

танцев II действия не является вставным, д екоративным номером, что наблюдалось в

творчестве композиторов до Глинки. Являясь одним из важных элементов

драматического действия, она намечает тот п у ть симфони зации русского балета,

Для фортепианного творчес тва этого периода характерно расширение круга

образов и жанровой сферы. В связи с событиями Отечественной войны появляется

большое количество патриотических сочинений. Лучшие из эт их сочин ений завоевали

любовь слу шателей и исполнялись в течение длительного време ни после окон чания

войны, преимущественно в виде п ереложений для д у х ового орк естра.

На протяжении 30— 40 - х годов в связи с развитием ром антизма в России, как и на

Западе, усилился интерес к ли рическим сочинениям различных жанров. Мн ого таких

пьес п исал И. Ласковский. Они привлека ют своей мелодичност ью, изяществом,

Связь с русской народной музыкой проявилась в ин струме нтальном творчестве А.

Алябьева, А. Г у рилева, А. Е саулова и других авторов бытового романса. В и х

фортепианных сочинениях нашли отражение многие ос обенности мелодико -

гармонического языка р усской вокальной лирики первой половины X IX века. Наиболее

ярким и национально - самобытным было фортепианное творчество Глинки.

Михаил Иванович Гли нка превосходно владел фортепи ано. Его исполн ение

отличалось поэтичностью и од у х отворенностью. «Такой мягкости и п лавности такой

страсти в зв у к ах и совершенного отсутствия деревянных к лавишей, — вспоминает А. П.

Керн, — я никогда ни у кого не встречала! У Гли нки клавиши пели от прикосновения его

красочность игры композ итора. Рассказывая о воспроиз ведении автором на фортепиано

бесподобную по чисто русской забубенности вещь в концерте, то к ней почти н ичего не

прибавило оркестровое исполнение, даже кое - что поубавило в огне и стремительности

Глинка создал немало произведений н а темы народных песен. Его « К априччио на

вариационности с элементами симфонической разработки, что еще ни в одном р у с ском

фортепианном сочинени и не встречалось. Новаторство композ итора сказалось и в

использовании подголосочной полифонии; в таком развитом виде н е применявшейся его

предшественниками. Ясное п редставление об этом ти пе изложения у Глинки может дать

народного п ения — чередование одноголосных запевов с хоровым многоголосием и

вводит дополняющие голоса, являющиеся вариантами основного напева.

Подобно русским композиторам конца XVIII — начала XIX столетия, Глинка

проявил большой интерес к жанру фортепи а нных вариаций. По сравне нию со своими

предшественниками он сильно развил этот жанр. Глинка создал вариационные ц иклы не

и на с обственную тему , на темы Моцарта, Керу би ни, Беллин и, итальянского романса

Глинка более гл у боко раскрывает их содержание и н аряду с эт им переосм ысливает его.

характер, что соответству ет поэтической идее стихотворения Дельвига. В «Вариациях на

Глинка преодолел аморфность структуры, с войственную многим фортепианным

вариациям предшествующих русс ких композиторов. Его ц иклы стройны и лаконичны.

Они состоят всего из пяти - шести вариаций. В сочинениях зрелого период а важную

драматургическую роль играют финалы, которым автор придал обобщающий характер.

первый классический образец русского нок тюрна. Она близка сочинениям Фильда своим

поэтическим колоритом и мастерским восп роизведением пения на фортепиано. Но

интонационный строй ее типично ру сский, связанный с песенно - романсной лирикой

Глинки и авторов бытового романса. Существенное отличие пьесы от ноктюрнов Фи льда

заключается также в развитии тематического материала. Фильд расцвечивает тему,

разукрашивает ее инстр у ментальными колоратурами, что находи тся в соответстви и с

лирически - созердательными образами его му зыки. Глинка стремится у г лубить ли ричес кое

содержание темы, усилить эмоциональное напряжение музыки. Он достигает этого сперва

перенесением темы в средний, более н асыщенный регистр, затем п олифонизацией тк ани,

введением дополняющих голосов, родственных теме и воспро изводящих ее основн у ю

свойственные оркестровым произ ведениям и х ору : он придает ей и ну ю, более

насыщенную тембровую окраску и использ уе т п олифонические при емы, близкие

русскому народном у многоголосию. Это своеобразное развитие стало в дальнейшем

типичным для многих лирических произведений Чайковского и других р ус ских

В довольно обширн ой гру ппе танцевальных пьес Глинк и отче тливо сказалась

тенденция к психологическому углублению х у дожественного образа. Ранни е мазурки,

котильон еще напи саны в д у х е бытовой м узыки. В дальнейшем тан цевальные п ьесы

Глинки у трачивают прикладной характер. На первый план в них выдвигается лирико -

для фортепиано в четыре руки (он часто и сполняется в орке стровом переложении).

Глинка п исал также форт епианные фуги. Л уч шая из них — a- moll. Это первый

В творчестве Глинки соче таются отдельные черты классицизма и романтизма.

Однако в целом тво рческий облик композитора оп ределяется не этими чертами.

Представители классициз ма, как правило, оценивали и изображал и действительность с

позиций умозрительных идеалов, и каждый герой был у них в оплощением какой - либо

одной идеи и ли морального качества (мужества, справедливости, коварства и т.д.).

Индивидуальное в чел овеке поглощалось общи м. Романти ков, н апротив, интересовало в

первую очередь всё несбыточное, исключительное, не подвластное разу му.

Главной же заботой Глинки было правдивое раскрытие сущности происходящих в

самой жизни реальных событий, душевных переживаний человека. В каждом отдельном

явлении он стремился найти общее, типичное, а с др угой стороны, обобщающие мысли

обязательно воплощал в конк ретных образах – полнок ровных, жизненных, реальных. Эт и

Реалистические устремления были присущи русской м у зык е и до Глинки. Но

проявлялись они лишь в частных жизненных наблюдениях и зарисовках. Глинка же

первым из русских композиторов поднялся до больших жизненных обобщений, до

реалистического отражения действительности в целом. Его творчество открыло эпох у

Читайте также: