С какими странами и народами имели связи адыги кратко ответ

Обновлено: 05.07.2024

Черкесы (адыги), населявшие обширные территории Северо-Западного и Центрального Кавказа, граничили со многими народами: абхазами, абазинами, карачаевцами, балкарцами, осетинами, ингушами, чеченцами и дагестанцами. Естественно, что отношения с этими народами носили интенсивный характер и имели важное значение во внутри- и внешнеполитической истории черкесов (адыгов). Помимо непосредственных соседей, образовавших вместе со страной черкесов (адыгов), Черкесией, единое культурное и географическое пространство, существенное значение имели связи со странами Закавказья — Грузией, Арменией, Азербайджаном. Здесь необходимо вспомнить, что как этнос черкесы (адыги) сформировались на рубеже античности и средних веков. В глубокой древности отдаленные предки черкесов (адыгов) занимали значительно более обширные территории по периметру Черного моря: в Крыму, Юго-Восточной Европе и Малой Азии. Крупнейшие российские антропологи (В.В. Бунак, М.Г. Абдушелишвили, Я.А. Федоров) отмечали, что с эпохи ранней бронзы (III тыс. до н.э.) и до средних веков на Северо-Западном Кавказе не было смены населения, т.е. древнейшие жители нашего края имели черкесский (адыгский) антропологический тип. В III-I тыс. до н.э. племена, носители черкесской (адыгской) и абхазской речи, населяли территорию современной Грузии и являлись создателями знаменитой Колхидской культуры. На территории современной Абхазии многие видные грузинские и абхазские ученые (И.А. Джавахишвили, Г.А. Меликишвили, С.Х. Бгажба, Е.С. Шакрыл и др.) отмечают ряд топонимов (названий местностей) и гидронимов (названий рек) черкесского (адыгского) происхождения.

Черкесские наемники составляли постоянное войско грузинских царей, начиная с Давида Строителя (1089-1125 гг.). В грузинской истории хорошо известен черкесский наемник Джикур, фаворит царя Давида V. Последний был увезен монголами в Каракорум, а затем был вынужден участвовать в войне с египетскими мамлюками. Наместником Грузии, в отсутствие Давида, был Джикур. Твердое управление этого черкеса оставило свой след в истории Грузии. Черкесские всадники выступили на стороне грузин в их борьбе против полчищ Тамерлана, напавших на Карталинию в царствование Георгия VII. Некоторые из черкесских всадников уходили в Грузию в результате поражений во внутричеркесских столкновениях. Примером служит род кахетинских князей Черкесишвили с резиденцией в Веджини. Предком этих князей является пши Шегенуко из Бесленея.

В результате внутриадыгских конфликтов значительное число людей, спасавшихся от кровной мести, поселялось в Осетии, Чечне, Балкарии. Великий осетинский поэт Коста Хетагуров происходил из рода, основанного адыгским аристократом Хетагом, поселившимся в горах Осетии в XVIII в. Почти все наиболее важные фамилии осетинских алдаров (князей) происходили из Черкесии. В их числе выделяются Канукти — Кануковы. В осетинском фольклоре выделяется историческая песня о Есе Канукти, соперничавшего в доблести с кабардинским князем Асланбеком Кайтуко.

Особенно тесные отношения связывали адыгов с абхазами. В научной литературе (М.Ф. Броссэ, В.Э. Аллен) высказывалась гипотеза о черкесском происхождении Леонидов, правящей династии Абхазского царства. В византийских источниках это государство фигурирует как царство Абазгов. В отдельные периоды крайние западные пределы царства Абазгов достигали Туапсе и в этой связи можно предположить, что в состав этого политического образования входили какие-то зихские племена. В XIII-XVIII вв. Черкесия и Абхазия представляли собой единое этнокультурное пространство, население которого жило одними обычаями, верило в одних богов, носило одинаковую одежду. Обычным явлением для Абхазии было знание адыгского языка. В период русско-черкесской войны (1763-1864 гг.) большое число абхазов сражалось в составе адыгских отрядов. Абхазские мюриды Шамиля зарекомендовали себя как великолепные воины. Абхазы разделили трагическую участь адыгов и также подверглись массовой депортации в Османскую империю.

Знаменитый военный предводитель Ажджериеко Кущук, происходивший из темиргоевского княжеского рода Болотоко (ум. в 1840 г.), почитался в Абхазии как народный герой.

Для Абхазии и Адыгеи характерно наличие большого числа общих фамилий (Бгажба — Бгажноков, Багба — Багов, Ардзинба — Ардзинов, Чичба — Чич, Чачхалия — Чачух, Чиргба — Чирг и мн. др.). Еще в середине XVII в. часть бжедугов, согласно Э. Челеби, разговаривала на абхазском языке. Можно предположить абхазское происхождение отдельных шапсугских и абадзехских кланов.

Многие аспекты абхазской, абазинской, адыгейской и кабардинской истории получат качественно новое освещение в рамках предложенной идеи — существования абхазо-адыгского историко-культурного типа. Сама эта идея естественно не отрицает специфики отдельно кабардинской, отдельно адыгейской или абхазской истории. Для княжеской Абхазии XVI-XVIII вв. отношения с Крымским ханством, столь актуальные для Адыгеи и Кабарды, занимают скромное место в общем спектре политико-военных проблем. Безусловно, адыго-калмыцкие столкновения, абхазо-мингрельская 30-летняя война, союз Малой Кабарды с Москвой при Темрюке и многие другие темы существенно разнят политическую историю Абхазии и Черкесии. И в русле этого написаны почти все труды по истории Северо-Западного Кавказа. Но отношения абхазов с Грузией сложились именно так, а не иначе, именно ввиду мощного адыго-абазинского фактора. И, если Чачба-Шервашидзе не испытывали на себе непосредственной угрозы со стороны Бахчисарая, то эту угрозу впитали в себя северокавказские абазины, во всех отношениях связанные и с княжеской Абхазией, и с княжеской Кабардой. В конечном счете, все векторы (политические, военные, конфессиональные, культурные, любые другие) направленные на Абхазию доходили до Адыгеи, Убыхии, Кабарды. А влияние Степи через адыгские земли доходило до абхазов.

Отношения адыгов с соседними кавказскими народами носили, по большей части, мирный характер. Возникавшие конфликтные ситуации носили, как правило, частный характер. Мирному сосуществованию народов способствовало совместное природопользование, совместная борьба с иноземными захватчиками. Народы Кавказа умели ценить дружбу и тщательно соблюдали заключенные договоры. История и культура адыгов испытали на себе заметное влияние со стороны братских кавказских народов.

Таким образом, к этому периоду Северный Кавказ по этническому составу был исключительно пестрым. В частности, по соседству с адыгами, которые занимали огромную территорию от моря до моря, проживали различные племена. Естественно, между ними часто происходили во- оруженные столкновения, и адыги с переменным успехом защищали свою землю. Они вели частые войны с гуннами, готами (оттуда и адыгская фамилия Гъуэтыжь.– К. У.), аланами, болгарами, хазарами, аварами, печенегами, половцами, савирами, византийцами и т. д., с которыми жили по соседству. Словом, история адыгов была наполнена войной за независимость и свободу. И в этих условиях к раннему Средневековью, как было отмечено выше, сложилась адыгская народность.

Даже в разные исторические периоды отношения адыгов с ближайшими (родственными) абхазами были не совсем мирными. Более того, между самими адыгскими княжествами происходили частые столкновения за сферы влияния и господство над всеми адыгами. Именно постоянное военное положение, в котором находились последние на протяжении веков, заставило их подчинить весь свой образ жизни войне. А адыг с рождения фактически готовился к войне, и вся система воспитания адыгов была подчинена выработке у подрастающего поколения таких черт характера, как смелость и отвага, презрение к смерти, любовь к родине, преданность, решительность и т.д.

Нельзя предполагать, что на адыгов всегда нападали другие племена и народности. Они и сами часто совершали военные походы против других народов и государств. Например, они организовали такой поход в Закавказье против армян в 957 г. Во главе этого войска был князь Бер. Об этом свидетельствуют армянские письменные источники.

В письменных источниках, относящихся к периоду ран- него Средневековья, лучше всего отражена борьба адыгов с аланами. Последние жили в непосредственном соседстве с адыгами. В частности, Констатин Багрянородный отмечает, что аланы совершали частые набеги на Зихию (адыгов. – К. У.), и последние вынуждены были укрываться на Таманском полуострове. А Масуди сообщает, что аланы, используя политическую раздробленность адыгов, часто устраивали набеги против них. Но их взаимоотношения чаще всего носили мирный характер, и они нередко вели

совместную борьбу против общего врага.

Дело в том, что в начале VI в. берега Керченского пролива оказались под властью Византии, с которой адыгам приходилось часто соприкасаться, хотя они никогда не подчинялись ей. Эти контакты адыгов с Византией носили в основном мирный характер, и в них преобладали торгово-экономические и культурные связи. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры. Результатом культурного же обмена с византийцами является тот факт, что адыги приняли от них христианство.

Сложными были отношения адыгов в раннем Средневековье и с хазарами. Хазары – это тюркоязычный народ булгарской группы. До этого кочевавшие в западно-прикаспийской степи, они появились в Восточной

Европе после гуннского нашествия в IV в. В VII–Х вв. создали раннефеодальное государство с каганом (глава государства). Столица – Семендер, с начала VIII в. – Итиль. В VIII–Х вв. северокавказские степи с Таманским полуостровом находились в руках Хазарского каганата. Хазары подчинили себе многие соседние народы и в том числе адыгов, аланов, вайнахов (чеченцев, ингушей), которые платили им дань.

Об этом свидетельствуют данные еврейско-хазарской переписки Х в. и другие документы.

Однако следует отметить, что адыги не всегда воевали с хазарами; они часто становились их союзниками в борьбе против общего врага, когда политическая обстановка в крае этого требовала. В частности, они вместе неоднократно отражали арабскую агрессию на Северном Кавказе в VIII –IX вв. Или в русской летописи говорится, что в 965 г. Киевский князь Святослав одержал победу над хазарами и их союзниками – касогами.

Поход Святослава 965 г. положил конец господству хазар на Северном Кавказе и явился началом существования на берегах Керченского пролива русского Тмутараканского княжества (Тамтарэкъей – по-адыгски.– К. У.), с которым адыги установили тесные и широкомасштабные контакты. А вообще многочисленные памятники материальной и духовной культуры свидетельствуют о том, что между древними адыгами и восточными славянами – руссами (урыс – по-адыгски. – К. У.) – были установлены тесные связи еще задолго до образования Тмутараканского княжества. В частности, богатый археологический материал с элементами славянской культуры был обнаружен в адыгских могильниках IV–ХII вв. Это говорит о том, что между древними адыгами и восточными славянами существовали еще с раннего Средневековья тесные торгово-экономические и этнокультурные контакты. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источники Средневековья, в которых упоминаются русы, проживавшие в этот период на Северо-Западном Кавказе по соседству с древними адыгами. Естественно, существовал между этими народами широкий диалог и в сфере их духовной культуры. Об этом свидетельствуют этнографические, языковые материалы. Поэтому не случайно, что из всех кавказских народов этнографически наиболее близкими к восточным славянам (русам) являются адыги. Немало общих черт имеется между славянами и адыгами в материальной культуре, фольклоре (например в легендах об убийстве стариков), старых языческих верованиях и даже народной мелодии. Для наглядности можно привести некоторые примеры. В частности, Ф. Волков при сопоставлении одежды украинского казачества и крестьянства со

Тем не менее необходимо отметить, что адыго-русские взаимоотношения были не всегда мирными. Есть много достоверных сведений, что эти отношения носили враждебный характер, и часто они встречались на поле боя, особенно после создания Тмутараканского русского княжества по соседству с адыгами. Естественно, адыги не могли быть

сторонними наблюдателями, когда экспансия восточных славян была направлена в сторону адыгских земель.

Но письменные источники свидетельствуют о том, что после этого поединка Мстислава и Редеди адыгские войска оказывали Мстиславу помощь в его борьбе со своим братом князем Ярославом. В частности, на следующий год после этого поединка Мстислав пошел на Чернигов с адыгами и хазарами, где в тяжелом бою нанес поражение своему брату, и в 1025 г. он добился раздела Руси на две части: западная – от Днепра с Киевом – досталась его брату Ярославу, а себе оставил восточную и остался княжить в Чернигове. К концу ХII в. Русь теряет Тмутаракань, куда

пришли половцы, которые захватили не только южнорусские земли, но и северокавказские степи.

Таким образом, адыго-русские отношения зародились еще в раннем Средневековье и вначале они носили не совсем мирный характер. Тем не менее, эти контакты способствовали установлению культурного диалога, т. е. взаимовлиянию их культур. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники материальной и духовной культуры, которые достались их потомкам. Дальше адыго-русские взаимоотношения расширились и обогащались новым содержанием, но они не могли пройти и мимо тех исторических событий, которые произошли впоследствии на Северном Кавказе.

не освоенные и малоосвоенные земли или выгоняли из насиженных мест коренные племена, расселялись на их территории.

Даже в разные исторические периоды отношения адыгов с ближайшими (родственными) абхазами был не совсем мирными. Более того, между самими адыгскими княжествами происходили частые столкновения за сферы влияния и господство под всеми адыгами. К сожалению, следует констатировать тот факт, что не сохранилось много сведений о войнах адыгов с соседними народами в раннем средневековье. Однако надо иметь в виду, что чужие племена, которые оказались на Северном Кавказе, в первую очередь приходили сюда войной против местного населения, и они всегда проводили агрессивную политику по отношению к соседним народам, т.е. к адыгам. Именно постоянное военное положение, в котором находились последние на протяжении веков, заставило их подчинить весь свой образ жизни войне. А адыг с рождения фактически готовился к войне, и вся система воспитания адыгов была подчинена выработке у подрастающего поколения таких черт характера, как смелость и отвага, презрение к смерти любовь к родине, преданность, решительность и т.д.

Нельзя предполагать, что на адыгов всегда нападали другие племена и народности. Они и сами часто совершали военные походы против других народов и государств. Например, они организовали такой подход в Закавказье против армян в Х в. Во главе этого войска был князь Бер. Об этом свидетельствуют армянские письменные источники. Правда, в сражении между адыгами и армянами, которое произошло в 957 г., адыги потерпели поражение, и сам Бер был взят в плен под гор. Карсом. Из войн, которых адыгам приходилось вести в раннем средневековье, лучше всего отражены в письменных источниках их борьба с аланами. Последние жили в непосредственном соседстве с адыгами. В частности, Констатин Багрянородный отмечает, что аланы совершали частые набеги на Зихию (адыгов. – К.У.) и последние вынуждены были укрываться на Таманском полуострове. А Масуди сообщает, что аланы, используя политическую раздробленность адыгов, часто устраивали набеги против них. Но их взаимоотношения чаще всего носили мирный характер, и они нередко вела совместную борьбу против общего врага.

Дело в том, что в начале VI в. берега Керченского пролива оказались под властью Византии, с которой адыгам приходилось часто соприкасаться, хотя они никогда не подчинялись ей. Эти контакты адыгов с Византией носили в основном мирный характер, и в них преобладали торгово-экономические и культурные связи. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, которые имеются памятники материальной культуры, которые имеются достаточно много. Результатом культурного же обмена византийцев является тот факт, что последние приняли от них христианство. Печенеги – объединение тюркских и сарматских племен, кочевавшие в VIII- IХ вв. в заволжских степях, а с 1Х в - в юго-русских степях.




Сложными были отношения адыгов – в раннем средневековье и с хазарами. Хазары – это тюрко - язычный народ булгарской группы. Они появились в восточной Европе после гуннского нашествия в 4в. До этого кочевавший в Западно-Прикаспийской степи. В VII- Х вв. создали раннефеодальное государство с каганом (глава государства). Столица – Семендер, с начала VIII века – Итиль. В VIII – Х вв. Северокавказские степи с Таманским полуостровом находились в руках Хазарского каганата. Хазары подчинили себе многие соседние народы и в том числе адыгов, аланов, вайнахов (чеченцев, ингушей), которые платили им дань.

Об этом свидетельствуют документы еврейско-хазарской переписки Х в. и другие документы.

Правда, Б.А.Рыбаков утверждает, что предания о войне князя Алегуко Канжова с хазарами относятся не к войне князя Святослава, которая произошла в 965 г., борьбе восточных славян с хазарами при Олеге Святославиче в 1079 – 1023 гг.

Однако, следует отметить, что адыги не всегда воевали с хазарами; они часто становились их союзниками в борьбе против общего врага, когда политическая обстановка в крае этого требовала. В частности, они вместе неоднократно отражали арабскую агрессию шла на Северном Кавказе в VIII – Ixвв. Или в русской летописи говорится, что в 965 г. киевский князь Святослав одержал победу над хазарами и их союзниками – ксогами.

Поход Святослава 965 г. положил конец господству хазар на Северном Кавказе и явился началом существования на берегах Керченского пролива русского Тмутараканского княжества Тамтарэкъей. – (по адыгски.- К.У.) с которым адыги установили тесные и широкомасштабные контакты. А вообще многочисленные памятники материальной и духовной культуры свидетельствуют о том, что между древними адыгами и восточными славянами – руссами (урыс – по – адыгски. – К.У.) были установлены тесные связи еще задолго до образования Тмутараканского княжества. В частности, богатый археологический материал с элементами славянской культуры был обнаружен в адыгских могильниках IV- ХIIвв. Это говорит о том, что между древними адыгами и восточными славянами существовали еще с раннего средневековья тесные торгово-экономические и этнокультурные контакты. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источники средневековья, в которых упоминаются русы, проживавшие в этот период на Северо – Западном Кавказе по соседству с древними адыгами. Естественно, существовал между этими народами широкий диалог и в сфере их духовной. Об этом свидетельствуют этнографические, языковые материалы. Поэтому не случайно, что из всех кавказских народов этнографически наиболее близкими к восточным славянам (русам) являются адыги. Немало общих черт имеются между славянами и адыгами в материальной культуре, фольклоре (например, в легендах об убийстве стариков), старых языческих верованиях и даже народной мелодии. Для наглядности можно привести некоторые примеры. Например, Ф.Волков при сопоставлении одежды украинского казачества и крестьянства со старой национальной формой одежды адыгов, нашел много общего. Он видит это общее в кунтуше и черкеске, жунане и бешмете, в покрое украинских и адыгских шаровар и т.д. Или такой пример: адыго-абхазское и плетеное и обмазанное глиною жилище (унэ (адыг. - К.У.) с четырехскатной соломенной крышей имеет много общего с украинской хатой. Этот тип жилища существует у адыгов еще с периода каменного века, и поэтому можно предположить, что славяне восприняли эту технологию строительства жилья у древних предков адыгов. Адыго-славянские связи периода раннего средневековья нашли отпечаток в одинаковом обычае оставлять при бритье головы клок волос на макушке у мужчин. С такой прической ходил в свое время даже киевский князь Святослав; а позже она стала отличительным признаком запорожских казаков, которые жили с адыгами бок о бок. Известно, что такую же прическу носили адыги до недавнего времени.

Тем не менее необходимо отметить, что адыго-русские взаимоотношения были не всегда мирными. Есть много достоверных сведений, что эти отношения носили враждебный характер, и часто они встречались на поле боя, особенно после создания Тмутараканского русского княжества по соседству с адыгами. Естественно, адыги не могли быть сторонами наблюдателями, когда экспансия восточных славян была направлена и на сторону адыгских земель.

А вообще на территории Тмутараканского княжества, куда входили Таманский полуостров, Восточный Крым и, возможно, низовья Кубани, проживали адыги – (касоги), греки, аланы, хазары и др. Особенно сложными были адыг – русские отношения во время правления тмутараканским княжеством Мстислава Храброго. Так, в 1022 г. он совершил поход против касогов (адыгов). Русская летопись рассказывает о единоборстве Мстислава Храброго и касожского князя Редеди следующее:

Но письменные источники свидетельствуют о том, что после этого поединка Мстислава и Редеди, адыгские войска оказывали Мстиславу помощь в его борьбе со своим братом князем Ярославом. В частности на следующий год после этого поединка Мстислав пошел на Чернигов с адыгами и хазарами, где в тяжелом бою нанес поражение своему брату, и в 1025 году он добился раздела Руси на две части: западная – от Днепра с Киевом – досталась его брату Ярославу, а себе оставил восточную и остался княжит в Чернигове. К концу ХII в. Русь теряет Тмутаракань, куда пришли половцы, которые захватили не только южнорусские земли, по и северокавказские степи.

Таким образом, адыго-русские отношения зародились еще в раннем средневековье, и вначале они носили не совсем мирный характер. Тем не менее, эти контакты способствовали установлению культурного диалога, т.е. взаимовлиянию их культур. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники материальной и духовной культуры, которые достались их потомков. Дальше адыго-русские взаимоотношения расширились и обогащались новым содержанием, но они не могли пройти и мимо тех исторических событий, которые произошли в последующим на Северном Кавказе.

не освоенные и малоосвоенные земли или выгоняли из насиженных мест коренные племена, расселялись на их территории.

Даже в разные исторические периоды отношения адыгов с ближайшими (родственными) абхазами был не совсем мирными. Более того, между самими адыгскими княжествами происходили частые столкновения за сферы влияния и господство под всеми адыгами. К сожалению, следует констатировать тот факт, что не сохранилось много сведений о войнах адыгов с соседними народами в раннем средневековье. Однако надо иметь в виду, что чужие племена, которые оказались на Северном Кавказе, в первую очередь приходили сюда войной против местного населения, и они всегда проводили агрессивную политику по отношению к соседним народам, т.е. к адыгам. Именно постоянное военное положение, в котором находились последние на протяжении веков, заставило их подчинить весь свой образ жизни войне. А адыг с рождения фактически готовился к войне, и вся система воспитания адыгов была подчинена выработке у подрастающего поколения таких черт характера, как смелость и отвага, презрение к смерти любовь к родине, преданность, решительность и т.д.

Нельзя предполагать, что на адыгов всегда нападали другие племена и народности. Они и сами часто совершали военные походы против других народов и государств. Например, они организовали такой подход в Закавказье против армян в Х в. Во главе этого войска был князь Бер. Об этом свидетельствуют армянские письменные источники. Правда, в сражении между адыгами и армянами, которое произошло в 957 г., адыги потерпели поражение, и сам Бер был взят в плен под гор. Карсом. Из войн, которых адыгам приходилось вести в раннем средневековье, лучше всего отражены в письменных источниках их борьба с аланами. Последние жили в непосредственном соседстве с адыгами. В частности, Констатин Багрянородный отмечает, что аланы совершали частые набеги на Зихию (адыгов. – К.У.) и последние вынуждены были укрываться на Таманском полуострове. А Масуди сообщает, что аланы, используя политическую раздробленность адыгов, часто устраивали набеги против них. Но их взаимоотношения чаще всего носили мирный характер, и они нередко вела совместную борьбу против общего врага.

Дело в том, что в начале VI в. берега Керченского пролива оказались под властью Византии, с которой адыгам приходилось часто соприкасаться, хотя они никогда не подчинялись ей. Эти контакты адыгов с Византией носили в основном мирный характер, и в них преобладали торгово-экономические и культурные связи. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, которые имеются памятники материальной культуры, которые имеются достаточно много. Результатом культурного же обмена византийцев является тот факт, что последние приняли от них христианство. Печенеги – объединение тюркских и сарматских племен, кочевавшие в VIII- IХ вв. в заволжских степях, а с 1Х в - в юго-русских степях.

Сложными были отношения адыгов – в раннем средневековье и с хазарами. Хазары – это тюрко - язычный народ булгарской группы. Они появились в восточной Европе после гуннского нашествия в 4в. До этого кочевавший в Западно-Прикаспийской степи. В VII- Х вв. создали раннефеодальное государство с каганом (глава государства). Столица – Семендер, с начала VIII века – Итиль. В VIII – Х вв. Северокавказские степи с Таманским полуостровом находились в руках Хазарского каганата. Хазары подчинили себе многие соседние народы и в том числе адыгов, аланов, вайнахов (чеченцев, ингушей), которые платили им дань.

Об этом свидетельствуют документы еврейско-хазарской переписки Х в. и другие документы.

Правда, Б.А.Рыбаков утверждает, что предания о войне князя Алегуко Канжова с хазарами относятся не к войне князя Святослава, которая произошла в 965 г., борьбе восточных славян с хазарами при Олеге Святославиче в 1079 – 1023 гг.

Однако, следует отметить, что адыги не всегда воевали с хазарами; они часто становились их союзниками в борьбе против общего врага, когда политическая обстановка в крае этого требовала. В частности, они вместе неоднократно отражали арабскую агрессию шла на Северном Кавказе в VIII – Ixвв. Или в русской летописи говорится, что в 965 г. киевский князь Святослав одержал победу над хазарами и их союзниками – ксогами.

Поход Святослава 965 г. положил конец господству хазар на Северном Кавказе и явился началом существования на берегах Керченского пролива русского Тмутараканского княжества Тамтарэкъей. – (по адыгски.- К.У.) с которым адыги установили тесные и широкомасштабные контакты. А вообще многочисленные памятники материальной и духовной культуры свидетельствуют о том, что между древними адыгами и восточными славянами – руссами (урыс – по – адыгски. – К.У.) были установлены тесные связи еще задолго до образования Тмутараканского княжества. В частности, богатый археологический материал с элементами славянской культуры был обнаружен в адыгских могильниках IV- ХIIвв. Это говорит о том, что между древними адыгами и восточными славянами существовали еще с раннего средневековья тесные торгово-экономические и этнокультурные контакты. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источники средневековья, в которых упоминаются русы, проживавшие в этот период на Северо – Западном Кавказе по соседству с древними адыгами. Естественно, существовал между этими народами широкий диалог и в сфере их духовной. Об этом свидетельствуют этнографические, языковые материалы. Поэтому не случайно, что из всех кавказских народов этнографически наиболее близкими к восточным славянам (русам) являются адыги. Немало общих черт имеются между славянами и адыгами в материальной культуре, фольклоре (например, в легендах об убийстве стариков), старых языческих верованиях и даже народной мелодии. Для наглядности можно привести некоторые примеры. Например, Ф.Волков при сопоставлении одежды украинского казачества и крестьянства со старой национальной формой одежды адыгов, нашел много общего. Он видит это общее в кунтуше и черкеске, жунане и бешмете, в покрое украинских и адыгских шаровар и т.д. Или такой пример: адыго-абхазское и плетеное и обмазанное глиною жилище (унэ (адыг. - К.У.) с четырехскатной соломенной крышей имеет много общего с украинской хатой. Этот тип жилища существует у адыгов еще с периода каменного века, и поэтому можно предположить, что славяне восприняли эту технологию строительства жилья у древних предков адыгов. Адыго-славянские связи периода раннего средневековья нашли отпечаток в одинаковом обычае оставлять при бритье головы клок волос на макушке у мужчин. С такой прической ходил в свое время даже киевский князь Святослав; а позже она стала отличительным признаком запорожских казаков, которые жили с адыгами бок о бок. Известно, что такую же прическу носили адыги до недавнего времени.

Тем не менее необходимо отметить, что адыго-русские взаимоотношения были не всегда мирными. Есть много достоверных сведений, что эти отношения носили враждебный характер, и часто они встречались на поле боя, особенно после создания Тмутараканского русского княжества по соседству с адыгами. Естественно, адыги не могли быть сторонами наблюдателями, когда экспансия восточных славян была направлена и на сторону адыгских земель.

А вообще на территории Тмутараканского княжества, куда входили Таманский полуостров, Восточный Крым и, возможно, низовья Кубани, проживали адыги – (касоги), греки, аланы, хазары и др. Особенно сложными были адыг – русские отношения во время правления тмутараканским княжеством Мстислава Храброго. Так, в 1022 г. он совершил поход против касогов (адыгов). Русская летопись рассказывает о единоборстве Мстислава Храброго и касожского князя Редеди следующее:

Но письменные источники свидетельствуют о том, что после этого поединка Мстислава и Редеди, адыгские войска оказывали Мстиславу помощь в его борьбе со своим братом князем Ярославом. В частности на следующий год после этого поединка Мстислав пошел на Чернигов с адыгами и хазарами, где в тяжелом бою нанес поражение своему брату, и в 1025 году он добился раздела Руси на две части: западная – от Днепра с Киевом – досталась его брату Ярославу, а себе оставил восточную и остался княжит в Чернигове. К концу ХII в. Русь теряет Тмутаракань, куда пришли половцы, которые захватили не только южнорусские земли, по и северокавказские степи.

Таким образом, адыго-русские отношения зародились еще в раннем средневековье, и вначале они носили не совсем мирный характер. Тем не менее, эти контакты способствовали установлению культурного диалога, т.е. взаимовлиянию их культур. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники материальной и духовной культуры, которые достались их потомков. Дальше адыго-русские взаимоотношения расширились и обогащались новым содержанием, но они не могли пройти и мимо тех исторических событий, которые произошли в последующим на Северном Кавказе.

Адыги – самоназвание адыгэ, множ. адыгэхэр – один из древнейших народов Северного Кавказа в прошлом населявший практически всю его западную часть, теперь большинством (несколько миллионов человек) проживающий в диаспоре в Турции. А также диаспорах Сирии, Иордании, Израиля, Косовской Республики и – в небольшом числе, некоторых европейских странах, Канаде и США. Адыгский язык относится к абхазо-адыгской (вместе с абхазским и абазинским) группе иберийско-кавказской языковой семьи, объединяющей большинство коренных народов Кавказа.

какие народы жили в предкавказье

Языковые и антропологические (а адыги принадлежат к понтийскому типу кавказо-балканской подрасы южной ветви европеоидной расы) характеристики, некоторые элементы культуры указывают на то, что адыги являются потомками племен, населявших земли, прилегающие к Азовскому, Черному и Средиземному морям, еще в первобытную эпоху. Древние хетты , вернее – их предки, до своей языковой ассимиляции с индоевропейскими племенами тоже говорили на языке, похожем на адыгский и абхазский.

Страбон на Кавказе

Самые древние письменные источники, сообщающие о населении Западного Кавказа – это труды древнегреческих путешественников (особенно Страбона, жившего на рубеже старой и новой эр). В них говорится о проживавших по восточному побережью Азовского моря племенах меотов и населявших горы близ Черного моря племенах синдов. Последние даже создали в Приэльбрусье примитивное государство. Древние греки построили на Черноморском и Азовском побережьях Кавказа несколько городов и активно торговали с меотами и синдами, закупая у них (преимущественно) засоленную рыбу. Описание древними греками языка и одежды меотов и синдов не оставляет сомнения в том, что это были предки адыгов.

где были земли адыгов в старину

Однако по-настоящему единым народом адыги осознали себя, когда пришедшие из степей к северу от кавказской земли различные кочевые племена оттеснили их с приазовских равнин в горы за реку Кубань. В разные века города на побережьях Черного и Азовского морей, через которые адыги вели торговлю с другими странами занимали гунны, византийцы, хазары, а во времена Киевской Руси русские князья основали на крайнем западе Кавказа – близ устья Кубани, Тмутараканское княжество. Затем эти города заняли генуэзцы (итальянцы).

В основном отношения пришлых народов с адыгами сводились к мирной торговле, но нередко случались и столкновения: бывало, что пришельцы пытались покорить и обложить данью свободолюбивое местное население, а бывало и наоборот – адыгские вожди, собрав сильное войско, начинали брать дань с приморских городов. В XIII веке же адыгские земли, как и весь Северный Кавказ, подверглись агрессии монголо-татар. Однако татары, привыкшие к открытым степям, не смогли овладеть высокими и заросшими лесами горами Западного Кавказа, в которых от них и укрылись адыги. По-настоящему местное население так и не покорилось татарским ханам. В горах люди начали заниматься полукочевым скотоводством, то есть, летом перегоняли овец и лошадей на высокогорные пастбища, а зимой, когда те покрывались снегом, спускались со стадами в защищенные от врагов лесными зарослями горные долины.

Как раньше одевались кавказские воины

Постоянно сражаясь с агрессорами, защищая свое тяжелым трудом нажитое имущество, адыги стали искусными и отважными воинами, умело использовали в сражении пересеченный рельеф местности. Личное мужество и предприимчивость всегда очень высоко ценились в их среде. Адыгские воины сами стали наносить тяжелые поражения татарским войскам, и к XVII веку, когда единое татарское государство Улус Джучи (Золотая Орда) распалось, адыги широко расселились по степным районам Северного Кавказа от Дона до Терека. Этническая территория адыгов в то время занимала сегодняшние юг Ростовской области, весь Краснодарский край, запад Ставропольского края, север Карачаево-Черкесии и Северной Осетии, большую часть территории современной Кабардино-Балкарии.

как жили древние адыги

Адыги жили в домах, построенных из обмазанных глиной плетней, крытых соломой или камышом: такой дом, если его разрушали враги, легко было выстроить заново. Селения защищались валом из связанных вместе бревен. Занимались преимущественно скотоводством, на равнине выпасая крупный рогатый скот, а в горах – овец. Но значительную долю в хозяйстве занимало и земледелие: в долинах рек сеяли просо, а в горах разбивали богатые фруктовые сады. Управлялось население родовыми старшинами и племенной аристократией (последняя занималась в основном военным делом). Во главе аристократии стояли князья, имевшие довольно сильную феодальную власть. Родоплеменные отношения были очень крепки, Например, до XIX века адыги землей, на которой пасли скот и засеивали поля, владели совместно всем родом. Адыгским князьям подчинялись и многие другие народы Кавказа.

В Средневековье подавляющее большинство адыгов исповедовало древние языческие верования, одухотворявшие силы природы. Особое поклонение осуществлялось богу грома и молнии Шыблэ. Смерть от удара молнией считалась почетной. Для вызова дождя, плодовитости скота, лечения больных люди совершали ритуальные действия с песнопениями и заклинаниями. Многие представители знати исповедовали христианскую религию – ортодоксального толка, принесенную из Византии или католического, завезенную из Италии.

когда кавказцы стали мусульманами

В XVI веке генуэзские колонии по берегам Черного и Азовского морей захватили османские войска, а в северокавказских степях усилилось военное влияние крымских ханов, которые то сами по себе воевали с адыгами, то за дары в виде невольников поддерживали каких-либо адыгских князей в их усобицах. Из Крыма и Османского Халифата на Западный Кавказ пришел Ислам, который быстро стал распространяться среди местного населения – сначала союзной Крыму и османам знати, а затем и простого народа. Между адыгами, принявшими Ислам, и приверженцами старых верований долго шла ожесточенная борьба. На стороне местных мусульман всегда выступали Крымское ханство и Османский Халифат, а их противники впервые обратились за помощью к России. Борьба между адыгскими князьями, а за ними – между крымско-османскими силами и русскими войсками, с переменным успехом продолжалась до конца XVIII века. Даже когда Ислам распространился на подавляющее большинство адыгского населения, существенно повлияв на его культуру и быт, многие племена и роды, дорожа своей свободой, не желали подчиняться ни султану или хану, ни русскому царю, продолжая сопротивляться и Халифату, и России. Но при этом адыгские племена так и не пожелали объединяться друг с другом даже для достижения одной цели.

когда появился адыгейский флаг

Сопротивление и столкновения продолжались вплоть до установления на Кавказе советской власти. Она предоставила адыгам землю для хозяйствования, доступные всем здравоохранение и образование. В то же время советская политика была направлена на разрушение религии и традиционной культуры народов. Здесь это выразилось в том, что единый адыгский этнос искусственно разделили безо всякого учета местных этнических особенностей на три национальности: адыгейцев, черкесов и кабардинцев. Первые сегодня проживают в Республике Адыгея и Краснодарском крае, вторые – в Карачаево-Черкесской, третьи – в Кабардино-Балкарской Республике.

Читайте также: