С какими проблемами психологического характера может столкнуться медицинская сестра в школе здоровья

Обновлено: 30.06.2024

1. Борисов Ю.Ю. Теория сестринского дела // Учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело. - Краснодар. - 2014. - 128 с.

2. Борисов Ю.Ю. Избранные лекции по сестринскому делу в терапии. Краснодар: Компания Грэйд-Принт, - Издание 6-е. - 2013. - 256 с.

Ежегодно в мире, более чем у 32 млн. человек регистрируются такие заболевания как инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия, сердечная недостаточность, инсульт, артериальная гипертония. Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по смертности от сердечнососудистых заболеваний. Правильная организация кардиологической помощи с применением современных технологий, прежде всего, интервенционных методов и элементов сестринского процесса, а также профилактика этих заболеваний, поможет добиться снижения смертности и увеличение продолжительности жизни [1,2].

Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в проведении школы здоровья для пациентов с гипертонической болезнью.

  1. Изучить сущность заболевания, выявить основные причины возникновения, проанализировать теоретические источники.
  2. Провести эмпирическое исследование по выбранным методикам.
  3. Сделать выводы

Материал и методы. В ходе данного исследования были использованы такие методы как анкетирование респондентов.

В ходе исследования я выяснила, что перед началом обучения в школе здоровья у пациентов был большой дефицит знаний относительно нормальных цифр АД, факторов риска, осложнений АГ. Не все респонденты умели измерять АД, пульс, не знали о дневнике для пациентов с АГ, многие респонденты не соблюдали диету. Анализ полученных исследования показал, что основными факторами риска развития АГ у респондентов явились: курение (76,6%), частичное или полное не соблюдение диеты (40%), избыточная масса тела (80%), незнание факторов риска (56,6%) и в меньшей степени не знание нормальных цифр АД (16,6%), неумение измерять АД (6,6%).

В результате всего исследования выяснили, что в начале обучения в Школе у пациентов был большой дефицит знаний относительно нормальных цифр АД, факторов риска, осложнений АГ. Не все респонденты умели измерять АД, пульс, не знали о дневнике для пациентов с АГ, многие респонденты не соблюдали диету, не занимались физическими упражнениями.

Таким образом, Школа здоровья для пациентов с гипертонической болезнью, очень важна, полезна и актуальна, также очень важна и незаменима роль медицинской сестры - ведь именно она обучила всех респондентов правильно и точно измерять АД, пульс, вести дневник, соблюдать диету. После обучения в этой Школе респонденты повысили свой уровень знаний относительно своего заболевания. Роль медицинской сестры в Школе здоровья очень важна и необходима.

Сущность, значение и принципы организации школы здоровья

Школа здоровья - это форма организованного группового консультирования по вопросам гигиенического воспитания и обучения, профилактики заболеваний и их осложнений, которая является комплексной профилактической медицинской услугой.

Здоровье человека согласно исследованиям ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) по большей части зависит не от состояния окружающей среды и качества медицинского обслуживания, а от образа жизни самого человека, его поведения и отношения к собственному здоровью и здоровью других людей.

Поэтому приоритетным направлением деятельности по охране здоровья граждан является формирование у них навыков здорового образа жизни и повышение уровня санитарно-гигиенической культуры.

Отчасти эту задачу выполняют различные школы здоровья, основной целью которых школы является оптимизация, улучшение доступности и повышение качества оказания населению медицинской профилактической помощи.

Школы здоровья могут создаваться на базе амбулаторно-поликлинических отделений (учреждений), в том числе кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья, дневных стационаров или специализированных (терапевтических, кардиологических, эндокринологических, пульмонологических) отделений стационарных учреждений здравоохранения, санаториев и санаториев-профилакториев.

В настоящее время наиболее востребованными являются школы здоровья, организованные для больных со следующими неинфекционными хроническими заболеваниями (что связано с широкой их распространенностью среди населения и большой социальной значимостью) и другими состояниями:

  • гипертоническая болезнь (артериальная гипертония);
  • бронхиальная астма;
  • сахарный диабет различных типов (инсулинзависимый и инсулиннезависимый);
  • психологическая подготовка семьи к рождению ребенка;
  • школа будущей матери;
  • курящие люди, желающие избавиться от этой пагубной привычки.

Готовые работы на аналогичную тему

Правом проводить занятия в школах здоровья обладают медицинские работники (в том числе врачи, фельдшеры, инструкторы по гигиеническому воспитанию, медицинские сестры), которые имеют документ о прохождении соответствующего цикла тематического усовершенствования, дающего им право обучать пациентов. При этом периодичность прохождения обучения (или повышения квалификации) на цикле тематического усовершенствования должна быть не реже одного раза в пять лет.

Ответственность за наличие соответствующей подготовки у специалистов, проводящих школу здоровья, лежит на руководителе лечебно-профилактического учреждения.

При групповом проведении школы здоровья рекомендуемая численность пациентов составляет 10-12 человек. В некоторых случаях обучение по групповой методике невозможно, например, если у больного утрачены или значительно снижены зрение и слух, имеются интеллектуально-эстетические и эмоционально-психические расстройства. В таких случаях программа школы здоровья проводится в индивидуальном порядке.

Основные схемы (организационные модели) школы здоровья:

  1. На всех занятиях курса обучение пациентов проводит один медицинский работник (то есть один специалист).
  2. На разных занятиях обучение пациентов проводят разные специалисты. В зависимости от тематики школы здоровья и темы конкретного занятия к обучению пациентов могут привлекаться участковые (семейные) врачи, диетолог, кардиолог, инструктор или врач ЛФК, эндокринолог, акушер-гинеколог, пульмонолог, психолог или психотерапевт.

С точки зрения качества и полноты обучения пациентов предпочтительнее, конечно, вторая схема, ведь практически все хронические заболевания оказывают влияние на течение друг друга. Поэтому для пациентов крайне важно получать информацию не только по основному заболеванию, по которому и организована школа здоровья, но и по сопутствующим состояниям и болезням.

Роль медицинской сестры в организации работы школы здоровья

Главной задачей медицинской сестры при взаимодействии с пациентами и членами их семей является выполнение роли наставника. Также медсестра является помощником врача-специалиста на время проведения занятий, а именно, она обучает пациентов практическим манипуляциям в соответствии с типовой программой, разъясняет в доступной форме этиологию и патогенез заболевания, рассказывает про его осложнения, возможности немедикаментозной терапии, обучает методам самоконтроля своего состояния и приемам оказания самопомощи. Особое внимание уделяется изучению факторов, способных вызвать ухудшение состояния или обострение хронических заболеваний, и способам первой неотложной помощи при таких ситуациях.

За счет активного эмоционального взаимодействия медицинская сестра вовлекает пациентов в обучающий процесс, в максимально щадящей и доступной форме объясняет им возникшие в связи с заболеванием проблемы и подсказывает пути их решения. Тем самым медицинская сестра вносит свой непосредственный личный вклад в профилактику осложнений и обострений заболевания, влияет на степень удовлетворенности пациентов лечением.

К работе с пациентами и их семьями в рамках школы здоровья привлекаются исключительно грамотные, компетентные, вежливые медицинские сестры, способные спокойно и доступно излагать материал, при необходимости повторять его несколько раз до полного убеждения, что пациент все понял верно. Ведь от этого напрямую зависит правильность действий больного или членов его семьи при внезапном ухудшении состояния здоровья.

Медицинская сестра для улучшения результатов просветительской деятельности может использовать различные материалы, разрабатывать опросники, анкеты, памятки, с помощью которых на каждом занятии закрепляется пройденный материал. С той же целью медицинская сестра разрабатывает ситуационные задачи по алгоритмам действия, с помощью которых проводится контроль полученных знаний и умений пациентов.

Также медицинская сестра подготавливает и оформляет помещение школы здоровья, что является немаловажным фактором успеха в обучении.

Еще одной задачей медицинской сестры является заполнение медицинской документации и подготовка отчетов по ней.

Современная паллиативная медицина – это составляющая часть системы здравоохранения и неотъемлемый элемент права гражданина на охрану здоровья. Паллиативная медицинская помощь как вид медицинской помощи представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан (ФЗ №323 от 21.11.2011). Паллиативная медицинская помощь оказывается неизлечимым больным, имеющим существенно ограниченные физические или психические возможности и нуждающимся в интенсивной симптоматической терапии, психосоциальной помощи, длительном постороннем уходе.

Паллиативная помощь – это активная всеобъемлющая помощь инкурабельным больным. Главной задачей паллиативной помощи является купирование боли и облегчение других симптомов, а также решение социальных, психологических и духовных проблем (Европейская Ассоциация Паллиативной помощи EAPC).

Можно выделить три основные группы больных, требующих специализированной паллиативной помощи в конце жизни:

1. больные злокачественными новообразованиями 4 стадии;

2. больные инфекционными заболеваниями в терминальной стадии (ВИЧ-инфекция, туберкулез и др.);

3. больные неонкологическими хроническими прогрессирующими заболеваниями в терминальной стадии развития (стадия декомпенсации сердечной, легочной, печеночной и почечной недостаточности, рассеянный склероз, тяжелые последствия нарушений мозгового кровообращения и др.).

Основные нормативные документы, которые регламентируют оказание паллиативной медицинской помощи:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.09.2007 N 610 "О мерах по организации оказания паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией"

Понятие боли. Виды боли

Боль представляет собой неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением тканей или описываемое, исходя из такого повреждения. Боль всегда субъективна. Боль несет за собой множество других симптомов (депрессия, тахикардия, гипертония, тошнота, анорексия, бессонница, болевой шок и т.д.), которые могут снизить качество жизни или нести летальный риск.

Основные понятия

Ноцицептор – сенсорный рецептор, ответственный за передачу и кодирование повреждающих стимулов.

Ноцицептивный нейрон - центральный или периферический нейрон, который отвечает за кодирование повреждающего стимула.

Ноцицепция - нейрональные процессы кодирования и передачи повреждающих стимулов.

Ноцицептивная боль - боль, возникающая при активации ноцицепторов, являющаяся адекватной физиологической реакцией на внешнее воздействие.

Нейропатическая боль - боль, возникающая вследствие прямого повреждения или заболевания соматосенсорной системы, повреждения (дисфункции) периферической или центральной нервной системы.

Психогенная боль - боль, возникающая на индивидуально значимое эмоциональное воздействие.

Хронический болевой синдром может включать в себя все типы боли: ноцицептивную, нейропатическую и психогенную боль. Суммарность боли определяет комплекс мер, направленных на лечение боли, включающих медикаментозные и немедикаментозные методы лечения.

1. Соматический источник боли – опухоль и ее осложнения, противоопухолевая терапия, тошнота, рвота, неустойчивость стула и другие физиологические проблемы пациента.

2. Психологические факторы – чувство беспомощности, постоянное чувство усталости, гнев, страх боли, страх смерти потеря чувства собственного достоинства, депрессивное состояние и многое другое.

3. Социальные факторы – невозможность самореализации, недоступность медицинской помощи, трудная обстановка в семье, с друзьями и др.

Различают следующие виды боли:

1. Стадийная боль – короткая по продолжительности, возникает в первые моменты после получения травмы.

2. Острая боль – возникает в результате повреждения тканей или при различных патологических состояниях. По продолжительности не более шести месяцев, обычно можно прогнозировать окончание данного вида боли.

3. Хроническая боль – сохраняется продолжительное время (более шести месяцев). Не зависит от заживления поврежденных тканей, обусловлена различными патологическими процессами, как соматического, так и психологического характера.

Сравнение острой и хронической боли

Характеристика Острая боль Хроническая боль
Причина Обычно известна Часто неизвестна
Длительность боли Кратковременная, связана с повреждением Сохраняется после заживления, длится более 3-х месяцев
Значение, функция боли Сигнал повреждения, защитная функция Утрата сигнальной функции, боль становится патогенным фактором
Подходы к терапии Устранение причины боли, симптоматическое лечение Комплексная этиопатогенетическая терапия

Оценка хронического болевого синдрома

Следует помнить, что боль субъективная реакция, поэтому при оценке боли важно то, что сам пациент говорит о ней, но существуют и объективные маркеры боли.

Объективными компонентами боли (маркеры боли) являются:

- учащение дыхания (тахипноэ);

- слезы, влажные глаза;

- учащение сердечных сокращений(ЧСС) - тахикардия и повышение артериального давления (АД) - гипертензия, а при увеличении интенсивности боли – снижение ЧСС (брадикардия) и АД (гипотония), в результате стимуляции парасимпатической нервной системы;

- увеличение напряжения мышц;

- тошнота или рвота;

- гипергидроз, влажная кожа.

Оценка боли проводится медицинской сестрой ежедневно. Характеристики боли могут быть детализированы только самим пациентом. Медсестра помогает пациенту описать боль, задавая соответствующие вопросы:

Основные вопросы, которые нужно задать пациенту при оценке боли, в зависимости от характеристик боли

Визуально-аналоговая шкала (ВАШ) и цифровая рейтинговая шкала оценки интенсивности боли

Боль интенсивностью больше 4 баллов подлежит
медикаментозному лечению

Опросник для диагностики нейропатической боли (DN4)

Пожалуйста, заполните этот опросник, отметив галочкой один ответ для каждого пункта в приведенных ниже вопросах.

СОБЕСЕДОВАНИЕ С ПАЦИЕНТОМ

Часть 1: Соответствует ли боль, которую испытывает пациент, одному или нескольким из следующих определений: Да Нет
1. Ощущение жжения
2. Болезненное ощущение холода
3. Ощущение как от ударов током
Часть 2: Сопровождается ли боль одним или несколькими из следующих симптомов в области ее локализации:
1. Пощипыванием, ощущением ползания мурашек
2. Покалыванием
3. Онемением
4. Зудом

Часть 3: Локализована ли боль в той же области, где осмотр выявляет один или оба следующих симптома: Да Нет
1. Пониженная чувствительность к прикосновению
2. Пониженная чувствительность к покалыванию
Часть 4: Можно ли вызвать или усилить боль в области ее локализации:
1. Проведя в этой области кисточкой

Карта оценки боли
ФИО_______________________________возраст______________
Диагноз: ________________________________________________

Боль (со слов пациента) дата
Продолжительность боли
Характер боли (жгучая, режущая, колющая, тянущая.)
Локализация боли
Иррадиация боли
Интенсивность (шкала от 0 до 10 по оценке пациента)
Что предшествует появлению болей (физическая нагрузка, изменение позы, нарушение сна, чувство тревоги и волнения)
Развитие боли на фоне медикаментозного лечения(через какое время после введения препарата)
Отношение пациента к боли (описание со слов больного)
Описание боли со слов родственников
Самочувствие ночью
Продолжительность сна
( днем, ночью)

Форма для индивидуального Дневника самоконтроля боли пациента

ФИО: Возраст: Диагноз:
Дата Время суток, когда появилась боль Продолжительность боли Характер боли Боль появилась после следующих факторов Локализация боли Иррадиация боли Интенсивность боли (в баллах): Продолжительность сна Боль уменьшилась после Общее самочувствие

Медикаментозное лечение хронического болевого синдрома

Для лечения хронической боли нарастающей интенсивности, применяют анальгетики по трехступенчатой схеме - "анальгетическая лестница" ВОЗ.

Метод трехступенчатой схемы обезболивания ВОЗ заключается в последовательном применении анальгетиков возрастающей силы действия в сочетании с адъювантными средствами по мере увеличения интенсивности боли.

При слабой боли (1 ступень) рекомендуется назначать неопиоидный анальгетик (парацетамол, ацетилсалициловая кислота и/или НПВП, диклофенак, кетонал).

При нарастании боли до умеренной на 2-й ступени переходят к слабым опиоидам - кодеин или трамадол, трамал.

При сильной ХБ на 3-й ступени - к сильнодействующему опиоиду (морфин, фентанил).

На всех ступенях обезболивания анальгетики могут сочетаться с другими лекарственными средствами - адъювантными препаратами, в зависимости от сочетанности других симптомов, сопровождающих болевой синдром:

Трициклические антидепрессанты (имипрамин, амитриптилин, кломипрапин, доксепин);

Антиконвульсанты (карбамазепин, фенитион, клоназепам, финлепсин, тебантин, прегабалин);

Бензодиазепины (диазепам, реланиум, седуксен);

Нейролептические препараты (галоперидол, дроперидол, хлорпромазин);

Кортикостероиды (дексаметазон, преднизолон);

Бисфосфонаты (бонефос, аредиа, клодрониан);

Наименование и основные лекарственные формы наркотических анальгетиков, используемых для лечения ХБС

1. Морфина сульфат - таблетированный морфин пролонгированного действия (MCT continus 10, 30, 60, 100 mg), действие каждой таблетки в течение 12 часов.

2. Морфина гидрохлорид – раствор для инъекций амп 10мг на 1 мл, ВОЗ рекомендует вводить морфин или сопоставимый по силе анальгетик каждые 4 часа.

3. Фентанил - трансдермальная терапевтическая система (Дюрогезик матрикс, Фендивия 25,50,75,100 мкг/ч), время действия ТТС – 72 часа

4. Омнопон, раствор для инъекций амп 1% по 1 мл

Применение промедола для длительной терапии ХБС недопустимо ввиду нейротоксичности его метаболитов.

Продолжительность терапии промедолом не должна превышать 3-4 суток. Терапевтические возможности промедола ограничены.

При лечении ХБС рекомендуется использовать неинвазивные формы наркотических анальгетиков. При невозможности использовать эти формы, а также для быстрого титрования дозы анальгетиков используется инъекционный морфин.

Эквианальгетические дозы опиоидов и наркотических средств,
применяемых для лечения хронической боли онкологического генеза.


Памятник медсестре. Канада. Фото: Graham Ruttan / Unsplash


Памятник медсестре. Канада. Фото: Graham Ruttan / Unsplash

Различная психологическая поддержка, направленная на профилактику выгорания помогающих специалистов, работающих в медицине, рассматривается как один из основных параметров заботы о профессиональных кадрах, гарантирующей длительную и эффективную профессиональную самоотдачу. Подобная поддержка специалистов является также необходимым условием качества оказываемой специалистами помощи и заботы об их пациентах. Ввиду обилия и разнообразия функций и факторов, приводящих к эмоциональной нагрузке медицинских сестер в тяжелой соматической медицине и паллиативной помощи, проблема их выявления и разработки программ эффективной психологической поддержки медицинских сестер очень актуальна. В данной статье приводится обзор основных психологических аспектов работы, усиливающих риск эмоционального выгорания медицинских сестер в тяжелой соматической и паллиативной медицине.

Также в статье обозначены основные направления психологической помощи медицинским сестрам, типы программ, зарекомендовавших свою высокую эффективность в качестве профессиональной поддержки и профилактики эмоционального выгорания.

Психологические сложности в работе медицинских сестер

Перечень функций и обязанностей медицинских сестер, работающих во взрослой или детской тяжелой соматической (онкологии/гематологии, иммунологии, реанимации, трансплантации органов и т. д.) и паллиативной медицине чрезвычайно широк. В силу близости, интенсивности и длительности своего контакта с подопечными и их семьями, а также в силу самой специфики и философии паллиативного подхода сестринские функции не могут быть ограничены или сведены только к медицинскому уходу за пациентами.


Врачи и медсестры в Первом московском хосписе. Фото: Саша Карелина / Архив фонда "Вера"

Медицинским сестрам приходится сталкиваться со страданиями пациентов и их близких, с умиранием и смертью пациентов, при этом они ощущают, что возможности их профессиональной помощи не безграничны. Они ощущают низкую социальную значимость собственной работы и своего положения, что еще больше усугубляется невысокой оплатой труда и частым обесцениванием их работы со стороны других медицинских специалистов. При этом уровень требований к выполнению их профессиональных обязанностей очень высок. Все это значительно снижает мотивацию работы сестер. При работе с детьми и подростками их эмоциональное напряжение особенно усиливается в связи с ощущением несправедливости, бессмысленности, жестокости происходящего. Персоналу бывает особенно трудно принять то, что происходит с пациентами детского хосписа [1–10].

Паллиативная психологическая помощь подросткам Подростковый возраст - время надежд, сложных переживаний, формирования личности, мучительного поиска смысла. А если к этому добавляется неизлечимая болезнь - как говорить о будущем с таким подростком?

Подобные психологические сложности во многом определяют у медицинских сестер низкую эмоциональную удовлетворенность своей работой, высокий моральный дистресс и внутреннее напряжение как на эмоциональном, так и на когнитивном уровнях. А имеющийся у них личный опыт неприятных событий и переживаний, столкновение с ситуациями болезни и смерти в собственной жизни или жизни близких в прошлом при повторении или сходстве подобных ситуаций в работе с пациентами могут приводить к так называемой вторичной травматизации. Травматизации способствуют и ситуации, когда в отделениях, службах, где работают медицинские сестры, случаются внезапные смерти или череда смертей [1]. В совокупности данные факторы способны приводить к психологическому выгоранию медицинского персонала паллиативных служб, определяемому в целом как потеря мотивации работать, механистичность и формальность ее выполнения, обилие психологических и соматических симптомов неблагополучия специалиста.

Эмоциональное выгорание обусловливает текучесть кадров, снижение качества оказания помощи и уровня заботы о пациентах в паллиативе [1–10]. В последнее время феномен эмоционального выгорания пытаются рассмотреть более пристально, дифференцировать и выделить в нем аспекты, на которые можно прицельно и эффективно повлиять.

Под гореванием специалистов понимаются не только переживания, связанные с неизлечимостью болезни и умиранием подопечных, к которым в процессе работы возникает привязанность. Процесс горевания специалиста активизируется также всякий раз, когда специалист ассоциирует (объективно или субъективно) невозможность облегчить страдания пациента с дефицитом тех или иных профессиональных навыков, воспринимает ее как собственную профессиональную неудачу, чувствует профессиональную беспомощность [1].

Именно усталость от сострадания и горевание специалистов в настоящее время часто оказываются в фокусе внимания психологов, организаторов здравоохранения, целями которых является разработка программ профилактики профессионального выгорания сестринского персонала [1–4].

В данных программах появляются и некоторые рекомендации по профессиональной позиции медицинских сотрудников.

Так, например, оптимальной для профилактики выгорания является позиция специалиста, в которой соблюден баланс между двумя крайними полюсами возможных взаимоотношений – чрезмерной открытостью, близостью специалиста к подопечным и его семье и полной отстраненностью, холодностью в отношениях.

Личный опыт: я работаю в хосписе Медицинский психолог - о пути в профессию, борьбе с "выгоранием" и о том, в чем нуждаются люди в конце жизни

Положительный результат в отношении профилактики выгорания дают программы совершенно разной направленности. Активное вовлечение в участие в них медицинских сестер продемонстрировало уменьшение их профессионального дистресса, меньший процент выгорания и более высокий уровень удовлетворенности работой даже по сравнению с медицинскими сестрами других отделений, где профессиональная эмоциональная нагрузка значительно ниже (например, с сестрами амбулаторных отделений, а также отделений, не связанных с тяжелой медициной и паллиативом) [6, 9, 10]. Во многих из этих программ внимание к условиям и особенностям организации работы медицинских сестер оказывается более важным и значимым для предотвращения выгорания, чем внимание к личностным и психологическим особенностям самих специалистов.

Организация работы медицинских сестер

Для специалистов, ответственных за организацию работы медицинских сестер в тяжелой и паллиативной медицине, важно прежде всего повышение рабочего комфорта медицинских сестер. Это касается удобного графика работы, оптимизации распределения выполняемых функций, организации рабочего пространства, координации действий и профессиональной логистики, передачи смен, подбора коллектива на дежурствах и т. д. Отдельной задачей становится контроль за соблюдением баланса работы и отдыха, графика дежурств, выходных и отпусков, соотношения рабочего времени и времени, необходимого для восстановления сил.

Медицинские сестры, участвующие в программах непрерывной профессиональной подготовки, оказываются более психологически готовы к своей работе и более устойчивы к профессиональному дистрессу.

Поэтому вовлечение подчиненных и организация непрерывного образования становится еще одним важным фактором организации работы медицинских сестер, способствующим профилактике выгорания.

Ввиду сильной эмоциональной нагрузки в тяжелой соматической и паллиативной медицине руководителям рекомендуется быть чуткими к эмоциональным нуждам и переживаниям работающих у них сотрудников, оказывать необходимую эмоциональную поддержку в психологически сложных ситуациях на работе (в том числе при возникновении конфликтов, напряжения).


Photo: Luke Jones / Unsplash

Улучшение качества взаимодействия внутри коллектива за счет создания атмосферы общности, поддержки, организация атмосферы открытости и возможности обсуждать сложные рабочие ситуации, создание внутри коллектива ритуалов прощания с умершими подопечными – важные аспекты командообразования, повышающие профессиональную устойчивость [1–2, 8–10].

Повышение профессиональной компетентности

Улучшение профессиональных навыков и различных компетенций, связанных с многообразием функциональных обязанностей медицинских сестер, – хорошая опора в повседневной работе. Это повышает чувство собственной профессиональной эффективности. Участие в различных мастер-классах, тренингах (по осуществлению различных видов манипуляций, уходу, позиционированию, освоению различных устройств и приспособлений, перевязочных материалов, немедикаментозному менеджменту различных симптомов, тайм-менеджменту и т. д.) способствует профессиональному росту, обмену опытом, интеграции медицинских сестер в более широкое профессиональное сообщество и дает им столь необходимую поддержку. Среди коммуникативных компетенций особенно ценно уделять внимание повышению навыков общения с пациентами разных возрастов (в том числе невербальными), навыкам профилактики конфликтов, поддержки пациентов и подопечных в кризисе (в ситуации паники, депрессии, горе), навыкам общения на эмоционально тяжелые темы.

Подготовка сестер к работе с пациентами в конце жизни и их семьями

Некоторые программы подготовки и поддержки реанимационных, паллиативных медицинских сестер сфокусированы на обучении навыкам и манипуляциям, необходимым для ухода за подопечными именно в конце жизни. Часто они включают в себя и психологическую подготовку к работе с умирающими пациентами через проработку личных представлений специалистов о сложных событиях жизни: болезни, горе, смерти. Осмысление этих тем, выявление собственного отношения к ним, осознание собственных эмоций и страхов способствуют большей эмоциональной устойчивости специалистов, повышению жизнестойкости в ситуации болезни, страданий, горя подопечных и их семей.

Это делает специалиста менее уязвимым, позволяет ему более эффективно поддерживать подопечных и их близких.

Практики заботы о себе

Основой разнообразных программ заботы о себе в первую очередь являются внимание и контроль за удовлетворением базовых потребностей специа
листов, таких как сон и питание, образ жизни, баланс между работой и отдыхом, контроль за расходом физической и психологической энергии и своевременное пополнение этих ресурсов. Предполагается, что забота о своем благополучии должна быть комплексной. Внимание стоит уделять физическому, эмоциональному, социальному, духовному, личностному, финансовому и рабочему благополучию.

Программы заботы о себе включают обучение медицинских сестер практикам и способам снятия физического и эмоционального напряжения, релаксации, практикам осознанности, техникам управления негативными эмоциями, методам и способам пополнения физических сил и эмоциональных ресурсов.

Возможность овладеть навыками понимания себя и самоподдержки в сложных ситуациях позволяет медицинским сестрам самостоятельно оказать себе помощь в ситуациях, когда возможность внешней поддержки отсутствует. В качестве эффективных программ зарекомендовали себя и различные дневниковые практики с последующим анализом собственных записей, дневники с упражнениями по формированию поддерживающего и позитивного мышления. Еще одним примером подобных навыков могут служить программы по увеличению жизнестойкости, опирающиеся на развитие способности выдерживать неприятные ситуации и эмоции, проходить сложный опыт, сохраняя веру и благодарность, открывая новые смыслы и возможности ситуации. В таком случае столкновение с эмоционально тяжелым профессиональным опытом может даже способствовать так называемому посттравматическому росту, стимулирующему личностное и профессиональное развитие.

Баллинтовские семинары

Подобные семинары представляют собой групповой формат психологической работы, где проводится обсуждение психологически сложных в профессиональном смысле случаев из работы медицинской сестер. Ведущий семинара, модератор организует и следит за соблюдением определенных правил организации пространства. Участники получают возможность исследовать и анализировать психологические аспекты своей работы, получить эмоциональную поддержку, приобретают более широкий взгляд на ситуацию, обмениваются с коллегами мыслями и опытом решения сложных ситуаций [1–10].

Литература

1. Паллиативная помощь детям. Под ред. Голдман Э., Хей н Р., Либен С. Пер. с англ. – М.: Практика, 2017, 672 с.

5. Zadeh S., Gamba N, Hudson C., Lori Wiener L. Taking Care of Care Providers: A Wellness Program for Pediatric Nurses J Pediatr Oncol Nurs. 2012; 29 (5): 294–299.

6. Moody K., Kramer D., Santizo R. O., Magro L., Wyshogrod D., Ambrosio J., Castillo C., Lieberman R., Jerry Stein J. Helping the Helpers: Mindfulness Training for Burnout in Pediatric Oncology – A Pilot Program. Journal of Pediatric Oncology Nursing 30 (5), p. 275–284.

7. Colvill G.. Paediatric intensive care nurses report higher empathy but also higher burnout than other health professionals. Evid Based Nurs. January 2018, vol. 21, No 1, p. 25.

8. Bonetti L., Tolotti A., Valcarenghi D., P, edrazzani C., Barello S., Ghizzardi G., Graffigna G., Sari D., Bianchi M. «Burnout Precursors in Oncology Nurses:

9. Nowrouzi B., Llghtfoot N., Lariviè re M., Carter L., Rukholm E., Schinke R., Belanger-Gardner D. Occupational Stress Management and Burnout Interventions in Nursing and Their Implications for Health Work Environments A Literature Review. Workplace health & safety, June, 2015, p. 1–8.

Читайте также: