Деятельность сурдопедагога в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

П рофессиограмм а сурдопедагога

Общие сведения о профессии:

В озникновение профессии .

С межные профессии

П ерспективность роста квалификации (профессионального роста):

Повышение квалификации можно считать перспективным: проходя различные курсы, участвуя в вебинарах, международных конференциях, сурдопедагог приобретает новые знания, повышает свой профессиональный уровень, в дальнейшем может обобщать результаты своего труда, выпускать различные методические пособия, стать заведующим слуховым кабинетом, входить в состав ПМПК, открыть частный сурдологический центр, стать директором (завучем) специального учебного заведения, в котором он работает.

С прос на профессию в вашем городе (районе).

По всей нашей стране около 4 тысяч детей с нарушениями слуха. В нашем городе более 150 детей (до 18 лет).

2 . Характеристика процесса труда:

Д иагностико-аналитическая (диагностика степени нарушения слуха) – проводится с целью выявления коррекционно - образовательной траектории ребенка .

К онсультативная ( ко нсультирования детей и взрослых с нарушениями , их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения ).

Психопрофилактическая ( создание благоприятного психологического климата ).

Воспитательная ( разностороннее развитие личности ребенка с потерей слуха, воспитание у него стремления к творческой самореализации ).

Коррекционно-развивающая (коррекция слухового дефекта, развитие речи и слухового восприятия).

С оциально-педагогическая (стимулирование интереса к обучению, формирование умений и навыков учебной деятельности, стимулирование социализации ребенка с нарушениями слуха).

рабочее место : слуховой кабинет, кабинет ритмики.

рабочая поза, преобладающие движения при труде : сидячее положение; прикрытие (рта экраном), отстукивание (ритма), разнообразные движения (при выполнении дыхательной гимнастики).

продукция – нематериальный, интеллектуальный продукт.

3. Санитарно-гигиенические условия труда:

режим труда и рабочий ритм : нагрузка распределяется, исходя из объема учебного времени , по учебному плану. Рабочий ритм насыщенный: На 1-го педагога приходится 12-15 детей, для детей со сложной структурой дефекта один сурдопедагог не более чем на 6 детей. Сурдопедагог проводит индивидуальные, групповые и фронтальные занятия .

микроклиматические условия (шум, освещенность и др.) – уровень посторонних шумов не должен превышать 30 дБ, хорошее освещение и вентиляция.

основные требования к физическому состоянию организма работающего должен обладать выносливостью, крепким здоровьем

медицинские противопоказания : недееспособность, наличие заболеваний, представляющих опасность для окружающих: туберкулез, ЗППП, гельминтоз и др.

основные меры по охране труда : сурдопедагог имеет условия, отвечающие требованиям безопасности, ему предоставляется отдых в виде очередного трудового отпуска, еженедельные выходные дни, праздничные дни, компенсации по возмещению вреда, причинённого повреждением здоровья в связи с работой, предусмотрено социальное страхование, защита прав профсоюзными организациями.

возможные производственные травмы, профессиональные заболевания : гипертония, варикоз, остеохондроз, ларингиты, фарингиты, мигрень, частые ОРЗ и ОРВИ.

4 . Сведения о профессиональной подготовке:

пути получения профессии и характеристика учебных заведений .

условия поступления : а битуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, при поступлении учитываются результаты ЕГЭ (ЕНТ) + результаты экзаменов по выбору.

продолжительность обучения : 4 года – бакалавриат, 2 года – второе высшее образование.

основные изучаемые дисциплины : сурдопедагогика, психология детей с нарушениями слуха, методика развития слухового восприятия и др.

квалификация выпускника учебного заведения – специалист (бакалавр)

зарплата работающего : от 50.000 тг. (около 10 тыс. руб) до 100.000 тг. (около 20 тыс. рублей).

продолжительность отпуска 48 рабочих дней.

5 . Что можно читать о данной профессии?

Особенности работы учителя-сурдопедагога.

Наш детский сад находится в здании школы № 40. У нас всего 3 группы для детей с нарушением слуха, наполняемостью до 8 человек. Наши воспитанники это дети:

Глухота - стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью. При этом ребёнок может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота может быть врожденная и приобретенная.

Тугоухость - стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет разный уровень развития, зависит от степени снижения слуха и имеет специфические нарушения.

Причинами нарушения слуха являются генетические факторы и приобретённая патология.

К генетическим факторам относится:

наследственная передача дефектов слухового анализатора;

воздействие на плод инфекций (краснуха);

врождённое недоразвитие внутреннего уха;

К приобретё нной патологии относится:

осложнение инфекций (корь, грипп, скарлатина);

воспаление среднего уха (отит);

нейроинфекции (менингит);

поражение коркового отдела слухового анализатора

(опухоль, кровоизлияния).

Помимо проблем со слухом, дети имеют дополнительные нарушения. Часто приходят дети с синдромом дефицита внимания, гиперактивные дети, дети с расстройством аутистического спектра. Есть у нас дети с ДЦП, ЗПР, а так же дети с логопедическими проблемами, например с дизартрией. У многих отмечается нарушение моторного развития, нарушение координации движений, слабость мелкой моторики, нарушения зрительного восприятия. Но так как у этих детей имеется нарушение слухового восприятия, то МПК направляет их в наше учреждение. Поэтому нам приходится вести работу не только с нарушением слуха и отсутствием речи, но и со всем комплексом нарушений.

Нарушение или отсутствие речи.

Нарушение координации движений, моторики;

Синдром дефицита внимания, гиперактивность;

Задержка психического развития;

Нарушение эмоционально-волевой сферы (аутизм) ;

Нарушение мозговых систем (ДЦП)

Большой проблемой в обучении речи и произношению для нас является отсутствие у ребёнка способности удерживать взгляд на лице взрослого и смотреть в зеркало. У всех детей низкий уровень развития памяти. Запоминание речевого материала идёт в основном на зрительной основе, а без помощи слухового анализатора процесс запоминания усложняется. Поэтому требуется многократное повторение материала, периодический возврат к повторению пройденного. Все дети особенные, трудные и работать с ними очень тяжело.

В последнее время в массовые учреждения (детские сады и школы) поступают дети с КИ.

КИ является эффективным методом реабилитации глухих детей, которая позволяет слышать и со временем понимать речь и говорить.

Во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

Специалисты Москвы, Санкт-ПБ убеждают родителей в успехе речевого развития, при условии создания речевой среды для ребёнка. Поэтому родители спешат отдать его в массовые образовательные учреждения. Из практики видно, что у ребёнка с сохранным интеллектом, не имеющего других отклонений в психическом развитии, речевое развитие более успешно. Но в некоторых случаях речь детей развивается медленно, а может и не развиваться вовсе. В случае если у ребёнка наблюдаются трудности в речевом развитии, родители обращаются за помощью в коррекционные учреждения. Успех зависит от возможностей ребёнка и готовности родителей принимать активное участие в его обучении.

Рядом с ребё нком с ОВЗ обязательно должны находиться специалисты: учитель-дефектолог, логопед, психолог. У каждого свои задачи. Мы расскажем об особенностях работы учителя-сурдопедагога в детском саду.

Учитель-сурдопедагог ведёт работу по развитию слухового восприятия, формированию произношения, развитию речи формированию элементарных математических представлений.

Основными задачами являются:

- развитие неречевого и речевого слуха,

- накопление словаря, работа над значением слова,

- работа над грамматической стороной речи,

- формирование устной, письменной, дактильной форм речи.

Основным содержанием работы является : выработка условно-двигательной реакции на звук.

Работа по развитию слухового восприятия направлена на развитие остаточного слуха. Дети обучаются восприятию и различению на слух:

- речевого материала (тексты, фразы, слова, слоги, звуки)

- неречевых звучаний (музыкальные игрушки);

- темпа звучаний; ритма; громкости; высоты; направления;

количества; голосов животных, бытовых шумов; звуков

- формирование навыков звукопроизношения;

- устранение дефектов звуков, их коррекция;

- развитие речевого дыхания;

- работа над голосом.

Глухой ребёнок воспринимает речь, опираясь на зрительное восприятие. Каждая фонема имеет соответствующий артикуляционный образ. Ребенок зрительно запоминает этот образ. В процессе длительных упражнений ребёнок учится различать образы целых слов (чтение с губ).

Кроме зрительных ощущений, важную роль играют осязательные ощущения (тактильные, температурные, двигательные (фонетическая ритмика); умение подражать взрослому.

В работе над произношением применяется полисенсорный метод. Мы используем сохранные анализаторы (зрение, тактильно-вибрационную чувствительность, остатки слуха, с помощью двойного контроля (одна рука приложена к шее в области гортани для ощущения вибрации гортани, другая поднесена ко рту, чтобы ощущать струю выдыхаемого воздуха).

Опираясь на сказанное, происходит вызывание, постановка, автоматизация звуков с обязательным использованием зеркала. Работа ведётся на индивидуальных и групповых занятиях с учётом особенностей развития каждого ребёнка.

Особенностью нашей методики является раннее обучение чтению детей. Глобальное чтение - первый этап обучения. Первые слова и предложения даются глухим для общего восприятия в письменной форме на табличках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для неслышащего ребёнка некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на карточках печатными буквами пишутся слова. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Но до обучения глобальному чтению нужно научить ребёнка соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки. Обучение глобальному чтению позволяет развивать мышление, зрительное внимание и память, у ребёнка накапливается словарь.

Дети еще не умеют читать в общепринятом смысле - они воспринимают таблички целостно, различают их между собой по каким-то признакам, которые выделяются ими самими. Эти признаки, очевидно, персональны: один малыш ориентируется на одни элементы слова, другой - на другие и т. д.

Сначала дети узнают слова на табличках только при выборе из двух предметов, затем - из трех, четырех и т. д. Постепенно количество предметов и слов для выбора увеличивается. С целью накопления словаря развивающая среда оснащена табличками. Тоже самое мы рекомендуем родителям сделать дома.

Следующий этап обучения чтению - это аналитическое чтение.

Дактильная речь – это своеобразная форма речи и вспомогательное средство при овладении письменной речью и умением читать с губ.

В дактильной азбуке, как и в буквенной, 33 знака. Каждой букве алфавита соответствует положение пальцев.

Дактилируя, ребёнок точно воспринимает буквенный состав и грамматическую форму слова. Со временем, за каждой буквой закрепляется соответствующий звук, и с дактилированием чтение становится достаточно разборчивым. С помощью дактиля дети контролируют произношение, лучше запоминают слова.

При хорошем овладении техникой дактилирования дактилология незначительно влияет на темп речи и слитность произношения. При плохом владении техникой аналитического чтения слитность произношения, внятность речи существенно страдают.

Жесты – одна из базовых систем невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация – передача информации при помощи знаков (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т. д.).

Жестовая речь - это способ общения глухих людей посредством системы жестов.

Жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира.

Разговорная жестовая речь усваивается детьми при общении с глухим детьми или взрослыми.

Жестовая речь - способ наиболее прост, доступен, не требует затрат времени.

Использование жестовой речи в обучении глухих способствует :

* устранению коммуникативных барьеров между педагогами и

* увеличению объема учебной информации, ускорению ее

* усвоению программы обучения в полном объеме;

* эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Направления работы учителя-дефектолога Каждый специалист, занимающийся с детьми с ограниченными возможностями, выделяет в своей работе четыре основных направления: • Диагностическое.

Особенности работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ в младшей диагностической группе с использованием инновационных технологий Цель: коррекция психоречевого развития детей младшей диагностической группы с использованием методов и приёмов инновационных технологий.

Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до «Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить, готовясь, в детстве не.

План работы по самообразованию учителя-логопеда МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН План.

12-й год в нашем образовательном учреждении воспитываются и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по интегрированному обучению и воспитанию слабослышащих школьников и детей дошкольного возраста в условиях общеобразовательного комплекса – школа- сад. За эти годы накоплен большой опыт организации инклюзивного образования, апробированы различные модели интеграции.

ВложениеРазмер
vystup_mbou_progimnazii_na_seminare.docx 43.53 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения

г. Нефтеюганск 06.12.2011г.

12-й год в нашем образовательном учреждении воспитываются и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по интегрированному обучению и воспитанию слабослышащих школьников и детей дошкольного возраста в условиях общеобразовательного комплекса – школа- сад. За эти годы накоплен большой опыт организации инклюзивного образования, апробированы различные модели интеграции.

На данный момент, в связи с изменением статуса учреждения, 2-й год слабослышащие дети воспитываются только в дошкольном отделении Прогимназии.

В дошкольном отделении 5 интегрированных групп полного дня, с включением слабослышащих детей, по 1-2 человека в каждой группе, в соответствии с возрастом и уровнем развития, всего – 8 детей.

Дети имеют разную степень потери слуха: у 1 ребёнка – 2-3 степень, 5 детей имеют нарушения слуха 3- 4 степени, у 1- потеря слуха 4 степени, пограничная с глухотой. Из них 2 ребёнка слухопротезировано и 5 детей имплантированы. Кохлеарная имплантация новое направление помощи детям с нарушенным слухом. Ребёнку вживляется под кожу в ухо чип и с помощью процессора находящегося за ухом (в виде слухового аппарата), звуки и речь преобразуются в электрические импульсы, которые стимулирует слуховой нерв, он передаёт эти импульсы в слуховые центры мозга, и ребёнок воспринимает импульсы как речь, музыку, звуки.

В соответствии с возрастом и уровнем развития сформированы 2 подгруппы для групповых занятий

Во втором блоке работает сурдопедагог по программе для специальных ДОУ II вида – сурдопедагогом ведутся предметы: математика, развитие речи и осуществляется коррекционная работа по развитию слуховой функции, коррекции произношения и развитию речи на групповых и индивидуальных занятиях.

Цель обучения по этим программам едина – слабослышащий ребёнок социально адаптирован и успешен.

Сегодня я хочу поделиться вами, а какова роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса в условиях интегрированного образовательного учреждения.

Начну с того, что

Слабослышащие дети, поступающие в наше учреждение, имеют ряд особенностей в развитии, так как нарушение слуха серьёзно препятствуют успешности интеграции, изоляция ребенка от окружающего звукового опыта, нарушает естественный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям в его развитии. При нарушениях слуха в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь. Потеря слуха и нарушение развития речи приводит к общему недоразвитию психических процессов. Дети - инвалиды, приходя в группу, отличаются от своих здоровых сверстников, не только своей речью, у них нарушены коммуникативные навыки, они не умеют общаться с другими детьми, показывают свою агрессивность или наоборот боятся окружения, не самостоятельны, не умеют играть, в целом для них характерно несоблюдение норм принятого поведения. (Такой ребёнок становится изгоем, отверженным).

Эти особенности не позволяют слабослышащим детям эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

Поэтому выстроенный коррекционно- образовательный процесс слабослышащих детей носит характер всестороннего воздействия на ребёнка и ориентирован на преобразование всех сторон личности воспитанника за счёт сохранных анализаторов (Наша задача – научить его говорить, слышать окружающие звуки, сформировать социальные навыки, дать знания необходимые в жизни – социализировать ребёнка).

Социальная адаптация слабослышащего ребёнка будет успешной, если в комплексе будет обеспечено:

- развитие ребёнка на основе индивидуальной траектории;

- взаимосвязанность всех специалистов (организация четкой системы «сурдопедагог-воспитатель-учитель-предметник- психолог);

- организована связь с семьёй;

- создана особая организация жизнедеятельности ребёнка;

- создана особая предметно-развивающая среда.

Когда сл/сл ребёнок только приходит в детский сад, в связи с его особенностями, часто возникает много проблем, как у самого ребёнка, так и его окружения:

  1. не знают как общаться с такими детьми;
  2. не могут принять особенности в поведении;
  3. затруднения в организации ОП слабослышащих совместно здоровыми детьми;
  4. не знают приёмов коррекционной работы.

Родители детей с НС

Родители здоровых детей

  1. обеспокоены тем, что присутствие ребенка с НС в группе снизит качество образования их детей .
  1. затрудняются общаться и взаимодействовать, проявляют к детям с НС жалость, равнодушие, агрессию.

Задача сурдопедагога - оказать необходимую помощь в построении образовательного пространства и в создании необходимых условий для социальной адаптации, развития детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения.

Работа по сопровождению ребёнка с недостатками слуха идёт через организацию работы с ребёнком, воспитателем, родителем.

Для удовлетворения потребностей ребёнка сурдопедагогом ведётся

  1. Коррекция нарушенных функций
  2. Организован ОП по инд траектории
  3. Создаётся развивающая среда
  4. Помощь ребёнку в случаях затруднения в общении с другими людьми.

Сурдопедагог помогает воспитателю

  1. создать речевую среду в группе (что понимаем по реч. средой остановлюсь позже)
  2. выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;
  3. должен научить, как организовать индивидуальную коррекционную работу со сл/сл ребёнком;
  4. как организовать ОП группе, так, чтобы это было и не в ущерб здоровым детям и не было игнорирования со сл/сл Р.
  5. очень важно для организации ОП сл/сл детей познакомить воспитателей с их психологическими особенностями;
  6. Учит надевать, снимать слуховые аппараты и правильно их использовать.
  7. Организовывать работу с родителями;
  8. Помогает решать проблемные ситуации в группе со сл/сл ребёнком и их родителями. Зная психологию и особенности слабослышащих детей, а так же их родителей, сурдопедагог часто выступает стабилизатором межличностных отношений: родителей и педагогов, воспитателей и сл/сл детей.

При работе с родителями сурдопедагог проводит работу по

  1. Осознанию родителями роли семьи в воспитании и развитии ребёнка
  2. Знакомит с приёмами и методами воспитания и обучения
  3. Помогает организовать занятия с детьми дома
  4. Помогает разрешить проблемы в социальной адаптации и в развитии ребёнка

Сопровождение сл/сл Р имеет следующие направления: диагностическое, коррекционное, методическая помощь, координация работы в команде

При построении образовательного пространства обеспечивающего процесс социализации всех категорий детей (дошкольников, младших школьников, детей с ограниченными возможностями здоровья) в условиях общеобразовательного учреждения исходили из того, что, не смотря на разные возможности слабослышащих и здоровых детей, у них больше сходства, чем различий:

  1. Слабослышащему ребёнку нужно, то же, что и остальным детям (учёба, игры, праздники и т.д.).
  2. Дети лучше учатся друг у друга

А совместное обучение и воспитание способствует формированию у слабослышащих детей адекватного социального поведения, положительного отношения к своим сверстникам, более полного потенциала развития

Поэтому образовательное пространство выстроено, так, чтобы каждый ребенок, независимо от его состояния здоровья и возраста, не чувствовал бы себя ущемленным (комфортно), был принят таким, какой он есть, чтобы слабослышащий ребенок: не стремился к изоляции, не было иждивенческой позиции, не стремился примкнуть к группе на любых условиях и в любой роли, а здоровые дети, начиная с дошкольного возраста, не превращали бы слабослышащего ребенка в объект унижения и начинали понимать, что все люди разные, что отличие от других не мешает их общению.

И выстроено оно на взаимодействии всех категорий детей, находящихся в учреждении

Успех реализации поставленных целей задач в развитии слабослышащего дошкольника возможен только при чётком взаимодействии всех участников образовательного процесса, педагогов, специалистов, родителей. Он осуществляется под руководством учителя –дефектолога (сурдопедагога). Учитель-дефектолог помогает воспитателям педагогам-предметникам правильно организовать работу с интегрированной группой детей, знакомит их с приемами и методами обучения детей с нарушенным слухом, планирует речевой материал для отработки с детьми

В интегрированной группе возрастает роль воспитателя, т.к. наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с нарушенным слухом требует особого внимания к нему, готовности воспитателей, разделить ответственность за его воспитание и обучение, желание помочь ребёнку с ограниченными возможностями.

Развитие слабослышащего ребёнка невозможно без участия в этом процессе родителей, так как под их руководством ребёнок получает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Понимая это, работе с родителями придаётся особое значение, с момента поступления ребёнка в детский сад, весь процесс по реабилитации и интеграции строится на основе организации совместной работы с родителями. Можно назвать связь с родителями очень тесной, здесь и обучение родителей, консультирование по вопросам обучения и воспитания слабослышащего ребёнка, планирование совместных действий.

На этом слайде представлены некоторые образцы взаимодействия и способы действия с родителями. В последнее время большую популярность приобрёл сайт учреждения, где родители получают рекомендации сурдопедагога, материалы для развития ребёнка в домашних условиях.

В кабинетах Монтессори и Легоконструирования организована работа по развитию речемоторных навыков, развитию мышления и формированию умения конструировать и моделировать.

Коррекционная работа осуществляется в кабинетах психолога и сурдопедагога, они оборудованы необходимыми техническими средствами.

В учреждении выстроена система воспитательной работы, направленная на взаимодействие детей с нарушением слуха со школьниками.

В образовательного учреждении введён слухо – речевой режим.

Под слухо-речевым режимом мы понимаем – систему мероприятий и требований, направленных на мотивированное общение с ребенком со сниженным слухом, независимо от возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.

Работники учреждения, сверстники, родители ознакомлены с правилами речевого режима:

- все обязаны выслушивать слабослышащего ребенка;

- мотивировать на общение (задавать вопросы, создавать ситуации и др.);

В ОУ создана и среда для общения слабослышащих и здоровых детей

Сурдопедагогом и воспитателями отслеживается развитие и социальная адаптация ребёнка с нарушением слуха, ведётся мониторинг на каждого ребёнка. На этом слайде представлены положительные результаты детей за прошлый год.

На момент поступления в детский сад в прошлом учебном году, только один ребёнок из 5 владел речью, в виде отдельных невнятно произнесённых слов, у остальных детей речи просто не было, у всех был низкий уровень сформированности социальных и коммуникативных навыков (кроме одной девочки, которая в детском саду 2-й год), на конец года видна положительная динамика у всех воспитанников по всем параметрам: в развитии слухового восприятия, в произношении в формировании социальных и коммуникативных.

Можно говорить о том, что на развитие коммуникативных навыков благотворно сказывается, нахождение ребёнка с нарушенным слухом в речевом пространстве слышащих детей, постоянное общение способствовало закреплению речевых умений, у всех слабослышащих детей сформированы навыки речевого поведения, они свободно вступают в устный контакт.

В интегрированных группах создан единый детский коллектив дети с нормальным и нарушенным слухом: вместе живут, играют, решают свои проблемы. Слышащие дети хорошо относятся к детям с нарушенным слухом, они умеют правильно говорить с ними - смотреть в лицо и не кричать, знают о назначении слуховых аппаратов. Это результат целенаправленного воспитания через жизнь рядом и вместе.

На этой таблице представлены проявление гуманных отношений здоровых детей к детям с нарушением слуха. Вы видите, что на конец года, нет проявлений негуманного отношения к слабослышащим детям.

Мы надеемся, что здоровые дети и в дальнейшем не будут делить мир на глухих и слышащих и сохранят естественное сейчас для них состояние - помочь тому, кому трудно.

Образовательное пространство слабослышащих детей выстроено на основе преемственности с СОШ №8 г. Нефтеюганска. Выпускники дошкольного отделения продолжают обучение в специальных классах начальной школы СОШ №8 и затем переходят на основную ступень. В наших учреждениях единые требования к организации и содержанию коррекционно-образовательного процесса, единая диагностика, мониторинг .

**** В заключении хочу отметить, что организация инклюзивного обучения в нашем ОУ по данной педагогической технологии, оправдала себя, наши выпускники успешно обучались и обучаются в других ОУ, в СОШ №8, в специальной школе II вида г. Кургана, школе-интернате, в посёлке Излучинске, в Челябинском машиностроительном колледже.

Из школ города Кургана и п. Излучинска приходили благодарственные письма, где отмечалось качество знаний детей, их высокая активность, инициативность, самостоятельность. Выпускники не теряют связи с нашей школой, они частые гости в учреждении, ведь здесь им преподали азы жизни, научили говорить, слышать, здесь они приобрели друзей среди здоровых сверстников. А родители благодарят нас за адаптацию детей к жизни в обществе и до сих пор советуются с педагогами по вопросам дальнейшего обучения их детей.

Педагоги нашего ОУ представляли опыт организации инклюзивного образования слабослышащих детей на различных уровнях: города, региона, России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити.


Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"


Выступление "Сотрудничество ДОУ и семьи в интегрированных группах с детьми с нарушением слуха"

В нашем ДОУ работа с семьей занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии. Опыт нашей работы показывает, что семья, где растет и воспитывается реб.

План-конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы с нарушениями слуха с использованием различных видов деятельности для развития и стимуляции активной речи "Три медведя"

Цель: развитие и стимуляция речевой активности детей с нарушениями слуха с использованием различных видов деятельности.Задачи: 1. Развивать умение детей рассказывать совестно с педагогом сказку с опор.

План-конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы с нарушениями слуха с использованием различных видов деятельности для стимуляции и развития активной речи "Наш веселый теремок"

Цель: стимуляция развития речевой активности детей с нарушениями слуха с использованием различных видов деятельности.Задачи: 1.Упражнять в различении и назывании хорошо знакомых сказок, ее героев. Раз.


Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха).


Конспект интегрированого занятия "Зима" с группе детей с нарушением слуха

Конспект интегрированого занятия по ознакомлению с окружающим, для детей с нарушением слуха .

Это самостоятельная отрасль специальной педагогики. Под специальной педагогикой понимается теория и практика особого образования лиц с нарушениями в психическом и физическом развитии, для которых процесс обучения при помощи традиционных педагогических методов вызывает сильные сложности, либо вовсе не возможен.

Слабослышащие и глухие дети

Практическая отоларингология дает четкое обозначение нарушенного слуха. Глухота – это стойкое нарушение слуха, которое препятствует общению даже если было проведено слухопротезирование. При таком состоянии возможно сохранение остаточного слуха, который позволяет слышать очень громкие неречевые звуки, либо отдельные звуки речи при сильном усилении их произношения.

Соответственно, по состоянию слуха детей принято разделять на глухих и слабослышащих. Глухие дети – это дети со стойким двусторонним нарушением слуха, которое может носить врожденный или приобретенный характер.

Ребенок, у которого есть остатки слуха, позволяющие ему овладеть речью, как правило, естественным путем, может быть назван слабослышащим. Если же ребенок не может овладеть речевыми навыками без специализированного педагогического процесса, то он определяется как глухой.

Объект, задачи и предмет дошкольной сурдопедагогики

Сурдопедагогика – это научная дисциплина, поэтому она имеет свой объект, предмет и задачи.

Соответственно, объектом является специализированное образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Предметом дошкольной сурдопедагогики являются процессы развития, воспитание и обучение детей с нарушенным слухом, а также научное исследование феноменов, порождаемых данными нарушениями.

Основные задачи дошкольной сурдопедагогики следующие:

  • оказание всяческого содействия в раннем выявлении детей с нарушенным слухом, оказание соответствующей педагогической поддержки и помощи;
  • помощь близким членам семьи в воспитании детей, имеющих данные проблемы;
  • определение закономерностей развития дошкольников и детей раннего школьного возраста с недостатками слуха;
  • изучение степени влияния слуховой функции на социальное, физическое, познавательное и речевое развитие, а также на комплексное развитие личности ребенка;
  • формирование основ развивающей и коррекционной работы: определение принципов, задач, специфики воспитания и обучения слабослышащих и глухих детей;
  • определение специфики воспитательного процесса и обучения детей, имеющих нарушения слуха, в условиях разных сроков обучения и различных форм организации (детские сады для детей с нарушенным слухом, специализированные группы при школах и т.д.);
  • использование и совершенствование методов коррекционно-педагогической работы с детьми (развитие слухового восприятия, речевых навыков и т.д.);
  • поиски различных форм организации педагогической поддержки детям с нарушенным слухом;
  • оказание всяческой поддержки и помощи детям с нарушенным слухом в их скорейшей интеграции в среду слышащих детей;
  • формирование и содействие в укреплении связи дошкольных учреждений со школой и различными общественными организациями.


Основные методы дошкольной сурдопедагогики

Сурдопедагогика основывается на обобщении и анализе теории и практических материалов, которые связаны с изучением, обучением и воспитанием детей с нарушенным слухом.

Не существует какой-то одной универсальной методики, которая будет на 100% эффективной. Результат достижим только в том случае, если используется целый спектр методов, каждый из которых может быть эффективным только в том случае, если комбинируется с другими, т.е. коррекционная работа носит комплексный характер. Ниже приведен основной перечень методик, используемых в дошкольной сурдопедагогике.

Используется для изучения процессов воспитания и коррекционной работы в ДОУ для детей с нарушенным слухом. Основная задача – это накопление и анализ тех фактов, которые характеризуют особенности деятельности ребенка, используемые приемы и методики.

Объект наблюдения – это дети дошкольного возраста, имеющие нарушения слуховой функции, в процессе проведения индивидуальных и фронтальных занятий, а также в обычном поведении.

При этом в процессе анализа важно отмечать не только положительные, но и отрицательные результаты. Плюс этой методики в том, что он не идет вразрез с намеченным планом работы, потому что носит естественный характер. Но есть один нюанс – в условиях дошкольного учреждения наблюдение лучше проводить за детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Использование данной методики в отношении детей младшего возраста приводит к нарушению естественности их поведения.

Важно понимать, что при наблюдении есть достаточная доля субъективизма, поэтому исследование лучше дополнять фотосъемкой, аудио и видео.

Подразумевает изучение именно медицинской документации, которая позволяет дать объективную оценку состояния ребенка. Изучается заключение психолого-медико-педагогической комиссии, история развития малыша, аудиограммы, а также другая информация, которая касается раннего развития ребенка, состояния слуховой функции и т.д.

Данная методика позволяет выявить причины и временной период снижения слуха, наличие других недоразвитий. Также изучаются условия, в которых пребывал ребенок с раннего детства, а также их роль на его развитие. Кроме того, анализируются тетради индивидуальной работы, протоколы педагогического обследования и т.д.

Эксперимент относится к активным методикам, потому что условия его проведения различны, в зависимости от цели. Он может проводиться в естественных или лабораторных условиях, быть фронтальным или индивидуальным и т.д.

В эксперименте важна достоверность полученных сведений, поэтому используется качественный и количественный анализ материалов.

Изучение работ ребенка

Изучение рисунков, поделок и других результатов деятельности малыша позволяет проанализировать его мышление, воображение, восприятие и другие характеристики. На основании анализа можно определить важные особенности личности ребенка. Конечно, при условии наличия соответствующих навыков анализа у сурдопедагога.

Анкеты, интервью, опросы

Используется при беседе с родителями, педагогами для сбора сведений, касающихся развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Результат зависит от точности поставленных вопросов, а также правильности анализа полученной информации.

Работа со специализированными теоретическими материалами также является частью дошкольной сурдопедагогики. Это необходимая вспомогательная база, которая позволяет найти теоретическое обоснование того или иного явления.

В дошкольной педагогике под методами понимаются способы педагогического воздействия, направленные на достижение целей воспитания или обучения. Метод включает как способ деятельности педагога, направленный на организацию и руководство деятельностью детей, так способы и виды деятельности воспитуемых.

Выделяются методы, определяющие способы деятельности ребенка и познания окружающего:

  • Наглядные (наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, использование компьютерных программ. К наглядным можно отнести также и использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, показ способа действия, образца задания и др.).
  • Практические (различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование; изобразительная и конструктивная деятельность, связанная с формированием практических умений и навыков — рисованием, лепкой, вырезыванием, наклеиванием аппликации, созданием построек и сооружений из различных материалов. Трудовое воспитание также связано с формированием практических умений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков, помощь детей в быту).
  • Словесные (инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога).

Программно-методическое обеспечение процесса воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие)

Программы

1. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001

Программа является комплексной и предназначена для работы с глухими детьми пред-дошкольного и дошкольного возраста от 1,5—2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, специальных группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2)—3, 3—4 года, 4—5, 5—6, 6—7 лет) по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и его подготовку к школьному обучению

Данная программа предназначена для работы со слабослышащими дошкольниками со сложными (комплексными) нарушениями в развития. Она рассчитана на трехлетний срок воспитания и обучения дошкольников ( их возраст -от 4 до 7 лет) в группах для детей со сложной структурой нарушений развития. Данные программные материалы также могут быть использованы для работы с детьми с трудностями в обучении в обычных группах детского сада для слабослышащих, в группах кратковременного обученияВ пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.

Методическое обеспечение

Представлен диагностический комплекс, который можно использовать для выявления особенностей зрительного восприятия, для раннего прогнозирования трудностей обучения ребенка, для определения специфических отклонений в развитии познавательной сферы ребенка, для составления индивидуальных программ психологической коррекции

2. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие.-М.: Владос, 2004.

В пособии рассматривается проблема психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанная с формированием важнейших качеств личности, освоению новой ведущей деятельности –учебной. Представлена диагностическая система, позволяющая определить уровни личностной, эмоционально-волевой, умственной готовности к школьному обучению слабослышащих детей, раскрываются различные уровни готовности к школе, предлагаются педагогические пути и средства, способствующие оптимизации подготовки к школе.

3. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика–М: Владос, 2004 г.

В пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.

4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. -М.: 2001.

В пособии рассматриваются психолого-педагогические особенности развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей, раскрываются содержание и технологии формирования слуховых представлений, слухового внимания на специфических и общеобразовательных формах организации учебной деятельности и в воспитательном процессе.

5. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. –М., 1999.

В пособии представлены методические разработки занятий, которые должны способствовать нормальному физическому развитию глухих и слабослышащих дошкольников. Содержание занятий предусматривает развитие у дошкольников основных движений и двигательных качеств, а также коррекцию типичных дефектов осанки и моторики

6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., ИвановаЕ.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. –М.: Теревинф, 2009.

7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. -М.: Владос, 2001.

В пособии представлена система воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, уделено внимание дидактическим основам дошкольного воспитания, раскрываются организация и содержание коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми в дошкольных образовательных учреждениях и семье

Большую роль в успешности работы является профессиональное обучение сурдопедагога, а также постоянное повышение его квалификации. Помимо специализированных ВУЗов, где можно получить данную специальность, есть профессиональные курсы в Москве для переподготовки специалистов.

Определите, какой логопедический массаж требуется при орофациальных и речевых дисфункциях.

Получите три комплекса логопедического массажа по авторской технологии. Освойте схему направлений и приемы массажных движений при повышенном тонусе и гиперкинезах в артикуляционных мышцах.

Вы получите 6 персональных сертификатов о прохождении обучения.
Каждый по 2 ак. часа!

В существующих дошкольных учреждениях для аномальных детей разных категорий ведущая роль в коррекционно-воспитательном процессе принадлежит учителю-дефектологу. На эту должность в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей назначаются лица с высшим дефектологическим образованием, имеющие специальность сурдопедагога. Специалистов этого профиля обычно готовят для работы и в специальных школах, и в дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха. Но многие из них охотнее работают в школах.

Некоторые сурдопедагоги не сразу начинали трудиться в детских садах, а лишь пройдя путь школьного учителя. Это создавало для них определенные трудности при переключении на другой возраст детей, на иное содержание педагогической деятельности.

Основной контингент ныне работающих сурдопедагогов с дошкольниками составляют те, кто изначально связал свою судьбу с маленькими неслышащими детьми: одни — после дефектологического факультета, другие — после работы воспитателем.

В последние годы на дефектологических факультетах стали создаваться дошкольные отделения, где ведется подготовка специалистов широкого профиля. Выпускники по выбору могут работать с аномальными детьми любой категории, в том числе и в дошкольных учреждениях для глухих или слабослышащих детей.

В каждой возрастной группе для детей с нарушением слуха, независимо от ее нормативной наполняемости (которая определяется положением и имеет тенденцию к уменьшению), предусматривается одна ставка учителя-дефектолога. Вместе с ним оздоровительную, воспитательно-образовательную и коррекционную работу с детьми осуществляют два-три воспитателя, музыкальный руководитель (один на четыре группы детей), а также помощники воспитателя, няни. При этом главная роль в воспитании аномального ребенка остается за его семьей, что обязывает весь педагогический коллектив, закрепленный за каждой группой детей, работать в тесном контакте с семьями воспитанников. Кроме этого, устанавливаются деловые связи с теми школьными коллективами учителей, которым предстоит продолжать воспитание выпускников детского сада. Таким образом, круг лиц, с которыми общается учитель-дефектолог, организующий воспитательно-образовательный процесс в своей группе, оказывается достаточно широким. В него необходимо включить также работников сурдологических кабинетов, курирующих данное дошкольное учреждение.

Учитель-дефектолог и его помощники-воспитатели обычно работают с одной и той же группой дошкольников на протяжении нескольких лет (оптимально четырех-пяти лет) и составляют стабильный педагогический коллектив, в котором устанавливаются определенные взаимоотношения, традиции, возникают общие интересы, нередко формируется единый стиль работы. Что немаловажно, за годы работы накапливаются специальная литература, различные пособия, дидактические материалы.

Небольшому педагогическому коллективу, включающему не менее трех человек, приходится решать общие задачи специального дошкольного воспитания доверенных ему глухих или слабослышащих детей. Такими общими задачами являются: уточнение диагноза детей в процессе их организованного и направленного воспитания; обеспечение разностороннего гармоничного развития детей в соответствии с их возрастом; коррекция отклонений в развитии и предотвращение последующих нарушений; подготовка к дальнейшему школьному обучению.

Осознание значимости всех указанных задач и направление усилий на их комплексное решение требует от учителя-дефектолога высокой профессиональной подготовки и постоянной работы над собой.

У каждого из работников при дошкольной группе имеется свой круг обязанностей, соответствующая педагогическая нагрузка, однако его работа немыслима и малоэффективна вне связи с другими членами коллектива. Учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель и весь обслуживающий персонал имеют различные графики работы, которые составляются исходя из конкретных обязанностей каждого, а также с учетом режима дня детей определенного возраста, сетки занятий (учебного плана), недельного расписания занятий в группе, конкретных условий работы того или иного дошкольного учреждения, его статуса.




Вклад каждого работника в общее дело определяется интересами и потребностями детей, задачами специального дошкольного учреждения, а оценивается реальными достижениями в их общем развитии, в создании оптимальных условий их существования, качеством ухода за ними, состоянием здоровья.

Многоплановая деятельность учителя-дефектолога состоит из нескольких звеньев, которые соотносятся с различными направлениями его специфической работы.

Центральное звено в деятельности учителя-дефектолога — ежедневная, четко спланированная, подлежащая систематиче­скому анализу и учету, непосредственная работа с детьми на организованных коррекционно-воспитательных занятиях. В этом звене деятельности полнее всего проявляется творческое лицо сурдопедагога, его профессиональная и личностная уникальность, соответствие занимаемой должности, избранному делу.

Учителем-дефектологом проводятся занятия по трем разделам программы: по развитию слухового восприятия и обучению произношению; по развитию речи; по формированию элементарных математических представлений. Поэтому от него требуется глубокое знание возможностей детей, закономерностей их психического развития, сущности дефекта, способов изыскания компенсаторных путей обучения, а также понимание роли каждого раздела программы в общей системе коррекционно-воспитательной работы. Иными словами, сурдопедагог должен знать и предмет изучения, и объект обучения.

В существующих дошкольных учреждениях для аномальных детей разных категорий ведущая роль в коррекционно-воспитательном процессе принадлежит учителю-дефектологу. На эту должность в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей назначаются лица с высшим дефектологическим образованием, имеющие специальность сурдопедагога. Специалистов этого профиля обычно готовят для работы и в специальных школах, и в дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха. Но многие из них охотнее работают в школах.

Некоторые сурдопедагоги не сразу начинали трудиться в детских садах, а лишь пройдя путь школьного учителя. Это создавало для них определенные трудности при переключении на другой возраст детей, на иное содержание педагогической деятельности.

Основной контингент ныне работающих сурдопедагогов с дошкольниками составляют те, кто изначально связал свою судьбу с маленькими неслышащими детьми: одни — после дефектологического факультета, другие — после работы воспитателем.

В последние годы на дефектологических факультетах стали создаваться дошкольные отделения, где ведется подготовка специалистов широкого профиля. Выпускники по выбору могут работать с аномальными детьми любой категории, в том числе и в дошкольных учреждениях для глухих или слабослышащих детей.

В каждой возрастной группе для детей с нарушением слуха, независимо от ее нормативной наполняемости (которая определяется положением и имеет тенденцию к уменьшению), предусматривается одна ставка учителя-дефектолога. Вместе с ним оздоровительную, воспитательно-образовательную и коррекционную работу с детьми осуществляют два-три воспитателя, музыкальный руководитель (один на четыре группы детей), а также помощники воспитателя, няни. При этом главная роль в воспитании аномального ребенка остается за его семьей, что обязывает весь педагогический коллектив, закрепленный за каждой группой детей, работать в тесном контакте с семьями воспитанников. Кроме этого, устанавливаются деловые связи с теми школьными коллективами учителей, которым предстоит продолжать воспитание выпускников детского сада. Таким образом, круг лиц, с которыми общается учитель-дефектолог, организующий воспитательно-образовательный процесс в своей группе, оказывается достаточно широким. В него необходимо включить также работников сурдологических кабинетов, курирующих данное дошкольное учреждение.

Учитель-дефектолог и его помощники-воспитатели обычно работают с одной и той же группой дошкольников на протяжении нескольких лет (оптимально четырех-пяти лет) и составляют стабильный педагогический коллектив, в котором устанавливаются определенные взаимоотношения, традиции, возникают общие интересы, нередко формируется единый стиль работы. Что немаловажно, за годы работы накапливаются специальная литература, различные пособия, дидактические материалы.

Небольшому педагогическому коллективу, включающему не менее трех человек, приходится решать общие задачи специального дошкольного воспитания доверенных ему глухих или слабослышащих детей. Такими общими задачами являются: уточнение диагноза детей в процессе их организованного и направленного воспитания; обеспечение разностороннего гармоничного развития детей в соответствии с их возрастом; коррекция отклонений в развитии и предотвращение последующих нарушений; подготовка к дальнейшему школьному обучению.

Осознание значимости всех указанных задач и направление усилий на их комплексное решение требует от учителя-дефектолога высокой профессиональной подготовки и постоянной работы над собой.

У каждого из работников при дошкольной группе имеется свой круг обязанностей, соответствующая педагогическая нагрузка, однако его работа немыслима и малоэффективна вне связи с другими членами коллектива. Учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель и весь обслуживающий персонал имеют различные графики работы, которые составляются исходя из конкретных обязанностей каждого, а также с учетом режима дня детей определенного возраста, сетки занятий (учебного плана), недельного расписания занятий в группе, конкретных условий работы того или иного дошкольного учреждения, его статуса.

Вклад каждого работника в общее дело определяется интересами и потребностями детей, задачами специального дошкольного учреждения, а оценивается реальными достижениями в их общем развитии, в создании оптимальных условий их существования, качеством ухода за ними, состоянием здоровья.

Многоплановая деятельность учителя-дефектолога состоит из нескольких звеньев, которые соотносятся с различными направлениями его специфической работы.

Центральное звено в деятельности учителя-дефектолога — ежедневная, четко спланированная, подлежащая систематиче­скому анализу и учету, непосредственная работа с детьми на организованных коррекционно-воспитательных занятиях. В этом звене деятельности полнее всего проявляется творческое лицо сурдопедагога, его профессиональная и личностная уникальность, соответствие занимаемой должности, избранному делу.

Учителем-дефектологом проводятся занятия по трем разделам программы: по развитию слухового восприятия и обучению произношению; по развитию речи; по формированию элементарных математических представлений. Поэтому от него требуется глубокое знание возможностей детей, закономерностей их психического развития, сущности дефекта, способов изыскания компенсаторных путей обучения, а также понимание роли каждого раздела программы в общей системе коррекционно-воспитательной работы. Иными словами, сурдопедагог должен знать и предмет изучения, и объект обучения.

Читайте также: