С чем связано зарождение и развитие идей о политике кратко

Обновлено: 08.07.2024

Власть, весь круг проблем, связанных с ее завоеванием и использованием, привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Люди пытались понять смысл своего бытия, искали цивилизованные формы совместного сосуществования. Многие мечтали об идеальном, справедливом устройстве жизни, мудрых правителях. Первые представления о власти, государстве, политике органично переплетались с верованиями, традициями, обычаями. Первые политические воззрения составили фундамент последующей, в том числе и современной политической науки и практики. Ведь сами люди, отношения между ними, если рассматривать основные модели, не очень изменились за несколько тысячелетий.

Политическая мысль Древнего Востока (Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай) исходила из тезиса о божественном характере власти и государства как составной части мирового космического порядка.

Последователи Шан Яна (400–338 гг. до н. э.) — легисты или законники, напротив, идеальным типом высшего руководителя считали правителя-деспота, который с помощью жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства, жестких законов, регламентов воспитывает в подданных истинную добродетель.

Преобладание деспотических форм правления в государствах Древнего Востока современные исследователи связывают с необходимостью принудительной организации больших масс людей для создания и поддержания ирригационных систем земледелия.

Античная политическая мысль обобщала опыт возникновения и развития полисной организации общества. Полис составляли частные собственники небольших участков земли. Древнегреческое общество делилось на богатых и бедных, рабов и рабовладельцев, полноправных граждан и лиц с ограниченными правами.

Таблица 5. Политический строй государств от древности до Нового времени


Таблица 6. Становление мировой политической мысли



Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Политические теории, изменившие мир. Развитие политической мысли в XVII–XIX вв

6. Особенности развития политической мысли вроссиид0 1917 г

6. Особенности развития политической мысли вроссиид0 1917 г Политическая мысль в России возникла в Древней Руси. Владимир I (правил в 980–1015 гг.) принял в 988 г. христианство в византийском варианте, использовал христианскую религию для обоснования божественного

Глава 13. Формирование различных тенденций в общественно-политической мысли в России

Глава 14. Формирование различных тенденций в общественно-политической мысли России

Пролог На пути к империи: классические течения политической мысли в Древнем Китае

Пролог На пути к империи: классические течения политической мысли в Древнем

69. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УТОПИЧЕСКИХ И РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО—ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В

69. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УТОПИЧЕСКИХ И РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО—ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В Предпосылками возникновения утопических и радикальных течений в общественно—политической мысли в первой половине XIX в. были революции в Европе в конце XVIII в., а

78. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НАЧАЛЕ XIX В

3.9.2. Возникновение политической экономии. Меркантилизм

3.9.2. Возникновение политической экономии. Меркантилизм Таким образом, с возникновением капитализма открытие экономических отношений стало неизбежным. Однако процесс научного осознания их существование, причем существования объективного, был далеко не прост. С началом

8.3. Эволюция политической системы

8.3. Эволюция политической системы Одна из сложных и до сих пор нерешенных проблем — установление происхождения славян, история их расселения, разделение на восточных, западных и южных.Славяне становятся значительной политической силой с конца V в., когда на Дунае с ними

4.3. Возникновение и эволюция патриархического брака и патриархической семьи

4.3. Возникновение и эволюция патриархического брака и патриархической семьи У подавляющего большинства народов ячейка частной собственности возникла на базе семьи. В принципе элементарная, или нуклеарная семья, т.е. состоящая из мужа, жены и детей, вполне могла стать

Возникновение и эволюция казачества в Украине

40. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XVII В

40. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XVII В Английская буржуазная революция XVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Каждая из

§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси

§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси Политическая и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупности политических и правовых идей и взглядов, содержащихся в текстах летописей, правовых памятников, произведений древнерусской

Измерители времени в древности

Измерители времени в древности Пока человек достиг выделки таких часов, которые идут с точностью до секунды, успели пройти тысячелетия. Посмотрим какими путями шло развитие часового искусства.Уже в древнейшие времена люди умели измерять день, хотя не с точностью до

Зарождение политической мысли связывается с тем степенью общественного развития, когда возникает частная собственность на средства производства, происходит социальное расслоение общества, Образуется государственность. Именно проблемы государства и права, властных отношений в обществе были и остаются в центре политической мысли.

Политические идеи в странах Древнего Востока Первые более-менее четко выраженные идеи о различные формы организованного государственного существования и развития общества появились в странах Древнего Востока еще во II тысячелетии до н. э. Политические идеи и взгляды у древних китайцев, индусов, вавилонян, персов, евреев сначала имели религиозно-мифологический характер. В XI - VIII вв. до н. э. прослеживается тенденция перехода от религиозно-мифологических представлений о государстве и праве в более-менее рационального их восприятия. Этот переход оказался, в частности, в учениях Конфуция и Мо Цзы в Китае, Будды - в Индии, Заратустры - в Персии, проповедях еврейских пророков.

Регулирование политических отношений с помощью требованиям добропорядочности в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. Негативное отношение мыслителя к законов обусловлено их традиционно карательным значением, связью с жестокими наказаниями. Правда, Конфуций не отрицал полностью значение законодательства, однако отводил ему вспомогательную роль, выдвигая на перед - ней план в регулировании общественных отношений требования добропорядочности.

Вскоре после своего возникновения конфуцианство стало самым влиятельным течению этической и политической мысли в Китае, сохраняет свое значение и поныне.

Подражать небесный образец означает уважать мудрость как основу управления, а важным моментом такого мудрого Управления является умелое сочетание установок с наказаниями. Мо Цзы считал, что власть должна использовать не только насилие и наказания, но и моральные формы воздействия на людей.

Вершиной древнегреческой философской и политической мысли есть учение Сократа, Платона и Аристотеля. Сократ (469-399 гг. до н. э.) не оставил после себя письменных произведений; свои взгляды он преподавал в устных беседах, письменно зафиксированных его учениками. С учением Сократа связанные начало перехода политической мысли с дотеоретичного на теоретический уровень и создание политической этики. Он вел поиски рационального, логично-понятийного обоснование объективного характера этических норм, моральной природы государства и права. Разработку морально-политической проблематике Сократ поднял на уровень понятий и определений, положив тем самым начало собственно теоретических политических исследований. Мыслитель стремился обосновать рациональную, разумную природу моральных, политических и правовых явлений, считая разумное, справедливое и законное тождественным. Совпадение законного и справедливого является желательным, умным состоянию дел, а не повсеместной реальностью. Для такого совпадения следует неукоснительно соблюдать законы. Сократ был принципиальным сторонником законности. Основу нормального функционирования государства, его благополучие он усматривал в незыблемости законов, подчинении им всех граждан. Соблюдение полисных законов Сократ связывал с однодумством граждан, под которым понимал не унификацию мнений и взглядов, а преданность и подчинения законам.

Демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразен, но такой, что не имеет надлежащего управления. Действительно, основной формой демократии в те времена были народные собрания, то есть собрание свободных граждан полиса. На таких собраниях верховодили вожди народа - демагоги, не было должного организованности, компетентности и взвешенности в принятии политических решений. Платон, как и другие древнегреческие мыслители, не отрицал вообще демократию как власть народа, а демократию как власть толпы - охлократию. Каждую из форм государственности губит именно то, что считается в ней наивысшим благом. В тимократии это военные успехи, в олигархии - богатство, в демократии - свобода. Именно по демократии вырастает ЕЕ продолжение и противоположность - тирания, установление которой означает превращение чрезмерной свободы в чрезмерное рабство. Тирания - наихудшая форма государственного правления, при которой царят беззаконие, произвол и насилие.

В центре политического учения Аристотеля находятся проблемы происхождения, сущности и формы государства. Он считал, что государство возникло не в результате некой соглашения между людьми на основе их волеизъявления, а естественно-историческим путем - из семьи и поселений как всеобъемлющая и совершенная форма общения людей. Предопределяется этот процесс тем, что человек по своей природе является политическим существом, и завершение этой ее природы находит свое проявление именно в политическом общении, то есть в государстве. Форму государства Аристотель характеризовал как политическую систему, которая определяется верховной властью в государстве. Конкретные формы он различал в зависимости от количества правителей и цели, которую они при этом преследуют. За первым признаком Аристотель различает правления одного, правление немногих и правления большинства, а по второй разделяет формы правления на правильные и неправильные. В правильных формах правители имеют целью общее благо, а в неправильных - лишь свое личное благо. Тремя правильными формами государства выступают монархия, аристократия, полития, а тремя неправильными - тирания, олигархия и демократия. Каждая из этих шести основных форм имеет свои виды, в зависимости от комбинации формообразующих признаков.

Аристотель различает крайнюю демократию, в которой верховная власть принадлежит народу, а не закона, и умеренную цензову демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Первую он резко осуждает, вторую поддерживает. Полития воплощает в себе лучшие стороны олигархии и демократии (объединяет богатых и бедных, богатство и свободу), но свободная от их недостатков и крайностей. За Аристотелем, полития является средней формой государства, в котором во всем преобладает средний элемент. В обычаях это - умеренность, в имуществе - средний достаток, в правлении - средний слой. Этот средний слой является самым ценным в отношении политики, поскольку он наиболее привержен существующих порядков, и благодаря ему в государстве можно смягчить противоречие между бедными и богатыми, которая является причиной государственных переворотов. Разумное управление и стабильность государства будут там, где средний слой является многочисленным и сильнее обеих социальных крайностей - богатых и бедных, вместе взятых, или хотя бы одной из них.

Рождение политологии и возникновение политических учений

Отцом политологии можно по праву считать древнегреческого философа Аристотеля, жившего в IV в. до н.э. Он написал целый ряд трудов (часть из них дошла до наших дней лишь в пересказе других авторов). Он весьма глубоко и подробно поставил основные задачи политологии, не утратившие актуальности и по сей день. Основной целью политики Аристотель считал искусство управления. И как и всякому искусству политике можно и нужно учиться, оно требует профессионального подхода.

Аристотель был учителем и наставником юного Александра Македонского. Одним из значительных открытий Аристотеля в области политологии было выделение трёх основных форм государственного правления: монархии, аристократии и демократии. Аристотель не считал какую-либо из этих форм лучше другой. Он исходил из той мысли, что любая из этих трёх форм может деградировать. И в деградировавшем состоянии он называл их иначе: тиранией, олигархией и охлократией (властью толпы).

В Древней Греции, чьи мыслители основали почти все современные науки, зародились и первые политические учения. В наше время их именуют также идеологиями и доктринами. Их появление в Древней Греции происходило на этапе перехода от мифологического понимания мироустройства к догматическому.

Догматический подход оставался господствующим в гуманитарном знании вплоть до расцвета европейской университетской науки в эпоху Возрождения, когда его сменил критический подход, требовавший опоры на логические доказательства, а не на авторитет классиков, якобы сумевших дать верную трактовку божественной волю и объяснить устройство мира. Появление критического подхода дало мощный импульс к развитию всех наук, в том числе и политологии.

Становление и развитие политологии в эпоху Возрождения

В Западной Европе политические науки начали уверенно развиваться уже со второй половины XIII в., благодаря деятельности университетов. В числе авторов, серьёзно повлиявших на развитие западноевропейской политологии следует назвать Жана Бодена (1520-1596 гг.), Иоаганна Альтузия (1557-1638 гг.), Самюэля Пуфендора (1632-1694 гг.). В эпоху Возрождения во многих университетах немецких и скандинавских стран стали открываться специализированные кафедры по изучению политических наук.

Эпоха Просвещения и теория общественного договора

Новый мощный импульс для развития политологии сделали французские, английские и немецкие мыслители эпохи Просвещения, чьи имена и сейчас хорошо известны любому образованному человеку. Одной из наиболее значительных политологических концепций, родившихся в тот период, является концепция общественного договора. Идеи мыслителей эпохи Просвещения создали идеологические предпосылки для революции в США и Великой Французской революции.

Политология в XIX - XX веке

В XIX в. произошёл определённый синтез всех общественных наук, что нашло отражение в появлении так называемой философии позитивизма и в марксизме. Но со второй половины XIX в. политология вновь, и уже окончательно, выделилась в обособленную научную дисциплину и приобрела свои современные черты.

На рубеже XIX-XX вв. в политологических исследованиях особое внимание уделялось эмпирической и историко-сравнительной методологиям. В числе наиболее ярких политологов этой эпохи следует упомянуть Теодора Вулси (1801-1889 гг.), Вильгельма Рошера (1817-1894 гг.) американского президента Вудро Вильсона (1856-1924 гг., большевистских руководителей российской революции Льва Троцкого (1879-1940 гг.) и Владимира Ленина (1870-1924 гг.)

Современная политология

К настоящему времени существует настолько разнообразное обилие политологических подходов, что при желании можно утверждать, что политологии как науки объединенной определёнными едиными и целостными представлениями и общепризнанными постулатами не существует. Но большинство современных учёных, профессионально занимающихся политическими науками, с этим утверждением не согласятся.

В XX столетии, почти во всех странах и особенно бурно после завершения в сентябре 1945 г. II Мировой войны происходили процессы модернизации и демократизации. Эти исторические процессы дали большой практический материал для осмысления его политологами и построения ими новых научно-теоретических концепций.

В этот период в большом количестве появились кафедры и факультеты в университетах, специализирующиеся на политологии, и даже целые отдельные научно-исследовательские центры. В конце 40-х гг. XX в. создана Международная ассоциация политической науки. Эта организация организует ежегодные международные конгрессы, на которых происходит широкий обмен мнениями между коллегами. Внутри политологии выделяются более узкие дисциплины: политическая психология, политическая социология, политическая философия, сравнительная политология.

В настоящее время основными целями политологической науки считаются

1. Описание политических событий и их сравнительный анализ;

2. Выяснение причин политических процессов, происходящих в мире;

3. Поиск путей решения конкретных возникающих политических проблем;

4. Создание прогнозов в отношении результатов тех или иных политических решений и мер (здесь политология неразрывно переплетается с футурологией).

Становление и развитие политологии

Еще в IV в. до н.э. Аристотель определил политику как искусство управления. Со временем появились новые подходы к объяснению данного термина, но истинность представления древнегреческого философа никто и никогда сомнению не подвергал. Как и всяким искусством, политикой нужно овладеть. Особенно это важно сейчас, когда принятие важных решений на государственном и межгосударственном уровнях требует не только таланта, но и высокого профессионализма. Одна ошибка, одно неверное решение могут привести к краху всего мирового сообщества. Поэтому сегодня крайне необходимо говорить о такой науке как политология, о том, как она развивалась, и какие уроки она нам может преподать.

Становление и развитие политологии

На фото: Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ

Что такое политология?

Прежде чем приступить непосредственно к теме данной статьи, попробуем разобраться в том, что представляет собой политология.

3 этапа становления знания о политике

  • Обыденное знание как результат обобщения политического опыта

Этот этап не подразумевает осмысление политики как процесса, это лишь констатация фактов, свойственная обществу у истоков человеческой истории; данному типу знания не присуща систематизация.

Сейчас обыденное знание представлено в различных публикациях, в рассуждениях и выступлениях на политическую тему.

Первые политические учения возникают в Древней Греции. Этот этап ознаменован переходом от мифологического знания к догматическому, появляется система. Однако принятие знания за истину и отсутствие доказательной базы существенно ограничивали его предмет. Существовал некий закон (например, божественный), который и определял политическое поведение.

В современной политике – это идеологии и доктрины.

Этот тип знания возникает в Эпоху Возрождения и связан он прежде всего с поиском логики в принятии тех или иных решений. На этом этапе формируются предпосылки для политологии, определяется ее предмет – собственно сама политика во всем ее многообразии.

Стоит добавить, что в политологии нельзя отделять обыденное знание от научного. Научный труд, который не учитывает опыта или не предполагает практического применения, увы, никому не нужен.

Становление и развитие политологии

Политическая наука возникает в Западной Европе во второй половине XIII века. Именно тогда в университетах к юриспруденции, философии, логике и метафизике присоединяется такая дисциплина, как политическая наука. Однако с современной политологией она имеет пока мало общего.

Уже на рубеже XVI-XVII веков политика впервые подвергается тщательному анализу. Это время знаменито трудами Жана Бодена (1520-1596), Иоаганна Альтузия (1557-1638), Самюэля Пуфендора (1632-1694). Специализированные кафедры по изучению политического искусства открываются в университетах некоторых немецких и скандинавских стран.

В эпоху Просвещения политическая мысль получила новый виток. Именно в это время возникают теории разделения властей, общественного договора и естественных прав человека, а имена мыслителей Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Д.Дидро и Ш.Монтескье знакомы каждому образованному человеку.

Становление и развитие политологии

Перед тем, как я перейду к развитию политологии в XX веке, сделаю несколько выводов и обобщений по тому, что изложено выше:

  1. Политическая мысль развивалась всегда, однако вплоть до конца XIX века это были, скорее, попытки отдельных ученых.
  2. На протяжении долгого времени ученые не занимались политологией как отдельной наукой, не создавали трудов и не проводили исследований, посвященных исключительно политической проблематике. Их политические идеи были в рамках монументальных произведений в области философии.
  3. Разнообразие политологических подходов иногда дает основание ученым утверждать, что политологии как единой дисциплины не существует вовсе. Тем не менее большинство современных исследователей, специализирующихся на вопросах развития политической мысли, справедливо не согласны с данной точкой зрения.

Политология в XX веке

Процессы модернизации и демократизации, происходившие в мире в прошлом столетии (особенно в его второй половине), не могли не отразиться на развитии политической мысли и политологии как науки в целом. И действительно, столь насыщенная политическими событиями на международной арене пора позволила науке о политике стремительно набрать обороты. Следующие факты - наглядный тому пример:

  1. В университетах появляются кафедры, факультеты и целые центры, специализирующиеся на политических исследованиях.
  2. Появляются первые профессиональные объединения политологов.
  3. В конце 40-х гг. XX века была учреждена Международная ассоциация политической науки, которая выступает организатором всемирных конгрессов политологов.
  4. Политология делится на более узкие науки, дисциплины и субдисциплины: политическая психология, политическая социология, политическая философия, политическая антропология, геополитика, коммуникативная политология, сравнительная политология.

Становление и развитие политологии

На фото: эмблема Международной ассоциации политической науки (International Political Science Association)

Как раз в XX веке были сформулированы основные цели политологии как науки и дисциплины:

  1. Описание политических событий и их сравнение.
  2. Выявление причин происходящих в мире политических процессов.
  3. Поиск путей выхода из сложившихся политических ситуаций.
  4. Прогнозирование результатов тех или иных политических действий и решений.

Пожалуй, это все, что мне бы хотелось осветить в рамках данной статьи. Если Вам понравился материал и Вас заинтересовала эта тема, то советую прочесть некоторые статьи политолога Валерия Соловья. К слову, эта - мой абсолютный фаворит!

Читайте также: