С чем связана традиция мумифицирования умерших кратко

Обновлено: 04.07.2024

Египетские погребальные практики продолжались почти две с половиной тысячи лет приблизительно с 2686 г. до н.э. по 395 г. н.э. Погребальные обряды и верования были очень важны для древнеегипетского общества. Путешествие из нашего мира в загробную жизнь было тщательно спланировано и организовано. В до-династический период самые ранние могилы были простыми. Но со временем число украшений и всяческих могильных предметов постепенно увеличивалось.

Во времена Древнего Царства были построены первые королевские пирамиды . Мумификация к этому периоду уже была стандартной практикой. Сам процесс мумификации связан с египетской верой в то, что тело умершего необходимо было сохранить для того, чтобы его душа могла обрести загробную жизнь. Египтяне верили, что если мертвых похоронят ненадлежащим образом, то они вернутся, чтобы преследовать живых.

В период Нового царства фараонов перестают хоронить в Пирамидах . Все элитные захоронения теперь осуществляются в Долине Царей . В украшении гробницы начинают доминировать религиозные события, заменяя повседневные сцены, которые были популярны со времен Древнего царства. Также уменьшается количество фигурок ушабти и предметов для загробной жизни.

Древние египтяне часто мумифицировали животных, чтобы утешать мертвых в загробной жизни, или в качестве жертвоприношения или как символ конкретного бога. Например кошка олицетворяла богиню Баст . А быки были священными животными сразу нескольких богов, и поэтому их мумифицировали для похорон исключительно с богатыми египтянами. Поклонение культу Апис Булл возникло примерно в 800 году до нашей эры. Быки были символами силы и плодородия для древних египтян , а в некоторых случаях они считались оракулами , способными общаться с богами . Процесс мумификации быков был сложным и не очень похожим на тот, который использовали на людях. Обычно их хоронили в каменных могилах вместе с амулетами, драгоценностями и ушабти .

Если вам понравилась эта статья, то не забудьте подписаться и поставить лайк, чтобы поддержать автора. Это сильно поможет развитию канала, а также мои новые статьи будут чаще показываться в вашей ленте.


Мумификация – процесс создания мумии из тела умершего человека или животного. Производится путем специальной химической обработки тела, иногда происходит спонтанно, под воздействием окружающей среды. В связи с этим, различают мумификацию искусственную и естественную.

Естественная мумификация случается, когда тело попадает в такие природные условия, которые препятствуют его разложению. Так, в торфяных болотах, ледниках или в жарком сухом климате пустынь тела могут сохраняться веками и тысячелетиями. Бывает, что благоприятные для естественной мумификации условия создаются людьми случайно – например, при погребении в саркофаге необычной конструкции или в помещении с особой вентиляцией и температурой. Иногда мумификации способствует диета самого умершего – как в случае с буддистскими монахами, практикующими отказ от пищи.

Искусственная мумификация производится методом бальзамирования, обычно в ритуальных, санитарных или научных целях. Процесс включает удаление внутренних органов, обработку полостей, а также инъекцию сосудов и мягких тканей специальными растворами. Бальзамирующая жидкость состоит из смеси формалина, карболовой кислоты, красящих и ароматических веществ, этилового спирта, глицерина и малого количества уксусной кислоты. Таким образом, современный метод бальзамирования отличается от своих древних аналогов, в основе которых лежит пропитывание тела соляными растворами, благовониями и смолистыми составами.

Традиция бальзамировать тела умерших насчитывает тысячи лет истории. Нам она известна в основном по мумиям Древнего Египта. В разные периоды технологии мумификации в Египте были разные, и по внешнему виду мумии можно определить, к какой династии она относится. Самые лучшие мумии были созданы в эпоху Нового царства – вероятно, это связано с общим расцветом цивилизации фараонов.

Античные авторы сообщают, что у египтян было три способа бальзамирования – для богатых, для людей среднего достатка и для бедняков. По Геродоту, процесс для богатых проходил следующим образом. Сначала при помощи железного крючка через ноздри извлекали часть головного мозга, другую часть растворяли специальным составом. Затем разрезали брюшную полость, очищали ее от внутренностей, промывали пальмовым вином, наполняли толченой миррой, кассией, растертыми благовониями и зашивали. После этого тело на 70 дней помещали в натровый щелок, который полностью иссушал его. Наконец, обмыв тело, его обвивали лентами из виссона и намазывали камедью. Внутренние органы не уничтожались; после извлечения из тела их омывали и погружали в канопы – глиняные сосуды с бальзамом. Всего на мумию полагалось четыре канопы – для печени, легких, желудка и кишечника. Крышки каноп были украшены головами четырех богов – сыновей Гора. Внутри тела оставляли только сердце – считалось, что в нем содержится разум человека. О функциях мозга древние египтяне ничего не знали, поэтому выбрасывали его, как ненужный орган.

Так египтяне готовили своих умерших к загробной жизни. Эта традиция была освящена древним мифом: когда бог мертвых Осирис был убит и вселенную охватил хаос, бог Анубис собрал рассыпавшееся по всей земле тело Осириса и забальзамировал его. Осирис воскрес. Культ умирающего и воскресающего бога – ключ к пониманию ритуалов всех древних земледельческих цивилизаций, в основе которых лежит представление о цикличности происходящих в природе процессов.

Сосуды для хранения внутренних органов

История мумифицирования в древнем Египте, процесс и традиции мумифицирования в Египте. Как древние Египтяне делали мумии и мумифицировали своих умерших и животных.

В Египте возник самый выдающийся и колоссальный культ мёртвых, который человек когда-либо праздновал на земле. Дома и дворцы живых исчезли, могилы царей и дворян стали свидетелями жизни древних Египтян и как они в последствии были похоронены. Древние египтяне считали, что у каждого человека много душ. Только тело умирает, а души, Ка, Ба и Анкх живут как духовные создания.

Ка был двойником смерти и должен был питаться, как человеческое тело. Для Ба дом мертвых должен был находиться на западе, чтобы Ба мог путешествовать в загробный мир с заходом солнца и возвращаться с восходом в человеческое тело. Анкх охранял смерть и преследовал как мстительный призрак любого, кто нарушал тишину гробницы. После смерти эти духи высвобождались из тела. Ба навещал семью и друзей, Ка путешествовал туда и обратно из тела в подземный мир. Чтобы человек мог жить вечно, Ба и Ка должны были быть в состоянии распознать тело, когда они возвращались в него.

Подготовка к смерти

Древние египтяне тщательно готовились к смерти, но если смерть произошла неожиданно, человек мог быть похоронен в могиле, предназначенной для другого члена семьи, или украшения могилы могли быть выполнены детьми покойного. Чтобы построить гробницу, требовалось много времени, но длительность процесса мумификации оставляла достаточно время для изготовления саркофага, посвящённого умершему. Картонные саркофаги, которые использовались в более поздние династические и греко-римские периоды, детализировали имя и титулы человека вместе со стихами из погребальных текстов, которые обеспечивали безопасный проход души человека через препятствия, которые находились в ожидании, прежде чем место было обеспечено в загробной жизни. Гроб мог быть украшен крыльями-оберегом стервятника, цветочными ожерельями, символизирующими воскрешение, или изображениями четырех богов, которым была поручена защита внутренних органов, которые удаляли во время процесса мумификации. Квебехсенуэф - бог с головой ястреба охранял кишечник; Дуамутеф с головой шакала — охранял желудок; Иссети охранял печень; и обезглавленный бог Хапи охранял лёгкие. Также могло быть изображение бога сокола Гора, возрождённого солнца, которое означало перерождение.

Процесс мумификации

Бальзамирование и мумификация, изначально предназначавшиеся только для фараонов, в конечном итоге распространились на все социальные группы, что позволяло душам Ба и Ка находить правильные тела. Однако процесс мумификации был сложным и сильно зависел от социального статуса умершего человека. Очевидно, что чем выше социальный ранг, тем лучше была мумификация тела.

Процессы мумификации выполнялся специальными мастерами мумифицировщиками. Семьдесят дней священники и бальзамировщики были заняты охраной мёртвого тела. Мёртвых клали на стол высотой 30 см с небольшим отверстием для стока жидкости. Сначала тело обмывалось пальмовым вином и водой из Нила, после чего удалялись внутренних органов через разрез в брюшной полости, а мозг удаляли через нос и выбрасывали. Сердце оставалось в теле. Мумифицированные органы помещали отдельно в четыре специальные сосуда. В более поздние периоды обезвоженные внутренние органы обёртывались и возвращались назад в тело до захоронения, а сосуды для органов оставались пустыми. Затем тело обёртывали и покрывали окисью натрия (гидратированным карбонатом натрия) и оставляли на 40 дней для просушки. После этого мумию снова мыли, натирали маслами и заворачивали в льняные полоски. Пальцы рук и ног и конечности обёртывались отдельно, а между обёрткой клали амулеты. Копия стихов из Книги Мертвых помещалась между руками, и больше льняных полос было обёрнуто вокруг всего тела. На каждый слой наносили жидкую смолу, чтобы склеить повязки. Наконец тело обёртывалось в большой саван, закрепленный льняными ремнями, и помещалось в деревянный, картонный или каменный саркофаг, в котором его и хоронили.

Священники проводили религиозные церемонии и ритуалы во время мумификации и процесса погребения, чтобы подготовить умершего к загробной жизни. Древние египтяне считали, что умерший должен был пройти определённые испытания, которые были установлены богами, и Книга Мертвых, которую он держал, поможет этому переходу, самым важным из которых было взвешивание иб (сердца), которое оставалось в теле, против пера Маата (правда). Если сердце весило не больше, чем перо, умершему позволялось войти в подземное царство Осириса, но если оно было тяжелее, чем перо, то седце покойного немедленно съедал монстр Аммитом.

Священник, замаскированный под Анубиса, бога с головой шакала, осуществлял надзор за этой священной церемонией. Перед интернированием ремесленник мертвого города изготовлял посмертную маску покойного, изображающую лицо человека. Маска покрывала не только лицо умершего, но также верхнюю часть груди и спину. Для фараонов и важных людей маски изготовляли из чистого золота и инкрустировали драгоценными камнями. Недавно обнаруженные мумии в Оазисе Бахария показывают, что мумификация продолжалась даже во время римского периода в Египте, и мертвые тела сохранялись с той же точностью и красотой, что и в Древнем Египте.

Женская мумия с золотыми украшениями

Древняя египетская мумия женского пола, носящая золотые украшения, была обнаружена в храме Тутмоса III в Аль-Горне на западном берегу Луксора в 2014 году. Мумия находится в плохом состоянии, так как это место захоронения, наряду с другими близкими к нему, подвергалось грабежу. Украшения были найдены в верхней части мумии и включают в себя золотое ожерелье, украшенное полудрагоценными камнями и золотыми пластинами, с кулоном из тонко сделанного золота в середине. Кулон весит более 20 грамм. На ее руках были также найдены два золотых браслета, прикрепленных к серебряным браслетам, а также два серебряных браслета на щиколотке. Подвеска и браслеты находятся в идеальном состоянии, но браслеты на лодыжке повреждены. Изучив мумию, было выявлено, что женщина умерла в возрасте 30 лет и была богатой.

Королевские мумии

В 1870 году тайник Дейр-эль-Бахари на Западном берегу Луксора был случайно обнаружен семьей Абделя Расула, которые были известны как грабители гробниц. И почти 10 лет тайник оставался тайным сокровищем семьи, им удалось украсть, а затем продать большое количество мумий и других артефактов на международном рынке древностей.

В 1881 году Дейр-эль-Бахари стал известен всему миру, и официальная делегация, в которую входили Масперо, Бругш и Ахмед-паша Камаль, перевезла 40 вновь обнаруженных мумий в Каир. Тайник был обнаружен в высеченном из камня тайнике и включал две группы мумий, лежащих в простых и толстых деревянных саркофагах с их именами. 1-я группа содержала мумии 17-20-й династий, таких как Секененре, Ахмос, Аменхотеп I, Тутмос I, II, III, Рамзес I, Сети I и Рамзес II, а также восемь мумий принцесс. 2-я группа включала мумии королей и священников 21-й династии в их оригинальных саркофагах.

Позднее французский египтолог В. Лорет обнаружил еще один королевский тайник в гробнице Амхотепа II (KV35) на западном берегу Луксора, в котором находилось 11 королевских мумий. Среди них мумии Аменхотепа II и III, Тутмоса II и IV, Септы, Сети II, Рамзеса IV, V и VI, а также три неопознанных мумии.

Антропологические исследования и научная экспертиза найденных фрагментов глины будут проводиться с целью выявления всех мумий и определения владельца гробницы и его соответствующей мумии. Среди находок были хорошо сохранившиеся мумии маленьких детей, а также большая коллекция предметов погребения. Остатки деревянных саркофагов также были раскопаны, доказывая, что гробница была повторно использована священниками в качестве кладбища. Ранние осмотры гробницы показывают, что с древности она несколько раз подвергался разграблению.

Некоторые из королевских мумий можно увидеть в Национальном египетском музее в Каире в зале Королевских мумий или в музее мумификации в Луксоре.

Многих из нас занимают такие явления, которые сочетают в себе привлекательное и отталкивающее. Взять, к примеру, мумию: она притягивает своей таинственностью, но в то же время напоминает нам о смерти. Мумия — это и человек, и карикатура на него, она страшна и комична, а потому неотразима. Еще Геродот писал, что персидский царь Камбис, покорив Египет, повелел поскорее открыть для себя древние гробницы, чтобы рассмотреть уцелевшие останки фараонов и вельмож.


Процесс состоял из 13 этапов, включавших в себя отрезание и пришивание конечностей и кожи, набивание тела сухими травами и пеплом, сооружение маски и парика.

Собственно, о чинчорро почти ничего больше и не известно: от них остался скромный хозяйственный инвентарь и несколько десятков ни на что не похожих мумий.

В других уголках земного шара человеческие тела высыхали без всякого специального участия. Еще в начале XX века на западе Китая в Таримской впадине, крайне засушливом регионе, исследователи обнаружили могильники с телами, погребенными между XVIII веком до н. э. и II веком н. э. Их сохранность оказалась феноменальной: уцелела и плоть, и одежда. Людей, погребенных в таримских некрополях, никто специально не готовил к загробной жизни (в отличие от чинчорро), но природные условия в этом регионе таковы, что мумии получаются сами собой.

Для сохранения тел как мумий годятся не только жаркие низины, но и холодные горные плато, такие как Улаган и Укок на Алтае. Кочевые скотоводы, жившие в этих краях в VI–III веках до н. э., хоронили с большими почестями своих покойников в курганах. Благодаря редкому сочетанию погодных и почвенных условий от этих кочевников, представителей пазырыкской культуры, до нас дошли не только удивительные украшения, оружие и повозки, но также ковры (в том числе древнейший в мире!) и татуировки. И конечно, собственно мумии, в том числе знаменитая Принцесса Укока.

Разница состояла в том, извлекаются ли внутренности у покойника, и в веществах, которые заливали в полости тела: если для богачей использовалась смесь благовоний, то для крестьян — редечный сок.



К началу XVIII века благодаря скорее химикам, нежели анатомам, бальзамирование в Европе поднялось на новые высоты, и его стали применять не только в научных, но и в ритуальных целях: например, для долгих церемоний прощания с умершими монархами, а к середине следующего столетия — уже и для подготовки к похоронам всех желающих. Но бальзамирование и мумифицирование — это все же разные процессы, и наибольшие успехи в мумификации были достигнуты вновь анатомом, а не химиком. Сицилиец по имени Джузеппе Транкина разработал оригинальный метод сохранения трупов, не требовавший извлечения внутренностей.

Палермский анатом закачивал в сонную артерию растворы соединений мышьяка и киновари. Через семь месяцев в его распоряжении была готовая мумия.

Способ Транкины был опробован Раймондо Барсанти в Ливорно на трупе заключенного городской тюрьмы по имени Гаэтано Арриги, и опыт завершился успешно. Мумия до 2005 года использовалась на лекциях по анатомии в стенах ливорнского госпиталя, а сейчас она — экспонат анатомического музея в Пизе.

Рецепт Джузеппе Транкины заинтересовал еще одного жителя Палермо — химика и бальзамировщика Альфредо Салафию. Но Салафия улучшил технику своего предшественника, и, хотя секрет его состава долго оставался неизвестен, широкой публике хорошо знаком результат экспериментов — мумия маленькой девочки по имени Розалия Ломбардо. Она умерла от воспаления легких в 1920 году, и безутешный отец обратился к Салафии с просьбой сохранить ее тело.


Это место замечательно тем, что тела умерших неплохо сохраняются там сами из-за удачного сочетания сухости и температуры. Но еще в XVII веке монахи-капуцины разработали собственную методику подготовки тел, и в результате в катакомбах можно своими глазами видеть сто- и двухсотлетние останки палермских дворян, клира и видных горожан.

В 2009 году группа исследователей дала объявление в британских газетах. Желающим предлагали завещать свои тела науке, чтобы ученые мумифицировали их по древнеегипетскому методу, восстановленному Стивеном Бакли. Желающий нашелся ровно один: его звали Алан Биллис, он работал таксистом в городке Торки в графстве Девон, и у него был рак легких.

Биллис умер в январе 2011 года, и его бренное тело преодолело все стадии подготовки к загробной жизни, которые проходили три с половиной тысячи лет почившие египетские фараоны.

История Алана Биллиса — это уникальный эксперимент, выполненный ради науки.

В США, в Юте, есть организация, которая предлагает коммерческую мумификацию в древнеегипетском стиле всем желающим достичь некоего возвышенного духовного состояния.


Напоследок нельзя не вспомнить о самомумификации. Ее практиковали японские монахи-аскеты в XI–XIX веках. Их целью было умерщвление не только духа, но и плоти: монахи отказывались от злаков, бобов и мяса, переходили на орехи, коренья, листья, хвойные иголки и древесную кору. Постепенно они прекращали есть и то немногое, что позволялось обетами, и в конце концов умирали от истощения.

Благодаря специфической диете с большим количеством дубильных веществ, а также напитку из ядовитого сока лакового дерева тела монахов не только усыхали, но и мумифицировались изнутри.

Найдены 24 такие мумии, некоторые из них до сих пор показывают в монастырях. И все же не пытайтесь повторить это дома.

Читайте также: