С чем средневековые люди связывали праведную безгрешную жизнь кратко

Обновлено: 06.07.2024

Но на самом деле люди в средневековой Европе предпочитали яркие и красочные наряды — если, конечно, могли их себе позволить. Тогда большая часть предметов одежды изготавливалась Medieval Clothing and Fabrics in the Middle Ages из шерсти, льна, конопли и даже крапивы, и без окрашивания вещи были просто белыми, кремовыми или бежевыми.

Но даже самые бедные крестьяне старались придать им цвета с помощью красителей, созданных из разных растений, лишайников, коры деревьев, орехов, измельчённых насекомых и оксида железа.

Одним из самых популярных естественных красителей Clothes in Medieval England было растение под названием вайда, придающее одежде тёмно‑синий оттенок. Другие цвета, вроде красного, малинового, зелёного, жёлтого и фиолетового, встречались реже, но не были чем‑то исключительным. А самым редким был пурпур, поскольку его тяжело было изготовить. Одежды такого цвета дозволялось носить только членам королевской семьи.

Так что толпа бедняков в коричневых или чёрных вещах — нелепость. Они предпочитали наряжаться в вещи всех цветов радуги: это было модно.

2. Люди тогда были уверены, что Земля плоская

Средневековый рисунок сферической Земли с частями, представляющими землю, воздух и воду (около 1400 года). Изображение: John Gower / Wikimedia Commons

Вряд ли мы узнаем, что тогда о форме Земли думали простые крестьяне. Но учёные Средневековья были вполне уверены в том, что наша планета круглая. И изображения её в научных трактатах того времени это подтверждают Did Medieval People Believe in a Flat Earth? . Так что даже тогда люди были более осведомлёнными, чем нынешние плоскоземельщики.

В то, что Земля плоская, они, вероятно, верили Did Medieval People Believe in a Flat Earth? до IV века до н. э. Однако потом греческие мыслители не только определили, что она имеет шарообразную форму, но и вычислили точные размеры нашей планеты.

Зачем какие‑то сложности, если есть верёвка, иглы и ножи, а также огонь и вода?

4. Специи тогда использовали, чтобы отбить вкус гниющего мяса

5. В Средневековье часто использовались пояса верности

Существует у рыцарей и лордов якобы такая хорошая традиция: уезжаешь в Крестовый поход — надень на свою леди пояс верности. Так оно надёжнее будет. Жена не изменит, нагуляв наследничка на стороне, и будет защищена на тот случай, если замок захватят враги. Ключик‑то от замочка у супруга остался. Правда, если тот погибнет где‑нибудь на Святой Земле, у леди возникнут неприятности…

6. Содержимое ночных горшков в то время выплёскивали прямо из окон

Женщина выливает содержимое ночного горшка на уличных музыкантов. Изображение из книги Flushed with Pride, Wallace Reyburn (London: Pavilion Books, 1989, p. 49)

А как ещё поступать с накопившимися в ночной вазе продуктами жизнедеятельности? Канализации‑то нет.

Перед этим надо только предупредить идущих внизу прохожих. А то вот так вот плеснёшь на какого‑нибудь лорда, которому вздумается пройтись пешком (такое редко, но бывало). Он наверняка обидится, а разозлившиеся аристократы с чернью тогда не особенно миндальничали.

Так что, Средние Века были действительно такими грязными? Нет, не совсем.

Возможно, иногда содержимое горшков и правда выплёскивали из окон, но законами это было запрещено DID PEOPLE IN THE MIDDLE AGES REALLY THROW FECAL MATTER OUT OF THEIR WINDOWS? .

Например, если бы в начале XIV века вы выбросили из окна на улицу Лондона человеческие фекалии или любой другой мусор, вас бы оштрафовали на 40 пенсов. Сейчас это примерно равно 142 долларам США. Да что уж там, сохранилась запись, как соседи чуть не убили одного мужчину за то, что он выбросил DID PEOPLE IN THE MIDDLE AGES REALLY THROW FECAL MATTER OUT OF THEIR WINDOWS? в окно тухлую рыбу.

Люди сваливали отходы в общественные выгребные ямы или канавы, которые потом очищались ассенизаторами. У богатых граждан имелись собственные септики. А храбрецы, которые разгребали всё это, именовались gongfermours Did the People of Middles Ages Era England Really Toss Their Feces Out of the Window ? и зарабатывали в день больше, чем иной работяга в неделю. Хотя пахло от них, естественно, не очень хорошо.

7. Вода тогда была такая грязная, что людям приходилось пить только пиво и вино

Монах варит пиво. Рисунок 1437 года. Hausbuch der Mendelschen Zwölfbrüderstiftung. Band 1, Nuremberg 1426–1549. Stadtbibliothek Nürnberg, Amb. 317.2°. Изображение: Wikimedia Commons

Тем, кто верит в этот миф, стоит попробовать недельку заменить всё питьё в своём рационе на крепкие напитки. Долго вы так не выдержите, если только не имеете стальную печень. Выпивка способствует обезвоживанию, так что утолять жажду исключительно ею — сомнительное занятие.

На самом деле люди строили свои поселения, замки, деревни и города рядом с источниками пресной воды. В каждом населённом пункте имелся колодец What Was the Drink of Choice in Medieval Europe? , за загрязнение которого полагались очень суровые наказания. Так что именно вода была основным напитком Средневековья. Иногда её смешивали с подсластителями, например с мёдом или ягодами.

Пиво в Средневековье, однако, тоже любили Did Medieval People Drink Beer Instead of Water? . Оно было далеко не такое крепкое, как сейчас, но зато более густое и калорийное. Люди, занимавшиеся физическим трудом, пили его тогда для сытости. А вот вино было дорого и доступно только аристократам.

8. Средневековье — эпоха технологического застоя

Ветряные мельницы и замок Консуэгра. Изображение: Michal Osmenda from Brussels, Belgium / Wikimedia Commons

Средние Века вряд ли можно назвать временем застоя: на самом деле тогда изобрели много того, до чего древние греки и римляне не додумались. Например Ten Medieval Inventions that Changed the World , механические часы, печатный станок, ветряные мельницы, очки, публичные библиотеки, контрфорсы (это такие опорные арки по бокам зданий), квадрант и астролябию. А также прокачали огнестрельное оружие, превратив его из китайских потешных фейерверков в настоящую боевую силу.

Кроме того, именно в Средневековье придумали 18 Inventions of the Middle Ages That Changed The World тяжёлый плуг, произведший аграрную революцию, тачки для перевозки небольших грузов и кормовые корабельные рули, благодаря которым развилось судоходное дело и стали возможны Великие географические открытия.

9. Лорды пользовались правом первой ночи

Но на самом деле внятных доказательств существования права первой ночи в Средневековой Европе нет.

Подобные обычаи Congo: The Epic History of a People были у некоторых племён Африки и Южной Америки. Молодую девушку ритуально лишал невинности специально уполномоченный человек, например шаман, поскольку контакт с женской кровью считался чем‑то нехорошим и даже опасным. Или её уступали гостю, и это считалось честью для семьи. Но в Европе подобные обычаи не были распространены.

Однако историк Ален Буро считает The Medieval Chastity Belt: A Myth‑Making Process , что этот документ лишь своеобразная аристократическая шутка. В других же исторических источниках право первой ночи не упоминается — крестьяне просто платили пошлину за свадьбы.

10. Люди тогда жили до 40 лет…

Существует мнение, что из‑за ужасных условий жизни люди в Средневековье умирали от бесконечных болезней, антисанитарии и войн уже к 40 годам. Но это не так.

Да, средний срок жизни тогда составлял 35–40 лет из‑за очень высокой детской смертности. Но те, кто переживал Who were Old in the Middle Ages? детство и становился взрослым, имел неплохие шансы дожить до преклонных годов. Стариками тогда считали тех, кому исполнилось 60–70 лет.

11. …и были невероятными грязнулями

Однако люди вполне себе мылись Medieval Hygiene — в общественных банях и купальнях, дома в тазах, а кто побогаче — в ваннах, да и просто в естественных водоёмах. Если не было возможности окунуться целиком, мыли хотя бы руки и лицо.

Да, есть история о королеве Изабелле I Кастильской, которая якобы мылась Did Medieval People Bathe? дважды в жизни, потому что дала обет пренебрегать мирскими удобствами, пока не освободит город Гранаду от мавров, на что ушло где‑то 12 лет. Вот только, скорее всего, эту байку придумали потому, что королева проводила много времени в походах и видок у неё был тот ещё.

Людовик XIV, которого тоже почему‑то считают жутким неряхой, был до смешного чистоплотен KING LOUIS XIV, FRANCE и тоже мылся в ванне — правда, у него была привычка делать это в компании придворных дам.

12. Женское удовольствие не интересовало средневековых мужей

Но на самом деле люди Средневековья не были такими уж равнодушными к своим жёнам. Врачи того времени полагали How Ideas About The Female Orgasm Have Changed , что женский оргазм необходим для зачатия ребёнка не меньше мужского. И муж, желавший обзавестись наследниками, должен был доставить даме удовольствие. Неважно, был он дворянином или простолюдином.

Тем не менее это не значит, что жизнь средневековых женщин была такой уж прекрасной. Во‑первых, отказать мужу в близости они не могли. А во‑вторых, изнасилования, заканчивавшиеся беременностью, считались добровольными актами любви. Раз есть ребёнок — то и оргазм был, а значит, всё по взаимному согласию, и судебные разбирательства невозможны. Такое вот было время.

В раннем средневековье люди не знали, что такое столовые приборы. Еду они употребляли голыми руками, которые кстати не мыли, возвращаясь с улицы или после справления нужды. Сама кухня тех лет была перенасыщена жареной и жирной пищей. Люди не ели сырой еды, предпочитая придавать термической обработке даже фрукты.

Осквернение могил

Вплоть до эпохи Возрождения люди верили в существование вурдалаков, злых духов и другой нежити, которая по ночам восставала из могил, дабы вредить живым.

Археологические раскопки средневековых кладбищ показали, что около 50% всех могил того времени подвергались вскрытию. У части усопших были отрублены головы, воткнуты в грудную клетку острые предметы, конечности некоторых были связаны цепями или верёвками. Часто в захоронениях отсутствовали черепа или лежали не на своих местах. Впрочем, часть могил была попросту разорена грабителями.

Браки на словах

Другая ситуация обстояла с детьми до 14 лет. Здесь не нужны были свидетели заключения брачных уз. Родителям пары хватало дать друг другу согласие на их бракосочетание.

Флагелланство

Флагелланство — стало популярным в 13 веке. Флагелланты верили, что искупить грехи перед Богом возможно только путём самоистязания. Инструментом прощения грехов у них была плеть с тремя ответвлениями на конце, которые нередко дополняли шипы или металлические шарики.

Флагелланты странствовали по городам, публично хлестая себя плетьми до крови. Порой шипы на плети можно было извлечь из плоти только с её кусками.

Так же флагелланты жили аскетично: питались самой простой едой, спали на соломе, не имели лишней одежды и отвергали близость с женщинами.

Но несмотря на то, что обычные граждане положительно относились к флагеллантам, в 1349 году церковь запретила их деятельность.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал и не забудьте поставить палец вверх! Здесь каждый день выходят интересные публикации!

В Средние века большинство европейских стран были христианскими. Христианство было тем, что связывало страны Европы, даже враждовавшие между собой. Общим для их населения был взгляд на мир, единые правила поведения.


Христианская церковь помогала светским правителям регулировать сложные отношения между людьми, заботилась о больных, стариках и сиротах, открывала школы. Священники крестили детей, венчали молодожёнов, отпевали покойников. Будучи людьми образованными, они часто занимали важные посты при дворах европейских правителей и давали советы императорам, королям, герцогам.


Вспомните, какую роль сыграла церковь в становлении средневековой культуры.

Раскол христианской церкви

В течение нескольких веков христианская церковь вырабатывала своё учение и правила богослужения. Между сторонниками различных точек зрения часто вспыхивали споры. Важную роль в выработке учения христианской церкви имели собрания всех церковных руководителей – Вселенские соборы. На них в IV веке был принят Символ веры – краткое изложение христианского учения.


Римский папа. Средневековый рисунок

С IX века усилились разногласия между христианами Византийской империи и стран Западной Европы. Западная церковь внесла изменения в Символ веры, в то время как византийские христиане продолжали почитать его в неизменном виде. Но главной причиной противоречий стало различие взглядов на роль римского папы в жизни церкви. На Западе папу называли главой всех христиан, считая, что его авторитет выше решений Вселенских соборов. Византийцы не признавали власти папы над собой, полагая, что решения одного человека не могут быть выше постановлений соборов.


Противоречия обострились, и в 1054 году произошёл раскол единой прежде церкви на православную (восточную) во главе с константинопольским патриархом и католическую (западную), подчинявшуюся римскому папе. Так возникли два христианских мира – православный и католический.

Различия между двумя ветвями христианства со временем усилились. Папу римского поддерживали короли государств, созданных на землях Западной Римской империи. Они нуждались в поддержке церкви, имевшей большое влияние на верующих. Со временем папы стали претендовать не только на духовную власть в церкви, но и на господство над всеми королями и императорами. В отличие от них, патриархи Византии обладали лишь духовной властью. Они зависели от могущественных императоров, хотя и имели огромное влияние в империи. Противоречия между двумя центрами христианства усугублялись и различиями в богослужении.

Духовенство – первое сословие средневекового общества

Христиане полагали, что спасение души верующего возможно только через церковь. Поэтому не случайно первым из сословий средневекового общества было духовенство. К христианским священникам относились с почтением, так как их обязанностью было молиться за души всех христиан. Они не платили податей, сама же церковь содержалась за счёт церковной десятины – десятой части доходов, которую должно было выплачивать всё население страны.

Считалось, что церковь и духовенство являются посредниками между Богом и человеком, а спастись от адских мучений человек сможет, только если во всём будет следовать наставлениям священников. Священники отличались от остальных христиан – мирян. Согласно христианскому учению, они обладали особым качеством, божественной силой – благодатью, которая чудесным образом передавалась от Иисуса Христа через его учеников-апостолов священникам. Для того чтобы стать священником, человек должен был пройти особый обряд посвящения и дать обет. Благодаря этому духовенство имело право проводить богослужение, исповедовать, отпускать грехи мирянам, крестить детей, причащать умирающих. Во всех католических странах богослужение проходило единообразно на латинском языке в одно и то же время, по единому календарю.

Средневековое духовенство делилось на чёрное и белое. Чёрным духовенством считались монахи, отказавшиеся от соблазнов обыденной жизни и ушедшие от мира для уединённой молитвы. Белым духовенством называли священников, служивших в своих приходах и не дававших монашеского обета. В католической церкви, в отличие от православной, как чёрному, так и белому духовенству были запрещены браки.


Архиепископ Кёльна с изображениями построенных им церквей

Организация христианской церкви подчинялась строгой иерархии. Во главе католической церкви стоял римский папа, которого считали наместником Иисуса Христана Земле. Папа был ещё и светским владыкой, управляя расположенной в центре Италии Папской областью. Он назначал своих помощников – кардиналов, собрание которых в случае его смерти выбирало нового папу из своей среды. Во главе крупных церковных округов, включавших в себя иногда целые страны, стояли епископы и архиепископы (старшие епископы), назначавшиеся папой. В Средние века епископы были ещё и крупными феодалами, владевшими большими участками земли. В знак их светской власти епископы получали от светского владыки посох и кольцо и приносили ему вассальную клятву. Епископам подчинялись священники, служившие в приходах. На низшей ступени сословия духовенства располагались диаконы. Они помогали священникам проводить службу, читали молитвы, были учителями в церковных школах.



Проповедь в монастыре. Средневековая миниатюра

К XI веку среди монахов появлялись состоятельные люди; церковные должности, даже самые высокие, продавались и покупались, на обширных монастырских землях работали зависимые крестьяне. Светские правители – короли и императоры беззастенчиво вмешивались в дела церкви. Да и само духовенство больше заботилось о приобретении богатства, чем о душах христиан. В католических храмах стала продаваться особая грамота – индульгенция. Купив её, любой грешник мог получить отпущение грехов. Богатство и роскошь католического духовенства вызывали недовольство населения. Авторитет церкви стал падать.


Почему стал падать авторитет католической церкви?

Чтобы поднять пошатнувшийся авторитет церкви и восстановить прежние монашеские идеалы, подвижники церкви в XI–XII веках создали новые ордена – францисканцев и доминиканцев. Основателем первого был Франциск Ассизский (1182–1226). Он происходил из семьи богатого торговца, но, услышав призыв Бога, роздал своё имущество бедным, чтобы подобно Иисусу Христу и его апостолам проповедовать Слово Божие в Италии и других странах. Франциск и его единомышленники посвящали своё время уходу за больными и помощи слабым.


Франциск Ассизский, лечащий больных. Средневековый рисунок

Последователи Франциска – францисканцы – проповедовали христианское учение во многих странах мира, обратив в христианскую веру многие тысячи людей.

Другим орденом, члены которого, так же как и францисканцы, отказывались от своего имущества, был доминиканский. Его основателем стал испанский монах Доминик (1170–1224) – знаток христианского учения и яростный противник всяческих отступлений от католицизма. Доминиканцы славились как учёные люди и искусные проповедники христианского учения.

Доминиканцы и францисканцы не жили постоянно в монастырях, а проповедовали идеалы христианства среди мирян. Они называли себя нищенствующими монахами. Они действительно не имели имущества, и их проповеди были ближе и понятнее крестьянам и горожанам, чем слова богатых епископов и священников.

Еретики и их учения


Внутренний вид католического храма в Италии

Среди еретиков было много жителей городов. Горожане были более образованны, чем сельские жители, они чаще путешествовали, общались с разными людьми. Это заставляло их задумываться над вопросами устройства мира, отношений между человеком и Богом. Ответы на эти вопросы, полученные в церкви, где подчас служили малограмотные священники, не могли удовлетворить людей. Самим же мирянам католическая церковь запрещала читать Библию, опасаясь неверного её толкования. Поэтому большинство верующих оставались невежественными в вопросах религии.

Против церкви выступали также обездоленные бедняки и крестьяне, мечтавшие избавиться от гнёта феодалов. Выражая недовольство господством католической церкви, они протестовали и против порядков в обществе, которые защищало духовенство. Большинство еретиков осуждали неправедно нажитые богатства, призывали к полному отказу от всякой собственности. Только бедный человек, по их мнению, мог спасти свою душу.


Богатству церкви завидовали и феодалы. Всё шире среди европейцев распространялось мнение, что поведение священников совсем не похоже на простую и праведную жизнь Иисуса Христа, его апостолов и первых христиан. Выступая против пороков церкви, еретики-проповедники отрицали или искажали и само христианское учение. Их учения христианская церковь объявляла вне закона и вела с ними беспощадную борьбу.


Каковы были взгляды альбигойцев?

Среди альбигойцев было много горожан и крестьян. Поддержали альбигойцев и крупные феодалы юга Франции. Они присоединили к своим владениям значительные земли, принадлежавшие церкви, и перестали платить церковную десятину.


Развалины замка Монсегюр

В 1209 году по призыву папы Иннокентия III феодалы севера Франции и других стран выступили в поход против еретиков. Начались жестокие альбигойские войны. Участникам похода церковь прощала все грехи и запрещала требовать с них долги. Огнём и мечом прошлись рыцари по городам и сёлам Южной Франции. Не зная пощады, уничтожали они всех, кого подозревали в ереси. Последняя твердыня альбигойцев – замок Монсегюр пал в 1244 году. Земли Южной Франции были отданы феодалам – участникам похода.

Борьба церкви с еретиками

Католическая церковь не могла смириться с распространением ересей. Заподозренных в ереси или неподчинении церковным властям отлучали от церкви. Для верующего человека это была страшная кара. Душа его была обречена на гибель и оказывалась во власти дьявола. Наказанию подвергались иногда целые страны: здесь по приказу папы прекращалось богослужение, запрещалось крестить детей, венчать молодожёнов, отпевать и хоронить умерших. Церковь могла также освободить от присяги верности вассалов сеньора, выступившего против веры или церкви.


Монахи доминиканского ордена. Средневековый рисунок


Сожжение еретика. Средневековый рисунок

Следствие было тайным. Подсудимый даже не видел лиц своих судей, скрытых тёмными капюшонами. На раскаявшихся еретиков накладывали церковное покаяние или заключали в тюрьму. Такой человек терял всё своё состояние и должен был при стечении народа признать свою вину. Упорствующих в ереси сжигали на костре.

Пережив гибель Римской империи, христианская религия стала духовной основой средневекового европейского общества, а христианское духовенство на протяжении всего Средневековья оставалось самым влиятельным сословием. Но из-за недовольства царившими в обществе порядками и пороков, существовавших внутри христианской церкви, возникли ереси. Несмотря на стремление церкви уничтожить ереси, они существовали в течение всего периода средневековой истории Европы.


Духовенство – служители церкви.

Обет – религиозная клятва, обещание не заводить семью и полностью посвятить себя служению Богу.

Иерархия – лестница соподчинённых церковных или светских должностей.

Аскет– человек, ведущий суровый образ жизни, отказывающийся от удобств и наслаждений ради духовного совершенствования.

Монашеский орден – объединение монастырей с одинаковыми правилами жизни и порядками.

Инквизиция – суд католической церкви, занимавшийся преследованием еретиков.

Римский папа Бонифаций VIII о роли пап

1. В чём состояла роль христианской церкви в средневековом европейском обществе?

2. Когда и почему произошёл раскол христианской церкви? Каковы были различия между православной и католической церковью?

3. Что такое церковная иерархия? Как управлялась католическая церковь?

4. Расскажите, на какие группы делилось средневековое духовенство. Чем эти группы отличались друг от друга?

5. Что такое монашеские ордена и для чего они были созданы?

6. Каковы причины возникновения ересей? Почему многие ереси возникали в городах?

7. Какими способами католическая церковь боролась с ересями?

1. Используя материалы параграфа, дайте характеристику духовенства как сословия средневекового общества по следующему плану:

I. Объясните, что такое сословие.

II. Опишите условия жизни представителей данного сословия (одежда, пища, жилище).

III. Назовите его основные занятия и орудия труда.

IV. Определите, находилась ли в распоряжении данного сословия какая-либо собственность.

V. Укажите, каково было участие представителей данного сословия в управлении страной.

VI. Сделайте вывод о том, какое место занимало данное сословие в средневековом обществе (какую роль оно играло в хозяйственной, политической или культурной жизни страны).

2*. Почему для борьбы с еретиками католическая церковь создала именно нищенствующие монашеские ордена?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Духовенство

Духовенство Социальное положение и функции католического и протестантского духовенства были различны. Католические священники, монахи и монахини рекрутировались из общества через посвящение и принимаемый обет безбрачия. Богатства католической церкви, которыми она

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Глава 3 Церковь и духовенство

Духовенство

Духовенство Социальное положение и функции католического и протестантского духовенства были различны. Католические священники, монахи и монахини рекрутировались из общества через посвящение и принимаемый обет безбрачия. Богатства католической церкви, которыми она

Духовенство

§ 5. Приходское духовенство

Приходское духовенство

Приходское духовенство После восстания Пугачева Екатерина II запретила подачу петиций крестьянами. В связи с тем, что чаще всего петиции составляли священники, указ способствовал сокращению их контактов с жителями деревни и возможности обсуждения политических и

Духовенство

Духовенство Особливою опікою козацької влади користувалося т. зв. чорне, тойбто чернече духовенство. Зосереджуючи в манастирських мурах весь культурно-національний рух того часу, воно було щедро віноване маєтностями, так з гетьманських, як і з приватних фундацій.

2. Средневековая церковь как идеологическая надстройка

2. Средневековая церковь как идеологическая надстройка В своем анализе государства как политической надстройки Поршнев опирался на многочисленные работы историков, в которых, пусть даже в качестве побочных результатов, содержался богатый фактический материал по

Военное духовенство

Военное духовенство Нестор (Николай Александрович Анисимов) (Вятка, 1885–1962), митрополит (1946). Иоанн Кронштадтский (СРН) благословил его на великий подвиг проповедника, 17 апреля 1907 года пострижен в монашество.1910 год, 14 сентября, открывает на Камчатке братство Всемилостивого

Духовенство и политика

Духовенство и политика Как известно, в настоящее время употребляются самые отчаянные усилия, чтобы поднять все духовенство на выборах в IV Государственную думу и сорганизовать его в сплошную черносотенную силу.Крайне поучительно видеть, что вся русская буржуазия – и

Самой страшной болезнью Средневековья по праву считают чуму, но не она одна пугала людей той эпохи. Пожалуй, не меньший трепет вызывала лепра: в наши дни ее чаще именуют болезнью Хансена, а тогда называли проказой. Как жили больные лепрой в средневековой Европе, что связывало болезнь с экономическим подъемом и какие древние представления о ней мешают сегодняшним пациентам с различными диагнозами?

Что мы знаем о лепре

Об истории лепры в России


Лепра в Средние века

В Средние века лепра считалась неизлечимой — учитывая уровень развития медицины, такой она и была. Тем не менее надежда у заболевших всё же оставалась: вдруг подозрительный недуг окажется каким-либо другим заболеванием?

О заразности болезни в Средние века знали. Полагали, что недуг передается через дыхание — врачам и священникам, осматривавшим заболевших, рекомендовали закрывать лицо. Прикосновение больного лекари опасным не считали, в отличие от властей некоторых городов: те предписывали людям с подозрением на лепру носить перчатки. Половой путь передачи недуга считали редким, хотя в Новое время такой стереотип действительно появится.

Как выявляли болезнь

Часто о человеке с подозрительными симптомами властям сообщали соседи. Таким образом некоторые сводили счеты друг с другом, поэтому со временем за ложный донос начали наказывать — правда, далеко не сразу.

Диагностика не всегда проходила приватно: осмотр могли устроить в доме врача, в церкви или даже на городской площади. Человека расспрашивали о симптомах, внимательно осматривали и ощупывали с головы до ног. Так обнаруживали участки кожи, потерявшие чувствительность, — это действительно характерное проявление лепры. Затем у пациента брали образец крови. Считалось, что при проказе в ней появляются мелкие частицы, напоминающие песок.

Лекари не всегда могли с уверенностью сказать, болен человек или нет. Например, в 1327 году во французском Ниме двое медиков из университета Монпелье осматривали шестерых людей с подозрением на лепру. Сразу поставить диагноз удалось только троим, об остальных лекари долго спорили, но так и не пришли к единому мнению. Возможно, поэтому городские власти стали реже приглашать для осмотров образованных врачей: слишком часто они сомневались, вынося вердикт. Работники-практики из лепрозориев, не отягощенные грузом университетских знаний, видимо, справлялись с диагностикой быстрее. Увы, судить о том, кто выявлял болезнь эффективнее, мы вряд ли можем.

Диагностика не ограничивалась медицинским осмотром. Порой процедуру завершал судебный процесс. Он решал дальнейшую судьбу пациента: признают ли его здоровым и отпустят на свободу или окончательно объявят больным. Какие права сохранит за собой заболевший, зависело от региона. Где-то прокаженных лишали всего имущества в пользу здоровых родственников, а где-то они могли полноценно заключать договоры, продавать имущество, составлять и дополнять завещания.

Как пытались облегчить жизнь больных

Средневековая медицина не могла избавить человека от лепры, но по возможности старалась смягчить проявления недуга и уберечь пациента от других болезней. В уставе антверпенского лепрозория XV века было прописано: если постояльцев вдобавок к лепре поразит какая-либо излечимая хворь, работники обязаны вызвать к ним врача. Судя по документам, больным действительно оказывали помощь, хотя иногда квалифицированные врачи пытались переложить работу на практиков-хирургов.

Для облегчения симптомов медицинские трактаты иногда предлагали весьма экзотические средства. Например, богослов и знаток наук о природе Альберт Великий в XIII веке полагал, что на поврежденных участках кожи могут вновь вырасти волосы. Для этого он советовал снадобье из шкуры ежа, сожженной вместе с иглами. А Моисей Маймонид, мыслитель, раввин и врач XII века, считал, что умерить проявления болезни можно средством из высушенного мяса дикобраза. Впрочем, эти лекарства вряд ли были популярны.

Основным практическим средством считался правильный образ жизни. Больным рекомендовали избегать холода и жара, а также пряной, кислой и соленой пищи. Также врачи советовали заболевшим — и мужчинам, и женщинам — воздерживаться от секса (вопреки распространенному тогда народному поверью о том, что он, напротив, помогает и даже исцеляет полностью). Медики с самыми радикальными взглядами рекомендовали кастрацию — решился ли кто-либо сделать это на самом деле, неизвестно.


Известно, что городские бедняки ели много дешевого хлеба, в который с плохо просеянной мукой попадали мелкие осколки каменных мельничных жерновов. Поэтому их зубы заметно изнашивались, а у постояльцев лепрозория таких отметин было куда меньше.

Где и как жили больные

В XXI веке жизнь в средневековом лепрозории представляется адом на земле: местом, где несчастных больных заключали навсегда, отрезая им все контакты с миром и лишая даже необходимой помощи. Но мы уже убедились, что о состоянии обитателей лепрозориев скорее заботились. Выясняется, что и ограничения для них не всегда были жесткими.

Как относились к больным

Стереотипы сохранили память о негативном отношении к больным лепрой. Их изгоняли, считали отталкивающими и опасными, подозревали в самых разных преступлениях. Например, в 1321 году по Франции поползли слухи о том, что прокаженные намерены отравить воду в реках, родниках и колодцах, чтобы распространить свой недуг по всей стране. Причиной называли и ненависть больных к здоровым соседям, и желание присвоить чужие земли и власть, и содействие евреев-ростовщиков. Паника в обществе была такой сильной, что многих прокаженных казнили без суда.

Может быть интересно

Некоторые исследователи считали, что такое отношение к заболевшим коренилось в ветхозаветных описаниях прокаженных как грешников, справедливо наказанных Богом за проступки.

К преследованиям больных могли подтолкнуть и обстоятельства. Например, в начале XIV века во Франции было немало экономических проблем, к тому же по Европе распространялись слухи о возможном вторжении мусульман, связанные с тем, что на рубеже XIII и XIV веков крестоносцы окончательно потеряли все территории в Святой Земле. Так больные лепрой становились козлами отпущения, на которых здоровые сограждане могли выместить недовольство, гнев и страх.

Негативное отношение к больным и связанное с ним насилие действительно существовали и надолго остались в памяти европейцев. Тем не менее у средневекового восприятия лепры была и другая сторона. Отметины, оставленные болезнью, считали знаком избранности, особого благоволения Бога к несчастному. Считалось, что физическое страдание очищает душу от греха, поэтому столь сильная болезнь служит гарантией спасения души после смерти. Посылая человеку мучительный и хорошо заметный со стороны недуг, Господь давал ему возможность прожить праведную жизнь, близкую к монашеской (вспомним о спорах о том, приравнивать ли лепрозории к монастырям). А в житиях святых и проповедях встречается немало сюжетов, где под личиной несчастного прокаженного скрывался сам Христос.


Люди Средневековья воспринимали лепру двойственно: и как отвратительное, но справедливое наказание, и как знак избранности и благочестия. Но о второй стороне со временем почти забыли — ее вытеснили страшные образы пожизненной изоляции и жестоких расправ над прокаженными.

Новые болезни и мрачное наследие средневековой лепры

Сегодня болезнь Хансена постепенно уходит в прошлое. Современные лекарства работают, число заражений падает во всем мире, многим заболевшим удается избежать инвалидности. Но стигма, окружающая диагноз, оказалась сильнее самой болезни. Заболевшие до сих пор сталкиваются с лепрофобией и недостатком знаний у окружающих, в том числе в поликлиниках и больницах, — например, врачи неспециализированных учреждений иногда отказываются их осматривать.

Диагноз нередко нагружают совсем не медицинскими ассоциациями, связывая его с неодобряемым поведением, распущенностью, в широком смысле — с грехом. Заболевание, имеющее конкретные причины и поддающееся терапии, начинает восприниматься как наказание свыше, которому невозможно препятствовать, а заболевшие — как грешники.

Читайте также: