Как написать историю школы

Обновлено: 05.07.2024

Мне стало интересно, а как и когда возникла наша школа, кто ее построил, кто были ее первые учителя и ученики? Я поставила перед собой такую цель – изучить историю школы, в которой учусь, проследить, как она развивалась и помечтать о том, какой она будет в будущем.

Для достижения этой цели мне нужно было решить следующие задачи:

поработать с материалами школьного музея;

побеседовать с учителями и выпускниками школы;

найти старые фотографии, журналы или газеты

описать достижения школы сегодня.

Для решения поставленных задач я использовала следующие методы: беседа, анализ полученных данных, обобщение наработанного материала, консультирование.

Работать над исследованием мне помогали моя учительница Кабенкина Е.Е., администрация школы, мои родные. Я пользовалась материалами детской библиотеки, школьного музея, Интернет- ресурсами. Как правильно оформить работу, которая называется исследовательской, мне рассказал и показал заместитель директора школы по учебно- методической работе Бородин Алексей Викторович.

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ, В КОТОРОЙ Я УЧУСЬ.

На фотографии (Приложение№2), которую я нашла в школьном музее, изображен торжественный момент вручения директору школы символического ключа. Первым директором школы была Зинковская Анна Ивановна. Ее, к сожалению, уже нет в живых, а другие учителя, работавшие в школе в 70-е годы прошлого века, живы и иногда по праздникам приходят в школу ( Приложение №3).

Некоторые из учителей того времени работают в школе и сейчас. Например, учитель истории Бедакова Л.А . Я показала ей фотографию с открытия и спросила, помнит ли она тот день. У Ларисы Андреевны слезы выступили на глазах, и вот что она рассказала:

Об этом же мне рассказали и школьный завхоз Махсутова Любовь Алексеевна (она в то время была ученицей 9-го класса), и наш сосед дядя Амет Асанов, который был одним из первых выпускников школы.

Все, кого я потом еще спрашивала об Анне Ивановне, говорили о ней очень уважительно. К сожалению, директором новой школы она была недолго: в 1976 году ушла на пенсию, а вместо нее директором стал Остапенко Родион Михайлович ( Приложение №4). Родион Михайлович руководил школой очень долго, до 2002 года, а моя бабушка, Воропаева Маргарита Евгеньевна, все эти годы была его заместителем. Затем Родион Михайлович был избран главой Таманского сельского поселения, а бабушка стала директором школы.

О первых, наиболее запомнившихся учениках, я спросила у учителей – ветеранов. Вот их воспоминания.

Инна Базайкина . Хотела стать врачом и стала. Сейчас Инна Константиновна – один из лучших врачей – стоматологов Темрюкского района.

Сестры Федяевы Татьяна и Светлана . Воспитанные, интеллигентные, Обе хорошо учились. Таня стала воспитательницей детского сада, Света налоговым инспектором. Обе остались в родной Тамани и являются хорошими специалистами.

Николай Заика. Замечательный юноша, комсомолец, активист, спортсмен. По окончании военного училища был направлен для выполнения интернационального долга в Афганистан и, к сожалению, погиб в первом же бою.

Вот, например, интервью с учительницей начальных классов Дроздовой Ириной Петровной.

Еще я побеседовала с учительницей начальных классов Женетль Ольгой Анатольевной

Все люди, с которыми я беседовала, с удовольствием делились со мной своими воспоминаниями. Мне очень интересно было знать, каким было их детство, какие праздники у них тогда проводились, какой была их школьная жизнь.

Мои папа и мама тоже учились в нашей школе .( Приложение№6).

Мама – учитель английского языка, она очень много времени проводит на работе, и дома по вечерам постоянно за компьютером, поэтому папа старается, чтобы домашняя работа у нее была полегче: купил посудомоечную машину, кухонный комбайн, мультиварку, моющий пылесос. Я тоже помогаю маме: порядок в своей комнате всегда навожу сама, за маленьким братиком смотрю.

Тетя Эльвина преподавала социологию в Майкопском университете, но сейчас переехала в Тамань и сменила профессию.

Обе мои бабушки - педагогические работники. Бабушка Вера проработала почти 30 лет воспитателем в детском саду, сейчас на пенсии. Бабушка Рита тоже на пенсии, но продолжает работать. Она была 16 лет директором в нашей школе, а сейчас работает завучем в 9-й.

Моя учительница Елена Евгеньевна сказала, что у нас учительская династия.2 Я поняла, что династия – это когда в семье много людей одной профессии, как у нас - обе бабушки, мама и тети.

Традиции и праздники школы.

Праздники Первого и Последнего звонка. (Приложение №7)

Эти праздники – традиция всех школ России. Особенностью праздника Первого звонка в нашей школе является то, что первый урок у всех классов в этот день - кубановедение. После торжественной линейки все ученики идут в классы, и первым уроком у нас бывают уроки, посвященные нашему родному краю. Эти уроки всегда интересные, потому что на них приходят или работники Таманского музея или известные люди Тамани, ее старожилы3. Они интересно рассказывают о прошлом Тамани, показывают старые фотографии. Также мы смотрим фильмы, ходим на экскурсию в археологический музей или в музей им. М.Ю.Лермонтова.

Праздник Последнего звонка всегда немного грустный, потому что прощаемся с выпускниками, но и радостный, потому что начинаются летние каникулы. У нас на последней линейке всегда много юмористических сценок, песен, танцев.

Еще у нас очень весело проходят праздники в честь Нового года, 8 Марта, 23 февраля и многие другие (Приложение 8).

В конце этой главы я хотела бы рассказать об одном из последних праздников, в котором приняли участие все ученики младших классов. Это был Праздник осени (Приложение №9). Готовились мы к нему долго: рисовали рисунки, готовили поделки, шили костюмы, разучивали новые песни и танцы. Праздник получился очень веселым! Я была в костюме осени и получила грамоту.

Моя школа сегодня. Сегодня в нашей школе обучается 810 учеников. Она входит в число лучших школ района. Ежегодно из стен школы выпускается до 40 старшеклассников, которые успешно продолжают свое обучение, становятся хорошими специалистами. Среди них ежегодно есть золотые и серебряные медалисты, победители олимпиад и конкурсов, спортсмены, волонтеры, артисты.

У нас очень хорошие учителя. Они умеют заинтересовать своим предметом, дают творческие задания, готовят к конкурсам, олимпиадам, проводят много внеурочных мероприятий. В школе есть секции баскетбола, легкой атлетики, футбола, художественной гимнастики. Я посещаю секцию гимнастики уже 4 года. За это время я побывала на многих соревнованиях в разных городах Краснодарского края, имею более 20 медалей. ( Приложение 10).

Наша школа очень красивая, теплая, уютная. У нас хорошая столовая с новой мебелью, большой спортивный зал, в каждом кабинете есть компьютер с мультимедийным проектором, созданы условия для детей - инвалидов

Гордость нашей школы – ее музей. ( Приложение №12). Он был создан, в 2005 году, к 60-летию Победы в Великой отечественной войне. Все классы по очереди ходят в музей на экскурсии. Там очень интересно: есть настоящие старые боевые патроны, каски, штыки, много старых пожелтевших писем. А еще там есть два больших стенда с фотографиями в траурных рамках. Эти стенды посвящены ученикам нашей школы Заике Николаю и Рева Анатолию, погибшим в Афганистане и Чечне.

Тамань наша была основана в 1798 году запорожскими казаками. Одним из первых строений в ней стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Эта церковь и сейчас находится в Тамани, и я хожу туда с бабушкой. Бабушка мне рассказывала, что в 1809 году там устроили первую школу, где ребятишек учили чтению, письму и счету и заучиванию молитв.

Какой бы я хотел видеть свою школу в будущем. По телевизору часто показывают современные большие школы, в которых есть спортивные залы с разными тренажерами, бассейнами, домашними кинотеатрами в коридорах. Коридоры большие, просторные. И здания школы не похожи на наше: с большими окнами, красивой отделкой, мягкими диванчиками в коридорах. Мне хотелось бы, чтобы все это было и у нас.

В Тамани с каждым годом становится все больше детей, и в нашей школе уже мало места: учимся в две смены, на физкультуре в спортивном зале у нас одновременно занимаются по два класса, в кабинетах тесновато, компьютеры уже старые, мощности у них не хватает. Было бы здорово, если бы у каждого ученика на уроке был ноутбук с подключением к Интернету, чтобы учитель дал каждому свое задание, и работай себе, а он со своего компьютера только следил бы, кто как работает. Я думаю, тогда бы никто не бездельничал на уроке, все работали, и не отвлекался никто.

Я очень люблю свою школу, друзей, учителей. Учиться в другой мне не хотелось бы, но очень хотелось бы, чтобы и моя школа стала такой же современной и красивой, как показывают по телевизору! Надеюсь, что когда в школу пойдет мой младший братик (ему сейчас 4 месяца), в школе очень многое изменится.

Вот и закончилось мое исследование истории школы. Что дала мне эта работа?

Во- вторых, я поняла, что написание исследовательской работы – это большой труд, но благодаря ему я научилась составлять план, работать со справочной литературой, правильно оформлять работу, которая называется научной.

В-третьих, я расширила свой кругозор, узнала многое из жизни людей, которые работали и работают в нашей школе и, конечно, об истории школы.

В-четвертых, мне было интересно, и у меня есть желание заниматься такими исследованиями дальше.

Смогла ли я решить задачу, которую ставила перед собой: изучить и описать историю школы, в которой учусь? Мне кажется, что смогла. Во всяком случае, я очень старалась.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3 г. Вяземского

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Исследовательская работа

"История нашей школы"

hello_html_11af7120.jpg

С
оциальное направление

Работу выполнили: Веденеев Артём, Наговицина Юлия,

учащиеся 3 класса

Руководитель работы: Лобачева Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов

Глава I. Основная часть

1.1. Из истории школы

1.2. Они были первыми

1.5. Гордость школы

1.6. Школьные годы 80-х

1.8. Школа сегодня

Глава II. Практическая часть

2.1. Результаты опроса

Школа, твоя юность бесконечна,

Даже если тебе будет сотня лет,

Школа, будешь ты всегда и будешь вечно,

И великой тайны в этом нет.

Тема представляет для нас большой интерес по многим причинам: во-первых, наша школа - одна из старейших школ города, во-вторых, в этом году исполняется 85 лет со дня её образования.

В ходе нашего исследования мы хотим выяснить, какова история нашей школы, какой была школа в прошлом, какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашей школы?

Цель: Изучить историю становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.

Задачи : - Изучить историю нашей школы. - Собрать и проанализировать материал об истории школы, начиная от её создания и заканчивая сегодняшним днём. - Опираясь на данные архивов, воспоминания ветеранов педагогического труда, собрать сведения о педагогах и выпускниках школы.

- Выступить с проектом перед учащимися и учителями школы.

- Продолжить сотрудничество с бывшими выпускниками и учителями для получения информации о школе.

Гипотеза : Если мы будем знать историю своей школы, малой родины, то невозможна потеря связи поколений.

Объект исследования : история МБОУ ООШ № 3 г. Вяземского

Предмет исследования : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 3 г. Вяземского

2. Социологический опрос.

3. Анализ архивных документов, фотографий.

Глава I . Основная часть

1.1. Из истории школы

Август 1959 года. Теплые солнечные дни. Счастливые девчонки и мальчишки с книгами, глобусами, физическими приборами переходят в новую школу №3 по ул. Павлика Морозова. Это, пожалуй, первое многоэтажное в городе Вяземском здание.

Теперь у ребят будет большая, светлая школа. А раньше. Раньше, с 1934 года школа была начальной, она ютилась в двухэтажном покосившемся здании со скрипящими от старости лестницами и шатающимися перилами, узкими мрачными коридорами и печным отоплением. Второй этаж занимала контора Леспромхоза. Находилось здание по улице Верхотурова, в самом её начале, напротив учебного комбината, которого тогда ещё не было. (Приложение1.)

Все мечтали о новой школе, большой, светлой. И вот 1956 году началось строительство новой школы. И учителя и ученики, переодевшись после уроков, приходили на строительство.

Ученики клали стены школы. Учителя собственными силами, не жалея времени, закладывали фундамент. Конечно, все были рады и учителя и ученики. Но перед ними стояла ещё одна задача — перенести все вещи из старой школы в новую школу. И с этой задачей справились добросовестно и в короткий срок. Хотя сделать это было не так-то просто, ведь пришлось переносить почти половину на собственных руках по грязи, асфальта тогда не было.

Наконец-то мечта сбылась. 1 сентября 1959 средняя школа № 3 справила своё новоселье. Теперь у ребят была большая светлая школа с большими окнами, высокими потолками и белыми стенами.

Слева от школы сразу же посадили молодой сад, а через дорогу — парк. По инициативе директора и завуча полностью был озеленён район Новостройки. Именно тогда родилась традиция: прощаясь со школой оставлять в память о себе посаженное дерево.

Школа отапливалась дровами с помощью кочегарки, находившейся в подвале. Ученики по графику подвозили на санках дрова и спускали в кочегарку. Это был беспрерывный процесс.

Учащихся было так много, что вместить всех даже в большую школу не представлялось возможным, поэтому четыре класса занимались в отдельном доме, который находился напротив школы , позднее там была почта, а сейчас это жилой дом.

Школьные мастерские, библиотека и интернат разместились в отдельных помещениях, рядом со школой. В интернате проживало до 70 учащихся из сёл и лесозаготовительных участков.

1.2. Они были первыми

С 1951 года первым директором школы был Воронин Иван Семёнович , он преподавал историю и географию. (Приложение2.)

З авучами в старой школе были Гусев Е.Б., а в конце 50-х Дьяконов В.И.

В старших классах работали Воронина Т.И. (литература и русский язык), Панова Е.А., Петюрина Ф.П. (математика), Флягина Р.И. (английский язык), Панов В.И. (история), Окладникова Л.М. (химия), Петюрина Т.И. (русский язык), Новикова Л.В. (география).

Каждый из них был по-своему интересен. Воронина Т.И. любила читать наизусть стихи Блока, Есенина, хорошо рисовала, пела. Преподавая литературу, она также работала воспитателем в пришкольном интернате, где жили дети с лесозаготовительных участков.

Уроки биологии вела Погорелова Л.А., очень энергичный человек. На её пришкольном участке, всегда чистом, школьники проводили

научные опыты, результаты своих наблюдений и открытий записывали в специальные дневники.

Кобяков А.Л. возглавлял работу по физической культуре и спорту с 1949 года. Это великий энтузиаст. Он умел найти подход к каждому озорнику, увлечь его спортом. Центром спортивной работы был стадион леспромхоза, содержащийся в образцовом порядке. С утра и до позднего вечера занимались ребята различными видами спорта. Был даже акробатический кружок. А какой каток заливали зимой!

Коньки брали на прокат. Заниматься спортом тогда было престижно.

Нельзя не сказать и о школьной библиотеке, которая размещалась там же,

где начальная школа. Все ученики регулярно меняли книги. Библиотекарь Калюжко А.Д. (Живодёрова) беседовала о прочитаннном. Она была строгой и требовательной. Проработала в школе 29 лет (до 1982 г.). Пионервожатой была бывшая ученица школы Белей Р.(Мондовская).

Ветераны-учителя вспоминают свою молодость в школе как светлое время в жизни. Родители учащихся были намного старше учителей, но с почтением относились к ним. Между старшим поколением педагогов и младшим установились доброжелательные, отеческие отношения, но это не мешало предъявлять высокие требования друг к другу.

1.3. Ученики 50-х

Первый выпуск учащихся 10 класса состоялся в 1954 году. Среди них Верхотуров А., Гримберг Л., Скопецкая М., Александрова Г., Фесенко В. (лётчик), Леондовская Р.(Белых).

В 1955-м году выпустились Голубев А. (геолог, имеет учёную степень), Околов В. (хирург, живёт на Кавказе), Олендская Е. (Макаренко, г. Вяземский), Берба А. (г. Комсомольск), Воронина С. (Лис) (г.Вяземский), Шаповалова В. (г.Вяземский), Мирошниченко А. (г.Вяземский), Ковальчук В. (г.Артём), и другие, всего 19 человек.

Ученики 50-х вспоминая о своей школе, отмечали с гордостью, что много приходилось трудиться, а вот развлекательных мероприятий было очень мало. На танцы ходить не разрешали. Носить капроновые чулки, которые тогда только появились, запрещали. В школу ходили только в форме: коричневое платье и чёрный фартук. Об украшениях и думать не могли: их тогда ни у кого не было. Так как школа отапливалась дровами, то распиловка была, на плечах старшеклассников.

А ещё заботы о пришкольном участке. Очень много работали в подшефном колхозе, причём не в учебное время.

1.4. Выпускники-педагоги

В 60-ые годы школа пополнилась новыми педагогическими кадрами. Это были учителя начальных классах Черкасова З.Г. (с 1961 г.), Каличинская А.П. (с 1963 г.), Дьяконова Т.М., Стадченко Н.К., Гунько С.П..

В старших классах стали работать Поцелуйко Г.Т. (1963-97, трудовое обучение), Лысюк А.Н. (1961, вначале пионервожатая, затем учитель начальных классов, преподаватель трудового обучения, географии, организатор внеклассной работы), Нестерова Н.С. (география) и Кобяков А. (физкультура), Никоненко Л.П. и Чернявская Т.Я. (английский язык), Красникова В.И. (учитель химии), Курган В.И.(Бондарева) (1966-1971 г), учитель истории, Парнев А.А. (физика).

Совсем немного работал в школе Ополов Л.О. (черчение и рисование), но остался в памяти струнный оркестр, которым он руководил. Сам Леонид Ополов прекрасно играл на скрипке. Дома был замечательным селекционером, создавал новые сорта помидоров, картофеля.

В это же десятилетие вернулись в школу после окончания педагогических вузов и училищ бывшие выпускники школы: Чихачева Л. (история), Фищук Т. (литература), Левандовская Р. (пение), Валеева Т. (Тищенко)(математика), Мышко Л. (Рудакова) (1966 г.) учитель русского языка и литературы, Забавникова С. (Гунько). (Приложение4.)

Во 2-ой половине 60-х годов руководил школой учитель истории Корж Иван Павлович. (Приложение5.)

Заведующей учебной частью стала Орлова З.И., а хозяйственной - Евтухова А.И..

Старейшие учителя школы вспоминают, что в то время классы были переполнены (по 35-40 человек), парт не хватало. Только начальных классов было около 12 (а,б,в,г и даже д).

Учащиеся 37 классов входили в пионерскую организацию. Многие с гордостью носили красные галстуки и отдавали салют. Пионерская дружина носила имя Героя Великой Отечественной войны Александра Матросова.

До 11 вечера в школе горели огни, и родители были спокойны за своих детей, знали, что они занимаются любимым делом: художественной самодеятельностью, спортом. Спортивные кружки были разнообразные.

Преподавали физкультуру Худобородов, Нестеров А, Шеина О..

По словам ветерана педагогического труда Сабадаш Е.Е., школа в районе в то время была самой большой и престижной. Часто учителя давали открытые уроки для преподавателей, завучей, директоров района.

Педагогические советы заканчивались иногда в полночь. Душа каждого болела за родную школу. Работали с увлечением и отдыхали весело, участвовали в самодеятельности все: от рядового учителя до директора.

1.5. Гордость школы

С середины 70-х годов в каждой школе было введено профессиональное обучение. На базе учебного комбината школы № 3 изучалось автодело. Инструкторами вождения работали Раков АА., Стадченко И.Г., Лимаренко А.Н., Габидулин С.Г., Поцелуйко Г.Т..в школе были свои грузовые машины. Заканчивая учёбу, выпускники получали право на вождение автомашины.

1.6. Школьные годы 80-х

80-е отличаются тем, что директора постоянно менялись. Их было 5 за десять лет: Дагаярова А.И., Фещук Т.Н., Тищенко Т.Н., Сёмина Р.А., Михеева Н.В..

Некоторые учителя, проработав несколько десятилетий, уходили на заслуженный отдых (Попова Н.В., Черкасова З.Г., Кобяков А.Л., Панова Е.А., Погорелова Л.А., Сацук Г.П., Сабадаш Е.Е.). Их место занимали другие:

Лобачёва Н.В., Усатова Е.Б., Хотицец Т.А. (Быченко), Бритов Г.Б., Новосёлова Н.Б., Остапец Т.П., Михеева Н.В., Захарченко Г.Г., Боровцева К.Н., Дусмакеева Н. Г., Бессараб Н.А., Болтов С.В..

В это десятилетие по-прежнему большое внимание уделяется профориентационной работе. Под руководством директора школы Сёминой Р.А. создан кабинет профориентации, где собиралась информация о различных профессиях. В кабинете хранились различные тесты, методики, анкеты, справочная литература, для того чтобы выпускники могли определиться в выборе профессии.

1.7. Тяжёлые 90-е

В тяжёлые 90-е не каждый решиться взять на себя руководство школой. В это десятилетие, как и в предыдущее, один директор сменял другого: Акиньшина Э.А., Корнев М.Е., Гордеева Л.И.. С 1994 года директором школы стал Захарченко Г.Г.. Завучем продолжала оставаться Казаченко Н.Т..

С 1993 года организатор внеклассной работы — Гурдина Е.Ф..

Но на смену всему этому пришли новые формы работы. Традицией становится в школе дни самоуправления. Проводятся они в День Учителя, тогда старшеклассники полностью заменяют учителей и управляют школой. Среди них свой директор, завуч, свои классные руководители и учителя.

Нельзя не сказать о спортивной жизни школы. За последнее десятилетие школа была трижды чемпионом района по лёгкой атлетике, 6 раз- чемпионом по кроссу и дважды- легкоатлетической городской эстафете.

В 1999 году средняя школа № 3 делает свой 45-летний выпуск. За 43 года выпущено 1776 человек.

Очень многие выпускники закончили вузы и техникумы и стали хорошими специалистами.

Педагогические образование получили: Кидяева Т., Бубенец Р., Чихачева Л., Дагаярова Г., Кожевник В., Бочнарёва А. (Полякова) (школа № 2), Цугай Г., Фещук Т.(Шевелёва), Тищенко Т., Рудакова Л., Панова Л., Белоголовкина Л., Беркаль Т., Прасова О. и Прасова Л., Яновая Т., Даньковская О., Вакуленко Т., Быченко Т., Гизей М., Соколова А.. Многие из них работают в районе.

Нет пожалуй, такой профессии, которой не овладели бы выпускники нашей школы.

1.8. Школа сегодня.

А теперь. После капитального ремонта школа заметно преобразилась, она отвечает всем современным требованиям -новая мебель, новые парты, новое освещение, интерактивные доски, в каждом классе интерн ет. Имеется

современный спортивный зал с мягким амортизирующим покрытием пола, оборудованием для игровых видов спорта: баскетбола, волейбола, футбола.

Спустя 85 лет, в школе по-прежнему работает очень дружный коллектив учителей. Среди них есть и такие, кто несколько десятилетий отдал нашей школе: Гурдина Е.Ф. (директор школы), Здор Э.А.(завуч школы), Остапец Т.П.(русский язык и литература), Бабарыкина Г.А.(ангийский язык), Лобачёва Н. В.(нач. классы), Соколова А.Н.(нач. классы).

П ополнилась школа новыми учителями: Авраменко А.В., Попова А.Н., Солдаткина Е.А., Дробаха Т.Н., Ступак И.Н., Свердлицкая Е.С., Заворотько Т.В., Зубенко И.А., Косых М.Н., Комаров Д.А., Артёменко Н.А., Зачиняева М.А.

Мы гордимся тем, что учимся в этой школе – школе со своей историей и традициями.

Глава II . Практическая часть 2.1. Результаты опроса

В ходе исследовательской работы мы провели анкетирование среди учащихся начальной школы.

Целью анкетирования, проводимого нами до изучения собранных нами материалов, было выяснить, насколько ученики понимают значимость школы, гордятся ею, знают её историю. С классным руководителем мы разработали анкету и предложили ребятам ответить на вопросы. (Приложение7.)

Было опрошено 49 респондентов (это ученики 2-4 классов нашей школы — 49 чел.)

Опираясь на данные, полученные в ходе проведения анкетирования, мы для себя отметили, что большая часть учащихся не знакомы с историей своей школы, что окончательно утвердило нас в актуальности темы нашей работы.

Итак, проведя исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно, так как она является связующей нитью между поколениями. Люди, забывающие своё прошлое – не имеют будущего. Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. А память – это преодоление времени. Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением. В ходе нашего исследования мы систематизировали данные истории школы с её рождения и по наши дни, благодаря воспоминаниям ветеранов педагогического труда, нынешних преподавателей и выпускников школы. Проанализировав материал, имеющийся в школьном музее, мы восстановили информацию о том, как трудился ученический и педагогический коллективы и кто руководствовал общеобразовательным учреждением.

Таким образом, мы считаем, что поставленная цель и стоящие перед нами задачи были достигнуты, гипотеза доказана и данная работа в дальнейшем может быть использована в учебно- воспитательном процессе.

Мы гордимся тем, что являемся учениками школы с интересной историей и тем, что мы - хранители её традиций.

В ходе работы мы сделали следующие выводы:

1. Каждый гражданин своей страны должен знать страницы из жизни школы, где он учился, кто его учил и воспитывал;

2. Изучив историю школы, её традиции, необходимо передавать их из поколения в поколение;

3. Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.

Мы считаем, что тема нашей работы актуальна, должна быть продолжена. Работа имеет практическое значение, так как она дает возможность гордиться своей школой, повышает статус образования, воспитывает патриотизм.

Данная работа может быть использована на классных часах, для проведения уроков краеведения, служить архивом музея. Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.

Некоторые самоограничения , которые необходимы
составителю истории школы.

Уже сама структура исторических уровней показывает, что не следует увлекаться описанием соседних уровней. Например, история школы – не место для подробного описания города и даже улицы на которой располагается школа. И полная биография педагога, даже если это великий педагог, должна излагаться отдельно от истории школы, где он работал. Хотя иногда уместный выход дает неординарные возможности для составителя.

Отличительной особенностью истории школы от многих документов иных уровней является то, что история школы должна доходить до сегодняшнего дня, а поэтому в истории школы неминуемо будут фигурировать живущие сейчас персонажи.

Учитывая, что перед нами возникла уйма вопросов, для изложения которых нужна целая серия выступлений, дадим их в кратком изложении, только в виде самоограничения.

Психологические аспекты.

Известно, что люди остро реагируют на знакомые фамилии, отраженные в публикациях. Иногда болезненно. У многих укоренилось представление, когда упоминание в опубликованном тексте знакомого лица воспринимается как награда. И начинаются пересуды. При этом люди, не принимающие точку зрения автора истории по этому отдельному вопросу, могут не принять всей истории целиком. И даже возможно проявление неприязни к автору-составителю.

Политико-социальные аспекты.

Абсолютно недопустимо, чтобы в тексте истории школы были элементы, которые могут вызвать внутри школы конфронтацию на базе политических пристрастий, националистических, религиозных, этнических и иных противоречий, существующих вне школы.

Морально-этнические аспекты.

Школьные педагоги в своем подавляющем большинстве с отвращением воспринимают телевизионные вольности, где насилие, разврат, иные гадости тиражируются постоянно. Составитель истории школы должен не допускать изложения таких мерзостей в повествовании. Желательно не излагать подробностей неприятных событий, которые не украшают школу.

Юридические аспекты.

Они отражены в государственных и отраслевых нормативных документах. Рассмотрим некоторые из них.

Закон об архивах.

В законе введены ограничения в частности о публикации сведений о личной жизни и здоровье личности. Этот закон не распространяется непосредственно на школьные музеи. Но существуют отраслевые нормативные акты, согласно которым каждая школа обязана передать в соответствующий архив свои дела. Вопросы о правах школ по использованию своей же документации не отражены напрямую в нормативных актах. На всякий случай нужно знать Закон об архивах.

Закон об авторских правах.

В законе отражены права авторов и их правопреемников на опубликованные произведения. Этот закон прямого действия и он требует, в случае публикации истории данной школы, соблюдения авторских прав на материалы, использованные в тексте. И одновременно Закон защищает права на опубликованную историю школы за автором.

Закон о музеях.

Этот закон находится на рассмотрении в Государственной Думе. Маловероятно, что он будет утвержден в ближайшем будущем. Но и в случае утверждения он мало что даст музеям школы, так как ориентирован на музейную сеть, куда школы не входят.

Закон о культуре.

Закон о культуре и другие государственные, а также некоторые отраслевые нормативные акты предполагается изучать в другой серии занятий.

Ограничения, которые вытекают из роли, которую играют составители истории школы. Составитель осуществляет контакт между поколениями людей, столкнувшихся с данной школой. В прошлом, настоящем и будущем. Историю будут читать и в будущем. Поэтому следует понимать ограмную ответственность составителя.

О последствиях.

О мусоре в тексте истории.

О достоверности текста.

Когда составитель получает сведения из уст людей, всегда возможны ложные данные. Иногда можно обезопасить себя тем, что в тексте указать первоисточник. Но лучше никогда не публиковать непроверенные данные. Достоверность истории должна быть предельной. Все данные нужно многократно проверять.

О непредвзятости.

Об аберрации сознания, то есть о кривосуждении в тексте.

История школы охватывает период, превышающий нашу сознательную жизнь. Понятия и представления прежних лет сегодня трудно вообразить. Мы переживаем за свою жизнь несколько эпох. Симпатии и антипатии менялись многократно. Меняются понятия. Сегодня мы видим события не так, как вчера. Возникает опасность с одной стороны воспроизвести по инерции тогдашние представления, запечатленные в воспоминаниях, а с другой стороны существует опасность отвергнуть и растоптать прошлое с позиций взглядов современников. Нужно очень осторожно миновать Сциллу и Харибду, не впадать в крайности, не искать правых и виноватых, не отмечать периоды Добра и Зла жирными пометками. А это значит нам, составителям истории школы, следует по возможности не давать оценок событиям. Текст должен быть по возможности без оценок.

К сожалению, я сам не смог в своей деятельности, в тексте избежать оценок событий. Поэтому вероятно следует отнести этот вопрос к дискуссионным.

Главное, что предложено в данном докладе.

Методической основой процесса написания (составления) истории школы является сочетание подлинных документов с одной стороны и воспоминаний педагогов и выпускников школы, зафиксированные письменно или сообщенные в устной форме.

Средства для поиска информации по истории школы, которые составляются в процессе написания истории школы, – это картотеки, списки, справки, подборки, досье. Они все целиком переходят в научный фонд музея и будут использованы в музее постоянно. Нужно максимально четко готовить их, обеспечив полноту и строгость изложения.

Краткость этой лекции и слабая изученность некоторых вопросов не позволяет мне изложить массу нюансов в разделах

психологии людей, дающих интервью составителю истории школы, либо людей, о которых пишут или наоборот не пишут в истории;
этики составителя истории, который соприкасается с судьбами людей;
законодательства в области авторского права, в архивном деле при написании истории школы.

Автор намеренно избегал изложения литературных приемов, рекомендаций, не будучи специалистом.

Если после прослушивания этой лекции Вы считаете, что Вам ясно как написать текст истории школы, то я могу считать свою задачу выполненной. И одновременно я буду считать, что я Вас хорошо обманул, создавши иллюзию простой работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа… Родная школа.…Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо.

Какова же судьба нашей школы? До недавнего времени для нас она была местом, где учимся мы. Но учась в 4 классе, мы впервые узнали, что наша школа старше, чем мы могли предположить. И в этом году мы заинтересовались, а какой была школа в прошлом? Сколько детских голосов помнят стены нашей родной школы? Кто в ней учился и работал? Какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашей школы?

Актуальность нашей исследовательской работы заключается в первую очередь в наступающем 80-летии деятельности нашей школы. Во-вторых, по нашему мнению, и учащиеся, и их родители должны знать историю школы, в которой учатся они или их дети. Зачем? А затем, чтобы иметь чёткое представление о самой школе. Более половины информации о школе можно получить, зная ее историю.

Сегодня родители получили возможность выбирать школу, в которую пойдет учиться их ребёнок. В 2009 году, когда мы должны были пойти в школу, перед нашими родителями такая задача не стояла.

В ходе нашего исследования мы хотим выяснить, когда была создана наша школа, как развивались и сохранялись на протяжении десятилетий школьные традиции.

Проблема: Неизученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории нашего образовательного учреждения.

Главное управление образования и молодежной политики

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская краевая специальная (коррекционная)

Краевой фестиваль проектов

учащаяся 5 класса

Ольшанских Ирина Викторовна

г. Барнаул, 2015 г

Список используемой литературы………………………………………10

Школа… Родная школа.…Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо.

Какова же судьба нашей школы? До недавнего времени для нас она была местом, где учимся мы. Но учась в 4 классе, мы впервые узнали, что наша школа старше, чем мы могли предположить. И в этом году мы заинтересовались, а какой была школа в прошлом? Сколько детских голосов помнят стены нашей родной школы? Кто в ней учился и работал? Какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашей школы?

Актуальность нашей исследовательской работы заключается в первую очередь в наступающем 80-летии деятельности нашей школы. Во-вторых, по нашему мнению, и учащиеся, и их родители должны знать историю школы, в которой учатся они или их дети. Зачем? А затем, чтобы иметь чёткое представление о самой школе. Более половины информации о школе можно получить, зная ее историю.

Сегодня родители получили возможность выбирать школу, в которую пойдет учиться их ребёнок. В 2009 году, когда мы должны были пойти в школу, перед нашими родителями такая задача не стояла.

В ходе нашего исследования мы хотим выяснить, когда была создана наша школа, как развивались и сохранялись на протяжении десятилетий школьные традиции.

Проблема: Неизученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории нашего образовательного учреждения.

Цель исследования:

1. Собрать материал об истории появления школы в городе Барнауле.

2. Опираясь на данные школьного архива, воспоминания педагогов работающих в школе собрать данные об истории школы.

3. Осветить историю школы.

Методика исследования. Работая над исследованием, мы обратились за помощью к архивным данным школы, воспоминаниям педагогов школы, которые еще работают.

В ходе исследования мы брали интервью о школе и школьных традициях у педагогов и воспитателей школы. Многие педагоги предоставили в наше распоряжение старинные школьные фотографии из семейных альбомов.

Новизна изучаемой проблемы состоит в том, что до этого момента никто не занимался сбором и систематизацией данных по истории нашей школы.

Достоверность информации обеспечивалась тем, что были использованы различные источники, т.е. сомнительный материал уточнялся у разных очевидцев.

Полученные данные и выводы сформулированы в заключительной части работы.

Материалы данного исследования могут быть использованы в следующих областях:

* на уроках литературы, истории; факультативных и элективных курсах;

* на классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях, посвященных краеведению;

* для создания школьного музея.

История школы

В Советское время в стране начали создавать школы для глухонемых. Не стал исключением и наш город. В Барнауле школа для работающих глухих была открыта в 1936 году. В начале это была школа с небольшим количеством учащихся, которые учились в одном многокомплектном классе. Расположена она была по улице Интернациональная, № 145.Это старое здание, в котором школа занимала подвальное помещение, сырое и темное.

К 1939-му году число учащихся увеличилось до 40-а человек, и школа стала двухсменной.

В 1953 году коллектив учителей состоял из 4-х человек:

Петряева Августа Андреевна- заведующая школой

Архангельская Екатерина Васильевна– учительница

Дорофеева Зоя Васильевна– учительница

Глущенко Анна Фёдоровна– совместитель.

В 1953 году школа насчитывала 35 учащихся. До 1959 года школа занималась ликвидацией неграмотности и малограмотности глухонемых.

С увеличением числа учащихся в школе появляется необходимость в расширении педагогического состава.С 1959 – 1965 годы были приняты учителя начальных классов и учитель русского языка и литературы.

В школе становится все больше и больше учащихся, классы разбросаны по разным предприятиям, появилась необходимость иметь отдельное помещение для школы, что и осуществилось в декабре 1965 года.

Школа стала занимать, хотя и старое, но отдельное здание по улице Папанинцев № 139, в котором приступили к занятиям восемь классов.С этого времени школа интенсивно пополняется учителями предметниками.

В 1954 году ПетряеваАвгуста Андреевна тяжело заболела и заведующей школы стала Дорофеева Зоя Васильевна, которая являлась директором школы до 1977 года.

Работы в школе было много: добиться лучших условий для работы, подобрать кадры, увеличить количество учащихся школы. Школа была плохо оборудована, но Зоя Васильевна не унывала.

В целях улучшения обучения глухих грамотности школа была реорганизована.С 14 июня 1959 года она стала Вечерней школой работающей молодежи для глухих.

В 1968 году школе представилась возможность выделить две комнаты для принятия пищи. Коллектив учителей поддержал инициативу администрации и было организовано питание на общественных началах, что экономит время учащихся.

Первый выпуск 12-тиклассников был в 1968 году, 11 учеников получили восьмилетнее образование в вечерней школе. С этих пор уменьшается количество начальных классов, увеличивается число старших классов.

В 1969 года школа стала средней вечерней школой.

В 1973 году был сделан первый выпуск пятнадцатиклассников, семь учеников Алтайского края получили среднее образование в средней вечерней школе.

Год 1979 Вечерняя школа рабочей молодежи реорганизована в Краевую вечернюю сменную среднюю общеобразовательную школу для глухих и слабослышащих.

После Дорофеевой Зои Васильевны директором школы стала Лебедева Белла Матвеевна.

Белла Матвеевна была учителем истории. На ее уроках Обучающиеся с увлечением слушали рассказы о том, как возникло наше государство и об исторических личностях.

В нашей школе есть и педагогические династии. Одной из продолжательниц педагогической династии является Поддубнова Любовь Алексанровна, которая совсем юной девочкой пришла в нашу школу.

Ее мама Дорофеева Зоя Васильевна – была директором школы. Любовь Александровна начинала работать в школе библиотекарем, а с 1997 года она является директором школы.

В годы ее руководства школой произошли существенные изменения:

- в 1997 году учреждение открыло начальные классы для глухих и слабослышащих детей, проживающих в городе Барнауле;

- в 1998 году Краевая вечерняя (сменная) школа средняя общеобразовательная школа была для глухих и слабослышащих была переименована в Алтайскую краевую государственную специальную (коррекционную) среднюю общеобразовательную школу для лиц с нарушением слуха;

- в 2001 году школа переехала из аварийного деревянного здания в другое помещение по ул. 80 Гвардейской дивизии, 66 б.

Любовь Александровна организовала профессиональное обучение неслышащих школьников, которые за два года имеют возможность получить следующие профессии: - парикмахера, - оператора швейного оборудования, - мастера столярного и мебельного производства, - слесаря по ремонту автомобилей.

Дочь Любовь Александровны – Сидорова Анна Владимировна, также работает в нашей школе.

В нашей школе как в маленькой стране есть своя символика:

- Флаг, который символизирует единство добра и взаимодействия в нашей школе;

- Герб, который означает желание педагогов и учеников сотрудничать, помогать и понимать друг друга;

Мы рассмотрели историю зарождения и развития Алтайской краевой государственной специальной (коррекционной) средней общеобразовательной школы для лиц с нарушением слуха города Барнаула. Наша школа прошла долгий 80-летний путь своего развития в двух веках – 20-том и 21-вом. Возникшая в середине 30-х годов как вечерняя, она постепенно модернизировалась, став сначала Вечерней школой работающей молодежи, а затем и средней общеобразовательной школой. В последние годы в школе резко увеличилась численность обучающихся она вновь стала.

Множество людей отдали школе свои силы и сердца. Огонек их сердец продолжает гореть в их учениках. Сегодня невозможно представить себе наш город без нашей любимой и дорогой школы. Это не только образовательное учреждение, но и маленькая семья. Здесь проходили праздники и встречи с интересными людьми. Наше исследование помогло нам понять, что именно благодаря школе сохраняется система общения людей различных поколений. Именно здесь дети учатся любить свою малую родину, уважать старших, бережно относиться к историческому наследию. Поэтому так важно начинать воспитание юного гражданина с традиций семьи, родной школы, города.

Сегодня школа остается родным домом для 69 ее учащихся. Большую часть дня они проводят здесь. Ни один ребенок не остается вне поля зрения и заботы школьных учителей. Дружной семьей мы отмечаем все праздники и радостные события, вместе переживаем неурядицы и беды.

Читайте также: