Определите какие изменения в государственно правовой системе произошли в царствование петра 1 кратко

Обновлено: 17.05.2024

Значение норм обычного права в это время ослабло, оно сохранялось лишь в сельских общинах государственных крестьян. Помещики также использовали в своих целях отдельные институты (например, круговую поруку).

Господствующим источником права при абсолютизме становится нормативный правовой акт в его разнообразных формах: уставах, регламентах, указах, имевших одинаковую юридическую силу. На первый план выдвигается законодательная деятельность императора.

Императорские указы Петр разделил на временные (издаваемые по какому-либо конкретному случаю) и вечные (дополнявшие или уточнявшие Уложение 1649 г.). Петр I, принимая активное участие в подготовке законодательных актов, не всегда критически изучал иностранный опыт и законодательство, заимствуя их положения, особенно в военной области. В период его правления была сужена юрисдикция церковных судов, из которой были изъята часть дел о половых преступлениях, а также в области брачно-семейных и нравственных отношениях.

При Петре I рост числа законов приводит к необходимости к их отраслевой систематизации. Первоначально Петр хотел издать новое Уложение, но затем пошел по пути создания отдельных кодексов. В первую очередь систематизации подверглись нормативные акты, связанные с военным делом.

Вообще не обосновано так как его никто не заставлял ждать ей так долго и уж тем более идти на встречу с ней.
и вообще подруге такое не говорят.
и перед тем как не идти на работу, нужно позвонить и сказать,что заболел,вызвать врача, и ты получишь справку,что не в состоянии идти на работу.
Странная какая-то ситуация и чувак тот тоже со своими тараканами в голове.

Х - скорость 1-го автобуса1,2*х - скорость 2-го автобуса45/х - время в пути 1-го автобуса45/1,2х - время в пути 2-го автобуса Известно, что второй выехал на 15 минут позже:15 минут = 15/60 = 0,25 Составим уравнение:45/х - 45/1,2х = 0,251,2х * 0,25 = 45*1,2 - 450,3х = 9х = 30 Ответ. 30 км/ч скорость первого автобуса.

Квартира, согласно ст. 1146 ГК, будет передана детям дочери Сидорова.
По остальным предметам будет происходить наследование по закону, то есть в определенной очередности (ст. 1142-1145 ГК). Так как автомобиль и драгоценности не являются совместной собственностью супругов Сидоровых (ст. 256 и ст. 1150 ГК), то наследовать жена может только дачу. Остальное наследует дочь Сидорова (ст. 1142). Брат не может наследовать, так как есть наследник первой очереди, а родной брат является наследником второй очереди (ст. 1143).

1.чому рослинний і тваринний світ Південної Америки найбагатший на планеті Земля 2. Чому природа Південної Америки під загрозом

Безработные П. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим.

Получение наследства, дарение имущества относятся к правоотношениям: 1.гражданским 2.административным 3.трудовым 4.семейным

Государственное управление регулируют нормы 1)семейного права 2)конституционного права 3)избирательного права 4)публичного права

Заместитель директора предприятия не выполнил распоряжение директора по исправлению пожарной сигнализации. Какой вид ответственн

Сазонов по договору аренды транспортного средства получил от Вахрушева ладу, вскоре Вахрушев узнает, что Сазонов использует его

Финансовое право ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. Как соотносятся между собой государственный финансовый контроль и перечисленные понят

Данная статья является продолжением цикла статей о внутренней политике Петра I. Предыдущую статью о реформах Петра Великого в социальной сфере можно найти и прочитать здесь . Реформы в политико-правовой сфере также носили весьма двоякий характер: с одной стороны Петр I копировал западные политические институты, с другой – делал так, что самодержавие в стране только усиливалось.

Государственное управление

В 1704 году была упразднена Боярская Дума, которая стала окончательно неэффективна уже в конце XVII века.

В 1711 году был учрежден Сенат , заменявший Боярскую Думу. В руках Сената была сосредоточена законосовещательная и судебная власть, орган возглавлял генерал-губернатор. Первым эту почетную должность занял Павел Иванович Ягужинский.

Одновременно с Сенатом была создана должность фискалов, а в 1722 году появилась прокуратура. В задачу фискалов входил негласный надзор за деятельностью правительственных учреждений в столице и других городах, они обязаны были сообщать о любых нарушениях и злоупотреблениях, при этом получали половину штрафа, который взимался с провинившегося чиновника, или половину конфискованного имущества. При этом фискалы не несли ответственности за ложные доносы.

Сенат находился под контролем Императора. Связь правителя с частями системы управления осуществлялась с помощью Кабинета, который с 1704 года стал личной канцелярией царя.

Исполнительная власть к концу XVII века была представлена 44 приказами, многие из которых дублировали функции друг друга. Замена приказов коллегиями происходила в 1717 – 1721 гг. Всего было учреждено 11 коллегий.

Финансами заведовали три коллегии, у каждой из которых был строго ограниченный круг обязанностей: сбором налогов руководила Камер-коллегия, Штатс-контор коллегия распоряжалась расходами, Ревизионная коллегия контролировала доходы и расходы.

Экономикой России также управляли три коллегии. Легкой промышленностью заведовала Мануфактур-коллегия, горным делом Берг-коллегия, внешней торговлей – Коммерц-коллегия.

Была учреждена Вотчинная коллегия, которая занималась земельными тяжбами и вопросами о наследстве. Всеми судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.

Главный Магистрат и Синод обладали тем же статусом, что и коллегии. Задачей Главного Магистрата, организованного в 1720 году, являлся контроль за городскими магистратами – местными выборными органами управления. Местами в городских магистратах быстро завладело богатое купечество, которое притесняло мелких ремесленников, однако городская реформа дала купцам большую свободу, что положительно сказалось на развитии торговли.

Синод был учрежден в 1721 году, во главе его стоял обер-прокурор. Еще в 1700 году, со смертью Патриарха Адриана, новый патриарх не был назначен. Вместо него был создан специальный орган, в обязанности которого входил надзор за церковной организацией, а вместо патриарха был назначен лишь местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. После долгой подготовки, 25 января 1721 года был окончательно сформирован Синод, который стал высшим органом церковно-государственного управления РПЦ. Таким образом, церковная власть была подчинена светской.

Среди центральных учреждений особняком стоял Преображенский приказ, возникший в XVII веке. Он, по сути, был карательным учреждением и заведовал политическим сыском, судил участников восстаний и заговоров, слишком рьяных противников реформ и т.д.

В целом коллежская система отличалась от приказной более четким распределением обязанностей между центральными ведомствами. Коллегии функционировали эффективнее и за счет малого состава: президент, вице-президент, четыре советника и четыре ассистента составляли каждую коллегию. Все решения внутри коллегии принимались большинством голосов ее членов.

Прежнее деление дворянства на чины было ликвидировано. Теперь служебная лестница состояла из 14 рангов: первый был самым высоким (фельдмаршал в армии, генерал-адмирал на флоте, канцлер – на гражданской службе), последний, четырнадцатый – самым низким (прапорщик и коллежский регистратор).

Теперь неродовитые дворяне получили возможность выдвинуться благодаря своим способностям. Среди тех, кому удалось сделать карьеру, такие деятели, как генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, дипломаты П. А. Толстой, И. И. Неплюев и другие.

В октябре 1721 года по прошению Сената Петр I принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Соответственно, Россия стала Империей. Это случилось после завершения Северной войны со Швецией, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. Международный авторитет России после этой победы и с принятием Петром I нового титула значительно вырос.

В 1718 году царевич Алексей, который являлся единственным наследником трона, был обвинен в измене и казнен. После этого, в 1722 году был принят указ о престолонаследии, который предусматривал назначение наследника престола по воле монарха. Принятие данного указа впоследствии станет одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов.

Административно-территориальное устройство

С 1708 по 1710 гг. была проведена губернская реформа. Ранее административная система России была представлена уездами, которые непосредственно подчинялись приказам. Теперь между приказами и уездами были введены две новые территориальные единицы – губернии и провинции.

Территория страны была поделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская), которые возглавлялись губернаторами. Губернии делились на провинции (во главе с комиссарами/воеводами), провинции – на уезды (во главе с земскими комиссарами), состоящие примерно из 2000 дворов.

Областная реформа повлекла за собой изменения в аппарате управления: ратуша утратила свое значение и больше не была центральным казначейством страны, были упразднены областные приказы.

К 1719 году основной единицей административного управления стала провинция (их насчитывалось около 50)

В результате административных преобразований в России завершилось становление абсолютной монархии. Новая система управления позволяла Петру I контролировать страну с помощью аппарата чиновников, полностью подчиненных ему.

Создание иерархии учреждений, а также регламентов, уставов и наставлений повлекло за собой формирование российской бюрократии. Эта бюрократия сосредоточила в своих руках значительную власть. Петр I пытался бороться с всевластием чиновников с помощью фискалов и прокуратуры, однако иных форм контроля монархическая власть не предусматривала, поэтому контроль над бюрократией давал ничтожные результаты и при Петре, и при его последователях.

Городское самоуправление

В 1702 году был подписан указ, согласно которому управление городами могли осуществлять не только воеводы, но и выборные дворяне. В поддержку интересов дворянского сословия были созданы дворянские советы, в которых заседали представители дворянства. С 1705 дворянские советы приобрели статус обязательных.

С 1699 года началась реформа городского управления. Появились бурмистерские палаты (советы избранных от города должностных лиц). Со временем бурмистерская палата стала называться Ратушей. Она контролировала сбором и доставкой в Москву государственных налогов, сборов и пошлин.

В остальных городах органами власти стали земские избы и бурмистры.

В 1720 году в Петербурге был создан Главный Магистрат по западноевропейскому образцу. Этот орган регулировал деятельность городских магистратов.

В 1721 году Главным магистратом был подписан регламент, согласно которому все крупные города России разделялись на 5 классов, а население всех городов делилось на податное и неподатное.

В 1724 г. ратуши переименованы в магистраты. В составе магистратов были бургомистр (мэр, избирался населением) и ратманы (избранные из высших сословий под надзором воевод).

В целом городская реформа не была завершенной, однако Петровские нововведения надолго стали основой системы городского управления в России.

Основным недостатком реформы является противостояние между земскими и бюрократическими учреждениями, которые быстро подавили и взяли под контроль деятельность органов местного самоуправления.

В основе наиболее определяющих преобразований в сфере права у Петра I лежало изменение соотношения между источниками права: главное значение Петр стремился закрепить за законом, отрицая роль обычая и позволяя ему действовать лишь там, где государство либо не могло его искоренить, либо не видело в нем препятствий для себя.

· Общество устранилось от нормотворчества;

· Закон теряет свою функцию в деле закрепления и поддержания обычая;

· Закон становится созидательной силой, основанной на признании государством за собой исключительного права устанавливать нормы и правоотношения даже если таковые вообще не известны обществу;

· При этих условиях правоприменения о охранении законности государства принимают карательный характер (репрессивный);

· В судебном процессе государство становится не тритейским судьей, а заинтересованной стороной в процессе;

· Обеспечение прав потерпевшей стороны для государства теряет свое значение.

Вышеуказанные изменения в правовой системе порождали у общества ответное стремление обойти закон.

Как можно полагать, Петр желал предупредить существование пробелов и противоречий в законодательстве. Он, во-первых, значительно расширил зародившуюся много раньше тенденцию к изданию комплексных законодательных актов – уставов, тем самым обновляя или даже создавая целые разделы права. Во-вторых, именно Петр предпринял первую попытку осуществить систематизацию им созданной массы законодательных материалов. Тем не менее, Петр сталкивался с невозможностью искоренить обычай, добиться результативности в деле регламентации жизни общества. При этом условии, защищая интересы государства, Петр признает преступлением даже не противозаконное только, но и противогосударственное деяние, т.

Вместе с тем, Петр оставался в плену традиций и основные признаки монархии, им созданные – абсолютизм, узаконил в военно-уголовном праве.

Петр узаконил следующие признаки власти монарха, его власть:

Таким образом, правовые преобразования в петровскую эпоху были чрезвычайно обширными, многогранными и далеко не всегда последовательными. Тем не менее, их направленность и результат состояли в законодательном обеспечении абсолютной монархии и закладывали правовую базу полицейского государства.

Реформы государственного управления императора Петра 1

Петр I

Петр I

Петровскими реформами центрального управления историки называют масштабные преобразования государственного аппарата, которые произошли в период правления Петра Первого. Основными нововведениями правителя считаются создание Правительствующего Сената, а также полной замены системы приказов Коллегиями, формирование царской Тайной Канцелярии Святейшего Синода.

Во время становления Петра на трон в качестве ключевого поста государственного управления выступали дворяне, которые получали свой чин по праву фамилии и происхождения. Пришедший к власти Пётр понимал, что устоявшаяся система правления – одно из слабых звеньев. Что именно она тормозит страну в её развитии.

Путешествие по Европе с 1697 по 1698 год царя в составе Великого Посольства позволило ему ознакомиться с системой административных органов в европейских государствах. На основе них он решает провести преобразования в России.

За два года до этого создаётся Ближняя канцелярия, контролирующая финансовые операции каждого приказа и принимающая административные решения. Все царские советники были обязаны подписывать важнейшие документы и регистрировать эти события в специальной книге именных указов.

Учреждение Сената

Второго марта 1711 года Петром Первым формируется так называемый Правительствующий Сенат, являющийся наивысшим органом административной, судебной и законодательной власти. На этот орган царь возлагал все свои обязанности на время своего отсутствия, ведь частые поездки из-за Северной войны не могли стать причиной остановки развития государства. При этом, данный управленческий орган был полностью подчинён царской воле и имел коллегиальную структуру, члены которой отбирались лично Петром. Двадцать второго февраля 1711 года была создана новая дополнительная должность фискала, который должен был осуществлять дополнительный надзор во время отсутствия царя за чиновниками.

Формирование и развитие коллегий происходит в период с 1718 по 1726 год. В них царь видел орган, способный заменить устаревшую систему медлительных приказов, которые, по большей части, лишь дублировали функции друг друга.

Появляясь, коллегии полностью поглощали приказы, а в период с 1718 по 1720 год президенты образованных Коллегий даже являются сенаторами и лично заседают в Сенате. Необходимо отметить, что впоследствии в Сенате остались лишь основные Коллегии:

  • Иностранных дел;
  • Адмиралтейства;
  • Военная.

Формированием вышеописанной системы коллегий завершается процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата России. Разграничение ведомственных функций, а также общие нормы деятельности, регулирующиеся Генеральным регламентом – основное отличие обновлённого петровского аппарата от прежней системы управления.

Генеральный регламент

Десятого марта 1720 года данный документ был одобрен и подписан правителем России Петром Первым. Устав включал в себя введение, а также пятьдесят шесть глав с общими принципами работы аппарате каждого государственного учреждения и разные приложения для толкования новых иностранных слов, которые были в тексте Генерального Регламента.

Святейший Синод

Создав Синод, государь ввёл церковь в механизм государства, фактически уподобив её одному из многих на тот момент существующих административных учреждений, наделённого определёнными функциями и обязанностями.

Схема управления государством при Петре I

Схема управления при Петре 1

Схема управления государством при Петра I

Схема управления государством при Петра I

Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления

Реформы Петра I в сфере управления

Реформы Петра I в сфере управления

Схема: местное самоуправления после реформ управления Петра I

Местное самоуправления после реформ Петра

Местное самоуправления после реформ Петра

Читайте также: